Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.Д. I уонн, Ь.Н. Некрасова




 

шим от своей сущности. Однако философская антропология должна пред­варительно выяснить - в чем состоит человечность человека'.' В чем зак­лючается его существо? К.Маркс, например, видел «человечность челове­ка» в обшестве. обществом обеспечивается природа человека, т.е. совокуп­ность его природных потребностей. Христианин пилит «человечность че­ловека» в его отношении к божеству. У древних римлян «человечный че­ловек», homo humanus. противопоставлял себя «варварскому человеку-, homo barbams. Человечный человек там - это римлянин, совершенствую­щий и облагораживающий римскую добродетель. Таким образом, под гу­манизмом в разные века разные мыслители понимали совсем разные вещи. Лишь одно было У них общее: человечность определялась на фоне какого-то уже утвердившегося истолкования природы, мира, мироосновы. то есть сущего в целом"'.

Все гуманисты прошлых веков считали, что сущность человека есть нечто самопонятное. Прежде всего человек - это разумное живое суще­ство, animal rationale, человек одушевленный, homo animalis. Эта дефи­ниция не ошибочна, но поверхностна. Она целиком лежит в горизон­те метафизики. Л метафизика, по Хайдеггеру. это такая специфическая установка в миру, при которой весь мир - это сушее. то есть совокуп­ность наличных вещей, предметов, людей. Метафизика разрывает весь мир на субъект (человека) и объект (окружающий человека мир). По­скольку метафизика всегда интересовалась только сущим, она никогда не ставила вопрос о бытии, о сущности бытия. «Люди в принципе все­гда представляют человека как живое существо, homo animalis. даже если его anima полагается как дух. animus или ум. mens, а последний позднее — как субъект, как личность, как дух. Такое полагание есть прием метафизики. Но тем самым существо человека обделяется вни­манием и не продумывается в своем истоке, каковой по своему суще­ству всегда остается для исторического человечества одновременно и целью. Метафизика мыслит человека как animalitas и не домысливает до его humanitas**.

Метафизика и базирующаяся на ней традиционная антропология не понимали, согласно Хайдеггеру. того простого и существенного обсто­ятельства, что человек принадлежит своему существу постольку, по­скольку слышит требование Бытия. Только через это требование он может найти то. что составляет его существо. «Стояние в просвете бы­тия я называю эк-зистениией человека. Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистениня — не просто основание возмож­ности разума, ratio; эк-зистениия есть то. в чем существо человека хра­нит источник своего определения»".

Эк-зиетсниия присуща только человеческому бытию. Можно сколь­ко угодно сравнивать человека с животным, но даже сама возможность такого сравнения коренится в его эк-зистенции. Тело человека есть не­что принципиально другое, чем животный организм. И ничего не ме­няется от того, что люди надстраивают нал телом душу, над душой дух и т. д.. — асе равно мы остаемся в рамках поверхностного истолкования сущности человека.

Эк-зистениия не равна экзистенции, старому схоластическому тер­мину, о тачающему существование в отличие от сущности | эссенции)


Антропологическая проблематика в философии Л Л иска

 

Эк-зистенция — это вы-ступление in всякой наличной, предметно или туапионно определенной сущности, это эк-статическое выступление " ттию. Поэтому Хайдеггер человеческое существование называл при­станем (Dasein). пребыванием при сути, при бытии. Присутствие ь способ, каким человек н своем подлинном существе пребывает при ши, есть жсташическое стояние в истине бытия. Все прежние опре-ения человека как рационального животного, как личности, как ду-оано-лушевно-телесного существа вовсе не опровергались и не счита-иеь Хайлеггером ложными, просто они не достигали собственного до-"оинства человека. Классический гуманизм ставил человека недосТа-чно высоко. Достоинство человека не в том. что он стад субъектом и споряжается всей окружающей его объективностью сущего. Человек признан «беречь истину бытия», которая ему одному завещана, беречь для того, чтобы в свете бытия явилось сущее таким, каково оно есть. Человек — пастух бытия.

Но что такое бытие? Это самое близкое человеку и одновременно остающееся для него самым далеким. Бытие — это трансцендениня в прямом и первичном смысле. И только тогда, когда человек открыт трансценденцим, когда он слышит весть бытия, когда он пытается вы­разить ее в языке, в поэзии или в философии или просто в самобытной жизни, только тогда он соответствует человеческому назначению.

Весть бытия может звучать для нас как голос совести или голос Бога, мы можем ощущать присутствие бытия или свою осененность бытием. когда творим или любим, когда нам в голову приходит мысль, т.е. ког­да мы находимся в состоянии, которое не укладывается в рамки наше­го эмпирического существования и не вытекает из него. Бытие в отно­шении к человеку можно определить как истину его человеческого су­ществования. Он существует к подлинном смысле слова только тогда. когда бытийствует, когда становится самобытным, т.е. сам становится бытием, сам является причиной самого себя — самодостаточным, жи­вущим из себя, из своей свободы, а не из внешних обстоятельств. Са­мобытный человек - это человек, находящийся у себя, в том смысле, в каком говорил Августин, обращаясь к Богу: «Ты всегда был у меня, только я сам у себя почти никогда не был». Поэтому человек не про­сто живет, а эк-зистирует. всегда пытается выйти, вырваться из своего повседневного существования, в котором он скован, ограничен, обус­ловлен внешней средой, к чистому существованию, к бытию, которое является его рединой в точном и строгом смысле этого слова. Ибо толь­ко здесь он чувствует себя дома".

Бытие — это родина, не в патриотическом или националистическом, а в бытийно-историческом смысле. Вместе с забвением бытия, с забве­нием вести о бытии, человек теряет и родину, становится бездомным. Бездомность — это судьба современного мира, это то. что Маркс вслед за Гегелем назвал отчуждением. Но все виды и формы отчуждения, описанные Гегелем и Марксом, произволны от изначального отчужде­ния человека от своих бытийных корней — от бездомности.

Родина — это близость к бытию. «В этой близости к нему выпада­ет, если вообще выпадает, решение о том. откажут ли и как откажут в своем присутствии Бог и йоги и сгустится ли ночь: займется ли. и как




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.