Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологическая проблематика в философии Х.Ч века




 

-рыпается в специфических обстоятельствах, в человеке, «отпущенном свободу-., вы шедшем из-под закона, из-под космического порядка, ■законное существование не раскрывает тайн человеческой прпро-I. Только совершив, к примеру, преступление, человек, вдруг упав 1н окружающих его людей, в каком-то отношении поднимается над in. Это неподзаконпое существование открывает глубочайшуютай-.у души — ее сложность. В ней есть многое, чего мы и не подозреваем в себе, большей частью люди не знают содержания своей души и не тают истинною образа того мира, в котором они живут. Ведь лот мир ткже открывается в своей истине только открывшему глубину своей уши человеку. «С преступлением. — писал В.Розанов. — вскрывается один из этих темных родников наших идей и ощущений, и тотчас вскрываются перед нами духовные нити, связывакнцне мироздание и все живое в нем. Знание этого-то именно, что еще закрыто для всех других людей, и возвышает в некотором смысле преступника над эти­ми последними. Законы жизни и смерти становятся ощутимыми для него, как только, переступив через них. он неожиданно чувствует, что в одном месте перервал одну из таких нитей и. перервав. — как-то странно сам погиб. То, что губит его. что можно ощущать только нару­шая, - и есть в своем роде «иной мир. с которым он соприкасается»; мы же только предчувствуем его. угадываем каким-то темным знанием»'.

Темное знание - это знание метафизических глубин человека, кото­рые, как никто другой, просветил нам с огромной художественной силой Достоевский. В антропологии Достоевского на первом месте оказывается метафизическое измерение человека, объяснение человека и всех пара­доксальных особенностей его жизни, исходящее из самых глубоких ос­нов жизни вообще. Вяч. Иванов приводил слова Достоевского из запис­ной книжки: «При полном реализме найти в человеке человека.., Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, т.е. изоб­ражаю все глубины души человеческой»'.

Достоевский своими исследованиями человека задал, по мнению фи­лософа-поэта Вячеслава Иванова (1866—1949). и теургическую загад­ку: как возможен Иван-царевич, грядущий во имя Господне? Как земля русская может стать святой Русью'Достоевский постоянно пытался най­ти, — а в глубине души надеялся, что его творчество создаст. — такого че­ловека, в котором бы гармонично воплотилась человеческая и боже­ственная природа. Человека, который был бы не от мира сего, и в то же время вырастал из этого мира. Создание, или рождение, такого челове­ка и есть теургия. То он мечтал о таинственном посланнике старца Зо-симы. одном из ожидаемых «чистых и избранных» как о зачинателе «но­вого рода людей и новой жизни», то изображал такого посланника в лине князя Мышкина. то верил в то. что дети преобразят мир. и разворачивал целую метафизику ребенка как представителя иного мира в нашем тем­ном царстве. То. наконец, страстно проповедовал идею русского народа-богоносна и пытался найти пути осуществления этой идеи, например, путь превращения народа в церковь. Иванов писал, что «провозглашен­ная Достоевским «самостоятельная русская идея* - идея преображения всего нашего обшественного и государственного союза в церковь — есть е.-щнстнснныП нам Открытый творческий путь. И эта единственность н




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.