КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманитарное измерение стиля нового педагогического мышления 3 страница
На схеме показаны непосредственные (прямые и обратные) связи. Что же касается связей опосредованных, скажем взаимодействия «мертвого знания» (фрагмент «ставшей» культуры) и «живого знания» (знание, построенное в процессе образования его непосредственными участниками и получившее ее аффективную окраску), то они на схеме из дидактических соображений не отмечены. Здесь обозначено, но только лишь обозначено, сотворение студентами своего преподавателя. Вопрос о студентах как самых главных учителях преподавателя, к сожалению, не обсуждается -слишком уж он объемен и специфичен. По-видимому, за ним скрываются проблемы идентификации и самоидентификации, референтности преподавателя, педагогической антропонимики. В диалогическом обучении цель учения является результатом свободного выбора студента, его самоопределения. Мотивация учебной деятельности в этом случае происходит через осознание и принятие студентом учебной задачи, результатом решения которой должно стать не изготовление материально вещественного продукта, а изменение самого действующего субъекта. Такая цель учения, связанная с обретением его личностного смысла, позволяет трактовать учебную деятельность как творческую. М.М.Бахтин «деланию» противопоставлял творчество, считая, что из материала получается только «изделие». И опять же - в контексте преподавания-учения как сотворчества нельзя не признать специфичность постановки и реализации целеобразования при понимании (взаимопонимании). Позиция преподавателя в этой ситуации еще Сократом метафорически определялась как майевтическая (майевтика - повивальное искусство, родовспоможение). Первая партия в этом многоголосии принадлежит по праву студентам. Педагог же в диалоге помогает выбору цели, выращиванию эпистеме (знание, обращенное внутрь), рождению смысла. Ответ на вопрос «Зачем было затеяно профессиональное образование?» в значительной мере определяется прагматическими факторами. И в этом смысле высшая цель понимания с точки зрения здравого смысла бесполезна. Но оно способно утверждать в Другом человека и тем самым развивать и удовлетворять высшую потребность личности - потребность в человечности. Потребность человека в человеке В.А.Сухомлинский считал одной из тонких человеческих потребностей. Гуманитарная (и творческая) сущность профессионального обучения в диалоге определяется, таким образом, не его «технологическими» характеристиками, не средствами, а смыслом и целью, обусловленными диалогической активностью субъектов обучения. Конечно, преподаватель включается в процесс обучения прежде всего в качестве «полпреда» науки и других форм общественного сознания, уже подвергнутых определенной дидактической проработке. Однако он несет учащимся не только систему знаний; он передает им и свое мотивационно-ценностное отношение к этим знаниям. Здесь воплощена закономерная слитность знания и отношения, которая является важной предпосылкой обучения и воспитания, условием формирования убеждений. Обезличенность же предлагаемой преподавателем системы «бездомных» знаний, его установка на устранение из адресованных студентам знаний собственных сомнений, переживаний, размышлений, озарений - все эти проявления так называемой закрытой позиции преподавателя приводят к утрате эмоционально-ценностного подтекста обучения и непоправимо его обедняют. Подчеркнуто объективная, обезличенная манера изложения может быть уместна как дидактический прием, но она заведомо ущербна как стиль, как принцип взаимодействия и общения преподавателя со студентами. Вспоминается в этой связи трагедия чеховского героя. Гораздо плодотворнее открытая позиция преподавателя в процессе обучения. Ее преимущество, в частности, в том, что она при определенных условиях вызывает у студентов ответное желание раскрыться. Когда преподаватель раскрывает содержание образования через призму своего восприятия, своего личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу студентов. Конечно, такой «личностный» подход требует педагогического чутья, такта, учета состава студенческой аудитории, уровня ее развития, психологического настроя, предыстории отношений преподавателя и студентов. Преподаватель вуза, осознающий значимость своей собственной культуры как компоненты содержания обучения, стремящийся найти средства для адекватного ее выражения, ее «демонстрации» студентам, такой преподаватель - Воспитатель. И он уважает позицию своих учеников, всерьез и доверительно относится к их слову. Сколь бы значительно опыт студентов ни отличался от опыта преподавателя по своей гносеологической ценности, он изначально «равен» ему в другом - личностном - измерении. * * * Одновременно с конструированием содержания обучения развертывается процесс совместного - студента и преподавателя -понимания этого содержания и, что не менее важно, взаимопонимания. Однако не все так безоблачно. В предыдущей главе мы отмечали, что синхронность эта нарушается самодовольством и самодостаточностью равнодушного научного знания, представленного в содержании образования. Разорванным во времени оказывается и процесс объяснения-понимания, а следовательно, и со-авторство в преобразовании содержания образования в содержание обучения. Связкой, которая помогает преодолению такой дихотомии процесса обучения, является метафора, о которой мы уже говорили выше. Столкновение в метафоре (и с метафорой) различных культур, различных практик - преподавателя и студента - позволяет получить экспресс-результат. За ним стоит и осознание значений содержания педагогического образования, и целостное, спрессованное в условиях учебного времени их осмысление. Широко известно требование А.Эйнштейна к физической теории: она должна поддаваться иллюстрации с помощью простейших образов, «чтобы даже ребенок мог ее понять». Полученный с помощью метафоры образовательный результат, с одной стороны, сокращает временной разрыв между объяснением и пониманием, а с другой - раскрывает будущему педагогу характеристику стиля нового педагогического мышления. Предвижу возражение: метафора является частью «ставшей» педагогической культуры и в этом смысле ничем не отличается от любого другого «готового» знания. Однако в отличие от предметного, операционального или другого педагогического знания метафора непосредственно с педагогической действительностью не связана. Она - из других сфер, из «другой оперы». И в этом плане метафора не столько итог, результат конкретного учебного занятия, сколько катализатор понимания, катализатор смыслов. Кроме того, метафоры продуцируются не только классиками. Следует отдать должное массовому стихийному «метафоротворчеству» в самой образовательной практике. Делающая свои первые шаги педагогическая антропонимика обнаруживает, например, в образно емких и содержательно точных прозвищах педагогов отражение их референтности, идентификации, персонификации, Я-концепции. * * * Собственно познавательные процессы в обучении являются социально детерминированными. Особенность процесса обучения такова, что студент в нем никогда не остается «гносеологическим Робинзоном». Если деятельность преподавателя (преподавание - один из способов социальной детерминации) дидактически корректно организована, то она обеспечивает единое - в статистическом смысле - выделение предмета изучения всеми студентами. В это содержание преподаватель вводит «связи обмена деятельностью» - понятия, факты, законы, методы, ценностные ориентации, стиль мышления и др. Эти связи обмена деятельностью фиксируются в знаках, символах, правилах языка, принятых в науке, содержание которой представлено в конкретном учебном материале. Благодаря их объяснению.создаются необходимые условия для восприятия, последующего выделения, понимания и изучения предмета студентами, определения ими своего отношения к этому предмету. Чтобы обеспечить понимание, преподаватель раскрывает значения «связей обмена деятельностью». Однако сами значения ведут «двойную жизнь». Проявляется это в том, что «значения выступают перед субъектом и в своем независимом существовании, и в качестве объектов его осознания, и вместе с тем в качестве способов и механизма сознания, т.е. функционируя в процессах, презентирующих объективную действительность» [5; 147]. Выраженная в понятиях «значение» и «смысл», эта двувалентность является фундаментальной характеристикой языка, любой социально-культурной деятельности и рассматривается как предрасположенность к диалогу1. Двувалентность «связей обмена деятельностью» обнаруживается и в слове преподавателя, с которым он обращается к учащимся в ходе объяснения. Здесь его слово своим значением имеет предметное содержание учебного материала, а своим смыслом -нормативное, ценностное и другие отношения учителя к этому материалу, которые порождены взаимодействием «преподавание-учение». Говоря о работе мастеров педагогического труда, 1См.: Михайлов И.Ф. Субъект, субъективность, культура // Филос. науки. -1987.-№6. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что во время изложения материала педагог открывает учащимся окно не только в мир знаний, но и в свой собственный мир, выражает сам себя. Следует подчеркнуть, что в этот момент педагог открывает окно не в мир чужих, «равнодушных» знаний, кем-то когда-то добытых, им (педагогом) присвоенных и теперь излагаемых, но знаний переработанных, выстроенных, переосмысленных (т.е. наделенных личностными смыслами), а потому и ставших пристрастными. Такое превращение «чужого» в «свое - чужое», превращение равнодушного знания в орудие пристрастности происходит тогда, когда оно под воздействием смыслового катализатора вступает в психологическую реакцию с индивидуальным сознанием, приобретает упорядоченную форму, становится мерой ценностно-смыслового отображения действительности. Поиск смыслов в процессе профессионального образования раскрывает активность его непосредственных участников как работу по ценностному преображению окружающей действительности, по сотворению личностью самое себя и друг друга. Не являясь материальной силой, смысл «сильнее всякой силы, он меняет тотальный смысл события и действительности, не меняя ни йоты в их действительном (бытийном) составе, - пишет М.М.Бахтин, -все остается как было, но приобретает совершенно иной смысл (смысловое преображение бытия)» [2; 367]. Смысл позволяет воспринимать жизнь «как еще-не исполненность, как нечто еще не окончательное, как не-все-еще, как постоянную возможность и нужность преобразовывать ее...». Ведь «осознавать себя активно - значит освещать себя предстоящим смыслом» (там же, с. 105, 107). Поэтому в поиске смыслов и само профессиональное образование, и преподаватель, и студент всегда «в возможности», «в предстоянии». Эта же двувалентность содержания обучения («значение» и «смысл») проявляется в учебных текстах, которые «оживают» в обучении. В ходе этого «оживления» и преподаватель, и студент не только овладевают содержащимися в тексте «значениями» и проникают в «коммуникативные намерения» (Л.С.Выготский) автора текста, но и наделяют этот текст своими личностными смыслами, становятся его соавторами. Осмысление в обучении выступает как субъективное отражение значений, обусловленное взаимодействием «преподавание-учение». По отношению к тексту его осмысление, т.е. наделение смыслами, предполагает такие совместные действия, как перевод на свой язык, доопределение, переформулировка, проблематизация, вопрошающее прояснение, включение в контекст ситуации и др. Учебный текст - это текст, включение которого в отношение «преподавание-учение» создает предпосылки для овладения его значениями, авторскими смыслами и порождения личностных смыслов непосредственными участниками процесса обучения. Иными словами, учебный текст является продуктом и основой дальнейшего сотворчества преподавателя и студентов. Содержание образования (часть социального опыта, ему изоморфная) развертывается в контексте, который составляют культуры субъектов профессионального обучения. Здесь реализуются специфические отношения между сознаниями преподавателя и студента, делающими каждого из них частью понимания, а само понимание - сотворчеством. В этой ситуации взаимопонимание становится «смысловым содержанием бытия», способом совместного «проживания» и переживания обучения и преподавателем, и студентом. * * * Диалогические отношения в обучении обусловлены не только природой (происхождением) содержания образования, но и самим процессом обучения. Вследствие своей универсальности диалог в обучении не сюжет, не фрагмент учебного занятия, так как не кончается с той или иной учебно-познавательной ситуацией, от нее независим, хотя ею и подготовлен. Диалог «всесюжетен». Диалог «преподаватель-студент», «студент-студент», «студент-учебник», «студент-компьютер» - это диалог человека с человеком, а не обучающего с обучающимся, хотя обучение и свело их друг с другом. В диалоге исчезают жестко закрепленные социальные роли «учителя» и «ученика»: «Движущими силами общения должны быть обе стороны - и взрослые и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы и творимые» [8; 126]. Ориентация на культуру участников учебного диалога прослеживается в направлениях, по которым сегодня развивается высшая школа: гуманистическая и гуманитарная направленность образования, личностная обращенность, создание будущим специалистам реальных стартовых возможностей жизненного самоопределения, то, что сегодня называют смысловой педагогикой. Диалог выступает в качестве способа преодоления ряда антиномий процесса обучения: между профессиональной подготовкой и всесторонним развитием, самостоятельностью и руководством, репродукцией и творчеством [8]; эффективность использования диалога для решения дидактических задач (обучение понятию, обучение психомоторным навыкам, обучение решению проблем, закрепление изученного) убедительно показана Э.Стоунсом [7]; важным выводом: «...диалог - суть подлинный и, пожалуй, един- ственный способ существования и самоосуществления человека в позиции творца» - заключает свою весьма интересную книгу A.M.Лобок1. Умение строить диалог в соответствии с дидактическими целями учебного знания - сущностная характеристика профессионализма педагога. Ведь преподаватель - «носитель проникновенного слова, т.е. такого слова, которое способно активно и уверенно вмешиваться во внутренний диалог другого человека, помогая ему узнавать собственный голос»2. Действительное взаимодействие учителя и учащихся в обучении является центральным звеном в педагогике сотрудничества. При всем многообразии методического почерка учителей - будь то применение «опорных сигналов», как у В.Ф.Шаталова, или анализ литературного произведения через призму художественной детали, являющейся ключом к его пониманию, как у Е.Н.Ильина, - важнейшим для них является построение диалога на уроке. В этом случае урок становится продуктом творчества не только учителя, но и учеников. «Спасибо вам, дети, вы мне сегодня помогли», - благодарит своих шестилеток после урока Ш. А. Амонашвили. Диалог в профессиональном обучении, и прежде всего диалог «преподаватель - студент», - это не только и не столько спор, полемика, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Он дает множественность ракурсов, на пересечении которых проявляется, по М.М.Бахтину, «доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла, согласие, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествление), дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого» [1; 300]. Готовность преподавателя встать на позицию студента, в позицию студента либо в оппозицию к нему - принципиально важное условие сотворчества. Такая установка предупреждает ориентацию профессионального обучения на так называемый утвердительный характер: поставленный на занятии вопрос должен быть непременно разрешен, и решен однозначно, раз и навсегда (разрешен!). Гипотезы, проблемы, факты, в том числе предложенные студентами, - все это-де только «кирпичики» знания, сами по себе не имеющие ценности; вся суть в «крыше», в окончательном объяснении. Естественно, что идущие от жизни вопросы студентов, насквозь пронизанные ее противоречиями, зачастую противосто- 1 Лобок A.M. Антропология мифа. - Екатеринбург, 1997.-С.680. 2 Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. - М., 1963. ят этой установке. Но она живуча, и ее - что немаловажно - поддерживают сами студенты, приученные еще до студенческой скамьи ждать и получать от учителя окончательные ответы. Следствием утвердительного характера обучения является обесценивание в глазах студентов собственного жизненного опыта. Лобовое противопоставление опыта учащихся научному опыту, демонстрация его несостоятельности перед безоговорочным носителем истины - научным знанием порождает у студентов своеобразный феномен «запуганного сознания». Убедившись в том, что привычная для него точка зрения не ведет к искомому ответу, студент замыкается, становится невосприимчивым к доводам, «закрытым» к диалогу с преподавателем. В результате его жизненный познавательный опыт не может стать продуктивным компонентом учебного процесса, не «вписывается» в его контекст. В таких случаях студент молчит даже тогда, когда знает «эталонный» ответ. Он потерял «точку опоры», не отвечает, ибо не хочет больше попадать в нелепое положение, быть на учебном занятии «куклой для битья». Соучастная установка преподавателя позволяет предупреждать эти негативные последствия обучения. Во-первых, следует учитывать, что, как правило, неточны, неверны сделанные студентом обобщения, но не сами факты, на основе которых эти выводы сделаны. Поэтому надо всячески подчеркивать точность и тонкость его жизненных наблюдений. Во-вторых, не на словах, а на деле признавать право студента на ошибку: «Прекрасная ошибка», «Не случайная ошибка», «Ошибка, которая ведет нас к истине», «Спасибо, ваше мнение дает нам пищу для размышлений» и др. В-третьих, использовать прием «критика в форме самокритики». Преподаватель приписывает себе ошибочное суждение, типичное для студентов, и подвергает это суждение критике. При этом он показывает им, в чем заключается эта ошибка и как он ее преодолевает: «Когда-то мне казалось...», «Раньше я думал, что...» В-четвертых, многие ответы студентов, неадекватные поставленному вопросу, есть результат непонимания вопроса или некорректной его формулировки. В этих случаях продуктивная переформулировка вопроса: «Тут, наверное, моя вина: я не совсем точно поставил вопрос. Попробуем так...» Каждый преподаватель вуза стоит перед сложной ситуацией: надо формировать сугубо аспектное, фрагментарное (адекватное данному учебному предмету и стандарту образования) видение действительности и вместе с тем убеждать будущих специалистов в ограниченности такого видения, в необходимости панорамного, целостного подхода к явлениям действительности. Требующая творческого подхода для своего разрешения сложность эта порождена противоречием между «предметной» организацией (и ориентацией) «ставшей» культуры и «проблемной» организацией (и ориентацией) культуры преподавателя и студентов, их жизненного опыта. Ведь реальные проблемы заведомо многопредметны. Учитывая, что на учебном занятии преподаватель, как правило, имеет дело не с одним студентом, а со студенческой группой, он должен слышать наслаивающиеся друг на друга голоса студентов, вычленять в этом многоголосии материал для дискуссионного общения, создания проблемных ситуаций, взаимокорректировки, взаимообогащения. Может быть, здесь мы имеем дело с сущностным, но до сих пор редко учитываемым противоречием процесса обучения: с одной стороны, стремление учащихся к согласованности, к достижению общей позиции в ходе диалога (полилога), опирающегося на их жизненный опыт; с другой стороны, многообразие, несовпадение их точек зрения, ориентации в знаниях и способах деятельности. В таком реальном процессе обучения открываются новые возможности для взаимообучения и сотворчества. Совместная работа понимания - объяснения представляет собой движение от социального предметного значения, имеющего личностный смысл для одного, к его означиванию другим и обратно. Она включает в себя переживание и эмоционально-ценностное отношение к постигаемому. Поэтому подлинно диалогическое взаимодействие способно обогатить процесс обучения особыми смысловыми, этическими отношениями, наполнить его подлинно человеческим содержанием. В результате знание не усваивается, оно проживается и строится в процессе постижения и обретения его смысла для себя каждым субъектом. Понимание способно в совместной деятельности студента и преподавателя сформировать «живое, личностное знание», привести к «смысловому преображению бытия» (М.М.Бахтин), «из-обретению мира впервые», как определяет культуру В.С.Библер. При этом принципиально важно то, что в диалоге с Другим установка на понимание ведет к развитию непосредственных участников процесса обучения, к их самоопределению, самопознанию. Во власти преподавателя создать гармонию опыта студентов со своим собственным опытом и с опытом науки или их диссонанс. Говоря словами Я. Корчака, пусть обучение движут вера и опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчестве преподавателя и студента, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и студента и преподавателя. Попытаемся кратко подытожить обсуждение материала этой главы. Сотворчество преподавателя и студентов - фундаментальная характеристика профессионального обучения, реализующего задачи становления специалиста в профессиональной культуре. «Ставшая» педагогическая культура и культура участников процесса обучения являются точками опоры их сотворчества. Включение содержания образования в контекст обучения -творческий процесс слияния продуктов чужого, общественно-исторического опыта с личным опытом преподавателя и студентов, обогащения и преобразования содержания образования в содержание обучения, в «живое знание». Содержание обучения богаче, многообразнее содержания образования ровно настолько, насколько реальность, жизнь богаче ее проекта, схемы. Содержание обучения созидается (выстраивается) в процессе обучения его непосредственными участниками и развертывается как взаимодействие трех культур: «ставшей» педагогической культуры (социальный опыт), аккумулированной в проектах содержания образования; культуры студента и культуры преподавателя. Содержание обучения и сам процесс обучения - продукты сотворчества преподавателя и студентов. Понимание, осмысление содержания обучения предполагает овладение его значениями и порождение личностных смыслов непосредственными участниками процесса обучения. Необходимым условием, продуктивной формой сотворчества преподавателя и студентов выступает диалог. Диалогическое понимание - это совместный поиск, способный стать взаимным учением, основой сотворчества непосредственных участников процесса образования в высшей школе. Через понимание студента преподаватель включает себя в его культуру как соавтор. В обучении учатся оба, созидая себя и друг друга. И в этом контексте сакраментальное «Не сотвори себе кумира» приобретает противоположный смысл: «Учитель, сотвори себе Ученика». Вопросы и задания 1. С учетом «определенной неопределенности» педагогического явления укажите особенности педагогического сотворчества, уменьшающего эту неопределенность. 2. Л.С.Выготский сочувственно цитировал тезис Ж.Пиаже о том, что детское размышление возникает после того, как в детском коллективе возникает спор в истинном смысле этого слова (Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. - М., 1982. - С. 56). Прочитайте параграфы 3-5 гл. 5 книги С.Ю.Курганова «Ребенок и взрослый в учебном диалоге» (М., 1989). - Сравнением реплик участников диалога-спора подтвердите тезис Ж.Пиаже. Одна из реплик учителя представлена в тексте следующим образом: «Учитель:?!» Как вы это понимаете? - В чем проявилось сотворчество учителя и учащегося на этих уроках? 3. В одном из писем М.Цветаева отмечает: «Книга должна быть исполнена читателем, как соната Знаки - ноты. В воле читателя осуществить или исказить». - Кем в представлении М. Цветаевой выступает читатель по отношению к автору текста и самому тексту? - Обязательно ли этот текст должен быть художественным? - В чем проявляется ваше сотворчество при чтении текста? 4. Авторы книги «Педагогическое творчество» (М., 1990) В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров одну из глав книги назвали «Педагогическое общение как творческий процесс». - Какая роль в этом общении отводится, по вашему мнению, учащимся? - Составьте план этой главы. - Уточните название этой главы. 5. Прочитайте статью Г.С.Батищева и Н.Н.Лебедевой «Педагогическое понимание как сотворчество» (Вестник высшей школы. - 1989. - № 8). - Какие особенности нового педагогического мышления отмечают авторы статьи? - Что такое «презумпция понимания» в педагогическом процессе? - В чем, по мнению авторов статьи, проявляется педагогическое понимание? Рекомендуемая литература 1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. 2. Библер В. С. Мышление как творчество. - М., 1975. 3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М., 1987. 4. Кан-Калик В. А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. 5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. 6. Мшпрофанов К. Г. Учительское ученичество. - М., 1991. 7. Стоунс Э. Психопедагогика / Пер. с англ. - М., 1984. 8. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова.-М., 1981. Часть III ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Глава 1 ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УНИВЕРСИТЕТЕ Среда - воспитывает. Воспитывают и другие дни недели. Из педагогического фольклора Концентрация, производство и трансляция знания - главные задачи, изначально определенные социумом для университета. Как основные эти же задачи университет определяет и для себя: создание нового знания и образование тех, кто будет продолжать эту работу созидания. Знание, отвечающее критериям истинности, объективности, фундаментальности, т.е. знание универсальное, соответствующее канонам мышления Нового времени, становится самоцелью классического университета. Носителем этого знания и стиля мышления, отражающего такое представление о знании, является университетский профессор, занятый исключительно поиском нового знания и чтением своего курса студентам. Этот авторский курс отражал содержание и направление мысли его автора. Может быть, поэтому университет постепенно становился средоточием духа свободомыслия, «вольнодумства», независимости, порождал у выпускников «души прекрасные порывы». Сегодня знание также является фундаментом университетского образования. Но не единственным. Другими его основаниями выступают опыт и понимание непосредственных участников профессионального образования. Именно взаимодействие знания, опыта и понимания является ключевым условием [8; 6] построения образования нового типа. Подготовка педагогических кадров в России традиционно является одной из основных задач классических университетов. Однако эта традиция в неизменном виде могла остаться лишь при сохранении прежних условий: монополии государства на образовательные услуги, закрытости образовательных учреждений, жестокой регламентации функций институциализированных звеньев системы образования. Государство сверху определяло «сферу влияния» образовательного учреждения того или иного типа (при весьма ограниченном наборе самих типов и удушающем однообразии построения учебного процесса в них). Поэтому вопросы существования самих учебных заведений, конкуренции между теми из них, которые обеспечивали профессиональную подготовку в различных и смежных областях, не возникали. Сегодня ситуация радикально меняется: каждому образовательному учреждению приходится доказывать свою необходимость и жизнеспособность. Так, гуманитаризация образовательной среды становится первейшей необходимостью вузов, в названии которых значится «гуманитарный». Однако дело не в том, чтобы такой вуз соответствовал этому формальному признаку. Гуманитарый, т.е. общекультурный, общезначимый, характер образования означает, что оно отвечает признакам универсальности и фундаментальности. «Образовательная среда в этом смысле есть разнообразный, разноуровневый мир учебных материалов, организованный так, чтобы позволить студентам докапываться до сути разных предметных областей, открывать для себя смысл теоретических построений наиболее значимых мыслителей» [5; 2]. Трактовка образовательной среды как упорядоченного педагогического пространства нуждается в уточнении. Она - не вместилище всего сущего, но его пространственно-временная связь, педагогический хронотоп, открывающий его участникам смыслы образования и помогающий их осуществить. Высшее педагогическое образование становится прерогативой не только пединститутов и классических университетов, но и технических вузов, в которых создаются индустриально-педагогические факультеты, отделения, специализации, а также педагогических и других профильных университетов, нарождающихся негосударственных, открытых, свободных и прочих вузов. Педагогические курсы включаются, как правило, в блок гуманитарных дисциплин учебных планов этих вузов.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |