КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И.Д. Ivoiia. L.ll. Некрасова
Дополнительная ли i ература Клике Ф. llpnnvA.iitioiнесем мышление. М.. I9S3 Кон И.С. В поискал себя. М.. 19Я4., Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.. 19X3. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.. 1994. Поршней Б.Ф. О начале человеческой истории. М.. 1974. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М.. 1966. Уайт Э.. Браун Д. Первые люди. М.. I97S, 3. Типологии человека в философской антропологии :е лавно было замечено, что каждый человек относится по преимушс-иу к какому-нибудь типу личности н всех люден можно разделить, •нечно. иесьма условно, на различные типы. Например, большинство "леи. перед тем как ответить На какой-нибудь важный вопрос, снача-. посмотрит или налево или направо и потом ответит. Следовательно, их людей можно делить по такому признаку - на тех. кто смотрит наев перед ответом, и на тех — кто направо. Но это. конечно, шутка. Та-я же. как деление людей на тех. кто носит зимой шапку и кто об.чо-ится без нее. Люди отличаются друг от друга в своих наклонностях, устремленн-. способах решать жизненные задачи. К.Юнг приводил пример того, ж по-разному поступают люси. подойдя к канаве, через которую нет остнка. но можно иерепрьп путь. Каждый индивид обладает своим, арактерным для него способом принимать решения и выходить из затруднении. Один перепрыгнул и говорит, что ему нравится прыгать, дру-ой скажет, что у него не было никакой иной возможности, третий — то ему всегда хочется преодолевать трудности, четвертый не прыгнул, "отому что не терпит бесполезных усилий, пятый — потому что не было грой необходимости перебираться на другой берег. У каждого нелегка заранее выработана психическая схема принятия решений, и число псих схем и установок огромно. «Их индивидуальное многообразие евозможно исчерпать так же. как неисчерпаемы индивидуальные валянии кристаллов, которые, вне всяких сомнений, принадлежат, однако, к той или иной системе. Но так же. как кристаллы указывают не от-"оентеяьно простые основные законы, так и установки указывают на "которые основные свойства, присущие определенным группам»14. Попытки создать типологию человека ухолят корнями в древность, ачала. как считал Юнг. это была астрология древнего Востока и ее ение о так называемых тритонах четырех элементов - воздуха, воды, емди и огня. Тритон воздуха состоял из трех воздушных знаков Зоди-ка - Водолея. Близнецов и Весов; тритон огня - из Овена. Льва и зельца. Тот. кто родился в этих тритонах, обладал воздушной или ог-■енной природой, и это. в свою очередь, определяло соответствующий шперамент и судьбу. Из этих древних астрологических воззрений вытекала и попытка классификации типов личности, предпринятая греческим врачом Клавдием Галеном. жившим во II в. И. э. Исследуя людей, он показал, что все они делятся по своему темпераменту на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. То. что ранее объяснялось зодиакальными созвездиями, теперь стало выражаться на физиологическом языке. Эта типология сохранилась до IS00 года. Л астрологические типологии по-прежнему популярны и даже переживают сегодня новый расцвет. В античности людей делили па гиликов (телесный тип), пенхиков (душевный) и пневматикой (духовныйI. Уже при рождении человека решалось, проведет ли он свею жизнь в гилическом чти пневматическом состоянии Русский физиолог Иван Павлов юворил о двух птах, научном и ху-зож1Ч1 венном. Первый - чслонек замкнутым. псобтигетьпыи. hoiружейный в себя, трудно знакомящийся с новыми людьми. Хуложесгвен-пып тип — полная противоположность научному, айвой, общительный, ярким, эмоциональный, он друг всем, и все его друзья. Первый тип. действительно, чаше всего встречается в среде ученых, я второй - вереде художников, артистон. хотя в любом человеке, чем бы он ни занимался, можно найти черты одного или другого типа. Но в целом это довольно упрошенное деление. Еще одну классификацию человека дал американский пенходо! Л.Шелдон. Он поделил всех людей на три типа: мозговой (цереброто-ник). мускульный (соматоник! и желудочный (висиератоник.1. Мозговой тип — это человек, живущий исключительно годовой, интеллектом. У него постоянная потребность в одиночестве, сдержанность, некоторая скованность и напряженность поведения и одновременна быстрое реагирование на изменение ситуации. С детства это хилый, физически не развитый ребенок, в школе отличник, все время решающий какие-нибудь головоломные задачи, замкнутый, стеснительный, но гордый своими достижениями. Мускульный тип — это человек, для которого главное — его тело, он все время занимается спортом, тренируется. У него постоянная потребность в движении, он активен, энергичен, хочет командовать другими, что-то делать, В детстве он. как правило, учится слабо, списывает задачки у мозгового и за это покровительствует ему. Наконец, для желудочного типа главное — еда. Он постоянно думает о еде. у него в портфеле пирожки или бутерброды И все время замасленные тетради. Став взрослым, он готовит пишу сам. жене не доверяет, он гурман и знает тысячи рецептов приготовления всяких блюд. У него всегда хорошее настроение, хорошее пищеварение, ненапряженное поведение, потребность в контактах, стремление к согласию. Это кажется достаточно шутливой классификацией, хотя каждый человек в себе или в своих знакомых может увидеть склонность к тому или иному типу. Отталкиваясь от теории Шеллона. немецкий психолог Г. Лммель-ман построил свою типологию человека. Согласно его точке зрения, все люди делятся на три типа: моторный, эластичный и дифференциальный, что соответствует шелдонским мускульному, желудочному и мозговому типу. Моторный тип символизирует склонность к практической деятельности, обусловленную соматической ориентацией. Она же проявляется и в духовной и душевной сфере. Моторному типу свойственны сила, энергия, выдержка, стабильность, инициатива. Его можно узнать, писал Аммельман. по дисциплинированности, громкому голосу, определенности движений и жестов. В делах он. как правило, полагается только па свою силу и умение противостоять внешним воздействиям. Такой человек испытывает радость, когда преодолевает препятствия. Ш стремится к реализации своих пелен во что бы то ни стадо. мяло заботясь о планировании своей деятельности. Он о.хогпо отдает распоряжения и приказы. не слушая мнения других, редко меняет свою установку и сдо-«нншпе.-!. мнения Части ддч •ичтнжеИИв своих нелеп Щ дейегчует щ- рессивио. Моторный человек, как правило, открыт, коммуникабелен, надежен и стабилен, у него уверенная и беззаботная манера держать }-Шеб». В то же время он часто груб, бе ауховен. ему лень долго и серьезно.думать, он вспыльчив, упрям, твердолоб. Эластпчнып человек всегда мягок, уступчив, в нем нет внутренней напряженности. Он раскован, спокоен, гибок и податлив. Его основная Потребность — жить в гармонии с окружающим миром. Он видит главную радость жизни в том, чтобы хорошо поесть, он знаток еды и напитков, любит удобно устроиться, комфортно отдохнуть, пообщаться с хорошей компанией. Его деятельность отличается вялостью и медлительностью. В опасной ситуации он выжидает и пытается уклониться от жнятия решения, всегда готов идти на компромисс. К отрицательным | чертам относится склонность к полноте, сентиментальность и болтливость. Дифференциальный тип всегда напряжен и замкнут, не любит бросаться в глаза, ненавидит шум. оживление, крик. У него постоянная потребность в одиночестве и спокойствии. Для него большой радостью является решение проблем, особенно теоретических. Он много спит, поскольку мозг его устает от интеллектуальной деятельности, но спит беспокойно, просыпаясь от малейшего шума. Он чувствует себя хорошо там. где может заниматься решением сложных задач. К его недостаткам можно отнести холодный интеллектуализм, всезнайство, придирчивость и педантичность'". Психоанализ попытался выявить типологические черты на основе анализа характеров. Характер — это продукт компромиссов между бессознательным и влиянием внешней среды. Знание характера позволяет прогнозировать повеление индивидуума, а также оно показывает "истинный характер», отличающийся от того фасада, который индивид сознательно, чаше всего совершенно искренне, демонстрирует нам. Одно из назначений характера — скрывать истинным характер, поэтому классификация служит не только КсЗртотекой, по и ключом. Последователи 3. Фрейда на основании его учения выделяли три типа, которые можно было соотнести с фазами сексуального развития в детстве: «оральный», «анальный» и «генитальный» характер. Согласно теории Фрейда, ребенок в своем развитии проходит эти три стадии: оральная выражается в сосании (материнской груди или пальца) и в получении от этого удовольствия, близкого к сексуальному, это как бы латентная сексуальность: анальная стадия — получение удовольствия от сдерживания и себе экскрементов или их выделения: последняя, гени-галытая фаза характерна тем. что ребенок окончательно связывает сексуальное удовлетворение с гениталиями. Так развивается любой нормальный ребенок, но бывают отклонения, когда происходит психическая фиксация на более ранних фазах (или редукция к ним), которая продолжается в последующей жизни индивида. Затем эти типы, как замечал последователь Фрейда Э.Глоиер. различаются в зависимости or того, как развивался характер в данной фазе: удовлетворялись ли нн-стпнкги или имело меси» разочарование -(фрустрация). Субъекты с удовлетворенным оральным характером, как правило, оптимистичны и щедры и обладающие <|»рустриров:»циым оральным характером - ис- ________________________________ в..Л. I унии. h.H. Некрасива
терпеливы, завистливы, жадны, легко вгкшютвленреесшо. Улоадетяо-ренныи illU'Liibiii.ni гни покладист, шелр. пунктуален до педантичности, во всем любит порядок. фрустрнрежанный анальный тип жилен, его ■•ритуал- наведении чисюты фаничитс абсурдом и тд.'\ 3 I ливер, комментируя и ратвиваи идеи Фрейда относительно типологии характеров, выделял группы с классическими формами умственных расстройств, ечтая. ню подобные расстройства присущи любому человеку в той или иной степени. Все человечество, считал он. можно разделить на истерический, невротический, депрессивный, алкоголический, ипохондрический, параноидальный, шизоидный и психопатический тины. Большинство людей относятся к тому иди иному типу только потенциально, но в случае нервного срыва они могут в полной мере проявить свой невроз, психоз или психопатию. -Вечно чем-то встревоженная, но явно играющая при лом на публику женщина, вся жизнь которой — бесконечная цепь эмоциональных срывов, вызванных главным образом ее собственной неуравновешенностью; эмоционально заторможенный педант, который регулирует свою жизнь четкими системами навязчивых ритуалов и расписаний; снедаемый комплексами неполноценности и собственной вины горемыка, безмолвно молящий о любви, но делающий все. чтобы его отвергли; разбитной забулдыга, который каждый день завязывает в пивной с кем-нибудь дружбу и к моменту ее закрытия обнаруживает, что «закадычных друзей» и след простыл; тайный пьяница, которому никак не уда- 1 ется напиться; ипохондрик, погруженный в изучение метафизических основ функционирования пищеварительного тракта; вегетерианеи с теософским уклоном, ставящий у себя в туалете книжные шкафы с душеспасительной литературой; преобразователь мира, без устали бичующий пороки современной цивилизации, для исправлении которых он может предложить безотказную методику: обращенный внутрь себя непробиваемый нарииссист. настолько озабоченный обнаружением Бога в собственном бессознательном эхо, что вынужден жить в общественном вакууме; рассеянный, хотя зачастую и наделенный выдающимися умственными способностями недотепа, который с тою момента, как он стал мужчиной, сеет вокруг себя раздоры и беспорядок — хотя в нашем описании характерные черта этих типов более акцентированы, чем в реальной жизни, их можно встретить повсюду, а их поведение в кризисной ситуации можно предсказать почти со стопроцентной точностью»'". Более серьезно и детально обоснованное деление людей на разные психологические типы дал знаменитый швейцарский психиатр Кард I vc-тав Юнг (1875—1%1). Одна из его книг так и называется «Психологические типы». Все люди, по мнению Юнга, делятся на две группы: экстраверты н интроверты. Причем, это различие возникает очень рано, настолько рано. Что. boimoaho. оно имеет насте.алвепный характер Экстраверт - это человек, ориентированный вовне.» мир. это открытый гни. интроверт ориентирован внутрь себя, по гни замкнутого, скрытого человека. Ребенок-экстраверт рано приспосабливается к окружая>шсй среде, он не боится никаких вешей и предметов, дюонг играть с ними и через Философская антропология о сущности человека __________________________________________
это быстро обучается. Для него характерно бесстрашие, склонность к "Иску, привлекательность всего неведомого и неизвестного. В то же сми он не очень скчонен к задумчивости, не любит одиночества. Экстраверт характеризуется отзывчивостью и интересом ко всем внешним событиям: кричит кто-нибудь во дворе или идет где-нибудь в мире война — он полностью этим поглощен. Он способен выносить суматоху и шум любого рода, поскольку находит к этом удовольствие. Он все время хочет быть в центре внимания и даже согласен изображать из себя шута, лишь бы не остаться в тени. Он заводит много друзей и знакомых без особого разбора, любит быть рядом с каким-нибудь известным человеком, чтобы демонстрировать себя. У него нет секретов, он не может их хранить долго, поскольку всем делится с другими. Он живет в других и для других и боится любых размышлений о себе. Экстраверт, считал Юнг. как бы погружен в темноту. Он прячет свое субъективное начало от самого себя под покровом бессознательного. Нежелание подчинять свои собственные мотивы критическому осмыслению выражено у него очень явственно. Если у него и имеется «комплекс», он находит прибежище в социальном окружении, в суматохе и позволяет по нескольку раз в день быть уверяемым, что все в порядке. Интроверт с самого детства задумчив, застенчив, боится всего неизвестного, внешние влияния обычно воспринимает с сильным сопротивлением. Ребенок-интроверт желает все делать по-своему и не подчиняется правилам, которые не может понять. Его реальный мир — внутренний. Он держится в отдалении от внешних событий, ему не по себе, когда он оказывается среди большого количества людей, в больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Такой человек обычно выглядит неловким, неуклюжим, зачастую нарочито "держанным. Поскольку он бывает мрачно недоступен, на него часто обижаются. В его картине мира мало розовых красок, он сверхкритичен; в любом супе обнаружит волос. Для него сущее удовольствие — размышлять о себе самом. Его собственный мир - безопасная гавань, заботливо опекаемый и отгороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от посторонних глаз. Тем не менее, он часто добивается больших успехов в науке, если сумеет преодолеть свои комплексы. «Он окружает себя колючей проволокой затруднений настолько плотно и непроницаемо, что, в конце концов, сам же предпочитает делать что-то. чем отсиживаться внутри. Он противостоит миру тщательно разработанной оборонительной системой, составленной из скрупулезности, педантичности, умеренности и бережливости, предусмотрительности, «высокогубой» правильности и честности, болезненной совестливости, вежливости и открытого недоверия»1*. Но внутри каждой группы есть свои различия. Так, разные интроверты по-разному реагируют на сходные обстоятельства. Интеллектуал Приспосабливается к миру с помощью своего интеллекта, а боксер — с помощью кулаков. Поэтому Юнг в качестве критериев различения внутри одного типа установки взял соответствующие психические функции; мышление, ощущение, чувство и интуиция. Таким образом, в каждой установке есть мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный тип. Таким образом, мы подумаем косе mi. основных варпаннж. И интровертированный мыслитель, шпорою концепции интересует бй ii.au- чем факты, высокомерный теоретик, с догматичным мышлением обделенный эмоциями и интуицией, с притуплёнными чувствами, однако чувствительный к критике; 2) экстравертировапнып мыслитель, исповедующий культ фактов, на основе которых он любит строить теории, нетерпимый фанатик, склонный вербовать себе сторонников: I) эмоциональный интроверт {женственный тип), который все оценивает основываясь на эмоциях и реагирует на все сильной любовью или неприязнью, бестактный и несведущий в области межличностных отношений, то и дело попадающий впросак: 4) эмоциональный экстраверт (также женственный тип), который отождествляет себя с другими, склонен выплескивать свои эмоции в отношениях с внешним миром, легковерен, любит давать всему завышенную оценку, неспособен к размышлению: 5) чувственный интроверт — иррациональный и непредсказуемый тип. реагирующий на все исходя из субъективных переживаний, сенсуалист, проецирующий свои бессознательные страхи на мир: 6) чувственный экстраверт, испытывающий постоянную жажду внешних раздражений, которые должны быстро меняться, чтобы ему не надоесть, нетерпеливый, эгоистичный, ишуший удовольствий: 7) интуитивный интроверт, мало заботящийся о внешних обстоятельствах, переменчивый И ненадежный во взаимоотношениях с другими, воспринимающий мир сквозь призму своего коллективного бессознательного: 8)интуитивный экстраверт — колеблющийся, переменчивый, импульсивный и самоуверенный, нередко ошибающийся при взаимоотношениях, но неоценимый помощник в беде1'. Не лишено оригинальности соображение знаменитого философа-мистика XX века Георгия Гурджиева о пяти типах человека: первый тип - физический человек, погруженный в сферу непосредственных материальных интересов, никогда не поднимающийся над уровнем своего незатейливого существования; второй тип — эмоциональный человек, подобный ребенку, все рассматривающий с точки зрения опасности или безопасности, живущий прежде всего эмоциями, а не разумом, человек с недостаточно развитым интеллектом, который многое может сделать, но в силу неразвитости интеллекта не знает, что ему делать и зачем: третий тип — человек интеллектуальный, сухой, рассудочный, строящий вокруг себя упорядоченный мир. полагающий знания высшей добродетелью, человек, который много знает, но мало что может: четвертый тип (которому Гурджиев не дает определенного названия) можно назвать «человеком пути»: это человек сам себя делаюшпй, человек как результат серьезных внутренних усилий, глубокого самопознания, таких людей не рождает природа, они суть результат собственною внутреннего преображения, подобный человек не может жить механически, рефлекторпо. не приходя в сознание, не ощущая себя живущим: наконец, пятый тип - jto собственно человек, он достиг ••крпега з.ппацпн». era I нетп.-тным. гармоничным человеком который щ цвет полным, обьектнвиым сознанием, сим организует свою жизнь. iHoio адпет и очень многое может делить. Таких люден, согласно Гур-лжиеву. очень мило, но сотнн подобных личностей могли бы изменить жизнь на Земли*. Эту типологию Гурджисв демонстрирует на примере отношения к христианству. Первые три типа весьма далеки от истинного христианства, как и от подлинных истин любой религии вообще, они ловоль-"тзуются лишь внешним подражанием. Их вера ни на чем не основана, и даже не подозревают о глубочайшем смысле христианских таинств, лько у человека пути появляется стремление стать христианином, только он понимает, что одного желания мало, что нужно глубокое внутреннее изменение, и только человек, относящийся к пятому типу, достигший внутреннего совершенства, может назвать себя христианином, потому что только он может жить согласно заповедям Христа. На наш взгляд, большинство типологий относится прежде всего к телесным, а не духовным качествам человека. Отсюда их относительность и неопределенность. Правда, вышеприведенные авторы и сами считали, что в чистом виде никаких типов не бывает, и человека можно отнести к какому-либо типу лишь условно, по проявляемой им склонности.характера. Нам вообще представляется, что принадлежность людей к тому или иному типу более или менее ярко может проявляться лишь в детстве. Человек же развитой душевной и духовной жизни может нивелировать, свести на нет все односторонности своего характера и психики. Вряд ли можно с уверенностью сказать, к какому типу относились Кант. Декарт. Ниише или Фрейд. Даже если в повелении Канта или Декарта выступало на первый план интроиертивное начало, оно никаким существенным образом не выражалось в их творчестве. Часто можно видеть людей ярко выраженного «моторного» иди «эластичного» типа, занимающихся напряженной интеллектуальной деятельностью, или человека, внешне относящегося к дифференциальному типу, но внутренне бездарного и бездеятельного. Нам кажется, что уместно было бы привести следующий пример: в стране, где много диалектов, местных выговоров, интеллигенция всех областей говорит одинаково - на правильном литературном языке, преодолевая еше в юности особенности местных диалектов и наречий. В этом же смысле человек является духовно значимым постольку, поскольку преодолел свою типологическую ограниченность. В его характере, поведении, трудах гораздо яснее и полнее проступают общечеловеческие черты. Дополнительная литература Днденко Б. Cvmmb антропологии. Кардинальная типология людей. М.. 1992.
____________________________________________ Ч.Л. I урин. К.И. Некрасова
4. Антропология о телесных и духовных основаниях личности Человек - единственное существо, в формировании которого сошлись две противоположные силы: природа и дух. Человек является природ-по-лу\оипои Целостностью, две субстанции иасгодько тесно переплелись и настолько глубоко пронизывают ярр друга, что в человеке нет ничего чисто природного или чисто духовного. Его тело и протекающие в нем природные процессы столь же непосредственно выражают его сущность, как его психика, его сознание, сто духовные акты. Буддийская практика работы с тагом (изменение дыхания, специфические позы, заставляющие интенсивно работать мозг): христианская аскегика с ее постами и ••укрощением» идти свидетельствуют о том. что люди давно понимали важную роль тела в целостном человеческом облике. Во все века человека отличало от животных прежде всего наличие души, а на тело смотрели, особенно в христианской традиции, как на неизбежное зло, необходимый, но отягощающий придаток души. И тем не менее всегда были ученые, мудрецы, мистики, которые считали тело не менее таинственным и привлекательным человеческим началом, чем душа. «Человеческое тело, - писал Ф. Ниише. — в котором снова оживает и воплощается как самое отдаленное, так и ближайшее прошлое всего органического развития, через которое как бы бесшумно протекает огромный поток, далеко разливаясь за его пределы. - это тело есть идея более поразительная, чем старая "душа"»31. Тело всегда было нашим самым достоверным бытием, нашей ближайшей собственностью. Никому не приходит в голову считать свой желудок чужим, в то время как на свои мысли часто смотрят как на чужие, например как на боговдохновенные. Подрывая веру в тело, считал Ниише. мы подрываем и веру в дух. Тело таинственно еще и потому, что только небольшая часть среди невероятного множества процессов, протекающих в нашем теле, доходит до нашего сознания. Тело, его биологическая энергия, дает нам силу жить, питает наш разум, обостряет наши чувства и эмоции. Поэтому, полагал Ниише, то. что называется «телом» и «плотью», имеет неизмеримо большее значение, чем вся сознательная жизнь, дух вместе с душой, вместе с сердцем, вместе с добротой, вместе с добродетелью. Сознание, разум все время извращают действительное положение вещей, выставляя себя главным орудием и главным отличием человека, хотя на самом деле их значение в том. чтобы служить телу, служить усилению жизненной силы - Решительная позиция Ниише способствовала более глубокому изучению человеческого Организма, той роли, которую он играет в целостном духовно-природном облике человека. В начале XX века проблему отношения тела и духа поставил ВВ. Розанов (1856-1919) в своеп -метафизике пода» Розанов предпринял но пытку показать, что творческая природа человека заложена не столько в д\.хе. сколько в теле, что «касание иным мирам» происходит прежде всего не через разум, не через усилия духа, но через icto. через под. Под у Щ?;апова не физио.ии ическое. а (едесно-духовпое образование. Путь к открытию метафизической природы человека тразю более явственен, не- Философская антропологии» сущности человека __________________________________________
посредствен, результаты, которых мы достигаем на этом пути, не оставляют, согласно Розанову, никаких сомнении в нашем тесном родстве с трансцендентным. Нам представляется интересным в этом разделе рассмотреть концепцию В.В. Розанова, который независимо от еше только начинавшего развиваться фрейдизма, задолго до постсфуктуралнетов. поставивших проблему тела как проблему сугубо философскую, попытался разрешить ее. опираясь на свое оригинальное понимание и интерпретацию истории культуры. Пол. по Розанову — самое изначальное основание человека, человек есть только трансформация, модификация пола — и своего, и универсального. Даже когда мы что-нибудь делаем или думаем, занимаемся чисто духовной работой, это тоже половое, но так запутанное и преображенное, что его невозможно узнать} Пол — это начинающаяся ночь в самой организации человека. Ясное и сухое анатомическое расчленение, понимание индивида теряет здесь свою ясность, сухость, свою рациональность. Здесь все становится трансцендентно, все как-то переливается в значительности своей за край только анатомических терминов. Это — второе, темное лицо в человеке, ноуменальное лицо. Это лицо в силу своей ноуменальности является источником жизни, но оно обычно гак густо застлано от наших глаз туманом, что его никогда не удается рассмотреть. Точно так же, как нельзя рассмотреть, нельзя увидеть Бога, поскольку пол и есть проявление божественного в нас. Это второе, едва просвечивающее в темноте лицо — потустороннее, не от мира сего. Через него происходит касание мирам иным. Пол вовсе не есть тело, тело клубится около него и из него, как временный фантом, в котором пол скрыт как неумирающий «по-ту-светный» ноумен этого тела. Щол. согласно Розанову, выходит за границы естественности, он вне-естественен и саерх-естественен. тут, в поле, прорывается природа, видимый физический и физиологический порядок вещей. Здесь раскрывается бездна, пропасть, ибо пол — это образ того света, единственно в этой точке выглядывающий в наш свет. Мы страшимся назвать этот образ словами и страшимся смотреть на него, кроме моментов, когда «взглядываем», и тогда в мире появляется «новый человек». И в ярком свете этого озарения, пишет Розанов, оживает память души, память того, откуда она. оживает в ней «искра Божий», теплящаяся и освещающая стихии ЭТОГО света". (Если мы и яаляемся людьми, способными к трансцендированию. к творчеству, если мы и несем в себе Божью искру, то только потому, что в нас укоренено это трансцендентное, потустороннее начало — пол. Пол для Розанова — странное мистнко-физиологическое явление, где поровну есть и земное, и небесное, куда равно спешат и наука, и поэзия, и священник, - каждый здесь находит свою пищу, свою тему. И. однако, нет области менее познаваемой, едва-едва осветимой в своей глубине. Сюда входят миры, и отсюда выходят миры, здесь находится утро нашего Я с бессмертной душой, хочется снова и снова заглядывать в этот колодец, сруб которого беден и прост, а воронка уходит до иен фа Земли. Для такого ■мистического, глубокого проникновения.в природу пода нужен разрыв с понятием функции и органа, разрыв с физиологией, ибо на этой почве невозможно ни таинство, ни религия. Под есть та свеча, о свете ко- т В.Д. I >они. К.П. Некрасива
торой сказано, что «тьма его никогда не объемлст» — тьма греха, похоти, иожлеления. скверны. Под — что ноуменальный план чедонека. нее мы рождаемся из пола, приходим зп ноуменального мира- Мы становимся драгоценными иолу-сиетными существами друг дли л руга. И поэтому образ Божий в нас - не красивая аллегория, а точный факт. Пол же укоренен в любом человеке, любой сталкивается с тайной иола, и эта тайна живет в каждом человеке. Она наиболее соответствует его самовыражению, которое можно обозначить одной фразой: «не видь меня» или «не знай меня» Пол есть наиболее умопостигаемая вешь-'*. Эта тайна всегда явственная, но от этого она не перестает быть тайной, и мы очень часто в течение жизни с ней сталкиваемся. Самым ярким проявлением этой тайны является младенец, только что родившийся человек, эта «выявленная мысль Божия». Рождение - святой акт. ибо сам Бог «родился», через это став в родство и подобие человеку. Поэтому чадо-зачатие есть транснендентно-мистический акт. в этом акте, по Розанову, нельзя не видеть еще и сейчас продолжающегося мнрогворепия. ибо мир в точности еще творится, вновь созидается в каждом вновь зачинаемом живом существе. Тело человека творится земными стихиями, физическими и химическими элементами, но «завитый живой душой огонек в них» точно упал с неба, словно вовсе и не принадлежит земле. Именно поэтому люди становятся друг для друга драгоценными, потусторонними существами, именно поэтому в них возникает и любовь, и совесть, и честь. Через пол, считал Розанов, связь с Богом тесней и непосредственней, чем через разум, пол - это окно в другой мир. половая любовь, зачатие — это продолжение творения мира Богом. Только из пола и вытекает истинная религия. Нужно ггролить религию в самый иол. Нужно внести ощущение высокого и чистого в самый пульс своего бытия, кажущуюся животную его часть — и тогда человек «высветится» изнутри, религия брызнет из нашей крови, и теперешний религиозный номинализм будет сокрушен. Бог не просто любовь. Бог. для Розанова, — это чувственная любовь, это благословение «тонкому и нежному аромату, которым благоухает мир «Божий», «сад» Божий. - этому нектару цветов его. «тычинок» и «пестиков», откуда, если рассмотреть внимательно, течет всякая поэзия, растет гений, теплится молитва и. наконец, из вечности и в вечность льется бытие мира...»?5. Современная аналитическая антропология опирается на солидный багаж изучения человека, который был создан трудами феноменологов, экзистенциалистов, фрейдистов, постфрейдистов, постструктуралистов. Связь тела с душой и духом здесь уже не интуитивная гипотеза, а несомненный факт, подлежащий дальнейшему глубокому и детальному анализу. И только на основании этого анализа философская антропология может получить, по мнению современных мыслителей, устойчивым фундамент своего дальнейшего развития. Телесное существование, считал М. Мердо-Понти. которое протекает во мне без моего участия, есть только набросок подлинного присутствии в мире. Оно создаст лишь возможность этого присутствия, устанавливает наше первое coi.кипение с миром. Тело выражает существо- Философская антропология о сущности человека __________________________________________
ванис i) том же смысле, и каком слово выдажлет мысль. Ни тело, им существование не могут считаться оригиналом человеческого бытия, так как одно предполагает другое: тело есть существование застывшее и Обобщенное, а существование есть непрерывное воплощение. Существования нет без тела, оно непосредственно зависит от тела лаже на уровне его анатомической структуры. Можно было бы возразить, что организация нашего тела несущественна., что можно представить человека без рук. бел ног. без головы, без пода, ра шножающегося черенками. Но это возможно только в случае, если мы рассматриваем руки, ноги, половые органы абстрактно, как куски материи, а самого человека — лишь как абстрактное понятие. Но если взять человека в целостности его опыта, то человек без рук или половой системы так же непонятен, как человек без мышления. Наше тело является зеркалом нашего бытия26. В аналитической антропологии выделяются «тело как объект», «образ тела», «мое тело», «феноменальное тело», «плоть» и т.п. Тело как объект — это не живое тело: тело-мясо, тело-труп, тело-робот и т. д. Тело объективируется, становится объектом по мере того, как ограничивается автономия действия его живых сил, Это тело без внутреннего, глухая, ровная поверхность, оно не существует без внешнего ему субъекта-наблюдателя, именно он создает и расчленяет тело-объект, он своим появлением уничтожает первоначальное единство живого тела, которое становится гомогенным, иерархизированным телом-организмом, телом-машиной, не имеющим собственного языка. У такого тела есть только свойства, ттрисушне определенным видам биологических, физиологических, химических структур, в нем нет ничего собственно телесного27. Но тело человека — не объект, мое тело не может быть объектом. Однако, чтобы добраться до собственного тела, нужно преодолеть его объектную форму. Тело-объект удерживает нас. обладающих телами, в реальном пространстве и времени. Появление образа тела говорит о том. что границы реального присутствия нашего тела в мире начинают смешаться. Образ тела трансгрессивен по отношению к тому телу, которым мы реально наделены. Его целостность возникает за счет непризнания, даже отрицания факта реальности. «Мы обретаем близость с собой как мыслящим, сознающим существом, когда удаляемся от самих себя как «живых» существ, погруженных в неясные толши телесных переживаний. Мы близки себе, я бы сказал - абсолютно близки, только в акте трансцендирования, и нигде более»-4. Таким образом, тело есть по существу образ тела, поскольку тела и некоей первичной данности не сушестзует. Наше чувство самих себя соизмеряет себя со своим собственным телесным образом, но всегда обладает еще одним образом - феноменальным, который не сводим к телу как объекту. Вот это феноменальное тело, образ которого человек вырабатывает в борьбе с собственной, анатомически опрелеленпоп $0рмой. и будет моим телом. В этой связи большое значение для пас представляет проблема соотношения тела и органа, которая вводится через рассмотрение еше одной трактовки тела — «тела-порога». Тело - это особого рода экран.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |