Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И.Д. Ivoiia. L.ll. Некрасова




 

Дополнительная ли i ература

Клике Ф. llpnnvA.iitioiнесем мышление. М.. I9S3

Кон И.С. В поискал себя. М.. 19Я4.,

Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.. 19X3.

Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.. 1994.

Поршней Б.Ф. О начале человеческой истории. М.. 1974.

Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.. 1966.

Уайт Э.. Браун Д. Первые люди. М.. I97S,


3. Типологии человека в философской антропологии

:е лавно было замечено, что каждый человек относится по преимушс-иу к какому-нибудь типу личности н всех люден можно разделить, •нечно. иесьма условно, на различные типы. Например, большинство "леи. перед тем как ответить На какой-нибудь важный вопрос, снача-. посмотрит или налево или направо и потом ответит. Следовательно, их людей можно делить по такому признаку - на тех. кто смотрит на­ев перед ответом, и на тех — кто направо. Но это. конечно, шутка. Та-я же. как деление людей на тех. кто носит зимой шапку и кто об.чо-ится без нее.

Люди отличаются друг от друга в своих наклонностях, устремленн-. способах решать жизненные задачи. К.Юнг приводил пример того, ж по-разному поступают люси. подойдя к канаве, через которую нет остнка. но можно иерепрьп путь. Каждый индивид обладает своим, арактерным для него способом принимать решения и выходить из зат­руднении. Один перепрыгнул и говорит, что ему нравится прыгать, дру-ой скажет, что у него не было никакой иной возможности, третий — то ему всегда хочется преодолевать трудности, четвертый не прыгнул, "отому что не терпит бесполезных усилий, пятый — потому что не было грой необходимости перебираться на другой берег. У каждого неле­гка заранее выработана психическая схема принятия решений, и число псих схем и установок огромно. «Их индивидуальное многообразие евозможно исчерпать так же. как неисчерпаемы индивидуальные ва­лянии кристаллов, которые, вне всяких сомнений, принадлежат, одна­ко, к той или иной системе. Но так же. как кристаллы указывают не от-"оентеяьно простые основные законы, так и установки указывают на "которые основные свойства, присущие определенным группам»14. Попытки создать типологию человека ухолят корнями в древность, ачала. как считал Юнг. это была астрология древнего Востока и ее ение о так называемых тритонах четырех элементов - воздуха, воды, емди и огня. Тритон воздуха состоял из трех воздушных знаков Зоди-ка - Водолея. Близнецов и Весов; тритон огня - из Овена. Льва и зельца. Тот. кто родился в этих тритонах, обладал воздушной или ог-■енной природой, и это. в свою очередь, определяло соответствующий шперамент и судьбу. Из этих древних астрологических воззрений вытекала и попытка классификации типов личности, предпринятая греческим врачом Клав­дием Галеном. жившим во II в. И. э. Исследуя людей, он показал, что все они делятся по своему темпераменту на четыре типа: холерики, сан­гвиники, флегматики и меланхолики. То. что ранее объяснялось зоди­акальными созвездиями, теперь стало выражаться на физиологическом языке. Эта типология сохранилась до IS00 года. Л астрологические ти­пологии по-прежнему популярны и даже переживают сегодня новый расцвет.

В античности людей делили па гиликов (телесный тип), пенхиков (душевный) и пневматикой (духовныйI. Уже при рождении человека решалось, проведет ли он свею жизнь в гилическом чти пневматичес­ком состоянии

Русский физиолог Иван Павлов юворил о двух птах, научном и ху-зож1Ч1 венном. Первый - чслонек замкнутым. псобтигетьпыи. hoiру­жейный в себя, трудно знакомящийся с новыми людьми. Хуложесгвен-пып тип — полная противоположность научному, айвой, общительный, ярким, эмоциональный, он друг всем, и все его друзья. Первый тип. действительно, чаше всего встречается в среде ученых, я второй - вере­де художников, артистон. хотя в любом человеке, чем бы он ни зани­мался, можно найти черты одного или другого типа. Но в целом это до­вольно упрошенное деление.

Еще одну классификацию человека дал американский пенходо! Л.Шелдон. Он поделил всех людей на три типа: мозговой (цереброто-ник). мускульный (соматоник! и желудочный (висиератоник.1. Мозго­вой тип — это человек, живущий исключительно годовой, интеллектом. У него постоянная потребность в одиночестве, сдержанность, некото­рая скованность и напряженность поведения и одновременна быстрое реагирование на изменение ситуации. С детства это хилый, физически не развитый ребенок, в школе отличник, все время решающий какие-нибудь головоломные задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями. Мускульный тип — это человек, для которого главное — его тело, он все время занимается спортом, тренируется. У него постоянная потребность в движении, он активен, энергичен, хо­чет командовать другими, что-то делать, В детстве он. как правило, учится слабо, списывает задачки у мозгового и за это покровительствует ему. Наконец, для желудочного типа главное — еда. Он постоянно ду­мает о еде. у него в портфеле пирожки или бутерброды И все время за­масленные тетради. Став взрослым, он готовит пишу сам. жене не до­веряет, он гурман и знает тысячи рецептов приготовления всяких блюд. У него всегда хорошее настроение, хорошее пищеварение, ненапряжен­ное поведение, потребность в контактах, стремление к согласию. Это кажется достаточно шутливой классификацией, хотя каждый человек в себе или в своих знакомых может увидеть склонность к тому или ино­му типу.

Отталкиваясь от теории Шеллона. немецкий психолог Г. Лммель-ман построил свою типологию человека. Согласно его точке зрения, все люди делятся на три типа: моторный, эластичный и дифференциаль­ный, что соответствует шелдонским мускульному, желудочному и моз­говому типу.

Моторный тип символизирует склонность к практической деятель­ности, обусловленную соматической ориентацией. Она же проявляет­ся и в духовной и душевной сфере. Моторному типу свойственны сила, энергия, выдержка, стабильность, инициатива. Его можно узнать, пи­сал Аммельман. по дисциплинированности, громкому голосу, опреде­ленности движений и жестов. В делах он. как правило, полагается толь­ко па свою силу и умение противостоять внешним воздействиям. Такой человек испытывает радость, когда преодолевает препятствия. Ш стре­мится к реализации своих пелен во что бы то ни стадо. мяло заботясь о планировании своей деятельности. Он о.хогпо отдает распоряжения и приказы. не слушая мнения других, редко меняет свою установку и сдо-«нншпе.-!. мнения Части ддч •ичтнжеИИв своих нелеп Щ дейегчует щ-


рессивио. Моторный человек, как правило, открыт, коммуникабелен, надежен и стабилен, у него уверенная и беззаботная манера держать }-Шеб». В то же время он часто груб, бе ауховен. ему лень долго и серьезно.думать, он вспыльчив, упрям, твердолоб.

Эластпчнып человек всегда мягок, уступчив, в нем нет внутренней напряженности. Он раскован, спокоен, гибок и податлив. Его основная Потребность — жить в гармонии с окружающим миром. Он видит глав­ную радость жизни в том, чтобы хорошо поесть, он знаток еды и напит­ков, любит удобно устроиться, комфортно отдохнуть, пообщаться с хо­рошей компанией. Его деятельность отличается вялостью и медлитель­ностью. В опасной ситуации он выжидает и пытается уклониться от жнятия решения, всегда готов идти на компромисс. К отрицательным | чертам относится склонность к полноте, сентиментальность и бол­тливость.

Дифференциальный тип всегда напряжен и замкнут, не любит бро­саться в глаза, ненавидит шум. оживление, крик. У него постоянная потребность в одиночестве и спокойствии. Для него большой радостью является решение проблем, особенно теоретических. Он много спит, поскольку мозг его устает от интеллектуальной деятельности, но спит беспокойно, просыпаясь от малейшего шума. Он чувствует себя хоро­шо там. где может заниматься решением сложных задач. К его недо­статкам можно отнести холодный интеллектуализм, всезнайство, при­дирчивость и педантичность'".

Психоанализ попытался выявить типологические черты на основе анализа характеров. Характер — это продукт компромиссов между бессоз­нательным и влиянием внешней среды. Знание характера позволяет про­гнозировать повеление индивидуума, а также оно показывает "истинный характер», отличающийся от того фасада, который индивид сознательно, чаше всего совершенно искренне, демонстрирует нам. Одно из назначе­ний характера — скрывать истинным характер, поэтому классификация служит не только КсЗртотекой, по и ключом.

Последователи 3. Фрейда на основании его учения выделяли три типа, которые можно было соотнести с фазами сексуального развития в детстве: «оральный», «анальный» и «генитальный» характер. Соглас­но теории Фрейда, ребенок в своем развитии проходит эти три стадии: оральная выражается в сосании (материнской груди или пальца) и в по­лучении от этого удовольствия, близкого к сексуальному, это как бы ла­тентная сексуальность: анальная стадия — получение удовольствия от сдерживания и себе экскрементов или их выделения: последняя, гени-галытая фаза характерна тем. что ребенок окончательно связывает сек­суальное удовлетворение с гениталиями. Так развивается любой нор­мальный ребенок, но бывают отклонения, когда происходит психичес­кая фиксация на более ранних фазах (или редукция к ним), которая продолжается в последующей жизни индивида. Затем эти типы, как за­мечал последователь Фрейда Э.Глоиер. различаются в зависимости or того, как развивался характер в данной фазе: удовлетворялись ли нн-стпнкги или имело меси» разочарование -(фрустрация). Субъекты с удовлетворенным оральным характером, как правило, оптимистичны и щедры и обладающие <|»рустриров:»циым оральным характером - ис-


________________________________ в..Л. I унии. h.H. Некрасива

 

терпеливы, завистливы, жадны, легко вгкшютвленреесшо. Улоадетяо-ренныи illU'Liibiii.ni гни покладист, шелр. пунктуален до педантичности, во всем любит порядок. фрустрнрежанный анальный тип жилен, его ■•ритуал- наведении чисюты фаничитс абсурдом и тд.'\

3 I ливер, комментируя и ратвиваи идеи Фрейда относительно ти­пологии характеров, выделял группы с классическими формами ум­ственных расстройств, ечтая. ню подобные расстройства присущи любому человеку в той или иной степени. Все человечество, считал он. можно разделить на истерический, невротический, депрессивный, ал­коголический, ипохондрический, параноидальный, шизоидный и пси­хопатический тины. Большинство людей относятся к тому иди иному типу только потенциально, но в случае нервного срыва они могут в пол­ной мере проявить свой невроз, психоз или психопатию. -Вечно чем-то встревоженная, но явно играющая при лом на публику женщина, вся жизнь которой — бесконечная цепь эмоциональных срывов, выз­ванных главным образом ее собственной неуравновешенностью; эмо­ционально заторможенный педант, который регулирует свою жизнь четкими системами навязчивых ритуалов и расписаний; снедаемый комплексами неполноценности и собственной вины горемыка, без­молвно молящий о любви, но делающий все. чтобы его отвергли; раз­битной забулдыга, который каждый день завязывает в пивной с кем-нибудь дружбу и к моменту ее закрытия обнаруживает, что «закадыч­ных друзей» и след простыл; тайный пьяница, которому никак не уда- 1 ется напиться; ипохондрик, погруженный в изучение метафизических основ функционирования пищеварительного тракта; вегетерианеи с теософским уклоном, ставящий у себя в туалете книжные шкафы с ду­шеспасительной литературой; преобразователь мира, без устали бичу­ющий пороки современной цивилизации, для исправлении которых он может предложить безотказную методику: обращенный внутрь себя непробиваемый нарииссист. настолько озабоченный обнаружением Бога в собственном бессознательном эхо, что вынужден жить в обще­ственном вакууме; рассеянный, хотя зачастую и наделенный выдаю­щимися умственными способностями недотепа, который с тою мо­мента, как он стал мужчиной, сеет вокруг себя раздоры и беспоря­док — хотя в нашем описании характерные черта этих типов более ак­центированы, чем в реальной жизни, их можно встретить повсюду, а их поведение в кризисной ситуации можно предсказать почти со сто­процентной точностью»'".

Более серьезно и детально обоснованное деление людей на разные психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр Кард I vc-тав Юнг (1875—1%1). Одна из его книг так и называется «Психоло­гические типы». Все люди, по мнению Юнга, делятся на две группы: экстраверты н интроверты. Причем, это различие возникает очень рано, настолько рано. Что. boimoaho. оно имеет насте.алвепный характер Экстраверт - это человек, ориентированный вовне.» мир. это откры­тый гни. интроверт ориентирован внутрь себя, по гни замкнутого, ск­рытого человека.

Ребенок-экстраверт рано приспосабливается к окружая>шсй среде, он не боится никаких вешей и предметов, дюонг играть с ними и через

Философская антропология о сущности человека __________________________________________

 

это быстро обучается. Для него характерно бесстрашие, склонность к "Иску, привлекательность всего неведомого и неизвестного. В то же сми он не очень скчонен к задумчивости, не любит одиночества. Экстраверт характеризуется отзывчивостью и интересом ко всем внешним событиям: кричит кто-нибудь во дворе или идет где-нибудь в мире война — он полностью этим поглощен. Он способен выносить су­матоху и шум любого рода, поскольку находит к этом удовольствие. Он все время хочет быть в центре внимания и даже согласен изображать из себя шута, лишь бы не остаться в тени. Он заводит много друзей и зна­комых без особого разбора, любит быть рядом с каким-нибудь извест­ным человеком, чтобы демонстрировать себя. У него нет секретов, он не может их хранить долго, поскольку всем делится с другими. Он жи­вет в других и для других и боится любых размышлений о себе. Экст­раверт, считал Юнг. как бы погружен в темноту. Он прячет свое субъек­тивное начало от самого себя под покровом бессознательного. Нежела­ние подчинять свои собственные мотивы критическому осмыслению выражено у него очень явственно. Если у него и имеется «комплекс», он находит прибежище в социальном окружении, в суматохе и позво­ляет по нескольку раз в день быть уверяемым, что все в порядке.

Интроверт с самого детства задумчив, застенчив, боится всего неиз­вестного, внешние влияния обычно воспринимает с сильным сопро­тивлением. Ребенок-интроверт желает все делать по-своему и не под­чиняется правилам, которые не может понять. Его реальный мир — внутренний. Он держится в отдалении от внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди большого количества людей, в боль­ших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Такой че­ловек обычно выглядит неловким, неуклюжим, зачастую нарочито "держанным. Поскольку он бывает мрачно недоступен, на него часто обижаются. В его картине мира мало розовых красок, он сверхкритичен; в любом супе обнаружит волос. Для него сущее удовольствие — раз­мышлять о себе самом. Его собственный мир - безопасная гавань, за­ботливо опекаемый и отгороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от посторонних глаз. Тем не менее, он часто добивается больших успехов в науке, если сумеет преодолеть свои комплексы. «Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что, в конце концов, сам же предпочитает делать что-то. чем отсиживаться внутри. Он противостоит миру тщательно разрабо­танной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, пе­дантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия»1*.

Но внутри каждой группы есть свои различия. Так, разные интро­верты по-разному реагируют на сходные обстоятельства. Интеллектуал Приспосабливается к миру с помощью своего интеллекта, а боксер — с помощью кулаков. Поэтому Юнг в качестве критериев различения внутри одного типа установки взял соответствующие психические фун­кции; мышление, ощущение, чувство и интуиция. Таким образом, в каждой установке есть мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный тип.


Таким образом, мы подумаем косе mi. основных варпаннж.

И интровертированный мыслитель, шпорою концепции интересует бй ii.au- чем факты, высокомерный теоретик, с догматичным мышлени­ем обделенный эмоциями и интуицией, с притуплёнными чувствами, однако чувствительный к критике;

2) экстравертировапнып мыслитель, исповедующий культ фактов, на основе которых он любит строить теории, нетерпимый фанатик, склонный вербовать себе сторонников:

I) эмоциональный интроверт {женственный тип), который все оце­нивает основываясь на эмоциях и реагирует на все сильной любовью или неприязнью, бестактный и несведущий в области межличностных отношений, то и дело попадающий впросак:

4) эмоциональный экстраверт (также женственный тип), который отождествляет себя с другими, склонен выплескивать свои эмоции в отношениях с внешним миром, легковерен, любит давать всему завы­шенную оценку, неспособен к размышлению:

5) чувственный интроверт — иррациональный и непредсказуемый тип. реагирующий на все исходя из субъективных переживаний, сенсу­алист, проецирующий свои бессознательные страхи на мир:

6) чувственный экстраверт, испытывающий постоянную жажду вне­шних раздражений, которые должны быстро меняться, чтобы ему не надоесть, нетерпеливый, эгоистичный, ишуший удовольствий:

7) интуитивный интроверт, мало заботящийся о внешних обстоя­тельствах, переменчивый И ненадежный во взаимоотношениях с други­ми, воспринимающий мир сквозь призму своего коллективного бессоз­нательного:

8)интуитивный экстраверт — колеблющийся, переменчивый, им­пульсивный и самоуверенный, нередко ошибающийся при взаимоотно­шениях, но неоценимый помощник в беде1'.

Не лишено оригинальности соображение знаменитого философа-мистика XX века Георгия Гурджиева о пяти типах человека: первый тип - физический человек, погруженный в сферу непосредственных материальных интересов, никогда не поднимающийся над уровнем сво­его незатейливого существования; второй тип — эмоциональный чело­век, подобный ребенку, все рассматривающий с точки зрения опасно­сти или безопасности, живущий прежде всего эмоциями, а не разумом, человек с недостаточно развитым интеллектом, который многое может сделать, но в силу неразвитости интеллекта не знает, что ему делать и зачем: третий тип — человек интеллектуальный, сухой, рассудочный, строящий вокруг себя упорядоченный мир. полагающий знания выс­шей добродетелью, человек, который много знает, но мало что может: четвертый тип (которому Гурджиев не дает определенного названия) можно назвать «человеком пути»: это человек сам себя делаюшпй, че­ловек как результат серьезных внутренних усилий, глубокого самопоз­нания, таких людей не рождает природа, они суть результат собствен­ною внутреннего преображения, подобный человек не может жить ме­ханически, рефлекторпо. не приходя в сознание, не ощущая себя жи­вущим: наконец, пятый тип - jto собственно человек, он достиг ••крпега з.ппацпн». era I нетп.-тным. гармоничным человеком который

щ


цвет полным, обьектнвиым сознанием, сим организует свою жизнь. iHoio адпет и очень многое может делить. Таких люден, согласно Гур-лжиеву. очень мило, но сотнн подобных личностей могли бы изменить жизнь на Земли*.

Эту типологию Гурджисв демонстрирует на примере отношения к христианству. Первые три типа весьма далеки от истинного христиан­ства, как и от подлинных истин любой религии вообще, они ловоль-"тзуются лишь внешним подражанием. Их вера ни на чем не основана, и даже не подозревают о глубочайшем смысле христианских таинств, лько у человека пути появляется стремление стать христианином, только он понимает, что одного желания мало, что нужно глубокое внутреннее изменение, и только человек, относящийся к пятому типу, достигший внутреннего совершенства, может назвать себя христиани­ном, потому что только он может жить согласно заповедям Христа.

На наш взгляд, большинство типологий относится прежде всего к телесным, а не духовным качествам человека. Отсюда их относитель­ность и неопределенность. Правда, вышеприведенные авторы и сами считали, что в чистом виде никаких типов не бывает, и человека мож­но отнести к какому-либо типу лишь условно, по проявляемой им склонности.характера. Нам вообще представляется, что принадлеж­ность людей к тому или иному типу более или менее ярко может про­являться лишь в детстве. Человек же развитой душевной и духовной жизни может нивелировать, свести на нет все односторонности своего характера и психики. Вряд ли можно с уверенностью сказать, к какому типу относились Кант. Декарт. Ниише или Фрейд. Даже если в повеле­нии Канта или Декарта выступало на первый план интроиертивное на­чало, оно никаким существенным образом не выражалось в их творче­стве. Часто можно видеть людей ярко выраженного «моторного» иди «эластичного» типа, занимающихся напряженной интеллектуальной де­ятельностью, или человека, внешне относящегося к дифференциально­му типу, но внутренне бездарного и бездеятельного. Нам кажется, что уместно было бы привести следующий пример: в стране, где много ди­алектов, местных выговоров, интеллигенция всех областей говорит оди­наково - на правильном литературном языке, преодолевая еше в юно­сти особенности местных диалектов и наречий. В этом же смысле че­ловек является духовно значимым постольку, поскольку преодолел свою типологическую ограниченность. В его характере, поведении, тру­дах гораздо яснее и полнее проступают общечеловеческие черты.

Дополнительная литература

Днденко Б. Cvmmb антропологии. Кардинальная типология людей. М.. 1992.


 

____________________________________________ Ч.Л. I урин. К.И. Некрасова

 

4. Антропология о телесных и духовных основаниях личности

Человек - единственное существо, в формировании которого сошлись две противоположные силы: природа и дух. Человек является природ-по-лу\оипои Целостностью, две субстанции иасгодько тесно перепле­лись и настолько глубоко пронизывают ярр друга, что в человеке нет ничего чисто природного или чисто духовного. Его тело и протекающие в нем природные процессы столь же непосредственно выражают его сущность, как его психика, его сознание, сто духовные акты.

Буддийская практика работы с тагом (изменение дыхания, специфи­ческие позы, заставляющие интенсивно работать мозг): христианская аскегика с ее постами и ••укрощением» идти свидетельствуют о том. что люди давно понимали важную роль тела в целостном человеческом об­лике. Во все века человека отличало от животных прежде всего наличие души, а на тело смотрели, особенно в христианской традиции, как на неизбежное зло, необходимый, но отягощающий придаток души. И тем не менее всегда были ученые, мудрецы, мистики, которые считали тело не менее таинственным и привлекательным человеческим началом, чем душа. «Человеческое тело, - писал Ф. Ниише. — в котором снова ожи­вает и воплощается как самое отдаленное, так и ближайшее прошлое все­го органического развития, через которое как бы бесшумно протекает огромный поток, далеко разливаясь за его пределы. - это тело есть идея более поразительная, чем старая "душа"»31.

Тело всегда было нашим самым достоверным бытием, нашей бли­жайшей собственностью. Никому не приходит в голову считать свой желудок чужим, в то время как на свои мысли часто смотрят как на чу­жие, например как на боговдохновенные. Подрывая веру в тело, считал Ниише. мы подрываем и веру в дух. Тело таинственно еще и потому, что только небольшая часть среди невероятного множества процессов, протекающих в нашем теле, доходит до нашего сознания. Тело, его био­логическая энергия, дает нам силу жить, питает наш разум, обостря­ет наши чувства и эмоции. Поэтому, полагал Ниише, то. что называется «телом» и «плотью», имеет неизмеримо большее значение, чем вся со­знательная жизнь, дух вместе с душой, вместе с сердцем, вместе с доб­ротой, вместе с добродетелью. Сознание, разум все время извращают действительное положение вещей, выставляя себя главным орудием и главным отличием человека, хотя на самом деле их значение в том. что­бы служить телу, служить усилению жизненной силы -

Решительная позиция Ниише способствовала более глубокому изу­чению человеческого Организма, той роли, которую он играет в целос­тном духовно-природном облике человека.

В начале XX века проблему отношения тела и духа поставил ВВ. Ро­занов (1856-1919) в своеп -метафизике пода» Розанов предпринял но пытку показать, что творческая природа человека заложена не столько в д\.хе. сколько в теле, что «касание иным мирам» происходит прежде всего не через разум, не через усилия духа, но через icto. через под. Под у Щ?;апова не физио.ии ическое. а (едесно-духовпое образование. Путь к от­крытию метафизической природы человека тразю более явственен, не-


Философская антропологии» сущности человека __________________________________________

 

посредствен, результаты, которых мы достигаем на этом пути, не остав­ляют, согласно Розанову, никаких сомнении в нашем тесном родстве с трансцендентным. Нам представляется интересным в этом разделе рас­смотреть концепцию В.В. Розанова, который независимо от еше только начинавшего развиваться фрейдизма, задолго до постсфуктуралнетов. поставивших проблему тела как проблему сугубо философскую, попы­тался разрешить ее. опираясь на свое оригинальное понимание и интер­претацию истории культуры.

Пол. по Розанову — самое изначальное основание человека, человек есть только трансформация, модификация пола — и своего, и универ­сального. Даже когда мы что-нибудь делаем или думаем, занимаемся чисто духовной работой, это тоже половое, но так запутанное и преоб­раженное, что его невозможно узнать} Пол — это начинающаяся ночь в самой организации человека. Ясное и сухое анатомическое расчлене­ние, понимание индивида теряет здесь свою ясность, сухость, свою ра­циональность. Здесь все становится трансцендентно, все как-то пере­ливается в значительности своей за край только анатомических терми­нов. Это — второе, темное лицо в человеке, ноуменальное лицо.

Это лицо в силу своей ноуменальности является источником жизни, но оно обычно гак густо застлано от наших глаз туманом, что его ни­когда не удается рассмотреть. Точно так же, как нельзя рассмотреть, нельзя увидеть Бога, поскольку пол и есть проявление божественного в нас. Это второе, едва просвечивающее в темноте лицо — потусторон­нее, не от мира сего. Через него происходит касание мирам иным. Пол вовсе не есть тело, тело клубится около него и из него, как временный фантом, в котором пол скрыт как неумирающий «по-ту-светный» ноу­мен этого тела. Щол. согласно Розанову, выходит за границы естествен­ности, он вне-естественен и саерх-естественен. тут, в поле, прорывает­ся природа, видимый физический и физиологический порядок вещей. Здесь раскрывается бездна, пропасть, ибо пол — это образ того света, единственно в этой точке выглядывающий в наш свет. Мы страшимся назвать этот образ словами и страшимся смотреть на него, кроме мо­ментов, когда «взглядываем», и тогда в мире появляется «новый чело­век». И в ярком свете этого озарения, пишет Розанов, оживает память души, память того, откуда она. оживает в ней «искра Божий», тепляща­яся и освещающая стихии ЭТОГО света".

(Если мы и яаляемся людьми, способными к трансцендированию. к творчеству, если мы и несем в себе Божью искру, то только потому, что в нас укоренено это трансцендентное, потустороннее начало — пол. Пол для Розанова — странное мистнко-физиологическое явление, где поров­ну есть и земное, и небесное, куда равно спешат и наука, и поэзия, и свя­щенник, - каждый здесь находит свою пищу, свою тему. И. однако, нет области менее познаваемой, едва-едва осветимой в своей глубине. Сюда входят миры, и отсюда выходят миры, здесь находится утро нашего Я с бессмертной душой, хочется снова и снова заглядывать в этот колодец, сруб которого беден и прост, а воронка уходит до иен фа Земли. Для та­кого ■мистического, глубокого проникновения.в природу пода нужен раз­рыв с понятием функции и органа, разрыв с физиологией, ибо на этой почве невозможно ни таинство, ни религия. Под есть та свеча, о свете ко-

т


В.Д. I >они. К.П. Некрасива

 

торой сказано, что «тьма его никогда не объемлст» — тьма греха, похоти, иожлеления. скверны.

Под — что ноуменальный план чедонека. нее мы рождаемся из пола, приходим зп ноуменального мира- Мы становимся драгоценными иолу-сиетными существами друг дли л руга. И поэтому образ Божий в нас - не красивая аллегория, а точный факт. Пол же укоренен в любом человеке, любой сталкивается с тайной иола, и эта тайна живет в каж­дом человеке. Она наиболее соответствует его самовыражению, которое можно обозначить одной фразой: «не видь меня» или «не знай меня» Пол есть наиболее умопостигаемая вешь-'*.

Эта тайна всегда явственная, но от этого она не перестает быть тай­ной, и мы очень часто в течение жизни с ней сталкиваемся. Самым яр­ким проявлением этой тайны является младенец, только что родивший­ся человек, эта «выявленная мысль Божия».

Рождение - святой акт. ибо сам Бог «родился», через это став в род­ство и подобие человеку. Поэтому чадо-зачатие есть транснендентно-мистический акт. в этом акте, по Розанову, нельзя не видеть еще и сей­час продолжающегося мнрогворепия. ибо мир в точности еще творит­ся, вновь созидается в каждом вновь зачинаемом живом существе. Тело человека творится земными стихиями, физическими и химическими элементами, но «завитый живой душой огонек в них» точно упал с неба, словно вовсе и не принадлежит земле. Именно поэтому люди становят­ся друг для друга драгоценными, потусторонними существами, именно поэтому в них возникает и любовь, и совесть, и честь.

Через пол, считал Розанов, связь с Богом тесней и непосредствен­ней, чем через разум, пол - это окно в другой мир. половая любовь, за­чатие — это продолжение творения мира Богом. Только из пола и вы­текает истинная религия. Нужно ггролить религию в самый иол. Нуж­но внести ощущение высокого и чистого в самый пульс своего бытия, кажущуюся животную его часть — и тогда человек «высветится» изнут­ри, религия брызнет из нашей крови, и теперешний религиозный но­минализм будет сокрушен. Бог не просто любовь. Бог. для Розанова, — это чувственная любовь, это благословение «тонкому и нежному арома­ту, которым благоухает мир «Божий», «сад» Божий. - этому нектару цветов его. «тычинок» и «пестиков», откуда, если рассмотреть внима­тельно, течет всякая поэзия, растет гений, теплится молитва и. нако­нец, из вечности и в вечность льется бытие мира...»?5.

Современная аналитическая антропология опирается на солидный багаж изучения человека, который был создан трудами феноменологов, экзистенциалистов, фрейдистов, постфрейдистов, постструктуралистов. Связь тела с душой и духом здесь уже не интуитивная гипотеза, а не­сомненный факт, подлежащий дальнейшему глубокому и детальному анализу. И только на основании этого анализа философская антропо­логия может получить, по мнению современных мыслителей, устойчи­вым фундамент своего дальнейшего развития.

Телесное существование, считал М. Мердо-Понти. которое протека­ет во мне без моего участия, есть только набросок подлинного присут­ствии в мире. Оно создаст лишь возможность этого присутствия, уста­навливает наше первое coi.кипение с миром. Тело выражает существо-


Философская антропология о сущности человека __________________________________________

 

ванис i) том же смысле, и каком слово выдажлет мысль. Ни тело, им су­ществование не могут считаться оригиналом человеческого бытия, так как одно предполагает другое: тело есть существование застывшее и Обобщенное, а существование есть непрерывное воплощение. Суще­ствования нет без тела, оно непосредственно зависит от тела лаже на уровне его анатомической структуры. Можно было бы возразить, что организация нашего тела несущественна., что можно представить чело­века без рук. бел ног. без головы, без пода, ра шножающегося черенка­ми. Но это возможно только в случае, если мы рассматриваем руки, ноги, половые органы абстрактно, как куски материи, а самого челове­ка — лишь как абстрактное понятие. Но если взять человека в целост­ности его опыта, то человек без рук или половой системы так же непо­нятен, как человек без мышления. Наше тело является зеркалом нашего бытия26.

В аналитической антропологии выделяются «тело как объект», «об­раз тела», «мое тело», «феноменальное тело», «плоть» и т.п.

Тело как объект — это не живое тело: тело-мясо, тело-труп, тело-ро­бот и т. д. Тело объективируется, становится объектом по мере того, как ограничивается автономия действия его живых сил, Это тело без внут­реннего, глухая, ровная поверхность, оно не существует без внешнего ему субъекта-наблюдателя, именно он создает и расчленяет тело-объект, он своим появлением уничтожает первоначальное единство жи­вого тела, которое становится гомогенным, иерархизированным телом-организмом, телом-машиной, не имеющим собственного языка. У та­кого тела есть только свойства, ттрисушне определенным видам биоло­гических, физиологических, химических структур, в нем нет ничего собственно телесного27.

Но тело человека — не объект, мое тело не может быть объектом. Однако, чтобы добраться до собственного тела, нужно преодолеть его объектную форму. Тело-объект удерживает нас. обладающих телами, в реальном пространстве и времени. Появление образа тела говорит о том. что границы реального присутствия нашего тела в мире начинают смешаться. Образ тела трансгрессивен по отношению к тому телу, ко­торым мы реально наделены. Его целостность возникает за счет не­признания, даже отрицания факта реальности. «Мы обретаем близость с собой как мыслящим, сознающим существом, когда удаляемся от са­мих себя как «живых» существ, погруженных в неясные толши теле­сных переживаний. Мы близки себе, я бы сказал - абсолютно близки, только в акте трансцендирования, и нигде более»-4.

Таким образом, тело есть по существу образ тела, поскольку тела и некоей первичной данности не сушестзует. Наше чувство самих себя соизмеряет себя со своим собственным телесным образом, но всегда обладает еще одним образом - феноменальным, который не сводим к телу как объекту. Вот это феноменальное тело, образ которого человек вырабатывает в борьбе с собственной, анатомически опрелеленпоп $0рмой. и будет моим телом.

В этой связи большое значение для пас представляет проблема со­отношения тела и органа, которая вводится через рассмотрение еше одной трактовки тела — «тела-порога». Тело - это особого рода экран.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.