КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гуманитарное измерение стиля нового педагогического мышления 8 страница
Взгляд учителя не на ученика, а в сторону, холодный, равнодушный, скользящий, - это еще не самое худшее. Он может быть злым, т.е. немедленно приносящим зло участникам процесса обучения, изнутри разрушающим этот процесс. Злой взгляд - это взгляд тупой, тяжелый, презрительный, неприязненный. Он создает барьеры понимания не только друг друга, но и содержания образования. Р. Берне приводит примеры «убийственных реакций» (жесты, мимика, поза, слово), которыми учитель обозначает любые высказывания, уничтожающе действующие на чувства и мысли учащегося, на его творческие порывы. Это может быть едва заметная брезгливая гримаса, которой учитель сопровождает разговор с учащимся, или демонстративное игнорирование учителем активности школьника на уроке. Такого рода знаки могут быть и 1 Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992. - С. 23. гораздо более понятными, если они сопровождаются словами, отталкивающими ребенка, сообщающими ему, что он глуп, неспособен и порочен. Труднопреодолимые барьеры, «завалы» в межличностных отношениях вызывают «откровения» учителя: «Такой тупой ученик, как ты, мне встречается впервые», «Тебе нельзя верить», «Сиди и молчи, пока не придумаешь что-нибудь умное, хотя, впрочем, это маловероятно». Вот уж действительно: в обучении «злые языки страшнее пистолета». Возможно, лучше бы эти языки учащимся для сохранения собственного нравственного и психического здоровья не понимать. Использование педагогом «злых языков» - следствие не только его профессиональной некомпетентности. Причины лежат значительно глубже. Одной из них может быть низкая самооценка учителя. По данным Р.Бернса, учителя с низкой самооценкой нередко проявляют неприязнь по отношению к детям, которые отличаются от своих одноклассников цветом кожи, способностями, физическими данными или социальной принадлежностью. Низкая самооценка педагога потенциально является барьером принятия и понимания ученика. Она проявляется в установках и действиях педагога, создающего «завалы» на пути преобразования содержания образования в содержание обучения. В числе этих установок - следующие: отрицательно реагировать на тех учащихся, которые тебя не любят; использовать любую возможность, создавая для учащихся трудности, так как это не дает им расслабляться; стимулировать учащихся к учебе, вызывая у них чувство вины за свои промахи; по возможности строить учебную деятельность на основе конкурентной борьбы; исходить из вероятности нечестного поведения учащихся на экзаменах; сталкивать учащихся лицом к лицу с суровой реальностью взрослой жизни; стремиться к установлению жесткой дисциплины; увеличивать степень наказания учащегося пропорционально его вине [2; 305-306]. Влияние личности педагога обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и студентами, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер (интонация, жест, нужное слово) диктуются конкретной ситуа- цией1. Эта живая, эмоциональная связь между преподавателем и студентами в ходе обучения постоянно испытывается на прочность. В конкретных ситуациях общения возникают сбои, барьеры понимания. Для их профилактики в профессиональном образовании разрабатываются и читаются курсы по педагогическому общению, проводятся тренинги педагогической техники, педагогического артистизма. Направленность их достаточно определенна: разработка и совершенствование психофизического аппарата учителя, развитие глубины реакции и быстроты переключения, расширение сенсорных и эмоциональных возможностей, воспитание «послушных» навыков и умений, связанных с вниманием, эмоциональной памятью; развитие наблюдательности, фантазии, воображения, способности к перевоплощению, работа над недостатками творческого самочувствия (маловыразительное общение, недостаточно активное действие, «ленивое» воображение, непоследовательность, суетливость, нервозность); развитие чувства внешнего ритма и темпа, мимики и пластики; работа над недостатками тела (мышечное напряжение и др.), речевого аппарата («вялая» артикуляция, плохое дыхание); воспитание естественности и выразительности поведения, развитие умений непринужденно, свободно и целесообразно действовать в публичной обстановке. Очевидно, что этот перечень возможных барьеров понимания не полон. Его можно дополнить, но можно и сократить, обратив внимание на пересечение ряда позиций. Так, воспитание естественности и выразительности поведения предполагает наличие умений непринужденно и свободно действовать, которые, в свою очередь, невозможны для суетливого и нервозного педагога. Но дело не в этом. Семиотические проблемы самовыражения педагога представлены в этом списке в виде конкретных целей овладения техникой педагогического мышления. * * * Педагогическое общение далеко не исчерпывается его техникой. Оно представляет хронотоп - некое педагогически организованное время-пространство, в котором осуществляется «преподавание-учение». Педагогический язык организует это пространство с внешней и внутренней стороны. Вместе с тем техническая сторона использования языка, возможность «входить без докладу, как луч и как взгляд» определяется в первую очередь станем, духом педагогического общения, который - «вожатый и сподвижник» педагога. 1См.: Батракова С.Н. Особенности познания и общения в процессе обучения. • Ярославль, 1982. Если внешние характеристики хронотопа (приемлемые для педагога и учащихся дисциплина, этикет, дистанция, темп) заданы некоторыми пространственно-временными рамками общения, то его внутренние (со-голосие - разно-голосие, понимание - непонимание, синхронность - диахронность, единение - отчуждение) характеристики обусловлены стилем педагогического мышления. Предписания технократического или гуманитарного стиля педагогического мышления конкретизируются и в стиле педагогического общения. Каждый педагог по-своему их реализует, каждый своим «почерком» пишет тексты общения на вербальном и невербальном языках. Осуществляя свой профессиональный замысел в ходе общения, педагог самореализует и себя. В этом контексте стиль педагогического общения можно рассматривать как систему индивидуально-типологических способов самореализации педагога в образовании. Стиль общения педагога проявляется во взаимодействии не только с учащимся, но и с его родителями, с коллегой, с тем, с кем он включается в ситуативные или постоянные коммуникативные отношения. Причем вне зависимости от того, какой из сторон был инициирован коммуникативный акт. Ограничусь краткой справкой стилей педагогического общения в официально определенной системе отношений «педагог -учащийся». В.А.Кан-Калик выделил основания и дал характеристику ряду стилей педагогического общения: общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание [4]. Педагог, тяготеющий к общению-устрашению, добивается полной, мертвой тишины на своих занятиях. Но такая тишина -полая, пустая. В ней нет ничего, кроме обреченности и внешней покорности. Полная тишина - это тишина, наполненная смыслами, размышлением, со-мнением, узнаванием, со-чувствием. Она возникает между словом, «на том конце замедленного жеста» педагога, ориентированного на Другого, на диалог, на сотворчество с ним. На других основаниях строится модель педагогического общения, предложенная К.Г.Митрофановым. В ее основе лежат возможные смыслы педагогической деятельности, возможные позиции педагога внутри профессионального сообщества. Эти возможные смыслы и возможные ситуации представлены на схеме 17 в двух взаимно ориентированных плоскостях. Свою оригинальную конструкцию автор скромно называет гипотезой и предлагает рассматривать ее лишь как средство для «упорядочивания субъективных представлений о смыслообразую- Схема 17 щих компонентах профессиональной педагогической деятельности [6]. Предоставим слово автору этой модели. Первая плоскость этого пространства отражает два основных противоречия современной школы, как они нам видятся. Первое противоречие: смысл педагогики (практики образования. - Ю. С.) в 1рансляции, воспроизводстве норм, образцов знания, опыта предыдущих поколений или в развитии, поиске, экспериментировании с новыми нормами, образцами, в приобретении нового опыта... Это противоречие на нашей схеме обозначено в виде оси, крайними точками которой условно являются «Поиск» и «Ритуал». Второе противоречие существует в виде двух на первый взгляд взаимоисключающих истин: «Что бы ни произошло, учитель всегда прав, потому что за ним опыт, знания, возраст» и «Что бы ни произошло, учитель всегда вино- ват, потому что за ним опыт, знания, возраст». Преобладание в данной дилемме собственной правоты или ответственности, приписывание истинности собственной позиции или позиции другого (ребенка) распределяют учителей по этой оси. Эта ось отражает также две противоположные направленности в педагогической практике: стремление к реализации себя или представление возможностей для реализации другому (ребенку). Полюсами на этой оси обозначены «Я» (учителя: я прав, я - носитель истины) и «Другой» (ребенок). На существование этих полюсов указывает и анализ ответов на вопрос: «Зачем я пришел в школу?», который мы задавали молодым учителям и студентам педагогического института. При всем многообразии ответов они могут быть разделены на две большие группы: одни в конечном счете указывали, что пришли в школу, чтобы утвердить, реализовать, исследовать свое «Я»; другие - чтобы помочь другому, ученику (я ответствен, но истина в ученике). При всей взаимосвязанности этих противоположностей одни все-таки делают упор на первом, другие - на втором смысле. Вторая плоскость на нашей схеме отражает социально-психологические аспекты положения учителя в профессиональном сообществе, его субъективное мнение об этом месте. Первая ось плоскости имеет полюсы «Свой» и «Чужой». Это базисные, предельно упрощенные характеристики меры принятия конкретным учителем профессионального сообщества и одновременно меры принятия профессиональным сообществом конкретного учителя. Это мера свободы по отношению к тому, что принято в профессиональном сообществе, что положено, предписано групповыми нормами. Вторая ось этой плоскости ограничена полюсами «Профессионал» и «Дилетант» и отражает сложившиеся на данный момент в общественном мнении представления об эффективном деятеле, о педагоге-мастере. Для каждой эпохи характерно свое представление о таком профессионале; поэтому естественны исторически обусловленные подвижки. (Более того, в настоящее время этот достаточно жесткий образ размывается, и с четкостью описать его становится проблематичным. Отсюда и многие неудачи в составлении профессиограммы учительского труда, в описании «настоящего советского учителя».) При наложении этих двух плоскостей друг на друга получается восьмиугольник, каждый угол которого может соответствовать определенному стилю педагогического общения. Я отсылаю читателя к последующим страницам брошюры, где дается краткая характеристика обозначенных на схеме «чистых» стилей педагогического общения и отражение этих стилей в сознании ребят. Отражение это метафорически представлено прозвищами и кличками, которыми учащиеся наделяют своих учителей. Более объемно представлена характеристика диалогического стиля общения как качественная особенность взаимодействия не учителя и ученика, но людей, которые «смогли пренебречь» своим социальным статусом и «построить отношения ученичества». Диалог, однако, не гарантирует отсутствие барьеров понимания. Мало того, он их предполагает и инициирует. Более 350 лет назад Я.А.Коменский писал об основаниях «хорошо устроенной школы»: «Итак, искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Если мы будем в состоянии точно установить это распределение, то обучать всему школьную молодежь в каком угодно числе будет нисколько не труднее, чем, взяв типографские инструменты, ежедневно покрывать изящнейшими буквами тысячи страниц, или чем, установив архимедову машину, переносить дома, башни, всевозможные тяжести, или, сев на корабль, переплыть океан и отправиться в Новый Свет. Все пойдет вперед не менее легко, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую можно только достигнуть в подобном искусном инструменте. Итак, во имя Всевышнего, попытаемся установить такое устройство школ, которое бы в точности соответствовало чрезвычайно искусно устроенным и изящно украшенным различными приспособлениями часам»1. Если бы можно было определить так же точно, как в часах, взаимодействие «деталей» процесса обучения, точность его «хода», погрешность «отставания» или «забегания»! Сложность механизма наисовременнейших часов, нагромождение деталей, тонкость технических решений - детская игра по сравнению с неизмеримой сложностью педагогического процесса. Рассказывают, что А.Эйнштейн, наблюдая опыты Ж.Пиаже по изучению детской игры, заметил: изучение атома - это детская игра по сравнению с изучением детской игры. К. Роджерс «только» для создания в классе атмосферы естественности, свободы адресует учителю «десять заповедей» (см. ниже, гл. 4). Даже найдя для себя ответ на вопрос «Как выразить себя?», педагог находится лишь в начале пути к Другому. «Как» -это «Что» в действии. Но это «Что» вырождается в ни-что, в лучшем случае, в нечто, если не одухотворено личностью педагога. Однако и этого мало. Смысл выражения себя определяется не только словами и жестами педагога, а еще тем, кто воспринимает и интерпретирует эти слова и жесты. «Наша учительница хорошая, добрая, красивая», - говорит первоклассница дома после первого в своей жизни школьного дня. По данным Р.Бернса, школьники очень хорошо чувствуют разницу между тем, что учитель говорит, и тем, что он имеет в виду на самом де- 1 Каменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1982. - С. 316. ле. Учитель может на словах проявлять дружелюбие и интерес к ученику, но, если эти чувства в действительности отсутствуют, он обязательно выдаст себя - интонацией, жестом, взглядом. Такому педагогу не поможет и древнее наставление «Язык дан, чтобы скрывать мысли». Мысли, может быть, и можно утаить в слове, но скрыть свои чувства в пантомиме значительно сложнее. Искренность педагога - важнейшее условие профилактики барьеров понимания. Любые действия преподавателя, заподозренного студентом в необъективном, несправедливом к нему отношении, представляются студенту опасными. Если преподаватель задает такому студенту вопрос, на который тот затрудняется ответить, то этот вопрос представляется студенту самым трудным, намеренно для него предназначенным, а сама постановка вопроса - стремлением преподавателя выставить студента в невыгодном для него свете перед всей группой; если преподаватель улыбается студенту, то это не знак его расположения к нему, а обещание встречи на предстоящем экзамене, «корриды» на нем и предвкушение удовольствия от нее. Мысль А.А.Ухтомского о том, что судьба реакции определяется не на станции отправления, а на станции назначения, в поэтической форме еще ранее была высказана Ф.И.Тютчевым: Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется. Это вовсе не означает, что Другой, в том числе и педагог, обречен на «презумпцию непонимания». Поэт, кстати, в двух последующих и последних строчках своего знаменитого стихотворения об этом свидетельствует: И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать... Благодать со-чувствия, приобщения к духовному миру Другого, видения педагогом Другого, видения себя глазами Другого -обязательное условие получения «кредита доверия» преподавателем. Предрасположенность педагога к диалогу проявляется здесь в его умении вчитываться в значение слова, паузы, мимики, жеста, вычерпывая таящиеся за ними смыслы, вести со студентом безмолвный разговор, «когда по взгляду и по вздоху поймешь, что сделалось с душой». Понимающий, вопрошающий, многозначительный, лукавый, простодушный, дружелюбный, восторженный, одобрительный, прямой, взыскательный - всех не перечесть -взгляд студента в этом безмолвном разговоре может мгновенно поведать педагогу о нем самом и о студенте. Мимолетность этих взглядов - кажущаяся. Они не умирают «здесь» и «сейчас», поскольку тут же продолжаются в мыслях, чувствах, поступках студентов, в их будущей профессиональной деятельности. Продолжаются взгляды студентов и в их пародиях, шаржах на преподавателей, в данных им прозвищах. О жизнестойкости студенческих «конструкций» свидетельствует трансляция их от одного выпуска к другому. В зависимости от того, что в действительности стоит за подобным творчеством студентов, как оно и сама действительность оцениваются педагогом и студентами, определяются барьеры взаимопонимания. Итак, барьер - объективная характеристика педагогического понимания, следствие неидентичности участников процесса обучения. В этом процессе он выступает как факт разрыва между содержанием обучения и жизненным опытом школьника, как противоречие между уровнем имеющихся у него знаний и умений и уровнем предъявляемой ему познавательной задачи (М.А.Данилов). Содержательное противоречие обучения, представленное барьером понимания исходного текста, должно быть зафиксировано и осознано учащимся. Тогда наличие некоего «силового сопротивления» смысловых полей при понимании не только не исключает диалога, но и увеличивает ценность общения, поскольку обмен информацией в ситуации полного пересечения смысловых полей, их идентичности становится тривиальным, бессодержательным. И напротив, «напряжение», переживание «интеллектуального дискомфорта», вызванные ситуацией непонимания, стремление к заполнению «информационного вакуума» превращают барьер в средство поддержания познавательного интереса, в стимул решения познавательной задачи. Формой фиксации барьера, делающей его видимым для обеих сторон в обучении, может стать вопрос. Поэтому так важно и для педагога, и для учащихся умение замечать свое непонимание и трансформировать его в вопрос. Гуманитаризация образования, переосмысление его целей, рассматриваемых не только и не столько как «социальное наследование», «культуронаследие», но и как «культуротворчество», актуализируют сегодня проблемы диалога и понимания в обучении. В инновационных педагогических системах осознается, что образование должно строиться не на объяснении-трансляции значений, понятий, «ставшего» знания, а на построении смысла, «живого знания» в процессе его понимания. Построение отношений «преподавание-учение» на диалогической основе предполагает не воздействие на студента с определенными дидактическими целями, а взаимодействие с ним как с равноправ- ным участником совместного поиска и построения личностного знания, создание условий для самореализации и саморазвития учащегося, смены социальных ролей личностными позициями общающихся людей. Эти общие тенденции находят отражение в современных разработках содержания профессионального образования, методов и приемов работы с ним в высшей школе. Линейность, логичность, непротиворечивость и завершенность объяснения в качестве традиционного требования к исходному тексту сменяются требованием внутренней диалогичности (а значит, по Бахтину, незавершимости), способности нести в себе не только объективное предметное значение материала, но и эмоционально-ценностное отношение к нему его создателя, смысл, соотносимый с «истиной, правдой, добром, красотой, историей». Вместе с тем образовательные возможности текста как гуманитарного феномена остаются далеко не выявленными. По-видимому, дополнение существующей практики объяснения диалогическим по своей природе пониманием позволит потенциальные возможности исходного текста сделать «реальными учебными возможностями». При этом понимание как постижение смысла при взаимодействии культур - участниц процесса обучения с необходимостью требует выявления и «удержания» барьеров понимания, поскольку «дельта понимания-непонимания» фиксирует точки роста и развития человека и культуры, определяет движущие силы диалогически организованного процесса обучения. Путь преодоления барьеров понимания вербальных и невербальных текстов - погружение становящегося учебного текста в широкий диалогический контекст, включающий «частные» контексты. Движение по этому пути предполагает создание участниками процесса обучения «встречных» текстов различного уровня и использование для них различных языков. Педагогическая функция текста и языков его выражения состоит в организации поиска смыслов и их осуществлении. Вопросы и задания 1. А.А.Леонтьев в брошюре «Педагогическое общение» (М., 1979. - С. 16) приводит список признаков, по которым можно опознать наличие негативной установки учителя, т.е. бессознательно плохое отношение к ученику. - Почему этот список помещен автором в параграф «Пигмалион в классе»? - Дополните этот список. - Предложите способы снятия барьеров понимания в общении. 2. Обращаясь к читателю, А.Б.Орлов, переводчик на русский язык книги Р. и Д.Байярдов «Ваш беспокойный подросток- Практическое руководство для отчаявшихся родителей (М., 1991), говорит о необходимости преодоления стереотипов старого педагогического мышления, в том числе и в области семейного воспитания. - Что это за стереотипы? - Сформулируйте общие правила преодоления этих барьеров. - На конкретном примере, взятом из этой книги, покажите роль подростка в преодолении барьеров понимания, возникших между ним и его родителями. 3. В «Лекциях о воспитании детей» (Собр. соч.- М., 1984. - Т. 4) А.С.Макаренко приводит образчики ложного родительского авторитета (твердой воли, страха, подавления, расстояния, чванства, педантизма, резонерства...). - Покажите, что подобный родительский авторитет является барьером взаимопонимания. - Какими языками «пишутся» эти барьеры? - Какой стиль педагогического мышления являют собой ложные родительские авторитеты? - Почему А. С. Макаренко назвал их ложными? 4. В.А.Кан-Калик и Н.Д.Никандров, авторы книги «Педагогическое творчество» (М., 1990), отмечают возможность возникновения на уроке от 25 до 150 ситуативных положений психологической несовместимости педагога и учащегося, которые (ситуации) сознательно педагогом не контролируются. - Основываясь на собственном опыте, приведите примеры таких ситуаций. - Покажите, почему они являются барьерами взаимопонимания. - Какими языками пользуются учащиеся при непреднамеренном создании барьеров понимания? 5. Покажите на конкретных примерах, что языки образования являются средством организации педагогического хронотопа. 6. Опишите приемы, с помощью которых преподаватели вашего курса на учебных занятиях снимают барьеры понимания. Рекомендуемая литература 1. Батракова С. Н. Основы профессионально-педагогического общения. -Ярославль,1989. 2. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М., 1986. 3. Ильин Е. Н. Искусство общения. - М., 1988. 4. Кан-Калик В. А. Учитель о педагогическом общении. - М., 1987. 5.Леонтьев А. А. Педагогическое общение. - М., 1979. 6. Митрофанов К. Г. Учительское ученичество. - М., 1991. 7. Мудрик А. В. Общение школьников. - М., 1987. 8. Сенько Ю.В., Кузнецова Н.А. Барьеры диалогического взаимодействия // Образование в Сибири. - 1988. -№ I. 9. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы. - Кемерово, 1993. 10. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. -Томск, 1993. \\.Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. - М., 1982. Глава 4
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |