КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И.д. I уонн. t.H. Некрасова
Теперь почти все на свете определяется самыми грубыми и злыми силами — эгоизмом приобретателей и военной тиранией, и кто, спрашивал Ниише. к таких условиях захочет быть стражем и рыцарем человечности? Кто водрузит образ человека, в то время как все чувствуют в ееое лишь себялюбивые вожделения и собачью трусость? Кто является живым и насколько вообше возможно быть живым в силу неотвратимости смерти, которая заставляет цепенеть каждого.' Человек стремится к жизни в простом элементарном смысле слова, который, однако, отличается от обыденного. Жизнь означает не продолжительность жизни, а интенсивность, ощущение себя живым. И это самое высшее и самое прекрасное состояние, доступное человеку. Дополнительная литература Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мераб Мамардашвили. Необходимость себя. М.. 1996. Мамардашвили М.К. Ест и осмелиться быть // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.. 1992. Некрасова Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М.. 1997. Гл.Ш.
• Заключение
Книга эта пишется в самом конце XX столетия и представляет собой обзор основных фидософско-антропологических концепции этого века. Естественно, возникает вопрос — насколько изменится эта проблематика в следующем веке, что будет представлять из себя человек ближайшего и не очень близкого будущего. Возникнет ли новая «форма» человека, будет Ли эта форма синтезом «человека и кремния», возникнут ли совершенно новые человеческие качества, или массовый человек без качеств станет типичным представителем рода «человек» — все эТи вопросы скрыты сейчас.для нас непроницаемой тьмой будущего. Нам остается лишь надеяться, что человек следующего века отделается наконец от иллюзий, от которых не удалось отделаться человеку предшествующего времени — иллюзий высшей гарантирован-ности его существования, иллюзий счастливой предопределенности его жизни, прогресса ума. доброты, совести. Возможно, рано или поздно человек перестанет смотреть на свой мир как на проходную в некую высшую потусторонность, научится жить без иллюзий, полагаясь только на себя, на свои сущностные силы, принимая на себя ответственность за все, что случается в мире. Тогда и только тогда Бог сможет помочь ему. Наш период истории, полагал философ-мечтатель Теодор Розак, требует от нас большего, чем простое выживание. Он требует регенерации жизни на более высоком, более тонком, более трепетном уровне бытия, требует великого качественного скачка, результат которого можно предначертать только в фантазии. Нужна новая концепция жизни, не концепция человека — создателя орудий труда, а человека — создателя новых видений. Только последние могут раздвинуть для нас горизонты будущего, не данные ни в каком опыте. «...Рождающаяся тема нашего века... слышится теми, кто начинает смотреть на себя как на незавершенное животное, призванное развернуть ошеломляющие возможности»'. Эти же «ошеломляющие возможности» имел в виду Ницше, когда писал, что много цепей было наложено на человека, чтобы отучить его от зверских привычек. С тех пор он стал мягче, нравственнее, радостнее и умнее остальных животных, но до сих пор все еще страдает от того, что так долго носил цепи. Когда пройдет и эта боль, будет достигнута великая цель — полное отделение человека от животных. Мы теперь, считал Ниише. находимся в самом разгаре этой работы освобождения от цепей и достижения истинной человечности. «...Кто может прочувствовать историю всего человечества как свою собственную историю, тот ощущает в невиданных масштабах всю человеческую тоску — тоску больного, который мечтает о здоровье, тоску седого старца, который мечтает о пролетевшей юности, тоску влюбленного, которого разлучили с его возлюбленной, тоску мученика, который разуверился в своем идеале..; но нести в себе весь этот груз чужой тоски, нанти в себе айн. чтобы нести ее и еще к тому же оставаться ie-роем. который на заре следующего дня. возвещающего новую битву. приветствует восходящее солнце и свое счастье.: и пес это принять к себе в душу — древнейшее, новейшее, потери, надежды, завоевания, победы человечества: и все это носить в Одной душе, и слить в одном Едином чувстве. — это должно даровать такое счастье, какого еше не тнал ни один человек. — божественное счастье, пропитанное властью и любовью, исполненное слет и смеха... И будет имя тому божественному чувству — человечность!»'4. Примечания
1 Sartre J.-P. Da* Seni unci das Nichl. Hamburg 1454. S.29. 'Sanre J.-P. Op. cil.. S. 83. ' См.: Heidegger M Der europaisclie Nihrlismn-; Pfiillingen. 1ЧА7. S. Щ ' Пит по. Вознесенский А Собрание сочинении. В I т. T.J. M.. 1Ш. С. 437, 4 См.: Торо Г. Уолаен. или жизнь в лесу. М.. 1474 '■ Ьхагавазинта. Ашхабад. 1977. С. 89. т Ниише Ф. Так говорил ЧДратустра // Икише Ф Сочинения: В 2 т. Т.2. M..I990. С.45. " См.: Торо Г. Уолден. и.и: жгпггь в лесу. ' Монгень М. Опыты В | ки. Кн. 3. M....W. С. 37—38- И еше одно рассуждение Монтеия: Когда человек жалуется, что он сегодня весь день пробездельничал, ничего не совершил, то ему можно ответить: «Как? А разве ты не жил'.' Просто жить — не только самое главное, но и самое замечательное из твоих лед. «Если бы мне лаги возможность участвовать в больших делах, я показал бы, на что способен». А сумел ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею. как следует'' Если да, го ты уже совершил величайшее дело Природа нг нуждается в какой-либо особо счастливой доле, чтобы показать себа и проявиться в деяниях. Она одна и та же на любом уровне бытия, одна и та же за завесой н без нее. Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, нчсо не выигрывать битвы... а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельстаах. Лучшее наше творение — жить согласно разуму. Все прочее - царствовать, накоплять богатства, строить — все это. самое большее, дополнения и довески...Лишь мелкие люди, которых подавляет любая деятельность, не умеют из нее выпутаться, не умеют ни отойти на время от дел. ни вернуться к ним». (См. Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 3. М.. 1979. С. 304.) "'Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.. В 30 т. М. 1973. Т.К. С. 328. " «...Если кто-то любит нечто. — писал Н.Кузанский. — ибо оно достойно любви, то он радуется тому, что п любимом обнаруживаются бесконечные и невыразимые основания для любви... красота любимого совершенно неизмерима, бесконечна, неограниченна и непостижима". (Кузанский Н. Книги простеца // Кузанский II. Соч.: В 2т. ТА. М..1979. С. 367.) 15 Паскаль Б. Рассуждение о любовной страсти // Философия любви. Ч. 2. Антология любви. М.. 1990. С. 231. '' Ем Соловейчик С. «Ату. и «бука» /7 Новый мир. J985. № 3. С. 196. IJ Франк СЛ. С нами Бог. Три размышления // Франк СЛ. Духовные основы обагества. М.. 1992. С. 325. " Фрейд 3. Неудовлетворенность кгльтурой,/.• Фрейд 3. Избранное, Лондон. 1%9. Т. I.C. 330-331. "' Лосев А.Ф. Вступительная статья к первому тому сочинений Платона. // Платон. Сочинения. ВЗт Т. 1. М.. 1968. С. 70. Бераяеп Н.А. Философия свободы. С. 81. " См.. Фромм Э Искусство любви // Фромм Э. Л\'ша человека. М.. 1992. С. 159-164. ' Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.. 1943. С. 119-120. '"См.: Second Релишн Krislmamam Reader. L. 1979. p. 64. Бердяев H./V О назначении человека С. 102. " См.. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского С. 48—49. "' См 1.1 и же. С. (iK В.д. I yiiim. K.lt. Некрасива
• Булгаков C.H. Л.Н.Тшетой // Булгаков С.Н. Тихие думы М. 19%. С. 251. Шопенгауэр Л Афоризмы житейской мудроепг М 1490. С-29—30. ' См: Паскали Б Мысли. С. 90. ' Krishnamiirti J. Beginning of Hie teaming..L.. 197». p.155. •"■ Krishnamuni J. Beginning or'lhe learning.p 259. '" См.: Fink Г Grnndphiinomene des mcnschlichcn Dasems. Munclien. 1979, S. 245 '" Хайдеггер M. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. С 1-92. " Хайдеггер М Вопрос о технике /,/ I ям же. С 225. Fink Е. Grurtdplianomene des mcnschlichcn Daseins. S.373. Хейзинга Й. Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культуры.,' Хейзинга Й- Homo ludens. В тени завтрашнего дни. М. 1992. С. 13 " Fink fc. OiunUphanomcne.... S. 403. 's Хейзинга Й Homo ludens С. 19 Fink E. Op. ciL S. 413. n Хейзинга Й. Homo ludens. C. 25-26. w См.: Там же. С. 39. и Лотман Ю.Н. Веселы о русской культуре СПб.. I994. С. 154. 411 Fink Е. Op. сп. S. 414. 41 Сигов К.Б. Игра как проблема философской антропологии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев. 1990. С. 12. 1; Франк СЛ. С нами Бог. Три размышлении // Франк СЛ. Духовные основы обшестпа. М.. 1992. С. 253—254 45 Франк СЛ С нами Бог. С. 259. " См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. С 46. См.: Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия: (Глас вопиющего в пустыне). М.. 1992. С. 215. w См.: Шестов Л. Афины и Иерусалим. С 658. 47 См.: Франк СЛ. С нами Бог. С. 254—255. " См.: Франк СЛ. С нами Бог. С. 237. "' Монтеиь М. Опыты: Втрех книгах. Кн.1. М.. 1991 С. 132-134. •"Делёз Ж. Фуко. С. 125. " См.: Там же. С. 208. Бланшо -М. От Кафки к Кафке М.. I99S. С. 48. •' См.: Бердяев НА. Смысл истории. М. 1990. С. 156-157. м См.: Берниел Н.А. Новое Среанепековье // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М.. 1994 Т.I. С. 421. " Франк СЛ. Реатьность и человек. С. 149 'л См.: Франк СЛ. Смысл жизни // Франк СЛ. Духовные основы обшества. С. 161-162. i; Франк СЛ. Смысл КИЗНК. С. 197—198. Ч См.: Успенский П.Д.В поисках чудесного С. 179. ''Тамже. С. 181. *" Ниише Ф. Несвоевременные размышления // Ниише Ф Странник и его тень. М.. 1994. С. 9. Ниише Ф. Несвоевременные размышления. С. 9. "; См.: Шестов Л. Власть ключей. С. 123. '■' Шестов Л. Власть ключей. С. 34. "См.: Шестов Л. На весах Иова: (Странствование по душам) // Шестов Л. Сочинения: В 2 т. №.. 1993. Т.2. С. 158-159. См Фуко М. Герменевтикасубъекта // Сошю-Логос. М.. 1991, С. 287. "Фуко М Тамже. С. 311. *' Шестов Л На весах Иова. С 212 " См.: ftot же. С- 228-229. "'' См. Мамардашвили М.К. Лекпии о Прусте. С 115 "См. Там же. С. 91. "' Second Penguin Krishnamiirn Reader. L... 1979 p.260. '■' Ниише Ф Несвоевременные размышления, С. 26—27 '' PoiaK Т. Незавершенное aiimiiwc: Форпост iiiomi Водолея и эволюция сознания /7 Человек и общество Выи. 4. М.. 1992. C.I7S '' Ниише Ф Весе Гая пачка // Ниише Ф Стихотворения. Философская проза. СПб. 1493. С. 457 458 Литература
Лгяидгн д. Человек как предмет испостнрт познания // О человеческом в че-. лопске. М.. 1991. • ЛНТроПОЛОГИЧССКИЙ ПОИОРОТ» Т> ф)1.ШСОф||11 XX В ВИЛЬНЮС. IУХ7 Бабушкин В.У I пполшим человека и свете современного научного знания / Философское понимание человека. Вып.2. М. I9NN Бубер М Проблема человека // Бубер М. Я н Ты. М. 1997 Бубер М. Я и Ты //1 ам же. Буржуазная философская антропология XX пека. М.. 19X6. Григорьян Б.Т Человек: его положение и призвание о современном мире. М.. 1986. Бердяев НА Философия свободы // Бердяев НА Сочинении. М. 1989 Бердяев Н.А Миросозерцание Достопского // II А.Бердяев о русской философии: В 2 частях Ч, I Свердловск. 1991. Бердяев Н.А. Константин Леонп.ев (Очерк из истории русской религиозной Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной зтикн // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.. 1993 Бердяев Н.А О рабстве и свободе человека Гл.1 // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.. 1995. Бердяев НА. Смысл творчества Ц Бердяев НА. Сочинении. М.. 1989. Бергсон А. О непосредственных данных сознания // Бергсон А. Сочинения В 4 т. T.I. M..I994. Бланшо М. От Кафки к Клфке М.. 1998. Брюнинг В. Философская антропология: Исторические предпосылки и современное состояние II Западная философии: Итоги тысячелетия. Екатеринбург. 1997. Губин В.Д. Человек и его бытие о природе, истории и культуре. М.. 1992. Гуревич П.С. Философская антропология. М.. 1997. Гуссерль Э. Парижские доклады //Логос. 1991. N 2, ДелезЖ. Фуко. М.. 1998. Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theairum philosopUtcum, Екатеринбург 199S. Делёз Ж. Ниише. СПб.. 1997 Кон И.С. Открытие.Я.. М.. 1978. Кюн Р возврлшенное тело: радикальная субъективная феноменология, примененная к исследованию телес if ост и // Философии человека: традиции и современность. В 4 ч. 4.2 М.. 1991. Леонтьев К.Н. Вимнтизм и славянство // Леонтьев К.Н. Записки отшельника М.. 1992. Леонтьев К.Н Чем и как либерализм наш вреден? // Там же. Лотмап Ю.Н Беседы о русской культуре. СПб.. 1994 Мамардашвили М.К Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. М.. 1991. Мамараашнили М.К. Лекиии о Прусте М.. 1995. Марков Б.В. Фнтософскан антропология. СПб.. 1998 Мерло-Пойти М Человек и противостоящее ему /./ Человек и общество, проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. Выл 4 М.. 1992. Мерло-Понти М Око и дух. М. 19»2 Михайлов Ф. I {а'пика человеческого Я. М.. 1976 VIэмфорлЛ. Техники п природа человека // Новая (технократическая «одна на Запале. М ■ I98& Некрасова Е.Н. Метафизика че юнеческого бытии в русской режгиозной фи-гоеофни XX века. М.. 1997. I limine Ф. I ^своевременные размышлении // Ниише Ф. Избр. произведении В Зт. Т.2. М,. 19.9*1 Ниише '!>. Воля к власти //Там же Т I. Ниише Ф. Рождение трагедии, или эдлинетво и пессимизм // Ниише Ф. Сочинения: В 2 т.. Т. 1. М.. 1990. Ниише Ф. О пользе и вреде истории лля жизни // 1ам же. НпшиеФ. Человеческое, слишком человеческое/V Гам же. Ниише Ф. Сумерки кумиров... //' Ниише Ф. Стихотворения. Философская проза СПб. 1993. Ниише Ф. По ту сторону лобра и зла // Ниише Ф Сочинения: В 2 т. Г.2. М., 1990. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.. 1997. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. M..I99I Паскаль Б. Мысли. М.. 1995 Полорога В.А. Феноменология тела. М.. 1995. Проблема человека в современной философии. М.. 1989. Рикер П. Какого рола высказывания о человеке могут принадлежать философам // О человеческом п человеке. М.. 1991. Розанов В.В. Природа и история. СПб.. 1900. Розанов В.В. Религия и культура. Сборник статей // В.В.Розанов T.I. Религия и культура. М. 1990 Розанов В.В. Мимолетное. 1915 // Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимолетное. М. 1994. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. М., 1996. Соловьев ВС. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. T.l. М.. 1990. Успенский ПЛ. В поисках чудесного. М.. 1992. Философское понимание человека. Вып. 2. Сб. обзоров. М.. 1988. Франк СЛ. Смысл жизни // Франк СЛ. Духовные осноны общества. М.. 1992. Франк СЛ. С нами Бог// Там же. Франк СЛ. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию // Франк СЛ. Предмет знания. Душа человека. СПб.. 1995 Франк СЛ. Реальность и человек. СПб.. 1997. Франк СЛ. Непостижимое. Omo.ioi ическое введение в философию религии // Франк СЛ. Сочинения. М., 1990. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Фрейд 3. Избранное. Лондон. 1969. Т. 1. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.. 1991. Фромм Э. Здоровое общество /'/ Психоанализ и культура. М.. (995. Фромм Э. Иметь пли быть'' М.. 1990 Фромм Э. Искусство любви. М., 1993. Фуко М. Герменевтика субъекта // Couuu-Логос М... 1991. Фуко М. Слова и веши: Археолотя |уманптарных наук. СПб. 1994 Фуко М История безумия и классическую эпоху. СПб. 1997. Фуко М. Нншне. Фрейд Маркс// Кентавр М.. 1994 Ш 2. Фуко М Волн к истине: По ту сторону знании, власти, сексуальности. М. 1996. Хайдеггер М Кант и проблема метафизики. М-. 1997. Хапленер М. Письмо.) пм.ивпмс,// ХаИлегтср М Время и бытие. М.. 1993. Хейзинга Й Homo ludens. M.. ЩШ, Шелер M. Положение человека u космосе // Шелер M Избранные произведения. М.. 1994. Шелер М- Человек и истории,'/ Тлм же. Шелер М. Ordo.irnoris.// Там же. Шестов Л Апофеоз беспочнеиности: Опыт ^догматического мышления. Л.. 1991. ШестовЛ. На весах Иова,.' ШссювЛ. Сочинения: В 2 томах. Т,2. М.. 1993. Шестов Л. Афины И Иерусалим //Там же Т. 1. М.. 1993. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.. 1990. Юнг К. Психологические типы. M..I993. Юш К. Архетип и символ. М.. 1991. Юнг К. Воспоминания, снойидения. размышления. М.. Львов. 1998. Юн1 К. Либило. его метаморфозы и символы. СПб.. 1994. Юн| К. Психология бессознательного. М.. 1994. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.. 1991- Gehlen A. Der Mensch. seine Nairn und seine Stellung in der Welt. В.. 1944. Gehlen A. Secle in technischen Zcitalfer. Hamburg. \gS$. Gehlen A. Anthropologische Forsclinng. Hamburg. 1964. Gehlen A. Urmenseh und Spalkultur. Frankfun a/M, 1964. Fink E. Grundphanomene des menschlichen Osseins. Miinchen, 1979. Grundprobleme der groGcn Philo.sopheii (Scheler. Honigswald. Cassirer. Plessner. Merleau-Ponty, Gehlen), Gottmgen. 1991. Haefner G. Philosophische Anthropologic. 2 Atifl. Stuttgart; Berlin; K61n,l9X9. Heidegger M. Der europaische N'ihiiismus. Pfullingcn. 1967. Knshnamurti J. Beginning of the learning. L, 1978. Knshnamurti J. Second Penguin Kjishnamurti Reader. L.. 1979. Merleau-Ponty M. Phenomcnologie de la perception. P.. 1990. Merleau-Ponty M. Die Prosa der Welt. Miinch.cn, 1993. Merleau-Ponty M. La visible el I'tnvisible. P., 1971. Plessner 11. Die Stufen des Organisclien und der Mensch: limlcitung zur Anthropologie. Berlin; Leipzig, 1928. Plessner H. Lacheii und Weinen. Ahrmen. 1941. Plessner H. Diesscits des Utopie Diisseldorf;K6ln. 1974. Sartre J.- P. Das Sein und das Nicht. Hamburg, 1954. Указатель шин Августин Блаженный Александр Македонский Аммельман Г. Анаксагор Аристотель Б Баратынский Е. 178 Бахофен И.Я. Беда Достопочтенный Белый А. Бердяев Н.А.
Бёме Я. Бланшо М. Больк Л. Больнов О. Босх И. Бруно Дж. Бубер М. Буева Л. П. Булгаков С.Н. Бычков В.В. 155 Бктхнер Л. 10. 95. 138 11.89. 168.215
13. 128. 187. 215
120, 122 6, 84, 86. 103. 87. 90, 126, 128, 133-136, 138, 153, 155. 171. 174, 177, 181. 182, 195. 203. 204, 221 147 201. 202, 222
151 10 9. 10. 59, 60. 78,79. 141 6 90. 153. 183. 222 117 в Вагнер Р. Ван-Гог В. 151 Вебер М. 66 Виалар П. 163 Вознесенский Л. 1 Гален К. Галилей Г. 10 Гартман Н. 14, 102, 126 Гартман Э. фон 111 Гваттари Ф. 123.124.155 Гегель Г.В.Ф. 67,95.159.161 Гелен А. 6.98. 107-109, 154 Гельвеций К.А. 5 Гельмгольц Г. 117 Гераклит 41,213 Гётей.В. 75. 130. 132. 169. 174. 198 Гловер Э. 27. 78, Гоголь Н.В. 191 Голдинг У.. 73 Грпгорьян Б.Т. 8 Гумилев.Т.Н. 64.65 Г'урлжиев Г. 30. 51. 53. 164. 208 Гуревнч П.С. 8 Гуссерль Э. 148 Д Дарвин Ч Р. Декарт Р. Делёз Ж. Демокрит-Дефо Д. Диотима Дмитрий Донской Дорст Ж. Достоевский Ф.М. Дюбуа-Реймон ЭТ. Б Елыдиг И Иванов Вяч. Вс. К Кандинский В Кант И. Кастро Ф. Кафка Ф. Кеплер И. Кпмелев Ю.А. Коп И.С. Конфуции Коперник II. Крез, царь
14. 21. 117. 127, 13 31.45. 139. 148. 16 61,62. 79. 124. 141. 143. 144. 146. 147. 149. 150. 155. 156. 201. 222 43 61 I 16 206 76, 80 72. 73. 80. 84-88. 90. 91. 140, 153. 169. 177. 181. 183. 191, 209. 215, 221
I 85. 153 68
8,13. 31. 46.1 180, 194 10, 43 79 122 10 184
Полорога В.А. 8. 3ft. 55. 78. 79 Пруст М. 55.216 Пушкин Л.С". П.'бК. 135. 16"?. 191. 202 Р Рембрандт Х.нан Р. 72 Ремизов A.M. 68 РикардоД. П8 Роза к Т. 219.223 Розанов В.В. 32-34.78. 85. 126. 127. 131-133. 136- 138. 153-155 Ротхакер Э. 98 Рублев А 197 Руткевич A.M. 8 с Сартр Ж.-П. 62.160.166.221 Серафим Саровский 135 Сергий Радонежский 206 Сигов К.Б. 222 Сократ I |б. 147. 168. 178. 202. 215 Соловейчик С. 172.221 Соловьев B.C. 171.202 Соломон 164 Солон 184 Степин B.C. S Стрелков В.И. 201 Т Теннис Ф 62 Толстой.Т.Н. 67. 72. 183. 191. 211. 222 Торо Г. 163. 166. 221 Турпье М. 61. 62 Ткмчеи ФИ У Успенский П.Д. 78.79.222 Ф Фер.пппетти 144 Фсхнер Г. 75 Финк Е. 191. 192. 222 Флоренский П.А. 69. 135. 136. 155. 197 Фокин СЛ. 144 Франк СЛ. 41-43, 56-58. 62. 63. 65. 78. 79. 83. 84, 126-130. 132. 135. 138-140. 153. 155. 156. 172. 180, 192-194. 197-199. 204-206. 221. 222 Фрейд 3. 27.28,31,36.54.78, 111-118. 120. 121. 123. 124. 150. 154. 172. 173. 221 Фромм Э. 18.19.65,78.79.117-120. 122,154. 155. 174. 175. 209. 221 Фуко М. 8. 79. III. 122-124. 141. 142. 144-146. 148-151. 155. 156. 213. 214. 222 X Хайдеггер М. 8. 49. 79. 93-96. 126. 141. 148. 154. 156. 161. 167. 174. 187. 188. 221. 222 Хаксли О.' 160 Хснгстенберг Г. 98 Хейзинга Й. 189. 190. 222 Хомяков А.С. 62 Хорпн К. 78 Ч Чехов Л.П. I6S Ill Шек in I' 169 Шекспир В. 167 ' Шсллон Л. 26 Шелер М. 8. II. 13. 78. 79.98-103. 124. 106. 107. 109. 154 Шеллинг Ф. В 147 Шестов Л. 126. 130. 131. 155. 195. 19h. 210. 211. 213.222 Шопенгауэр А 147, 184. 222 Э Эйнштейн А. 10. 68. 177 Экхарт М. 193 Эпнктет 12 Эпикур 163.201 202 Ю Юнг К.Г. 12. 25, 28. 29. 37. 38. 70. 78. 80. 111-118. 154. 155 Я Ясперс К. 15.48.66.78-80 Содержание
Введение........................................................................................................................ 5 Часть первая.Философская антропология о сущности человека..................................................................................................... 9 I.Антропология как фундаментальная философская наука................................................................................................. 9 2. Происхождение и сущность человека............................................................. 17 3. Типологии человека в философской антропологии........................................ 25 4. Антропология о телесных и духовных основаниях личности........................................................................................... 32 5. Метафизика и социология человеческого бытия............................................. 45 Попытка метафизического описания.................................................................... 45 Социологический анализ природы человека....................................................... 49 6. Человек и его основные отношения................................................................ 54 Я и Ты (Проблема Другого).............................................................................. 54 Я и Мы (Проблема общества).......................................................................... 62 Человек и культура....................................................................................... 67 Человек и природа......................................................................................... 74 Примечания 78 Часть вторая. Антропологическая проблематика в философии XX века: истоки и перспективы............................................................ 81 1. Традиционная антропология и ее критики...................................................... 83 2. Немецкая антропологическая школа................................................................ 98 М.Шелер: поиски специфичности человеческого бытия______________ 98 Сущностное различие человека и животных............................................... 99
Порыв и дух.................................................................................................. 102 Хельмут Плеснер: эксцентричность чсыовека.......................................... Три закона человеческого существования.... 3. Психоаналитические концепции человека 11 I 3. Фрейд и К. Юнг.......................................................................................... 113 Э. Фромм о комплексе Эдипа....................................................................... 117 f/остструктураш iMо мишинерии бессознательного.................................... 122 4. Метфтическая антропология русских мыслителей 126 Человек и бытие............................................................ -........................... 126 Происхождение и сущность человека........................................................... 131 Философская антропология........................................................................... 135 Микрофизика поверхности............................................................................. 142 Смерть человека.. I...................................................................................... 149 Примечания....................................................................................................... 133 Часть гретья.Онтология человеческого бытия....................................................... 157 1. Фундаментальные характеристики человека............................................... 159 Несводимость................................................................... Непредопределенность............................................... ■........................................................................ iu1"? Незаменимость и неповторимость.... Невыразимость............................................................................................. 168 2. Основополагающие феномены человеческого бытия 170 Любовь...................................................................................................... 170 Творчество................................................................................................... 176 Счастье......................................................................................... —....... 184 Труд и игра.................................................................................................. №6 Вера.................................................................................. —....................... 192 Смерть........................................................................................................ 199 Смысл жизни................................................................................................. 202 3. Проблема «живого человека........................................................................ 208 Заключение...................... 219 Примечания....................................................................................................... 221 Литература............................................................................................................... 224 Указатель имен. Составитель И.А. Осиновская............................ >«•••*..... -........ 227
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |