Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропологии о сущности человека




 

МОПСССВ Н.Н. СоВрСМСННЫП 111) фОПОГе! IC3 11 ППВП.Т И ЩЦИОННЫС рл но­мы. М.. 1994.

Ран М. Что такое экология или как спасти природу, fvl.. 1943.

Сартр Ж.-П. Первичное отношение К.другому люоопь. я лык. мазо-

•Х1пм /7 Проблема человека й западной философии. М.. 1988

ФтсрЛ.Я. Культурогенсз. М.. 1995.

Технология власти /7 Диалог. М.. 1990. № I 1

Человек и культура: критика антропоцентризма. М.. 1995.


Примечания

 

'См.: Бубср М. Проблема человека // Бубср М Я И Ты М.. 1993. ;См. Бубср М Проблема человека. С 83—87 Паскаль Б Мысли. М- \Ш. С 110. 'См Паскаль Б Мысли С 136-137.

■ Юнг К Воспоминании, сновиленин. размышлении. М.: Львов. 1998 С I" ''См.; Шслср М Человек и история // Ше.тер М. Избранные произпедения М.. 1994. С. 72-87

Ясперс К Философская вера // Ясперс К Смысл и назначение истории. M..I99I С. 443-444

'Фромм 3 Члоровое общество // Психоанализ и культура: Избранные труды Кзрен Хорнн и Эриха Фромма. М.. 1995. С- 292. ' Фромм Э. Здоровое общество. С. 295—296.

10 См.. Мамардашвзз.зи М.К Обязательность формы // Как я понимаю филосо­фию. М.. 1992. С. 88.

" Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Запале. М.. 1986 С. 228.

'-' Ницше Ф. Несвоевременные размышления // Ннише Ф Странник в его тень. М.. 1994. С. 40—4|.

" См.. например: Ясперс К. Философская пера // Ясперс К. Смысл и назначе­ние истории. М.. 1991. С. 448

" Юнг К. Психологические типы. СПб.: М.. 1995. С. 63!

См по jtomv поводу: Философское понимание человека. Выпуск 2. Сб. об­зоров М.. 1988. С. 5-22.

См.: I лопер Э. Фрейд или Юнг. СПб.. 1999. С. 97. "Там же. С 101-102. " Юнг К. Психологические типы. С. 654. '" См.: Гловер Э. Указ. соч.. С. 106—107.

-"'См.: Успенский П.Д. В поисках чудесного. М.. 1992. С. 38-42.

ц Ниише Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей // Ницше Ф.

Воля К вяаСТИ. М. 1994. С 306.

«См.: там же. С. 315

:' См.Розанов В.В. Природа и история. М.. 1900.

См.: Розанов ВВ. Мимолетное 1915 // Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное М.. 1994 С.147—148.

Розанов В В Религия и культура. Сборник статен // Розанов ВВ. Том 1. Ре­лигия и культура. М.. 1990. С. 201.

" См.: Merlcnu-Ponfy М. Phcnomenologie de la perccpnon P.. 1990 p 199. " Си.. Полорога В.Л. Феномснолозия тела Введение в философскую антропо­логию. М.. 1995. С. 21—22. * Там же. С.35. " Там же. С.85.

"' Мерло-Понтв М. Человек в противостояuiee ему // Человек и общество: про-блемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. Вып.4. М.. 1992 С. 31.

" Merleau-Poniy М. Phcnomenologie de la perception P.. 1990 p 194 ): Юнг К Психологические типы С. 624—625.

" Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного // Юнг К Л.рхетни и символ. М. 1991. С. 104

" Юнг К. Об архетипах ко-пективното бессознательного С 113.

" Франк C..I. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию ц

Франк'' I Предмет знания Душа человека. СПб.. 1995. С 506—507.

7S


-Франк СЛ. Непостижимое Oiitojoi ическое введение в философию религии.// Франк СЛ. Сочинении. VI.. 1990. С. 231-232. Щ Ниише Ф Воля к кздсгя. С. 326. Ш Паскаль Б. Мысли. С. 117

I Мамардашпили М.К Лекции о Прус к (психологическая топология пути). М.. 1995 С.57.

См.: Ясперс К Философская пера // Ясперс К. Смысл и назначение истории 1991. С.426-427.

Хайлеггер М. Что такое метафизика// Хийдеггер М. Время И бытие. М.. 1993..26.

! Социологии личности н вьштеук.иакноч аспекте посвяшены яркие и заме­чательные и своем роде книги: И.С. Кон. Открытие •Я". М.. 1978; и Михайлов).Т. Загадка человеческого Я. М.. 1976. " Успенский П.Д. В поисках чудесного. М.. 1992 С 1§9. 1 См.: Мерло-Понти М. Человек и противостоящее ел-у. С. 34. Merleau-Ponty М. Phenomenologie de la perception, p. 195. u Мерло-Понти M. Человек и противостоящее ему. С. 34. " Полорога В.А. Феноменология тела, С.34.

" См.: Ортега-и-Гасеет X. Человек и люди // Ортегз-и-Гассет X. Избранные труды. М.. 1997. С 543.

• См.: Scheler М. Wesen und Formen der Sympatlne. Bonn. 1923. S.29I. "Важно, что быть "другим" — не случайность. - писат Ортега-и-Гассет. - не казус, ко­торые могут произойти с человеком или нет: это его изначальные качества. В моем одиночестве я вообше не могу соотнести себя с обшим именем "человек" Реальность, представленная данным словом, явлена мне лишь тогда, когда дру­гое существо мне отвечает, со мной взаимодействует" (Ортега-и-Глссет X. Че­ловек и люди, С. 552—553).

М1 Ортега-и-Гассет Человек и люди. С 555.

sl Франк СЛ. Непостггжимое. С. 356.

" Франк СЛ. Непостижимое С. 352—353.

" Франк С Непостижимое. С.354. "Взгляд. — писал Ортега-и-Гассет, — не просто неходит изнутри, он позволяет сулить о своей глубине. Именно поэто­му для влюбленного нет ничего приятнее первого взгляда возлюбленной. Од­нако надо быть нзчеку. Если бы мужчины умели измерять глубину женского взора, многих мучительных ошибок удалось бы избежать. Иногда первый взгляд бросают, будто подают милостыню. Его едва хватает на то. чтобы быть взгля­дом — и только. А бывает и другой, исходящий из самых глубин сокровенно­го, из н;др женственности. Он словно всплывает со дня океана (Ортега-и-Гас­сет X. Человек и лили. С. 544). 5,1 Ортега-и-Гассет X. Человек и люди. С. 605.» Бубер М. Я и Ты. М.. 1993. С. 22. >* Бубер М. Я и Ты. С. 24. ,7 Там же. С. 41.

w Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theatrum philosophicum. Екатеринбург. 1998. С. 401. *» Делёз Ж. Логика смысла. С 402. *" Франк СЛ. Непостижимое. С. 380.

ы Мандельштам Н.Я. Вторая книга; Воспоминания. М.. 1990. С31.

"См.: Гумилев Л.Н. Этногенез н биосфера Земли. Л. 1990. С 146—147.

'•' Франк СЛ. Дутовные основы общества: Введение в социальную философию //

Франк СЛ. Духовные основы общества М.. i992. С 60.

м См.. Фромм щ. Иметь или быть? М.. 1990. С. 44

* Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение ис­тории. М.1991. С. 310—3-11.


''" Достоевский Ф.Ч. Собрание сочинении Т 9 М.. 1991. C-.2N9 "Расчлсненним Н аппарате масса. - писал (СЯсперс. - бездуховна п беечедоиечна. Она - на­личное бытие бел существования, суеверие бе; пери. Она способна псе растоп­тать, еп присуща тенденции не гериеп. ие тичия н самостоите.тьнистн. воспиты­вать.тмлен тдк. чтобы они пренращалнсьн мурапьеи |Ясигрс К Духовная си­туация времени. С. 314)

''" Флоренский П.Л. Из богословского наследия,'/ Богословские треды Вым XVII. М. 1977 С. 136. "Там же. С. 137-13».

"'' Юнг К. Об архетипах коллективного бессознательного /,' Юн1 К Лрчетип и символ. М. 1991. С. 104.

"" Ниише Ф. Рождение трагедия, или лтлпнеттзо и пессимизм // Ниише Ф. Со­чинения В 2 т T.I. М.. 1990, C.I29.

Ниише Ф, О полые и вреде истории для жизни // Там же. C.ISI. ": Ортега-и-1 ассет X. Восстание масс // Ортста-и-1 ассет X. Эстетика. Филосо­фия культуры. М.. 1991. С. 311.

ri Цит. по: Медведев Ю. Бросая вызов М.. I9S2- С. 26. М Дорст Ж. До того, как умрет природа. М.. 196S. С, 405.

 


Антропологическая проблематика в философии XX века: истоки и перспективы


1. Традиционная антропология и ее критики

Трщтищюиные представления о человеке, с которыми борется и которые пытается превзойти философская мысль с конца XIX века. - это представления, сложившиеся со времен Ренессан­са и продолжающиеся до конца XIX века. По смыслу этих пред-стааяекий, назначение человека заключалось в том, чтобы быть само­державным хозяином своей собственной жизни и верховным власти­телем мира. Согласно такой позиции, вера в Бога казалась неоправдан­ной и духовно гибельной верой в начало, порабощающее человека, пре­пятствующее его самоопределению и свободному творчеству, к которо­му он призван по своей собственной природе. Человек осознал себя земным богом. Утратив сознание Бога, человек заменил нераздельное двуединство своего богочеловеческого. боготварного существа какой-то смутной мешаниной обоих начал.

же* Ж

Человек уверовал в свою способность и призвание покорять, усо­вершенствовать, одухотворять мир. Отсюда слепая, благодушно-оп­тимистическая вера в обеспеченность непрерывного умственного и нравственного прогресса, в легкую возможность осуществления «царства Божия» на земле, отсюда и бездуховный, плоско-рациоиа-дистический гуманизм, выдвигавший, как правило, голословные оп­тимистические лозунги типа того, что «человек добр по своей приро­де», то есть осуществление нравственных ценностей совпадает с удовлетворением субъективных природных влечений. Но как быть, если стремление к добру и стремление к удовлетворению земных желаний, жажда власти и безграничной свободы не совпадают? Обо-ствление человека в его природном существе необходимо прнво-iT к аморализму, нигилизму: человек как неограниченный самодер­жец есть хозяин и над своей моралью. Вера во всемогущество че­ловека, в его доброе по природе естество была поколеблена, считал С.Фраик, еше в прошлые века. Первый удар был нанесен ей Фран­цузской революцией, когда царство свободы, равенства и братства быстро превратилось в царство разъяренной кровожадной черни. Еще более убедительное обличение несостоятельности этой веры "Рпнесло наше время, когда иод тонкой оболочкой просвещенного ^ропейца обнаруживается неукрощенная звериная природа, демо­нические силы садизма и отвержения элементарных начал нрав-чненноети'.

Гуманизм впервые возник в лоне протестантизма, он. согласно Бер­дяеву, восстал против бесчеловечной антропологии католичества, да и всего исторического христианства, отверг ложную теократию во имя


человеческой антропологии Гума'ййзм взял иод защиту «проклятую землю», обратившись к язычеству лля освящении отяершутон христи­анством плоти, он требоиат освобождения от лжи. снимал пепи и ут­верждал человеческую власть. В этом была доля правды, полагал Бер­дяев. Человечество должно было освободиться от ложных, сомнитель пых теократии, очеловечить свою культуру, чтобы появилась почва для подлинной теократии, чюбы сознательно подчипшься власти Бога, а не папы или иезаря. Но человечество должно было пройти этап безре­лигиозного гуманизма, самоутверждения безбожною человека, изжить до конца этот тяжелый опыт, чтобы наступило время религии богоче-довечества. Гуманизм привел к Декларации прав человека и граждани­на и к Великой французской революции Он стад утверждать себя как высшее начало, человека и человечество — как высшую святыню, от­вергая всякую сверхчеловеческую Святыню. Поэтому, отмечал Бердя­ев, весь гуманистический освободительный процесс двойственен; он заключал в себе великую правду, часть религии богочедовечества. и ве­ликую ложь, часть образующейся религии самообоготворения. Во всех освободительных революциях была несомненная правда, восстание против несомненной лжи. освобождение от рабства, но было и новое зло. обоготворение человеческой стихии, поклонение новому земному богу. Гуманизм стал обоснованием либерализма, а затем - социализма и анархизма, предельных этапов новой истории, последних соблазнов человечества. Теоретически это выразилось в форме позитивизма раз­ных оттенков. Отрицание Бога, иного мира и всего трансцендентного было признано достаточным основанием того, что человек обладает бесконечными правами и ему предстоит блестящее будущее2.

По Франку, человек перестает быть человеком перед лицом превоз­могающего его всемогущего величия Бога: и человек перестает быть человеком, теряя свое отношение к Богу, мысля себя в изолированно­сти от Бога, объявляя себя человекобогом. В последнем, по Франку. — исходная причина всех кризисов современности. Выход из этой кризис­ной антиномичности состоит в идее богочеловечности. в силу которой обладание Богом как трансцендентной инстанцией образует само им­манентное существо человека. Идеалы земного рая препятствуют по­беде идеи богочеловечности. потому что они опять-таки строятся на науке как форме патологии.

Ярко и глубоко этот кризис плоско-раиионального. поверхностно­го гуманизма и строящейся на нем антропологии выразил в своих тру­дах Ф.Достоевский. После чтения Достоевского, отмечал Бердяев, мы точно побывали в иных мирах, в иных измерениях. «Глубокое чтение Достоевского есть ncei да событие в жизни, оно обжигает, и душа полу­чает новое огненное крещение. Человек, приобщившийся к миру Дос­тоевского, становится новым человеком, ему раскрываются иные изме­рения бытия»-.

Достоевский, по мнению Н.Бердяева. — великий аигронодог. Он от­крыл новую науку о человеке и применил к ней новый, небывалый ме юл. Он создал «художественную науку» иди «научное художество», ко­торое исследует человеческую природу в ее бездонности и безгранично­сти Эта бездонность п глуби На; в которой борются Бог и дьявол, от-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.