Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административная теория А. Файоля




 

Классическая школа внесла весомый вклад в развитие управленческой мысли посредством разработки новой схемы управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. Становление и развитие классической школы менеджмента непосредственно связано с Анри Файолем (1841-1925).

На основе собственного опыта А. Файоль начал формулировать идеи административной теории уже в 1900 г., когда выступил с докладом по управлению перед членами Международного Конгресса по проблемам горной и металлургической промышленности. Именно в этом докладе он указал важность административной функции, но не представил элементы управления, которые и сделали его известным позже. В 1908 г. он подготовил тезисы к Юбилею Общества добывающей промышленности, в которых выдвинул свои четырнадцать общих принципов управления. Его первое упоминание об элементах управления относится к 1916 году, когда была опубликована его основная работа «Общее и промышленное управление». Еще одна известная работа А. Файоля - его статья «Теория управления государством» была опубликована в 1923 г.

Следует отметить, что его работы долгое время были в тени работ Ф. Тейлора, а их взгляды противопоставлялись. Вместе с тем их воззрения на управление можно рассматривать как два направления, которые дополняют друг друга. Разница заключается лишь в путях анализа. Ф. Тейлор начинал с осуществления своих методов на уровне цеха и затем делал выводы на основании опыта управления этой единицей. А. Файоль же построил свою систему общего управления с точки зрения менеджера высшего уровня и затем применил ее к низшим организационным элементам.

Таким образом, основной акцент А. Файоль делал на важность управления любыми свершениями, будь они большими или маленькими, промышленными, коммерческими, политическими, религиозными, или любыми другими. Эта универсальность менеджмента является главным вкладом, поскольку она позволяла преодолеть узкие представления и взгляды на менеджмент и относиться к изучению менеджмента не как самого себя, а как инструмента воздействия на любую систему.

А. Файоль начал с определения, распознания шести групп действий, присутствующих во всех промышленных предприятиях: техническая; коммерческая; финансовая; безопасность; бухгалтерский учет управленческая. Подробно он рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо.

В отличие от Ф. Тейлора А. Файоль осознавал и развивал не только универсальность методов и философии научного управления, но и универсальность организаторских функций.

А. Файоль не использовал термин процесс, чтобы описать функции менеджера. Он говорил об элементах управления, к которым относил предсказание, планирование, организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Рассуждая о способностях, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том, что каждый менеджер будет нуждаться в специальном знании, которое является специфическим для любой функции, будь-то техническая, финансовая или любая другая.

А. Файоль выделил и общие, характерные для любой функции управления, качества и способности менеджера: ф изические качества; умственные качества; моральные качества; общее образование; специальное знание; опыт. Он также обращал внимание на относительную важность необходимых способностей и умений для персонала в зависимости от их местоположения в иерархии управления и масштабов предприятий. Например, на уровне рабочих, техническая способность была наиболее важна; но по мере продвижения по скалярной цепи[7], относительная важность организаторской способности возрастала, в то время как потребность в технической способности уменьшилась. Различия в относительной важности умений стали решающими в определении А. Файолем понятия обучения менеджменту.

Таким образом, заслуга А. Файоля заключается в том, что он обобщил свой опыт практической деятельности в сфере управления и теорию, указав, что:

· менеджмент является отдельным умением, применимым во всех видах предприятий и организаторской деятельности;

· это умение становится все более важным и определяющим по мере восхождения по иерархической лестнице;

· управленческим знаниям и умению можно обучить.

Понятие принципы менеджмента довольно часто понимается неправильно и является предметом дискуссий. Понимание А. Файолем принципов было не столь жестким, как это имеет место в естественных науках и означает правило или закон. По мнению А. Файоля в административном начале нет ничего негибкого и абсолютного. Почти никогда не приходится применять один и тот же принцип в тождественных условиях. Поэтому он считал, что принципы управления должны быть гибкими и применимыми в любой ситуации, а число принципов управления неограниченно.

Известными 14 принципами управления А. Файоля, полученными из тех, которые он использовал наиболее часто в собственном опыте, являются следующие: разделение труда; власть; дисциплина; единство распорядительства (командования); единство руководства; подчинение частных интересов общим; вознаграждение; централизация; иерархия; порядок; справедливость; постоянство состава персонала; инициатива; единение персонала.

1. Разделение труда было отражением классической идеи, касающейся специализации рабочей силы и преимуществ, которые накапливались в сокращении затрат, увеличении выпуска продукции и упрощении задачи обучения работников.

2. Власть определялась, как право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. А. Файоль видел различия между формальной властью и полномочиями (наделяемыми менеджера вследствие его должности), и персональной властью и авторитетом, которые базировались на уме, знаниях, опыте, нравственной силе, распорядительности, заслугах. Власть была неразрывно связана с ответственностью, так как всюду, где власть осуществлялась, возникла и ответственность.

3. Дисциплина в своей сущности, основана на повиновении и уважении между фирмой и служащими. Что является необходимым условием успеха и основывается скорее на уважении чем на страхе.

4. Единство распорядительства, четвертый принцип А. Файоля, поставило его в положение оппонента Ф. Тейлора с его функциональными диспетчерами. Принцип состоит в том, что распоряжения служащему должен отдавать только один начальник. И этот принцип был фундаментален для концепции организации А. Файоля.

5. Единство руководства означает одного руководителя и одну программу группы действий, имеющих ту же самую цель.

6. Подчинение частных интересов общим - этот принцип был призывом к ликвидации невежества, честолюбия, эгоизма, лени, слабости, которые могут явиться источниками конфликтов в организации.

7. Принцип вознаграждения персонала был файолевской версией экономического человека. А. Файоль заключил, что способ оплаты зависит от многих факторов и что цель состоит в том, чтобы сделать персонал более полезным и вдохновлять увлеченность. Однако его анализ не содержал ясной концепции оценки персонала и ясного понятия мотивации.

8. Принцип централизации был более ясным и показал исключительное понимание сущности организации. Понимание А. Файолем континуума централизации - децентрализации было достаточно четким: все факторы, которые свидетельствуют о важности роли подчиненных, говорят в пользу децентрализации, все те, которые подтверждают ее незначительность, требуют централизации.

9. Иерархия (скалярная цепь) - есть цепь руководящих должностей, начиная с высших и заканчивая самыми низшими. Она показывает направление линии власти и каналов передачи коммуникаций. Чтобы противостоять возможным задержкам связи, вызванным единством принципа команды, А. Файоль развил свой мостик, который разрешил коммуникациям пересекать линии власти, но только тогда, когда это было согласовано всеми сторонами и сохранялось информирование начальства во всех случаях.

10. Порядок, десятый принцип, обеспечивал определенное место для всякой вещи и всякую вещь на своем месте. Это применялось к материалам, чистоте магазина и к персоналу.

11. Справедливость следовала из доброты и правосудия и обеспечила принцип для отношений между служащими.

12. Постоянство состава персонала, как принцип, призван обеспечивать планирование персонала и условия для замены человеческих ресурсов.

13. Инициатива призывала индивидуумов показывать рвение и энергию во всех усилиях.

14. Принцип единения персонала, подчеркнул создание гармонии и единство в пределах фирмы.

Файолевские четырнадцать принципов представляют строительные блоки в его обсуждении элементов управления. Ранняя фабричная система отразила многие из этих принципов на практике, но вклад А. Файоля состоял именно в том, что он сумел объединить их в концептуальной схеме. Многое из современной литературы управления базируется на идеях и терминологии А. Файоля.

Ограниченность принципов управления А. Файоля заключается в том, что он рассматривал предприятие в отрыве от факторов внешней среды. Вместе с тем его концепция управления оставила заметный след в развитии менеджмента, а его теория администрирования, функции управления и принципы поведения и сегодня применяются на практике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.