КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория бюрократии М. Вебера и социология менеджмента
С точки зрения исторической перспективы работы Макса Вебера (1864-1920) отражали разрушение основанного на традициях общества. Процесс индустриализации в Германии был быстрым, но в значительной степени ограничивался сильным политическим режимом. Германия находилась на перепутье между старой системой бизнеса, основанной на семейных связях, и быстрым подъемом крупномасштабных предприятий. Ответом М. Вебера на разрыв традиции должна была стать рационализация организаций в целях обеспечения эффективности нового капиталистического государства. М. Вебер был признан одним из ведущих ученых своего времени. «Протестантская этика и дух капитализма» была одной из его главных работ. Однако его интересы включали в себя и рассмотрение отношений между экономическими организациями и обществом. М. Вебер осознавал необходимость установления рациональной основы под администрирование крупномасштабными предприятиями, и результатом его работы в этом направлении стала концепция бюрократии как идеала организационного устройства. Идеал для М. Вебера, не означал желательный, а был чистой формой организации. Комбинации или сплавы различных организационных форм появятся в самой практике, но М. Вебер хотел охарактеризовать идеальный тип в целях теоретического анализа. Бюрократический идеал служил бы как нормативная модель, чтобы облегчить переход от мелкомасштабного предпринимательского администрирования к крупномасштабной профессиональной администрации. Осмысление М. Вебером достоинств бюрократии послужило основанием для дальнейшего развития теории управления. М. Вебер стремился к проведению формального анализа управленческих структур. Особый интерес он проявлял к проектированию структур власти.
М. Вебер признавал три чистых типа законной (то есть, социально приемлемый) власти: 1. рационально - юридическая власть, которая опиралась на законность или право тех, кто поднялся к власти; 2. традиционный тип, который опирался на веру в святость древних традиций и законности статуса тех, кто осуществлял власть; 3. харизматическая власть, которая основывается на преданности к определенной и исключительной святости, героизме, или исключительных чертах характера личности. В случае рационально - легальной власти повиновение подчиненных основывается на легально установленной иерархии типа бизнеса, государственного офиса, воинского соединения или любой другой организации. Без власти никакая организация не может направляться к цели; власть вносит порядок в хаос. Из трех чистых типов власти, отмечал М. Вебер, рационально - юридическая может обеспечить основу бюрократии, поскольку она: · обеспечивает основание для непрерывности администрации и управления; · рациональна, так как лицо, занимающее соответствующую власти должность выбирается на основе компетентности для исполнения обязанностей; · лидер обеспечивается законными средствами для осуществления власти; и власть четко определена и тщательно подогнана к функциям, необходимым для выполнения задач организации. Концепция М. Вебера лучшей административной системы аналогична тейлоровской, поскольку управление или администрация означали для них осуществление контроля на основе знаний. Они искали техническую компетентность в лидерах, которые осуществляют власть на основе факта, а не прихоти, на основании способностей, а не фаворитизма. Необходимыми элементами идеальной бюрократии Вебера были следующие: · Разделение труда, в котором власть и ответственность была ясно определена для каждого члена и закреплена в официальных обязанностях.
· Четкое построение согласно иерархическому принципу, то есть на основе ступенчатого подчинения и зависимостью числа уровней иерархии и руководителей от общего количества подчиненных. · Система правил, норм, формальных процедур, определяющих права и обязанности работников, их поведение в конкретных ситуациях и служащих основой административного управления и контроля. · Построение внутренней системы отношений на формальных началах как взаимодействия между должностями, а не личностями. · Подбор кадров по формальным признакам на конкурентной основе, когда последующее продвижение зависит от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов, что должно было обеспечивать продвижение наверх самых квалифицированных работников. Для М. Вебера бюрократия реализовывала идеальную административную систему и была эффективной. Опыт имеет тенденцию универсально показывать, что чисто бюрократический тип административной организации - то есть монократический вариант бюрократии - с чисто технической точки зрения, способен к достижению наивысшей степени эффективности и является в этом смысле формально наиболее рациональным из известных средств осуществления обязательного контроля над людьми. Она превосходит любую другую форму по своей точности, стабильности, строгости дисциплины и надежности, что создает, таким образом, возможность точного вычисления результатов деятельности организации ее руководителями или другими лицами, занимающимися этим. Она, наконец, непревзойденна как в своей эффективности, так и в масштабах операций и действий и формально способна к использованию для решения всех видов административных задач. Безусловно, М. Вебер предвидел неизбежность распространения организаций крупного масштаба. Рост больших предприятий требовал модернизации в администрировании, формирования потребности в устойчивой, строгой, интенсивной, и измеримой администрации. Именно эта потребность отводила крайне важную роль бюрократии как центрального элемента в любой крупномасштабной организации. Таким образом, с различных сторон и перспектив, и А. Файоль и М. Вебер попытались представить административные схемы для управления крупномасштабными организациями. Их теории не сразу получили должного признания, однако вклад исследователей в развитие управленческой мысли получил высокую оценку.
§ 3.3. Концепции управления У. Ньюмана, Дж Муни и А. К. Рейли. Систематизация положений классической школы. Безусловный интерес представляет концепция управления, предложенная американским исследователем Уильямом Ньюманом. В 1950 году У. Ньюман размножил для студентов материалы «Принципы управления», которые впоследствии были изданы книгой под названием «Управленческое действие: техника организации и менеджмента». У. Ньюман определил управление как направление, руководство и контроль за усилиями группы и развил логический процесс управления как область самостоятельной интеллектуальной деятельности. Элементами процесса управления по У. Ньюману были; планирование, организация, соединение ресурсов, руководство и контроль. Он считал, что планирование - это определение того, что следует сделать перед тем, как это делать. Результатом процесса планирования является появление трех широких групп планов: · целей или результатов, которые определяют причины организационных усилий и облегчали процесс интегрированного планирования; · одноразовых планов, которые создавали направление действия приспособления к специфической ситуации и которые исчерпывались по достижении цели; · постоянных планов, которые фиксировали временные аспекты постоянных цикличных операций и изменялись в соответствии с предписаниями. У. Ньюман полагал, что: Организация есть группировка действий, необходимых для внесения планов в административные подразделения и определения отношений между руководителями и подчиненными в этих подразделениях. Соединение ресурсов есть приобретение для использования предприятием управленческого персонала, капитала, оборудования и других вещей, необходимых для реализации планов. Руководство есть важный этап между подготовкой и реальным действием; это создание инструкций и всего остального, необходимого подчиненным для того, чтобы знать, что делать.
Контроль есть наблюдением за тем, чтобы результаты в максимальной степени соответствовали планам. Безусловно, такое понимание процесса управления в основном соответствовало файолевскому. Вместе с тем концепция У. Ньюмана содержала и несколько отличительных особенностей: · различие в типах планов; · элемент соединения ресурсов; · рассмотрение координации не как самостоятельной функции, а как элемента руководства. У. Ньюмана разработал новые положения о политике бизнеса и важности целей в определении характера организации. Он подчеркивал, что специфичность целей должна определять место организации или свою нишу в промышленности, определять социальную философию организации как гражданина дела и служить установлению общей управленческой философии компании. Особый вклад в формирование теоретико-методологической базы классической школы управления внесла концепция управления Дж. Муни и А. К. Рейли. Дж. Муни и А. Рейли в 1939 г. опубликовали работу «Принципы организации», в которой дали общее определение понятия организации как одной из форм объединения людей для достижения общей цели. Их основная идея заключалась в том, что эффективная организация – это система, построенная на строго формальных принципах управления. При этом Дж. Муни и А. Рейли подразумевали логически связанные между собой и не противоречивые принципы. Первым и самым важным принципом у Дж. Муни и А. Рейли выступает координация, которая потенциально содержит в себе все другие принципы. В частности координация включает в себя скалярный процесс и функциональный результат. Последний выражает предписание каждому члену организации того или иного круга обязанностей, а значит, определяет место и функции индивида в иерархической пирамиде. Таким образом, принцип координации имеет процесс (scalar) и результат (функционал). Аналогичным образом расшифровываются и остальные принципы, подчиненные принципу координации. Изучая различные учреждения, компании и государственные организации, Дж. Муни и А. Рейли убедились, что действия людей должны иметь предписанный набор обязанностей и увязываться между собой. В совместной деятельности люди достигают большего эффекта, нежели порознь. Об этом и свидетельствует принцип координации. Принцип координации как норматив обязывает согласовывать должностные функции не только по горизонтали, но и по вертикали. В такой согласованности и выражается преимущество организации. Однако чтобы координировать действия не двух-трех, а десятков и сотен людей, необходим центр, который регулирует и синхронизирует общие усилия. Иными словами, должен быть лидер, наделенный соответствующими полномочиями. Личностные качества лидера здесь не так важны. Конечно, подчиненные не должны сомневаться в нем как в человеке, но главное — наличие права командовать и отдавать приказы. Законную силу им придает формальная структура власти, ее институциональный авторитет. Менеджер в такой структуре должен рассматриваться не как «владелец» или носитель власти, а как представитель законной власти. Должностные обязанности на каждой ступеньке управления должны быть определены настолько детально и конкретно, насколько это возможно. Главный критерий - пределы ответственности должностного лица. Дж. Муни и А. Рейли были убеждены, что принципы формальной организации универсальны и применимы во всех сферах, в том числе и в промышленности. Создание данными исследователями причинно-следственной модели организации, которую характеризуют систематичность и точность логических доказательств, безусловно, стало весомым вкладом в развитие менеджмента как науки. Систематизировать идеи Ф. Тейлора, А. Файоля и М. Вебера в 30-50-е гг. XX в. удалось Л. Гьюлику и Л. Урвику. Л. Урвик является автором более 40 книг и научных исследований в области менеджмента. В 1934 г. он издал книгу «Элементы администрации», в которой задумал соединить в одно целое идеи А. Файоля, Ф. Тейлора, А. Рейли и Дж. Муни. Л. Урвик считал, что менеджмент является социальной наукой, которой не хватает строгости и точности естествознания. Однако и существующих знаний вполне достаточно для эффективного управления, надо только систематизировать их на основе научного метода. Л. Гьюлик, являясь специалистом по вопросам управления, в своей работе «Заметки о теории организации» развил концепцию А. Файоля об организации и определил функции административной деятельности. Подход Л. Гьюлика и Л. Урвика состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. В системе А. Файоля было 5 функций и 14 принципов. Л. Гьюлик выделил 7 функций, а Л. Урвик - 29 принципов управления (порядок, департаментализация, единоначалие, контроль, сопоставимость прав и ответственности, специализация и др.). В отличие от А. Файоля, который рассматривал ответственность изолированно, Л. Урвик отмечал, что обязанности должны соответствовать полномочиям. Система элементов администрации Л. Гьюлика, включающая планирование, организацию, комплектование штатов, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета, приобрела законченный вид и учитывала все многообразие реальных ситуаций. Файолевский принцип порядка («место для каждого и каждый на своем месте»), игравший второстепенную роль, в концепции Л. Гьюлика и Л. Урвика становится главенствующим. Однако в данном случае речь шла уже о необходимости «соответствия людей структуре». По мнению Л. Урвика управленческая структура должна разрабатываться хладнокровно, со знанием дела, как и любой технический проект. Таким образом, благодаря научным исследованиям и разработкам, Л. Гьюлика и Л. Урвика были систематизированы основные положения, выдвинутые классической школой управления. Классическая школа менеджмента Ф. Тейлора, пройдя определенные этапы развития, в совершенстве изучив техническую сторону производственногопроцесса, в значительной степени исчерпала свои возможности. Стало очевидным, что для более успешного, конкурентоспособного развития менеджерам необходимо изучать роль человеческого фактора, психологические особенности и адаптационные возможности управления.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |