Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Н.Д. lyoim. L.tl. Некрасова




 

чаем извне: знании, умении, правила жизни Личность - чш го и нас. что не наше.

У большинства людей очень мало своего собственною, lice, что у них есть, большей частью взято КЗ разных источников: идеи, убежле-ния. взгляды.

Как правило, сущность развивается до 12—15 лег. пока формиру­ется характер, и потом останавливается в своем развитии. А личность может развиваться сколь угодно долго. Человек заканчивает школу, университет, пишет книги, становится известным ученым, а в сущно­сти своей он остановился в развитии уже давно, в сущности он остался наивным ребенком и ведет себя как ребенок в самых главных вопро­сах своей жизни. Он ведет себя беспомощно и глупо, когда нужно принять важное решение относительно своей судьбы или судьбы близких, он верит на слово всевозможным политическим демагогам и проходимцам.

Случается, что некоторые аспекты сущности останавливаются в своем развитии на возрасте пяти-шести лет. а дальше все собственное кончается: остальное оказывается чужим: или взято из книг, или со­здано благодари подражанию готовым образцам. Бывают случаи, когда сущность растет параллельно личности, но в условиях современной цивилизованной жизни они весьма редки. Сущность имеет больше шансов развиться у простых людей, которые живут в трудных условиях борьбы и опасностей. Но, как правило, личность у таких людей раз­вита очень слабо, им не хватает воспитания и образования, не хвата­ет культуры.

Алкоголь или наркотики могут усыпить личность, она как бы исче­зает на время и остается одна сущность. «И случается так. что человек, полный всевозможных возвышенных идей, симпатий и антипатий, любви, ненависти, привязанности, патриотизма, привычек, вкусов, желаний и убеждений, оказывается совершенно пустым, лишенным каких бы то ни было мыслей, чувств, убеждений и взглядов. Все. что раньше волновало его. теперь оставляет совершенно безразличным. Иногда он видит искусственный и мнимый характер обычных своих настроений и громких слов, а иногда просто забывает о них. как будто их и не было....Все. что ему удается найти в себе. - это несколько ин­стинктов, наклонностей и вкусовых предпочтений. Он любит сладкое, любит тепло и не любит холода, ему неприятна мысль о работе; или же. наоборот, ему нравится идея физического движения. Это все!»"1-'.

Очень часто люди соединяются между собой не как сущности, а как личности, поскольку люди в основном живут личностью. Личность имеет свои интересы и вкусы, ей нравится то. что не нравится сущно­сти. Сущность знает, что она хочет, но не может выразить, человек ча­сто и не подозревает о своем внутреннем Я, ему кажется, что то. что он представляет из себя в обществе, его знания, его связи. — это и есть главное и единственное в нем. Он не подозревает, что все это взято на­прокат. И очень часто люди, чьи сущности совершенно не соответству­ют, живут друг с другом и друг друга ненавидят.

Неразвитая сущность ведет к странным парадоксам, особенно ха­рактерным для XX века: можно быть великим ученым, крупным госу­


ственным деятелем, шаменитым артистом, но одновременна совер-ннейшим негодяем и подлецом по своей сути. Но бывает erne страишее. бывает так. что сущность умирает. Как ичность человек еше живет, выступает с речами, издает книги, даже руководит страной, а «сущности своей он давно умер, у него даже глаза оловянные, как у мертвеца. И таких людей, утверждал Гурджнев. очень мною. Если бы вы знали, писал он, какое число мертвецов управляет нашими жизнями, вы бы сошли с ума от страха.

Дополнительная литература

Агацци Э. Человек как предмет целостного познания // О человеческом вчеловске. М.. 1991.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.. 1993,

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека: Опыт персоналистической философии//Берляев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.. 1995. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человечес-ом в человеке, М., 1991-


I уони. Ь.И. Некрасива

 

6. Человек и его основные отношения

Основные отношения человека, выражающие его природу, его специ­фику и уникальную позицию и мире,.то отношения к другому чело­веку, к обществу, культуре и природе.

Я и Ты (проблема Другого)

Я — важнейшая тема антропологии, и всегда останется таковой, пото­му что Я всегда существует только в тесном переплетении с Ты. с Дру­гим, с окружающими вешами. с Мы, и антропология в каждую эпоху снова и снова выясняет суть этих отношений, их значение в конститу-ировании Я. Само по себе Я не существует без этих переплетакшшхся отношений. Это проявляется уже на стадии телесного опыта. Сознание тела неизбежно сопровождается, считал М.Мерло-Поити. неотвязным присутствием другого. «Никто не мог бы мыслить свободно. — цитиро­вал он П.Валери. — если бы его глаза не могли избегать заглядывающе­го в них взгляда другою. Как только взгляды встречаются, уже не суще­ствует в полном смысле слова двоих, и с этого момента невозможно ос­таться в одиночестве». Происходит своего рода мгновенное взаимное ограничение. Ты берешь мой образ, мою внешность. Я забираю твою. Ты не Я. поскольку ты меня видишь, а я себя не вижу. Мне недостает как раз того меня, которого видишь ты. А тебе не хватает как раз того тебя, которого вижу я. И чем дальше мы продвигаемся в познании друг друга, тем больше мы размышляем о себе, тем больше мы становимся Другими".

Человек обычно не показывает своего тела, а если делает это. то с чувством страха или намерением обольстить. Ему либо кажется, считал Мерло-Лонтн. что чужой взгляд, брошенный на его тело, гра­бит его. похищает его у него самого, либо же. напротив, он вообра­жает, что выставление напоказ своего тела выдает ему другого без за­шиты, и другой в этом случае обращается в рабство. Диалектика Я и Другого состоит из стыда и бесстыдства, это диалектика господина и раба. Поскольку я имею тело, другой взгляд может сделать меня объектом, не признавать меня как личность. И наоборот, я могу стать его господином, рассматривая его. Но тогда другой перестанет быть личностью, признание которой я хотел бы заслужить, другой больше для меня ничего не значит. «Следовательно, говорить, что я имею тело, значит утверждать, что я могу быть рассматриваемым как объект, но хочу быть рассматриваемым как субъект; что другой мо­жет быть моим господином или моим рабом. — таким образом стыд­ливость и бесстыдство выражают диалектику множественности со­знаний и имеют метафизическое значение....Диалектика не есть от­ношение между противоречащими друг другу и друг друга дополня­ющими идеями: она есть направленность одного существования на другое, при этом первое отрицает второе, но не может без него утвер­дить еебн»'\

Фрейд, по мнению Мерло-Понти. Говорил о «сексуально-агрессив­ном» отношении к другому. Так как агрессивность направлена не на


 
 

ь. а на личность, переплетение сексуального и агрессивного озпа-т. что сексуальноетт, обладает ипутреппим измерением. Таким обра-сексуальность — это наш способ прожинать спою взаимосвязь с другими. Тело как сексуальность — что отношение к Другому, а не про-с~о к другому телу, оно сплетается между другим и мной в круговую си­стему проекций и вопрошлнин. наполняет светом бесконечный рядот-■женин — отражающих и отраженных, благодаря чему я становлюсь им. а другой — мной. «Когда человек полагает себя универсальным, ота о самом себе и забота о другом для него неразличимы; он лич-юсть среди личностей, а другие - это другие его Я. Но если он. иапро-ив. признает неповторимость переживаемого изнутри воплощения.

угой необходимо является ему пол знаком муки, зависти, или. по 'сиыпей мере, беспокойства. Обреченный, из-за етзоего воплощения. 1редстать перед посторонним взглядом и оправдываться перед ним. прикованный вместе с тем. тем же воплощением, к собственной ситу­ации, способный почувствовать нужду и потребность другого, но не-особный обрести покой в другом, он весь в обращении бытия-для-Себя и бытия-для-другого. которое, по Прусту, составляет трагедию любви»*'.

Я могу обладать собственным телом только в том случае, если есть о Другого, и без этого фундаментального дополнения его границы огут быть очерчены. Я обретаю собственное тело благодаря догово-с Другим, а не по собственному произволу. Если кто-то говорит «Я». Полазает В. Подорога. относя его к себе, он уже в норме и признает до­говор, давно и не им заключенный, между якобы внутренним, интим-личностным отношением к себе и внешним явлением тела Другого. - коммуникативный очаг, где непрестанно пульсирует совокупность ошений. без которых мы не можем встроиться в близкий нам мир»"17. Вообще все ощущения, связанные с формированием психического Это ребенка, определяются самым ближайшим к нему Другим. Еще до ов­ладения языком ребенок зачарован именем «Отца»: оно - как бы пер­воначальный источник всех значений, и он стремится им овладеть, так же как вторжение речи Другого, например родителей. - это возмож­ность рождения самой речи, ибо она не рождается из самой себя, но Только через и в речи Другого.

Без других людей для меня нет мира. Даже когда нет никого вокруг меня, все равно везде виднеются следы, оставленные другими. Если я один в пустой квартире, то отзвуки или дыхание других людей, здесь вуших. реют вокруг меня, впечатываются в узорный рисунок обоев. Помешаются между грязными тарелками на кухне, скрипят дверцей шкафа, и у меня все время присутствует ошушение. что я не один, что за мной кто-то. хотя и неизвестно кто. наблюдает.

В мире растений, животных все наоборот, там нас ничто не трево­жит. Ницше говорил, что нам приятно быть на лоне природы, потому что у нее нет мнения о пас. Но когда появляется другой, когда мы зат­рагиваем ie\i\ других, мы как бы настороженно иосклицаехп «Стоп! Кто идет.'» Другой опасен

Откуда в человеке берется знание о других Я? Если оно возникает пнрнчески. опытным путем, тогда познание другого человека ана-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.