Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В.Л, lyoiiii- T-П. Некрасова




 

мысль о культуре, чувство культуры, она не претворяется я культуру -решимость»"1.

Все. о чем пророчески говорил Никите, сохраняет значение u nalun дни н ярко выступает в феномене маесогюп кулыуры. никогда ранее не встречавшейся в человеческой истории. XX век — тяжелый и сложный век. Чтобы ему соответствовать, чтобы стоить на уровне его культурных достижении, нужно очень много работать. Но большинство людей мно­го работать не хотят, поэтому они не соответствуют сегодняшнему уров­ню развития культуры и ничуть этим не опечалены. Они прекрасно при­способились ко времени благодаря наличию массовой культуры. Напри­мер, в любой отрасли современной науки открытия делают несколько че­ловек. Но их открытия, результаты их труда размножаются, копируются десятками тысяч экземпляров, доводятся до каждого, могут быть исиоль-юваны каждым. В любой отрасли науки работают тысячи людей, и они живут осадками чужого труда, теми размноженными достижениями, ко­торые были сделаны творшми.

Сейчас необязательно иметь специфический талант, чтобы преуспе­вать в науке: достаточно усвоить технику научно-исследовательского труда, методику проведения и описания экспериментов, технику пост­роения н обобщения выводов - и можно делать некоторые небольшие открытии, писать книги, защищать диссертации. Но это все — «массо­вые» ученые Сегодня необязательно иметь поэтический талант: часто достаточно овладеть техникой стихосложения, прочитать пару книг об этом (нужно, конечно, иметь некоторый уровень поэтической культу­ры и слух, как в музыке) — н, в принципе, можно писать неплохие сти­хи, издавать книги. Появились «массовые» писатели и «массовые» поэты.

Массовая культура имеет и положительные стороны: не надо изоб­ретать велосипед, не надо снова открывать дифференциальное исчис­ление. Но заодно она избавляет нас от необходимости думать. Доста­точно овладеть техникой, технологией действий — и можно преуспе­вать. Современный художник, владеющей техникой живописи, может сделать такую копию картины Рембрандта, что только эксперты смогут отличить ее от оригинала. Но людьми ценится отнюдь не только техни­ка, не мастерское копирование, не репродукция, а прежде всего — ори­гинальное видение.

В начале века Л.Толстой писал по этому поводу: «Техника в наше время во всех родах искусств;! доведена до совершенства. Но это еще не все. что нужно искусству... Возьмите Достоевского. По своей технике он ниже всякой критики. Но он не только нам. русским, — но всей Ев­ропе открыл целый новый мир»,

Основная трагедия культуры r том. что, когда изобретения или от­крытия талантливых одиночек становятся массовыми, они во многом теряют и смысл, и первоначальное значение. И часто изобретатель или ученый за голову хватается, глядя на то. что случилось С его детищем.

Культура в наше время представляется совокупностью знаний, приемов п методов, т.е. чем-то внешним по отношению к человеку, чем можно овладеть, выучив, ыгиерлнв. приняв к сведению, и что можно так же легко огбриенть. когда отпада необходимость Яркпп


ример тому — киша английского писатели У.Голдинга «Повелитель X». к которой рассказывается, как самолет потерпел аварию, уце­лела только группа школьников, которые, оставшись один, бел зрослых. быстро превращаются в дикарей, поскольку ист больше Необходимости соблюдать приличия, не нужно сдерживать свою аг-ссспвность. свои дурные наклонности. У детей, действительно, еше дет культурною иммунитета, но зачастую и взрослые легко отказы­ваются от культуры, превращаясь в зверей, которым все дозволено. W них тоже нет иммунитета, для них культура — всею лишь поверх­ностная пленка, которая легко смывается во времена социальных потрясений.

До революции в нашей стране и философы, и писатели много гово­рили о глубокой духовности русского народа, тот же Достоевский назы­вал сю народом-богоносцем. Но куда делась эта духовность но проше­ствии двух лет после революции? Народ с удовольствием помогал госу­дарству грабить церкви и расстреливать священников. Значит, и эта ду­ховность, и вытекающая из нее религиозность были чисто поверхнос­тным явлением. Сейчас снова многие идут в церковь, читают Библию, крестят детей, но это отнюдь не свидетельствует о том. что возрождает­ся религиозная культура, религиозный дух. просто стало модно делать открыто то. что раньше было запрещено.

В последние десятилетня появился еше один удивительный «культурный феномен», имеющий отношение к тому, что можно на­звать индустрией сознания. Писатели, философы, художники, рабо­тающие в журнале, издательстве, на телевидении, в различных поли­тических или идеологических комитетах Думы, правительстве, в шта­бах политических партий, создают различные идеологические мифы, которые потом с помощью газет, радио п телевидения внедряются в сознание людей. Смысл индустрии сознания заключается, в частно­сти, в том. чтобы отучить людей думать, подбрасывая Им каждый день какие-то новые идеи и рецепты. Именно она «творит» сейчас человека, создавая новые образы, навязывая ему новые потребности, новые представления о мире и о себе самом. Один из важнейших гу­манистических тезисов нашего времени, высказанный в свое время еще Достоевским, гласил: человека невозможно изменить, ею мож­но только сломать, человеческая природа не поддается никакому внешнему воздействию, никакой «переделке» и «перековке». Но ги­гантские возможности современной индустрии сознания, современ­ной культуры заставляют усомниться в этом. В результате массовой культуры появилась особая порода человека — «человека массового». Массовый человек не меряет себя никакой особой мерой, он ощуща­ет себя таким, как все. и ничуть этим не удручен, наоборот, гордит­ся споен одинаковостью с другими. Человек всегда старается открыть в себе талант, какое-нибудь особое дарование, и. не открыв, чувству­ет себя бездарностью, серостью. Человеку массы такие переживания не даны. «Особенность нашею времени в том. — писал Ортега-п-Гассет. — что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право па нее н навязы­вают ее всем и всюду»".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.