КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В.Л, lyoiiii- T-П. Некрасова
мысль о культуре, чувство культуры, она не претворяется я культуру -решимость»"1. Все. о чем пророчески говорил Никите, сохраняет значение u nalun дни н ярко выступает в феномене маесогюп кулыуры. никогда ранее не встречавшейся в человеческой истории. XX век — тяжелый и сложный век. Чтобы ему соответствовать, чтобы стоить на уровне его культурных достижении, нужно очень много работать. Но большинство людей много работать не хотят, поэтому они не соответствуют сегодняшнему уровню развития культуры и ничуть этим не опечалены. Они прекрасно приспособились ко времени благодаря наличию массовой культуры. Например, в любой отрасли современной науки открытия делают несколько человек. Но их открытия, результаты их труда размножаются, копируются десятками тысяч экземпляров, доводятся до каждого, могут быть исиоль-юваны каждым. В любой отрасли науки работают тысячи людей, и они живут осадками чужого труда, теми размноженными достижениями, которые были сделаны творшми. Сейчас необязательно иметь специфический талант, чтобы преуспевать в науке: достаточно усвоить технику научно-исследовательского труда, методику проведения и описания экспериментов, технику построения н обобщения выводов - и можно делать некоторые небольшие открытии, писать книги, защищать диссертации. Но это все — «массовые» ученые Сегодня необязательно иметь поэтический талант: часто достаточно овладеть техникой стихосложения, прочитать пару книг об этом (нужно, конечно, иметь некоторый уровень поэтической культуры и слух, как в музыке) — н, в принципе, можно писать неплохие стихи, издавать книги. Появились «массовые» писатели и «массовые» поэты. Массовая культура имеет и положительные стороны: не надо изобретать велосипед, не надо снова открывать дифференциальное исчисление. Но заодно она избавляет нас от необходимости думать. Достаточно овладеть техникой, технологией действий — и можно преуспевать. Современный художник, владеющей техникой живописи, может сделать такую копию картины Рембрандта, что только эксперты смогут отличить ее от оригинала. Но людьми ценится отнюдь не только техника, не мастерское копирование, не репродукция, а прежде всего — оригинальное видение. В начале века Л.Толстой писал по этому поводу: «Техника в наше время во всех родах искусств;! доведена до совершенства. Но это еще не все. что нужно искусству... Возьмите Достоевского. По своей технике он ниже всякой критики. Но он не только нам. русским, — но всей Европе открыл целый новый мир», Основная трагедия культуры r том. что, когда изобретения или открытия талантливых одиночек становятся массовыми, они во многом теряют и смысл, и первоначальное значение. И часто изобретатель или ученый за голову хватается, глядя на то. что случилось С его детищем. Культура в наше время представляется совокупностью знаний, приемов п методов, т.е. чем-то внешним по отношению к человеку, чем можно овладеть, выучив, ыгиерлнв. приняв к сведению, и что можно так же легко огбриенть. когда отпада необходимость Яркпп ример тому — киша английского писатели У.Голдинга «Повелитель X». к которой рассказывается, как самолет потерпел аварию, уцелела только группа школьников, которые, оставшись один, бел зрослых. быстро превращаются в дикарей, поскольку ист больше Необходимости соблюдать приличия, не нужно сдерживать свою аг-ссспвность. свои дурные наклонности. У детей, действительно, еше дет культурною иммунитета, но зачастую и взрослые легко отказываются от культуры, превращаясь в зверей, которым все дозволено. W них тоже нет иммунитета, для них культура — всею лишь поверхностная пленка, которая легко смывается во времена социальных потрясений. До революции в нашей стране и философы, и писатели много говорили о глубокой духовности русского народа, тот же Достоевский называл сю народом-богоносцем. Но куда делась эта духовность но прошествии двух лет после революции? Народ с удовольствием помогал государству грабить церкви и расстреливать священников. Значит, и эта духовность, и вытекающая из нее религиозность были чисто поверхностным явлением. Сейчас снова многие идут в церковь, читают Библию, крестят детей, но это отнюдь не свидетельствует о том. что возрождается религиозная культура, религиозный дух. просто стало модно делать открыто то. что раньше было запрещено. В последние десятилетня появился еше один удивительный «культурный феномен», имеющий отношение к тому, что можно назвать индустрией сознания. Писатели, философы, художники, работающие в журнале, издательстве, на телевидении, в различных политических или идеологических комитетах Думы, правительстве, в штабах политических партий, создают различные идеологические мифы, которые потом с помощью газет, радио п телевидения внедряются в сознание людей. Смысл индустрии сознания заключается, в частности, в том. чтобы отучить людей думать, подбрасывая Им каждый день какие-то новые идеи и рецепты. Именно она «творит» сейчас человека, создавая новые образы, навязывая ему новые потребности, новые представления о мире и о себе самом. Один из важнейших гуманистических тезисов нашего времени, высказанный в свое время еще Достоевским, гласил: человека невозможно изменить, ею можно только сломать, человеческая природа не поддается никакому внешнему воздействию, никакой «переделке» и «перековке». Но гигантские возможности современной индустрии сознания, современной культуры заставляют усомниться в этом. В результате массовой культуры появилась особая порода человека — «человека массового». Массовый человек не меряет себя никакой особой мерой, он ощущает себя таким, как все. и ничуть этим не удручен, наоборот, гордится споен одинаковостью с другими. Человек всегда старается открыть в себе талант, какое-нибудь особое дарование, и. не открыв, чувствует себя бездарностью, серостью. Человеку массы такие переживания не даны. «Особенность нашею времени в том. — писал Ортега-п-Гассет. — что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право па нее н навязывают ее всем и всюду»".
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |