КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К.Д. I унии. К.П. Некрасива 2 страница
Точно так же и М.Хайдеггер полагал, что у человека нет никакого «в себе», где можно было бы укорениться, найти собственное основание. Человеческая сущность как бы парит без опоры в воздухе, человек гь в конечном счете отсутствие всякого основатшя. ему самому суж-иено обосновывать, проявлять бытие сущего. Такая бессодержательность кажется чем-то загадочным и завораживающим. Человек, по Хай-гггеру, никогда не сводится к своей физической данности, а всегда то, чем он «занят», что его захватывает. Захватить его может только открывшаяся ему вдруг глубокая, невыразимая тайна вещей. Это и есть основное занятие человека, и образующееся из глубины этой «зах-ваченности» мышление позволяет ему не просто жить среди вешей. но И различать между сущим и тем. что «истиннее», «выше», видеть духовный смысл и значимость всего окружающего3. Понимание своеобразия человеческого бытия достигалось в трудной борьбе с теми или иными формами никогда не умирающего редук-ионизма: тут и представления о человеке как о бесконечно сложной и leajibno запрограммированной машине, и постоянно проявляющаяся Идентификация человека с профессией, должностью, со страстями, привычками, шаблонами поведения, со способностями и т.д. Можно выделить три типа отождествления (сведения) человека, которые закрывают путь к пониманию человеческой природы: отождествление человека с общественным положением, профессией, социальной ролью: отождествление со своими потребностями, часто искусственными и излишними: и. наконец, отождествление себя с самим собой, со своим психологическим образом, сложившимся в результате приспособления к эмпирическим обстоятельствам. 1. Если человек отождествил себя до конца со своей социальной ролью, должностью, профессией, с сегодняшней ступенью своего развития. То он весь во власти «старого», осуществившегося, устоявшегося, для него любое новое — от образа мыслей до образа жизни — кажется досадной помехой. Человек часто идентифицирует себя с какими-то проблемами, мыслями, делами, часто неважными, и за деревьями не видит леса. В большинстве случаев он называет эту идентификацию страстью, энту- В.Д. I yoiHi- h.H. Некрасива
зиазмом. воодушевлением п считает, что только в сосюянии идентификации со своим делом он может, например, хорошо работа п.. Понлеп-ствительности это. как правило, окалывается иллюзией, поскольку чело век в таком случае теряет свой универсализм, становится страстью, которую он пытается удовлетворить, вешью. которую он делает, или процессом, в котором он участвует. Нельзя относиться ни к какому делу с полной отрешенностью, ничего больше не видя и не признавая, ибо тогда дело поглощает целиком, а человек должен всегда дистанцироваться от любого дела и замысла. Человек всегда пытается стать кем-то: ученым, художником, пожарным, и. только став по-настоящему кем-то. постигнув все тонкости своей профессии, он начинает понимать, что дело не в том. чтобы стать кем-то. а в том. чтобы в любой профессии оставаться самим собой — человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: в любви, красоте, сострадании. Суть человеческого самоосуществления — быть самобытным, ощущать себя человеком, а не просто и не только философом, или скульптором, или пожарным. Ибо человек, чем бы он ни занимался, выражает в своих деяниях свою человеческую природу, свою человеческую естественность и в этом смысле — обыкновенность, не замутненную никакими исключительными отклонениями. Но быть просто человеком очень трудно. Все стремятся к исключительности, к тому, чтобы быть лучше многих, больше знать, больше уметь, все чувствуют себя такими сложными и многогранными, что быть просто человеком, вероятно, может только гений, «Под посредственностью, — писал Б.Л.Пастернак. — обычно понимают людей рядовых и обыкновенных. Между тем обыкновенность есть живое качество, идущее изнутри и во многом, как это ни странно, отдаленно подобное дарованию. Всего обыкновеннее люди гениальные... И еше обыкпоненнее, захватывающе обыкновенна — природа. Необыкновенна только посредственность, то есть та категория людей, которую составляет так называемый «интересный человек». С древнейших времен он гнушался делом и паразитировал на гениальности, понимая ее как какую-то лестную исключительность, между тем как гениальность есть предельная и порывистая, воодушевленная собственной бесконечностью тт/мяилькость»4. Оставаться самим собой, жить самобытно, в чистой стихии человечности, каким бы делом ты ни занимался, в какой бы узкой отрасли ни работал. — важнейшее условие человеческой жизни. 2. Идентификация себя со своими потребностями — также мошная преграда, закрывающая человеку путь к пониманию своей природы. Самопознание, изменение себя чаше всего начинается с разрыва с многочисленными искусственными потребностями и привычками, к которым личность редуцирована, в которых она себя всю или частично растеряла. Даже самый незначительный прорыв в привычках пробуждает человека от механическою существования. Потребность много н вкусно есть, модно одеваться, безудержно потреблять произведения культуры - все это усыпляет человека, вдувшем случае заставляет его развивать ту небольшую часть ума. которая помотает лучше устроиться в жизни, достичь большего комфорта, больше ia-работать денег. Но па лишние деньги можно купить только лишние веши. Стремление но что бы то ни стало ко внешним благам оборачивается отождествлением человека с этими благами, страхом их потерять ■ самому потеряться бет них. постоянной ложью самому себе по поводу искусственных целей своей жизни, которая, в конечном счете, может обернуться полной бессмысленностью. Закон человеческой жизни гласит - чем больше внешнего, тем меньше внутреннего. Эпикур говорил. Что богатому живется плохо: он все свои мысли посвишает тому, как приумножить богатсво и как защитить его от воров. Современное индустриальное общество с его массовым производном товаров потребления, с «проникающей» рекламой, с пропагандой гпдартов жизни осуществляет так называемую «технологическую агрессию» В результате этой агрессии человек глубоко интегрируется в систему потребления, происходит не приспособление к условиям, по «мимесис» — непосредственная идентификация индивида с окружением. Такой мимесис был характерен для примитивных человеческих обществ, но теперь он вновь появляется в индустриальных странах как зультат высокого уровня жизни и наукообразной деятельности управляющей бюрократии. «Быть или иусть» — этой дилемме посвящены многие исследования древних и современных философов. Конечно, лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным. Главное, чтобы за богатство не заплатить собственной душой. Не то неизбежно попадешь в ситуацию. описанную Л.Виаляром в романе «И умереть некогда». Его герой, бизнесмен-миллионер, опаздывает на самолет, который, едва взлетев, разбивается у него на глазах. И бизнесмен решает числиться погибшим, начать жить, как простой человек, потому что ему надоела вечная погоня за прибылью, война с конкурентами, ежедневная деловая нервотрепка. Он. достйв другие документы, устраивается работать таксистом, зо незаметно для себя втягивается в предпринимательские дела, спекулирует на бирже, покупает еше и еще одну машину, становится владельцем одного гаража, потом другого, наконец оказывается таким же бизнесменом-предпринимателем, каким был в начале книги. Он едет в аэропорт, садится в самолет, поднимается в воздух и разбивается. Таким образом, вся жизнь прошла мимо, оказалась отданной на откуп некой внешней и неважной цеди, личному обогащению в ущерб развитию собственной души. Философы — учителя жизни, всегда полагали, что надо стремиться к простоте внешней жизни, отдавая всю свою энергию на развитие своей личности, на приобретение внутреннего богатства - только в этом случае человек обретает истинное удовольствие и вкус к жизни, чувствует, что живет, а не является рабом вещей и обстоятельств. Как ни жалка твоя жизнь, считал американский философ Г.Торо. не отстраняйся от нее и не проклинай ее. Она не так плоха, как ты сам. Она кажется всего беднее, когда ты всего богаче. Даже в приюте для белных можно пережить отрадные, волнующие, незабываемые часы. Не хлопочи так усиленно о новом - ни о новых друзьях, ни о новых одежла.х. Лучше перелицевать старые или вернуться к ним. Веши не меняются, это мы хтпяемся. Продай свою одежду, но сохрани мысли-. № 3. Человек, как мы уже отмечали, ноет н себе образ себя самого -симпатичного, приятного, умного, интересного человека — и всеми силами старается сохранить этот обрат от разрушения. Это полезно лля устойчивости психики, ни одновременно делает невозможным честный искренний взгляд на себя самого. Человек отождествляет себя со своим идеальным образом, но чаще всего он ему не соответствует. Он срастается со своим образом и не умеет дистанцироваться от него - это тоже одна из форм сведения человека. Человек, проникнутый глубоким самоуважением, становится обидчивым и ревнивым - ему часто кажется, что его недостаточно ценят, что с ним недостаточно вежливы. е.м\ представляется, что общество, в котором он живет, недостаточно хорошо для него. Он даже на плохую погоду негодует, как будто все в мире должно быть устроено так. чтобы делать ему приятное. Такой человек вынужден постоянно лгать — не окружающим людям, а самому себе. Перестать лгать самому себе — это трудное дело. Трудно искренне посмотреть на себя и признать, что ты пока еще незначительный человек, и даже не человек, а так себе - человечек. Ты еще ничего истинно хорошего в этой жизни не сделал, не совершил ни одного самостоятельного поступка, к тебе в голову еще не пришла ни одна собственная мысль, ты еще только в начале пути к самому себе. Помните, Ф.Ниише призывал смотреть на себя, как на неудавшееся произведение природы. Г.Гурджиев же предлагал смотреть на себя, как на полное ничтожество, и только тогда начнется «.просыпание», нужно перестать быть интересным человеком, нужно перестать лгать. Интересным считается тот. кто хорошо лжет. Л когда человек «просыпается» — ему становится стыдно лгать. Он начинает понимать, что существует нечто, чего он не знает или не понимает, он начинает постигать, что собственная мысль, собственная идея никогда не приходит просто так. а всегда есть результат неимоверно тяжелого труда. И еше неизвестно, способен ли он на такой труд. Идентификация человека с самим собой — серьезное препятствие на пути к целостной гармоничной жизни. Часто человек знает лишь об одном своем Я. эмпирическом, сформировавшемся под влиянием внешних обстоятельств. Это Я — лишь роль, маска, и человек идентифицирует себя с ней. не подозревай о своем глубинном измерении. Это Я. которое даже имеет паспорт, фамилию, должность. — живет в обществе, пользуется уважением других, и человек во что бы то ни стало старается служить этому Я. делает из-за него массу глупостей, лаже рискует жизнью, не понимая, что это всего лишь незначительная внешняя проекция его личности. Она могла бы быть совсем.другой, и от этого в мире ровным счетом ничего бы не изменилось. Непредопределенност ь Человек никогда не бывает абсолютно свободным, он постоянно зависит от тысячи факторов, обусловливающих его поведение, его отношение к окружающим. Он зависит от наследственности, от климата, от культуры, от государственного строя, от зарплаты, от семьи н!.д. и г п Пересечение этих зависимостей создаст такой водоворот случайностей. Предугадать которые просто невозможно. Человек может рассчитать движение планет на сотни лет вперед, но не знает, что с ним булет завтра. В результате этого незнания он часто бессилен предотвратить мно-> события своей жизни. Он зависит от того, как сложится ситуация. ~м эту ситуацию контролировать не в состоянии. Лишь познавая свою человеческую специфичность, он начинает понимать, что ни один из тысячи обусловливающих нашу жизнь факторов, ни все они вместе не предопределяют строго и однозначно ни нашу жизнь, ни наше поведение. Мы зависим от многих вещей внешне, но. живя самобытно, мы не лолжны ни от чего зависеть внутренне. Человек, живущий самобытно, мотивирует свою жизнь не столько внешними причинами, сколько внутренней необходимостью, внутренним убеждением жить именно так. а не иначе. Эта необходимость вытекает из него самого, а не из внешних обстоятельств: он может осуществить себя несмотря ни на что — ни на давление сульбы. ни на страх смерти, потому что он не может изменить своему делу или своей идее. Тем не менее, кажется, что в жизни большую роль играет случайность. Например, кто-то, еще учась в школе, не пошел на урок истории, а если бы пошел, то услышал бы такие интересные веши по истории дзнего Рима и это так его взволновало бы, что с этого момента он твер-решил бы стать ученым-историком. И став им. весьма существенно овлиял бы на всю историческую школу античности. А поскольку не пошел, то жизнь его потекла совсем в другом направлении. Правда, одни древние мыслители говорили, что есть такая вешь как Судьба: ходи не ходи на уроки истории, если тебе на роду написано стать историком - будешь им. Но другие, более, может быть, проницательные, считали, что судьба - это мы сами, наш характер, наша личность. Ничто, никакие события строго и однозначно не определяют нашу жизнь, если мы действительно живем, а не летаем под дуновением ветра. В философии существует понятие «собранного человека», собранного не в психологическом, а в философском смысле. Собранный человек — это тот, кто не имеет «хвостов», это человек мудрый в житейском смысле. Обычно ведь у человека много выставленных наружу хвостов, на которые могут наступить: богатство - это хвост, только и думаешь как бы его сохранить или увеличить: высокий пост — хвост: чем выше залезешь, тем дольше и больнее палать. масса людей тебе завидует, многие ненавидят и ждут, когда ты споткнешься: глупость — хвост, да еше какой: всегда можешь попасть впросак, что-то сделав и при этом не подумав о последствиях. У мудрого человека хвостов вообще нет. Что бы ни случилось в мире - государственный переворот, финансовый кризис, еще какие-нибудь социальные катаклизмы — это его никак серьезно не коснется, он может этих потрясений даже не заметить. Собранности трудно добиться еше и потому, что человеческая душа всегда «распылена»: часть своей души человек оставляет работе, часть — дому, часть — общению с друзьями, часть — рыбной ловле. В каждой Своей части он всегда ограничен и олносторонен. Л все удается и все получается только у собранного человека, у «полного», а не частнчно- В.Д. I урни,Некрасова
го человека. Нужно aceiда полностью присутствовать во всем и везде -на работе, в семье, в любви и даже на рыбалке. Нельзя работать наполовину, так же как нельзя полюбить на пятьдесят процентов. Только полностью присутствующему шесь н.теперь человеку открывается красота мира, любовь и тайны собственной судьбы. Недаром вдревпенн-дийском 'зпосе «Бхагавадгпта* говорится: «Кто не собран, не может правильно мыслить, у него нет творческой силы. У кого нет творческой силы - нет мира, а если нет мира, откуда быть счастью?»''. Когда человек избежал внутренней идентификации со своей профессией или со своей ролью, когда он не просто физик или философ, но прежде всего человек, только тогда он ничем не предопределен, он свободен. Человек свободен не от чего-то. не тогда, когда он может что-либо не делать, а когда он не может не делать. В этом смысле человек, но словам Сартра, приговорен к свободе — она есть бытие человеческих явлений. Свобода — это не свобода выбора между несколькими возможностями, а внутренняя необходимость действовать так и не иначе. Свобода есть в нас то. что от нас не зависит, и голос чего мы можем слышать как. например, голос совести. Нельзя распоряжаться свободой, по можно в ней участвовать. Иначе это не свобода, а капризный произвол. Свободным можно быть и от чего-то. но главное — быть свободным для чего-то. для дела, которое я призван выполнить. «Свободным называешь ты себя? — спрашивал Ниише в своем знаменитом произведении «Так говорил Заратустра», — Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя. Из тех ли ты, что имеют право сбросить ярмо с себя? Таких не мало, которые потеряли свою последнюю ценность, когда освободились от рабства. Свободный отчего? Какое дело до этого Заратустре! Но твой ясный взор должен поведать мне: свободный для чего'?»\
Незаменимость и неповторимость Незаменимость человека выражается прежде всего в том. что он должен найти свое лело. ради которого он пришел в мир. У каждого человека есть такое дело, которое, кроме него, никто не сделает. А если и он не сделает, то во Вселенной так и будет пустое место, дыра, не заполненная ничьим трудом, ничьим усилием. Это лело может быть любым: от открытия новых физических законов до вбивания гвоздя. Вбивать гвоздь, писал Г.Торо. надо так прочно, чтобы, и проснувшись среди ночи, можно было думать о своей работе с удовольствием, чтобы не стыдно было за работой взывать к Музе. Тогда и только тогда Бог тебе поможет. Каждый вбитый гвоздь Должен быть заклепкой в машине Вселенной, и в этом должна быть и твоя доля". Вся проблема в том. чтобы найти такое дело, найти такое место, встав на которое человек займет свою уникальную, неповторимую позицию. Надо «втиснуться» и этот застывший слипшийся мир. |де все места уже заняты, раздвинуть его глыбы. Если я не пытаюсь найти свое о.тогия человеческого ОЫТИЯ то. значит я занимаю чужое, я повторяю уже известные мысли и де-(о дела, которые могут делать многие, И тогда я не отвечаю своему человеческому назначению, потому что человеческое назначение чак-■••ается в том. чтобы оставить свой след на земле, свою «заклепку r шине Вселенной*. Ведь все мысли, все идеи и все деда были когда-то кем-то впервые высказаны, впервые сделаны. И ли. впервые сделавшие или выдумав-цше. принимали участие в творении мира — благодаря им мир продолжается. Но если человек не будет поддерживать его существование сво-м оригинальным незаменимым делом, своей собственной незамеии-й позицией - мир может кончиться. Если все будут повторять чужие да и чужие мысли, не тратя собственного сердца, собственной крови, не пытаясь участвовать в творении мира, то он рухнет. Любая цивилизация построена па песке, сети она не порождена, не воссоздается оригинальными и неповторимыми усилиями каждого человека, если она ни на чем не основана. Л ни на чем не основана — значит не порождена каждым внутри себя. Незаменимость, следовательно, — это фундаментальное качество овеческого существования, па котором и благодаря которому дер-ится весь мир, создаваемый человеком. Точно так же и неповторимость является фундаментальной характе-истикой человека. Каждый человек уникален и неповторим. Это осо-ино хорошо видно на примере великих людей. Если бы Наполеон погиб в самом начале своей военной карьеры, в 1796 году на Аркольском мосту, то история Франции наверняка была бы иной; Наполеон своим неповторимым военным и политическим гением существенно изменил облик Франции и даже характер французского народа. И никто в те десятилетия не смог бы сделать ничего подобного. Никто не написал бы за Шекспира его пьес и сонетов, вместо Пушкина не создал бы «Евгения Онегина» или «Бориса Годунова». Но точно так же любой человек, хотя он и не создал ничего великого в культуре или политике, тем не менее может сказать о своей жизни: «Я чувствовал и переживал так, как никто еще не переживал и не чувствовал, и мои переживания, мое понимание мира так же дополняют Вселенную, как переживания Шекспира или Пушкина, без них мир был бы беднее, был бы незавершенным». И он будет прав, потому что каждый, если он живой человек, а не запрограммированный робот, по-своему любит, по-своему чувствует, по-своему переживает и надеется. Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и неинтересная, если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно, живет, как сказал бы М.Хайдеггер. в стихии своей четырехугольности. живет поэтически: сохраняя дли себя землю, небо, божественное и смертное. Живушие таким образом развертывают себя четырехкратно — п спасении земли, в восприятии неба, в провожании смертного и в ожидании божественного. С точки зрения французского мыслителя и писателя XVIJ/ века Мишеля Монтенл. устремляться при осаде крепости в брешь, стоять во главе посольства, править народом - все эти поступки окружены блеском и обращают на себя внимание всех, «Но бранить, смеяться. В.Д. I уонн. L.H. Некрасова
продавать, платить, побить, ненавидеть и беседовать с близкими и с собою самим мягко и всегда соблюдая справедливость, не поддаваться слабости, неизменно оставаться самим собой - это всшь гори.и о более редкая, более трудная н менее бросающаяся в глаза. Жизни. протекающей в уединении... ведомы такие же. если только не более сложные... обязанности, какие ведомы жизни, не замыкающейся в себе.... Если бы кто-нибудь спросил Александра, что он умеет делать, тот бы ответил: подчинять мир своей власти; если бы кто-нибудь обратился с тем же к Сократу, он. несомненно, сказал бы. что умеет жить, как подобает людям, то есть в соответствии с предписаниями природы, а для этого требуются более обширные, более глубокие и более полезные познания. Ценность души определяется неспособностью высоко возноситься, но способностью быть упорядоченной всегда и во всем»'. Тут мы встречаемся с интересным парадоксом: чем более оригинален и неповторим человек, тем он нам ближе и понятнее. Потому что в самой потаенной глубине своей Сущности мы все одинаковы. Но только в самой глубине, там. где мы становимся не поэтами или писателями, не полководцами или учеными, не русскими или японцами, — а просто людьми, живущими в стихии человечности. Нам понятны переживания японского поэта XIII века, японцам близок и понятен А.Чехов, особенно его пьесы. Там. где человек достиг глубины общечеловеческого, прорвался через свою национальную или социальную ограниченность — там он всем живущим понятен и близок. Чем более неповторим — тем более близок, тем более похож на нас. на нас таких, какими мы мечтаем стать. Невыразимост ь Объяснить нечто можно лишь через другое: свет — через длину волны, звук — через частоту колебаний. Но как объяснить — что такое человек? Поскольку он несводим ни к чему: ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, — то объяснить, выразить его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно, как некий внешний предмет. Изучить, познать что-либо объективно можно, лишь развернув его в пространстве, вывернув наизнанку. Понятно, что с человеком этого проделать нельзя. Существуют всевозможные тесты, определяющие характер и склонности человека и. казалось бы, таким образом можно что-нибудь о человеке узнать. Но только при условии, что он будет отвечать на вопросы честно и искренне. А если он будет валять дурака, нарочно говорить в ответ на вопросы всякие глупости, фантазировать? Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества. Если писатель пытается рассказать о себе, то получается художественное произведение, так же как музыка любого композитора — это тоже попытка такого рассказа. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность, но поскольку она несводима ни к словам, ни к мелодиям, ни к картинам, то никогда полного выражения не получается. Человек пытается познать себя, движется вглубь себя, а лития человеческого пития
/'^движение по вертикали всегда откладывается на плоскости в виде тги. картины или теории. Нам очень много итяеетио о человеке Сьчиишрн науке, философии, усству. но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Не загадкой, которую мы в конце концов разгадаем, а «явственной тайной», по выражению Гёте. Мы знаем, как на биохимическом уровне урождается жизнь, как устроена клетка, как связаны бедок нуклеиновые кислоты, но зарождение жизни, появление нового че-века всегда непостижимое чудо. Оно не сводится ни к белку, ни к теиновым кислотам. Мы знаем, как работает мозг, с какой скоростью в нем совершают-электрохимические реакции, но мы не знаем, и. видимо, никогда не узнаем, как приходит в голову мысль. Если бы мы это знали, то мы все были бы гениями. У Роберта Шекли есть фантастический рассказ, в котором космический корабль салится на поле близ деревни, космонавты выскакивают, хватают крестьянина, шедшего за плугом, сажают его в корабль и велят разгонять его до световой скорости. Крестьянин в ужасе говорит, что он не умеет этого делать, что никогда не вилел космического корабля. Но пришельцы настаивают, утверждая, что все обитаемые планеты космосе поделены: на одних живут навигаторы, на других энергсти-*, а на Земле — ускорители. Так что не валяй дурака и разгоняй нам абль. Крестьянин подумал-подумал и разогнал им корабль. Может, мы бьемся над своей непостижимой сущностью, пытаемся -_ать загадку человека, а на самом деле мы ускорители? Но кся ис-ия человеческого становления показывает, что человек слишком вепс и многообразен по своим задаткам и вряд ли предназначен для вы-тнения какой-то одной работы, пусть даже очень почетной. Самое главное и самое глубокое всегда остается невыразимым и не-овимым в человеке. «...Всегда останется нечто, — писал Достоевский, ^святивший все свое творчество изучению человека, познанию самого 5я, — что ни за что не захочет выйти из-под вашего черепа и оетанет-при вас навеки; с тем вы и умрете, не передав никому, может быть са-ого-то главного из вашей идеи»"'. Познание самих себя, разгадывание эй вечной загадки и составляет основное содержание человеческой етории и культуры. Если мы эту загадку разгадаем, то вся наша история закончится. Не будет больше смысла продолжать ее дальше.
Дополнительная литература Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Гл. I. Губин В.Д. Культура и творческая деятельность М.. 1987. Франк СЛ. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии. Часть третья, гл. X // Франк СЛ. Сочинения.М.. 1990.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |