КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Диагностика политической ситуации и состояния политической напряженности
Потребность в информации о состоянии политического объекта вынуждает политического консультанта прибегать к разработанным методам сбора информации о политическом объекте или разрабатывать самому новые методы. Чаще всего приходится адаптировать имеющиеся технологии применительно к ситуации. Диагностика состояния политической ситуации. Прежде всего, политическому консультанту потребуется освоить технологию проведения диагностики состояния исследуемого объекта. Именно с этой процедуры начинается его работа по поиску наиболее оптимальных средств по управлению политической ситуацией. Диагностика направлена на оценку состояния объекта, включенного в целенаправленную политическую деятельность с целью решить вопрос о необходимости изменения его состояния или режима работы. Термин "диагностика" происходит от греческого diag-nostikos (способный распознавать). Близкое к современному пониманию значение понятия "диагностика" впервые появилось в медицине. Диагностика в медицине сегодня многими учеными рассматривается как учение о методах и принципах определения заболевания и постановки диагноза. С начала и до середины 80-х гг. прошлого столетия в управленческом консультировании стало активно применяться новое средство оценки политического объекта в системе управления, направленное на описание состояния объекта. Это средство базировалось на принципиально новом подходе к разработке информационных средств управленческой деятельности в социальной и политической сфере. Суть этого средства заключается в цельном описании социальных и/или политических объектов на основе оригинальных методов. Отмеченная группа специалистов впервые в отечественной практике применила понятие "диагностика" как один из типов информационных средств.
Специфика политической диагностики как средство получения информации заключается в рассмотрении ее как процесса или специфического вида деятельности в рамках управленческого консультирования, связанного с определением "слабых мест" политических объектов (политических лидеров и организаций) и процессов "болевых точек" политической организации. Объектом диагностики является управляемый политический объект, а сферой ее применения — использование диагностики в системе мониторинга состояний различных управляемых объектов (средств массовой информации, политических движений и лидеров, политических отношений и др.). В политической сфере понятие "диагностика" понимается как изучение политических мотивов и причин поведения личности, группы; поиск социальных детерминант процессов и явлений, протекающих в социально-политической сфере. В управлении политической сферой рассматривается процесс формирования специфических средств получения информации об объектах, находящихся в сфере политических интересов субъекта управления. Сегодня термин "политическая диагностика" еще не вошел в широкий научный оборот, а политики, произнося это выражение, вкладывают в него различный смысл. Термина "политическая диагностика" нет ни в одном изданном в стране словаре. Сущность политической диагностики заключается в использовании различных методов в целях анализа политической сферы, а также в наличии общественной потребности в ее изучении, прогнозировании будущего состояния объекта. Политическая диагностика является равноправной в ряду с экономической, социальной диагностиками. Она нацелена на определение целого комплекса факторов, характеризующих политические системы, процессы или явления. В качестве основных способов и методов политической диагностики применяются социологические методы (опросы, экспертные оценки, наблюдения, игровые методы анализа), а в качестве дополнительных — объективные методы анализа (статистический, анализ документов), то есть данная технология имеет много общих методов и средств сбора информации, используемых другими науками и дисциплинами.
Измерение состояния политический ситуации и напряженности. Диагностику политического объекта (политической ситуации, состояния политической напряженности) можно классифицировать по следующим основаниям: 1. Степени стандартизированности и уровню алгоритмизации процесса описания состояния объекта. 2. По уровню формализации показателей, описывающих состояние диагностируемого объекта. 3. Типу и методам получения информации. 4. Типу функций. 5. Объекту описания (диагностики). 6. По степени обоснованности и надежности получаемой информации. Рассмотрим последовательно признаки объекта по отмеченным основаниям классификации. Стандартизация и алгоритмизация процесса описания состояния объекта может быть проведена по принципу: а) жесткой алгоритмизации; б) частичной алгоритмизации; в) слабой алгоритмизации. Жесткая алгоритмизация предполагает, что информация о состоянии социального объекта максимально стандартизирована, формализована, а объект подробно описан. Практически не должны допускаться отклонения от последовательности процедур и нарушения установленного стандарта на выполнение операций. Такая алгоритмизация дает очень высокую степень адекватности описания изучаемому политическому объекту, поскольку влияние диагноста на результат описания минимально. Частичная алгоритмизация регламентирует лишь последовательность операций и отдельных процедур. Для многих процедур не устанавливаются требования к механизму и порядку их реализации. Естественно, при таком уровне регламентации выполняемых процедур повышается степень влияния личности консультанта (диагноста), описывающего объект на конечные результаты. Слабая алгоритмизация предполагает почти полное отсутствие стандартизации и алгоритмизации. В технологии описываются лишь общие контуры процедур и в отдельных случаях — последовательность части выполняемых операций. В этом случае результаты описания сильно зависят от квалификации диагноста-консультанта, который получает возможность более свободно интерпретировать полученные данные.
Различия в степени формализации показателей, описывающих состояние диагностируемого объекта, предлагается анализировать по трем вариантам: а) использовать показатели и формализованные процедуры во всех операциях; б) применять показатели и формализованные процедуры! в) отказ от использования показателей и формализованных процедур. Основу применения первого подхода составляют технологии описания, кладущие в основу получаемой информации числовые показатели, а описание объекта включает элементы математического анализа. Второй вариант в основу описания ставит качественную нечисловую информацию, которая поддается лишь частичной формализации. Математический анализ здесь выполняет лишь вспомогательную функцию. Третий (смешанный) вариант описания объекта сочетает оба предыдущих подхода. По типу получаемой информации от управляемого объекта возможна классификация по признаку использования объективной или субъективной информации. Чаще всего используется субъективная и объективная информация в комплексе. Субъективная информация собирается методами опроса (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос), объективная — статистическими методами и использованием документальных источников. Методы получения информации достаточно разработаны. Это: экспертные оценки, тесты, деловые игры. Пo типу функций. Преобразования политической организации направлены на обеспечение целевой или вспомогательных функций. Основные функции обеспечивают выполнение задач проектирования содержания деятельности политической структуры, направленной на выполнение основной цели; вспомогательные — выполняют задачу содействия выполнению основных процедур. К примеру, для управляемого объекта, являющегося партией, основные функции нацелены на обеспечение организационных задач проектирования, реконструкции, подбора и расстановки кадров, комплектования и переформирования своих рядов. Вспомогательные функции направлены на улучшение психологического климата в политической организации, задач материально-технического обеспечения и т. д.
В качестве объекта описания (диагностики) могут выступать отдельные политики, политические организации, фрагмент политических действий, политические явления и процессы и др. Объект диагностики той сферы политического управления, которая связана с управлением структурой политической организации путем использования средств социальных наук, одновременно является и объектом социальной инженерии. При самом широком рассмотрении управляемым объектом может быть и всякая деятельность, связанная с обеспечением или совершенствованием функционирования и развития социальной и политической организации общества, их подсистем и социальных институтов, и деятельность, связанная с разработкой средств для этой деятельности. В качестве объекта диагностики в более узких исследованиях может выступать и организация, и коллектив работников, включая процесс их деятельности. Отсюда можно заключить, что объект диагностики — это, как правило, управляемый политический объект. Это и есть основная цель диагностики — определение свойств интересующего консультанта объекта для последующего оказания на него управляющего воздействия. Требования к методическому обеспечению диагностики в различных сферах общественной жизни (социальной, политической, экономической, духовной) практически не отличаются. В соответствии с требуемым уровнем обоснованности и надежности получаемой информации сведения об управляемом объекте могут проверяться на всех этапах исследования; процедура проверки может применяться на конечном этапе или не применяться совсем. Следует подчеркнуть, что, к сожалению, на практике сложилась такая ситуация, что многие диагностические исследования вообще не включают этапы проверки валидности, надежности и обоснованности диагностических процедур. Необходимо при проведении диагностики особенно учитывать тот факт, что даже достаточно обоснованные и надежные показатели могут замерять совсем другие свойства, чем предполагалось, т. е. не будет обеспечена валидность диагностики". В самом общем смысле валидность измерения характеризует соответствие измерения его цели. Иначе говоря, валидность процедуры (инструмента) измерения состоит в однозначности и правильности получаемых результатов относительно измеряемого свойства объектов, т. е. относительно предмета измерения. Источники информации о политическом объекте. К числу наиболее часто используемых источников получения информации о состоянии объекта, интересующего политического консультанта, можно отнести: • устав, инструкции, программы деятельности, заявления политических лидеров и другие документы, составляющие портрет политической организации; • комбинированные методики сбора информации, используемые как объективную, так и субъективную информацию; • стандартизированные методики, алгоритмизирующие весь процесс от сбора информации до принятия решения по политическим задачам; • методики, разработанные другими науками (экономии кой, социологией, психологией, статистикой и др.). Система диагностики политического объекта должна применяться с учетом следующих особенностей: 1. В политической диагностике система информации дает представление об объекте как о целостности, а не как суммы его разрозненных компонентов. Это требует сбора строго регламентированной информации о политическом объекте. 2. Объект в политической диагностике описывается по изначально заданному строго определенному набору параметров, по которым можно будет в дальнейшем построить индексы и показатели. 3. Политическая диагностика направлена на определение особенного в объекте, то есть того, что отличает его от других, тем предопределяет особенности его поведения. 4. Диагностика, проводимая по отношению к политической организации или политическому процессу, нацелена на определение характера и типа отклонений объекта от ожидаемого режима работы. 5. При проведении диагностики политического объекта обязательным условием является учет социально-политических, научных, организационных, материальных и других условий, влияющих на его состояние в различные периоды функционирования политического объекта. Нередки случаи, когда для диагностики политической ситуации, политических отношений и места в них конкретной политической организации привлекаются сторонние службыполитического аудита (от лат. auditus — слушание, выслушивание, англ. audit). Политический аудит представляет собой анализ, контроль политической деятельности какой-либо организации или деятельности в целом политической организации специальными аудиторскими фирмами. Работа по проведению диагностики политической ситуации и состоянию политической напряженности должна проводиться поэтапно. Выделим основные из них: • обнаружение нежелательных процессов в развитии политических процессов или структуры; • выявление и анализ причин, вызывающих неблагополучное развитие политической организации, явлений и процессов в политической сфере; • разработка и реализация мероприятий по локализации нежелательных тенденций развития политической организации, политических отношений и принятие упреждающих действий; • прогнозирование будущих тенденций развития политических процессов; • разработка рекомендаций по преодолению причин, вызывающих отклоняющееся организационное поведение политической структуры.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 6374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |