КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.Д. lyomi, t.H. Некрасива
ловеческого рола, она не нужна ему. перспективе его продолжения и устроения. Нал любовью нельзя ни богословствовать. ни морализировать, ни социологизпровать. ни биологнчиронать. она вне всего этого, она не от мира сего, она — нечлешний цветок, гибнущий в среде этого мира. Любовь скинута со всех мирских расчетов, и поэтому проблема пола, брака и семьи решалась вне проблемы любви. Воспитывать - значит пробуждать способность любить. Труд жизни начинается с труда души, с любви, а уже потом илет труд ума и рук. Ребенку все можно дать, считал писатель С.Соловейчик, если одарить его любящей душой, но ничего не получится, если не развивать его способность сердцем стремиться к сердцу другого человека. Чтобы делать добро — надо приложить душевный труд, большую силу, и эта сила — любовь к людям, причем ко всем без исключения. Обычно говорят, что всех любить невозможно, что есть люди недостойные. Тем не менее, детей надо прежде всего учить любви: научатся любить людей, будет кого и что любить — они потом уже сами научатся ненавидеть тех. кто хочет погубить любимое и дорогое. Если проповедовать выборочную любовь — этих можно любить, они хорошие, а этих не надо, — то постепенно можно прийти к выводу, что у всех людей есть недостатки, все в чем-то плохи и любить никого не надо1-'. Исключительная роль в понимании и утверждении любви принадлежит христианской религии. Она учит, что Бог есть любовь, любовь вообще, чистая любовь, поднимаясь к которой, человек начинает жить в атмосфере любви и становится способным к любому конкретному ее проявлению - может полюбить человека, животное, природу. В Послании от Иоанна говорится: «...всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; Кто не любит, тот не познал Бога...» (I Ин 4, 7—8). Религиозная, христианская суть любви, считал С.Франк, не имеет ничего общего с рационалистическим требованием всеобщего равенства и альтруизма, которое постоянно вновь и вновь возрождалось во многих идейных течениях — от софистов пятого века до коммунистического «Интернационала». Нельзя любить как человечество вообще, так и человека вообше. можно любить только данного, отдельного, индивидуального человека во всей конкретности его образа. Любяшая мать любит каждого своего ребенка в отдельности, любит то. что есть единственного, несравнимого в каждом из ее детей. Любовь может лишь несовершенно и частично реализовываться в мире, оставаясь для многих только путеводной звездой. И тем не менее, если душа узнала, что любовь есть оздоровляющая, благолатствуюшая сила Божия. «никакое глумление слепцов, безумцев и преступников, никакая холодная жизненная мудрость, никакие приманки ложных идеалов — идолов — не могут поколебать ее. истребить в ней это знание спасительной истины»14. Выше мы уже говорили о вкладе психоанализа, в частности идей 5.Фрейда, в антропологию. Здесь же необходимо сказать несколько слов о фрейдовской теории любви. Вся исторически развивающаяся человеческая культура есть обуздание любовной жизни, и первые собственно культурные законы направлены сначала на запрет сексуальных ошений между родственниками, а потом и па ограничение сексуаль-й жизни вообще, например, браком. Но многочисленные запреты, оженные на сексуальное наслаждение со стороны культуры, сказл-ь и в том. что позднейшее разрешение его в браке уже не давадо чеку полного удовлетворения. Правда, и неограниченная подовая ода не приводила, по Фрейду, к лучшим результатам. Ценность овной потребности тотчас понижалась, если удовлетворение стано-ось слишком доступным. Люди начали создавать условные препятствия, чтобы наслаждаться бовью. Там. где не было таких препятствий, любовь была обесцеие-а. а жизнь пуста. Настоящую психическую ценность придали любви, гласно Фрейду, аскетические течения христианства. Никакие предшествующие эпохи не наполняли любовь таким глубоким и сильным спряжением чувств, воли, памяти. Культура всегда находится в разладе с сексуальной жизнью. Человеческие гениталии, по Фрейду, не проделали вместе со всем человеческим телом развития в сторону эстетического совершенствования, они стались животными, и потому любовь, считал Фрейд, в основе своей ась такой же животной, какой она была испокон веков. Любовные ечения с трудом поддаются воспитанию, а когда их пытаются обуз-ть, подавить, это приводит к серьезным нарушениям психики, к ne-озам. Поэтому невозможно найти равновесия между требованиями олового влечения и культуры, ибо иначе в будущем человеческий род обще прекратится в силу его необычайно мощного культурного вития. Человек не удовлетворен культурой, которая резко обуздывает его свободу, в том числе и сексуальную, не дает ему возможности полного удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но именно эта невозможность становится, по Фрейду, источником величайших культурных стижений. ибо половая энергия перехолит в культурную леятель-сть. Какие еще мотивы могли бы заставить людей находить другое именеиие своим сексуальным импульсам, если бы они в половой ле-ельности могли быть полностью счастливы'.' Полностью счастливый человек ничего не стал бы делать для развития культуры. Таким образом, любовь, прежде всего сексуальная любовь, является, по Фрейду, базисом человеческой культуры. Она не просто связывает одного человека с другим. Эрос объединяет семьи, племена, народы, наиии в одно большое целое — человечество. Человеческие массы должны быть либидопозно связаны, одна лишь необходимость объединения в труде не могла бы удержать их вместе. Но есть и вторая изначальная сила, как уже отмечалось выше. — склонность к агрессии. Инстинкт агрессии является отпрыском и главным представителем первичного позыва смерти. Танатоса, разделяющего с Эросом господство миром. Вопрос судьбы рода человеческого зависит от того, удастся Пи развитию культуры — и в какой мере — обуздать человеческий пер-шчный позыв агрессии и самоуничтожении. В настоящее время, пола-л Фрейд, люди так далеко зашли в своем господстве над силами при-олы. что они легко могут уничтожить друг друга вплоть до послелпе-го человека. «Следует, однако, надеяться, что другая п i двух «небесных сил» — печным Эрос — сделает усилие, чтобы отстоять себя в борьбе со столь же бессмертным противником. Но кто может предвидеть исход борьбы и предсказать, на чьей стороне будет победа?»1:. Любовь не только конституирует.человека как личность, но и является средством более глубокого и более точного открытия реальности Гете, например, говорил, что ему претят всякие узкопрофессиональные занятия, он во всем старается остаться -любителем», ибо «•любитель» от слова «любить», а узкий профессионал — не любитель, и потому от него, как правило, бывает скрыта исконная цель его профессии. Это же имел в виду А.Ф.Лосев, комментируя Платона: «Любящий всегда гениален, так как открывает в предмете своей любви то. что скрыто от всякого нелюбящего... Творец в любой области, в личных отношениях, в науке, искусстве, в общественно-политической деятельности всегда есть любящий: только ему открыты новые идеи, которые он хочет воплотить в жизнь и которые чужды нелюбящему»". Только в состоянии любви возможна встреча с внутренним существованием мира. «Мысль разума», которой дана лишь внешняя предметность, всегда должна сопровождаться «мыслью сердца». «Сердце» — это не некая отдельная инстанция, противоположная разуму, оно есть целостность внутреннего бытия, одним из излучением которой может быть и разум. Сердце противостоит лишь отрешенному, оторванному от этой целостности разуму. То, что не дано сердцем, вообще не дано в точном смысле этого слова, не затрагивает человека и. в конечном счете, делает невозможным объективное познание. Отношение к окружающему через «мысль сердца» есть отношение любви. М.Хайдеггер считал, что мысль (Denken) восходит к лревнегерманскому слову Gedanc. что означает «душа, сердце». И у мысли, которая есть мысль сердца, совсем другая логика, чем у мысли, основывающейся на предметном представлении. Мысль сердца развивается по логике той реальности, которая представляющему мышлению недоступна. Сулить о мысли сердца с точки зрения такой логики — все равно, что судить о рыбе, когда она находится на суше. Нынешняя философия стремится стать наукой и оставляет на произвол судьбы подлинную сущность мысли. «Как ужасно, — писал Н.Бердяев. — что философия перестала быть объяснением в любви, утеряла эрос и потому превратилась в спор о словах»". Через мысль сердца открывается реальность мира гораздо более глубокая и широкая, чем мир предметов и вещей. Эта реальность не дана человеку извне и понимается в своей сущностной таинственности только через самопознание, через внутреннее усилие. Очень часто люди довольствуются эрзацами, суррогатами, многочисленными формами псевлолюбни. Об этих формах писал Э. Фромм в своей книге «Искусство любить». Во-первых, большинство людей считает, что любовь — дитя сексуального наслаждения, и. если два человека научатся в этом смысле вполне удовлетворять друг друга, то они постигнут искусство любить. На самом же леле. полагал Фромм, истина прямо противоположна этому предположению. Любовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, даже знание гак называемых сексуальных приемов - это результат любви. Второй формой псевдолюбви, которая вместо человеческого счастья приводит лишь к неврозам, к страданиям, является привязанность одного или обоих «любовников» к фигуре одного из родителей. Уже будучи взрослыми, они переносят чувство ожидания или страха, которые испытывали по отношению к отцу или матери, на любимого человека. Они никогда не освобождаются от образа зависимости и ищут этот образ в своих любовных требованиях. В подобных случаях человек в своих чувствах остается ребенком, хотя интеллектуально и социально находится на уровне своего возраста. Еше одна форма псевлолюбви - любовь-поклонение. Люди часто имеют склонность обожествлять любимого. Будучи отчужденным от своих собственных сил. человек проецирует их на своего кумира, почитаемого как воплощение любви, света, блаженства. Он теряет себя в Любимом человеке, вместо того чтобы находить себя в нем. А поскольку никакой человек не может в течение долгого времени жить в таком состоянии, то неизбежно наступает разочарование, возникает новый идол, потом еше один. Проявление невротической любви — это нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках и слабостях «любимого» человека. Индивид прекрасно видит даже маленькие слабости другого человека и. беспошадно обличая их. охотно закрывает глаза на свои собственные пороки. Если два человека делают это одновременно, то их любовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения. Видом псевдолюбви является также «временная аберрация». Многие помоладенные или молодожены мечтают о блаженстве, которое якобы ожидает их впереди, тогда как в данный момент они уже начинают скучать друг с другом. Эта тенденция совпадает с обшей установкой, характерной для современного человека. Он живет в прошлом или в будущем, но не в настоящем. Он сентиментально вспоминает свое детство или строит счастливые планы на завтра. Переживается ли любовь «за-местительно». как фиктивное участие в переживаниях других людей, переносится ли она из настоящего в прошлое или в будущее, такие абстрактные и отчужденные формы любви служат, согласно Фромму, лишь наркотиком, облегчающим боль реальности, одиночества и отчуждения. И наконец, очень частая форма псевдолюбви — это проекция своих проблем на детей. Когда человек чувствует, что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его в сыне или дочери. Но так можно, считал Фромм, ввергнуть в беду как самого себя, так и своего ребенка. Не найдя смысла лля себя, можно и ребенка воспитать неправильно. Часто детьми прикрываются при попытке расторжения несчастливого брака. Главный аргумент родителей: мы не можем разойтись, чтобы не лишать ребенка благодеяний единой семьи. Однако на самом деле атмосфера напряженности и безрадостности в подобной семье более вредна лля ребенка, чем открытый разрыв". В заключение можно сказать, что состояние постоянной борьбы в сегодняшнем российском обществе, борьбы всех против всех, привело к неслыханному общему ожесточению, к забвению того факта, что лю- Ц.Д. 1 уоин. Ь.Н. Искрасив:
бовь - это не сентиментальное чувство, не каприз настроения и не ослепляющая болезнь, это вообще не только и не столько человеческое качество или способность, а объективным закон существования человеческого мира. Любовь — это усилие но что бы то ни стало остать ся живым, не поддаться омертвляющему воздействию «мира»: ненавис ти. насилию, автоматизму мышления и поведении, сохранить и себе искру божественного начала. Понимание того, что человек без любви - жалкое, неполноценное существо, не постигающее смысла своего существования, выражено и Послании Апостола Павла коринфянам: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что моту и торы переставлять, а не имею любви. — то я ничто» (1 Кор 13, 1—2). Творчество Проблема творчества является одной из самых загадочных, волнующих и злободневных. Вероятно, никогда в прошлом оно не было предметом такого пристального внимания философов, психологов, социологов и педагогов, как сейчас. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды творчества — творчество в науке, технике, искусстве. — его психологические основы и т.п. Применяется и соответствующая методология: естественно-научная, философская или психологическая. Так. психология исследует творчество как классическими методами (самонаблюдение творца, изучение биографических данных, анкетирование, интервьюирование), так и современными (выявление прямого и побочного продуктов предметного действия, кинорегистрации движения глаз и т.п.). Подобные разработки, несомненно, служат своеобразной техникой, с помощью которой и эвристика, и психология помогают нам ближе подойти к пониманию сущности творчества. Но, тем не менее, все рекомендации подобного рода исследований не обладают общеобязательностью, поскольку отталкиваются от конкретных эмпирических ситуаций и обстоятельств, в которых почему-то состоялся творческий акт. Во всех работах такого рода мы имеем дело с прикладными аспектами творчества, то есть в них не ставится и не исследуется собственно философский вопрос: как вообще возможно творчества У При анализе наследственных способностей субъекта творчества, его таланта, голосовой, слуховой или зрительной исключительности, которые всегда уникальны и неповторимы, мы никаких теоретических выводов о сути и истоках творчества сделать не можем. Точно так же мы не уйдем далеко, изучая психологию субъекта: его темперамент, скорость психических реакций, способность образовывать далекие ассоциации. — эти и другие не менее важные характеристики всегда относятся к конкретному эмпирическому субъекту. Описание психологических механизмов интуиции или озарения — это всегда описание задним числом уже случившихся актов творчества. Какие выводы можно, нлпрн- мер. сяелаи. in iipmiwumi многих великих торнов, что очень ч;кm ■.парения iipiiM'.'iii.in x ним no еле.' I'a шс что f-o папе спаи.. Мы можем последовать coiiciy Эйнштейна п про1|)ессноиамыю заниматься MViUKOii. in pari, на скрипке пли внимательно нчп i ыва1 вся вДостоен-екого. го есть соблюдать псе. по Эйнштейну, условия, необходимые лля пи>рчествл. п. если нам повезет, натолкнуться на счастливую идею в физике пли миic-маIикс. Однако ло всегда будет неконтролируемым чудом. Сами по себе способности, таланты, воспитание, образование, культурная и 1ош(1си1Н1СЛ. сне не делаюf челлнеял шорном. Проблема творчества стала предметом специального изучения толь-,,и и XX веке, в связи с появлением массовой культуры, которая При своем широком распространении неизбежно ведет, но нашему мнению, к угасанию творческого потенциала папин или народа. В то же время но миошх паправдеипях своего развития человеческие общество или зашло в тупик нлп подходит к нему — это проявляется в i розяшс-ii экологической катастрофе, в росте насилия п преступности, но вспышках национализма, н падении роли и престижа религии и т.п. И все больше растет необходимость в новых идеях, в новых радикальных ренетах спасения, в людях, мыслящих оригинально, способных к новому видению, к открытию ношах перспектпз. Попытки попять и описать феномен творчества сразу наталкиваются на неразрешимые парадоксы: люди, много зцаюшис о творчестве, сами не творят (разве что пишут интересные статьи и киши по проблеме творчества, что тоже в определенном смысле является творчеством). Тот же. кто творит, создаст совершенно новые ценности в науке или искусстве, чаше всего не знает, как он это делает (а то. что он потом рассказывает теоретикам творчества, особой ценности не представляет, ибо никаких общих выводов пли рекомендаций из его сугубо индивидуального опыта получить нельзя). Котла мы говорим о творчестве, то прежде всего имеем и виду нелч-ких людей: писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в споен жизни творчеством, когда он пытается не просто механически выполнить свою работу, по и Внести в нес что-то от себя, хйть в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером. Творчество, считал И.Бердяев, выдаст гедшлльную природу человека, каждый человек гениален, а соединение гениальности и пошита создаст гения. Можно не быть гением, но быть гениальным. «...Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной можем быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, не выражающаяся ни в каких продуктах, и-ниаль-и|,1м может быть мучение над вопросом о смысле жи Йен и искание правды жизни ("пятому может быть присуща гениальность в самопюр-чесгве в превращении себя в совершенную, проепянпую тварь, хотя никаких Продуктов он можем и не созданап,»'1. Гениальность - это прежде всего внутреннее творчество, еаМоТНорче-етно. превращение себя в человека, способною к любому Киикрсмюм\ Л1л у творчества. Только такое нервот порчей во и есть исток и ociion.i любой творческой лея гельности. Псрсл людьми и шляпа вставал вопрос: откуда берется понос - попал илея. нона» мысль'.' Ведь новая мысль не складывается in суммы старых, иначе вообще не Оыло бы проблемы пюрчества. каждый мог Г>ы походя творить иопые идеи. Был и истории философии «парадокс Сократа— Платил»: чтобы прийти к ноноп мысли, пало ее уже каким-то образом ЗнаТЬ. иначе не известно — кула идти и чи> искать. 11о как можно знать что-то. чето еше никто не знал п ты сам не таешь'.' Можно сколько угодно перебирать знания, полученные и школе, вычитанные из книг. - ничего номою не создашь. Нужно самому измениться, нужно научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там. где другой ничего подобною не видит. Тттче-ёпию — fimi обрез жнши. Увидеть что-либо впервые чрезвычайно трудно. Потому чю наши знания, паше образование, паша привычка сейчас же все объясняют, переводят в привычные штампы. Мы вилим. как идет первый cnei за окном, он пошел вдруг, хотя его ждали давно, и вместо того чтобы поразиться тому, как большие белые хлоиья медленно, словно танпуя. падают в вечернем темнеющем воздухе, мы говорим: «Подумаешь! Что тут удивительного? Это просто циклон принес холодный воздух со Скандинавского полуострова!». Однако творчество начинается с такого удивленного видения. 1)ыше мы уже говорили о «памяти сердиа». Здесь можно добавить, чго намять сердца — это достигшие глубины души живейшие впечатления, когда мы действительно увидели что-то сами в мире. «Того не прпобрссть. что сердпем не лано». - писал поэт Евгений Баратынский. Каждый ребенок в детстве, в пору формирования личности должен что-то «уншкть-, не пажно что. но важно, чтобы увиденное глубоко запало ему в душу, в память сердца, чтобы произошло •■прикосновение» к миру и родилось изумление Перед ним. будь то солнце, пробивающееся через кроны деревьев, или полная луна в бездонном весеннем небе. Если не было такого видения, го не возникло и главных условий для творчества, для того, чтобы человек стал творцом. Что-то не состоялось в человеке, нслозавершилоеь. осталась пустота, на которую не могут опереться ни интеллект, ни чувства. Если у человека никогда не было переживания удивительной новизны, свежести и бездонной неисчерпаемости мира, не было прорыва к этому состоянию, то он остается один На один с собой, со скудным набором правил жизни, с постепенно крепнущим убеждением, что жизнь скучил, уныла, однообразна и не имеет никакого внутреннего смысла. В философии такое пиление. га-Кос открытие мира называется созерцанием. Созерцание — это смотрение не только глазами, не только умом, по всей душой, веси человечес-юэй сущностью. С пего всегда начинается творчество. Увидеть мир по-новому, не так. как ею видели и объяснили до *ебя. - тачт увидеть его вне готовых стереотипов видения н объяснения, которые постоянно паклалыиаюгея па наше иоспрнише. «ia сяг" сю, переводят в общеизвестные штампы и ск-реогипы видения
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |