Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Европейская модель организации центрального банка




 

Европейскую модель организации ЦБ представляет созданная 1 января 1999 года Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ) (рис.5).

Существование ЕСЦБ является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС).

ЦБ Англии, Дании и Швеции являются членами ЕСЦБ со специальным статусом: они не уполномочены принимать участие в принятии решений, касающихся в проведении единой денежно-кредитной политики, поскольку данные государства продолжают использовать свои национальные валюты и проводить самостоятельно денежно-кредитную политику.

 

 

    Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ)    
           
Европейский Центральный Банк (ЕЦБ)         Национальные Центральные Банки (НЦБ) 16 стран – членов ЕЭС
      Система управления ЕСЦБ    
         
     
               
Совет Управляющих   Исполнительная Дирекция   Генеральный Совет
                 

 

Рисунок 5 - Структура Европейской системы центральных банков

 

В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов ЕС, правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Высшими органами управления ЕСЦБ являются: совет управляющих, исполнительная дирекция и Генеральный совет (табл. 6).

 

Таблица 6 - Высшие органы управления ЕСЦБ

 

Органы управления Состав Руководство Примечание
Совет управляющих ЕСЦБ 18 человек=12 управляющих ЦБ стран - участниц ЕЭВС + 6человек исполнительной дирекции Президент ЕЦБ – одновременно председатель Совета Управляющих. В первых двух органов имеет право решающего голоса в случаи равного распределения голосов. Он представляет ЕЦБ во внешних организациях (или назначает доверенное лицо) - определение ключевых элементов ДКП; - контроль за состоянием расчетных платежных систем стран – участниц; - устанавливает: *размеры минимальных резервных требований; *уровень ставок по кредитам; *выдает национальным банкам лицензии на эмиссию евро. Решения принимаются большинством голосов. Однако учитывается доля каждого ЦБ – члена ЕСЦБ. Решение принимается, если за него проголосовало больше половины акционеров, которым принадлежит не менее 2/3 объема уставного капитала (УК).
Исполнительная дирекция. 6 человек. Срок полномочий - 8 лет без права повторного назначения. 6 человек: президент + вице президент + 4 члена, являющиеся гражданами стран- участниц ЕЭВС. Назначаются по предложению Совета Европы по результатам консультаций с Европарламентом и Советом Управляющих ЕСЦБ Решения принимаются большинством голосов. При этом решающий голос принадлежит президенту. Исполнительный директор – проводник ДКП, руководит действиями ЦБ стран – участниц, контролирует выполнение ими нормативных документов.
Генеральный Совет – важный руководящий орган ЕЦБ и ЕСЦБ Президент, вице – президент, 15 управляющих ЦБ стран-участниц (ЕС).   Основные задачи: -подготовка отчетных документов о деятельности ЕЦБ; - решение, вопросов, касающихся оплаты УК ЕЦБ; - разработка должностных инструкций и пр.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью ЕСЦБ и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, ЕЦБ прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

- комитет внутренних аудиторов;

- комитет по банкнотам;

- бюджетный комитет;

- комитет внешней коммуникации;

- комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

- юридический комитет;

- комитет по рыночным операциям;

- комитет по денежно-кредитной политике;

- комитет международных отношений;

- статистический комитет;

- комитет банковского надзора;

- комитет информационных систем;

- комитет платежно-расчетных систем.

В соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ главной целью создания ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи, определенные в статье 3 его Устава:

- определение и проведение единой денежно-кредитной политики;

- хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций;

- обеспечение функционирования платежно-расчетных систем;

- сотрудничество в области банковского надзора;

- консультативные функции.

Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов - RTGS (Real Time Gross Settlements) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации).

ТАРГЕТ - это система межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени. Основной целью системы является обеспечение универсальной основы для осуществления межнациональных расчетов в евро. По мнению ее разработчиков, ТАРГЕТ представляет собой не просто платежную инфраструктуру, а является механизмом снятия противоречий в платежных системах отдельных стран ЕЭС.

ТАРГЕТ был разработан для решения трех основных задач:

- обеспечения безопасности и надежности межнациональных банковских расчетов в евро в режиме реального времени;

- повышения эффективности межбанковских операций в рамках ЕЭВС;

- создания технической основы для осуществления ЕСЦБ своих функций.

Второй важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association - EBA), представляющая собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет – в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС.

ЕЦБ является единственной организацией, имеющей право разрешить эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах ЕЭВС.

ЕЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

ЕСЦБ представляет собой независимую банковскую систему. При осуществлении своей деятельности члены ее органов управления не имеют права использовать инструкции или правила правительств и государственных органов стран Европейского Экономического Сообщества или внешних стран. В свою очередь институты Европейского Экономического Сообщества и правительства государств – участников ЕЭВС не имеют права вмешиваться в деятельность Европейской системы центральных банков. В Уставе ЕСЦБ представлены следующие меры, определяющие безопасность проводимой политики и независимость управляющих Национальными центральными банками от внешнего влияния:

- минимальный срок нахождения в должности управляющего НЦБ – пять лет;

- минимальный (не возобновляемый) срок нахождения в должности для членов Исполнительной Дирекции ЕЦБ – 8 лет. При этом, порядок утверждения Президента и Вице-президента для первой Исполнительной Дирекции отличен от порядка утверждения прочих его членов;

- прекращение срока нахождения в должности возможно только в связи с физической неспособностью или серьезными ошибками при осуществлении деятельности должностными лицами;

- все споры и разногласия по вопросам осуществления деятельности находятся в компетенции Европейского Суда.

Ответственность Европейской системы центральных банков и правила ведения диалога между ЕСЦБ и европейскими международными институтами также отвечают требованиям независимости.

В сферу деятельности ЕЦБ входит:

- предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;

- операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;

- установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС.

ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных (под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.

ЕЦБ и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.