КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философская антропология и елниюст» человека
Из этих механизмов психической работы нашего сознания вырастает понимание физического времени, геометрического пространства и т.п. В простом акте зрения на переднем плане сознания, в центре его стоит предмет нашего внимания, но периферия переднего плана и весь задний план заняты игрой душевной жизни. Различные образы, как и действительно воспринимаемые предметы, окружены роем воспоминаний, грез, настроений и чувств. Погружаясь в этот поток оттенков, интонаций, намеков, образов, страхов и восторгов, мы чувствуем, что живем, что это п есть подлинная жизнь. Душевная жизнь — это великая неизмеримая бездна, особая, в своем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измерении бытия, чем весь объективный пространственно-временной мир и мир идеальных предметностей. Олуше нельзя сказать, ни где она находится, ни когда и как долго совершаются процессы ее жизни, ибо она везде и нигде, всегда и никогда, в том смысле, что все мерки вообще к ней неприменимы, наоборот, все мерки, все ориентиры, все стереотипы восприятия мира, мышления и поведения становятся возможными благодаря этому внутреннему интимному слою нашей жизни. Этот вечно волнующийся океан переживаний, вечно текущий и постоянно изменяющийся поток, вечно звучащая мелодия нашей души и является тем внутренним Я. о котором говорилось в предшествующей главе. Только углубление в себя, постоянное соприкосновение с внутренним Я дает ощущение силы и жизненности существования, сбрасывает автоматизм и оцепенелость повседневного бытия, открывает такие красоты мироздания, о которых «объективный» поверхностный наблюдатель лаже и не подозревает. То. что называется человеком, есть нечто неизмеримо большее, чем незначительная часть природы или общества. — это закованный внешними рамками мир великих, потенциально бесконечных, хаотических сил. Душевная жизнь уходит вглубь до бесконечности: Гераклит говорил, что границ души не отыскать, столь глубока ее мера. «Но как бытие вообще охватывает все сушее. есть основа всего сущего и вместе с тем ничто в отдельности, так и внутреннее бытие, бытие в себе и для себя, с которым мы имеем дело в лице душевной жизни. — писал замечательный русский мыслитель Семен Франк (1877—1950). - есть потенциально все и тем самым ничто в отдельности.... Пусть не смущает и не обманывает нас внешняя скромность, ничтожность облика, с которым душевная жизнь является в составе объективного предметного мира. Эта внешняя сторона, конечно, не есть иллюзия, а реальный факт, весьма существенный для характеристики исследуемой нами области. Но здесь мы имеем дело только с внутренним ее существом, и о нем мы имеем право сказать, что в себе и для себя оно есть потенциальная бесконечность. Кто может определить раз и навсегда, на что способен человек и на что он уже неспособен? Кто может предвидеть, какой круг бытия будет захвачен им изнутри, как достояние его жизни, его души? Кто - включая и самого носители душевной жизни — может исчерпать ее хотя бы в данный миг'.' Душевная жизнь или ее субъект есть... точка, в которой относительная реальность эмпирического содержания пашен жизни укреплена и укрре- _______________________________________________________ U.Л. lyoiw. Ь.Н. Некрасова
пена в самом абсолютном бытии, дрчч ими слонами - точка, я которой само бытие становится бытием ипуфенмпм. бытием и себе и.тля себя, са-мопроипкнутым бытием В качестве таковой, о» i: 1 ратае лист бенрлнпч мое гь самого бытия Признать что не значит обожествить человека, хотя это и значит действительно щ некоторой степени уяснить себе его бпго-подобие» ', Все. чем человек когда-то был или может стать, отмечал Франк, то. чем были его предки или будут его потомки. - все это потенциально есть в каждом миге душевной жизни. Она есть та потенциальная сверхвременность, без которой немыслимо сознание и знание. Душа есть часть человеческого сознания, но та часть, благодаря которой существуют и все остальные составляющие, корень человека, из которого живут он и его сознание. Не только душа, но и сознание в целом — загадочный и чудесный феномен. Всякий человек, говорил Ницше, ценен постольку, поскольку он есть путь к сверхчеловеку, то есть к идеалу человечности, к художнику, философу и святому. Но можно добавить, что каждое сознание значимо постольку, поскольку оно есть возможность большого сознания, большого разума. Л человек чаше всего живет или вообще не приходя в сознание, или живя малым сознанием, малым разумом, почти как супершимпанзе. Малый разум развивает специфические качества человека: хитрость, умение приспособиться к жизни, умение добиться относительного комфорта и достатка, не мучаясь нал проблемами бытия и смысла жизни, не страдая от несовершенства мира и общества, не отыскивая новых путей для своего самовыражения. Никто, конечно, не может осудить человека за то, что он живет малым разумом, потому что перспектива жить большим разумом часто путает человека. Большой разум - это мудрость, которая часто представляется малому разуму как безумие. Апостол Павел говорил: «Будьте безумными, чтобы быть мудрыми». Это значит, что в «безумии», в отречении от малого разума у человека появляется возможность разума большого. С" помощью большого разума хты не просто воспринимаем мир как совокупность пешей и законов, для этого достаточно и малого разума. Здесь мир по-настоящему открывается нам как безлонная, бесконечная, завораживающая тайна. Большим разумом мы познаем мир изнутри, мы сливаемся с тем. что в нем есть потаенного и невыразимого, мы --больше не любопытные наблюдатели, старающиеся хитростью вырвать у мира какие-то его тайны и употребить их себе на пользу, мы сами и суть мир. это он сам познает себя через нас. Такое видение мира есть у детей, поэтов, есть v любого мудрого человека — известного ученого или простого обывателя. «Величайший, самый проницательный и сведущий ученый. - писал С.Франк. - человек, которому ведомы в мире содержания, и связи, остающиеся тайной для других. - должен - поскольку он сохранил в себе способность вообще видеть саму реальность, как она ecu.. -глядеть на мир тем же изумленным, восхищенным, полным бдатсч о пения взором, которым глядит па нее маленький ребенок-'. И такая мудрость, конечно, является безумием в глазах обладателя малого paiyMii. Надо было действительно быть безумным, чтобы van- Яйть. подобно Демокриту что мир состоит hi а гомон и пустоты, быть безумием, чтобы услышать музыку сфер пли увидеть искривляющуюся Вселенную. Все. чю "безумцы» юнорилп п писали, нелыя было вынести ни из каких опытных данных, нужно было действительно иметь большой разум, жить больших! сознанием, быть чистым и незамутненным зеркалом Вселенной, разговаривать с ней и прислушиваться к ее невразумительному голосу, которым она доверяла им свои детские секреты. Так. знаменитый астроном И. Кеплер помимо научных изысканий занимался составлением гороскопов для важных особ и считал это основным своим занятием: он полагал, что знает особые внутренние тайны движения звезд, чувствует их подспудное влияние на себя и только в силу этого вообще может быть астрономом. И. Ньютон из этих же соображений писал алхимические трактаты, искал философский камень и уделял этому не меньше внимания, чем исследованиям по теоретической физике. Видение мира большим сознанием — не только не менее важная веть. чем утилитарно-практическое отношение к нему, оно вообще делает возможным любое отношение, любую пауку, любые практические. действия. Вид звездного неба с загадочно-прихотливым узором светящихся и мигающих на нем точек, с таинственным молчанием темных и непроницаемых небесных бездн, с объемлющим меня благоговением и чувством моего одиночества перед лицом этого неба, и моего сродства с ним — все это. взятое вместе как нерахделыюе единство, есть в большей мере реальность, считал Франк, чем астрономическая «действительность», преподносимая в астрономической теории. Человек может быть лишь причастен большому разуму, «большому сознанию». Последнее время даже появилось понятие «сфера сознания», некоторые ученые всерьез полагают, что вокруг земли существует сфера сознания, куда мы иногда пробиваемся - любая интуиция, озарение, внезапная догадка. — это «пробой» (подобно электрическому разряду) в эту сферу. Здесь большое сознание понимается буквально. Тоявляются даже рассуждения о некоем «галактическом коде» сознания, о сознании как «космическом шифре» Вполне возможно, что во Вгх этих гипотезах и догадках есть большая доля истины. Возможно также, что сознание, большое сознание не кончается со смертью человека и не начинается с его рождением, оно потенциально существует всегда, а человек актуально овладевает и обладает им. пока живет. Так Р. Моуди. американский врач-реаниматор, в своей книге «Жизнь после смерти» описывал показания ста больных, побывавших в состоянии клинической смерти, т.е. умерших и возвращенных к жизни через несколько минут. Их показания удивительно совпадают и говорят о том. что сознание продолжает функционировать после смерти: снача-г,Шчёловек видит себя со стороны, видит, как над ним склонились врачи: йогом его засасывает в какуто-тотемную трубу или тоннель, и он несется по нему с большой скоростькт: постепенно проходит страх, и нлетч-пает чувство счастливо! о освобождения: потом человек идет чере i болото иди туман или реку и пилит на той стороне своих умерших ранее родственников (к ним. правда, уже никто не доходил) и т.и
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |