КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н.Д. I yiinв. К.П. Некрасова
логично мотанию предметов внешнего мира. Но другой человек оче видно не является для нас просто объектом. Хотя мы видим только тело и жесты другого, писал известный испанский философ Х.Орте-га-п-Гаесет (18.83-1955). но сквозь них наблюдаем невидимое - абсолютную сокровенность, нечто, что каждый знает исключительно от самою себя. Тело Другого — настоявши семафор, посылающий бесчисленное множество сигналов, говорящих о том. что происходит в ею. Другого, сокровенном мире. Но эти сигналы — лишь косвенное свидетельство внутреннего мира Другого, по ним можно лишь догадываться о сути человека, так же. как мы догадываемся, что у яблока помимо видимой нами стороны, есть еше другая, невидимая'*. Во всяком индивиде уже присутствует другое Я. оно заранее составляет конститутивный элемент сознания. Таким образом, со-бытие «других Я» даётся не эмпирически, а трансцендентально, составляет внутреннюю структуру личности, и эта структура является онтологическим основанием индивидуального опыта. Ядро самовосприятия индивидуума есть процесс, суть которого составляет направленность на другого. Пока человек не может посмотреть на себя, как на другого, акт самовосприятия не может состояться44. Первое, писал Ортега. что появляется в жизни каждого, — Другой. Мы. например, рождаемся в семье. Первое, что мы видим. — Они. Свет и мир — это светский и мирской. Человек с самого начала открыт для другого, для постороннего, он приходит к пониманию себя, уже имея исходный опыт о существовании тех. кто не есть он. «Быть открытым для других — это исконное, определяющее свойство Человека, а не некий поступок. Любое действие — поступить как-то с людьми, что-то сделать для них (или навредить им) - всегда предполагает предварительное пассивное состояние открытости человека. Подобное состояние — отнюдь не «социальное отношение» в собственном смысле, ибо оно еше не определилось в каком-нибудь конкретном акте. Это простое сосуществование, основа всевозможных «социальных отношений», чистое присутствие в моей жизни людей - присутствие, представляющее собой подлинное со-присутствие «Другого» (в единственном или множественном числе)»50. Сточки зрения С.Франка, не существует проблемы того, как Я может встретиться с чужим сознанием, так как нет никакого готового Я до встречи с Ты. до отношения к Ты. Это явление встречи с Ты и есть, согласно Франку, то место, в котором впервые в подлинном смысле возникает само Я в качестве «Я», одновременно с «Ты», как точка реальности, соотносительная с «Ты», как член одновременно с этим конституирующегося единства «Мы». Отношение «Я — Ты» — это не внешняя встреча между двумя реальностями, которые существовали бы сами по себе до этой встречи. «Дело в том. что никакого готового сушего-к-себе «я» вообще не существует до встречи с «ты». В откровении «ты» и в соотносительном ему транс-пенлироваиии непосредственною самобытия - хотя бы в случайной и беглой встрече двух пар глаз — как бы впервые совместно рождается и «я», и «ты»: они рождаются, так сказать, из взаимного, совместного кровообращения, которое с самою начала как бы обтекает и пронпзыакрская антропология и сущности человека
с? это совместное царство двух взаимосвязанных, приуроченных друз фугу непосредственных бытия*'1, О новорожденном или грудном младенце сознание, потом выража-мое словами «я есть», рождается впервые, полагал Франк, лишь когда венок испытывает на себе любящий или угрожающий взор матери и ТЙечает на этот извне направленный на него луч жизни соответствующей живой динамикой В этом плане момент «ты» столь же первичен.: само «я». Для ребенка и первобытного человека весь мир наполнен «духами», пениями «ты-образного» характера, одушевленными силами, к кото-ым они стоят в отношении «я — ты». «Просвещенное сознание» поляжет, отмечал Франк, что это психологическая иллюзия. Но нельзя заранее отрицать возможности того, что сознание ребенка, первобытного человека, поэта в их одушевлении мира глубже проникает в подлинное, скрытое существо реальности, чем наше трезвое прозаическое и научное сознание. «Ты» дает мне знать о себе во враждебном или ласковом взоре, в суровости или мягкости его обращенности, в жестах. Но за этими пределами содержание чужой душевной жизни мне недоступно. Чужая душа - потемки, и даже самый близкий друг может вдруг удивить нас неожиданным поступком. Но эта загадочная непостижимая реальность именно в своей непостижимости каким-то образом дана нам совершенно непосредственно. «Ты» не есть предмет познания — ни отвлеченного познания в понятиях, ни познания-созерцания. «Оно «дает нам знать О себе», затрагивая нас. «проникая» в нас, вступая в общение с нами, некоторым образом «высказывая» себя нам и пробуждая в нас живой пик. Всяческому познаванию предшествует здесь не просто «облада-;ie»..., а... живое взаимодействие иди обшение... Есть только одно по-ятие. которое подходит к этому соотношению: это — понятие откровения....Особенно четкий и точный смысл понятие откровения приобретает лишь как откровение для другого, как открывание себя, явление себя другому...»а. Во взоре, и выражении лица, в мимике внутреннее просвечивает и пробивается наружу. Откровение - это. во-первых, активное самораскрытие, исходящее от самой открывающейся реальности, направленное на «меня» и именно тем конституирующее и открывающее мне эту реальность в качестве «ты». Знание, основанное на откровении, резко отличается от обычного типа знания прежде всего потому, что здесь идет речь об откровении непостижимого: то, что при этом открывается, не перестает быть непостижимым, оно открывается в своей непостижимости. Другой не перестает быть для нас тайной, но это явленная тайна, которая соприкасается со мной, вторгается в меня, мной переживается через ее активное воздействие на меня. Все это дано уже в любом чужом взоре, направленном на меня, втайне живых человеческих глаз. ВЙ меня устремленных. Вторжение Ты в меня есть и мое вторжение в нет. как бы скромно и сдержанно ни было это вторжение. «Встреча двух пар глаз, скрещение двух взоров - то. с чего начинается всякая любовь к дружба, но н всякая вражда. — всякое вообще, хотя бы самое беа.ше и поверхностное ••общение • - это самое обычное, повседневное явление есть, однако, лля того, кто хоть раз нал ним задумался, вместе с 1см одно из самых гаипственных явлении человеческой жизни. - вернее, наиболее конкретное обнаружение печной пииты, образующей самое существо человеческой жизни. В атом явлении совершается подлинное чудо: чудо тринсцендировани» непосредственного самобытия за пределы себя самого, взаимного самораскрытии друг для друга двух -в иных отношениях замкнутых в себе и только лля самих себя суших -носителей бытии»". «Ты» может являться мне. и так бывает всегда, когда люди сталкиваются впервые, как нечто чуждое и угрожающее. Я испытывает страх внутренней необеспеченности, оно отступает внутрь себя, замыкается, чтобы защититься от нападения. Наиболее конкретным выражением отступления служат застенчивость, стыд. Я возникает и существует лишь перед лицом Ты как чужого, жутко-таинственного, страшного и смущающего своей непостижимостью явления мне-подобного-не-я. Но Ты может иметь и совсем иной смысл: Я узнаю в Ты успокоительную, отрадную реальность сходного, родного. Встречаясь с Ты. писал Франк, я осознаю себя уже не единственным, не одиноким — вне себя я наше i мне-подобное, сушее по моему образу. Тайна другого не перестает быть тайной, но это уже не жуткая и устрашающая, а сладостная тайна. В сущности это тайна любви. Здесь Я находит как бы подтверждение своего бытия вне себя самого. Вне уважения к другому, вне восприятия Ты как внутренне правомерной реальности нет законченного самосознания. Правда, в Ты. в пространстве всей моей любви к нему и взаимном доверии всегда остается непреодолимый до конца момент чуждости, во всяком любимом и родном мне Ты есть нечто жуткое и непонятное для меня — именно потому, что я для себя все же есть безусловно единственный и одинокий. Ненависть может быть выражением тайной любви и наоборот. Отношения «Я — Ты» есть некое таинственное непостижимое единство тайны страха и вражды с тайной любви. Любовь, полагал Франк, в своем существе обнаруживается не только в эротической и супружеской любви, в материнской любви, в любви к родителям, братьям и сестрам, в истинной интимной дружбе, но и во всяком отношении к Ты как однородной мне подлинной реальности, во всяком отношении к Ты как к «ближнему». Всякое сочувствие, улыбка привета, даже простая вежливость, поскольку она не внешне заученная манера, а вытекает из непосредственного уважения к человеческой личности. - все это проявления любви в метафизической ее сущности. Но не существует и совершенной любви, не существует такого отношения «Я — Ты», которое было бы только «чистой» любовью, потому что момент чуждости Ты. неравноценности его мне присутствует во всякой конкретной человеческой любви. Всякое отношение «Я — Ты» есть колебание между двумя полюсами - между истинной любовью как бытием Я в самой реальности Ты и простым обладанием этим Ты как фактором моего собственного самобытпя. С точки зрения Ортеш. становлению моего Я более всею способствует га опасность и враждебность, которую и чувствую со стороны 5Х ругого. Любой Другой опасен, но каждый но-свиему и в определенной тенени. Невинный ребенок — одни т самых опасных создании — он ет поджечь спичками дом иди налить кислоту в тарелку. Опасность угого — вообще первичное его качество, даже если оно не связано с энягием угрозы. Оно характеризует, согласно Ортеге. наше общение рйзиакомыми и даже с близкими родственниками. Мы обычно его не шечаем. так же, как живущие рядом с водопадом не замечают его ума. Но почва нашего общения с другими — это прежде всего борьба. Даже образцовая гармония в счастливой семье — лишь результат сложного процесса примирения н взаимоприспособления. достигнутый ею членами после того как они подучили бесчисленные травмы в столкновении с Другими. Гели в детстве человек распространяет свое Я на весь мир. считает его тождественным миру, то все дальнейшее развитие — это офаниче-ние Я до его истинных размеров, постоянное сжатие Я в силу постоянных столкновений с Другими, которые ограничивают мои претензии. «Мы открываем наше «Я» так же постепенно, как и все остальное, в ходе длительного ряда жизненных опытов, следующих установленному порядку. Удивительно, но факт: мы узнаем, что мы — это «Я» только посче того и благодаря тому, что значительно раньше познакомились со многими «ты», которые суть наши «ты», вступив с ними в столкновение и борьбу, называемые "социальными отноитениями"»54. Там, где Ты выступает для меня только как предмет обладания, входит в мои интересы и утилитарные расчеты, там есть уже не Ты, а Оно. В своем знаменитом произведении «Я и Ты» М.Бубер утверждал, что не существует «Я» самого по себе, а существуют только два отношения: «Я-Ты» и «Я-Оно». При естественной опытной установке к миру последний является нам как совокупность окружающих предметов, как «Оно» — т.е. нечто бездушное, мертвое, равнодушное к человеку. Здесь человек противопоставлен миру, непричастен ему. и знания, получаемые от мира, находятся в нем. а не между ним и миром. Но человек способен и на другое отношение: отношение к миру как к Ты. Я могу, рассуждал Бубер. рассматривать дерево как колонну, как экземпляр, свести его к числовой зависимости, но может случиться, а ля этого нужны воля и благодать, что. рассматривая дерево, я буду вовлечен в отношение к нему. Тогда это дерево — больше не «Оно». Так же и с человеком: я могу судить о нем по цвету его волос, тсм-jpy голоса, и Он больше уже не Ты. Человека, которому я говорю «Ты», я не познаю. Отношение к Ты непосредственное. Никакая абстракция. никакие знания и фантазия не стоят между Я и Ты. Никакая цель и никакие вожделения не стоят между ними. Там. где все средства рассыпались в прах, происходит встреча. К уровню Ты относятся и отношения с духовными сущностями. Мы не слышим никакого Ты. но все же чувствуем зов. творя образы, думая. Самая главная ущербность нашего обшения заключается в том. Что любое Ты рано или поздно превращается в Оно — как только устаешь находиться на уровне одухотворенною отношения, как только чувство подменяет привычка, утомляются эмоции, а в отношения проникают соображения пользы. После этого Ты становится объек- том среди объектен, пусть важнейшим, по все-таки одним ИЗ них. вешыо среди нетей. Человек воспринимает все вокруг через вещность, через вещи в пространстве и во времени, ограниченные другими вещами и событиями. - это упорядоченный, расчлененный мир. Это мир Оно. Только относительно такого мира можно объясниться с другими, он готов служить нам. но в нем я не могу встретиться с другими. Без него я не могу устоять в жизни, его надежность поддерживает меня. Но человек не может жить только в мире Оно. Тем более что упорядоченный мир не есть мировой порядок. «Бывают мгновения безмолвной глубины, когда мировой порядок открывается человеку как полнота Настоящего. Тогда можно расслышать музыку самого его струения: ее несовершенное изображение в виде нотной записи и есть упорядоченный мир. Эти мгновения бессмертны, и они же — самые преходящие из всего существующего: они не оставляют по себе никакого уловимого содержания, но их мощь вливается в человеческое творчество и в человеческое знание, лучи этой мощи изливаются в упорядоченный мир и расплавляют его вновь и вновь»5'. Таким образом, есть мир Ты, где мы можем ошущать себя людьми, где мы находим любовь, сочувствие, сострадание: и есть мир Оно. в котором нам приходится жить, действовать, познавать. «Мгновения Ты являются в этой прочной и полезной летописи как причудливые лирико-драматические эпизоды, соблазнительно волшебные, но влекущие к опасным крайностям, ослабляющие испытанную связь, оставляющие за собой больв!е вопросов, чем удовлетворенности, подрывающие безопасность — тревожные эпизоды, неизбежные эпизоды»-". Мир Ты — это мир. в котором нам не удается долго удержаться, он волнует, тревожит, опаляет. Это мир актуального настоящего, когда мы чувствуем, что живем и полном смысле этого слова. Но в одном только настоящем жить невозможно, оно истощило бы вконец человека, если бы не было предусмотрено, что оно быстро и основательно преодолевается. А в одном только прошедшем жить можно: как раз только в нем и возможно устроить жизнь. Нужно только заполнить каждый мир познанием и использованием — и он уже становится понятным, знакомым, обжитым и в достаточной мере скучным. Человек не может жить без Оно. считал Бубер. но тот. кто живет только с Оно. - не человек: Когда мы живем в актуальном настоящем, в мире духовных и душевных отношений, в мире Ты. мы — личности, мы имеем отношение к бытию, мы самобытны. Но только в определенной степени, потому что ни один человек не является в чистом виде личностью. Выпадая из мира Ты. мы становимся индивидуальностями, но тоже только в определенной степени, поскольку ни один человек, раз он все-таки человек и иричастен бытию, не может быть в чистом виде индивидуальностью. «Каждый живет в двойственном Я. Но есть люди, настолько личност-но-определенные. что их можно назвать личностями, и настолько индивидуально-определенные, что их можно назвать индивидуальностями. Между теми и другими решается подлинная история -" Живя в мире, наполненном Другими, мы постоянно пытаемся выбраться из глубин изначального одиночества, каковой является наша жизнь, преодолеть спою заброшенность, достичь единения с другими, чтобы даровать спою жизнь и взамен получить иную, чужую. И в то же время Другие, считал Ортега-и-Гассет. постоянно мешают нам вступить В контакт с нашей жизнью как с радикальной ценностью, которая всегда есть только радикальное одиночество, только наше Я в одиночестве. Человек приходит к правде о себе только в одиночестве: в обществе он так или иначе подменяет себя на условное, мнимое Я. Подобный возврат и есть философия - отступление к самому себе. Философия - это пугающая нагота себя перед самим собой. Перед другими мы не способны до конца обнажиться: когда на нас смотрит Другой, он неизбежно заслоняет нас от собственного взора. Именно таков феномен стыда. Коша обнаженная плоть, желая укрыться, набрасывает на себя пурпурные одежды. Действительно, философия может вернуть человека в атмосферу ночества, поставить его перед самим собой, но это всегда будет ис-'сствснная атмосфера, потому что мир без Других — это невозможный 1ир. Например, я рассматриваю какой-нибудь объект, писал ЖильДе-ёз в -Логике смысла», затем переключаю внимание, позволяя ему уйти задний план. И в то же время с заднего плана выходит новый объект оего внимания, и если этот новый объект не шокирует и не ошелом-ет меня с неистовством снаряда, то только потому, что первый объект же располагал заполненным окружением, где я уже ошушат предсуще-гяование объекта, который должен был появиться, предсуществонание ого поля виртуальностей и потенииальностей. которые способны уализироваться. Но такое знание и чувство, считал Делёз. возможно только через других людей. Ту часть объекта, которую я не вижу, я полагаю видимой для другого, я в принципе могу объединить наши знания, восприятия и подуть целостное видение. Что касается объектов за моей спиной, то я чувствую, что они объединяются вместе и образуют мир — потому что они видимы для другого и видятся им. Другой гарантирует границы и реходы в мире, регулирует изменение формы, фон и вариации. «Он предотвращает нападение сзади. Он наполняет мир благожелательным епотом. Он заставляет веши быть благосклонными друг к другу и ис-ть себе естественные дополнения друг в друге. Когда мы выражаем довольство по поводу невыносимости другого, мы забываем про ую и еше более страшную невыносимость — а именно, про невыносимость вещей, которая имела бы место без другого»5". Делёз писал о книге М.Турнье «Пятница, или Тихоокеанский имб». где автор изображает ситуацию Робинзона, анализируя психологию полного и абсолютного одиночества. Робинзон Д.Дефо пытался воспроизвести мир. в котором он жил раньше. Робинзон М.Турнье -построить такой мир. в котором принципиально нет Другого. Что же происходит, когда Другой отсутствует в структуре мира? Тог-. по мнению Делёза. царствует только брутальная оппозиция солнца земли, невыноевмого цвета и темной бездны. Все Известное и неиз-стное. воспринимаемое и невосприиимаем«е противостоят друз другу солютно. без посредников и оттенков. «Вместо относительно гармоничных форм, набегающих с (аднего плана п возвращающихся в него согласно порядку пространстпл и времени, теперь существую! только абстрактные линии, сметяшнеся и губительные только без-тна. мятежная и всепоглощающая... Все непримиримо Перестаи стремиться и тяготеть друг к другу, объекты поднялись угрожающе: а них мы открываем злобу, уже не человеческую. Можно было бы сказать, что каждая вещь, избавленная от своей рельефности и сведенная к самым резким линиям, дает нам пошечину или наносит удар сзади. Отсутствие другого ощущается, когда мы вдруг сталкиваемся с самими вешами. когда нам открывается ошеломляющая стремительность действии»5". Нет других, нет стыда, и даже нагота становится роскошью, которую может себе позволить только тот человек, что живет в согревающем окружении себе подобных. Теперь же. у Турнье. слабая, белая плоть Робинзона отдана на произвол грубых, безжалостных стихий. Другой, согласно Делёзу. — это не просто субъект, но и не просто объективно существующая вещь, хотя то и другое имеют место. Другой - это не ад (Ж.-П. Сартр) и не.рай. Другой — это структура перцептивного поля, в которой мы можем воспринимать мир. приспосабливаться к нему, жить в нем. Я и Мы (проблема общества) Необходимость тесной взаимосвязи между Я и Ты неизбежно приводит к проблеме Мы. Мы - это в данном случае не только множественное число, не просто совокупность Я. «Я», считал Франк, вообще не имеет множественного числа, оно уникально и неповторимо. Поэтому Мы — это не множественное число первого лииа. а единство Я и Ты. Мы — первичная категория личной человеческой, а потому и общественной, жизни. Это единство, противостоящее множеству и разделению. Человек как Я развивается в доне Мы всю свою бессознательную и сознательную жизнь. Разделение на Я. Ты и Они (Оно) возможно лишь на основе всеобъемлющего единства Мы. Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем и который составляет наше существо, берется из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то чисто внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое выражение единства всех людей, составляющее основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе, согласно Франку, не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева. И человек создает общество, и общество создает человека. В социальной философии XX века выделяют два тина человеческих общностей — органический и механический. Эта противоположность была впервые выражена Ф.Теннисом в книге «Общность и общество», где под общностью понималось органическое целое, а под обществом - механическое. В русской религиозной философии - от Хомякова до Франка — органическая целостность называлась «соборпоетью». т.е. объединением люден в духе, в живой вере и т.п. Высшим видом соборности является объединение нолем в любви Органическая оощ- Увсть не может быть создана искусственно, как нельзя искусственно создать жизнь Механическое объединение не менее важно, чем органическое. В обшестве необходимы власть, право, направляющая воля, дисциплина. Но все это имеет силу и устойчивость только в том случае, если основывается на органической связи людей. Что может быть более механическим, чем армия: бюрократическая организация, основанная на чисто внешней дисциплине? Но никакая дисциплина не может спаять армию и заставить ее сражаться, если нет идеи правого дела, патриотизма, любви к родине и т.п. Социальность, жизнь в «Мы» не есть нечто внешнее, искусственное отношению к человеку, это необходимая составная часть человеческой природы, она образует богатство и внутреннее достояние человека. Если Другой дан нам прежде всею через откровение, то в бытии «Мы» мы имеем дело, по Франку, с еще более первичным родом откровения. «В откровении «мы» нам дан радостный и укрепляющий нас опыт внутренней сопринадлежности и однородности «внутреннего» и «внешнего» бытия, опыт интимною сродства моего внутреннего самобытия с окружающим меня бытием внешним, опыт внутреннего приюта души в родном ломе. Отсюда — святость, умилительность, неизбывная глубина чувства родины, семьи, дружбы, вероисповедного единства. В лице «мы» реальность открывается как царство духов, и притом через внутреннее самооткровение самой себе»"". Мы - это прежде всего духовное и душевное объединение. Н.Мандельштам в своих воспоминаниях писала о том, что после революции произошло распадение российского общества, несовершенного, как всякое человеческое объединение, но скрывавшего и обуздывавшего свои пороки, общества, где существовали небольшие группки, имевшие право сказать «мы». Без этого Мы. считала Мандельштам, не может осуществиться самое обыкновенное Я. личность. Я нуждается для своего осуществления в Мы и. в случае удачи — в Ты. Искусственный разрыв любого Мы приводил к тягчайшим последствиям: люди больше не верили друг другу, боялись друг друга, процветали доносы, подозрительность, исчезали семья, дружба, товарищество, почти все. что можно было объединить словом Мы. распачось и перестало существовать. Осталось лишь Мы как идеал духовной связи, как некое потенциальное Мы. без которого вообще нет человеческою общества. «Настоящее «мы» — незыблемо, непререкаемо и постоянно. Его нельзя разбить, растащить на части, уничтожить. Оно остается неприкосновенным и целостным, лаже когда люди, называвшие себя этим словом, лежат в могилах»". Органическое единство проявляется в семье, в этносе, в общности судьбы народа. Мы бы хотели проследить далее проявление «Мы» на примере такою объединения людей, как этнос. Этнос — это объединение людей, лежащее на границе природы и общества, это жизнь людей в конкретных природных условиях, определяющих физиономию этноса, и в го же время жизнь, связанная социальными, культурными законами. Греческое слово «этнос» означает вид. порода В данном случае речь идет о виде, породе людей - homo sapiens. Этнос - это свойство человеческого вила группироваться так. чтобы можно было противопоставить Себя и «своих» всему остальному миру Эллины и варвары, иудеи и все остальные, европейиы-католики в средние века н нечестивые. Объединиться в этнос нельзя, он возникает, как природное явление, и каждый человек с младенчества принадлежит тому иди иному этносу. Есть и социальные объединения - классы, государства, есть природные объединения — семья, род. племя, народность, раса, и даже отчасти нация. Этнос как бы перекрывает и то. и другое объединения, являясь в то же время самостоятельной единицей. Этнос связан не только с природой, он имеет отношение к сознанию, к психологии человека. Оригинальный историк и этнограф Лев Гумилев (1912—1992) в своей книге «Этногенез н биосфера Земли» приводил такой пример: во Франции живут кельты-бретонцы и иберы-гас-кониы (это. строго говоря, не французы, первые — выходиы из Англии, вторые - из Испании). В лесах Вандеи и на склонах Пиренеев они одеваются в свои костюмы, говорят на своем языке и на своей родине четко отличают себя от французов. Но можно ли сказать про маршала Мюрата или про мушкетера д'Артаньяна. что они — не французы? Они считали себя принадлежащими к французскому этносу. Русский этнос в 1869 году - это поморы, питерские рабочие, староверы в Заволжье, сибирские золотоискатели, крестьяне лесных и крестьяне степных губерний, казаки донские и казаки уральские - все они очень непохожи друга на друга, говорят на разных диалектах, у них совершенно разный образ жизни, но народного единства это не разрушало. А вот терские казаки по быту очень близки чеченцам, но эта близость их друг с другом никогда не объединяла. Цыгане вот уже тысяча лет как оторвались от своего общества и от Индии, откуда они пришли, потеряли связь с родной землей и. тем не менее, не слились ни с испанцами, ни с французами, ни с румынами. Они везде, куда бы ни попадали, оставались иноплеменной группой. Этносы часто складываются в систему этносов. Например, «китайцы» ил 11 «индусы» эквивалентны не «французам» или «немцам», а западноевропейцам в целом, ибо являются системами этносов, объединенных на других принципах культуры. Индусов связывает система каст, а китайцев — иероглифическая письменность. Как только уроженец Индостана переходил в мусульманство, он переставал быть индусом. Китаец, живший среди варваров, в древние времена рассматривался как варвар, а иноземец, знавший китайский этикет, - как китаец. В Иране, наоборот, персом нужно было родиться. В США. чтобы стать полноценным американцем, нужно там родиться, а кто гы по национальности - еврей, русский или немец. — не важно. Этнос — это, согласно Гумилеву, еше и поведение людей, его составляющих. Каждый человек должен вести себя особым образом, и характер поведения определяет его этническую принадлежность. Возникновение нового этноса - это также создание нового стереотипа поведения. Особенно это относится к суперэтносам, которые, складываясь на основе старых этносов, создавали новый Специфический тип поведения. Современные испанцы, как считал Гумилев, сложились в этнос, иося-! это на знание, относительно поздно - в средние века — из смеши ва-ия древних иберов, кельтов, римских колонистов, германских племен: •поп 13 вестготов, к которым примешались баски - прямые потомки иберов и аланов |потомков сарматов и ближайших родственников осени), арабов-семитов, мавров и гуарегов-хамптон. норманнов и каталоп-в. частично сохранивших свое этническое своеобразие. Англичане — это сложный суперэтнос из англов, саксов, датчан, нор-киев и западных французов из Анжу и Пуату. Русский супертнос образовался из смешения восточных славян из [невской Руси, западных славян (вятичей), финнов (меря): муромы, веси, чуди заволоикой: угров, смешавшихся сперва с перечисленными финскими племенами: балтов (голядь): тюрок (крещенных половиев и татар, и в небольшом числе монголов)62. Только через принадлежность к этносу любой человек осознает свою связь с человеческим обществом, с государством, с историей. Этнос, какими бы ни были условии его возникновения и утверждения. — постепенно превращается к живое внутреннее единство, которое поддерживается единством исторической памяти. Слагающаяся общность языка, нравов, искусства превращается в таинственное, духовно-кровное (по выражению Франка) сродство. «Эта соборность, основанная на общности судьбы, не есть просто субъективный психологический факт, единство сознания: духовная жизнь, питаясь одним материалом, наполняясь единым содержанием, и по существу, жизненно-онтологически сливается в подлинное внутреннее единство: зяместная жизнь прядет нити, подлинно проходящие сквозь души эдей и изнутри связующие их в онтологически-реальное, т.е. собор-е. единство»". Социальная жизнь, бытие Мы имеет, тем не менее, неудержимую Ендепипю отчуждаться от человека, врастать в предметный мир. вы-улать как некая чуждая объективная сила, дозлеюшая нал человеком: определяющая его жизнь. Мы имеет постоянную склонность превращаться в Оно. Это прежде всего проявляется в таком феномене, как власть. Деление людей на подвластных и властвующих представляет собой величайшую драму человека с тех пор. как он существует на земле. Власть часто выступает не только как средство, но и как самоцель, она есть одно из величайших вожделении человека. И очень многое можно понять в человеческой природе, изучая стремление, страсть человека к власти. Почти всем нам приходится, отмечал Э.Фромм, по крайней мере на саком-то этапе жизни, употреблять власть. Воспитывая детей, люди — гят того или не хотят - осуществляют власть, чтобы защитить своих еТей от грозящих им опасностей н дать им какие-то советы по поводу эго. как следует вести себя в различных ситуациях. В патриархальном Зществе женщина также является лля большинства мужчин объектом тасти. Очень мноше члены бюрократического, иерархически органи-занного общества, наподобие нашего, осушеспзляют власть, исключение составляют ТОЛЬКО ЛЮДИ самого низкого социального уровня, кзт-торые служат лишь обьектамн власти.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |