Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реализация управленческих решений. 4 страница




Специфическая цель управления персоналом – это формирование, развитие и реализация с наибольшей эффективностью кадрового потенциала организации, обеспечение предприятия хо­рошо подготовленными и заинтересованными работ­никами.

Основные принципы управления пер­соналом: руководство посредством договоренности о целях, доверия и уважения всех работников, материального и нематериального призна­ния, повышения квалификации, информации и коммуникаций.

Функция управления персоналом включает: планирование трудовых ресурсов, разработку профессионально-квалификационных требований; поиск, отбор и прием на работу, определение зарплаты и льгот, осуществление социальных про­грамм, профориентацию, обучение и повышение квалификации, оценку трудовой деятельности, регулирование трудовых отношений, подготовку руководящих кадров, управление деловой карьерой, повышение, понижение, перевод, увольнение.

Для ранних этапов развития управления персоналом характерен авторитарный стиль и ориентация на задачи. В 50 – 60-е годы – ориентация на человека, работа в группах. С 90-х годов преобладает демократический стиль, самообучающиеся организации. Актуальные направления дальнейшего развития управления персоналом связаны с рыночно ориентированными изменениями в экономике, технологии, социальной сфере и правовых отношениях. Основными задачами управления персоналом становятся: планирование, развитие и оценка персонала, разработка системы информационного обеспечения персонала, менеджмент рабочего времени, развитие предпринимательства и деловой активности персонала, маркетинг, лизинг и контролинг персонала, системное кадровое регулирование, стратегическое развитие кадрового потенциала и ресурсов личности, индивидуальное планирование карьеры, управление персоналом в экономически сложное время.

46. Состав и структура персонала предприятий. Производственный и непроизводственный персонал. Управленческий персонал и его категории.

Все работающие на предприятии подразделяются на производственный и непроизводственный персонал.

Производственный персонал принимает прямое и косвенное участие в производственном процессе и выполняет всю совокупность производственных функций. Наибольшая по численности категория работников в составе производственного персонала – рабочие. Они классифицируются по профессии, степени участия в производственном процессе (основные и вспомогательные рабочие), форме оплаты труда (сдельщики, повременщики), уровню квалификации.

Вторая по численности и удельному весу категория – управленческий персонал. К нему относятся работники, профессионально участвующие в процессе управления. В зависимости от выполняемых функций управленческий персонал распределяется на три категории: руководители (линейные и функциональные), специалисты и технические исполнители. Линейные руководители (директора и председатели сельскохозяйственных организаций, начальники цехов, участков, управляющие отделениями, бригадиры) действуют на основе единоначалия и ответственны за состояние и развитие организации или подразделения. Функциональные руководители (главные специалисты, специалисты отраслевых подразделений, руководители лабораторий) возглавляют службы, осуществляющие конкретные функции управления (техническая и технологическая подготовка производства, планирование, бухгалтерский учет, материально-техническое снабжение и т.д.). Специалисты (инженеры, агрономы, зоотехники, экономисты и т.д.) решают конкретные производственные и управленческие задачи, разрабатывают нормативы и проекты решений, предоставляют руководителям информацию. Технические исполнители (секретари, лаборанты, техники, экспедиторы и т.д.) передают, фиксируют и перерабатывают информацию, выполняют учетные, вычислительные и множительные работы, отвечают за обслуживание системы управления. В управленческой иерархии руководителей и специалистов принято делить на три звена: высшее, среднее, первичное.

К младшему обслуживающему персоналу относятся работники, обеспечивающие поддержание санитарно-гигиенических условий на предприятии.

Ученики – это лица, которые проходят производственное обучение непосредственно на рабочих местах.

Работники пожарно-сторожевой охраны обеспечивают на предприятии пожарную безопасность, следят за исправным состоянием противопожарных средств и выполняют функции охраны предприятий.

Непроизводственный персонал (персонал состоящих на балансе основного предприятия медицинских, детских дошкольных, культурно-просвети-тельских учреждений и подразделений бытового, жилищно-коммунального назначения и строительства) не принимает непосредственного участия в выпуске продукции. Он обеспечивает и обслуживает работников предприятия.

 

47. Служба управления персоналом. Задачи и функции службы управления персоналом. Ее место в оргструктуре управления.

Практика работы небольших предприятий показывает, что специальные функциональные подразделения по управлению персоналом на них, как правило, не создаются. Работа с кадрами (ведение документации, оформление найма и увольнения) осуществляется либо отдельным исполнителем, либо другим работником по совместительству. На средних и крупных предприятиях целесообразно создание специального подразделения, решающего совместно с линейными и функциональными руководителями комплекс задач по управлению персоналом. Создание служб управления персоналом обусловлено ря­дом внешних (давление рынка труда, профсоюзов) и внутренних (размер предприятия, сложность оргструктуры управления, развитие организационной культуры) факторов.

На службу управления персоналом возлагаются следующие функции и задачи: административная деятельность (применение на практике основных законодательных положений в области организации и оплаты труда, коллективных договоров); трудоустройство (прием на работу, ознакомление с рабочим местом и условиями труда, перевод на другую работу внутри предприятия, выдвижение на более высокие должности, увольнение); подготовка, переподготовка, повышение квалификации персонала (выявление потенциальных возможностей сотрудников, определение путей их продвижения); материальное вознаграждение (определение структуры заработной платы с учетом социальных льгот, разработка статей коллективного договора); социальные вопросы (контакты с профсоюзными организациями, содействие проведению общественных мероприятий, анализ и выявление причин социальной напряженности); условия и охрана труда.

Место кадровой службы в оргструктуре управления может быть представлено следующими вариантами:

- ее структурная подчиненность руководителю по администрированию. Здесь выполнение задач службой персонала рассматривается в рамках ее роли как подразделения функциональной подсистемы;

- ее подчинение как штабного отдела общему руководству организации. Преимуществом этого варианта является близость кадровой службы ко всем сферам руководства организации. Такая структура наиболее целесообразна для небольших организаций на начальных этапах их развития, когда руководство еще четко не определило статус кадровой службы;

- ее подчинение непосредственно высшему руководству. Этот вариант можно рассматривать как наиболее типичный для достаточно развитых фирм с выделением сферы управления персоналом как равнозначной подсистемы управления в ряду других подсистем.

48. Кадровый потенциал. Потенциал персонала. Кадровый цикл. Маркетинг, лизинг персонала.

Личностный потенциал работника включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения, навыки, обуславливающие профессиональную компетентность); психофизиологический потенциал (работоспособность); образовательный потенциал (интеллектуальные, познавательные способности); коммуникационный потенциал (способность к сотрудничеству, коллективной организации, взаимодействию); нравственный потенциал (ценности, мотивация); творческий потенциал.

Кадровый потенциал предприятия определяется уровнем развития личностного потенциала каждого работника и уровнем эффективности его использования. При этом учитывается уровень совместных возможностей данного количества работников для достижения установленных целей, т.е. кадровый потенциал зависит от личностных потенциалов работников организации, но он не является их суммой.

При достижении оптимального уровня развития кадрового потенциала предприятия численность и структура кадров соответствуют потребностям производства и управления, а также содержанию решаемых задач, уровень квалификации кадров обеспечивает высокое качество принимаемых решений и их скорейшую реализацию, физические данные и индивидуально-психологические характеристики персонала соответствуют специфике конкретного вида деятельности.

Формирование и развитие кадрового потенциала организации проходит определенные этапы. Их последовательность составляет кадровый цикл, который включает формирование социального и потенциального резерва, поиск и подбор персонала, занятие должностей, ротацию, подготовку и переподготовку кадров, а также управление карьерой, процессами текучести и освобождения кадров. Обратная связь в кадровом цикле обуславливает обновление кадрового потенциала за счет ухода в отставку и пополнения кадрового резерва путем использования различных механизмов занятий должностей (выборы, конкурс, выдвижение, назначение).

Маркетинг персонала является условием роста кадрового потенциала за счет поиска и привлечения необходимой рабочей силы из внешних источников. Маркетинг персонала включает: исследование рынка рабочей силы, качеств кандидатов, их требований и возможностей, воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей), проведение сегментирования рынка рабочей силы и выбор путей ее привлечения, формирование потенциальных кандидатов в резерв.

Организация выступает в роли "охотника", который ищет не только клиентов для сбыта продукции, но и рабочую силу для ее производства. Поиск необходимых работников осуществляется с помощью государственных служб занятости, объявлений в газетах и других средствах массовой информации, неформальных коммуникаций (через деловых партнеров и знакомых обращение к потенциальному кандидату на должность), договоров о сотрудничестве с учебными заведениями, ярмарок вакансий, конкурсов на замещение вакансий и т.д. Факторы мотивации при привлечении персонала: возможность гибкого использования рабочего времени, возможность продолжения или получения образования социальные гарантии, благоприятные условия работы и карьеры, гарантии места работы, имидж предприятия, его размеры, зарплата и др.

Лизинг персонала – это подбор кадров на временные рабочие места, т.е. своеобразная аренда персонала другой организации. Лизинг обусловливается краткосрочной потребностью предприятия в определенных кадрах, в сезонных работниках. Лизингом персонала занимаются рекрунтерские агентства, оказывающие платные услуги по подбору кандидатов на вакантные должности и представление их заказчику для принятия окончательного решения о временном найме.

 

49. Особенности и содержание труда руководителя. Особенности, содержание, рациональная и научная организация управленческого труда.

Под управленческим трудом понимается вся совокупность объективно необходимых видов работ, выполняемых руководителем, специалистами и техническими исполнителями.

Особенности управленческого труда:

- преимущественно умственный процесс труда, где сложно определить границу перехода от свободного времени к рабочему и от рабочего к свободному;

- наличие элементов творческого труда, которые почти невозможно измерить;

- необходимость использования большого объема непрерывно поступающей информации;

- трудности определения степени интенсивности труда руководителя, отсутствие явно выраженных признаков расхода энергии;

- большая сложность управленческого труда, требующая в отдельных случаях коллективных решений;

- способность работников аппарата управления воздействовать на производственный процесс не прямо, а через отдельных исполнителей;

- невозможность прямой оценки труда управленческих работников, например, количеством производимой продукции. Их труд проявляется в показателях работы руководимых ими подразделений;

- специфические предметы (информация), орудия (организационная и вычислительная техника, средства связи) и продукты (управленческие решения) труда.;

- высокая значимость управленческого труда, что проявляется, прежде всего, в цене ошибки.

Деятельность руководителя можно классифицировать по функциям управления (планирование, организация и координация деятельности, контроль за выполнением поставленных задач, мотивация); этапам процесса управления (определение целей, анализ ситуаций, разработка вариантов, принятие решений); объектам управления (предприятие, подразделение, исполнитель, сам руководитель); форме осуществления (самостоятельная работа, работа с людьми).

Содержание труда руководителя включает управление деятельностью персонала, его мотивацию, сотрудничество и информацию, определение потребности в рабочей силе, решение вопросов трудовых отношений и зарплаты, охраны труда, совершенствования планирования, освоения новой техники и технологии, улучшения психологического климата в коллективе и др.

Принципы рациональной организации труда руководителя: комплексность, системность, регламентация, специализация, стабильность, целенаправленное творчество.

Основные направления научной организации управленческого труда: разделение, кооперация и рационализация труда, повышение квалификации управленческого персонала, внедрение прогрессивных форм и методов стимулирования труда, улучшение условий труда, развитие творческих основ труда.

50. Культура управления. Факторы, определяющие культуру управленческого труда. Служебный этикет.Деловые переговоры, совещания, беседы, прием посетителей, телефонные разговоры.

Культура управления сочетает в себе достижения и принципы менеджмента и организации управленческого труда, а также соблюдение предъявляемых к работникам управления требований, которые обусловлены нормами и принципами этики, морали, права.

Высокий уровень культуры управления характеризуется демократическим стилем руководства, благоприятным морально-психологическим климатом в коллективе, высокой степенью удовлетворенности трудом, стабильными производственными показателями, гласностью и информированностью во всех сферах деятельности, широким использованием современной организационной техники и технологии управления.

Средний уровень культуры управления присущ тем организациям, где единство целей и интересов всех участников производства слабо подкрепляется соответствующими методами и формами управления.

Низкий уровень культуры управления характеризуется устойчивыми конфликтами и противоречиями между большинством членов трудового коллектива и руководством предприятия, распространением волюнтаристского, бюрократического стиля управления.

Основные факторы, определяющие культуру управленческого труда:

- организационные и экономические. Они находят отражение в мероприятиях по совершенствованию хозяйственного механизма, который в конечном итоге создает новые условия труда руководителя (расширение самостоятельности, материальная заинтересованность, обеспечение нормативными, справочными и методическими материалами);

- технические факторы. Это оснащенность рабочего места руководителя мебелью, средствами оргтехники, обеспеченность служебным транспортом;

- технологические факторы. Они определяются уровнем разработки и внедрения рациональной технологии управленческого труда (работа с информацией, принятие управленческих решений, доведение их до исполнителей, распределение людских, материальных и финансовых ресурсов, контроль за принятого решения);

- психофизиологические факторы. Это индивидуальные особенности организма, связанные с функционированием всех органов человека. Их учет позволяет повысить работоспособность или, во всяком случае, дольше ее сохранить;

- этические факторы. Этика в широком смысле – это кодекс, свод правил общения людей, выработанных многими поколениями. Служебный этикет – это совокупность правил поведения работника системы управления, касающихся его взаимоотношений с людьми. Он включает вежливость и приветливость, тактичность, скромность, ответственность, компетентность, продуманную линию поведения во внеслужебное время;

- гигиенические факторы. Это санитарные условия (температурный режим, чистота помещений и воздуха, освещение, шум, цветовое оформление помещений), оказывающие влияние на работоспособность и здоровье человека, на производительность и качество управленческого труда;

- эстетические факторы. Эстетика – это философская дисциплина, изучающая законы красоты и ее проявления в жизни и искусстве. Эстетизация управления предполагает оформление интерьеров, создание помещений для отдыха, применение функциональной музыки, оборудование рабочих мест с учетом новейших тенденций в дизайне, промышленной и технической эстетике, использование средств наглядной агитации и визуальной информации, обустройство территории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.