КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ц.Д. I vinin. L.H. Некрасова
4. Метафизическая антропология русских мыслителей
Человек и бытие Проблема человеческого быгпя является 1лавпой icmoi'i русский ре.инп-озной философии XX века. Происхождение человека, ею место в мироздании, его отношение к богу, судьба и смысл человеческого существования — все л аз вопросы с большой силой и выразительное! ыо были подняты русскими мыслителями. В трудах Николая Бердяева и Семена Франка. Льва Шестова (1S66-1938) и Василия Розанова мы видим попытку «открытия» человека как метафизического существа, в котором метафизика определяет «физику», является первичной по отношению ко всем биологическим и психическим особенностям человека. Не только мысль, сознание являются бытийными по своей природе, но и в человеке как биологическом, телесном существе открываются трансцендентные глубины. Человек принадлежит к бытию не только разумом, но всем своим существом. Человек весь в своей пелокупности не от «этого мира», и только из его инаковости. чуждости миру становится понятна его истинная природа, которая заключается в том. что человек одновременно и тварь, и творец. Тварь — потому что сотворен высшими силами, бытием. Богом: творец - потому что эти высшие силы действуют в нем только через его личное творчество, только в той мере, в какой человек осознает их и превращает в свое внутреннее состояние. Русские мыслители в самом начале XX века, задолго до работ таких видных онтологов как Н.Гартман и М.Хайдсгтср. подняли в своих работах вопрос о бытии, о путях и возможностях прсодоленз1я поверхностного позитивизма в понимании реальности, человека и его сознания, попытались описать основные особенности метафизического опыта, дающего доступ к бытию, и тем самым возродить метафизику как философию в точном п строгом смысле этого слова. «Предмет знания» С.Л.Франка. «Философия свободы» и «Смысл творчества» Н.А.Бердяева. «Апофеоз беспочвенности» Л.Шестова, статьз! В.Розанова, посвященные метафизике пола, составили целую эпоху в развитии мировой философии. незавз1симо от того, получили их работы широкое мировое признание или нет. Современные мыслители, полагал Шестов, сшюшь и рядом ощущают свою внутреннюю пустоту, они не чувствуют живого оплодотворяющего прикосновения к реальности, они оторваны от питательных корней, они не могут выразить смысл своего оригинального опыта, потому что такого опыта у них нет. и потому они пишут и говорят только о чем-то. допускают лишь общеобязательную пау'ку о чем-то. Но наука имеет дело с очень ограниченной сферой человеческого опыта, огромное количество единичных фактов выбрасывается ею за борт как излишний и ненужный балласт Наука принимает в свое ведение только те явления, которые постоянно чередуются с известной правильностью. -Lc.Hi бы все люди были слепыми и только один из них на минуту прозрел п увидел бы красоту и великолепие Божьего мира, наука не могла бы считаться с его пока шпшмн»т". 11л\ м открывает нам мир с номошью понятии, она исс1ла пытается итп в новом, незнакомом, скрытом ч io-дибо оОшее ему с лруi им. уже акомым. чтобы подчинить новое чему-го знакомому к привычному, аука хочет воспринять мир как систему возможно меньшего числа юж-ствснных. т.е. повторяюшихся элементов. Таким образом создается, дасно С.Франку, прозаический, рассудочный, обмирщенным образ ра. Когда наши идеи и рассуждения получают обшее признание, когда они становятся понятными, доступными, самоочевидными, именно тогда они становятся пошлыми, жалкими, бедными и нужными только для статистики. Пели реальность, благодаря усилиям науки, является нам как предметный мир. как предстоящее познавательному взору и для него обозримое единство уловимых, в принципе «прозрачных», допускающих логическую фиксацию содержаний, элементов и данностей. - тогда бытие застывает для нас в знакомый мир. Эта реальность не имеет никакою иного, внутренне ей присущего смысла, не захватывает нас своей значительностью. Вся новейшая философия, находящаяся под влиянием естественных наук, обнаружила свое бессилие познать бытие, соединить с бытием познающего человека. Философия пришла к упразднению бытия, повергла познающего человека в царство призраков. Реалистическое чувство бытия и реалистическое отношение к бытию оказалось утерянным раем. Критерий истины стали искать внутри познающего сузтъек-та. в его отношении к себе, а не к бытию. Критическая гносеология, господствовавшая почти весь XIX век. и в начале XX века конструировала познание вне реального живого, внутреннего отношения субъекта к познаваемому объекту. Отсюда постепенно нараставшая и. наконец, вылившаяся в виде кризиса болезнь - болезнь питания. «Утеряны источники питания, и потому философская мысль стала худосочной, потому бессильна соединиться с тайной бытия, с вековечной целью своих стремлений»"'. В наше время все, решительно все. писал Розанов, даже «сам Бот» (история религии) разложилось на «процесс», на «бывание». на «происхождение». И через это ушлО из-под йог всякое основание, выскользнула земля, люди повисли в воздухе, поддерживаемые в нем только воображением и мечтательностью. Но. но Розанову, нужно СТОЯТЬ. БЫТЬ. «Бытие» бесспорно поколебалось через это вечное представление «генетического процесса», через это вечное видение вешей в их текучести. Отсюда вытекает пошлая и омерзительная идея прогресса, вытекает из привычек ума все воображать себе в развитии. Если все идет, то куда-нибудь придет. Так Маркс строит Европу до «социального строя». Дарпин выстроил обезьяну до человека. Уже целый век можно охарактеризовать как век бегания вообще. «Между тем поистине надо стоять. Небо должно быть голубое.... Вещи уже «произошли», и им надо просто «быть». Великое БЫТЬ»*1. Для всей Новой философии закрыты таинства бытия и таинства жизни. Она вся от Каша до неокантианцев проникнут духом гипертрофированного рационализма. Но ни природа реальности, ни природа свободы, ни природа личности пе могу: бы п. постигнуты рационалистически, эти плен и предметы трансиендентны для рационалистического созна-
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |