Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И.Л. I уонн, K.II. Некрасова




 

2. Основополагающие феномены человеческого бытия

Основные феномены бытия человек;!, определяющие его жизнь, это творчество, любовь, счастье, игра. труд, вера, смерть, смысл жиж и и др.

Любовь

Любовь — самый верный свидетель существования. Только находясь в состоянии любви, человек чувствует, что действительно живет, а не че­рез него что-то живется, случается помимо его воли или желания, чув­ствует это каждую минуту так же, как идеально здоровый спортсмен чувствует каждую клеточку своего молодого тренированного тела.

С точки зрения философии, го. что я кого-нибудь люблю, объяс­няется не предметом любви, а моей способностью любить. Больше никакими причинами нельзя объяснить возникновение любви. На­пример, я люблю этого человека, потому что он (она) очень красивый. Но есть тысячи более красивых людей, почему я остановился именно на этом? Я люблю, потому что он умный. Но разве за это любят? Я люблю его. потому что он богатый — это уже совсем несерьезная при­чина для любви.

Любят не за что-то. любят, потому что любят. Для любви нет при­чин, как нет причин для добрых поступков, нет причин лля существо­вания совести. А когда есть такие причины, то ни любви, ни совести нет. Хотя психологически любовь всегда объясняется конкретными причинами, и любящий искренне верит в то. что его избранник самый красивый или самый умный.

Человек Делает добро, поступает по совести не потому, что пресле­дует какую-нибудь конкретную цель, а потому что он добр, совестлив и не может жить иначе. Человек любит потому, что не может не лю­бить, даже когда обнаруживает, что любимый на самом деле не обладает особыми достоинствами. Любящий видит в любимом то, чего не видят другие, чего весь мир не видит. Человека невозможно познать с помо­щью тестов, опросов и других исследований. Но есть одно безошибоч­ное средство узнать человека — надо его полюбить.

Иногда можно услышать, как один человек говорит другому: «За что ты ее полюбил, она ведь такая некрасивая?» На что другой мог бы, ко­нечно, ответить: ты ее не видишь, это только я ее вижу, только мне от­крыта ее божественная красота. А у тебя нет глаз, которыми ты можешь это увидеть. Любовь в своей основе есть религиозное восприятие человека, видение в нем божественного начала.

Поскольку нет никаких биологических, физических иди психологи­ческих оснований для любви, поскольку любят не за что-то, любят пото­му, что не могут не любить, то у любви есть только метафизические ос­нования. Метафизика, метафизическое сознание — это видение беско­нечности позади всякой веши или любого явления, видение бесконечно­го фона, открытости, невыразимой, не удавливаемой в строгих поняти­ях атмосферы, «легкого дыхания». Человека любят за то. что в нем при­открывается эта бездонная неисчерпаемая клуби на. приоткрывается


•у. кто ею любит. И н этом, как представляется, заключена основная "на любви, то. что делает любовь таинством. Если один человек л«>шп угого. то он радуется тому, что у любимого обнаруживаются бесконеч-и невыразимые основания для любви, чго красота любимого совер­шенно неизмерима, неограниченна и непостижима'.

Любовь в этом мире встречается очень редко. Согласно древнему фу об андрогине. раньше человек был един, он был одновременно ужчинои и женшинои. Потом Бог разорвал его на две половинки и эсил в разные стороны. И они с тех лор ищут друг друга. Когда най-нозникает любовь. Многие верят, что любят или любили, но на са-?м деле они себя убедили в этом, на самом деле чаще всего это была "итания любви. Владимир Соловьев считал, что любовь для челове-— пока то же. что разум для животного, т.е. только неопределенная зможность.

Правда, согласно Б.Паскалю, любовь есть неотъемлемое качество "опека, и невозможно себе представить человеческое существо без эии. «Мы рождаемся с любовью в сердце. Она вступает в свои пра­ва по мере совершенствования нашего ума. побуждая нас любить то. что представляется нам прекрасным, даже если нам никогда не говорн-чго есть прекрасное. Кто после этого усомнится, что мы предназна-ены не для чего иного, как лля любви'} Бессмысленно скрывать от са-; себя: мы любим всегда, и. даже когда нам кажется, что мы презрели любовь, она таится в глубине нашего сердца. Без любви мы не можем прожить и минуты»'*.

Это. конечно, не отменяет того, что любовь все-таки — не массо­вое явление, а редкий подарок, выпадаюший далеко не всем людям. Она встречается редко еше и потому, что люди боятся любви, гак как гто — постоянная забота и тревога за любимого человека, постоянная ответственность. Любовь никак не совпадает со счастьем в будничном смысле этого слова.

Любовь — парадоксальная вещь. Во-первых, она часто возникает згдз. когда любить нельзя, и развивается, преодолевая различные пре-ятствия. Вся художественная литература построена на описании это-конфликта — любовь Тристана и Изольды. Ромео и Джульетты, ронского и Анны Карениной. Не только в литературе, но и в жизни -на всегда развивается в борьбе с внешними обстоятельствами, в борь-с судьбой, с обществом.

Отсюда вытекает второй парадокс — любовь всегда связана со смер-до иди оттого, что препятствия для ее осуществления оказываются треодолнмыми, или если любящий человек осознает, как хрупко и юлговечно его чувстно. когда он остро пережинает тот факт, что он вет. дышит, радуется жизни, и потому своим главным врагом считает сбытое, распад, смерть. Андрей Болконский перед своей кончиной ~умал о том. что только любовь может противостоять смерти, только юбовь является ее действительной соперницей и может спасти чело-ека. Ибо жить как таковая, осуществляемая в смене поколений, семертна.

Любовь, по мнению Н.Бердяева, лежит в ином плане бытия, не в в котором живет м устраивается человеческий род. Любовь вне че-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.