Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цепи ценности и траектория как объекты управления




Управление цепями ценности как промежуточная концепция управления предприятиями

В течение долгого времени в сфере бизнеса считалось аксиомой утверждение о том, что потребители покупают не товары, а приносимые ими выгоды. Другими словами, товар покупается не ради него самого, а ради тех выгод, которые он может обеспечить. Эти выгоды могут быть осязаемыми (потребительские свойства товара) и неосязаемыми (имидж товар и его репутация).

До тех пор пока продукты или услуги, предлагаемые предприятием рынку, не будут чем-то отличаться от продуктов или услуг конкурентов, остается высокой вероятность того, что потребители будут рассматривать эти продукты и услуги просто как ничем не различающиеся товары, а значит, их успешный сбыт будет осуществляться поставщиком, который предложит за эти товары наименьшую цену. Для того чтобы в данных условиях улучшить свои конкурентные преимущества, предприятие должно придать своим продуктам и услугам дополнительную ценность.

Данная особенность развития бизнеса нашла отражение в следующем определении, данном Американской ассоциацией маркетинга в 2007 г.: «Маркетинг – это организационные функции и совокупность процессов создания, информирования и доставки ценности к покупателям и управления отношениями с потребителем в направлениях, обеспечивающих получение прибыли организацией и её собственниками».

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют слово «ценный» как «с большими достоинствами, важный, нужный».

В экономике ценность - общая экономия или удовлетворение, получаемое покупателем в результате потребления (использования) приобретенного им блага, т.е. та польза, которую это благо ему приносит. В маркетинге воспринимаемая ценность – результат оценки желанности блага, которая в денежном выражении превышает ценность этого блага. В основе измерения лежат соотношения полезности и цены для благ, которые являются реально доступными покупателям альтернативами.

Исходя из этого определения, можно сделать следующие выводы:

- ценность продукта и услуги уникальна для каждого конкретного потребителя в каждый конкретный момент времени, включая период времени потребления данного продукта или получения данной услуги;

- в отличие от потребности ценность продукта и услуги определяется потребителем с точки зрения его долгосрочного благополучия - состояния умиротворённости, гармонии с окружающим миром, отсутствием угроз жизни и здоровью или убеждённостью в том, что эти угрозы в любой момент могут быть устранены с минимальными для него потерями;

- ценность может быть связана как с материальным благополучием потребителя, так и с его моральным состоянием, причём моральный аспект создания, информирования и доставки ценности имеет приоритетное значение для долгосрочных отношений предприятия с данным потребителем;

- ценность может быть создана как самим потребителем, так и субъектами внешней среды, как с участием данного потребителя, так и без него;

- контроль соответствия созданной для потребителя ценности и его собственными представлениями о ней должна обеспечивать служба маркетинга предприятия; она же должна регулировать и координировать процессы и функции, связанные с созданием, информированием и доставкой ценности к конечному потребителю;

- в соответствии с данными рисунка 1.8 ценность продукта или услуги может быть оценена по таким основным компонентам управления цепями ценности как «товар» - потребительские свойства (качество) и количество и «цена» - затраты и время; компонент «продвижение» согласно определению маркетинга, данному Американской ассоциацией маркетинга, является дополнительным (но не второстепенным) параметром оценки ценности продукта или услуги);

- следует различать понятия «нужда», «потребность» и «ценность», которые характерны для основных концепций управления предприятиями, представленных в таблице 1.5 (рисунок 4.1);

 

 


Рисунок 4.1 – Отличия понятий «нужда», «потребность» и «ценность», характерных для основных концепций управления предприятиями

 

- ценность, создаваемая несколькими субъектами внешней для потребителя среды, предусматривает ступенчатый характер её формирования в составе цепей ценности, звенья которых помимо конечного потребителя также могут создавать, информировать, доставлять и обладать характерной для них ценностью.

В соответствии с данными ранее автором определениями понятий «управление цепями ценности» и «логистическая цепь» можно предложить следующее определение понятия «цепь ценности».

Цепь ценности – совокупность звеньев экономической системы, последовательно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на траекторию движения логистических потоков с целью непрерывного наращивания достоинств (ценности) конечного продукта и/или услуги для конечного потребителя начиная от источника возникновения каждого из этих потоков до источника их поглощения.

Поскольку для создания ценности звенья экономической системы выполняют определённые действия, то можно согласиться с мнением М. Портера о том, что цепь создания ценности — это взаимосвязанный набор видов деятельности, которые формируют ценность для потребителя, начиная от исходных источников сырья и материалов для поставщиков и заканчивая готовой продукцией, доставленной конечному потребителю, или услугой, предоставленной конечному клиенту. Другими словами, — это комплекс задач, которые требуется решить, чтобы поставить продукты или услуги на рынок конечным потребителям. Каждое звено цепи должно вносить вклад в конечную ценность продукта или услуги, больший по сравнению с затратами на его осуществление. Требования к цепи ценности определяются ключевыми факторами успеха, которые создают долгосрочную прибыльность предприятия. Как нетрудно заметить, к таким факторам следует отнести компоненты управления цепями ценности, представленные на рисунке 1.8.

Главными отличиями цепи ценности от логистической цепи являются:

- использование звеньев, не входящих в состав логистической системы, таких как технологические, маркетинговые, инновационные и торговые звенья (рисунки 1.26 и 1.27); сюда же можно отнести органы государственного управления и местного самоуправления, существенно влияющие на конечную ценность продукции и услуг, которые по определению должен игнорировать потребитель, ориентированный на свои собственные потребности;

- явная нацеленность цепи ценности на конкретного конечного потребителя и предназначенные для него продукты и/или услуги, исходя из предпосылки о том, что данный потребитель как бы «видит» весь процесс изготовления и траекторию доставки предназначенных для него продуктов и или услуг и не согласен оплачивать выполнение тех операций и бизнес-процессов, которые не создают для него реальной ценности, включая процессы управления данной цепью (рисунок 1.24); фактически это означает, что цепь ценности является основой для формирования цепей поставок, звенья которой выполняют операции и бизнес-процессы – необходимые, но не создающие ценности для конечного потребителя;

- цепи ценности, нацеленные на конкретного потребителя, большей частью не могут образовывать логистические фронты и эшелоны, поскольку, как правило, потребитель получает необходимые ему ценности последовательно;

- конечный потребитель формирует некую последовательность ценностей, необходимых ему во времени и в пространстве, которая в итоге предполагает не индивидуальные. а согласованные действия многочисленных цепей поставок, доставляющих различные продукты и услуги в отношении запросов именно этого конкретного потребителя.

Между двумя выделенными выше видами цепей и цепями поставок существуют взаимосвязи, представленные на рисунке 4.2.

 

 
 

 


 

Рисунок 4.2 – Взаимосвязи между цепями создания ценности, цепями ценности и цепями поставок

 

Особенностями цепей ценности как субъекта управления являются:

- подчинённый характер по отношению к цепям поставок, т.е. цепи ценности входят в состав цепей поставок и позволяют выявить те их звенья, которые реально создают ценность для конечного потребителя продукции и услуг;

- децентрализованный характер управления, основанный на принципе вытягивания необходимых ресурсов по мере их необходимости;

- широкое использование аутсорсинга для выполнения заказов потребителей;

- отсутствие однозначных правил взаимодействия звеньев цепей ценности по причине значительного разнообразия предпочтений потребителей;

- повышенный уровень риска деятельности звеньев цепей ценности в связи с её инновационным характером и непрерывным сокращением среднего времени на удовлетворение запросов потребителей продукции и услуг;

- возрастание роли информации в цепях ценности и необходимость создания единой информационной системы для обоснованного принятия управленческих решений, связанных с проектированием, созданием и доставкой нескольких ценностей различным потребителям.

Поскольку цепи ценности являются составной частью цепей поставок, то управление цепями ценности как объектом управления осуществляется в рамках управления цепями поставок. Сама же концепция «управление цепями ценности», как было показано ранее, в качестве объекта управления имеет траектории перемещения логистических потоков. Нетрудно заметить, что данные логистические потоки как бы «накладываются» на соответствующие траектории, поэтому к основным параметрам траекторий, например, для автомобильного транспорта относятся (таблица 1.9):

- начальный, конечный и промежуточные пункты;

- форма траектории;

- длина траектории;

- пропускная способность траектории, равная предельной интенсивности логистического потока;

- возможность организации перевалок и хранения грузов при использовании нескольких видов транспорта;

- приспособленность для консолидации и разукрупнения ресурсов различной типа;

- характеристика состояния траектории (например, состояние дорожного полотна автомобильных дорог, количество полос движения, степень их загрузки, радиусы поворота, углы подъёма, ограничения по высоте, погодные и климатические особенности, состояние с ремонтом и др.);

- ограничения, накладываемые на траекторию (предельные нормы выброса загрязняющих веществ транспортными средствами или нагрузки на их ходовые оси, требования правила дорожного движения, плата за проезд, наличие автозаправочных станций, мест отдыха и др.).

- человеческий фактор (количество участков с повышенной аварийностью, мест пересечения с потоками диких и домашних животных, ошибки в регулировании дорожного движения, их преднамеренные нарушения, диверсии, уровень преступности, блокирование бастующими и др.);

- форс-мажорные условия (сход снежных лавин, селей, обвалы, размыв дорожного полотна и др.);

- степень контроля движения транспортных средств (паспортный, таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль, навигационный контроль, контроль со стороны силовых структур и др.).

Учитывая тот факт, что, прежде чем потребитель получит необходимую ему ценность в виде продукции и услуг, эти продукты, их компоненты и сопутствующие ресурсы должны будут перемещаться по множеству траекторий как внутри отдельных предприятий, так и за их пределами, задача управления данными траекториями является многокритериальной и предложить метод её однозначного решения не представляется возможным. В то же время подход к решению данной проблемы можно представить в виде последовательности этапов, которая отражена на рисунке 4.3. Данная последовательность свидетельствует о том, что управление цепями ценности напрямую связано с управлением цепями поставок в рамках логистики как концепции управления предприятиями, что и было показано в главе 1 данного учебника.

 

Рисунок 4.3 - Последовательность управления цепями ценности как концепции управления предприятиями

4.1.2 Обоснование подходов к управлению цепями ценности и цепями поставок [1]

Цепи ценности являются достаточно сложным объектом, который характеризуется:

- значительным количеством и разнообразием входящих в них звеньев;

- непостоянством состава участников и постоянным дефицитом времени на их обновление;

- широкой дифференциацией параметров и характеристик звеньев цепей ценности;

- наличием принципиально важных и второстепенных противоречий при решении совместных задач по созданию, информированию и доставке ценности, предназначенной для конечного потребителя;

- повышенной степенью риска не достижения поставленных целей по причине несогласованности действий звеньев цепей ценности или в связи с форс-мажорными обстоятельствами и др.

Данные характеристики обуславливают необходимость управления цепями ценности на основе совокупности подходов, образующих программно-целевой метод, который представляет собой способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем.

Актуальность программно-целевого метода обуславливается совокупностью следующих факторов:

- значительное количество накопившихся нерешённых проблем, связанных с особенностями перехода российской экономики к рыночным условиям хозяйствования;

- сложность, неопределённость, подвижность и новизна факторов внешней среды, определяющих специфику данных проблем;

- необходимость управления хозяйственными процессами на любом уровне экономики в условиях его децентрализации, что предполагает использование большей частью демократических методов воздействия на человеческие ресурсы, сгруппированные по различным признакам;

- возможность реализации ряда управленческих подходов к решению имеющихся проблем в их совокупности, что обеспечивает удовлетворение потребностей широкого круга физических и юридических лиц;

- ориентация большинства хозяйствующих субъектов цивилизованного общества на их устойчивое развитие, которое предполагает учёт потребностей будущих поколений человечества;

- недостаточный уровень подготовки управленческих работников и отсутствие у них необходимого опыта, обеспечивающих согласование развития различных объектов как по горизонтали, так и по вертикали с установлением взаимосвязей между факторами и ресурсами внешней и внутренней среды и др.

Использование программно-целевого метода, в том числе при управлении цепями ценности, в немалой степени сдерживается отсутствием теоретико-методологического инструментария обоснования, формирования, оптимизации, реализации и оценки программ развития сложных экономических систем. Исходя из этого, целесообразно дать классификацию и обосновать основные подходы к реализации программно-целевого метода на уровне цепей ценности.

Для достижения данной цели следует вспомнить, что в настоящее время выработано достаточно большое количество данных подходов, которые в настоящее время излагаются в литературных источниках разрозненно, без выделения основополагающих признаков. Исходя из этого, возникает задача их классификации. Результаты решения данной задачи представлены на рисунке 4.4.

Сведения рисунка 4.4 позволяют выделить девять базовых подходов к организации программно-целевого метода управления цепями ценности. Очевидно, что выделенные на рисунке подходы ориентированы как на цели, так и на программы, разрабатываемые звеньями цепей ценности. Данный аспект исследований представлен в таблице 4.1.

Следует напомнить, что:

- программа – в самом общем смысле слова «совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях»;

- цель – «1) мысленно представляемый, ожидаемый, намеченный результат направленных действия; 2) мотив осуществления деятельности; 3) средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему».

Приведённые выше определения позволяет определить основные подходы к реализации программно-целевого метода на уровне цепей ценности (рисунок 4.5).

Данные рисунка 4.5 позволяют сделать следующие выводы:

- последовательность формирования программ звеньев цепей ценности выглядит следующим образом: миссия – цели – задачи – стратегия – план – программа, что представлено в средней части рисунка 4.5;

- поскольку, как отмечено выше, цель – это 1) результат, 2) мотив, 3) средство, то этим объектам в наибольшей степени подходят такие подходы, соответственно, как: системный, мотивационный, ресурсный;

- под задачей понимаются: 1) то, что требует исполнения; 2) нечто трудно выполнимое, сложное; 3) сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения; 4) упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Поэтому подходами, адекватными данным понятиям, являются, соответственно: директивный, процессный; аналитический и логический подходы;

 

 

Рисунок 4.4 – Классификация подходов к управлению экономическими системами

Таблица 4.1 – Содержание основных подходов к программно-целевому методу управления цепями ценности

 

Название основного подхода Содержание основного подхода к программно-целевому методу управления цепями ценности
Цель Программа
     
  Системный Обеспечение гармоничности целей различных звеньев цепей ценности Содержание программы включает совокупность взаимосвязанных и упорядоченных разделов, скоординированных в пространстве и во времени
    Процессный Реализация программы должна быть осуществлена в оптимальные сроки и с минимальными затратами Программа должна быть представлена в виде совокупности взаимосвязанных процессов, выполняемых различными звеньями цепей ценности последовательно и параллельно
    Ситуационный Программа должна обеспечивать достижение поставленных целей, независимо от форс-мажорных обстоятельств Программа должна предусматривать варианты реализации на основе прогнозирования факторов внешней среды и соответствующее ресурсное обеспечение данных вариантов
    Традиционный Базовая цель программы может быть конкретной и достижимой на основе сформированной и апробированной методологии Программа содержит типовые разделы, формируемые по рекомендуемой форме и использованием базовой системы показателей эффективности, обеспечивая преемственность программ разного уровня и согласованность времени реализации
  Индивидуальный Конкретные разделы программы имеют собственные цели с учётом имеющихся ресурсов, прав и обязанностей Программа должна обеспечивать возможность её структуризации по ряду признаков. При этом возможно формирование и конкретизация подпрограмм для каждого звена цепей ценности
    Глобальный Локальные цели различных звеньев цепей ценности должны быть согласованы как по горизонтали, так и по вертикали Необходимо создание координирующего органа реализации базовой программы и подпрограмм с целью исключения не достижения целей отдельных звеньев цепей ценности и оптимального распределения совместно используемых ресурсов
    Территориальный Цель должна отражать интересы звеньев цепей ценности определённой территории Программа должна быть направлена на максимальное привлечение звеньев цепей ценности, расположенных на данной территории, и ресурсов, имеющихся на ней
  Рыночный Цель должна предусматривать достижение конкурентоспособности звеньев цепей ценности Программа должна быть основана на инновационных разработках, учитывать угрозы и возможности развития её положений, обеспечивать привлечение ре сурсов в условиях конкуренции, способ-
Продолжение таблицы 4.1  
     
    ствовать притоку инвестиций
  Общественной деятельности Цель программы должна быть представлена совокупностью взаимосвязанных показателей Программа должна учитывать интересы потребителей продукции и услуг, звеньев цепей ценности и населения территорий, и интересы будущих поколений
       

 

- не исключается возможность использования прочих подходов, представленных на рисунке 4.4 и в таблице 4.1, что зависит от конкретной разрабатываемой в рамках цепи ценности программы.

 

 


Рисунок 4.5 – Обоснование базовых подходов к реализации программно-целевого метода управления регионом

 

Если учесть, что цепи ценности являются составляющими цепей поставок и создают основу для их формирования, то данные, представленные на рисунке 4.5, распространяются также и на управление цепями поставок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.