КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К..1. lyiniii. К.II, Некрасова
предопределенность пути - не теснота и не скудость, а признак творчества истинного, в котором воочию предстоит тайна совпадения свободы с необходимостью»". Достоевский пытался познать и описать некую глубинную суть человека, показать, что в глубинах человеческого духа, в каждом человеке борются Бог и дьявол. Зло изначально присуще человеку, и оно имеет такую же силу, как склонность к добру. В классическом гуманизме зло усматривали в несовершенстве общественного устройства, и потому во все века жида и занимала важное место в умах людей утопическая идея, согласно которой достаточно изменить бытие людей, преобразовать несовершенное общество, и человек;булет лишен необходимости делать зло. «Слишком многое у нас привыкли относить на счет самодержавия, — писал Бердяев в 19 IS г.. — все зло и тьму нашей жизни хоте sin их* объяснить. Но этим только сбрасывали с себя русские люди бремя ответственности и приучили себя к безответственности. Нет уже самодержавия, а русская тьма и русское зло остались. Тьма и зло заложены глубже, не в социальных оболочках народа, а в духовном его ядре»'. У Достоевского зло есть признак того, что в человеке есть внутренняя глубина. Как ни странно, но только внутренне глубокие люди способны на зло. Зло является неизбежной частью человеческой жизни, потому что в мире есть свобода. Человек, решаясь на зло. испытывает себя, пытается выйти из-под закона, пытается доказать себе, что он человек, обладающий свободой воли, а не «штифтик» в обшей отлаженной социальной машине. Если отнять у человека свободу и тем самым возможность творить зло. то человек и общество в целом будут счастливы, но только это будет счастье муравейника. Человеку нужно не счастье, ему нужна свобода, и из-за этого он готов на самый дикий странный поступок, готов на все. чтобы «по своей глупой воле пожить». «Я верю в это. я отвечаю за это. потому что ведь все дело-то человеческое, кажется, и действительно в том только и состоит, чтоб человек поминутно доказывал себе, что он человек, а не штифтик1, хоть своими боками, да доказывал...»*. Достоевский в отличие от гуманистов Возрождения видел в человеке не величие, а сложность. Человек — это тайна, которую надо все время проявлять, анализировать. Сложен всякий человек, простых людей нет. «Сложен всякий человек и глубок как море, особенно современный, нервный человек*'. «Ненормальность» человека, его несовпадение с общественными структурами, его неприятие многих социальных норм и идеалов есть на самом деле норма его истинного существования. Наоборот, «нормаль-нос» состояние человека, стремление к счастью, комфорту, спокойной и сытой жизни является неестественным человеческим состоянием. Посмотрите, говорит Достоевский, кто счастлив на свете и какие люди соглашаются жить? Как раз тс. что похожи на животных и ближе подходят пол их тип по малому развитию ьх сознания. Они соглашаются жить охотно, но именно при условии жить, как животные, то есть пить, спать, устраивать гнечдо и выводить детей. Есть. пить, спать по-человечески — значит наживаться и грабить, а устраивать гнездо - значит по преимуществу грабить1". ропо.шгнчеекая нрцолсматцка в философии лл века ________________________
Высокоразвитые люди не могут иметь счастливых лип, не только ■сшне. по н внутренне, Человек, считал Достоевский, должен быть убоко несчастлив, и тогда он будет счастлив. Только пройдя черен петите свободой, через страдания, через наказание, человек раскры-"ется в бездонной сложности своего бытия, раскрывается антиномич-ый и иррациональный характер его природы. Достоевский, по мнению Бердяева, сделал новый радикальный таг и антропологии. Созданный им образ человеческого бытия не раднционно-христианскнй. не святоотеческий и не гуманистический. Человек прошел длинный путь самоиспытания. «Человек не стал лучше, не стал ближе к Богу, но бесконечно усложнилась его душа и обострилось его сознание. Старая христианская душа знала грех и попадала во власть диаводу. Но она не знала того раздвоения человеческой личности, которое узнала душа, исследуемая Достоевским. Старое зло было яснее и проще....И трудно было бы современную душу излечить от ее духовных болезней одними старыми лекарствами. Достоевский познал это. Он знал не меньше, чем знал Ницше, но он знал и то, чего Ниише не знал....Они познали, что страшно свободен человек и что свобода эта трагична, возлагает бремя и страдание»". Творчество Достоевского, считал Бердяев, означает не только кризис, но и крушение гуманизма, внутреннее его изобличение. Европейский гуманизм - это царство середины. А человек должен идти дальше — или к Богочеловеку или к сверхчеловеку. У Ницше человек — это кумир, идол, человек лишь средство для сверхчеловека. В сверхчеловеке погибает человек и вместе с этим окончательно погибает всякий гуманизм. В Богочеловеке Достоевского человек сохраняется. Богом человек не поглощается и не исчезает в нем. Наоборот, человек остается человеком, поскольку сохраняет образ и подобие Божие. и этот образ сохраняется в самом последнем человеке, в самом страшном человеческом падении. Бог - гарант того, что человеческое существование не бессмысленно, что человек имеет глубокие метафизические корни и потому остается человеком. Если нет ничего выше человека, то и человека нет. Любовь к человеку у Достоевского понимается не в поверхностно-гуманистическом смысле. Поскольку человек свободен и постоянно испытывает себя, он должен пройти путь страдания, должен заслужить звание человека. Человеческий путь в поисках самого себя лежит через тьму, через бездну, через раздвоение, через трагедию, он не может быть сокращен или облегчен. Только таким путем добывается внутренний свет и преображение человека. И только такой человек уголен Богу и соответствует его замыслу о человеке. «После героев Достоевского открывается неведомый XX век. великая неизвестность, которая открывает себя как кризис культуры, как конец целого периода всемирной истории»|:. Вся философия и литература после Достоевского увидела человека его глазами, увидела ту непостижимую, «неевкдндовскую» сложность личности, которую нельзя объяснить никакими научными, социологическими и политическими стереотипами. <S7 .Антропология Достоевского наглядно покамлн бессмысленность п беспочвенность социалистических идеи, согласно которым человек формируется и воспитывается обществом, и хорошее общество порождает хорошего человека, а чтобы построить хорошее общество, нужна очищающая революция. Во всякой революции есть, по Достоевскому, дворянское и лакейское начато, да Иваном Карамазовым всегда прячется Смердяков. который на плечах первого и приходит рано или поздно к власти. Революция не уменьшает количество Una И мире, истинное освобождение от зла. от животного начала может быть только внутренним. Человек должен внутренне перестать быть рабом, и никакие внешние революции ему в этом деле не помогут. Вше одним противником просветительского гуманизма был русский мыслитель Константин Леонтьев (IX3I — 189I). С его точки зрения, которую он высказал в своей работе «Византизм и славянство», как в органической природе, так и в обществе всегда происходит постепенное развитие от бесцветности и простоты к оригинальности и сложности, постепенное усложнение составных элементов, увеличение внутреннего богатства и в го же время постепенное укрепление единства. Высшая точка развития есть высшая степень сложности, обьедииенная неким внутренним деспотическим единством. Такой высшей точкой является, по мнению Леонтьева, иизаитизм: сильная государственная власть, строгая церковная дисциплина, жесткое иерархическое деление общества. Эти элементы характерны были не только.для Византии, но и дли Западной Европы от зарождения средневековья до первых буржуазных революций. Эти же элементы, существующие в России, делают ее мощным и сильным государством, определяют ее цветущее состояние. Однако с началом буржуазных революций в Западной Европе все меняется. Происходит смешение и упрощение всех сословий, появляется мещанский буржуазный средний класс, к этой усредненности постепенно сводится все общество. За этим упрощением и смешением неизбежно наступает смерть культуры, общественного строя и т.д. Таким образом, в каждой культуре можно различить три периода: 1) первичной простоты: 2) цвегутден сложности: 3) вторичного, смесительного упрощения1-1. Подобную периодизацию можно выявить, по Леонтьеву, и в различных частных сферах культуры, например в архитектуре. Период первоначальной простоты: циклопические постройки, конусообразные могилы этрусков, избы русских крестьян. Период цветущей сложности: Парфенон. Страсбургский. Реймский и Миланский соборы и т.п. Период смешения, переход во вторичное упрощение: все нынешние утилитарные постройки, казармы, больницы, училища, станции железных дорог и т.д. В цветущие эпохи постройки разнообразны в пределах стиля, нет ни эклектического смешения, ни бездарной старческой простоты. В вторичном упрощении все смешивается эклектически и холодно, понижается и падает. Леонтьев резко выступал пропит эгалитарно-либерального прогресса в западном обществе и в России, он сравнивал ею с процессами горения, гниения, таяния льда, установления однообразного, мертвого, прими I шитого равенства. «... Элиюпарно-.тберапмый пропса сепп. оити- нмолпгпччекян ироидуматнка ь философии ХА пека теш /июней)■ развития,.. Прогресс же. борющийся против всякого деспотизма сословий, цехов, монастырем, даже богатства и т.н.. есть не чти иное, как процесс рохюжения... того вторичного упрошены» неюго и смети» составных частей, о котором я говорил выше, процесс сглажнва-ии морфологических очертаний, процесс уничтожения тех особенно-еи. которые были органически (т.е. деспотически) свойственны обше-венному телу»'''. С точки зрения Леонтьева, европейская цивилизация сложилась ил дангийского христианства, германского рыцарства (феодализма), ав-..инекой эстетики и философии и римских муниципальных начал. Борьба этих четырех составляющих продолжается и ныне Щ Западе. Но с прошлого века муниципальное городское начало (буржуазия) победило все остальные и исказило их — и христианство, и германский индивидуализм, и эллинские философские и художественные предания. Вместо христианских загробных верований аскетизма явился земной гуманный утилитаризм, вместо мыслей о любви к Богу и спасении души — заботы о всеобщем практическом благе. Аристократические пышные наслаждения мыслящим сладострастием были вытеснены бесполезной отвлеченной философией, изысканность высокого идеального искусства утратила, по Леонтьеву, свой прежний барский И царственный характер и приобрела характер более демократический, более доступный всякому и потому неизбежно более пошлый, некрасивый и более разрушительный, вредный для старого строя15. Настоящая эпоха, по Леонтьеву. — это эпоха гибели культуры, процесс смешения и уравнивания всего и вся. превращение общества в затхлое болото. Везде, согласно Леонтьеву, одни и те же более или менее демократические конституции, везде слепые надежды на земное счастье и полное равенство, везде реальная наука и везде ненаучная вера в уравнительный и гуманный прогресс. Цель всего этого прогресса — средний человек, буржуа, спокойный среди миллионов точно таких же средних людей, больше напоминающих машину, чем живого человека. «Не ужасно ли и не обидно ли было бы думать, что Моисей всходил на Синай, что эллины строили свои изящные акрополи, римляне вели Пунические войны, что гениальный красавец Александр в пернатом каком-нибудь шлеме переходил Граник и бился под Арбеллами. что апостолы проповедовали, мученики страдали, поэты пели, живописцы писали и рыцари блистали на турнирах для того только, чтобы французский или немецкий или русский буржуа в безобразной комической своей одежде благодушествовал бы «индивидуально» и «коллективно» на развалинах всего этого прошлого величия?.. Стыдно было бы за человечество, если бы этот подлый идеал всеобщей пользы, мелочного труда и позорной прозы восторжествовал бы навеки!»"'. Новая буржуазная мещанская культура, выдвинувшая нелепый и смешной идеал всеобщего равенства и братства, является, по Леонтьеву, весьма непрочным и недолговечным образованием. Ее дальней шее развитие должно рано иди поздно привести или к катастрофе или к мелден-пому. но глубокому перерождению человеческих обществ на иной. уже не либеральной основе. «Ш(ЩЬ может, явится рабство счоего роои. раб- B.J. I унии.Некрасова
tin ни в новой форме, вероятно. — в виде жесточайшего подчинения лиц ма ■ ким н крупным общинам, а общин государству»1'. Леонтьев, как и Достоевский, говорил о будущей ренолюнни. в результате которой к власти придет «средний человек», мещанский класс и установит свою жестокую диктатуру, сообразную со своими убогими идеалами всеобщею равенства и ненависти ко всему яркому, цветущему, талантливому, ненависти к высокой культуре, которая ему непонятна и подозрительна. Все это принесет неисчислимые страдания и беды нынешним представителям «либерально-мещанской пивилизаипи». но и сами победители, полагал Леонтьев, как бы они хорошо ни устроились, скоро поймут, что им далеко до благоденствия и покоя. Их законы и порядки будут принулительнее наших, строже и даже страшнее. «Социально-политические опыты ближайшего грядущего (которые, щ всем вероятиям, неотвратимы) будут, конечно, первым и важнейшим камнем преткновения дня человеческого ума наложном пути искания общего блага и гармонии. Социализм (т.е. глубокий и отчасти насильственный экономический и бытовой переворот) теперь, видимо, неотвратим, по крайней мере лля некоторой части человечества»1". Даже если бы либерально-эгалитарные идеи осуществились, то это воцарение на земле постоянного мира, благоденствия, согласия, обшей обеспеченности было бы. по Леонтьеву, величайшим бедствием в христианском смысле. Подобная критика либерально-буржуазного гуманизма, либеральных идеалов культуры была подхвачена и развита дальше русскими мыслителями XX века, которые воочию убедились в правоте горьких слов Леонтьева о гуманизме и демократии, приведших к массовой культуре и массовому человеку, к царству толпы, сметающей все достижения подлинной культуры. Леонтьев, считал Бердяев. - не народник, он не верит в народ, народную стихию, народные начала. И этим он в корне отличается от славянофилов. «Он верит в Церковь, верит в государство, верит «идею, верит «красоту, верит «избранные, яркие, творческие личности, но не верит в народ, не верит в человеческую стихию, в человеческую массу. И это делает Леонтьева совершенно оригинальным, единственным в своем роде явлением в истории русской литературы»'". В Леонтьеве, писал С.Н. Булгаков, совершается кризис новой культуры, который осознается как эстетический мятеж против обмешанив-шегося века. Леонтьев - это прежде всего неприятие обезбоженной и измельчавшей, опошлившейся культуры во имя взыскуемого града, религиозно оправданного творчества. «Леонтьев нашел в себе силу не только поставить перед мыслью, но и жизненно углубить вопрос о религиозной ценности культуры, ценою отшепенства и исторического одиночества. Он не склонился перед силой мира сего, предпочтя быть из него выброшенным, подъял борьбу без всякой надежды на победу, с чувством трагической обреченности»*1. Леонтьев был врагом гуманизма. С его точки зрения, гуманисты любят человека только за то, что он человек. \.побить надо не просто человека, любить пало человека сильного, яркого, человека, который старается быть человеком, который мучается, страдает, но выковывает из себя личность Европейская мысль поклоняется человеку потому троно логическая проблематика н философии \Л века
ттысо, что он человек, поклоняться они хочет не за го. что он герои или пророк, царь или гений. Нет. она поклоняется не такому особому и высокому развитию личности, а просто пили ни дупл ьн ости всякого человека и всякую личность желает сделать счастливою (здесь на чемле). равноправною, покойною, надменно-честною и свободною в пределах известной морали. Это то искание всечеловеческой равноправности и всечеловеческой правды, исходящей не от положительного вероисповедания, а от того, что философы зовут личной, автономической нравственностью, это-то и есть яд. самый тонкий и самый могучий из всех столь разнородных зараз, разлагающих постепенным действием своим все европейские общества»-'1. К.Леонтьева часто сравнивают с Ф.Ницше, еше одним ниспровергателем поверхностного рационалистического гуманизма и строящейся на его основании антропологии-3. Ниише. как Достоевский и Леонтьев, страстно воевал с примитивными и поверхностными представлениями о человеческом счастье, человеческой гармонии и о сущности человека. Как и Достоевский. Ниише считал, что человек не может и не обязан быть счастливым. Высшее, чего может достигнуть человек. - это героический жизненный путь. Если человек знает, зачем он живет, ему безразлично, как он живет — хорошо или плохо, сыто или голодно. Его жизнь протекает в постоянной и мучительной борьбе с самим собой, борьбе за то. чтобы при любых обстоятельствах не опускаться ниже человеческого достоинства, не опускаться к животному уровню, жертвовать любыми благами и благополучием ради свободы. «Свободный человек, но еще более свободный дух безжалостно попирает то презренное благополучие, которое видят в своих мечтах торгаши, христиане, коровы, бабы, англичане и прочие демократы. Свободный человек — воитель»31. Как Достоевский и Леонтьев. Ниише считал, что человека нельзя любить только за то. что он человек. Просто человек - это животное, просто люди — это стадо. Человек всегда усиливается быть человеком, просто так. автоматически, человек не рождается и не живет. Человек не может быть автоматом добродетели, он должен каждый раз сам для себя решить, что такое добро и зло, сам искать смысл своего существования, сам стремиться к таким сверхчеловеческим иелям. чтобы в результате такого стремления осуществлялись иели человеческие. «В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, глина, грязь, бессмыслица, хаос: но в человеке есть также и творец, ваятель, твердость молота, божественный фитель и седьмой день — понимаете ли вы это противоречие? И понимаете ли вы. что наше сострадание относится к «твари в человеке». К тому, что должно быть сформовано, сломано, выковано, разорвано, обожжено, закалено, очищено. - к тому, что страдает по необходимости и должно страдать?»-'. Непонимание истинной человеческой природы, «обожествление» человека, мнимо христианское сострадание ему приведи, считал Ницше, к появлению -массовых" люден, к возникновению стада. Стадо -это коллектив серых безличных и безликих существ, руководствующимся только одним чувством - чувством злобной зависти ко всему выла- т
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |