Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия управления М. П. Фоллет




 

Вместе с Э. Мэйо у истоков школы человеческих отношений в управлении стояла и Мери Паркер Фоллетт (1868-1933). Именно М. П. Фоллетт первой определила значение понятия менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Используя такие понятия как совместность и коллективное мышление, М. П. Фоллетт полагает, что в практике управления нет места индивидуализму. Поэтому теория менеджмента должна опираться на групповой принцип управления, который должен стать новой философией менеджмента.

М. П. Фолетт пришла к выводу, что путем группового опыта индивидуум может достичь большего высвобождения своих творческих сил. Цель в решении управленческих задач - это единство, достижение которого связано с преодолением конфликтов интересов.

Она предположила, что любой конфликт интересов может быть решен одним из четырех путей:

1. добровольное подчинение одной стороны;

2. борьба и победа одной стороны над другой;

3. компромисс;

4. интеграция.

Первые два, разумеется, не могут быть признаны приемлемыми, потому, что оба вовлекают использование силы или власти, чтобы достичь преобладания. Компромисс также является бесполезным, потому что он откладывает вопрос, и потому что правда не лежит где-то между двумя сторонами. Интеграция включает в себя нахождения решения, которое удовлетворяет обе стороны без компромисса или преобладания.

М. П. Фоллет на основе учения интеграционного единства рассматривает барьеры, препятствующие распознанию общности интересов в управлении. В целях преодоления этого она предлагала ввести деперсонализацию приказаний и заменить повиновение законом ситуации по причине того, что один человек не должен отдавать приказы другому, а оба должны согласиться с тем, что требует ситуация. Если распоряжения или приказы являются составным элементом ситуации, то вопрос отдачи или принятия их отсутствует.

Избежать конфронтации в процессе принятия управленческих решений позволяет переход власти к знаниям, так как исполнитель чувствует, что диктует ситуация и в силу этого действует с меньшим сопротивлением в достижении интеграционного единства. М. П. Фоллет восхищалась этой гранью научного менеджмента, которая отделяла человека от ситуации и представляла собой эффективную систему управления персоналом. По ее мнению сущность хороших человеческих отношений составляет ощущение работы с кем-то, а не под чьим-либо руководством. Менеджмент не должен осуществлять власть над рабочими, как и профсоюзы не должны практиковать власть над менеджментом. Власть есть содействие, а не принуждение.

Научные разработки М. П. Фоллет касалась и психологического аспекта, необходимого для достижения целей посредством координационных и контрольных усилий. Нельзя достичь контроля до тех пор, пока нет единства и кооперации между всеми элементами, как материальными, так и людскими. Любая ситуация может выйти из под контроля, если не согласованы интересы. Основа контроля покоится на саморегулирующихся и самоуправляющихся индивидуумах и группах, которые признают общие интересы и контролируют выполнение своих заданий в достижении целей. Менеджер не контролирует отдельные элементы, а контролирует сложные взаимосвязи, контролирует не людей, а ситуацию.

М. П. Фоллетт стремилась к созданию новой философии контроля, которая: скорее контроль событий, чем людей. Каждая ситуация порождает свой контроль, так как именно факты ситуации и взаимодействие различных групп в ситуации определяют соответствующее поведение. Многие ситуации слишком сложны для эффективного централизованного контроля высшей ступенью иерархии. Таким образом, контроль должен осуществляться в различных структурных элементах и соразмеряться. Это переплетение и соотношение основывалось на координации, которую М. П. Фоллетт видела следующим образом:

1. Координация как взаимосвязь всех факторов ситуации.

2. Координация как прямые контакты всех ответственных работников.

3. Координация на ранних стадиях.

4. Координация как постоянный процесс.

Они являются четырьмя фундаментальными принципами организации и ведут к заключению, что организация есть контроль. Организация и координация обеспечивают контролируемое действие.

Еще одной гранью философии бизнеса М. П. Фоллетт был тип лидерства. Лидерство, по мнению М. П. Фоллет должно основываться не на власти, а на взаимодействии лидера и последователя в контексте ситуации. Первейшей задачей лидера является определение цели управления. Лидер должен убедить своих сотрудников в том, что им предстоит достичь не его цель, а общую цель, рожденную желанием и деятельностью группы.

Цели компании должны быть интегрированы с целями отдельных работников и групп и это требует высшего стандарта лидерства. Лидер зависит не от приказов и послушания, а от мастерства в координации, определении целей и ответов в зависимости от ситуации. Понимая, что простым убеждением невозможно создать новый тип лидерства, она призывала к обучению руководителей, нацеленному на:

· развитие научного подхода в принятии решений относительно материалов и людей;

· развитие мотивации служения обществу.

Комбинация науки и практики должна, по мнению П. П. Фоллет, привести к профессии менеджера, который использует знание для служения другим. Тем, кто желает стать менеджерами такого плана, М. П. Фоллет советовала следующее:

· люди должны готовить себя к этой профессии также серьезно, как и к другим;

· они должны осознавать, что, как и все профессионалы, принимают на себя серьезную ответственность, чтобы стать созидательной частью одной из больших функций общества. Такой частью, которой, по мнению М. П. Фоллет, могут стать только хорошо подготовленные и дисциплинированные люди.

· понятие служения не должно заменяться мотивом получения, а стать составным элементом интегрированного профессионального мотива.

Элементы философии менеджмента М. П. Фоллетт, безусловно, воспринимаются как идиллические представления. Природная сущность человека, живущего и работающего без принуждения и потребности приносить себя в жертву через компромисс – это характерная черта разумного и мыслящего человека. Однако необходимо осознавать, что постижение и определение закона ситуации сложная задача в современном мире, где доминирует лидерство отдельного человека.

Подводя итог анализу основных положений, предложенных школой человеческих отношений, можно сделать следующие выводы:

· На смену модели «экономического человека», который ради высокого заработка готов терпеть плохие условия труда, продолжительный рабочий день, высокую интенсивность и монотонность труда, пришла концепция «человеческих отношений».

· Хоторнские эксперименты заложили основы современного менеджмента.

· Центральное место в теории менеджмента заняли интересы, потребности индивида, а также групповые нормы и ценности.

Вместе с тем экономическая ситуация, обусловленная в частности последствиями великой депрессии начала 30-х гг. в США и второй мировой войной замедлили процесс проникновения теории «человеческих отношений» в промышленность. Только спустя 15-20 лет после Хоторнских экспериментов в США появляются теории, которые могут быть сопоставимы с ними по своему значению и фундаментальности.

Именно в послевоенный период начинается осуществление эмпирических исследований мотивации и поведения людей на производстве, что способствовало зарождению принципиально нового направления в научном менеджменте – поведенческого подхода, или школы поведенческих наук.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.