Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология и елниюст» человека




 

Из этих механизмов психической работы нашего сознания выра­стает понимание физического времени, геометрического простран­ства и т.п.

В простом акте зрения на переднем плане сознания, в центре его стоит предмет нашего внимания, но периферия переднего плана и весь задний план заняты игрой душевной жизни. Различные образы, как и действительно воспринимаемые предметы, окружены роем воспомина­ний, грез, настроений и чувств. Погружаясь в этот поток оттенков, ин­тонаций, намеков, образов, страхов и восторгов, мы чувствуем, что жи­вем, что это п есть подлинная жизнь.

Душевная жизнь — это великая неизмеримая бездна, особая, в сво­ем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измерении бытия, чем весь объективный пространственно-временной мир и мир идеальных предметностей. Олуше нельзя сказать, ни где она находится, ни когда и как долго совершаются процессы ее жизни, ибо она везде и нигде, всегда и никогда, в том смысле, что все мерки вооб­ще к ней неприменимы, наоборот, все мерки, все ориентиры, все сте­реотипы восприятия мира, мышления и поведения становятся возмож­ными благодаря этому внутреннему интимному слою нашей жизни.

Этот вечно волнующийся океан переживаний, вечно текущий и по­стоянно изменяющийся поток, вечно звучащая мелодия нашей души и является тем внутренним Я. о котором говорилось в предшествующей главе. Только углубление в себя, постоянное соприкосновение с внут­ренним Я дает ощущение силы и жизненности существования, сбрасы­вает автоматизм и оцепенелость повседневного бытия, открывает такие красоты мироздания, о которых «объективный» поверхностный наблю­датель лаже и не подозревает.

То. что называется человеком, есть нечто неизмеримо большее, чем незначительная часть природы или общества. — это закованный вне­шними рамками мир великих, потенциально бесконечных, хаотических сил. Душевная жизнь уходит вглубь до бесконечности: Гераклит говорил, что границ души не отыскать, столь глубока ее мера. «Но как бытие во­обще охватывает все сушее. есть основа всего сущего и вместе с тем нич­то в отдельности, так и внутреннее бытие, бытие в себе и для себя, с ко­торым мы имеем дело в лице душевной жизни. — писал замечательный русский мыслитель Семен Франк (1877—1950). - есть потенциально все и тем самым ничто в отдельности.... Пусть не смущает и не обманывает нас внешняя скромность, ничтожность облика, с которым душевная жизнь является в составе объективного предметного мира. Эта внешняя сторона, конечно, не есть иллюзия, а реальный факт, весьма существен­ный для характеристики исследуемой нами области. Но здесь мы имеем дело только с внутренним ее существом, и о нем мы имеем право сказать, что в себе и для себя оно есть потенциальная бесконечность. Кто может определить раз и навсегда, на что способен человек и на что он уже не­способен? Кто может предвидеть, какой круг бытия будет захвачен им изнутри, как достояние его жизни, его души? Кто - включая и самого носители душевной жизни — может исчерпать ее хотя бы в данный миг'.' Душевная жизнь или ее субъект есть... точка, в которой относительная реальность эмпирического содержания пашен жизни укреплена и укрре-

_______________________________________________________ U.Л. lyoiw. Ь.Н. Некрасова

 

пена в самом абсолютном бытии, дрчч ими слонами - точка, я которой само бытие становится бытием ипуфенмпм. бытием и себе и.тля себя, са-мопроипкнутым бытием В качестве таковой, о» i: 1 ратае лист бенрлнпч мое гь самого бытия Признать что не значит обожествить человека, хотя это и значит действительно щ некоторой степени уяснить себе его бпго-подобие» ',

Все. чем человек когда-то был или может стать, отмечал Франк, то. чем были его предки или будут его потомки. - все это потенциально есть в каждом миге душевной жизни. Она есть та потенциальная сверх­временность, без которой немыслимо сознание и знание.

Душа есть часть человеческого сознания, но та часть, благодаря ко­торой существуют и все остальные составляющие, корень человека, из которого живут он и его сознание. Не только душа, но и сознание в це­лом — загадочный и чудесный феномен. Всякий человек, говорил Ниц­ше, ценен постольку, поскольку он есть путь к сверхчеловеку, то есть к идеалу человечности, к художнику, философу и святому. Но можно до­бавить, что каждое сознание значимо постольку, поскольку оно есть возможность большого сознания, большого разума. Л человек чаше все­го живет или вообще не приходя в сознание, или живя малым сознани­ем, малым разумом, почти как супершимпанзе. Малый разум развива­ет специфические качества человека: хитрость, умение приспособить­ся к жизни, умение добиться относительного комфорта и достатка, не мучаясь нал проблемами бытия и смысла жизни, не страдая от несовер­шенства мира и общества, не отыскивая новых путей для своего само­выражения.

Никто, конечно, не может осудить человека за то, что он живет ма­лым разумом, потому что перспектива жить большим разумом часто путает человека. Большой разум - это мудрость, которая часто пред­ставляется малому разуму как безумие. Апостол Павел говорил: «Будь­те безумными, чтобы быть мудрыми». Это значит, что в «безумии», в от­речении от малого разума у человека появляется возможность разума большого.

С" помощью большого разума хты не просто воспринимаем мир как совокупность пешей и законов, для этого достаточно и малого разума. Здесь мир по-настоящему открывается нам как безлонная, бесконечная, завораживающая тайна. Большим разумом мы познаем мир изнутри, мы сливаемся с тем. что в нем есть потаенного и невыразимого, мы --боль­ше не любопытные наблюдатели, старающиеся хитростью вырвать у мира какие-то его тайны и употребить их себе на пользу, мы сами и суть мир. это он сам познает себя через нас. Такое видение мира есть у детей, поэтов, есть v любого мудрого человека — известного ученого или про­стого обывателя. «Величайший, самый проницательный и сведущий уче­ный. - писал С.Франк. - человек, которому ведомы в мире содержания, и связи, остающиеся тайной для других. - должен - поскольку он сохра­нил в себе способность вообще видеть саму реальность, как она ecu.. -глядеть на мир тем же изумленным, восхищенным, полным бдатсч о пе­ния взором, которым глядит па нее маленький ребенок-'.

И такая мудрость, конечно, является безумием в глазах обладателя малого paiyMii. Надо было действительно быть безумным, чтобы van-

Яйть. подобно Демокриту что мир состоит hi а гомон и пустоты, быть безумием, чтобы услышать музыку сфер пли увидеть искривляющуюся Вселенную.

Все. чю "безумцы» юнорилп п писали, нелыя было вынести ни из каких опытных данных, нужно было действительно иметь большой ра­зум, жить больших! сознанием, быть чистым и незамутненным зерка­лом Вселенной, разговаривать с ней и прислушиваться к ее невразуми­тельному голосу, которым она доверяла им свои детские секреты. Так. знаменитый астроном И. Кеплер помимо научных изысканий занимал­ся составлением гороскопов для важных особ и считал это основным своим занятием: он полагал, что знает особые внутренние тайны дви­жения звезд, чувствует их подспудное влияние на себя и только в силу этого вообще может быть астрономом. И. Ньютон из этих же соображе­ний писал алхимические трактаты, искал философский камень и уде­лял этому не меньше внимания, чем исследованиям по теоретической физике.

Видение мира большим сознанием — не только не менее важная веть. чем утилитарно-практическое отношение к нему, оно вообще де­лает возможным любое отношение, любую пауку, любые практические. действия. Вид звездного неба с загадочно-прихотливым узором светя­щихся и мигающих на нем точек, с таинственным молчанием темных и непроницаемых небесных бездн, с объемлющим меня благоговением и чувством моего одиночества перед лицом этого неба, и моего сродства с ним — все это. взятое вместе как нерахделыюе единство, есть в боль­шей мере реальность, считал Франк, чем астрономическая «действи­тельность», преподносимая в астрономической теории.

Человек может быть лишь причастен большому разуму, «большому сознанию». Последнее время даже появилось понятие «сфера созна­ния», некоторые ученые всерьез полагают, что вокруг земли существу­ет сфера сознания, куда мы иногда пробиваемся - любая интуиция, озарение, внезапная догадка. — это «пробой» (подобно электрическому разряду) в эту сферу. Здесь большое сознание понимается буквально. Тоявляются даже рассуждения о некоем «галактическом коде» созна­ния, о сознании как «космическом шифре» Вполне возможно, что во Вгх этих гипотезах и догадках есть большая доля истины. Возможно также, что сознание, большое сознание не кончается со смертью человека и не начинается с его рождением, оно потенциально существует всегда, а человек актуально овладевает и обладает им. пока живет. Так Р. Моуди. американский врач-реаниматор, в своей книге «Жизнь после смерти» описывал показания ста больных, побывавших в состоянии клинической смерти, т.е. умерших и возвращенных к жизни через несколько минут. Их показания удивительно совпадают и говорят о том. что сознание продолжает функционировать после смерти: снача-г,Шчёловек видит себя со стороны, видит, как над ним склонились вра­чи: йогом его засасывает в какуто-тотемную трубу или тоннель, и он не­сется по нему с большой скоростькт: постепенно проходит страх, и нлетч-пает чувство счастливо! о освобождения: потом человек идет чере i болото иди туман или реку и пилит на той стороне своих умерших ранее род­ственников (к ним. правда, уже никто не доходил) и т.и





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.