КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Фн.тсофская антропология о сущности человека
О лабораторной работе №1 “Сложение трех чисел”
Дисциплина “Информатика”
Выполнили: студенты группы 7811 И.С. Петров ____________ П.С. Петров ____________
Преподаватель: к.т.н., доцент А.С. Иванов ____________
Санкт-Петербург 2006 г. Список литературы 1. Керниган Б. Ричи Д.М. Язык программирования Си.\ Пер. с англ., 3-е изд., испр. – СПб.: «Невский Диалект», 2001. – 352 с.: ил. 2. C/C++. Структурное программирование: Практикум / Т. А. Павловская, Ю. А. Щупак. – СПб.: Питер, 2002. – 240 с.: ил. 3. Программирование на языках С и С++ в среде Microsoft Visual C++: Методические указания к лабораторным работам по дисциплинам “Информатика”, “Программирование” /Сост.: Зуев И.С., Разумовский Г.В., Хигай А.Г.. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2006. 32 с. 4. Страуструп Б. Язык программирования С++, 3-е изд./ Пер с англ.– СПб.; М. “Невский диалект” – “Издательство БИНОМ”/ 1999 г.– 991 с. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3 1. Назначение и общая характеристика языка программирования С.. 5 2. Пример простейшей программы.. 6 2.1 Приступим. 6 2.2 Расширяем функциональность. 8 2.3 Улучшаем интерфейс. Осмысленное проектирование. 9 2.4 Итог. 11 3. Цикл лабораторных работ первого семестра. 12 3.1 Лабораторная работа №1. Программа определения суммы трех чисел. 12 3.2 Лабораторная работа №2. Решение квадратного уравнения. 12 3.3 Лабораторная работа №3. Попадание точки в область. 15 3.4 Лабораторная работа №4. Цикл с неизвестным числом повторений. 17 3.5 Лабораторная работа №5. Обработка массивов. 20 3.6 Лабораторная работа №6. Обработка файлов. 23 3.7. Лабораторная работа №7. Работа со строками. 24 4. Проект программы и функции оболочки Borland C.. 25 4.1 Создание проекта программы. 25 Borland C и его основные режимы с характерными окнами. 25 4.2. Функции оболочки Borland C.. 26 5. Методика проектирования программы. Схема алгоритма. 28 5.1 Основные символы схем алгоритмов. 29 5.2 Общие правила создания схем алгоритмов. 31 6. Содержание отчета. 33 6.1 Требования к оформлению отчёта о лабораторной работе. 33 6.2 Требования к защите лабораторных работ. 34 Список литературы.. 37
Редактор ЛР № 020617 от __________________________________________________________________
Подписано в печать Формат 60х84 1/16. Бумага тип. № 2. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,86. Уч.-изд.л.2,0. Тираж 150 экз. Заказ __________________________________________________________________ Издательство СПбГЭТУ “ЛЭТИ” 197376, С.-Петербург, ул. Проф. Попова, 5
В исюрии возникало множество различных концепций человека, псе они. по мнению Макса Шелера. moivt быть сведены к пяти идеям. '->i и идеи живы и сейчас, антропологические изыскания до сих пор развиваются и рамках этих идеи. В какие-то века преобладает одна идеи, потом ее сменяет другая. В настоящее время эти идеи существуют как бы одновременно, и они существенным образом влияют на понимание и изучение человека. Мы подробно остановимся на згой классификации Шелера. ибо в дальнейшем будем неоднократно к ней возвращаться. Первая идея о человеке, все еще господствующая в церковных кругах. — идея, основанная на религиозной вере. Она представляет собой сложный результат взаимного влияния религиозного еврейства и его документов, особенно Ветхого завета, античной религиозной истории и Евангелия: известный миф о сотворении человека, о его грехопадении, о спасении грешного человека Богочеловеком, имеющим двойную природу, о бессмертии души, воскресении плоти, Страшном Суде и т.д. Эта антропология христианско-иудаистской веры создала огромное число исторических картин — от «Града Божьего» до новейших теологических концепций истории. Этот миф более могуществен и куда более часто возникает в сознании, чем научные концепции. Если кто-то уже не верит во все это догматически, он все равно не может эмоционально освободиться оттого самоощущения человека, которое исторически коренится в подобных объективных элементах веры. Чувства и формы жизни, выросшие из этих идей, в которые верили веками и которые веками господствовали, намного переживают сами идеи. Вторая идея о человеке — изобретение греков — homo sapiens, выраженная наиболее четко Анаксагором. Платоном, Аристотелем. Человеческому роду присуще специфическое деятельное начало, свойс1 пенное только ему, неразложимое на элементарные начала, которые есть у растительных и животных дули, — разум. Благодаря разуму человек может познавать сушее тким, каково оно само по себе, познавать Божество, мир и самого себя. Разум рассматривается как частичная функция Божественного, которое снова и снова порождает мир и порядок в нем. Таким образом: а) человек наделен божественным началом, разумом, который вся б) это начало и то, что формирует и образует мир, — онтологически в) это начало в качестве Логоса достаточно сильно и могуществен- г) это начало абсолютно н сравнении со всеми другими качествами Вся философская антропология от Аристотеля до Канта представлена в этих четырех выводах. Лишь для современных философов, начиная с Ницше, идея разума как основы миропорядка вовсе не является сама собой разумеющейся. Третья идея - homo I'aber — вообще отрицает особую специфическую способность человека к pa jyxiy. Здесь не выявляются существенные различия между человеком п животным, а утверждаются лишь степенные ОТЛИЧИЯ. Человек — лишь особый пил животных Дух — :»лифено.мси п бездеятельное отражение тех начал, которые гействуют и я животном мире. Человек - в первую очередь-не разумное существо, а существо, определяемое (течениями Дух - дальнейшее развитие высших психических способностей, которые есть уже у человекообразных обезьян Человек — животное, исполыуюшее орудия труда, для которого слова также суть лишь орудии, утонченные психические орудия. Эта идея объединяет сенсуалистов, позитивистов, прагматиков, ее разделяют и Ламарк. и Дарвин. Четвертая идея — о декадансе человека в ходе так называемой тысячелетней истории. Причина этого декаданса — н самой сущности н происхождении человека. На простой вопрос: что такое человек? она отвечает: он способен лишь к развитию пустых суррогатов (язык, орудия и др.). прожигающий й болезненном повышении порога собственной чувствительности сноп жизненные свойства, дезертир жизни - жизни вообще, ее основных ценностей и законов, ее священного космического смысла. Т.Леесинг: человек — это вил хишнмх обезьян, постепенно заработавший на своем так называемом «духе» манию величия. Л.Больк: человек — это инфантильная обезьяна с нарушенной функцией внутренней секреции. Человек приспособился к окружающему миру много хуже его ближайших животных родственников, так как не мот более мощно развить своп органы, и компенсировал это развитием орудий (сюда входит и язык как нематериальное орудие). Поэтому ни органы, ни чувства дальше у него не развиваются. Разум есть лишь результат этого отрицающего акта отключения органов. Человек - это не тупик развития, а тупик жизни вообще. Человек -не психический больной, но когда вся энергия потребляется разумом, головным мозгом, это и есть болезнь, болезнетворное направление самой универсальной жизни. Человек как таковой есть болезнь, он мыслит потому, что инстинкт уже не подсказывает ему. что нужно делать, как поступать. Из-за своей биологической слабости и бессилия человек создал цивилизацию, государство, пратю. производство. Дух предстает как принцип, который уничтожает жизнь, самую высшую из ценностей. Дух - это демон, сам черт. Дух — это паразит, внедряющийся в жизнь и в душу, чтобы подорвать их. Человеческая история есть процесс вымирания заведомо обреченного на смерть вида, уже рожденного обреченным. Цивилизованный космос разрастается и выходит за пределы сил его воли и духа, становится все более неуправляемым. Правда, здесь идея грехопадения очень близка христианской антропологии. Только для сторонников этой идеологии нал не человек, само его появление — это паление, деградация жизни Пятая идея - атеистическая антропология Ф.Ницше. H.I артмана и некоторых других мыслителей. Ее основной смысл заключается н следующем: Богу нельзя существовать и Бог не должен существовать во имя ответственности, свободы, предназначения, во имя смысла бытия человека. Свободное нравственное существо, личность может существовать только в механическом пли. по кранной мере, не телеологически построенном мире. В мире, который божество сотворило но споем) плану, в этом мире человек как право пенное существо, как 'Ш'мини, - Ч>и.иософская антропология <■ сущнос i и чешчека ________________________________________
уничтожен. Бесправным его делаем не каузальная детерминация, не механизм — последний, наоборот, дает ему средства воплотить и действительность то. что он узрел в строго объективном пленном и педос-тно.м порядке идеального бытия. А всякая предопределенность будущего уничтожает человека как такового. Отрицание Бога означает не снятие ответственности и уменьшение самостоятельности п свободы человека, а. наоборот. — предельно допустимое Повышение ответственности. Предикаты Бога должны быть перенесены на человека, не на общество, а на личность - на ту личность, у которой максимум ответственности, воли, цельности, чистоты, ума и могущества". Мы лучше знаем все то. что не есть мы сами. то. что нас окружает. Человек остается величайшей тайной для самого себя, ощущая, что в пределах его конечности его возможности как будто простираются в бесконечность. А посему он не соответствует ни алному единичному существу — только миру в целом. Ни один образ человека не совпадает целиком с его сущностью — человек есть то. что он делает, на что он оказывается способен. Но у него в этом смысле нет никаких заранее данных способностей. Карл Ясперс (1883—1969) приводил следующий факт' Беда (Беда Достопочтенный - англосаксонский монах и летописец. 7—8 век н.э.) рассказывает об англосаксонском собрании 627 г.. посвященном вопросу о принятии христианства. «Один из герцогов сравнил жизнь человека с пребыванием в помещении воробья в зимнее время. «В очаге горит огонь, согревая зал. а снаружи бушует буря. Прилетает воробей и быстро пролетает через зал, влетев в одну дверь и вылетев из другой. Как только он пролетел через небольшое пространство, где ему было приятно, он исчезает и из зимы возвращается в зиму. Такова и жизнь человека, подобная мгновению. Что ей предшествовало и что за ней последует, нам неизвестно...». Этот германец чувствует, что он зависит от чего-то чуждого, чго он случаен здесь, в мире, но здесь, в этой жизни, ему хорошо и он в безопасности: беспокоит его только скоротечность жизни и то. что последует за ней'». Человек во все века представал перед теми, кто пытался его познать. кто задумывался о своей судьбе и предназначении, как очень необычное, странное создание. Бог или природа сотворили человека, но при этом не дали ему ни определенного места, ни особого наследия. Все другие сотворенные существа подчиняются определенным законам. Человек один ничем не связан: может делать что хочет и быть по своему выбору тем. на что решится по своей воле. Он сам оказался собственным мастером и строителем и должен формировать себя из материала, который ему подходит. Он может опуститься на низшую ступень животного мира, по.может и подняться до вершин духовной деятельности. В нем нет никакой предопределенности ни к роду занятий, ни к виду поведения. В нем заложены семя для любой деятельности и зародыши любою образа жизни. Дополнительная литература Барулин B.C. Социально-философская антропология. Обилие начала сопиалыю-филоеофской антропологии. М.. \Щщ Вол коп Ю.Г.. Поликарпов B.C. Интегральная прирола человека. Рос-тов-на-Допу. 1994 Григорьян Б.Т. Философекая антропология. М.. 1978. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии /■ О человеческом в человеке. М.. 1991. Современная наука: Познание человека. М.. 1988. Степин B.C. Философская антропология и философия науки. М.. 1992. Тейярле Шарлей П. Феномен человека. М.. 1978.
- 2. Происхождение и сущность человека Возникновение человека «паяется чудом сточки зрения теории вероятности, так же как п возникновение жизни. Прежде чем возник челолек. должна была возникнуть жизнь на Земле, а это возникновение — не меньшее чудо, поскольку деея гки факторов должны были совпасть, чтобы создались для этого блаюприятные условия: здесь и то. что у нас одно солнпе. что очень редко, гак как обычно наблюдаются двух- п более кратные звездные системы, а значит, большая радиация и избыток света: здесь и то, что наша солнечная система находится на самом краю нашей Галактики в относительно спокойном районе: здесь и расстояние от Земли до Солнш (на Венере слишком жарко, а на Марсе слишком холодно): *-десь и объем планеты — малые планеты не удерживают атмосферы, а на больших она жидкая и т.п. До сих пор неизвестно, была ли жизнь занесена на Землю в виде спор из космоса или возникла здесь химическим путем. Но как бы то ни было, возникшая жизнь не обязательно должна была, сточки зрения той же теории, развиваться до человека, она вполне могла существовать в виде грибов или плесени, и. следовательно, во Вселенной, по-видимому, нет какого-то однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее наоборот - Вселенная изменяется от космоса к хаосу. По крайней мере, это вытекает из фундаментального для физического мира второго закона термодинамики. То. что возник человек, было на первый взгляд случайностью, непредсказуемой мутацией. Природа наобум пробовала десятки вариантов: были питекантропы, неандертальцы, синантропы, зиилжантропы. родезийские люди и. наверное, множество других не известных нам видов. В последние годы появились палеонтологические данные, согласно которым появление человека «отодвигается» с 3.5 до 4.5 миллионов лет назад. По мнению антропологов, гоминнды дивергнроналп от человекообразных обезьян, проходя следующие этапы: сначала (10—9 млн. дет) появились обезьяны, лотом волнпк «человек умелый» — австралопитек (4.5-3,7 млн.). спустя 1.6 млн. появился «хомо эректуо (человек прямоходящий) - неандерталец, всего лишь сто тысяч лет назад появился человек разумный - кроманьонец. Современный вид человека появился 40 тысяч лет назад. Такая «неумолимая- линейная направленность все-таки заставляет видеть в развитии природы к человеку какую-то непонятную еше нам необходимость.
Многие ученые и философы пытаются доказать эту необходимость введением и обоснованием «антропного принципа". С точки зрения его авторов, жизнь — это не случайный всплеск природы, а космический феномен: разум и материя возникли из обшей основы, они суть различные аспекты одной и той же реальности. В мире все «задумано» так, чтобы мог появиться человек. Он является необходимым и существенным дополнением природы, без человека природа была бы несовершенной, незаконченно!!, существующего порялкл влиеи могло бы и не быть. Но поскольку есть человек, то Вселенная обладает теми свойствами, какими она обладает. Не только человек но и она сама алаптирокана к человеку. филиал ЛГУ БИБЛИОТЕКА Тем Щ менее существование некоею природного «смысла» проти-норечит обстоятельствам человеческого появлении на свет. Чслонек се-годияпптпи. homo sapiens (человек разумный) к природе оказался настолько не приспособлен, что не должен был бы выжить. Ученые считаю!, что для того чтобы чслонек рождался совершенно готовым к жизни - как жеребенок или теленок, которые через несколько часов после рождения могут самостоятельно передвигаться, питаться и т.п.. — для ЭТОГО человек должен проводить в утробе матери 21 месяц. То есть мы все рождаемся как бы недоношенными. Ребенок человека много лет не может жить самостоятельно, ни одно животное не может позволить себе такой роскоши - до десяти-пятнадцати лет кормить и обучать собственное дитя. Правда, эта неприспособленность обернулась необычайным преимуществом для человека. Человеческий ребенок, в отличие от животного, рождается с открытой программой, в нем почти ничего не заложено наследственно - кроме некоторых инстинктов и неявных пред-расположенностей. В этом смысле человеческое дитя формируется не во чреве матери, а здесь, и мире, когда слышит человеческую речь, чувствует материнскую любовь, видит краски и звуки мира. Любое животное, любое неразумное существо не может чего-то не делать, в нем все или почти все жестко запрограммировано природой. Ласточка не может не летать и не кормить своих птенцов, она делает по двести вылетов в день. И лаже если птенцы вдруг погибнут, она все равно будет носить червяков и пытаться кормить ими птенцов, пока не распадется инстинктивная связь действий. А человек может вообще ничего не делать. Поскольку человек рождается с такой открытой программой, то из него можно вылепить что угодно: вырастет среди волков — будет волком (Маугли), среди обезьян - обезьяной, а среди люлей. если повезет, может стать человеком. Правда, тс. кто вырос с первых дней среди животных, вернувшись к людям, больше людьми не становятся. Человеческий мозг формируется под влиянием человеческого окружения с первых часов жизни. В определенный момент эволюции животных произошел уникальный прорыв, сравнимый с возникновением материи, с зарождением жизни, с первым появлением живого существа. Это событие смогло произойти, когда в холе эволюции природная адаптация потеряла принудительный характер, когда действие уже перестало быть закрепленным наследственно передаваемыми механизмами и определяться пре-и м уществен но и н ст и и кто м «Когда животное. - писал ЭФромм. - возвысилось над природой и. преодолевая чисто пассинную роль «твари», стало (с точки зрения биологии) самым беспомощным животным. — проиюиио рождение че.швека»''. В этот момент животное освободилось от природы, приняв вертикальное положение, его головной мозг развился намного больше, чем > высших животных Это рождение человека, возможно, длилось сот-н| тысяч лег. Как весь человеческий род. так и каждый индивид вынуждены pcTiIять-tIр<.fi 1 £• мv*cofn-TrtciIйогу рождения Фи шчеекое рож- нне отдельного чс.шнека отнюдь не и илистей гаким решающим и нс-ючительным еоОытисм. каким кажется. Конечно, оно знаменует co-it важный переход от внутриутробного ■существования к жизни вне "обы'матери, но во многих отношениях ребенок и после рождения ется таким же. каким был до него: он не может различать окружа-ине его предметы, не может сам есть: он полностью зависит от ма--и и без ее помощи погиб бы. По существу, процесс рождения продолжается. Ребенок начинает узнавать предметы внешнего мира, эмоционально реагировать на внешние воздействия, брать в руки веши, координировать свои движения, ходить. Но этим еше не заканчивается процесс рождения. Ребенок учится говорить, пользоваться вещами, познает их назначение, учится вступать в отношения е другими людьми, избегать наказания и заслуживать расположение и похвалу, понемногу учится любить, развивать свое мышление, объективно смотреть на мир. Таким образом, рождение — в общепринятом значении этого слова — всего лишь начало рождения в более широком смысле. Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс рождения самого себя. По существу, полагал Эрих Фромм (1900-1980). мы должны бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться. Рождение человечества следует понимать точно так же. как и рождение индивида. Когда человек преодолел определенный минимум инстинктивного приспособления к окружающей среде, он перестал быть животным, но остался при этом таким же беспомощным и не подготовленным к человеческому существованию, как ребенок в момент рождения. Рождение человека началось с появления первых представителей вида homo sapiens, а история человечества, нолатает Фромм, это не что иное, как весь процесс этого рождения. Человеку понадобились сотни тысяч лет для того, чтобы вступить в человеческую жизнь. За последние четыре тысячи лет своей истории он выработал представления о человеке, родившемся и пробудившемся в полной мере. Эти представления были изложены великими учителями человечества н Египте, Китае. Индии. Палестине, Греции и Мексике. Рождение человека первоначально было актом отрицания, осознанием невозможности вернуться к своим истокам, поэтому человека пугал каждый шаг на пути в новое человеческое существование. Он всегда означал отказ от безопасного, сравнительно знакомого состояния ради нового, еще не освоенного. При каждом следующем шаге, на каждом новом этапе нашего рождения мы всякий раз испытываем страх. «Мы никогда не бываем свободны от двух противоборствующих стремлений: одно из них направлено на освобождение из материнского лона, на переход от животного образа жизни к очеловеченному существованию, от зависимости к свободе: другое нацелено на возвращение в утробу матери, на возвращение к природе, определенности и безопасности. В истории отдельных индивидов и все:о человеческого рода прогресса иная тенденция доказала, что она сильнее: однако феномен душевных заболеваний п iw.ii врата человечества к состоянию. Казалось бы. преодоленному предыдущими поколении ми. свилстсль- _________________________________________________ К.Д. I мнш. К.П. Некрасова
стпует о напряженной борьбе, которая сопровождает каждый новый шаг рождении»". Много дет в исторической пауке, антропологии, философии господствовала точка трения, согласно которой труд сделал человека человеком. Человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стад производить орудия труда, и производство есть-его главное отличие от животных. Однако это положение сейчас представляется неверным, согласно данным антропологии, примитивные каменные орудия — топоры, дубины просу шествовали почти миллион лет. не подвергаясь существенным изменениям, за это время не было замечено, по археологическим раскопкам разных эпох, никакого усовершенствования техники обтесывания камней. Животные преуспели здесь значительно больше, оказались более искусными строителями и изобретателями. Бобровые плотины, геометрические ульи, термитники свидетельствуют о том. что животные более значительно прогрессировали в такого рола деятельности, чем человек. Если бы техническое умение было достаточным условием для определения интеллекта, то. но мнению известного американского философа Льюиса Мэмфорда (1895-1990). человек долгое время рассматривался бы как безнадежный неудачник. Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу человек с самого начала своего существования обладал большей психической энергией, чем ему необходимо было для выживания на чисто животном уровне. И он должен был давать выход этой энергии не только при добывании пиши и размножении, но и в производстве очень странных вещей: наскальных рисунков, культовых вещей (тотемных столбов, которым поклонялись как духам рода, молитвенных дощечек и т.д.). «Культурная работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. Далеко не всегда при раскопках древних стоянок человека археологи находили орудия труда, но почти всегда - предметы религиозного культа или какие-то образцы примитивного искусства. Человек оказался не столько животным, производящим орудия труда сколько животным, производящим символы. — символическим животным. Например, члены первобытной семьи перед тем. как идти на охоту, три раза обегали вокруг тотемного столба и пять раз приседали. Считалось, что после этого охота будет удачной. С точки зрения животного (если бы оно могло иметь точку зрения), это бессмысленные действии, а люди ведут себя подобно сумасшедшим. Но с точки зрения человека — это важнейшее символическое действие, посредством которого люди вводили себя в особое состояние, творили себе невидимых, символических покровителей, то есть совершали чисто человеческие действии, развивали свою специфическую человеческую природу. Так. у некоторых народов сохранился древнейший обряд похорон, когда на них приглашаются плакальшииы - лн люди ведут себя артистически (они п суть артисты) - рвут на себе волосы, бьются головой о гроб, жалобно кричат, хотя на самом деле никаких чувств к покойному не испытывают, их наняли лишь разыграть действо. Дело в том. что этот «спектакль» имеет огромный символическим смысл - ролственни- после такой ас тряски уже никогда не смогут забыть своих умерших, собенно дети своих родителей. Этот ритуал способствовал образованно н закреплению памяти, потому что забывать естественно, а пони ть - искусственно1". Человек - существо искусственное, к этом мысле он не рождается природой, он сам себя рождает, творит. Чело-.'.кдолжен был пройти через •■человскообрззуюшук) машину» - через нф. ритуал, чтобы стать человеком. Особенно быстро развитие человека пошло с возникновением язы-— теперь уже производство «культурных» предметов намного обом/а-созданне орудий труда И в свою очередь способствовало быстрому азвитию техники. Расширяющая Гранины жизни «культурная работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд. До этого ничего уникального в технической деятельности человека не было, не было ничего специфически человеческого а его орудиях груда. Глап-ным орудием, потрясаюшим и великолепным, было его тело. Удивительно пластичное, приспособленное к любому виду деятельности, управляемое разумом, оно могло создавать гораздо более важные и сложные веши, чем примитивные топоры и деревянные колья. «Даже рука. - полагал Л. Мэмфорд. — была не просто мозолистым рабочим орудием: она ласкала тело возлюбленного, прижимала ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и в совместном ритуале некоторые иным образом невыразимые чувства жизни или смерти, о запомнившемся прошлом или желаемом будущем»". Любая культурная деятельность человека, любое производство орудий было направлено не столько на подчинение окружающей среды, на увеличение добычи пиши, сколько на укрощение самого себя. Деятельность была направлена на поиски того, как реализовать громадную внутреннюю энергию, суперорганические потенциальные возможности. Когда человеку не угрожало враждебное окружение, его расточительная гиперактивная нервная организация, часто неразумная и неуправляемая, являлась скорее препятствием, чем помошью в его выживании Контроль над своей психикой с помощью создания символической культуры был более существенным и важным, чем контроль над внешней срелой. Пока человек не сделал нечто из себя самого, он мало что мог сделать в окружавшем его мире. Борьба за существование не завладела полностью энергией и жизнеспособностью первобытного человека и не отвлекла его от более насущной потребности: внести порядок и значение в каждую часть его жизни. В этом смысле ритуал, танец, песня, рисунок, резьба и более всего дискурсивный язык играли решающую роль. Интересную точку зрения на проблему происхождения человека высказал Фрадрих Нпише (1844—19(70). По его.мнению, человек в массе своей еще И не возникал Человек массы ~ это супершимпанзе. Именно «супер-, потому что в сравнении с обезьяной он более умен, хитер, ловок, но все равно это обезьяна или просто животное Ниише считал, что теория Дарлина не подтверждается никакими серьезными фактами, естественный отбор Дейстинrc.-ibHo способаhvei выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Все яркое, красивое, талантливое вызывает зависть или лаже ненависть и погибает - это особенно характерно лля общества, но и в природе творится то же самое. Потомство дают лишь серые, невзрачные индивидуумы У гениальных людей вообще редко бывали дети. Яркие люди, сильные и смелые, всегда идут вперед, не боятся рисковать жизнью и потому чайте всего рано сходят со спсиы истории. Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ниише. лишь философы, художники и святые Только им удалось вырваться из животного мира и жить целиком человеческими интересами. Расстояние между обычным человеком (супершимпанзе» и обезьяной гораздо меньше, чем между ним же и истинным человеком. Здесь уже качественные различия, тогда как и первом случае только количественные. Но Ниише говорил о философах или художниках, конечно, не в профессиональном плане. Получив философское или художественное образование, индивид еще не становится человеком. Философ у Ницше— это тот. кто живет по-философски, обдумывает свою жизнь, предвидит последствия всех своих поступков, сам выбирает свой жизненный путь, не оглядываясь на стандарты и стереотипы. Так же и художник - это не только артист или писатель, это человек, который все. что бы он ни делат, делает мастерски, все у него получается добротно и красиво. Святой — это. по определению, человек, ибо он совершенно избавился от страстей, от жадности, эгоизма, полон любви и сострадания к любому человеку. К сожалению, большинство людей — это стишком люди, заземленные, погруженные в свои мелочные дела и заботы, н то время как они должны стремиться к сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим (в смысле — не животным) качествам, которым» обладают философы или святые. Такие люди чаше всего похожи на обломки драгоценнейших художественных эскизов, где все взывает: придите, помогите, завершите, соедините! Они как бы еще не произошли, и существуют как истинные люди только потенциально. Люди, погруженные в свои мелочные дела и заботы, ищут в жизни только одного — счастья, и в этом смысле они. по Ниише. еще не подняли своего взора над горизонтом животного. Разница между ними и животным лишь в том. что они сознательно стремится к тому, что животное ищет слепым инстинктом. Но ведь так. считал Ниише. все мы живем значительную чаетт. нашей жизни: мы не выходим обычно из животного состояния. "Но есть мгновения. ко.'ди мы понимаем >то. тогда облака разрываются, и мы киднм. как. вместе со всей природой, нас влечет к человеку, i.e. к чему-то. что стоит высоко над нами. Содрогаясь, мы оглядываемся вокруг себя в этом внезапном свете и смотрим назад: мы видим, как бегут утонченные хищные твери и мы сами среди них. Чудовищная подвижность людей в великой земной пустыне. н\ созидание городов и юсуларств. их веление войн, их неустанное схождение и расхождение. п\ беспорядочная беготня, их взаимное нодра к i не. их умение перехитрить и уничтожить друг друза, их крик и нужде,.х радостный реп к победе. — асе это есть продолжение животного ес-'тояиим....«'-. Но каким образом жизнь отде и.ною человек.', может иметь высшую ценность и глубочайшее значение' При каких условных она менее всего растрачивается даром? Надо, считал Ниише. чтобы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерении этом художницы. Каждый должен сказать себе: на этот раз ей не удалось, но я буду стараться, чтобы когда-нибудь у нее это получилось. Я буду работать над воспитанием в себе философа, художника или святого. Если, с точки зрения антропогенеза, человек как особый биологическим вид возник в определенный исторический период, приблизительно миллион лет тому назад, то с точки зрения философской антрч-пологии. о его возникновении можно говорить лишь условно: Во-первых, причина и основа появления человека до сих пор остается непонятной. Гораздо логичнее звучит предположение, что человек существовал всегда, он жил в многообразных формах животного мира совершенно иначе, чем морфологически родственные ему другие виды животных. Человека нельзя выводить ни из чего другого, он — непосредственная основа всех вещей; Человек есть с давних нор подлинная форма жизни, всякая другая жизнь - отпадение от нее. ибо не может более совершенное и универсальное произойти от более примитивного. Всякое новое не складывается из простой суммы старых элементов. И может даже оказаться так. что не человек произошел от обезьяны, а обезьяна от человека'1. Во-вторых, происхождение человека продолжается - кйк для отдельного индивида, так и для человеческого рода в целом: как ни один человек не может сказать о себе, что он стал человеком, так и человеческое общество в целом может называться человеческим лишь с большими оговорками - ни у человека, ни у общества до сих нор нет иммунитета от животного зверства, насилия, злобы, нет никаких гарантий от того, что в случае непредсказуемых катаклизмов для массы людей не произойдет быстрый регресс к дикому состоянию. В-третьих- возможно, что эволюция человека, в которой соединились силы материи и духа, продолжается и мы стоим на пороге возникновения принципиально нового вила человека, который будет отличаться от нас так же. как мы отличаемся от наших примитивных предшественников. Челозек всегда больше того, что он сам о себе знает, он находит в себе то. что не находит нигде в мире. - нечто непознаваемое, недоказуемое, непредметное, ускользающее от всякого познания. И. возможно, самое главное, составляющее нашу сущность, еше лаже не проявлялось входе человеческой истории. Речь идет не о фантастических предположениях, а о том. что все. что мы знаем о человеке, предполагает невозможность фиксации его в каких-то окончательных, застывших формах.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |