КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.Д. I уонн, Ь.Н. Некрасова
шим от своей сущности. Однако философская антропология должна предварительно выяснить - в чем состоит человечность человека'.' В чем заключается его существо? К.Маркс, например, видел «человечность человека» в обшестве. обществом обеспечивается природа человека, т.е. совокупность его природных потребностей. Христианин пилит «человечность человека» в его отношении к божеству. У древних римлян «человечный человек», homo humanus. противопоставлял себя «варварскому человеку-, homo barbams. Человечный человек там - это римлянин, совершенствующий и облагораживающий римскую добродетель. Таким образом, под гуманизмом в разные века разные мыслители понимали совсем разные вещи. Лишь одно было У них общее: человечность определялась на фоне какого-то уже утвердившегося истолкования природы, мира, мироосновы. то есть сущего в целом"'. Все гуманисты прошлых веков считали, что сущность человека есть нечто самопонятное. Прежде всего человек - это разумное живое существо, animal rationale, человек одушевленный, homo animalis. Эта дефиниция не ошибочна, но поверхностна. Она целиком лежит в горизонте метафизики. Л метафизика, по Хайдеггеру. это такая специфическая установка в миру, при которой весь мир - это сушее. то есть совокупность наличных вещей, предметов, людей. Метафизика разрывает весь мир на субъект (человека) и объект (окружающий человека мир). Поскольку метафизика всегда интересовалась только сущим, она никогда не ставила вопрос о бытии, о сущности бытия. «Люди в принципе всегда представляют человека как живое существо, homo animalis. даже если его anima полагается как дух. animus или ум. mens, а последний позднее — как субъект, как личность, как дух. Такое полагание есть прием метафизики. Но тем самым существо человека обделяется вниманием и не продумывается в своем истоке, каковой по своему существу всегда остается для исторического человечества одновременно и целью. Метафизика мыслит человека как animalitas и не домысливает до его humanitas**. Метафизика и базирующаяся на ней традиционная антропология не понимали, согласно Хайдеггеру. того простого и существенного обстоятельства, что человек принадлежит своему существу постольку, поскольку слышит требование Бытия. Только через это требование он может найти то. что составляет его существо. «Стояние в просвете бытия я называю эк-зистениией человека. Только человеку присущ этот род бытия. Так понятая эк-зистениня — не просто основание возможности разума, ratio; эк-зистениия есть то. в чем существо человека хранит источник своего определения»". Эк-зиетсниия присуща только человеческому бытию. Можно сколько угодно сравнивать человека с животным, но даже сама возможность такого сравнения коренится в его эк-зистенции. Тело человека есть нечто принципиально другое, чем животный организм. И ничего не меняется от того, что люди надстраивают нал телом душу, над душой дух и т. д.. — асе равно мы остаемся в рамках поверхностного истолкования сущности человека. Эк-зистениия не равна экзистенции, старому схоластическому термину, о тачающему существование в отличие от сущности | эссенции) Антропологическая проблематика в философии Л Л иска
Эк-зистенция — это вы-ступление in всякой наличной, предметно или туапионно определенной сущности, это эк-статическое выступление " ттию. Поэтому Хайдеггер человеческое существование называл пристанем (Dasein). пребыванием при сути, при бытии. Присутствие ь способ, каким человек н своем подлинном существе пребывает при ши, есть жсташическое стояние в истине бытия. Все прежние опре-ения человека как рационального животного, как личности, как ду-оано-лушевно-телесного существа вовсе не опровергались и не счита-иеь Хайлеггером ложными, просто они не достигали собственного до-"оинства человека. Классический гуманизм ставил человека недосТа-чно высоко. Достоинство человека не в том. что он стад субъектом и споряжается всей окружающей его объективностью сущего. Человек признан «беречь истину бытия», которая ему одному завещана, беречь для того, чтобы в свете бытия явилось сущее таким, каково оно есть. Человек — пастух бытия. Но что такое бытие? Это самое близкое человеку и одновременно остающееся для него самым далеким. Бытие — это трансцендениня в прямом и первичном смысле. И только тогда, когда человек открыт трансценденцим, когда он слышит весть бытия, когда он пытается выразить ее в языке, в поэзии или в философии или просто в самобытной жизни, только тогда он соответствует человеческому назначению. Весть бытия может звучать для нас как голос совести или голос Бога, мы можем ощущать присутствие бытия или свою осененность бытием. когда творим или любим, когда нам в голову приходит мысль, т.е. когда мы находимся в состоянии, которое не укладывается в рамки нашего эмпирического существования и не вытекает из него. Бытие в отношении к человеку можно определить как истину его человеческого существования. Он существует к подлинном смысле слова только тогда. когда бытийствует, когда становится самобытным, т.е. сам становится бытием, сам является причиной самого себя — самодостаточным, живущим из себя, из своей свободы, а не из внешних обстоятельств. Самобытный человек - это человек, находящийся у себя, в том смысле, в каком говорил Августин, обращаясь к Богу: «Ты всегда был у меня, только я сам у себя почти никогда не был». Поэтому человек не просто живет, а эк-зистирует. всегда пытается выйти, вырваться из своего повседневного существования, в котором он скован, ограничен, обусловлен внешней средой, к чистому существованию, к бытию, которое является его рединой в точном и строгом смысле этого слова. Ибо только здесь он чувствует себя дома". Бытие — это родина, не в патриотическом или националистическом, а в бытийно-историческом смысле. Вместе с забвением бытия, с забвением вести о бытии, человек теряет и родину, становится бездомным. Бездомность — это судьба современного мира, это то. что Маркс вслед за Гегелем назвал отчуждением. Но все виды и формы отчуждения, описанные Гегелем и Марксом, произволны от изначального отчуждения человека от своих бытийных корней — от бездомности. Родина — это близость к бытию. «В этой близости к нему выпадает, если вообще выпадает, решение о том. откажут ли и как откажут в своем присутствии Бог и йоги и сгустится ли ночь: займется ли. и как
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |