КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Создать условия для формирования и развития региональных товарных рынков
Нетрудно заметить, что теория и методология распределения как компонента логистического менеджмента разработаны на основе ключевых логистических концепций «Just-in-time» (JIT), MRP I/ MRP II, DRP I/DRP II и др. Подтверждением данного вывода является тот факт, что короткие составляющие логистических циклов в системах, основанных на JIT – концепции, способствуют концентрации основных поставщиков материальных ресурсов вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Причины, способствующие концентрации потребителей готовой продукции вокруг предприятия-поставщика, изложены в ряде литературных источников Эти особенности установления хозяйственных связей между субъектами российского рынка благоприятны для формирования региональных товарных рынков. При этом проблематично говорить о четком их разграничении. Скорее всего, данные рынки представляют собой плавно перетекающие из одного в другой рынки продукции через линии разграничения ЗПСПУ каждого из ее основных видов (типов). Это, в свою очередь, требует совместных действий органов управления по формированию «нечетких» по границам и размерам региональных товарных рынков. Отметим ряд характерных черт данного, довольно-таки сложного процесса. 1) определив размеры ЗПСПУ предприятий, расположенных в пределах административных границ субъекта РФ, можно определить его экономический потенциал и принять меры по эффективному использованию данного потенциала; 2) существование административных границ внутри единого экономического пространства приводит к неравномерному развитию субъектов РФ, что связано со стремлением данных субъектов в первую очередь использовать экономический потенциал тех предприятий, которые расположены на их территории. Примерами являются: - освоение ряда комплектующих изделий для АО «АвтоВАЗ» некоторыми предприятиями Самарской области; - стремление администрации Оренбургской области обеспечить полный цикл добычи и производства меди и изделий из нее непосредственно на территории Оренбуржья и др. 3) создание семи федеральных округов на территории Российской Федерации позволяет: - с одной стороны, переломить тенденции территориального изоляционизма предприятий субъектов РФ, например, в связи с появлением различных вариантов интеграции реструктурированных предприятий, создаваемых по региональному признаку с учетом общей сырьевой базы и олигопольного положения региональных потребителей; - с другой стороны, создать еще один уровень конкуренции на российском рынке – уровень объединений субъектов РФ; 4) использование теории распределения как компонента логистического менеджмента позволяет обеспечить насыщение региональных рынков товарами за счет организации производства тех видов продукции и услуг, которая поставляется в регион предприятиями, расположенными на значительном удалении от данного региона. Исходя из этого, появляется возможность разработки технико-экономического обоснования мероприятий по антикризисному управлению не эффективно функционирующими предприятиями с участием региональных органов власти; 5) интеграция хозяйствующих субъектов на определенных территориях создает благоприятные условия для формирования и эффективного функционирования мезо- и макрологистических систем, в состав которых входят крупные транспортные компании, консалтинговые организации, финансовые структуры, складские комплексы, терминалы и др., обеспечивающие управление потоками ресурсов с минимальными затратами. Основные направления деятельности федеральных и региональных органов управления, связанные с формированием и функционированием российского рынка, отражены на рисунке 2.63. Рассмотрим несколько примеров реализации методов распределения как компонента логистического менеджмента, взяв в качестве объектов исследования предприятия Оренбургской области. Пример 2.8. В Приволжском федеральном округе производством грузовых автомобилей марки «КамАЗ» занимаются, как минимум, два предприятия – ОАО «КамАЗ» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) и ООО «Штурман-КамАЗ» (г. Оренбург Оренбургской области). Их места расположения указаны на рисунке 2.64.
Рисунок 2.63 - Основные направления деятельности федеральных и региональных органов управления, связанные с формированием и функционированием российского рынка
Анализ данных, представленных на рисунке 2.64, позволяет сделать следующие выводы: - предприятие ООО «Штурман-КамАЗ» г. Оренбурга, расположенное в приграничном регионе, имеет производственную программу, оборудование и технологическую оснастку, существенно уступающие по технико-экономическим показателям ОАО «КамАЗ», в связи с чем цена на грузовые автомобили этого предприятия значительно выше, чем у конкурента;
Рисунок 2.64 – Разграничение ЗПСПУ предприятий – ОАО «КамАЗ» (г. Набережные Челны, Республика Татарстан) и ООО «Штурман-КамАЗ» (г. Оренбург Оренбургской области), производящих грузовые автомобили
- место расположения ООО «Штурман-КамАЗ» (г. Оренбург) таково, что ЗПСПУ его продукции ограничена линией 1-1 и линией государственной границы между Российской Федерацией и Республикой Казахстан. Это означает, что предприятия, расположенные в приграничном регионе, всегда подвергаются угрозе малых объемов реализации продукции собственного производства по сравнению с так называемыми «глубинными регионами, что требует разработки и реализации программ поддержки их деятельности со стороны государственных органов управления. Данное мероприятие может способствовать перемещению линии 1-1 в сторону конкурента (линия 2-2), хотя в ряде случаев крайне затруднительно на практике; - реальным выходом из сложившейся ситуации является разработка и реализация программ приграничного сотрудничества. Пример 2.9 (продолжение примера 2.8). если, например, ООО «Штурман-КамАЗ» (г. Оренбург) заключит договор о совместном производстве грузовых автомобилей с предприятием г. Уральска (Республика Казахстан), то линия разграничения ЗПСПУ двух предприятий – г. Оренбурга и г. Уральска буде состоять из двух частей линий 1-1 и 2-2 (рисунок 2.65). Нетрудно видеть, что данное мероприятие позволяет значительно улучшить перспективы сбыта грузовых автомобилей за счёт охвата южной части территории Российской Федерации.
Рисунок 2.65 – Разграничение ЗПСПУ предприятий – ОАО «КамАЗ», а также ООО «Штурман-КамАЗ» и предприятия г. Уральска в составе совместного предприятия по производству грузовых автомобилей Пример 2.10. ОАО «Уральская сталь» (г. Новотроицк, Оренбургской области) может успешно функционировать в условиях, когда его близлежащий конкурент – ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» выпускает сортамент продукции, не совпадающую с сортаментом продукции ОАО «Уральская сталь». Если же сортамент продукции данных предприятий будет совпадать, то сбытовые возможности предприятия г. Новотроицка существенно сократятся, что можно видеть на рисунке 2.66.
Рисунок 2.66 - Разграничение ЗПСПУ предприятий – ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Уральская сталь» и ОАО «Северсталь» при условии выпуска ими одинакового сортамента продукции
Анализ рисунка 2.66 позволяет сделать следующие выводы: - в рассматриваемой ситуации ЗПСПУ г. Новотроицка ограничены линией 2-3 и 1.3, т.е. площадь ЗПСПУ данного предприятия недостаточна для успешной сбытовой деятельности (об этом шла речь в примере 2.8; - одним из вариантов развития перспектив сбыта продукции предприятия г. Новотроицка является согласование его производственно-коммерческой деятельности с деятельностью ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». данное объединение может успешно противостоять на рынке, например, деятельности ОАО «Северсталь» (г. Череповец, Вологодской области), на что указывают соответствующие линии разграничения ЗПСПУ рассматриваемых предприятий (рисунок 2.66). Пример 2.11. Предприятие г. Орска Оренбургской области исследует возможность освоения новых видов продукции (рисунок 2.67). Успешность данного мероприятия во многом зависит от возможного размера зоны потенциального сбыта перспективного для предприятия вида продукции. Очевидно, что размер этой зоны будет больше, если будут соблюдаться условия, отражённые в методах распределения как компонента логистического менеджмента.
Рисунок 2.66 - Разграничение ЗПСПУ предприятия г. Орска Оренбургской области в условиях освоения им нового вида продукции, а также предприятий гг. Иваново и Екатеринбурга, производящих данную продукцию Если предположить, что выбранную предприятием г. Орска для производства и реализации продукцию производят предприятия-конкуренты гг. Иваново и Екатеринбурга, то можно сделать следующие выводы: - ЗПСПУ предприятия г. Орска может быть ограничена линиями 2-2 и 3-3, что, опять таки, подтверждает вывод о том, что предприятия приграничных регионов должны испытывать некоторые затруднения при реализации продукции и услуг по причине не вполне выгодного географического места расположения данных предприятий; - для увеличения размеров ЗПСПУ предприятий приграничных регионов необходимо создание данными предприятиями достаточно устойчивых конкурентных преимуществ в соответствии с факторами, приведёнными на рисунке 2.36. Следует заметить, что определение ЗПСПУ возможно не только для отдельных предприятий, но и для их объединений. Для этого необходимо: - по каждому предприятию, входящему в состав объединения определить размеры ЗПСПУ по всей номенклатуре продукции; - построить на географической карте ЗПСПУ всех предприятий в условиях их конкуренции с другими предприятиями; - с помощью маркетинговых исследований уточнить реальный (или предполагаемый) спрос на продукцию и услуги объединения предприятий. Аналогичным образом можно определить рыночный потенциал региона, в частности, Оренбургской области. Для этого необходимо: - для ведущих предприятий региона рассчитать размеры ЗПСПУ в условиях их конкуренции с предприятиями других регионов; - построить ЗПСПУ ведущих предприятий региона на географической карте; - с помощью маркетинговых исследований уточнить реальный (или предполагаемый) спрос на продукцию и услуги предприятий региона. Как нетрудно догадаться, таким же образом можно рассчитать рыночный потенциал страны, в том числе Российской Федерации. Для решения данной задачи необходимо: - разработать компьютерную программу, в которой будет учтен ряд географических особенностей страны, не учтенных в изложенных выше формулах; - использовать более совершенный математический аппарат, в частности, теорию нечетких множеств; - собрать аналитический материал, необходимый для определения размеров ЗПСПУ ведущих предприятий России; - рассчитать размеры ЗПСПУ данных предприятий в условиях конкуренции с предприятиями других стран; - с помощью маркетинговых исследований уточнить реальный (или предполагаемый) спрос на продукцию и услуги российских предприятий.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |