КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманитарное измерение стиля нового педагогического мышления 2 страница
Оставлю в стороне логико-гносеологический аспект обращения к метафоре в научном (естественнонаучном) познании. Не менее, если не более, использование метафоры насущно профессиональному педагогическому образованию. В кратком очерке метафоры духовного роста человека, предложенной В.П.Зинченко, попутно раскрывается многогранность метафоры. Выстраиваемая в зазоре между «я вижу нечто» и «я вижу нечто, как...», метафора получает различные интерпретации. Она - и мост между знанием и незнанием, средство не только приращения знания, но и открытия знания о незнании; она - и грань между мифом и логикой; она - и атрибут живого знания. Соединяя свойственную ей напряженность и концептуальную недосказанность с перцептивной очевидностью, метафоры являются и интуитивным отношением, удерживающим вместе и смысл, и образ [5; 168-169]. В итоге можно сделать вывод о незаменимости метафоры как инструмента образования. В пользу такого заявления свидетельствует далеко не полный список высвечиваемых в образовании граней метафоры: способность модифицировать содержание педагогической ситуации, организовывать понимание ее целостности; референт педагогического явления и одновременно посредник между преподавателем и студентом: средство, сокращающее разрыв, в том числе и во времени, между объяснением и пониманием, устраняющее их диахронность; средство преодоления неопределенности педагогической ситуации; средство организации поиска и обнаружения смыслов; индикатор включенности, соучастия в педагогическом процессе интерпретатора метафоры; способ преодоления отчуждения и «холода» безличных истин; язык сотворчества преподавателя и студента (метафора - генератор смыслов, а не только их вместилище). Пожалуй, достаточно. Объединяя только лишь намеченные грани метафоры, можно предположить, что она выступает средством организации педагогического хронотопа. Обращение к метафоре в профессиональном педагогическом образовании предстоит в следующей части книги. Сейчас же обратим внимание на гуманитарную интенциональность метафоры, на метафоричность как основание стиля нового педагогического мышления, как один из его принципов. Использование в профессиональном образовании метафор детерминировано различными условиями. Однако их выбор существенным образом зависит от ценностных ориентации преподавателя, стиля его мышления. Анализ метафоры в контексте ценно- стных ориентации педагогического сознания показал, что технократический и гуманитарный стили педагогического мышления оперируют различными метафорами:
В соответствии с «технологической» метафорой обучения (левый столбец) учитель считает целью своей деятельности достижение определенного стандарта и четко фиксируемого результата обучения. Результат этот фиксируется в знаниях, умениях, навыках в отличие от гуманитарной модели, ориентированной на поиск личностных смыслов. Метафора в образовании имеет два референта: ценности, смыслы образования и конкретную педагогическую ситуацию. Поэтому даже неотрефлексированно принимаемая педагогами метафора лежит в основе его выбора цели, содержания, метода, формы, критериев оценки, результата той или иной образовательной ситуации и образовательного процесса в целом. Попытаюсь предложить метафору метафоры как одного из тропов: метафора - это тропа к объяснению-пониманию. В таком случае метафоричность как принцип стиля нового педагогического мышления - это меридиан, стягивающий образование к полюсу гуманитаризации. Ось, проходящая через этот полюс, определяет одно из направлений вращения сферы образования. Если не одно- и даже не биполярен земной шар (два географических, два магнитных полюса, полюс «холода», и где тот «пуп Земли»?), то сколько же полюсов имеет сфера образования? Она многополярна и полицентрична: фундаментализация, личностная обращенность, информатизация... - каждый из этих полюсов имеет свою «географию», свою координатную сетку. Меридианами (именно меридианами, а не параллелями) гуманитаризации, принципами стиля нового педагогического (гуманитарного) мышления являются другодоминантность, диалогичность, понимание, рефлексивность, метафоричность. По-видимому, эта многополярность образования - следствие многомерности непосредственных участников образовательного процесса. Потенциально богатые возможности понимания-объяснения как принципа стиля нового педагогического мышления делают настоятельно необходимым поиск путей их реализации в обучении. Основанием, на котором могут быть развернуты эти возможности, выступает работа с учебным текстом. Вопросы и задания 1. Сопоставьте метафоры: «школа - семья» и «школа - фабрика» (Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - С. 363-364). Какие стили педагогического мышления отражены в этих метафорах? 2. Используя тексты учебников педагогики, найдите в них отражение различных видов стиля педагогического мышления. 3. Покажите, что принципы стиля нового педагогического мышления (понимание, другодоминантность, рефлексивность и др.) основываются на фундаментальных представлениях о мире образования. 4. Ю.П.Азаров одну из глав своей книги «Искусство воспитывать» (М., 1985) назвал «Два стиля педагогического мышления». Прочитайте эту главу и ответьте на вопросы: - По каким признакам автор различает стили педагогического мышления? - В чем он видит ценность стиля нового педагогического мышления? Рекомендуемая литература 1. Батищев Г. С., Лебедева Н.Н. Педагогическое понимание как сотворчество (к философской проблематике нового педагогического мышления) // Вестник высшей школы. - 1989. - № 8. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. 3. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1991. 4. Загадка человеческого понимания / Сост. В.П.Филатов. - М., 1991. 5. Зинченко В. П. Живое знание. - Самара, 1997. 6. Курганов С. К). Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1989. 7. Педагогическое образование для XXI века / Ред.-сост. Н.Н.Пахомов, Ю.Б.Тупталов.-М., 1994. 8. Сенько Ю.В., Тамарин В.Э. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся. - М., 1989. 9. Сохор A.M. Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. - М., 1988. 10. Тамарин В. Э., Кузьмина Э. М. Перестройка школы и новое педагогическое мышление. - Барнаул, 1989. Глава 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СОТВОРЧЕСТВО В принципе обучение, творчество и понимание - это синонимы. В. П. Зинченко Когда речь идет о людях творческих профессий, то в первую очередь называют представителей искусства - художников, музы- кантов, писателей, артистов и др. За этими «другими» почему-то не подразумевается педагог. По-видимому, это связано с тем, что педагогическая профессия, гротескно описанная еще автором «Похвалы глупости», по «определению» не входит в сферу творческих. Низок ее социальный престиж, а широкое распространение, массовость «работают» против: не может же быть столько творческих людей в одной сфере, поскольку творчество - удел «избранных». Да и о каком творчестве педагога может идти речь, если для решения задачи минимум ему «всего лишь» нужно довести студента до стандартного уровня образования по своему предмету, и при этом еще с помощью разработанных дидактикой и методикой нормативных предписаний? Повторяющаяся же до недавнего времени из года в год работа по стандартным учебникам, по единым государственным учебным планам и программам укрепила в массовом сознании (в том числе и у части самого преподавательского корпуса) представление о педагогической работе как рутинной и шаблонной. Не способствовало развитию инициативы и творчества в высшей школе ее отчуждение от общества, отчуждение преподавателя от студента, отчуждение и преподавателя, и студента от их собственных задач и устремлений. В последние годы наметилась тенденция к освобождению от стереотипов в оценке педагогической деятельности: в полный голос заявили о себе учителя-новаторы, появилось значительное число инновационных школ, экспериментальных площадок, активизировались разработки проблем непрерывного образования, интеграции высшей школы, науки и производства, в законодательном порядке закреплено право преподавателя на создание авторских программ, учебников, учебных пособий. И все же вряд ли разрешилась дилемма: является ли педагогический труд творческим или нетворческим; не утихла ведущаяся еще со времен К.Д.Ушинского полемика о соотношении науки и искусства в педагогической практике, продолжается в контексте творчества исследование характеристик профессиональной деятельности и личности педагога. Сняв налет академической серьезности, можно сегодня сказать: педагогика - это и наука и искусство. Важно, чтобы ее успехи (как науки, так и искусства) способствовали успешности образовательной практики. Педагогическое творчество, как следует из предыдущей части книги, является одним из предельных нормативных оснований профессиональной педагогической деятельности, т.е. ее ценностью. Вопрос, однако, не в этом признании, а в специфике, особенностях педагогического творчества. Дело в том, что творчество преподавателя рассматривается как самостоятельный, автономный акт, вне процесса профессиональ- ного образования, его порождающего, вне учения (деятельности -и тоже творческой - студента). Разумеется, в этом рассмотрении деятельность вузовского преподавателя проецируется на деятельность студентов и обратно, анализируются гносеологические, технологические, психологические и другие стороны взаимодействия «преподавание - учение». Исходная установка этих поисков прозрачна: одно (преподавание) без другого (учения) не существует. Но в этом случае онтологию творчества преподавателя, т.е. педагогическое творчество, как необходимое условие существования педагогического процесса и его следствие должно рассматривать как сотворчество преподавателя и студентов. Общеупотребительное, ставшее уже привычным словосочетание «педагогическое творчество», взятое вне контекста обучения, лишь односторонне отражает этот феномен. Такой контекст тем более необходим, поскольку вне анализа системы (процесс обучения) вряд ли возможно содержательно представить ее составляющую - творчество преподавателя. Определяя, например, цель своей деятельности на предстоящем занятии, преподаватель ориентирует ее на Другого (студента); в результатах учебной деятельности студента «просвечивает» не только будущий специалист, но и сам преподаватель. Обсуждение творчества в деятельности вузовского педагога со студентами необходимо провести в первую очередь, хотя для полноты анализа требуется исследование сотворчества преподавателя с другими участниками процесса обучения - коллегами, руководителями педагогической практики, авторами учебников, технологий, методик обучения и другими соавторами процесса профессионального обучения. И еще одно замечание. До сих пор речь шла об образовании. Обучение упоминалось вскользь, как орган, орудие образования, как подпроцесс процесса образования. Полагаю, что жесткой, раз и навсегда определенной диспозицией «образование -обучение» быть не может. Контекст же дальнейшего использования понятия обучение следующий: обучение - конкретизация образования; обучение и образование соотносятся, как средство и цель. Последнее, между прочим, утверждалось более 30 лет назад в коллективной монографии «Основы дидактики» под редакцией Б.П.Есипова. Переход от анализа творчества преподавателя вуза к изучению сотворчества преподавателя со студентами связан и с наметившимся в образовании переходом от просветительской к культуротворческой парадигме. Этот переход фиксируется в стилевых особенностях нового педагогического мышления, ориентированного на понимание Другого, диалог с ним, другодоминантность, личностную рефлексию, на построение живого знания. Сотворчество в преподавании-учении предполагает его направленность на один предмет. Такое жесткое условие ставит вопрос о сотворчестве преподавателя и студента под сомнение: разные субъекты разных деятельностей, т.е. цели, содержание, мотивы, способы деятельности преподавателя и студента, изначально различны. До того времени, пока учащий и учащийся врозь, пока их вместе не свело обучение, пока оно не стало со-бытием. В рамках средней школы эта ситуация тонко подмечена В.И.Загвязинским: «Учитель занят педагогическим творчеством (хотя его педагогические идеи и замыслы часто реализуются в иных областях деятельности - литературной, технической, научной), ученик - предметным (изобразительным, литературно-художественным, техническим и т.д.). Важно, что совпадение характера (при неполном совпадении предмета) деятельности и рождает сотрудничество, сотворчество, духовную близость, сопричастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между учителем и учеником» [3; 37]. В этой ситуации ученик, будучи внешне обращен к иному, чем учитель, предмету, идет за учителем, вносит свой вклад в организацию педагогического пространства-времени. Пользуется он при этом иными средствами, не обязательно совпадающими внешне с теми средствами, которые использует учитель. Если предметом деятельности считать, по А.М.Леонтьеву, ее мотив, то не исключено, что мотивы непосредственных участников процесса обучения могут если не совпадать, то пересекаться, дополняя друг друга. Более того, не редки такие ситуации (а в «Школе диалога культур» уже в начальных классах они предположены изначально), когда оба они - учитель и ученик - заняты одним предметом, так как «окончательных» ответов на вопросы, возникающие в ходе его обсуждения, не знает никто. Результатом такого совместного выстраивания предмета изучения является, по В.П.Зинченко, живое знание. Оно - продукт сотворчества учителя и ученика. Высшая школа открывает новые возможности сотворчества, связанные с профессиональной педагогической направленностью и преподавателя, и студента. Само профессиональное педагогическое образование как способ становления будущего преподавателя в педагогической культуре, творческие аспекты преподавания (деятельности, направленной на создание условий становления профессионала в педагогической культуре) предполагают не только освоение студентом дидактически преобразованного профессионального опыта («ставшей» культуры) и развитие индивидуальности на этой основе, но и сотворение образа мира и своего собственного образа в этом мире. Напомним, решение каждой из этих задач обусловлено другими и в то же время обусловливает их. Эти весьма общие задачи образования, определяя стратегию деятельности преподавателя, преобразуются им в конкретные цели и задачи обучения. Несмотря на то что такое преобразование строится на основе данных дидактики, методики, собственного преподавательского (студенческого) опыта, оно всегда ново: сегодня этот конкретный студент пришел на семинарское занятие иным, чем вчера, иной и сам преподаватель, поскольку он, «если не мертв, движется и воспитывается».
*** Реальный процесс профессионального становления богаче заданных нормативов. Поэтому перед вузовским преподавателем всегда стоит проблема выбора и воплощения их «в живые человеческие мысли и эмоции». А в этом и заключается, по В.А.Сухомлинскому, творческий труд педагога. Более того, сами задачи преподавателю непосредственно не даны. Он действует в реальном, а не «дидактизированном», т.е. полностью описанном и объясненном дидактикой, мире. Есть наличная ситуация, сотворенная им и его студентами, из которой - опять же совместно - вычерпываются задачи, действительное понимание которых приходит в процессе решения, т.е. в обучении. Творческое начало в деятельности преподавателя заметно возрастает в ходе развертывания нетривиальных педагогических идей. Ведь известно: чем более продуктивна идея, тем менее она формализуема, тем «мягче» становятся предписания по ее реализации. При этом преподаватель сталкивается с необходимостью преодоления парадокса системности. Так, для того чтобы решить интегральную задачу становления студента как субъекта учебно-познавательной или шире - предметно преобразующей (профессиональной) деятельности, необходимо формирование мотивов учения, приобщение к предметной и операциональной сторонам учебно-познавательной деятельности в их единстве, развитие рефлексирующего мышления студентов, их активности и творчества. Но успешность решения каждой из этих задач зависит от успешности решения других и от решения интегральной задачи. Подобные парадоксы приходится преодолевать и в «простейшем» случае «монологического восхождения по цивилизационной лестнице» учащихся к знаниям, умениям, навыкам, поскольку решается, по существу, задача «перематывания культуры из безличной формы всеобщности в личностную форму культуры индивида» [2; 54]. Обучение как процесс непосредственного и опосредованного взаимодействия преподавателя и студентов развертывается на оп- ределенном содержании. Интерпретация этого содержания как педагогически переработанной части социального опыта, и в первую очередь педагогической науки в качестве составляющей этого опыта, является сегодня общепризнанной, не вызывает серьезных сомнений. Поэтому такие критерии отбора содержания профессионального образования, как научная общепризнанность, значимость для педагогической практики, системность, межпредметность и ряд других, которыми должен руководствоваться преподаватель, представляются естественными, не требующими обоснования и, конечно же, творчества. В действительности же - и это обсуждалось в предыдущей главе - процесс профессионального обучения не сводится к усвоению представленного в проектах (учебные планы, учебники, образовательные стандарты и пр.) содержания образования. Перед преподавателем (и перед студентом) всякий раз возникает сложная - творческая по своей сути - задача преобразования содержания образования в содержание обучения. Студент любого курса не начинает обучение с «чистого листа». За его плечами -собственный жизненный опыт как важнейшая часть духовного мира. В нем своеобразно отражены знания, способности, интересы, направленность личности, ее история. На этот «личностно-исторический» опыт проецируется «чужой», общественно-исторический опыт, и наоборот. Такое проецирование выступает как закономерность процесса обучения: «Всякая попытка воспитателя-учителя "внести" в ребенка сознание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств»1. Подобные попытки обречены на провал тем более в отношении стоящих на пороге профессионального самоопределения студентов. Преподаватель стимулирует студентов к актуализации их жизненного допрофессионального опыта, создает условия слияния этого опыта с общественно-историческим опытом. Для этого он изучает довузовский опыт студентов, прогнозирует возможные затруднения, ошибки, намечает пути их корректировки, а также перестройки и обогащения опыта. На жизненном опыте студентов лежит отпечаток их индивидуальных интересов и потребностей, особенностей окружающей среды, в которой происходит взаимообмен информацией, формируются оценки и мнения. Этот опыт активно влияет на усвоение профессиональных знаний и способов деятельности в процессе 1 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии - М., 1973. - С. 192-193. обучения, ибо сами учебные сведения воспринимаются будущими педагогами через призму ранее приобретенных. Если даже преподаватель строит обучение, не учитывая жизненный опыт студенческой аудитории, то такая его позиция все равно не исключает взаимодействия этого опыта с содержанием учебного материала, поскольку здесь он имеет дело с закономерностью образовательного процесса. Конечно, в таком случае связь между содержанием образования и личным опытом студентов может оказаться случайной, неполной, противоречивой. А это уже влечет за собой издержки профессионального становления. Восхождение преподавателя к жизненному опыту студента есть, по существу, обращение к личности будущего специалиста, к его способности «работать» со своим опытом, над своим опытом, с помощью своего опыта, вопреки собственному опыту. Студент в этой ситуации перестраивает свои прежние представления или получает им подкрепление, продуцирует новые знания, выходя за границы личного опыта, овладевает профессиональными знаниями, обнаруживает в них личностные смыслы. В своем восхождении к опыту студента преподаватель прямо-таки принуждается к рефлексии собственной деятельности, включению ее в контекст деятельности учащихся. Способность преподавателя «мыслить о мысли» (А.Н.Леонтьев) выступает как необходимая предпосылка выполнения профессиональных действий: прогнозирования трудностей, с которыми может столкнуться студент при овладении тем или иным образовательным материалом, анализа природы допущенных будущим специалистом ошибок, предвидения логики познавательного движения студентов, разработки последовательности предписаний при конструировании проблемных ситуаций. Там, где преподаватель выходит на уровень личностной рефлексии, явственно обнаруживается его переход на собственно диалогические (гуманитарные) позиции. Теперь уже движение в этом контексте, а не само узко понимаемое преподавание определяет другодоминантность стиля мышления преподавателя. Представление о содержании образования, игнорирующее личный опыт преподавателя, его культуру, существенно ограничивает возможности сотворчества. Приобщение же будущего учителя к принципиально неформализуемой «культуре Мастера» - глубинная основа сотворчества в обучении. В проекте новой концепции средней школы отмечалось: «Личностная ориентированность обновляемого педагогического процесса соответствует и тому очевидному, но игнорируемому в сегодняшней школе факту, что педагог несет в себе некое содержание образования, и именно это культурное, духовное содержа- ние становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Проблема состоит в том, чтобы научиться учитывать этот личностный аспект содержания образования и реалистически согласовывать с ним остальные, научиться ценить педагога как главного носителя передаваемой в школе культуры, развивать его личностный потенциал»1. Более десяти лет прошло после принятия этого документа. Однако массовая практика обучения в средней и высшей школе по-прежнему подчинена целям трансляции социального опыта, для которых живой опыт преподавателя есть лишь условие передачи опыта социального. * * * Со спецификой профессионального педагогического образования связана еще одна возможность сотворчества преподавателя и студентов. Дело в том, что любое учебное занятие со студентами отражает профессиональную культуру самого процесса обучения - дидактическую культуру. Они погружаются в педагогическую культуру с первого аудиторного занятия, задолго до того, когда выйдут на педагогическую практику в соответствии с учебным планом. Ведь именно в педагогической культуре лекционного, семинарского занятия наиболее рельефно и естественно выражается сотворчество преподавателя и студента, их готовность к взаимопомогающему поведению, взаимопонимание, другодоминантность и иные проявления стиля нового педагогического мышления. Содержание обучения включает в свой состав культуру самого процесса обучения. Кстати, существенные различия между содержанием образования и содержанием обучения пока остаются невыявленными. Их отождествление приводит в высшей школе к значительным издержкам, например к отрыву профессионального образования от духовного мира будущего специалиста, от жизни, реальностей практики (чтобы этот разрыв исключить, разработан комплекс мер в рамках теории контекстного обучения). С учетом жизненного опыта преподавателя и студента диалектика содержания процесса обучения схематически может быть представлена как взаимодействие трех культур: «ставшей» педагогической культуры (социальный опыт), аккумулированной в проектах содержания профессионального образования (учебные планы и программы, учебные пособия, стандарты профессионального образования и др.), культуры студента, в том числе его довузовского опыта, культуры вузовского преподавателя, в том числе и его профессионального опыта (схема 13). 1 Концепция общего среднего образования //Учит. газ. - 1988. - 23 авг. Схема 13 Очевидно, что содержание образования и содержание обучения - это не одно и то же. Содержание образования анонимно, всеобще, статично, изоморфно социальному опыту, внеличностно, получено кем-то и когда-то; содержание обучения же личностно, интимно, нетиражируемо, развертывается «здесь и сейчас». В контексте обсуждаемой темы существенно подчеркнуть, что содержание обучения реально создается, созидается в процессе обучения и выступает продуктом сотворчества преподавателя и студента. Этим же продуктом являются и отношения, целевые установки непосредственных участников педагогического процесса, их мотивы, ценностные ориентации, способы сотрудничества - все, что одухотворяет процесс профессиональной подготовки. На фундаменте трех культур, как на трех китах, основывается живое знание и из этого же основания прорастает. Эти культуры, вступая в диалогические отношения, порождают хронотоп обучения, системообразующей которого является гуманитарная направленность. * * * Присмотримся к соотношению содержания образования и содержания обучения пристальнее. На схеме 14 показано преобразование мертвого знания (фрагмент «ставшей» профессиональной педагогической культуры) в знание живое (содержание обучения). Схема 14 146 Обозначенный на схеме дидактический контекст - результат деятельности студентов и преподавателя. Педагог привносит в содержание образования свое эмоционально-ценностное отношение, находит в этом фрагменте культуры свои мысли и, обращаясь к личности студента, создает предпосылки для построения живого знания: способствует вопрошающей деятельности студентов, стимулирует их к актуализации собственного опыта, создает условия для его перестройки и коррекции, организует совместную деятельность по осмыслению содержания образования. Дидактический контекст создается преподавателем и студентами на этапах опосредованного и непосредственного взаимодействия. Результатом опосредованного взаимодействия выступает сценарий предстоящего занятия, включающий преобразованный преподавателем фрагмент «ставшей» профессиональной культуры. За этим преобразованием скрыты предыстория отношений преподавателя со студентами, их предполагаемые представления по данной теме, стратегические, тактические, оперативные задачи подготовки будущего специалиста, место данного фрагмента «ставшей» культуры в структуре курса, способы означивания смысла. Подчеркнем, что сценарий предстоящего занятия - следствие заочного участия студентов в его очной разработке преподавателем. Этот сценарий включается в понимающий контекст очного взаимодействия преподавателя и студентов и претерпевает ряд изменений, корректируется в процессе обучения. Понимающий контекст - результат деятельности преподавателя и студента, отражающий сложное диалогическое взаимодействие своего и чужого опыта и слова на разных уровнях осмысления, создает «встречные» тексты, находит собственные смыслы, корректирует дидактический контекст. Чтобы обеспечить понимание, т.е. превращение чужого в «свое-чужое», преподавателю необходимо раскрыть не только значение того или иного элемента содержания образования, но и его смысл в контексте и в связи с другими элементами социального опыта - профессиональными знаниями, умениями и навыками, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений. Контекстуальные же смыслы существуют лишь в сфере субъект-субъектных отношений, т.е. в диалоге1. Обучение является, таким образом, одним из видов коммуникации, а преподаватель и студент - коммуникантами диалогического (гуманитарного) по своей природе отношения «преподавание -учение». 1 См.: Михайлов И.Ф. Субъект, субъективность, культура // Филос. науки. -1987.-№6. Результатом включения фрагмента «ставшей» культуры (фрагмент содержания профессионального образования) в понимающий и дидактический контексты является «живое знание». Как сказал бы М.М.Бахтин, «встречный текст». «Живое знание» -продукт со-творчества преподавателя и студента. Отметим, что это действительно новый продукт. Новизна его состоит в том, что до процесса обучения такого знания в профессиональной педагогической культуре не было. Этот результат расщепляется в схеме на R1 - внешний, вещный результат взаимодействия «преподаватель - студент» с фрагментом «ставшей» культуры (решенная задача, проведенный эксперимент, подготовленный реферат); R2. - внутренний, педагогический результат этого взаимодействия в рамках понимающего и дидактического контекстов (обнаружение смысла, ценности, овладение значениями, способами деятельности, предметным знанием).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |