Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование Японской модели управления




Японскую модель управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. В используемых в Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно - технического прогресса, тесно переплетаются традиционные, национальные и современные формы организации труда.

Зарубежные исследователи модели японского управления считают, что теоретическая концепция управления японскими предприятиями базируется и на некоторых традициях. Например, исследователи полагают, что в Японской модели заимствована концепция, по которой, при управлении трудовыми ресурсами необходимо использовать в определённых пропорциях гуманизм и авторитаризм, и строить принципы управления по образу идеальной семьи, следующей пяти принципам: почтительность детей к родным, верность, повиновение, доброта, преданность своему хозяину. По мнению У. Оучи последний принцип лежит в основе и пожизненного найма, и стремления трудиться с полной отдачей сил[9].

Находясь под влиянием США в послевоенные годы японская экономика постаралась вобрать в себя наиболее рациональные идеи американского менеджмента. Окончательное же оформление японская модель управления получила в период с 40-х по 60-е гг. ХХ в., период, когда экономика страны находилась в поиске путей для своего развития.

В 1946 г. в Японии из представителей предприятий различных отраслей промышленности была создана организация «Кэйдзай Дойюкай», ставившая основной целью своей деятельности выработку основных направлений управления предприятием. Эти принципы отражали устремления и общие взгляды предпринимателей и управляющих. Исходившие от «Кэйдзай Доюкай» заявления позволяли им ориентироваться в своей деятельности, строить её, руководствуясь не только собственными интересами, но и интересами общества в целом.

В одной из своих первых деклараций «Кэйдзай Дойюкай» заявила о необходимости введения на предприятиях контроля деятельности корпорации на всех уровнях управления. Предлагалось гарантировать минимальный доход, как управляющим, так и рабочим[10]. Таким образом, можно считать, что данная декларация послужила началом систематизации идей управления в Японии.

«Всесильным волшебником менеджмента» и «основателем вероучения об управлении» в Японии считают К. Мацуситу, который в 1947 г. основал творческую лабораторию «Кэйдзай Дойюкай» для исследования новых управленческих решений. В одном из первых трудов этой лаборатории И. Мацусита отмечал:

«Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь свое собственное призвание в этом мире. Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он обязан довести до сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее идеалы. И если его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они получат стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения общей цели» [11].

Японский метод управления отличается от методов, используемых в США и большинстве стран Европы, прежде всего, своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

1. Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

2. Гласность и ценности корпорации.

3. Управление, основанное на информации.

4. Управление, ориентированное на качество.

5. Постоянное присутствие руководства на производстве.

6. Поддержание чистоты и порядка.

Наиболее полное представление, о японской модели управления позволяет получить анализ основных направлений стратегии управления в японской фирме. Данный анализ может быть проведен по следующим параметрам: поведение работника в организации; система управленческого контроля; управление трудовыми ресурсами; система управления качеством; профсоюзы.

1) Поведение работника в организации характеризуется следующим:

* люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;

* основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами и пониманием общих целей работы;

* когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели с учетом своих способностей.

2) Система управленческого контроля. Необходимо отметить, что управленческий контроль над выполнением поставленных задач осуществляется не путем принятия определенных директив, как это принято в традиционном менеджменте, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе (слово «контроль» связана не с моделью «выявление - наказание», а с моделью «проверка-помощь»)[12].

3) Управление трудовыми ресурсами базируется на отожествлении служащих с корпорацией. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы. Японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того, чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения.

Поскольку фирма должна функционировать как одна сплоченная команда, то больше всего ценятся такие качества, как взаимное доверие, сотрудничество, гармония и полная поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Индивидуальная ответственность и индивидуальное выполнение работы сознательно затушевываются. Целью является улучшение работы группы и усиление групповой солидарности. Таким образом, японский менеджмент всегда рассуждает с позиции группы.

4 ) Система управления качеством. Изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами: добровольность; саморазвитие; групповая деятельность; применение методов управления качеством; взаимосвязь с рабочим местом; деловая активность и непрерывность функционирования; взаимное развитие; атмосфера новаторства и творческого поиска; всеобщее участие в конечном итоге; осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области[13].

Существуют следующие особенности японской модели управления качеством: подготовка кадров и обучение методам управления качеством; деятельность кружков качества; инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.); использование статистических методов; общенациональные программы по контролю качества[14].

5)Профсоюзы в Японии не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы. Всвязи с этим они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльности и рост. Профсоюзы в Японии постоянно ищут пути и методы улучшения жизни рабочих без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия жизни рабочих, в конечном счете, зависят от ее процветания. Вместе с тем профсоюзы критически изучают и при необходимости подвергают сомнению цели и политику менеджмента. Таким образом, они могут развивать конструктивные отношения с менеджментом, сотрудничая с ним в социальной и благотворительной деятельности. Наконец профсоюзы в Японии постоянно стремятся повышать уровень сознательности рабочих[15].

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что именно японская модель управления сделала возможным бурное развитие японской экономики во второй половине XX в. В основе этой модели лежали традиционные элементы культуры и психологии японцев. В процессе заимствования зарубежных идей менеджмента, традиционные черты не отошли на второй план, а органично слились с ними, что привело к появлению модели управления получившей название «японская модель управления».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.