КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая сущность конфликта 1 страница
Навык к расслаблению (релаксация). Каждому серьезному напряжению должна соответствовать так называемая релаксационная пауза. Предлагается 15-30 мин в день заниматься релаксацией. Способность отличать неудачу от катастроф, частный промах от крушения всех жизненных планов. В ситуации конфликта следует отступить («здоровье дороже»). Принцип реальности нацеливает на трезвый подход к миру, в котором движение к какой-либо цели рассматривается не как прямолинейный процесс подъема на все новые и новые ступени, а допускает длинные, в том числе окольные (обходные), пути и косвенные средства. Психологический же механизм реализации принципа реальности состоит, в основном, в способности к терпению. Подготовка психики на случаи неудачи (стреляный воробей) - способность заранее осмысливать возможную неудачу и ее последствия. Если нельзя или невозможно избежать психотрамвирующей ситуации – измените свое отношение к ней. Монтель «Человек страдает нестолько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее. Умение обесценивать то, что не смог достичь. Переносить малые потери легче, чем значительные. Как говорил философ Сенека, беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало. В настоящее время довольно широко распространено среди руководителей такое заболевание, как невроз. Именно неврозы редко окончательно излечиваются медикаментозными средствами. Лечиться приходиться всю жизнь — постоянно сидеть на таблетках. Невроз - заболевание, проистекающее из взаимоотношений людей, связанное с неадекватной оценкой человеком своих возможностей и обусловленное его особенностями темперамента и характера. Создать условия для сохранения психического здоровья, поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе, предупреждать перерождение легких и временных психических отклонений в психическую болезнь - это забота менеджера любого ранга. Действенным средством сохранения работоспособности человека на высоком уровне и, следовательно, повышения эффективности его труда служит психогигиена. Психическая гигиена - система принципов, установок и приемов, которые помогают укреплять психическое здоровье. Важнейшаяфункция психогигиены - предупредительная. Она состоит в том, чтобы организационными и психологическими средствами ограничивать действие факторов, способствующих возникновению и развитию нервных и психических процессов (заболеваний). Формированиеволевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости). Наличие эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники). Основы психогигиены стресса. Известный русский психолог Е. Жариков разработал приемы нейтрализации негативных состояний работников (так называемые элементы психогигиены): 1. Смена ориентации - гибкость или динамичность установок. Предполагается поисковая активность: найти новую цель и начать искать пути ее достижения. 6. Доверительное общение ("Жилетка"). Имеет терапевтическое значение эффекта разделенного горя. Этой же цели служит телефон доверия, исповедь. - Юмор. Функция юмора - обеспечить удовлетворительное самочувствие в далеко не удовлетворительной ситуации. Как говорит восточная пословица, человек смеется, чтобы не плакать. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как добрая улыбка». Посмейтесь, подойдите к зеркалу, постройте себе рожицы, улыбнитесь, похвалите себя. Юмор – это спасательный круг на волнах жизни. Мир уцелел, потому что смеялся. 7. Заполнение психики позитивным опытом. "Приятно вспомнить" (успешное решение проблем). Чаще вспоминайте об удачах. 8. "Триумф". Продумать свой положительный образ и следовать ему. Убедить себя, что все будет в порядке. 9. "Звонок на перемену". Пресыщение общением. Предельные нормы контактов — 7 часов, 7 дней. 10."Пропишите себе труд". Цицерон говорил: "Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли". Предполагается переместить внимание и усилия на объекты, не связанные с источником кризисной ситуации. Стараясь избавиться от тяжелого чувства, постарайтесь как можно быстрее приступить к привычному делу, занять себя чем-нибудь. 11.Учитесь забывать. Немецкий философ В. Гумбольдт говорил: "Хранить в памяти негативные представления равносильно медленному самоубийству". Или по Д. Карнеги "не пилите опилок". 12.Не работайте на износ. 13. Научитесь говорить нет. Ведь вы же не в состоянии сделать все, что требуют от вас окружающие. Если будете пытаться сделать все дела, помочь всем страждущим, станет совсем плохо. А поэтому необходимо твердо и без угрызений совести уметь отказывать. Дополнительно приведем рекомендации Д. Карнеги, соблюдение которых позволит преодолеть беспокойство и избежать перегрузок на психику. 1.Если вы хотите избежать беспокойства, то "живите в отсеке сегодняшнего дня". Не тревожьтесь о будущем. Живите спокойно до отхода ко сну. 2.Используйте закон больших чисел. Спрашивайте себя: "Какова вероятность того, что это событие вообще произойдет?". 3.Считайтесь с неизбежным. Если вы знаете, что не в ваших силах изменить или исправить какое-либо обстоятельство, скажите себе: "Это так, это не может быть иначе". Притча «Луна» Вопросы для повторения 1. Что понимается под здоровьем человека и какие факто- 2. Охарактеризуйте основные слагаемые здоровья. 3.Аргументированно обоснуйте ведущие факторы физического здоровья. 4.Перечислите и раскройте критерии психического здоровья. 5.Дайте характеристику основных признаков и показателей духовного здоровья. 6.Чем определяется и что охватывает образ жизни современного человека? 7.Обоснуйте основные психологические признаки стресса. 8.Опишите три стадии адаптационного синдрома стресса. 9. Дайте социально-психологическую характеристику 10. Опишите основные подходы управления стрессом. Задания для размышлений 1. Составьте структурно-логическую схему базы знаний по данной теме. 2. Проанализируйте психологические основы стратегии жизни, обеспечивающие полное самовыражение, самоутверждение и успех в ней и сравните с ними то что вы делаете сейчас. 3. Подумайте и ответьте себе самому- - кем и каким вы хотите стать в жизни? - какими достоинствами и личными качествами хотите обладать? - отражают ли поступки ваши планы, стремления? - не требуется ли что-то скорректировать в ваших планах и намерениях? 4. Попытайтесь самостоятельно объяснить основные причины профессиональных кризисов, которые могут возникнуть в процессе управленческой деятельности 5. Назовите главные правила здорового образа жизни и проанализируйте, в какой степени сегодняшний образ вашей жизни соответствует здоровому.
Тема 5.Психология управления группой
1. Социально-психологическая сущность групп, организаций 2. Общая характеристика малых групп 3. Структурные элементы в группе 4. Сущность групповых социально-психологических явлений
1. Социально-психологическая сущность групп, организаций Человек, как бы он ни был автономен и самостоятелен, не может существовать, не может выражать свою сущность вне общения с другими людьми, вне взаимодействия с группой людей. В начале жизни самой первой социальной группой, в которой человек пребывает и где закладываются основы его личности, является семья, затем идут дружеские компании сверстников, учебные группы, любительские объединения и т. п. Индивид всегда связан с кем-либо из ближайшего окружения. Тысячами нитей каждый из нас также связан с гигантским человеческим социумом, испытывая на себе его влияние. Так, и слово "группа" происходит от итальянского gruppo — связка. В настоящее время известно немало определений социальной группы'. Под социальной группой понимается многочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. В американском менеджменте под группой понимают двух или более людей, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждый из них одновременно и оказывает влияние на другого, и испытывает его влияние. В отечественной социальной психологии до настоящего времени общепринятым и значимым считается определение, данное Г. М. Андреевой, о том, что малая группа — это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Наиболее общими качествами социальной группы с точки зрения управления являются следующие: 1.Направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм). 2.Организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и интегративность ее (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности). 3. Микроклимат, или психологический климат, группы, который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней. Каждый стремится быть среди других людей, быть членом хорошей группы, иметь желание испытывать и получать в ответ дружеские чувства. 4. Референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач). 5. Интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка). 6.Эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера, удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах). 7. Волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств, стрессоустойчивость, надежность группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкурентных условиях). В общеупотребительном значении группой называется всякая совокупность людей. Группы очень несхожи, а поэтому различаются по видам: 1. По реальности существования выделяются реальные и условные группы. В реальных группах люди фактически находятся вместе и что-то их действительно сплачивает: совместная деятельность, занятия на досуге, одинаковые условия, ситуация и др. Условные группы существуют на бумаге, выделяются аналитиками или учетчиками, например группа должников по квартплате, группа передовиков учебы, группа записавшихся на прием к директору и т. п. В последнее время стали выделять виртуальные группы, возникающие у пользователей информационной паутины интернета на основе общих интересов и общения в ней. 2. По контактности - тесноте, частоте и разнообразию взаимодействий и общения - группы бывают контактными, малоконтактными и практически неконтактными. Например, учебная группа принадлежит к первому виду, все студенты крупного образовательного учреждения (разных курсов и факультетов) - малоконтактная группа, все студенчество страны - практически неконтактная группа. Чем больше контактность, тем богаче, выраженнее, влиятельнее и динамичнее психология групп. 3. Группы различаются и по способу организации. Так, официальные группы учреждаются на правовой основе, по лицензиям, открыто, гласно, а их структура и функционирование предусмотрены обычно в разных положениях, штатных расписаниях, уставах и пр. Таковы государственные, коммерческие, образовательные и общественные организации. Неофициальная группа возникает стихийно, самостоятельно, а ее функционирование основано на психологической, а не правовой регуляции. Таковы группы друзей, приятелей, 4. По численности людей, входящих в группы, выделяются большие (классы, нации, народности, профессиональные, население страны и др.) и малые (ученический класс, производственная бригада, цех, спортивная команда, семья и др.). Иногда выделяют среднее между ними - мезогруппы (миди-группы). В теории, социологии и психологии управления существуют разные подходы к объекту, что объясняется отличием предметов изучения в каждой науке. Теория управления в качестве объекта берет организацию, ее структуру, систему. Социология и психология рассматривают в качестве объекта управления социальную организацию, социальные группы. Устоявшимся и общепризнанным является следующее определение организации как трудовой ячейки1: организация - это группа людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Наиболее существенными характеристиками организации считают следующие: 1.Специализация каждого ее члена на какой-либо трудовой операции, синхронность и однонаправленность. 2.Стремление к устойчивости, которая обеспечивается единством и строгой иерархичностью. 3. Выполнение роли мощного инструмента в достижении разнообразных целей. В отечественной психологии довольно много внимания уделялось изучению коллектива. Западная психология не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала понятием малой социальной группы. В последние годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования, и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива и в зарубежной, и в отечественной психологии. В ряде исследований утверждается, что коллектив — высшая форма внутренней организации группы. В таком случае нужно рассмотреть в качестве объекта управления социальную организацию, а также весь комплекс вопросов, связанных с формальной и неформальной социальными группами. На успешность деятельности социальной организации оказывают влияние многие факторы, в том числе формальные и неформальные группы. Английские специалисты по управлению М. Вудкок и Д. Фрэнсис выделили наиболее типичные ограничения, препятствующие эффективной работе социальных организаций: 1.Непригодность руководителя. Руководство — это, видимо, самый важный фактор, определяющий качество работы социальной группы. Организаторские способности имеются не у каждого. Установлено, что такая одаренность встречается в несколько десятков раз реже, чем музыкальные или математические способности. Психологи сейчас располагают рядом методик оценки организаторских способностей менеджеров. Но всегда коллектив берет на себя высокую ответственность, приглашая по контракту специалистов-организаторов. 2. Неквалифицированные сотрудники. Эффективная организация должна представлять собой сбалансированный и полнокровный ансамбль, где каждый исполняет свою роль и все решают общую задачу. Поэтому нужен такой состав сотрудников, которые могут плодотворно работать вместе. 3. Ненормальный микроклимат. Организацию составляют люди с разными ценностями и пристрастиями. И сплачивают их не только единые цели, но и общие эмоции. Преданность организации — один из признаков нормального климата в группе. Высокая степень взаимной поддержки также естественное состояние эффективно работающей организации. Недоверие, подозрительность людей друг к другу разъедают социальную организацию. 4.Нечеткость целей. Если нет ясного видения общей цели, то отдельные члены группы не смогут внести свой вклад в общее дело. Изучение экономических гигантов США и Японии показало, что их успех во многом обусловлен наличием делового кредо, т. е. совокупности основных целей, стоящих перед ними. Эти цели конкретно формулируются для низовых коллективов в виде каких-нибудь принципов, правил и даже лозунгов, а затем постоянно и умело доводятся до сознания и чувств всех работающих. В современной динамичной обстановке может потребоваться и поменять цели в новых обстоятельствах. Организация, которая глядит вперед и соответственно корректирует свои цели, обычно добивается успеха. 5.Неудовлетворительные результаты работы. Бывает, что хороший микроклимат, высокая компетентность сотрудников и прочее не дают хороших результатов. В этом случае, видимо, не хватает напористости, стремления работников к совершенству, отсутствуют должные стимулы. 6.Неэффективность методов подготовки и принятия решений. Существует, однако, "коллективный" интеллект — "брэйнсторминг" (ярмарки идей и пр.), овладение которым поможет усовершенствовать эти методы. 7.Закрытость и конфронтация. Когда в организации нет Низкие творческие способности организации. Эффективная организация имеет способность генерировать творческие идеи и осуществлять их. Коллективное творчество имеет свои стадии: определение задачи, зарождение идей, отбор и развитие наиболее ценных идей, проверка идей, внедрение новшества. 8.Включение в творчество требует не только тяги к новому, но и соответствующих действий. 9.Неконструктивные отношения с другими социальными группами. Качество взаимодействия с другими организациями бывает неудовлетворительным. Руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для постоянного совместного решения проблем, добиваться личного взаимопонимания и создания климата доверия для предотвращения враждебности и налаживания сотрудничества. В любом виде групп, кроме условных, могут существовать, обнаруживаться и влиять на жизнь людей если не все, то большинство социально-психологических явлений. Для того чтобы понять и описать психологию конкретной группы, необходимо выявить и дать содержательную характеристику этим явлениям, выявить ее особенности, учесть классификационные признаки группы и оценить психологию группы как комплексного, целостного явления. Чаще всего выделяют следующие социально-психологические системные явления1: 1. Социально-психологический климат (атмосфера) в группе — групповое психологическое состояние, интегральный показатель благоприятности/неблагоприятности для ее членов господствующих в данное время в ней социально-психологических явлений, порождающих у ее членов чувства психологического комфорта или дискомфорта, желания оставаться в ней или уходить. Это показатель того, как в группе "психологически дышится" ее членам — легко или они "психологически задыхаются". Социально-психологический климат может иметь разную степень благоприятности/неблагоприятности для всех членов группы, части их или даже для отдельного человека. 2. Морально-психологический климат — частный случай социально-психологического климата, разновидность группового психического состояния, характеризующегося степенью удовлетворенности/неудовлетворенности членов группы соблюдением в ней моральных норм, уровнем нравственности и культуры во взаимоотношениях, проявлениями справедливости/несправедливости к членам группы, добра (понимания, уважения прав и личного достоинства, внимания, поддержки, заботы, помощи и проч.) или равнодушия, недоброжелательности, неуважения, зла. Психология группы, социально-психологический и морально-психологический климат в зависимости от своих характеристик притягивают людей к группе или отталкивают их, играют сплачивающую или разрушающую роль, повышают или снижают эффективность деятельности группы и каждого ее члена, оказывают благоприятное или неблагоприятное влияние на изменения психологии индивидов, входящих в нее. Итак, каждая организация, в которой происходит непосредственное взаимодействие работников, может быть рассмотрена как социальная группа. Знание социально-психологических характеристик действующих в ней закономерностей помогает ориентироваться в обстановке рядовому ее члену, оказывается важным подспорьем для руководителя любого ранга. Умение управлять коллективом, группами людей — необходимое качество менеджера. 2. Общая характеристика малых групп Малые группы — наиболее многочисленный вид групп. Каждый человек обычно является членом нескольких малых групп, например семьи, учебной (трудовой) группы, группы друзей, спортивной группы, досуговой (совместно проводящей свободное время), какого-то общественного формирования — формального (партии, комитета союза и др.) или неформального и т. п. Он живет в психологической атмосфере этих групп и подвергается ее воздействию. Как правило, одна из групп выступает для него доминирующей, т. е. наиболее важной, привлекательной, доставляющей наибольшее удовлетворение, а поэтому ее психология оказывает на него самое сильное воздействие, нередко превышающее сумму сил всех других. Выделяют следующие существенные признаки малой группы: 1.Автономность, т. е. группа должна быть ограничена в социальном пространстве, обладать некоторой самостоятельностью, которая определяется специфическими целями своего функционирования и проявляется в этой связи в более высокой относительно окружающей социальной среды сплоченности. 2. Интегративностъ, т. е. способность группы сохранять свою структуру и функцию в наиболее типичных профессиональных и жизненных ситуациях. 3. Единство цели в профессиональной деятельности и общении ее членов, общность потребностей и интересов, установок, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм, постоянное и непосредственное взаимодействие членов группы друг с другом, чувство принадлежности к одной группе 4. Взаимный контроль членов группы и возможность с его помощью регулировать деятельность группы. 5.Оптимальный размер группы - от 2 до 20 человек. Вторичные признаки: совместимость членов группы по психофизиологическим или социальным показателям, стабильность группы, ее общая социальная настроенность и др. В малых группах важно не столько то, что они относительно малочисленны, сколько особенности социально-психологических связей в них, отличающихся богатством, разнообразием, непосредственностью (теснотой), постоянством контактов людей друг с другом, выраженной зависимостью удовлетворения личных интересов с интересами других. Такие связи энергично активизируют, ускоряют процесс образования психологии групп, ее динамику и влияние на людей. В структуре психологии малой группы обнаруживается существование и действие следующих социально-психологических явлений: • групповых (нередко такие явления, независимо от масштаба групп, которым они принадлежат, именуют общественными, например общественное мнение группы или общественное мнение в группе) явлений массовидного характера: групповых интересов, групповых целей, группового мнения, группового настроения, групповых ценностей и норм поведения, обычаев и традиций и др.; • взаимоотношений всех видов: межличностных (между членами группы), личностно-групповых (отношений руководителя с остальной группой, отношений группы к отдельным ее членам, чем-то выделившимся, отношений появившегося в группе неофициального лидера с остальными членами группы или частью ее), микрогрупповых (взаимоотношений микрогрупп, если они есть в группе, — бригад, отделов, секций, отрядов, цехов и пр. — или неофициальных — групп друзей, земляков, национальных микрогрупп, религиозных, микрогрупп, следующих за разными лидерами, и др.) и межгрупповых (взаимоотношений группы с другими группами — болельщиков разных спортивных команд, персонала конкурирующих фирм, студентов разных курсов, факультетов и образовательных учреждений и т. п.); • общения, обмена информацией и взаимодействия; • социально-психологических механизмов: подражания, заражения, массовой силы, групповой идентификации и др. У членов малой группы под влиянием ее психологии возникают личностные социально-психологические явления: - имидж; - социально-психологический статус; - изменения социально-психологических свойств, мотивов, других особенностей личности и психической деятельности, поступков и достигаемых результатов. Особенности факторов, присущих жизнедеятельности отдельных малых групп (вид и род занятий, социальные и материальные условия, используемые средства и способы, качества людей, входящих в группу, их взаимоотношения, обеспеченность, степень успешности деятельности, прошлое группы и ожидаемое будущее, руководство группой, работа руководства с ней и др.), отражаются на видовых особенностях их психологии. Так, своеобразные черты присущи психологии семьи, производственных бригад, туристических групп, спортивных команд, учебных групп, воинских подразделений, научных организаций, криминальных групп, групп подростков и др. Наряду с типичными видовыми особенностями существуют и элементы индивидуального своеобразия психологии данной группы, в том числе принадлежащей к определенному виду. В целом группы различаются по следующим показателям: а) по направленности деятельности (в зависимости от целей и задач деятельности); б) по организационному единству - т. е. по наличию авто-ритетного актива, стремлению к сотрудничеству, к согласованности действий; в) по психологическому единству - оно предполагает три фактора: интеллектуальный (единство мнений); эмоциональный (преобладание определенного настроя); волевой (способность преодолевать препятствия, трудности); г) по подготовленности группы — опыт совместной работы, уровень обученности социальной группы, характеризующийся прежде всего знаниями, навыками и умениями. Психология малой группы возникает, складывается, изменяется, развивается, но может и деформироваться, деградировать как целиком, так и по отдельным элементам. Эту активность и изменчивость называют групповой динамикой, или психодинамикой. Выделяются следующие элементы групповой динамики: • обнаруживаются признаки зарождения и изменения взаимоотношений, мнений, настроений и других социально-психологических явлений; • происходят взаимовлияния возникающих у отдельных членов группы мнений, желаний, намерений, действий, которые завершаются выработкой общих, консенсусных, компромиссных взглядов, мнений, подходов, групповых норм, взаимоотношений (нахождение "общего языка") либо возникновением конфликтов и противоборств, даже раскола и выхода из группы части ее членов; • выдвигаются лидеры - наиболее активные, с харизматическими признаками личности (личность с выраженными чертами необычности, привлекательности, активности, организаторских способностей, притягательности для других), инициативно собирающие единомышленников, становящиеся центрами психологического притяжения других. Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся неформальные руководители части группы или всей. Если в группе есть официальное должностное лицо - руководитель или другие неформальные лидеры, то между ними возникают особые взаимосвязи, которые приводят либо к лояльному сотрудничеству, либо к соперничеству и конкурентной борьбе за влияние в группе, которая обычно приводит к плохим последствиям для всех; • со временем положение в группе относительно стабилизируется. Страсти на время утихают, психологические столкновения и конфликты приводят к выработке согласия, установлению норм отношений и поведения, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосферы жизни и функционирования членов группы; • однако стабильность временна и рано или поздно нарушается разными внешними и внутренним причинами. От этого группа чаще всего остается в выигрыше. Как-то меняется окружающая среда, ситуация на рынке, условия в обществе, открываются новые возможности, устаревают способы работы, одни члены уходят из нее, а другие приходят и пр., что разрушает настроения удовлетворенности и комфорта, вызывает недовольство и требует перемен. Поэтому группа ищет способы усовершенствования своей жизнедеятельности. Однако изменения могут носить и регрессивный характер. Поэтому руководство группой требует внимательного отношения к зародышам недовольств, чтобы не увеличивать их, не принимать решений, содержащих побочный отрицательный эффект.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |