Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая сущность конфликта 1 страница




Навык к расслаблению (релаксация). Каждому серьез­ному напряжению должна соответствовать так называемая ре­лаксационная пауза. Предлагается 15-30 мин в день занимать­ся релаксацией.

Способность отличать неудачу от катастроф, частный промах от крушения всех жизненных планов. В ситуации конфликта следует отступить («здоровье дороже»). Принцип реаль­ности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движе­ние к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступени, а допускает длинные, в том числе окольные (обходные), пути и косвенные средства. Психологический же механизм реализации принци­па реальности состоит, в основном, в способности к терпению.

Подготовка психики на случаи неудачи (стреляный во­робей) - способность заранее осмысливать возможную неуда­чу и ее последствия. Если нельзя или невозможно избежать психотрамвирующей ситуации – измените свое отношение к ней. Монтель «Человек страдает нестолько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее.

Умение обесценивать то, что не смог достичь. Переносить малые потери легче, чем значительные. Как говорил философ Сенека, беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

В настоящее время довольно широко распространено сре­ди руководителей такое заболевание, как невроз. Именно не­врозы редко окончательно излечиваются медикаментозными средствами. Лечиться приходиться всю жизнь — постоянно сидеть на таблетках. Невроз - заболевание, проистекающее из взаимоотношений людей, связанное с неадекватной оценкой человеком своих возможностей и обусловленное его особеннос­тями темперамента и характера.

Создать условия для сохранения психического здоровья, поддерживать благоприятный психологический климат в кол­лективе, предупреждать перерождение легких и временных психических отклонений в психическую болезнь - это забота менеджера любого ранга.

Действенным средством сохранения работоспособности человека на высоком уровне и, следовательно, повышения эффективности его труда служит психогигиена. Психическая гигиена - система принципов, установок и приемов, которые помогают укреплять психическое здоровье. Важнейшаяфун­кция психогигиены - предупредительная. Она состоит в том, чтобы организационными и психологическими средствами ог­раничивать действие факторов, способствующих возникнове­нию и развитию нервных и психических процессов (заболева­ний).

Формированиеволевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости).

Наличие эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники).

Основы психогигиены стресса.

Известный русский психолог Е. Жариков разработал при­емы нейтрализации негативных состояний работников (так на­зываемые элементы психогигиены):

1. Смена ориентации - гибкость или динамичность ус­тановок. Предполагается поисковая активность: найти новую цель и начать искать пути ее достижения.

6. Доверительное общение ("Жилетка"). Имеет терапев­тическое значение эффекта разделенного горя. Этой же цели служит телефон доверия, исповедь.

- Юмор. Функция юмора - обеспечить удовлетворитель­ное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации. Как говорит восточная пословица, человек смеется, чтобы не плакать. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как добрая улыбка». Посмейтесь, подойдите к зеркалу, постройте себе рожицы, улыбнитесь, похвалите себя. Юмор – это спасательный круг на волнах жизни. Мир уцелел, потому что смеялся.

7. Заполнение психики позитивным опытом. "Приятно вспомнить" (успешное решение проблем). Чаще вспоминайте об удачах.

8. "Триумф". Продумать свой положительный образ и сле­довать ему. Убедить себя, что все будет в порядке.

9. "Звонок на перемену". Пресыщение общением. Пре­дельные нормы контактов — 7 часов, 7 дней.

10."Пропишите себе труд". Цицерон говорил: "Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли". Пред­полагается переместить внимание и усилия на объекты, не связанные с источником кризисной ситуации. Стараясь из­бавиться от тяжелого чувства, постарайтесь как можно быс­трее приступить к привычному делу, занять себя чем-ни­будь.

11.Учитесь забывать. Немецкий философ В. Гумбольдт говорил: "Хранить в памяти негативные представления равно­сильно медленному самоубийству". Или по Д. Карнеги "не пи­лите опилок".

12.Не работайте на износ.

13. Научитесь говорить нет. Ведь вы же не в состоянии сде­лать все, что требуют от вас окружающие. Если будете пытать­ся сделать все дела, помочь всем страждущим, станет совсем плохо. А поэтому необходимо твердо и без угрызений совести уметь отказывать.

Дополнительно приведем рекомендации Д. Карнеги, соб­людение которых позволит преодолеть беспокойство и избе­жать перегрузок на психику.

1.Если вы хотите избежать беспокойства, то "живите в от­секе сегодняшнего дня". Не тревожьтесь о будущем. Живите спокойно до отхода ко сну.

2.Используйте закон больших чисел. Спрашивайте себя: "Какова вероятность того, что это событие вообще произой­дет?".

3.Считайтесь с неизбежным. Если вы знаете, что не в ва­ших силах изменить или исправить какое-либо обстоятельс­тво, скажите себе: "Это так, это не может быть иначе".

Притча «Луна»

Вопросы для повторения

1. Что понимается под здоровьем человека и какие факто-
ры влияют на его состояние?

2. Охарактеризуйте основные слагаемые здоровья.

3.Аргументированно обоснуйте ведущие факторы физи­ческого здоровья.

4.Перечислите и раскройте критерии психического здо­ровья.

5.Дайте характеристику основных признаков и показате­лей духовного здоровья.

6.Чем определяется и что охватывает образ жизни совре­менного человека?

7.Обоснуйте основные психологические признаки стресса.

8.Опишите три стадии адаптационного синдрома стресса.

9. Дайте социально-психологическую характеристику
групп профессиональных стрессоров.

10. Опишите основные подходы управления стрессом.

Задания для размышлений

1. Составьте структурно-логическую схему базы знаний по данной теме.

2. Проанализируйте психологические основы стратегии жизни, обеспечивающие полное самовыражение, самоутверж­дение и успех в ней и сравните с ними то что вы делаете сейчас.

3. Подумайте и ответьте себе самому-

- кем и каким вы хотите стать в жизни?

- какими достоинствами и личными качествами хотите обладать?

- отражают ли поступки ваши планы, стремления?

- не требуется ли что-то скорректировать в ваших планах и намерениях?

4. Попытайтесь самостоятельно объяснить основные при­чины профессиональных кризисов, которые могут возникнуть в процессе управленческой деятельности

5. Назовите главные правила здорового образа жизни и проанализируйте, в какой степени сегодняшний образ вашей жизни соответствует здоровому.

 

Тема 5.Психология управления группой

 

1. Социально-психологическая сущность групп, организаций

2. Общая характеристика малых групп

3. Структурные элементы в группе

4. Сущность групповых социально-психологических явлений

 

1. Социально-психологическая сущность групп, организаций

Человек, как бы он ни был автономен и самостоятелен, не может существовать, не может выражать свою сущность вне об­щения с другими людьми, вне взаимодействия с группой людей. В начале жизни самой первой социальной группой, в которой человек пребывает и где закладываются основы его личности, является семья, затем идут дружеские компании сверстников, учебные группы, любительские объединения и т. п.

Индивид всегда связан с кем-либо из ближайшего окруже­ния. Тысячами нитей каждый из нас также связан с гигантским человеческим социумом, испытывая на себе его влияние. Так, и слово "группа" происходит от итальянского gruppo — связка. В настоящее время известно немало определений социальной группы'.

Под социальной группой понимается многочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким об­разом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние.

В отечественной социальной психологии до настоящего времени общепринятым и значимым считается определение, данное Г. М. Андреевой, о том, что малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непос­редственных личных контактов.

Наиболее общими качествами социальной группы с точки зрения управления являются следующие:

1.Направленность группы (социальная ценность приня­тых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм).

2.Организованность группы (как способность ее к самоуп­равлению) и интегративность ее (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности).

3. Микроклимат, или психологический климат, группы, который определяет самочувствие каждой личности, ее удов­летворенность группой, комфортность пребывания в ней. Каж­дый стремится быть среди других людей, быть членом хорошей группы, иметь желание испытывать и получать в ответ дру­жеские чувства.

4. Референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего вли­яния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач).

5. Интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаи­мопонимания, нахождения общего языка).

6.Эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах).

7. Волевая коммуникативность (способность группы про­тивостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкурентных условиях).

В общеупотребительном значении группой называется всякая совокупность людей. Группы очень несхожи, а поэтому различаются по видам:

1. По реальности существования выделяются реальные и условные группы. В реальных группах люди факти­чески находятся вместе и что-то их действительно сплачивает: совместная деятельность, занятия на досуге, одинаковые усло­вия, ситуация и др. Условные группы существуют на бумаге, выделяются аналитиками или учетчиками, например группа должников по квартплате, группа передовиков учебы, группа записавшихся на прием к директору и т. п. В последнее время стали выделять виртуальные группы, возникающие у пользователей информационной паутины интернета на основе общих интересов и общения в ней.

2. По контактности - тесноте, частоте и разнообразию взаимодействий и общения - группы бывают контактны­ми, малоконтактными и практически некон­тактными. Например, учебная группа принадлежит к перво­му виду, все студенты крупного образовательного учреждения (разных курсов и факультетов) - малоконтактная группа, все студенчество страны - практически неконтактная группа. Чем больше контактность, тем богаче, выраженнее, влиятельнее и динамичнее психология групп.

3. Группы различаются и по способу организации. Так, официальные группы учреждаются на правовой ос­нове, по лицензиям, открыто, гласно, а их структура и функ­ционирование предусмотрены обычно в разных положениях, штатных расписаниях, уставах и пр. Таковы государственные, коммерческие, образовательные и общественные организации. Неофициальная группа возникает стихийно, самосто­ятельно, а ее функционирование основано на психологической, а не правовой регуляции. Таковы группы друзей, приятелей,


коллекционеров, любителей спорта, танца, совместного прове­дения досуга, туристов, наркоманов и др. Выделяют и неор­ганизованные, случайные группы, например зри­телей, зевак, посетителей магазина, рыночной толпы, стоящих в очереди, пассажиров в автобусе. Объединение людей в них случайное, временное и определяется сходством разового, про­ходящего интереса.

4. По численности людей, входящих в группы, выделя­ются большие (классы, нации, народности, профессиональ­ные, население страны и др.) и малые (ученический класс, производственная бригада, цех, спортивная команда, семья и др.). Иногда выделяют среднее между ними - мезогруппы (миди-группы).

В теории, социологии и психологии управления существу­ют разные подходы к объекту, что объясняется отличием пред­метов изучения в каждой науке. Теория управления в качестве объекта берет организацию, ее структуру, систему. Социоло­гия и психология рассматривают в качестве объекта управле­ния социальную организацию, социальные группы.

Устоявшимся и общепризнанным является следующее оп­ределение организации как трудовой ячейки1: организация - это группа людей (два и более), деятельность которых созна­тельно координируется для достижения общей цели или целей. Наиболее существенными характеристиками организации считают следующие:

1.Специализация каждого ее члена на какой-либо трудо­вой операции, синхронность и однонаправленность.

2.Стремление к устойчивости, которая обеспечивается единством и строгой иерархичностью.

3. Выполнение роли мощного инструмента в достижении разнообразных целей.

В отечественной психологии довольно много внимания уде­лялось изучению коллектива. Западная психология не призна­вала такого понятия, как коллектив, и оперировала понятием малой социальной группы. В последние годы происходит взаи­мообогащение этих двух направлений исследования, и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива и в за­рубежной, и в отечественной психологии. В ряде исследований утверждается, что коллектив — высшая форма внутренней ор­ганизации группы. В таком случае нужно рассмотреть в качест­ве объекта управления социальную организацию, а также весь комплекс вопросов, связанных с формальной и неформальной социальными группами.

На успешность деятельности социальной организации ока­зывают влияние многие факторы, в том числе формальные и неформальные группы. Английские специалисты по управле­нию М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделили наиболее типичные огра­ничения, препятствующие эффективной работе социальных организаций:

1.Непригодность руководителя. Руководство — это, видимо, самый важный фактор, определяющий качество работы социальной группы. Организаторские способности имеются не у каждого. Установлено, что такая одаренность встречается в несколько десятков раз реже, чем музыкаль­ные или математические способности. Психологи сейчас рас­полагают рядом методик оценки организаторских способностей менеджеров. Но всегда коллектив берет на себя высокую ответственность, приглашая по контракту специалистов-организаторов.

2. Неквалифицированные сотрудники. Эффективная организация должна представлять собой сбалансированный и полнокровный ансамбль, где каждый исполняет свою роль и все решают общую задачу. Поэтому нужен такой состав сотрудников, которые могут плодотворно работать вместе.

3. Ненормальный микроклимат. Организацию составля­ют люди с разными ценностями и пристрастиями. И сплачива­ют их не только единые цели, но и общие эмоции. Преданность организации — один из признаков нормального климата в груп­пе. Высокая степень взаимной поддержки также естественное

 
 

состояние эффективно работающей организации. Недоверие, подозрительность людей друг к другу разъедают социальную организацию.

4.Нечеткость целей. Если нет ясного видения общей цели, то отдельные члены группы не смогут внести свой вклад в об­щее дело. Изучение экономических гигантов США и Японии по­казало, что их успех во многом обусловлен наличием делового кредо, т. е. совокупности основных целей, стоящих перед ними. Эти цели конкретно формулируются для низовых коллекти­вов в виде каких-нибудь принципов, правил и даже лозунгов, а затем постоянно и умело доводятся до сознания и чувств всех работающих. В современной динамичной обстановке может потребоваться и поменять цели в новых обстоятельствах. Орга­низация, которая глядит вперед и соответственно корректиру­ет свои цели, обычно добивается успеха.

5.Неудовлетворительные результаты работы. Бывает, что хороший микроклимат, высокая компетентность сотруд­ников и прочее не дают хороших результатов. В этом случае, видимо, не хватает напористости, стремления работников к со­вершенству, отсутствуют должные стимулы.

6.Неэффективность методов подготовки и принятия решений. Существует, однако, "коллективный" интеллект — "брэйнсторминг" (ярмарки идей и пр.), овладение которым по­может усовершенствовать эти методы.

7.Закрытость и конфронтация. Когда в организации нет
свободы суждений, в ней возникает нездоровый климат. Члены группы должны иметь возможность высказывать свое мнение
друг о друге, обсуждать все разногласия без страха показать-
ся смешными или опасаясь мести. В эффективно работающих
организациях не избегают деликатных и неприятных вопросов,
а обсуждают их честно и прямо, не боясь столкновения взгля-
дов и конфликтов. При прочих равных условиях наибольшими
возможностями обладает организация с высоким уровнем ин-
дивидуальных способностей его членов. "Развитые сотрудни-
ки", по определению Вудкока и Фрэнсиса, энергичны, умеют
совладать со своими эмоциями, готовы открыто излагать свое
мнение, могут изменить свою точку зрения только под воздейс­твием аргументов, хорошо излагают свое мнение.

Низкие творческие способности организации. Эффек­тивная организация имеет способность генерировать творчес­кие идеи и осуществлять их. Коллективное творчество имеет свои стадии: определение задачи, зарождение идей, отбор и развитие наиболее ценных идей, проверка идей, внедрение новшества.

8.Включение в творчество требует не только тяги к новому, но и соответствующих действий.

9.Неконструктивные отношения с другими социаль­ными группами. Качество взаимодействия с другими органи­зациями бывает неудовлетворительным. Руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для постоянного совместного решения проблем, добиваться личного взаимо­понимания и создания климата доверия для предотвращения враждебности и налаживания сотрудничества.

В любом виде групп, кроме условных, могут существовать, обнаруживаться и влиять на жизнь людей если не все, то боль­шинство социально-психологических явлений. Для того чтобы понять и описать психологию конкретной группы, необходимо выявить и дать содержательную характеристику этим явлени­ям, выявить ее особенности, учесть классификационные при­знаки группы и оценить психологию группы как комплексного, целостного явления.

Чаще всего выделяют следующие социально-психологи­ческие системные явления1:

1. Социально-психологический климат (атмосфера) в группе — групповое психологическое состояние, интегральный показатель благоприятности/неблагоприятности для ее членов господствующих в данное время в ней социально-психологи­ческих явлений, порождающих у ее членов чувства психологи­ческого комфорта или дискомфорта, желания оставаться в ней или уходить. Это показатель того, как в группе "психологичес­ки дышится" ее членам — легко или они "психологически за­дыхаются". Социально-психологический климат может иметь разную степень благоприятности/неблагоприятности для всех членов группы, части их или даже для отдельного человека.

2. Морально-психологический климат — частный случай социально-психологического климата, разновидность груп­пового психического состояния, характеризующегося степе­нью удовлетворенности/неудовлетворенности членов группы соблюдением в ней моральных норм, уровнем нравственности и культуры во взаимоотношениях, проявлениями справедли­вости/несправедливости к членам группы, добра (понимания, уважения прав и личного достоинства, внимания, поддержки, заботы, помощи и проч.) или равнодушия, недоброжелатель­ности, неуважения, зла.

Психология группы, социально-психологический и мо­рально-психологический климат в зависимости от своих ха­рактеристик притягивают людей к группе или отталкивают их, играют сплачивающую или разрушающую роль, повышают или снижают эффективность деятельности группы и каждого ее члена, оказывают благоприятное или неблагоприятное вли­яние на изменения психологии индивидов, входящих в нее.

Итак, каждая организация, в которой происходит непос­редственное взаимодействие работников, может быть рас­смотрена как социальная группа. Знание социально-психоло­гических характеристик действующих в ней закономерностей помогает ориентироваться в обстановке рядовому ее члену, оказывается важным подспорьем для руководителя любого ранга. Умение управлять коллективом, группами людей — не­обходимое качество менеджера.

2. Общая характеристика малых групп

Малые группы — наиболее многочисленный вид групп. Каждый человек обычно является членом нескольких малых групп, например семьи, учебной (трудовой) группы, группы друзей, спортивной группы, досуговой (совместно проводя­щей свободное время), какого-то общественного формирова­ния — формального (партии, комитета союза и др.) или не­формального и т. п. Он живет в психологической атмосфере этих групп и подвергается ее воздействию. Как правило, одна из групп выступает для него доминирующей, т. е. наиболее важной, привлекательной, доставляющей наибольшее удов­летворение, а поэтому ее психология оказывает на него самое сильное воздействие, нередко превышающее сумму сил всех других.

Выделяют следующие существенные признаки малой группы:

1.Автономность, т. е. группа должна быть ограничена в социальном пространстве, обладать некоторой самостоятель­ностью, которая определяется специфическими целями своего функционирования и проявляется в этой связи в более высокой относительно окружающей социальной среды сплоченности.

2. Интегративностъ, т. е. способность группы сохранять свою структуру и функцию в наиболее типичных профессио­нальных и жизненных ситуациях.

3. Единство цели в профессиональной деятельности и об­щении ее членов, общность потребностей и интересов, уста­новок, мотивов деятельности, ценностных ориентации и груп­повых норм, постоянное и непосредственное взаимодействие членов группы друг с другом, чувство принадлежности к одной группе

4. Взаимный контроль членов группы и возможность с его помощью регулировать деятельность группы.

5.Оптимальный размер группы - от 2 до 20 человек.

Вторичные признаки: совместимость членов группы по психофизиологическим или социальным показателям, стабильность группы, ее общая социальная настроенность и др.

В малых группах важно не столько то, что они относитель­но малочисленны, сколько особенности социально-психологи­ческих связей в них, отличающихся богатством, разнообрази­ем, непосредственностью (теснотой), постоянством контактов людей друг с другом, выраженной зависимостью удовлетворе­ния личных интересов с интересами других. Такие связи энер­гично активизируют, ускоряют процесс образования психоло­гии групп, ее динамику и влияние на людей.

В структуре психологии малой группы обнаруживается существование и действие следующих социально-психологи­ческих явлений:

• групповых (нередко такие явления, независимо от масш­таба групп, которым они принадлежат, именуют общественны­ми, например общественное мнение группы или общественное мнение в группе) явлений массовидного характера: групповых интересов, групповых целей, группового мнения, группового настроения, групповых ценностей и норм поведения, обычаев и традиций и др.;

• взаимоотношений всех видов: межличностных (между членами группы), личностно-групповых (отношений руково­дителя с остальной группой, отношений группы к отдельным ее членам, чем-то выделившимся, отношений появившегося в группе неофициального лидера с остальными членами группы или частью ее), микрогрупповых (взаимоотношений микро­групп, если они есть в группе, — бригад, отделов, секций, от­рядов, цехов и пр. — или неофициальных — групп друзей, зем­ляков, национальных микрогрупп, религиозных, микрогрупп, следующих за разными лидерами, и др.) и межгрупповых (вза­имоотношений группы с другими группами — болельщиков разных спортивных команд, персонала конкурирующих фирм, студентов разных курсов, факультетов и образовательных уч­реждений и т. п.);

• общения, обмена информацией и взаимодействия;

• социально-психологических механизмов: подражания, заражения, массовой силы, групповой идентификации и др.

У членов малой группы под влиянием ее психологии воз­никают личностные социально-психологические явления:

- имидж;

- социально-психологический статус;

- изменения социально-психологических свойств, моти­вов, других особенностей личности и психической деятельнос­ти, поступков и достигаемых результатов.

Особенности факторов, присущих жизнедеятельности от­дельных малых групп (вид и род занятий, социальные и мате­риальные условия, используемые средства и способы, качества людей, входящих в группу, их взаимоотношения, обеспечен­ность, степень успешности деятельности, прошлое группы и ожидаемое будущее, руководство группой, работа руководс­тва с ней и др.), отражаются на видовых особенностях их пси­хологии. Так, своеобразные черты присущи психологии семьи, производственных бригад, туристических групп, спортивных команд, учебных групп, воинских подразделений, научных ор­ганизаций, криминальных групп, групп подростков и др.

Наряду с типичными видовыми особенностями существуют и элементы индивидуального своеобразия психологии данной группы, в том числе принадлежащей к определенному виду.

В целом группы различаются по следующим показателям:

а) по направленности деятельности (в зависимости от целей и задач деятельности);

б) по организационному единству - т. е. по наличию авто-ритетного актива, стремлению к сотрудничеству, к согласованности действий;

в) по психологическому единству - оно предполагает три фактора: интеллектуальный (единство мнений); эмоциональный (преобладание определенного настроя); волевой (способность преодолевать препятствия, трудности);

г) по подготовленности группы — опыт совместной работы, уровень обученности социальной группы, характеризующийся прежде всего знаниями, навыками и умениями.

Психология малой группы возникает, складывается, изменяется, развивается, но может и деформироваться, деградировать как целиком, так и по отдельным элементам. Эту активность и изменчивость называют групповой динамикой, или психодинамикой.

Выделяются следующие элементы групповой динамики:

• обнаруживаются признаки зарождения и изменения взаимоотношений, мнений, настроений и других социально-психологических явлений;

• происходят взаимовлияния возникающих у отдельных членов группы мнений, желаний, намерений, действий, которые завершаются выработкой общих, консенсусных, компромиссных взглядов, мнений, подходов, групповых норм, взаимоотношений (нахождение "общего языка") либо возникновением конфликтов и противоборств, даже раскола и выхода из груп­пы части ее членов;

• выдвигаются лидеры - наиболее активные, с харизматическими признаками личности (личность с выраженными чертами необычности, привлекательности, активности, организаторских способностей, притягательности для других), инициативно собирающие единомышленников, становящиеся центрами психологического притяжения других. Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся неформальные руково­дители части группы или всей. Если в группе есть официальное должностное лицо - руководитель или другие неформальные лидеры, то между ними возникают особые взаимосвязи, которые приводят либо к лояльному сотрудничеству, либо к соперничеству и конкурентной борьбе за влияние в группе, которая обычно приводит к плохим последствиям для всех;

• со временем положение в группе относительно стабилизируется. Страсти на время утихают, психологические столкновения и конфликты приводят к выработке согласия, установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосферы жизни и функционирования членов группы;

• однако стабильность временна и рано или поздно нарушается разными внешними и внутренним причинами. От этого группа чаще всего остается в выигрыше. Как-то меняется окружающая среда, ситуация на рынке, условия в обществе, открываются новые возможности, устаревают способы работы, одни члены уходят из нее, а другие приходят и пр., что разрушает настроения удовлетворенности и комфорта, вызывает недовольство и требует перемен. Поэтому группа ищет способы усовершенствования своей жизнедеятельности. Однако изменения могут носить и регрессивный характер. Поэтому руководство группой требует внимательного отношения к зародышам недовольств, чтобы не увеличивать их, не принимать решений, содержащих побочный отрицательный эффект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 596; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.