Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И.д. I уонн. t.H. Некрасова




 

Теперь почти все на свете определяется самыми грубыми и злыми силами — эгоизмом приобретателей и военной тиранией, и кто, спра­шивал Ниише. к таких условиях захочет быть стражем и рыцарем чело­вечности? Кто водрузит образ человека, в то время как все чувствуют в ееое лишь себялюбивые вожделения и собачью трусость? Кто являет­ся живым и насколько вообше возможно быть живым в силу неотвра­тимости смерти, которая заставляет цепенеть каждого.'

Человек стремится к жизни в простом элементарном смысле слова, который, однако, отличается от обыденного. Жизнь означает не про­должительность жизни, а интенсивность, ощущение себя живым. И это самое высшее и самое прекрасное состояние, доступное человеку.

Дополнительная литература

Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мераб Мамардашвили. Необходимость себя. М.. 1996.

Мамардашвили М.К. Ест и осмелиться быть // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.. 1992.

Некрасова Е.Н. Живая истина: Метафизика человеческого бытия в рус­ской религиозной философии XX века. М.. 1997. Гл.Ш.

 


Заключение

 

Книга эта пишется в самом конце XX столетия и представляет собой обзор основных фидософско-антропологических концепции этого века. Естественно, возникает вопрос — насколько изменится эта про­блематика в следующем веке, что будет представлять из себя человек ближайшего и не очень близкого будущего. Возникнет ли новая «фор­ма» человека, будет Ли эта форма синтезом «человека и кремния», воз­никнут ли совершенно новые человеческие качества, или массовый человек без качеств станет типичным представителем рода «чело­век» — все эТи вопросы скрыты сейчас.для нас непроницаемой тьмой будущего. Нам остается лишь надеяться, что человек следующего века отделается наконец от иллюзий, от которых не удалось отделаться че­ловеку предшествующего времени — иллюзий высшей гарантирован-ности его существования, иллюзий счастливой предопределенности его жизни, прогресса ума. доброты, совести. Возможно, рано или по­здно человек перестанет смотреть на свой мир как на проходную в не­кую высшую потусторонность, научится жить без иллюзий, полагаясь только на себя, на свои сущностные силы, принимая на себя ответ­ственность за все, что случается в мире. Тогда и только тогда Бог смо­жет помочь ему.

Наш период истории, полагал философ-мечтатель Теодор Розак, требует от нас большего, чем простое выживание. Он требует регене­рации жизни на более высоком, более тонком, более трепетном уров­не бытия, требует великого качественного скачка, результат которого можно предначертать только в фантазии. Нужна новая концепция жизни, не концепция человека — создателя орудий труда, а челове­ка — создателя новых видений. Только последние могут раздвинуть для нас горизонты будущего, не данные ни в каком опыте. «...Рожда­ющаяся тема нашего века... слышится теми, кто начинает смотреть на себя как на незавершенное животное, призванное развернуть ошелом­ляющие возможности»'.

Эти же «ошеломляющие возможности» имел в виду Ницше, когда писал, что много цепей было наложено на человека, чтобы отучить его от зверских привычек. С тех пор он стал мягче, нравственнее, радос­тнее и умнее остальных животных, но до сих пор все еще страдает от того, что так долго носил цепи. Когда пройдет и эта боль, будет дос­тигнута великая цель — полное отделение человека от животных. Мы теперь, считал Ниише. находимся в самом разгаре этой работы осво­бождения от цепей и достижения истинной человечности. «...Кто мо­жет прочувствовать историю всего человечества как свою собственную историю, тот ощущает в невиданных масштабах всю человеческую тоску — тоску больного, который мечтает о здоровье, тоску седого старца, который мечтает о пролетевшей юности, тоску влюбленного, которого разлучили с его возлюбленной, тоску мученика, который ра­зуверился в своем идеале..; но нести в себе весь этот груз чужой тос­ки, нанти в себе айн. чтобы нести ее и еще к тому же оставаться ie-роем. который на заре следующего дня. возвещающего новую битву.


приветствует восходящее солнце и свое счастье.: и пес это принять к себе в душу — древнейшее, новейшее, потери, надежды, завоевания, победы человечества: и все это носить в Одной душе, и слить в одном Едином чувстве. — это должно даровать такое счастье, какого еше не тнал ни один человек. — божественное счастье, пропитанное властью и любовью, исполненное слет и смеха... И будет имя тому божествен­ному чувству — человечность!»'4.


Примечания

 

1 Sartre J.-P. Da* Seni unci das Nichl. Hamburg 1454. S.29. 'Sanre J.-P. Op. cil.. S. 83.

' См.: Heidegger M Der europaisclie Nihrlismn-; Pfiillingen. 1ЧА7. S. Щ ' Пит по. Вознесенский А Собрание сочинении. В I т. T.J. M.. 1Ш. С. 437, 4 См.: Торо Г. Уолаен. или жизнь в лесу. М.. 1474 '■ Ьхагавазинта. Ашхабад. 1977. С. 89.

т Ниише Ф. Так говорил ЧДратустра // Икише Ф Сочинения: В 2 т. Т.2. M..I990. С.45.

" См.: Торо Г. Уолден. и.и: жгпггь в лесу.

' Монгень М. Опыты В | ки. Кн. 3. M....W. С. 37—38- И еше одно рассужде­ние Монтеия: Когда человек жалуется, что он сегодня весь день пробездельни­чал, ничего не совершил, то ему можно ответить: «Как? А разве ты не жил'.' Просто жить — не только самое главное, но и самое замечательное из твоих лед. «Если бы мне лаги возможность участвовать в больших делах, я показал бы, на что способен». А сумел ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею. как следует'' Если да, го ты уже совершил величайшее дело Природа нг нуждается в какой-либо особо счастливой доле, чтобы показать себа и про­явиться в деяниях. Она одна и та же на любом уровне бытия, одна и та же за завесой н без нее. Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в по­вседневности, нчсо не выигрывать битвы... а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельстаах. Лучшее наше творение — жить со­гласно разуму. Все прочее - царствовать, накоплять богатства, строить — все это. самое большее, дополнения и довески...Лишь мелкие люди, которых по­давляет любая деятельность, не умеют из нее выпутаться, не умеют ни отойти на время от дел. ни вернуться к ним». (См. Монтень М. Опыты: В 3 кн. Кн. 3. М.. 1979. С. 304.)

"'Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч.. В 30 т. М. 1973. Т.К. С. 328. " «...Если кто-то любит нечто. — писал Н.Кузанский. — ибо оно достойно любви, то он радуется тому, что п любимом обнаруживаются бесконечные и невыразимые основания для любви... красота любимого совершенно неизме­рима, бесконечна, неограниченна и непостижима". (Кузанский Н. Книги про­стеца // Кузанский II. Соч.: В 2т. ТА. М..1979. С. 367.)

15 Паскаль Б. Рассуждение о любовной страсти // Философия любви. Ч. 2. Ан­тология любви. М.. 1990. С. 231.

'' Ем Соловейчик С. «Ату. и «бука» /7 Новый мир. J985. № 3. С. 196.

IJ Франк СЛ. С нами Бог. Три размышления // Франк СЛ. Духовные основы

обагества. М.. 1992. С. 325.

" Фрейд 3. Неудовлетворенность кгльтурой,/.• Фрейд 3. Избранное, Лондон. 1%9. Т. I.C. 330-331.

"' Лосев А.Ф. Вступительная статья к первому тому сочинений Платона. // Пла­тон. Сочинения. ВЗт Т. 1. М.. 1968. С. 70.

Бераяеп Н.А. Философия свободы. С. 81. " См.. Фромм Э Искусство любви // Фромм Э. Л\'ша человека. М.. 1992. С. 159-164.

' Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердя­ев Н.А. О назначении человека. М.. 1943. С. 119-120. '"См.: Second Релишн Krislmamam Reader. L. 1979. p. 64.

Бердяев H./V О назначении человека С. 102. " См.. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского С. 48—49. "' См 1.1 и же. С. (iK


В.д. I yiiim. K.lt. Некрасива

 

• Булгаков C.H. Л.Н.Тшетой // Булгаков С.Н. Тихие думы М. 19%. С. 251.

Шопенгауэр Л Афоризмы житейской мудроепг М 1490. С-29—30. ' См: Паскали Б Мысли. С. 90.

' Krishnamiirti J. Beginning of Hie teaming..L.. 197». p.155. •"■ Krishnamuni J. Beginning or'lhe learning.p 259.

'" См.: Fink Г Grnndphiinomene des mcnschlichcn Dasems. Munclien. 1979, S. 245 '" Хайдеггер M. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие. С 1-92. " Хайдеггер М Вопрос о технике /,/ I ям же. С 225.

Fink Е. Grurtdplianomene des mcnschlichcn Daseins. S.373.

Хейзинга Й. Homo ludens: Опыт определения игрового элемента культу­ры.,' Хейзинга Й- Homo ludens. В тени завтрашнего дни. М. 1992. С. 13 " Fink fc. OiunUphanomcne.... S. 403. 's Хейзинга Й Homo ludens С. 19

Fink E. Op. ciL S. 413. n Хейзинга Й. Homo ludens. C. 25-26. w См.: Там же. С. 39.

и Лотман Ю.Н. Веселы о русской культуре СПб.. I994. С. 154. 411 Fink Е. Op. сп. S. 414.

41 Сигов К.Б. Игра как проблема философской антропологии: Автореф. дис. канд. филос. наук. Киев. 1990. С. 12.

1; Франк СЛ. С нами Бог. Три размышлении // Франк СЛ. Духовные основы

обшестпа. М.. 1992. С. 253—254

45 Франк СЛ С нами Бог. С. 259.

" См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. С 46.

См.: Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия: (Глас вопиюще­го в пустыне). М.. 1992. С. 215. w См.: Шестов Л. Афины и Иерусалим. С 658. 47 См.: Франк СЛ. С нами Бог. С. 254—255. " См.: Франк СЛ. С нами Бог. С. 237.

"' Монтеиь М. Опыты: Втрех книгах. Кн.1. М.. 1991 С. 132-134. •"Делёз Ж. Фуко. С. 125. " См.: Там же. С. 208.

Бланшо -М. От Кафки к Кафке М.. I99S. С. 48. •' См.: Бердяев НА. Смысл истории. М. 1990. С. 156-157. м См.: Берниел Н.А. Новое Среанепековье // Бердяев Н.А. Философия творче­ства, культуры и искусства: В 2 т. М.. 1994 Т.I. С. 421. " Франк СЛ. Реатьность и человек. С. 149

'л См.: Франк СЛ. Смысл жизни // Франк СЛ. Духовные основы обшества. С. 161-162.

i; Франк СЛ. Смысл КИЗНК. С. 197—198.

Ч См.: Успенский П.Д.В поисках чудесного С. 179.

''Тамже. С. 181.

*" Ниише Ф. Несвоевременные размышления // Ниише Ф Странник и его тень. М.. 1994. С. 9.

Ниише Ф. Несвоевременные размышления. С. 9. "; См.: Шестов Л. Власть ключей. С. 123. '■' Шестов Л. Власть ключей. С. 34.

"См.: Шестов Л. На весах Иова: (Странствование по душам) // Шестов Л. Со­чинения: В 2 т. №.. 1993. Т.2. С. 158-159.

См Фуко М. Герменевтикасубъекта // Сошю-Логос. М.. 1991, С. 287. "Фуко М Тамже. С. 311. *' Шестов Л На весах Иова. С 212 " См.: ftot же. С- 228-229.

"'' См. Мамардашвили М.К. Лекпии о Прусте. С 115


"См. Там же. С. 91.

"' Second Penguin Krishnamiirn Reader. L... 1979 p.260. '■' Ниише Ф Несвоевременные размышления, С. 26—27

'' PoiaK Т. Незавершенное aiimiiwc: Форпост iiiomi Водолея и эволюция со­знания /7 Человек и общество Выи. 4. М.. 1992. C.I7S

'' Ниише Ф Весе Гая пачка // Ниише Ф Стихотворения. Философская проза. СПб. 1493. С. 457 458


Литература

 

Лгяидгн д. Человек как предмет испостнрт познания // О человеческом в че-. лопске. М.. 1991.

• ЛНТроПОЛОГИЧССКИЙ ПОИОРОТ» Т> ф)1.ШСОф||11 XX В ВИЛЬНЮС. IУХ7

Бабушкин В.У I пполшим человека и свете современного научного знания / Философское понимание человека. Вып.2. М. I9NN Бубер М Проблема человека // Бубер М. Я н Ты. М. 1997 Бубер М. Я и Ты //1 ам же.

Буржуазная философская антропология XX пека. М.. 19X6.

Григорьян Б.Т Человек: его положение и призвание о современном мире.

М.. 1986.

Бердяев НА Философия свободы // Бердяев НА Сочинении. М. 1989 Бердяев Н.А Миросозерцание Достопского // II А.Бердяев о русской филосо­фии: В 2 частях Ч, I Свердловск. 1991.

Бердяев Н.А. Константин Леонп.ев (Очерк из истории русской религиозной
мысли) // Там же. |

Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной зтикн // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.. 1993

Бердяев Н.А О рабстве и свободе человека Гл.1 // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.. 1995.

Бердяев НА. Смысл творчества Ц Бердяев НА. Сочинении. М.. 1989.

Бергсон А. О непосредственных данных сознания // Бергсон А. Сочинения В

4 т. T.I. M..I994.

Бланшо М. От Кафки к Клфке М.. 1998.

Брюнинг В. Философская антропология: Исторические предпосылки и со­временное состояние II Западная философии: Итоги тысячелетия. Екатерин­бург. 1997.

Губин В.Д. Человек и его бытие о природе, истории и культуре. М.. 1992. Гуревич П.С. Философская антропология. М.. 1997. Гуссерль Э. Парижские доклады //Логос. 1991. N 2, ДелезЖ. Фуко. М.. 1998.

Делёз Ж. Логика смысла // Делёз Ж. Логика смысла. Фуко М. Theairum philosopUtcum, Екатеринбург 199S. Делёз Ж. Ниише. СПб.. 1997 Кон И.С. Открытие.Я.. М.. 1978.

Кюн Р возврлшенное тело: радикальная субъективная феноменология, приме­ненная к исследованию телес if ост и // Философии человека: традиции и совре­менность. В 4 ч. 4.2 М.. 1991.

Леонтьев К.Н. Вимнтизм и славянство // Леонтьев К.Н. Записки отшельника М.. 1992.

Леонтьев К.Н Чем и как либерализм наш вреден? // Там же. Лотмап Ю.Н Беседы о русской культуре. СПб.. 1994

Мамардашвили М.К Проблема человека в философии // О человеческом в че­ловеке. М.. 1991.

Мамараашнили М.К. Лекиии о Прусте М.. 1995. Марков Б.В. Фнтософскан антропология. СПб.. 1998

Мерло-Пойти М Человек и противостоящее ему /./ Человек и общество, проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. Выл 4 М.. 1992.

Мерло-Понти М Око и дух. М. 19»2

Михайлов Ф. I {а'пика человеческого Я. М.. 1976


VIэмфорлЛ. Техники п природа человека // Новая (технократическая «одна на Запале. М ■ I98&

Некрасова Е.Н. Метафизика че юнеческого бытии в русской режгиозной фи-гоеофни XX века. М.. 1997.

I limine Ф. I ^своевременные размышлении // Ниише Ф. Избр. произведении В Зт. Т.2. М,. 19.9*1

Ниише '!>. Воля к власти //Там же Т I.

Ниише Ф. Рождение трагедии, или эдлинетво и пессимизм // Ниише Ф. Со­чинения: В 2 т.. Т. 1. М.. 1990.

Ниише Ф. О пользе и вреде истории лля жизни // 1ам же.

НпшиеФ. Человеческое, слишком человеческое/V Гам же.

Ниише Ф. Сумерки кумиров... //' Ниише Ф. Стихотворения. Философская

проза СПб. 1993.

Ниише Ф. По ту сторону лобра и зла // Ниише Ф Сочинения: В 2 т. Г.2. М., 1990.

Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. М.. 1997.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия

культуры. M..I99I

Паскаль Б. Мысли. М.. 1995

Полорога В.А. Феноменология тела. М.. 1995.

Проблема человека в современной философии. М.. 1989.

Рикер П. Какого рола высказывания о человеке могут принадлежать филосо­фам // О человеческом п человеке. М.. 1991. Розанов В.В. Природа и история. СПб.. 1900.

Розанов В.В. Религия и культура. Сборник статей // В.В.Розанов T.I. Рели­гия и культура. М. 1990

Розанов В.В. Мимолетное. 1915 // Розанов В.В. Собрание сочинений. Мимо­летное. М. 1994.

Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. М., 1996.

Соловьев ВС. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. T.l. М.. 1990.

Успенский ПЛ. В поисках чудесного. М.. 1992.

Философское понимание человека. Вып. 2. Сб. обзоров. М.. 1988.

Франк СЛ. Смысл жизни // Франк СЛ. Духовные осноны общества.

М.. 1992.

Франк СЛ. С нами Бог// Там же.

Франк СЛ. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию // Франк СЛ. Предмет знания. Душа человека. СПб.. 1995 Франк СЛ. Реальность и человек. СПб.. 1997.

Франк СЛ. Непостижимое. Omo.ioi ическое введение в философию религии // Франк СЛ. Сочинения. М., 1990.

Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой // Фрейд 3. Избранное. Лондон. 1969. Т. 1.

Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.. 1991.

Фромм Э. Здоровое общество /'/ Психоанализ и культура. М.. (995.

Фромм Э. Иметь пли быть'' М.. 1990

Фромм Э. Искусство любви. М., 1993.

Фуко М. Герменевтика субъекта // Couuu-Логос М... 1991.

Фуко М. Слова и веши: Археолотя |уманптарных наук. СПб. 1994

Фуко М История безумия и классическую эпоху. СПб. 1997.

Фуко М. Нншне. Фрейд Маркс// Кентавр М.. 1994 Ш 2.

Фуко М Волн к истине: По ту сторону знании, власти, сексуальности. М. 1996.

Хайдеггер М Кант и проблема метафизики. М-. 1997.

Хапленер М. Письмо.) пм.ивпмс,// ХаИлегтср М Время и бытие. М.. 1993.


Хейзинга Й Homo ludens. M.. ЩШ,

Шелер M. Положение человека u космосе // Шелер M Избранные произведе­ния. М.. 1994.

Шелер М- Человек и истории,'/ Тлм же. Шелер М. Ordo.irnoris.// Там же.

Шестов Л Апофеоз беспочнеиности: Опыт ^догматического мышления. Л.. 1991.

ШестовЛ. На весах Иова,.' ШссювЛ. Сочинения: В 2 томах. Т,2. М.. 1993. Шестов Л. Афины И Иерусалим //Там же Т. 1. М.. 1993. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.. 1990. Юнг К. Психологические типы. M..I993. Юш К. Архетип и символ. М.. 1991.

Юнг К. Воспоминания, снойидения. размышления. М.. Львов. 1998. Юн1 К. Либило. его метаморфозы и символы. СПб.. 1994. Юн| К. Психология бессознательного. М.. 1994.

Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.. 1991-

Gehlen A. Der Mensch. seine Nairn und seine Stellung in der Welt. В.. 1944.

Gehlen A. Secle in technischen Zcitalfer. Hamburg. \gS$.

Gehlen A. Anthropologische Forsclinng. Hamburg. 1964.

Gehlen A. Urmenseh und Spalkultur. Frankfun a/M, 1964.

Fink E. Grundphanomene des menschlichen Osseins. Miinchen, 1979.

Grundprobleme der groGcn Philo.sopheii (Scheler. Honigswald. Cassirer. Plessner.

Merleau-Ponty, Gehlen), Gottmgen. 1991.

Haefner G. Philosophische Anthropologic. 2 Atifl. Stuttgart; Berlin; K61n,l9X9. Heidegger M. Der europaische N'ihiiismus. Pfullingcn. 1967. Knshnamurti J. Beginning of the learning. L, 1978. Knshnamurti J. Second Penguin Kjishnamurti Reader. L.. 1979. Merleau-Ponty M. Phenomcnologie de la perception. P.. 1990. Merleau-Ponty M. Die Prosa der Welt. Miinch.cn, 1993. Merleau-Ponty M. La visible el I'tnvisible. P., 1971.

Plessner 11. Die Stufen des Organisclien und der Mensch: limlcitung zur

Anthropologie. Berlin; Leipzig, 1928.

Plessner H. Lacheii und Weinen. Ahrmen. 1941.

Plessner H. Diesscits des Utopie Diisseldorf;K6ln. 1974.

Sartre J.- P. Das Sein und das Nicht. Hamburg, 1954.


Указатель шин


Августин Блаженный

Александр Македонский

Аммельман Г.

Анаксагор

Аристотель

Б

Баратынский Е. 178 Бахофен И.Я. Беда Достопочтенный Белый А. Бердяев Н.А.

 

Бёме Я. Бланшо М. Больк Л. Больнов О. Босх И. Бруно Дж. Бубер М. Буева Л. П. Булгаков С.Н. Бычков В.В. 155 Бктхнер Л.

10. 95. 138 11.89. 168.215

 

13. 128. 187. 215

 

120, 122

6, 84, 86. 103. 87. 90, 126, 128, 133-136, 138, 153, 155. 171. 174, 177,

181. 182, 195. 203. 204, 221 147

201. 202, 222

 

151 10

9. 10. 59, 60. 78,79. 141 6

90. 153. 183. 222 117


в

Вагнер Р.
Валери П. 54

Ван-Гог В. 151

Вебер М. 66

Виалар П. 163

Вознесенский Л. 1

Гален К.

Галилей Г. 10

Гартман Н. 14, 102, 126

Гартман Э. фон 111

Гваттари Ф. 123.124.155

Гегель Г.В.Ф. 67,95.159.161

Гелен А. 6.98. 107-109, 154

Гельвеций К.А. 5

Гельмгольц Г. 117

Гераклит 41,213

Гётей.В. 75. 130. 132. 169. 174. 198

Гловер Э. 27. 78,

Гоголь Н.В. 191

Голдинг У.. 73

Грпгорьян Б.Т. 8

Гумилев.Т.Н. 64.65

Г'урлжиев Г. 30. 51. 53. 164. 208

Гуревнч П.С. 8

Гуссерль Э. 148


Д

Дарвин Ч Р. Декарт Р. Делёз Ж.

Демокрит-Дефо Д. Диотима

Дмитрий Донской Дорст Ж.

Достоевский Ф.М.

Дюбуа-Реймон ЭТ. Б

Елыдиг И

Иванов Вяч. Вс. К

Кандинский В Кант И.

Кастро Ф. Кафка Ф. Кеплер И. Кпмелев Ю.А. Коп И.С. Конфуции Коперник II. Крез, царь


 

3? •, 11,1 л

14. 21. 117. 127, 13 31.45. 139. 148. 16

61,62. 79. 124. 141. 143. 144. 146. 147. 149. 150. 155. 156. 201. 222

43 61 I 16 206 76, 80

72. 73. 80. 84-88. 90. 91. 140, 153. 169. 177. 181. 183. 191, 209. 215, 221

 

I

85. 153 68

99. 127. 137, 141, 148.

8,13. 31. 46.1 180, 194

10, 43

79 122 10 184


 




Полорога В.А. 8. 3ft. 55. 78. 79

Пруст М. 55.216

Пушкин Л.С". П.'бК. 135. 16"?. 191. 202

Р

Рембрандт Х.нан Р. 72

Ремизов A.M. 68

РикардоД. П8

Роза к Т. 219.223

Розанов В.В. 32-34.78. 85. 126. 127. 131-133.

136- 138. 153-155

Ротхакер Э. 98

Рублев А 197

Руткевич A.M. 8

с

Сартр Ж.-П. 62.160.166.221

Серафим Саровский 135

Сергий Радонежский 206

Сигов К.Б. 222

Сократ I |б. 147. 168. 178. 202. 215

Соловейчик С. 172.221

Соловьев B.C. 171.202

Соломон 164

Солон 184

Степин B.C. S

Стрелков В.И. 201

Т

Теннис Ф 62

Толстой.Т.Н. 67. 72. 183. 191. 211. 222

Торо Г. 163. 166. 221

Турпье М. 61. 62

Ткмчеи ФИ У

Успенский П.Д. 78.79.222

Ф

Фер.пппетти 144

Фсхнер Г. 75

Финк Е. 191. 192. 222

Флоренский П.А. 69. 135. 136. 155. 197

Фокин СЛ. 144

Франк СЛ. 41-43, 56-58. 62. 63. 65. 78. 79. 83. 84,

126-130. 132. 135. 138-140. 153. 155. 156. 172. 180, 192-194. 197-199. 204-206. 221. 222

Фрейд 3. 27.28,31,36.54.78, 111-118. 120.

121. 123. 124. 150. 154. 172. 173. 221

Фромм Э. 18.19.65,78.79.117-120. 122,154.

155. 174. 175. 209. 221

Фуко М. 8. 79. III. 122-124. 141. 142. 144-146.

148-151. 155. 156. 213. 214. 222

X

Хайдеггер М. 8. 49. 79. 93-96. 126. 141. 148. 154. 156.

161. 167. 174. 187. 188. 221. 222

Хаксли О.' 160

Хснгстенберг Г. 98

Хейзинга Й. 189. 190. 222

Хомяков А.С. 62

Хорпн К. 78

Ч

Чехов Л.П. I6S


Ill

Шек in I' 169

Шекспир В. 167 '

Шсллон Л. 26

Шелер М. 8. II. 13. 78. 79.98-103. 124. 106.

107. 109. 154

Шеллинг Ф. В 147

Шестов Л. 126. 130. 131. 155. 195. 19h. 210.

211. 213.222

Шопенгауэр А 147, 184. 222

Э

Эйнштейн А. 10. 68. 177

Экхарт М. 193

Эпнктет 12

Эпикур 163.201 202

Ю

Юнг К.Г. 12. 25, 28. 29. 37. 38. 70. 78. 80.

111-118. 154. 155

Я

Ясперс К. 15.48.66.78-80


Содержание


 

Введение........................................................................................................................ 5

Часть первая.Философская антропология

о сущности человека..................................................................................................... 9

I.Антропология как фундаментальная

философская наука................................................................................................. 9

2. Происхождение и сущность человека............................................................. 17

3. Типологии человека в философской антропологии........................................ 25

4. Антропология о телесных и духовных

основаниях личности........................................................................................... 32

5. Метафизика и социология человеческого бытия............................................. 45

Попытка метафизического описания.................................................................... 45

Социологический анализ природы человека....................................................... 49

6. Человек и его основные отношения................................................................ 54

Я и Ты (Проблема Другого).............................................................................. 54

Я и Мы (Проблема общества).......................................................................... 62

Человек и культура....................................................................................... 67

Человек и природа......................................................................................... 74

Примечания 78

Часть вторая. Антропологическая проблематика

в философии XX века: истоки и перспективы............................................................ 81

1. Традиционная антропология и ее критики...................................................... 83

2. Немецкая антропологическая школа................................................................ 98

М.Шелер: поиски специфичности человеческого бытия______________ 98

Сущностное различие человека и животных............................................... 99

• •..................... • у

Порыв и дух.................................................................................................. 102

Хельмут Плеснер: эксцентричность чсыовека..........................................

Три закона человеческого существования....
А. Гелен: неспециалтированноапь человека............................................ 107

3. Психоаналитические концепции человека 11 I

3. Фрейд и К. Юнг.......................................................................................... 113

Э. Фромм о комплексе Эдипа....................................................................... 117


f/остструктураш iMо мишинерии бессознательного.................................... 122

4. Метфтическая антропология русских мыслителей 126

Человек и бытие............................................................ -........................... 126

Происхождение и сущность человека........................................................... 131

Философская антропология........................................................................... 135

Микрофизика поверхности............................................................................. 142

Смерть человека.. I...................................................................................... 149

Примечания....................................................................................................... 133

Часть гретья.Онтология человеческого бытия....................................................... 157

1. Фундаментальные характеристики человека............................................... 159

Несводимость...................................................................

Непредопределенность............................................... ■........................................................................ iu1"?

Незаменимость и неповторимость....

Невыразимость............................................................................................. 168

2. Основополагающие феномены человеческого бытия 170

Любовь...................................................................................................... 170

Творчество................................................................................................... 176

Счастье......................................................................................... —....... 184

Труд и игра.................................................................................................. №6

Вера.................................................................................. —....................... 192

Смерть........................................................................................................ 199

Смысл жизни................................................................................................. 202

3. Проблема «живого человека........................................................................ 208

Заключение...................... 219

Примечания....................................................................................................... 221

Литература............................................................................................................... 224

Указатель имен. Составитель И.А. Осиновская............................ >«•••*..... -........ 227




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.