КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ц.Д. I yliim. fc..H. Некрасива
Массового человека характеризуют, сточки зрении Ортеги-п-Гас-сета. дне черты: беспрепятственный рост жизненных запросов и врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь. Массу больше всего заботит собственное благополучие и меньше всего - истоки этого благополучия. Масса - это устойчивым вид людей, специфическая порода, которая появилась в более или менее оформленном виде в XX веке, и потому ныне можно с полным правом говорить об «антропологической катастрофе». Орте-га-и-Гассет считал, что массы уже не имеют отношения к культуре, они вне культуры, но. по нашему мнению, массовая культура — зто тоже культура в ее специфическом варианте, которая и создает специфического человека. Конечно, там. где массы приходят к власти, как что было в России в начале века и в Германии в середине. — там они могут покончить со всякой культурой вообще, если не найдутся силы, им противостоящие. Но поскольку такие силы, видимо, всегда будут находиться, всегда разум будет оказываться сильнее неразумия, а добро сильнее подлой злобы, то настоящей проблемой для общества будет проблема сдерживания массовой культуры и ее носителей в определенных рамках. То. что мы говорили о «теле как объекте» и о «образе тела», «феноменальном теле», теле как одухотворенной плоти, можно отнести и к культуре. Внешняя, формализованная культура, культура как цивилизация, массовая культура — это тело-организм, тело-вещь. Это тело, как и подобная культура, необходимы человеку для его существования, но жизнь человека должна определяться внутренней культурой, в этой стихии он только и осознает себя человеком, а не просто организмом, который механически определяется внешней средой. Человек и природа У человека есть еше одно тело, крайне необходимое ему для существования — это природа. Мы должны хранить и оберегать это тело, если хотим остаться живыми. В оценку степени развитости человека входит и его отношение к природе. С давних времен существовало два подхода к окружающему миру — теоретический и мифополпический. Последний ярче всего выражен в искусстве, однако он вовсе не является монополией искусства. Мнфо-поэтическое восприятие мира было господствующим в архаической и античной культурах и все меньше становится доступным человеку современной технической цивилизации. Можно видеть окружающий нас мир. землю как склад полезных ископаемых, как хранилище энергии, и это будет теоретически вполне оправданным, но не культурным отношением. Но можно видеть в природе не просто мертвую материю, не просто землю как источник урожаев, но еше и землю как мать. Это не наивная ошибка, а глубокое проникновение. Если мы не можем оценить его. то не потому, что выросли и слали умными, а потому, что стали людьми односторонними, плоскими и в этом смысле малокультурными. «Однажды весенним утром. - писал известный естествоиспытатель •ософская антропология и отиости человека Г. Фехнер. - я иьсшсч прогуляться Поля зеленели, птииы пели, росл лестела... на всех не шах лежал свет как бы некоторого преображения. Это был только маленький кусочек Земли: это было только одно мгновение ее существовании: и все же по мере того, как мои взор охватывал се все больше и больше, мне представлялось не столь презираемым, но столь верным п ясным, что она есть ангел, ангел столь прекрасный и свежий, и подобный цветку, и при этом столь неук-нно. столь согласно с собою движущийся в небесах, обращающий е свое живое лицо к Небу, и несущий меня вместе с собой в это бо, — что я спросил самого себя, как могут людские мнения быть о такой степени отчуждаемы от жизни, что люди считают землю только сухой глыбой...»"-'. В эпоху зарождения культуры только образ окружающей человека природы формировал его душу. Один и тот же ритм шел через его чувства и шелест леса. Его образ жизни, его развитие, его одежда прилагались к окружающим полям и лесам. В мыслях народа откладывались впечатления, производимые местной природой, климатом, рельефом. Гёте замечал, что человек, живуший среди могучих и мрачных дубов, меет совсем другое мироощущение, чем человек, обитающий среди омысленных березок. Во многих мифах и легендах прослеживается, как изменялось отношение к природе с переходом от кочевого образа жизни к оседлому. Охотник и пастух существовали во враждебной природе, а лля хлебопашца, связанного с землей, природа становится подругой, матерью. Между сеянием и порождением, сбором урожая и смертью, ребенком и зерном возникают глубоко ощущаемые отношения. По мере роста населения и необходимости производить все больше и больше пиши отношение к природе начинает меняться. Природа становится главным объектом эксплуатации, с начала XX века ведется все более усиливающееся масштабное, даже планетарное наступление на природу. Одной из главных причин развития европейской науки было «расколдовывание» природы — т.е. изгнание из нее всех мистических, таинственных, не поддающихся рациональному расчету, необъяснимых факторов. Вытеснение язычества духовными религиями, вытеснение духов места, богов, связанных с горами, лесами, реками, перенесение всего святого и духовного в потусторонний мир сделало этот мир мертвой и безжизненной материей, поддающейся механической и математической обработке, и одновременно обеднило человека. Насилие нал природой, ее разрушение дошли до такой степени, что это уже угрожает самому существованию человека. Во всем мире уничтожено более половины пахотного слоя, который восстанавливается 700—800 лет. океан уже больше не справляется с загрязнением, в печени пингвинов найдена ртуть, загазованность атмосферы достигла такой величины (т.е. земля окуталась теплой углекислой шапкой), что начали таять ледники, все крупные города окружены огромными свалками мусора, которые непрерывно увеличиваются, и т.д. и т.п. _______________________________________________________ Н.Л. I уши. I..II. Некрасива
Человеку нужно Менять Свое отношение к Природе, нужно, чтобы природа снопа стала лля всех такой же культурной ценностью, какой она была прежде, и iревности. Человек должен радикально пересмотреть своп потребности, избавиться от искусственных и вредных лля себя и для природы привычек, перестать производить массу товаров и продуктов, без которых в принципе он может легко обойтись. Только на этом пуш человек может воспринять самою себя как природу, а не какую-то внешнюю ей. чуждую силу, может почувствовать в себе ее могущество и мудрость, свою соизмеримость с ее бесконечным многообразием, свою потребность в глубочайшей интимной связи с ней. Это — одно из необходимых уезовий подлинно культурною формирования человека как части природы, я не человека, который, подобно червяку в плоде или моли в клубке шерсти, выгрызает себе место обитания. Покоряя природу, мы разрушаем себя, лишаясь чувства красоты, любви, сострадания, которые являются главными составляющими нашей разумности. Л природу нужно охранять не только потому, что она лучшая защитница человечества, но и потому, что она прекрасна. Еще не было человека, а мир уже блистал во всем своем великолепии. Человек, если бы постарался, мог бы десятки раз повторить Парфенон, но ему никогда не создать исчезнувших животных, не вернуть тот чистый воздух, которым дышали наши предки. «У человека. — писал французский эколог Жан Дорст. — вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы. Но в конечном счете природу может спасти только его любовь. Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее просто потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты, какова бы ни была та форма, к которой он по своей культуре и интеллектуальному складу наиболее восприимчив. Ибо и это - неотъемлемая часть человеческой души»". Культура только тогда будет живой, полной энергии и динамизма, когда она будет покоиться на одухотворенной, а не на покоренной природе, когда будет достигнуто глубокое понимание того, что «природа... не бездушный лик. в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык» (Ф.Тютчев).
Дополнительная литература
Алексеев В.П. Историческая антропологии и этногенез. М.. 1989. Арендт X. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. jNa 2. Гуревич П.С. Проблема «Другого» в философской антропологии М.М.Бахтина// М.М.Бахтин как философ. М.. 1992. Железнов ЮЛ. Природа человека и общества. М.. 1996. Ильин В.В. Власть// Вестник МГУ. Сер. 12. М.. 1992. jxb 3-|. Иванов Вяч.Вс. Культурная антропология и исюрия кудыуры//Одиссеи. Человек в истории. М.. 1989. Мечников И Этюды о природе человека. М.. 1973.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |