КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.Д. I vimii. к.И. Некрасива 3 страницаФрейд, подобно Ницше, был великим разрушителем. Он пробудил целительное недоверие к мечтам о благородном человеке, затуманившим головы людей с тех пор, как они перестали воспринимать догмат о первородном грехе. И эти мечты развеялись в немалой степени под влиянием Фрейда. А то, что от них осталось, окончательно, как надеялся Юнг, будет истреблено варварством XX века. Фрейд не был пророком, но был фигурой пророческой. Э. Фромм о комплексе Эдипа Не менее плодотворна для понимания сущности человека критика эдипова комплекса со стороны такого видного представителя психоанализа, как Эрих Фромм. Фромм полагал, что ограниченность собственно антропологических воззрений Фрейда объяснилась тем. что он прошел естественнонаучную школу, воспитывался на трудах Г.Гельмгольма и Ч.Днрвина. использовал понятие энергии, сложившееся в недрах физики, и понятие об инстинкте, разработанное Дарвином. Для Фрейда, считал Фромм, интеллектуальная история начинается с Бюхнера. Мо-лешотта. Дюбуа-Раймона и Дарвина, т.е прежде всего с плоскоматери-алистических. позитивистских учений. Для Фрейда иивили заиия — это результат подавления инстинктов и вследствие этого - причина психического нездоровья. «Фрейдовское представление о том. что человеческой природе изначально присуще соперничество (и внеобшествениый характер), аналогично тому, которое мы находим у большинства авторов, считающих, что черты, присущие человеку современного капиталистического общества. - это его естественные свойства... Нельзя не видеть, что вся фрейдовская теория секса построена на антропологической посылке, согласно которой человеческой природе присуши соперничество и взаимная вражда. Ц.Л. I унии. fc.H. Некрасива
В области оиолчгин лог принцип был выражен Дарвином н его гсо рии конкурентной «борьбы за выживание-. Такие экономисты, как Ри-карло и представители манчестерской школы, перенесли его в сферу жчномики. 11озлнее настал черед Фрейда - под влиянием все тех же ан-ipono.mi нческнх посылок - заявить о нем применительно к области сексуальныхвлечений Подобно тому как у экономистов главным было понятие «полю есипоппсич». так и у Фрейда главным оаиоиитси понятие «попто scxualis". Оба — и «человек экономический», и «человек сексуальный» — очень удобное изобретение: приписываемая им сущность - изолированность, асоциальноегь, жадность и соперничество примет капитализму видимость системы, в полной мерс соотвегст веющей человеческой природе, и делает его недосягаемым для критики»'"'. Развивая идеи Фрейда и Юнга относительно познания человеческой природы, пытаясь дополнить их разработками немецкой антропологической школы. Э.Фромм создавал свою версию психоаналитической антропологии, свои «гуманистический психоанализ». Рождение человека как такового, отмечал Фромм, означает начало его исхода ИЗ природного дома, начало разрыва естественных связей. Однако этот-то разрыв связей и внушает страх — страх остаться без корней, страх от того, что он не сможет вынести изолированности и беспомощности своего положения и сойдет с ума. Только найдя новые, человеческие корни, человек может вновь почувствовать себя лома в этом мире. А раз так, то стоит ли удивляться, что мы находим в человеке глубокое и сильное стремление не разрывать природные узы. бороться против отторжения от природы, от матери, от уз крови и земли'.'67 Самая главная для человека природная связь — это связь с матерью. Эта связь особенно сильна именно у человека, поскольку, как мы уже отмечали выше, человек, в отличие от животного, рождается совершенно беспомощным и долгие годы зависит от родителей, прежде всего от матери. От нее зависит удовлетворение всех его физиологических потребностей, а также жизненно важной потребности в тепле и любви: мать не только рожает ребенка, она продолжает давать ему жизнь. В эти первые решающие годы жизни ребенка мать — всеобъемлющая, защищающая и питающая сила, быть любимым ею значит быть живым, иметь корни и чувство дома. Но рано или поздно подрастающий человек должен покинуть сферу материнской защиты. «Тем не менее даже в зрелом возрасте никогда полностью не проходит тоска по этому некогда ощущавшемуся состоянию, несмотря на то. что существует, конечно, большая разпнпа между взрослым и ребенком. Взрослый имеет возможность быть самостоятельным, самому о себе заботиться, отвечать за себя и даже за других, в то время как ребенок euie неспособен на псе это. Однако если принять во внимание возросшую сложность жизни, отрывочность наших знаний, случайности, которыми изобилует жизнь взрослых, а также неизбежно совершаемые ошибки, то окажется, что положение взрослого не так уж сильно отличается от положения ребенка, как это принято считать. Каждый взрослый испытывает потребность в помощи, сердечном тепле И защите. И хотя потребность взрослого в лом аспекте .слом иная, чем ребенка, тем не менее они сходны. Стоит ли улни-ься н laKOM случае, что у рядового взрослого человека обнаружиться глубокая тоска по безопасности и укорененности, которые когда-давада ему связь с матерью? Не следует ли ожидать, что он не смо-г избавиться от этой сильной тоски до тех пор. пока не найдет лру-. способов укорениться'?»'*. Очень часто можно наблюдать случаи. ко1да человек не хочет рдеться с матерью, его страшит окружающий мир. он нуждается, лаже лучи взрослым, в зашите или ласке. Очень часто властный иди дес-тическин характер матери приводит к тому, что человек боится других женщин, не заводит собственную семью и остается на всю жизнь зииязаниым к матери. В крайних формах ллтодо) ии. писал Фромм, "тречается даже сильное стремление вернуться в материнское лоно еловек. полностью поглощенный таким желанием, чувствует и дей-вует. как плод в утробе матери, он неспособен выполнять даже эостейшис действия маленького ребенка. «При многих довольно тяжелых неврозах мы видим то же стремление, но уже в форме вы-теепедного желания, проявляющегося только в снах, симптомах и невротическом поведении, которые являются результатом конфликта между сильным желанием остаться в лоне матери и взрослой частью личности, стремящейся жить нормальной жизнью. В снах это стремление проявляется в виде символов, когда человек видит себя в темной пещере, в одноместной подводной лодке, погружающейся глубоко в воду, и г. д. В поведении такого человека обнаруживаются страх перед жизнью и глубокая очарованность смертью (которая в снах предстает как возвращение в материнское лоно, к Матери-Земле)»"^. Люди, психически зацикленные на образе матери, испытывают сильную потребность в том. чтобы к ним относились по-матерински, чтобы с ними нянчились, чтобы их по-матерински опекал»; это люди, вечно зависимые; лишенные материнской защиты, они оказываются во власти страха и неуверенности, зато при наличии - действительном или воображаемом - любящей матери или кого-нибудь, заменяющего ее. они полны оптимизма и активности. Такие патологические явления в жизни человека имеют, согласно Фромму, свои параллели в эволюции человечества. Например, запрет на кровосмешение — необходимое условие всякого человеческого развития, но дело тут не е сексуальной, а в эмоциональной стороне проблемы. Чтобы родиться и развиваться, человек должен разорвать пуповину: ему надо преодолеть в себе стремление сохранить связь с матерью. «Сила кровосмесительного желания объясняется не сексуальным влечением к матери, а затаенным стремлением остаться во всеобъемлющем материнском лоне иди вернуться в него, вернуться к всепитающей материнской груди. Запрет на кровосмешение есть не что иное, как два херувима с огненными мечами, охраняющие врата Рая и не даюшие человеку вернуться к доипднвидуадьному существованию в единстве с природой»'". Однако узы. связывающие человека с матерью. —.лишь простейшая форма природных кровных связей. Семья и род. а позднее государство, нация или церковь служат опорой человеку, лают ему чувство уко- В.Д- I у они. L.H. Некрасова
рененности — он ошу шасг себя их частью, а не обособленным от них индивидом. Человек, не принадлежащий к тому же ролу, считается чужим и опасным, так как он не обладает теми человеческими свойстиа-ми. которые присуши только членам данного рода. Все эти проблемы очень мало объясняются, по Фромму. фрейдо|»ской интерпретацией «эдипова комплекса-. Фрейд считал фиксацию на матери ключепой проблемой развития как всего человеческого рода, так и отдельно взятого индивида. В соответствии со своем теорией он объяснял силу этой фиксации тем. что она проистекает из сексуального влечения маленького мальчика к матери и иатястся выражением свойственного человеческой природе стремления к кровосмешению. Он предполагал, что сохранение такой фиксации в более поздние периоды жизни поддерживается сексуальным желанием Он. как известно, объяснил враждебность по отношению к отцу как следствие сексуального соперничества с ним. Однако такая специфическая интерпретация обедняет, согласно Фромму, суть проблемы. Фрейд перенес на маленького мальчика сексуальное чувство взрослого человека. Фрейлова теория представляет собой на редкость рационалистическую интерпретацию наблюдаемых фактов. Делая акцент иа сексуальной стороне стремления к кровосмешению. Фрейд объясняет желание мальчика как нечто рациональное. Согласно фрейдовскому объяснению, стремление к кровосмешению не может осуществиться из-за наличия соперника-отца, тогда как в действительности это стремление противоречит всем требованиям взрослой жизни. Фромм считал, что Фрейд, придавая первостепенное значение стремлению к кровосмешению, признает тем самым важность уз. связывающих человека с матерью: истолковывая это стремление как сексуальное, он отрицает эмоциональное - и истинное — значение этих уз. «В тех случаях, когда фиксация на матери носит, помимо прочего, и сексуальный характер (а такое, без сомнения, бывает), объясняется это тем, что эмоциональная привязанность настолько сильна, что влияет и на сексуальное желание, а не тем, что сексуальное желание лежит в основе этой привязанности»". Сексуальное желание как таковое известно своим непостоянством по отношению к его объектам и обычно является той силой, которая помогает юноше отделиться от матери, а вовсе не привязывает его к ней. В тех же случаях, когда сильная привязанность к матери искажает нормальную функцию сексуального влечения, оно ведет к психическому заболеванию или смерти. Фантазия о сексуальной близости с матерью качественно отлична от сексуальности взрослого мужчины, т. е. не направлена на произвольный, доставляющий удовольствие акт. Детской фантазии свойственна пассивность, когда индивид покоряется матери и отдается ей лаже в области сексуальных отношений, и хотя в этом обнаруживается фиксация на матери, она не свидетельствует о патологии. Фромм анализирует в подтверждение спопх мыслей работу И.Я.Ба-хофена «Материнское право и иерворелигни». который также считал, что главная роль в развитии человека принадлежит узам, связывающим его с млтерьк>. В эпоху матриархата, считал Ба.хофен. мать была центздьной фигурой «семье, и жизни общества и в религии. Имеется мио-естио данных, свидетельствующих о том. что до нашествии с Севера в 2 ни и и Индии существовали культуры с матриархальной структурой, а ЭТО укалывает большое количество материнских божеств и ИХ важное значение: Венера из Впллендорфа. Божественпам мать в культуре Мохснджо-Даро». И зила. Ишгар. Реи. К и бед а и т.д. Даже во многих современных примитивных обществах можно видеть пережитки матриархального строя в установлении кровного родства по материнской линии млн м формах брака с проживанием семьи в общине жены: еше более показателен факт, что даже гам. где общественные формы уже не являются матриархальными, можно найти много примеров хзатрмар-хального типа связен с штерью. ролом и землей. Бахофен. в отличие от Фрейла. четко видел как отрицательный, так и положительный аспект привязанности к матери. Положительный аспект заключается в свойственном матриархальному строю духе утверждения жизни, свободы и равенства, поскольку люди — дети природы, дети матерей, они все равны, имеют одинаковые права и притязания. Все они — ее дети, и в этом своем качестве все они схожи и имеют одинаковое право на любовь и заботу. Но отрицательная сторона матриар-хальвюй культуры заключается в том, что узы. привязывающие человека к природе, узы крови и земли препятствуют развитию его индивидуальности и разума. Человек остается ребенком и оказывается неспособным к прогрессу. Поэтому как в нндизидуальном плане ребенок должен переходить под власть отиа. так и в историческом плане матриархат неизбежно должен был смениться патриархатом, властью мужчин. Мужчина больше отдален от природы, чем женщина. Менее укорененный в природе, он вынужден развивать свой интеллект, создавать искусственный мир идей, принципов и производимых человеком вещей, которые заменяют ему природу как основу существования и безопасности. Подчинение отцу отличается от фиксации на матери. Последняя является продолжением естественных связей, продолжением фиксации на природе. Подчинение отцу порождено человеком, оно искусственно, основано на силе и законе. «Отец воплощает в себе абстракции, совесть. лолг, закон и иерархию, в то время как мать олицетворяет собой природу и безусловную любовь. Отцовская любовь к сыну не похожа на безусловную любовь матери, которая любит своих детей просто потому, что они ее <)ети; это — чувство к сыну, которого отец любит больше всех, так как он в наибольшей мере оправдывает отцовские ожидания и больше других подходит для того, чтобы стать наследником собственности и земных дел своего отиа»7-'. Материнская любовь сродни милости Господней: если она есть, она — благословенный дар. если ее нет, ее неоткуда взять. В то же время ни отношения с отцом можно оказывать влияние. Отец хочет, чтобы сын рос. умел брать на себя ответственность, думал, занимался созидательной деятельностью: или был послушным, помогал отиу. был таким, какой. Независимо оттого, на что направлены отцовские ожидания - на развитие или на повиновение. — сын имеет возможность завоевать отцовскую любовь и расположение, делая то. что хочет отец _______________________________________________________ Ц.Л. 1>11цц.Некрасива
Таким образом, в патриархате, согласно Блхофену. также естьотрниа тельные и положительные стороны с одной стороны — разум, дисциплина, совесть и индивидуализм: с другой — иерархия, угнетение, неравенство, покорность. Соответственно переходу or матриархата к патриархату менялись и боги. Пока человек чувствовал себя в тесной связи с природой, его боги являлись частью природы. Но по мерс культурного развития его бот приобретали человеческий облик. Сначала Бог представлялся ему в виде всезашшлаюшеи и всепитакнней -Великой Матери-. Позже он поклонялся отцовским божествам, олицетворявшим разум, принципы и законы. Этот последний и решающий отход о г любишей матери начался, очевидно, с появлением великих рационалистических патриархальных религий. Эта стадия связана с именами Конфуция и Лао-пзы в Китае. Будды — в Индии, с философами Просвещения в Греции и библейскими пророками в Палестине. Затем последовал новый подъем -христианство и стоицизм в Римской империи, а еще через 500 дет появление Мухаммеда на Ближнем Востоке. Например, в Ветхом Завете, считал Фромм, мы видим, что он представляет собой сравнительно чистый вид патриархальной культуры, опирающейся на власть отца в семье, священнослужителя и правителя - в обществе и Бога-Отца — на небе. Однако материнское начало в его отрицательных чертах сохранилось в европейском развитии в виде фиксации на узах крови и земли. «Человек, освобожденный от традиционных связей средневековой общины, напутанный новой свободой, превратившей его в изолированный атом, прибегает к новому идолопоклонству крови и земле. Наиболее ярко это выражается в национализме и расизме. Одновременно с прогрессивным развитием, соединившим в себе положительное содержание как патриархального, так и матриархального духа, развивались и отрицательные стороны обоих начал, выразившиеся в культе государства, сочетавшемся с поклонением идолам расы или нации. Фашитм, нацизм и сталинизм — наиболее яркие проявления такого сочетания культов государства и клана, воплощенных в единой фигуре «вождя», фюрера»7'. В наши дни, считал Фромм, простой человек скорее стремится во что бы то ни стало принадлежать к нации, чем чувствовать себя «сыном человеческим». Все. кто не относится к числу «своих» по узам крови и земли (выраженным в общности языка, обычаев, пиши, песен и т. д.). вызывают подозрение, и достаточно малейшего повода, чтобы они стали объектом параноидального бреда. Человек, не освободившийся от уз крови и земли, не родился еще 8 полной мере как человеческое существо; его способность к любви и разуму искалечена, он не воспринимает себя и своих ближних в их - и своей собственной - истинно человеческой сущности. Постструктурализм о машинерии бессознательного Постструктурадизм также живо интересуется психоаналитической проблематикой и эдиповым комплексом, выдвигая свою версию психоанализа. Психоанализ, писал французский мысли гель Мишель iiono.iui плескан проблематики в философии \X века
ко (1926-1984). не только образует надежную И неисчерпаемую со-овишнгшу опыта и знаний о человеке, но прежде- всего он является "тояиным источником беспокойства, вопрошаиия. сомнения, криги-. Психоанализ, в отличие от остальных гумапшариых наук, которые.аются в пространстве того, что доступно представлению, пытается решиiпуть через представления и показать, как вообще делаются воз-жными все значения, правила и нормы, которыми человек руковол-вустся в своей жизни и деятельности, как через конечность человека -срисовываются три образа: Смерть. Желание и Закон, как жизнь на-|Дит свое обоснование в смерти, конфликты и правила — в желании, значения И системы - в языке, который является законом-4. С точки зрения философии и психологии все по считалось фрейдов-ой мифологией. Но психоанализ неспособен развертываться как умоз-"тельная наука, построенная на основе тщательных наблюдений, он ггается обозначить сами условия возможности любого знания о чедо-ке. Он пытается действовать внутри некоторой практики, и которую вовлечено не только знание о человеке, но и сам человек вместе со смертью, желанием и языком. Поэтому для психоанализа, считал Фуко, невозможна никакая общая теория человека. Психоанализ растворяет человека, поскольку всегда занимается тем. что находится вне челойсчес-го сознания и делает это сознание и его функции, например познание, зможным. Ж.Делёз. например, считал, что Фрейд нам важен не столько как исследователь человеческой глубины и первоначального смысла, сколько как удивительный первооткрыватель машинерии бессознательного. Фрейд, с точки зрения Ж.Делёза и Ф.Гваттари. сам не понимал, какой удивительный механизм производства человека и его желаний он открыл. Основным препятствием для его понимания была пресловутая триннтарная формула: папа-мама-я. «Великим открытием психоанализа было открытие производства желания, разных видов производства бессознательного. Но из-за Эдипа это открытие было затемнено новым идеализмом; место завода бессознательного занял античный театр, место продуктивного бессознательного — бессознательное, которое может лишь выражаться (миф. трагедия, сон). По продукту нельзя судить о производственных отношениях. Продукт становится тем более специфическим, несказанно специфическим, чем более его соотносят с идеальными формами причинности, понимания и выражении, но не с реальным процессом производстеа, от которого он зависит»75. Эдипов комплекс — идеалистическая интерпретация бессознательного — подменяет его сущность символическим изображением в мифах, снах, трагедиях. А бессознательное — это не театр, а завод по производству желаний, это сущность жизнедеятельности индивида, ничего общего не имеющая с фрейдовской абсолютизацией эдипова комплекса. Из этой жизнедеятельности вырастает любое понимание, весь социально-исторический контекст культуры, в котором Эднн как символ является лишь производным, частичным объектом. Поскольку психоаналн i выходит за рамки представлении, что. в частности, не было осознано Фрейдом, то очевидно, что машины желания нерепрезентативны. Они ничего не представляют. Машинное пс-
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |