КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цепи ценности и траектория как объекты управления
Управление цепями ценности как промежуточная концепция управления предприятиями В течение долгого времени в сфере бизнеса считалось аксиомой утверждение о том, что потребители покупают не товары, а приносимые ими выгоды. Другими словами, товар покупается не ради него самого, а ради тех выгод, которые он может обеспечить. Эти выгоды могут быть осязаемыми (потребительские свойства товара) и неосязаемыми (имидж товар и его репутация). До тех пор пока продукты или услуги, предлагаемые предприятием рынку, не будут чем-то отличаться от продуктов или услуг конкурентов, остается высокой вероятность того, что потребители будут рассматривать эти продукты и услуги просто как ничем не различающиеся товары, а значит, их успешный сбыт будет осуществляться поставщиком, который предложит за эти товары наименьшую цену. Для того чтобы в данных условиях улучшить свои конкурентные преимущества, предприятие должно придать своим продуктам и услугам дополнительную ценность. Данная особенность развития бизнеса нашла отражение в следующем определении, данном Американской ассоциацией маркетинга в 2007 г.: «Маркетинг – это организационные функции и совокупность процессов создания, информирования и доставки ценности к покупателям и управления отношениями с потребителем в направлениях, обеспечивающих получение прибыли организацией и её собственниками». С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова определяют слово «ценный» как «с большими достоинствами, важный, нужный». В экономике ценность - общая экономия или удовлетворение, получаемое покупателем в результате потребления (использования) приобретенного им блага, т.е. та польза, которую это благо ему приносит. В маркетинге воспринимаемая ценность – результат оценки желанности блага, которая в денежном выражении превышает ценность этого блага. В основе измерения лежат соотношения полезности и цены для благ, которые являются реально доступными покупателям альтернативами. Исходя из этого определения, можно сделать следующие выводы: - ценность продукта и услуги уникальна для каждого конкретного потребителя в каждый конкретный момент времени, включая период времени потребления данного продукта или получения данной услуги; - в отличие от потребности ценность продукта и услуги определяется потребителем с точки зрения его долгосрочного благополучия - состояния умиротворённости, гармонии с окружающим миром, отсутствием угроз жизни и здоровью или убеждённостью в том, что эти угрозы в любой момент могут быть устранены с минимальными для него потерями; - ценность может быть связана как с материальным благополучием потребителя, так и с его моральным состоянием, причём моральный аспект создания, информирования и доставки ценности имеет приоритетное значение для долгосрочных отношений предприятия с данным потребителем; - ценность может быть создана как самим потребителем, так и субъектами внешней среды, как с участием данного потребителя, так и без него; - контроль соответствия созданной для потребителя ценности и его собственными представлениями о ней должна обеспечивать служба маркетинга предприятия; она же должна регулировать и координировать процессы и функции, связанные с созданием, информированием и доставкой ценности к конечному потребителю; - в соответствии с данными рисунка 1.8 ценность продукта или услуги может быть оценена по таким основным компонентам управления цепями ценности как «товар» - потребительские свойства (качество) и количество и «цена» - затраты и время; компонент «продвижение» согласно определению маркетинга, данному Американской ассоциацией маркетинга, является дополнительным (но не второстепенным) параметром оценки ценности продукта или услуги); - следует различать понятия «нужда», «потребность» и «ценность», которые характерны для основных концепций управления предприятиями, представленных в таблице 1.5 (рисунок 4.1);
Рисунок 4.1 – Отличия понятий «нужда», «потребность» и «ценность», характерных для основных концепций управления предприятиями
- ценность, создаваемая несколькими субъектами внешней для потребителя среды, предусматривает ступенчатый характер её формирования в составе цепей ценности, звенья которых помимо конечного потребителя также могут создавать, информировать, доставлять и обладать характерной для них ценностью. В соответствии с данными ранее автором определениями понятий «управление цепями ценности» и «логистическая цепь» можно предложить следующее определение понятия «цепь ценности». Цепь ценности – совокупность звеньев экономической системы, последовательно осуществляющих прямое или опосредованное воздействие на траекторию движения логистических потоков с целью непрерывного наращивания достоинств (ценности) конечного продукта и/или услуги для конечного потребителя начиная от источника возникновения каждого из этих потоков до источника их поглощения. Поскольку для создания ценности звенья экономической системы выполняют определённые действия, то можно согласиться с мнением М. Портера о том, что цепь создания ценности — это взаимосвязанный набор видов деятельности, которые формируют ценность для потребителя, начиная от исходных источников сырья и материалов для поставщиков и заканчивая готовой продукцией, доставленной конечному потребителю, или услугой, предоставленной конечному клиенту. Другими словами, — это комплекс задач, которые требуется решить, чтобы поставить продукты или услуги на рынок конечным потребителям. Каждое звено цепи должно вносить вклад в конечную ценность продукта или услуги, больший по сравнению с затратами на его осуществление. Требования к цепи ценности определяются ключевыми факторами успеха, которые создают долгосрочную прибыльность предприятия. Как нетрудно заметить, к таким факторам следует отнести компоненты управления цепями ценности, представленные на рисунке 1.8. Главными отличиями цепи ценности от логистической цепи являются: - использование звеньев, не входящих в состав логистической системы, таких как технологические, маркетинговые, инновационные и торговые звенья (рисунки 1.26 и 1.27); сюда же можно отнести органы государственного управления и местного самоуправления, существенно влияющие на конечную ценность продукции и услуг, которые по определению должен игнорировать потребитель, ориентированный на свои собственные потребности; - явная нацеленность цепи ценности на конкретного конечного потребителя и предназначенные для него продукты и/или услуги, исходя из предпосылки о том, что данный потребитель как бы «видит» весь процесс изготовления и траекторию доставки предназначенных для него продуктов и или услуг и не согласен оплачивать выполнение тех операций и бизнес-процессов, которые не создают для него реальной ценности, включая процессы управления данной цепью (рисунок 1.24); фактически это означает, что цепь ценности является основой для формирования цепей поставок, звенья которой выполняют операции и бизнес-процессы – необходимые, но не создающие ценности для конечного потребителя; - цепи ценности, нацеленные на конкретного потребителя, большей частью не могут образовывать логистические фронты и эшелоны, поскольку, как правило, потребитель получает необходимые ему ценности последовательно; - конечный потребитель формирует некую последовательность ценностей, необходимых ему во времени и в пространстве, которая в итоге предполагает не индивидуальные. а согласованные действия многочисленных цепей поставок, доставляющих различные продукты и услуги в отношении запросов именно этого конкретного потребителя. Между двумя выделенными выше видами цепей и цепями поставок существуют взаимосвязи, представленные на рисунке 4.2.
Рисунок 4.2 – Взаимосвязи между цепями создания ценности, цепями ценности и цепями поставок
Особенностями цепей ценности как субъекта управления являются: - подчинённый характер по отношению к цепям поставок, т.е. цепи ценности входят в состав цепей поставок и позволяют выявить те их звенья, которые реально создают ценность для конечного потребителя продукции и услуг; - децентрализованный характер управления, основанный на принципе вытягивания необходимых ресурсов по мере их необходимости; - широкое использование аутсорсинга для выполнения заказов потребителей; - отсутствие однозначных правил взаимодействия звеньев цепей ценности по причине значительного разнообразия предпочтений потребителей; - повышенный уровень риска деятельности звеньев цепей ценности в связи с её инновационным характером и непрерывным сокращением среднего времени на удовлетворение запросов потребителей продукции и услуг; - возрастание роли информации в цепях ценности и необходимость создания единой информационной системы для обоснованного принятия управленческих решений, связанных с проектированием, созданием и доставкой нескольких ценностей различным потребителям. Поскольку цепи ценности являются составной частью цепей поставок, то управление цепями ценности как объектом управления осуществляется в рамках управления цепями поставок. Сама же концепция «управление цепями ценности», как было показано ранее, в качестве объекта управления имеет траектории перемещения логистических потоков. Нетрудно заметить, что данные логистические потоки как бы «накладываются» на соответствующие траектории, поэтому к основным параметрам траекторий, например, для автомобильного транспорта относятся (таблица 1.9): - начальный, конечный и промежуточные пункты; - форма траектории; - длина траектории; - пропускная способность траектории, равная предельной интенсивности логистического потока; - возможность организации перевалок и хранения грузов при использовании нескольких видов транспорта; - приспособленность для консолидации и разукрупнения ресурсов различной типа; - характеристика состояния траектории (например, состояние дорожного полотна автомобильных дорог, количество полос движения, степень их загрузки, радиусы поворота, углы подъёма, ограничения по высоте, погодные и климатические особенности, состояние с ремонтом и др.); - ограничения, накладываемые на траекторию (предельные нормы выброса загрязняющих веществ транспортными средствами или нагрузки на их ходовые оси, требования правила дорожного движения, плата за проезд, наличие автозаправочных станций, мест отдыха и др.). - человеческий фактор (количество участков с повышенной аварийностью, мест пересечения с потоками диких и домашних животных, ошибки в регулировании дорожного движения, их преднамеренные нарушения, диверсии, уровень преступности, блокирование бастующими и др.); - форс-мажорные условия (сход снежных лавин, селей, обвалы, размыв дорожного полотна и др.); - степень контроля движения транспортных средств (паспортный, таможенный, санитарно-эпидемиологический контроль, навигационный контроль, контроль со стороны силовых структур и др.). Учитывая тот факт, что, прежде чем потребитель получит необходимую ему ценность в виде продукции и услуг, эти продукты, их компоненты и сопутствующие ресурсы должны будут перемещаться по множеству траекторий как внутри отдельных предприятий, так и за их пределами, задача управления данными траекториями является многокритериальной и предложить метод её однозначного решения не представляется возможным. В то же время подход к решению данной проблемы можно представить в виде последовательности этапов, которая отражена на рисунке 4.3. Данная последовательность свидетельствует о том, что управление цепями ценности напрямую связано с управлением цепями поставок в рамках логистики как концепции управления предприятиями, что и было показано в главе 1 данного учебника.
Рисунок 4.3 - Последовательность управления цепями ценности как концепции управления предприятиями 4.1.2 Обоснование подходов к управлению цепями ценности и цепями поставок [1] Цепи ценности являются достаточно сложным объектом, который характеризуется: - значительным количеством и разнообразием входящих в них звеньев; - непостоянством состава участников и постоянным дефицитом времени на их обновление; - широкой дифференциацией параметров и характеристик звеньев цепей ценности; - наличием принципиально важных и второстепенных противоречий при решении совместных задач по созданию, информированию и доставке ценности, предназначенной для конечного потребителя; - повышенной степенью риска не достижения поставленных целей по причине несогласованности действий звеньев цепей ценности или в связи с форс-мажорными обстоятельствами и др. Данные характеристики обуславливают необходимость управления цепями ценности на основе совокупности подходов, образующих программно-целевой метод, который представляет собой способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем. Актуальность программно-целевого метода обуславливается совокупностью следующих факторов: - значительное количество накопившихся нерешённых проблем, связанных с особенностями перехода российской экономики к рыночным условиям хозяйствования; - сложность, неопределённость, подвижность и новизна факторов внешней среды, определяющих специфику данных проблем; - необходимость управления хозяйственными процессами на любом уровне экономики в условиях его децентрализации, что предполагает использование большей частью демократических методов воздействия на человеческие ресурсы, сгруппированные по различным признакам; - возможность реализации ряда управленческих подходов к решению имеющихся проблем в их совокупности, что обеспечивает удовлетворение потребностей широкого круга физических и юридических лиц; - ориентация большинства хозяйствующих субъектов цивилизованного общества на их устойчивое развитие, которое предполагает учёт потребностей будущих поколений человечества; - недостаточный уровень подготовки управленческих работников и отсутствие у них необходимого опыта, обеспечивающих согласование развития различных объектов как по горизонтали, так и по вертикали с установлением взаимосвязей между факторами и ресурсами внешней и внутренней среды и др. Использование программно-целевого метода, в том числе при управлении цепями ценности, в немалой степени сдерживается отсутствием теоретико-методологического инструментария обоснования, формирования, оптимизации, реализации и оценки программ развития сложных экономических систем. Исходя из этого, целесообразно дать классификацию и обосновать основные подходы к реализации программно-целевого метода на уровне цепей ценности. Для достижения данной цели следует вспомнить, что в настоящее время выработано достаточно большое количество данных подходов, которые в настоящее время излагаются в литературных источниках разрозненно, без выделения основополагающих признаков. Исходя из этого, возникает задача их классификации. Результаты решения данной задачи представлены на рисунке 4.4. Сведения рисунка 4.4 позволяют выделить девять базовых подходов к организации программно-целевого метода управления цепями ценности. Очевидно, что выделенные на рисунке подходы ориентированы как на цели, так и на программы, разрабатываемые звеньями цепей ценности. Данный аспект исследований представлен в таблице 4.1. Следует напомнить, что: - программа – в самом общем смысле слова «совокупность намеченных, подлежащих последовательному выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях»; - цель – «1) мысленно представляемый, ожидаемый, намеченный результат направленных действия; 2) мотив осуществления деятельности; 3) средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему». Приведённые выше определения позволяет определить основные подходы к реализации программно-целевого метода на уровне цепей ценности (рисунок 4.5). Данные рисунка 4.5 позволяют сделать следующие выводы: - последовательность формирования программ звеньев цепей ценности выглядит следующим образом: миссия – цели – задачи – стратегия – план – программа, что представлено в средней части рисунка 4.5; - поскольку, как отмечено выше, цель – это 1) результат, 2) мотив, 3) средство, то этим объектам в наибольшей степени подходят такие подходы, соответственно, как: системный, мотивационный, ресурсный; - под задачей понимаются: 1) то, что требует исполнения; 2) нечто трудно выполнимое, сложное; 3) сложный вопрос, проблема, требующие исследования и разрешения; 4) упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления. Поэтому подходами, адекватными данным понятиям, являются, соответственно: директивный, процессный; аналитический и логический подходы;
Рисунок 4.4 – Классификация подходов к управлению экономическими системами Таблица 4.1 – Содержание основных подходов к программно-целевому методу управления цепями ценности
- не исключается возможность использования прочих подходов, представленных на рисунке 4.4 и в таблице 4.1, что зависит от конкретной разрабатываемой в рамках цепи ценности программы.
Рисунок 4.5 – Обоснование базовых подходов к реализации программно-целевого метода управления регионом
Если учесть, что цепи ценности являются составляющими цепей поставок и создают основу для их формирования, то данные, представленные на рисунке 4.5, распространяются также и на управление цепями поставок.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |