КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Европейская модель организации центрального банка
Европейскую модель организации ЦБ представляет созданная 1 января 1999 года Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ) (рис.5). Существование ЕСЦБ является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС). ЦБ Англии, Дании и Швеции являются членами ЕСЦБ со специальным статусом: они не уполномочены принимать участие в принятии решений, касающихся в проведении единой денежно-кредитной политики, поскольку данные государства продолжают использовать свои национальные валюты и проводить самостоятельно денежно-кредитную политику.
Рисунок 5 - Структура Европейской системы центральных банков
В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов ЕС, правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Высшими органами управления ЕСЦБ являются: совет управляющих, исполнительная дирекция и Генеральный совет (табл. 6).
Таблица 6 - Высшие органы управления ЕСЦБ
Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью ЕСЦБ и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ. В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка. Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция – претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, ЕЦБ прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков. Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов: - комитет внутренних аудиторов; - комитет по банкнотам; - бюджетный комитет; - комитет внешней коммуникации; - комитет бухгалтерского учета и денежных доходов; - юридический комитет; - комитет по рыночным операциям; - комитет по денежно-кредитной политике; - комитет международных отношений; - статистический комитет; - комитет банковского надзора; - комитет информационных систем; - комитет платежно-расчетных систем. В соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ главной целью создания ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие конкретные задачи, определенные в статье 3 его Устава: - определение и проведение единой денежно-кредитной политики; - хранение и управление официальными валютными резервами стран-участниц, а также осуществление валютных операций; - обеспечение функционирования платежно-расчетных систем; - сотрудничество в области банковского надзора; - консультативные функции. Для осуществления платежей в пределах Европы с первого же дня 1999 года задействованы две общеевропейские системы банковских расчетов: ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-time Gross settlement Express Transfer system) с внутригосударственными системами клиринговых расчетов - RTGS (Real Time Gross Settlements) и ЕВА (система Европейской банковской ассоциации). ТАРГЕТ - это система межбанковских расчетов для евро, функционирующая в режиме реального времени. Основной целью системы является обеспечение универсальной основы для осуществления межнациональных расчетов в евро. По мнению ее разработчиков, ТАРГЕТ представляет собой не просто платежную инфраструктуру, а является механизмом снятия противоречий в платежных системах отдельных стран ЕЭС. ТАРГЕТ был разработан для решения трех основных задач: - обеспечения безопасности и надежности межнациональных банковских расчетов в евро в режиме реального времени; - повышения эффективности межбанковских операций в рамках ЕЭВС; - создания технической основы для осуществления ЕСЦБ своих функций. Второй важнейшей системой явилась Банковская ассоциация евро (Euro Banking Association - EBA), представляющая собой евро-клиринговую систему нетто-расчетов, по которой обмен информацией происходил в течение дня, а окончательный расчет – в конце расчетного дня. Основанная в 1985 г. в Париже она объединила 56 клиринговых банков из 16 стран. Это весьма эффективная и рентабельная система, отвечающая всем требованиям двустороннего и многостороннего зачета (неттинга). Через нее проходило около трети всех трансграничных платежей в ЕС. ЕЦБ является единственной организацией, имеющей право разрешить эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах ЕЭВС. ЕЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д. ЕСЦБ представляет собой независимую банковскую систему. При осуществлении своей деятельности члены ее органов управления не имеют права использовать инструкции или правила правительств и государственных органов стран Европейского Экономического Сообщества или внешних стран. В свою очередь институты Европейского Экономического Сообщества и правительства государств – участников ЕЭВС не имеют права вмешиваться в деятельность Европейской системы центральных банков. В Уставе ЕСЦБ представлены следующие меры, определяющие безопасность проводимой политики и независимость управляющих Национальными центральными банками от внешнего влияния: - минимальный срок нахождения в должности управляющего НЦБ – пять лет; - минимальный (не возобновляемый) срок нахождения в должности для членов Исполнительной Дирекции ЕЦБ – 8 лет. При этом, порядок утверждения Президента и Вице-президента для первой Исполнительной Дирекции отличен от порядка утверждения прочих его членов; - прекращение срока нахождения в должности возможно только в связи с физической неспособностью или серьезными ошибками при осуществлении деятельности должностными лицами; - все споры и разногласия по вопросам осуществления деятельности находятся в компетенции Европейского Суда. Ответственность Европейской системы центральных банков и правила ведения диалога между ЕСЦБ и европейскими международными институтами также отвечают требованиям независимости. В сферу деятельности ЕЦБ входит: - предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам; - операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами; - установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС. ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе ломбардных (под залог ценных бумаг), финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЕЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести Национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ. ЕЦБ и НЦБ могут устанавливать связи с центральными банками и финансовыми институтами других стран и международными организациями и осуществлять с ними все виды банковской деятельности, используя при этом любые финансовые активы и валюты.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |