Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамичное формирование адекватного образа жизни (если нужны изменения, то они вносятся и соблюдаются)




Статусные проблемы (низкий статус, небольшая за­рплата, недостаточные перспективы служебного продвиже­ния). Возможность служебного продвижения способствует осознанию как ценности собственного профессионализма, так и уверенности в долговременных перспективах. Без этого у ру­ководителя возникает острое ощущение, что время уходит, ос­тавляя его в состоянии застоя, а иногда и безнадежности.

Режим рабочего времени (работа в сверхурочные и не­удобные часы). Работа руководителя требует сверхурочного времени. Ее сложно втиснуть в строгие рамки распорядка слу­жебного времени. Кроме этого, деятельность любого руководи­теля сопряжена с решением внезапных кризисных проблем.

Недостаток сотрудников, заставляющий выполнять, кроме своих обязанностей, еще и обязанности других. Это уменьшает количество времени, необходимого для выполнения непосредственных обязанностей. В этих условиях либо работа выполняется некачественно, либо она выполняется с высоким качеством, но это качество дается слишком высокой ценой - путем чрезвычайного напряжения сил.

Плохую организацию служебной деятельности (задерж­ки, безответственность, неритмичность), т. е. отсутствует сис­тема в работе. Организация зачастую работает в режиме по­жарной команды.

Таким образом, является сам стресс вредным для вашего здоровья или нет, определяется длительностью, интенсивно тью, новизной, множественностью стрессовой ситуации. Когда вы слишком много работаете и сильно нагружены, само по себе это не вредит вам до тех пор, пока работа доставляет вам радость и вам сопутствует успех. Но если к напряжению сил добавляются еще разочарование и неудачи, то существенно повышается риск заболеваний.

Факторы, вызывающие стресс (или стрессоры). Под стрес­сором (синонимы — стресс-фактор, стресс-ситуация) обычно понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс. В самом общем виде обычно различают следующие виды стрессоров:

- физиологические (чрезмерные боль, шум, загрязненный воздух, неблагоприятное питание, воздействие экстремальных температур, прием ряда лекарственных препаратов и др.);

- психологические (информационная перегрузка, нереа­листические ожидания и притязания, критические события в жизни, соревнование, угроза социальному статусу, самооцен­ке, ближайшему окружению и др.).

Для анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей следует ориентироваться на несколько иную классификацию, когда выделяются две другие большие группы стрессоров:

- стрессоры служебной деятельности;

- стрессоры внеслужебной деятельности. Стрессоры служебной деятельности подразделяется на общие и специфические. Рассмотрим обще стрессоры, к которым относят следующие:

5. Заорганизованность, формализм и заседательская суета (ненужные ритуалы и процедуры). Наиболее явными проявле­ниями этого стрессора являются ненужное "бумаготворчество" и бесконечные совещания. Вероятность возникновения стресса усиливается в результате осознания руководителем того пло­хо скрываемого факта, что требования постоянных отчетов и проведение длительных совещаний — не что иное, как попыт­ка вышестоящих руководителей оправдать собственную заня­тость, поднять свой статус и значимость, укрепить собственное положение.

6. Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации. Неопределенность вырывает руководителя из привычной среды, в которой он хорошо ориентируется и ста бильно ощущает себя. В организации неопределенность может принимать форму частых перемен в местной политике без объ­яснимой необходимости. В результате руководитель никогда точно не знает, что происходит, и что будет происходить.

Специфические стрессоры в деятельности руко­водителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответству­ющем уровне. К специфическим стрессорам относят следую­щие:

1. Нечеткие ролевые обязанности. Иногда руководитель не имеет четких служебных инструкций по поводу того, что он должен делать и где границы его ответственности. Нечеткий перечень функциональных обязанностей ставит руководителя в очень уязвимую позицию: если он ничего не делает, ему гово­рят, что он должен действовать; если же он проявляет иници­ативу, его обвиняют в превышении полномочий и в том, что он борется за свое особое место в организации.

2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовмести­мыми. Нередко ролевой конфликт приводит к психологической путанице: что бы руководитель ни сделал, он по крайней мере хотя бы по одному из критериев оказывается не прав. Это вы­зывает внутренний конфликт, страх перед разоблачением и осуждением со стороны руководства. И как итог - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

3. Нереалистично высокие притязания, стремление к со­вершенству. Руководитель может постоянно ждать от себя слишком многого, заставляя себя трудиться в полную силу, тем не менее оставаться недовольным результатами. В силу этого он лишен возможности расслабиться и ощутить, что ра­бота сделана им хорошо. За нереалистичной оценкой перспек­тив неотступно следуют отрицательные, тягостные чувства и сама неудача.

4. Особенности управленческого труда. С точки зрения стрессогенности управленческий труд имеет ряд особенностей.

Во-первых, любого руководителя время от времени охва­тывает чувство профессиональной несостоятельности. В свою очередь невозможность или неспособность оказаться на высо­те своего профессионального долга влечет за собой появление ощущения личностного поражения, особенно у специалистов с высоким чувством профессиональной ответственности.

Во-вторых, управленческий труд связан с перегрузками, временным прессингом, постоянным переключением с одного вида деятельности на другой. У руководителя зачастую нет ни минуты, чтобы остановиться и объективно проанализировать результаты своей работы.

В-третьих, для управленческого труда характерна моно­тонность, недостаток разнообразия. Руководитель время от времени нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность и творческие потенции. Монотонность сопряжена со стрессом, потому что однообразие некоторых аспектов рабо­ты остро напоминает руководителю об утекающем времени.

В-четвертых, руководитель зачастую принимает решения при явном недостатке необходимой служебной информации либо при невозможности передать необходимые инструкции в соответствующие инстанции. Обычно это создает ощущение неполного контроля над событиями.

Стрессоры внеслужебной деятельности, к которым отно­сят следующие:

1.Стресс, вызванный супругом. Возникает главным образом в результате столкновения либо темпераментов, либо ин­тересов (нежелание помогать по дому, задержки на работе, рев­ность, разные взгляды на жизнь, супружеская измена и др.).

2. Стресс, вызванный детьми. Проблема отцов и де­тей стара, как этот мир, и тем не менее дает о себе знать. Руко­водитель замечает, что дети делают все совершенно не так, "как надо", забывая, что в свое время он поступал точно так же.

3. Стресс, вызванный родителями и родствен­никами. Здесь та же проблема отцов и детей, однако, взгляд уже с другой стороны. Руководитель не может понять, почему он, человек, влияющий на судьбы нескольких сотен людей, все еще остается сыном или дочерью, которых можно продолжать воспитывать. Если это сопряжено с какой-либо формой зависи­мости, то стрессовые состояния обеспечены наверняка.

4.Стресс, вызванный домашней обстановкой. Главное при этом, что у руководителя слишком большое коли­чество домашних обязанностей и слишком малое время для их исполнения.

5.Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью руководителя. Здесь и шумные со­седи, и финансовые проблемы, связанные с уплатой по домаш­ним счетам, и возникающие время от времени бытовые пробле­мы и т. д.

3. Управление стрессом

Под управлением стрессом обычно подразумевается со­вокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих чело­веку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму. Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами:

- до появления стресса главные усилия необходимо сосре­доточить на проблемах профилактики стресса;

- после появления стресса главное внимание уделяется мерам активного противодействия стрессу;

- в острой стрессовой ситуации осуществляются меры первоочередной самопомощи.

Традиционным способом борьбы со стрессом является при­ем алкоголя, кофе, различных медицинских препаратов. Од­нако они имеют побочные действия и производят то или иное разрушительное воздействие на здоровье. К основным недо­статкам приема алкоголя как антистрессового средства можно отнести следующие:

- задержка процесса естественной саморегуляции эмоци­ональных реакций;

- формирование зависимости;

- снижение интеллектуальных возможностей;

- создание дополнительных проблем (например потеря социального контроля).

Даже если алкоголь и используется в условиях стресса, то необходимо соблюдать умеренность потребления — не более трех доз в день для мужчин и двух доз для женщин (доза — стакан сухого вина, либо рюмка водки или коньяка, либо 250-300 мл пива).

Самым мощным (и часто игнорируемым) средством избав­ления от стресса является сознание человека. Важно только научиться умело и своевременно им управлять. С другой сто­роны — возможности по управлению своим сознанием есть уп­равление стрессом.

Каждый человек должен уметь работать над собой по профилактике стрессов. К стрессам необходимо готовиться заблаговременно, пото­му что еще никому на этом свете не удавалось их избежать. А вот успешно управлять ими по силам любому человеку, в том числе и руководителю. В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы Во-первых, мудрое отношение к собственной жизни, ее ак­тивное конструирование. В любой ситуации существует выход и выбор. Даже в условиях самых жестких реалий существует возможность маневра, относительная свобода выбора. По мне­нию Р. Л. Кричевского (1996), к принципам мудрого отношения к жизни можно отнести следующие:

1. Постоянно ставить соразмерные нашим возможнос­тям жизненные цели. Речь не идет об отказе от своих притяза­ний, в том числе и связанных с известной долей риска. Необхо­димо задуматься о реальности наших притязаний и выбирать цели, которые чуть-чуть выше реальных возможностей. Этот принцип требует известной динамичности наших установок.

2. Уметь отличать главное от второстепенного. Этот принцип ориентирует нас на нахождение какой-то основной, доминирующей линии жизни, предостерегает от погони за сию­минутными, случайными целями. А ведь часто именно в стрем­лении достичь их незаметно проходит вся жизнь.

3. Знать меру воздействия на события, т. е. быть реалис­тичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуа­ции, в которой находимся.

4. Уметь подходить к проблеме с разных сторон. Речь идет о многоплановости видения возникающих проблем, спо­собности взглянуть на них с разных сторон и позиций, о не­обходимости гибкого подхода в оценке людей и событий. Этот принцип требует осуществлять объективацию стрессов, т.е. объективно оценивать то, что в начале представлялось катас­трофическим или трагическим.

5. Готовить себя к любым неожиданным событиям зара­нее. Настраивая себя на возможные, да и на непредвиденные повороты событий, мы тем самым проявляем известную гиб­кость, реалистичность в подходе к действительности, избавля­емся от ненужных иллюзий, а порой готовимся, таким образом, к малоприятным новостям.

6. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении. Речь идет опять-таки о реализме в оценке происходящего вокруг нас, позволяющем разумно воспринимать и решать возникающие проблемы, не уклоняясь от них и не забиваясь в скорлупу иллюзий.

7. Стараться понимать окружающих. Адекватное пони­мание других, в частности мотивов их поведения, проникновение в их внутренний мир, позволяет избрать более гибкие линии по­ведения, избежать ненужных столкновений и в конечном счете обеспечить себе некоторый уровень психологического комфорта.

9. Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего. Любой приобретенный опыт, при условии серь­езного его осмысления и соответствующих выводов, способен зна­чительно расширить наши возможности в оценке людей и ситуа­ций, способствуя тем самым и лучшей жизненной адаптации жит ь полной жизнью в каждый ее момент. Вопреки сложностям нашей жизни надо жить, а не существовать; жить каждый день и каждый час; жить каждый миг отпущенной нам жизни. Жить... Менее двух тысячелетий назад Марк Аврелий сказал: "Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. Его высказывание верно и в наше время.

10. Важно не только мудро строить свою жизнь, но и ак­тивно конструировать свою повседневную реальность. Ак­тивные люди отличаются тем, что события, как правило, не застают их врасплох. Им свойственны:

- предвосхищение событий. Они определяют, что вероят­нее всего может случиться, и предпринимают шаги, чтобы из­бежать неприятностей или, наоборот, получить пользу от того, что должно произойти, или изменить ход событий и удовлетворить собственные интересы;

- решительность. Они заставляют себя действовать, в то время как другие еще колеблются. В общем, решительность не тождественна импульсивности. Импульсивные люди не предвосхищают развития событии и действуют поспешно даже в тех случаях, когда опасность почти рядом.

- мужество. Необходимость действовать быстро и реши­тельно предполагает элемент осознанного риска. Одни готовы взять этот риск на себя, в то время как другие медлят с этим (ив длительной перспективе навлекают на себя еще больший риск);

- хорошая сопротивляемость стрессу. Люди активные очень часто способны действовать, находясь в состоянии стрес­са, и при этом сохранять трезвую способность следить за развитием событий.

Во-вторых, прогнозирование стрессогенных факторов ин-
дивидуальной жизни и заблаговременная подготовка к стрес-
сам, т. е. формирование стрессоустойчиеости. К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следу-
ющие:

1. Использование разнообразных тутовых методик, са­монаблюдения для познания себя и раннего обнаружения надвигающегося стресса.

2. Ознакомление с опытом других, специальной литера­турой по стрессу.

4. Физические упражнения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.