Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

U-l. lyoitii. I..II. Некрасива




 

стает излушп каждого. Вера в Xpiicia не имеет никакого значения, если ты не породил заново образ Христа, или из споен темноты. Устойчиво только то. что порождено каждым. Иди порождено заново. Реальность есть то. что сотворено заново. И го. что сотворено заново, реально. Мир воспроизводится и длится, потому что воссоздается каждый раз в каж­дой точке. Но поскольку каждый раз мир творится заново, то это пред­полагает определенны!! метафизический закон — еше ничего не случи­лось, нет никакого «было», а есть только «есть». Мы говорим о мире, в котором в определенном смысле еше ничего не случилось. Мы нахо­димся в такой точке. Все случится только с моим участием. Агония Христа будет длиться вечно, и в это время нельзя спать. Не спать — зна­чит полностью присутствовать'1.

Мир требует нашего полного присутствии. «Полностью присутство­вать» - это и значит быть живым. Только тогда, когда я присутствую полностью, для меня есть красота, есть понимание, есть истина, есть Бог. Наше полное присутствие является непроизвольным. Мы не мо­жем его извлечь из законов, из качеств вешей. не можем получить на­блюдением. Я понял, что это добро, не потому что приложил обшее правило к данному конкретному случаю, сравнил и получил потом ре­зультат путем дедукции. Свое знание нельзя получить путем вывода. Оно непроизвольно и неконтролируемо. Непроизвольно то. чего нельзя вызнать, что вызывается только тогда, считал Пруст, когда мы до это­го участвовали в воссоздании и строительстве7".

Поэтому реальность — это сше и полное мое присутствие. Посколь­ку полное присутствие — почти невозможная вешь. всегда часть нашей души спит или омертвела, всегда прошлое висит над нами, закрывая мир. делая его внешне понятным, упорядоченным и скучным, делая его миром привычки, то мы только в очень редкие минуты просвета чув­ствуем себя живыми. Прошлое есть вея наша аккумулированная па­мять. Акт этой памяти в настоящем творит наши надежды и страх пе­ред будущим. Жить без надежды и времени можно только в состоянии любви — к миру, к окружающим людям, потому что любовь вне време­ни, она не есть то. что будет или было. Любовь — это возможность пол­ного присутствия.

Еше мы полностью присутствуем в минуты опасности, находясь на краю пропасти или сталкиваясь с чем-то. фозяшим смертью. Там мы. конечно, не спим и пытаемся мобилизовать свои силы. Но на самом деле мы в любую минуту находимся лицом к лицу с кризисом нашей жизни, она все время висит на волоске, мы в любую минуту можем «заснуть», стать неживыми, непонимающими, стать полностью автома­тами, живущими в мире привычки. И мы привыкаем к этому состоя­нию или остаемся безразличными, или оставляем другим решать наши проблемы, а потом оказывается, что эти другие также слепы и также •■мертвы», как и мы.

На самом леле целостность жизни существует в каждый момент. Каждый момент — вызов. Встретить этот вызов неадекватно, полно­стью не присутствовать — зто кри шс жн пит. Перестать быть автома­том — значит перестать жить в мире привычки, перестать рукош-. \-ствоват-ься страхом или надеждой, ложными потребностями и ложны-

Онтология человеческого бЬГГПЯ

 

ми интересами. - Буль ничто. — писал Дж.Крншнамуртн. •- будь пус­тынен» себе, надеясь с помощью других найти полу. Будь пустым, бедным, несчастным, неудовлетворенным, свободным от интересно­го или важного, надеясь обогатиться через других....Семьей, нацией, любяшими. разными фантастическим верованиями надеются покрыть эту пустыню словно цветами. Так они ловятся на крючок на все ли веши, псе это приносит боль и неопределенность, а пустыня кажется еше суше, чем ранее. Но и избегая привязанностей, мы все равно ос­таемся в той же сухой пустыне»71.

Таким образом, единственная ценность, которую мы ищем во всех проявлениях себя и окружающего. — это живое. Реальная человеческая психология строится, по мнению М.Мамардашвили. на оживлении того, что мертво. Мы оживляем мертвые слова, мертвые жесты. мерт-вые конвенции. Единственное наше трепетное и волнующее отноше­ние ко всему этому в действительности сводится к тому, что за всеми снмуляторами и привидениями, за вещами мы шлем жизнь. И себя как живущего.

Быть живым — значит стремиться освободиться от прошлого и от на­стоящего, которое является лишь тенью прошлого. Каждая юная душа, считал Ницше, должна думать об этом и стремиться к своему освобож­дению, так же как и эпоха в целом. Возможно, какому-нибудь отдален­ному потомству наша эпоха будет казаться самым темным и неизвест­ным, самым нечеловеческим отрезком истории, в котором господствова­ли не живые люди, а подобия людей. Напротив, как много надежд, считал он. будут питать те, кто не чувствует себя гражданам! этого времени, ибо. будь они таковыми, они также служили бы тому, чтобы убить свое время и погибнуть вместе с ним.

Живой человек всегда находится в таком месте, где нет пространства и времени, нет вешей самих по себе добрых и красивых, благородных и возвышенных, нет удвоения мира. Есть маленькая мерцающая точка индивидуального сознания в темных безлнах.

Это особенно относится к философски мыслящему человеку, кото­рый должен постоянно преодолевать настоящее, вырываться из его оков, из его стереотипов, из огромного количества усыпляющих и ус­покаивающих своей массивностью и надежностью знаний, которые существуют в каждую эпоху, из сложившихся представлений о жизни и смерти. Надо быть судьей всему тому, что сложилось, затвердело и омертвело. «Суждение старых греческих философов о ценности жиз­ни говорит бесконечно больше, чем современное суждение, потому что они имели вокруг себя и перед собой самое жизнь в ее пышней-шем расцвете, и потому что у них настроение мыслителя не затемня­лось раздором между желанием свободы, красоты, величия жизни и влечением к истине... Современный же мыслитель, повторяю, всегда будет страдать от невыполнимого желания: он будет требовать, чтобы ему сперва показали снова жизнь — настоящую, красную, здоровую жить, и лишь затем он сможет произнести о ней спой приговор. По меньшей мере в отношении самого себя он будет считать нужным быть живым, прежде, чем иметь основание признать себя справедли­вым судьей»7-.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.