КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Целостно-эволюционныйподход
В основе целостно-эволюционного подхода1 - целостное представление системы (объекта, процесса или явления) и когнитивная технология ее познания. Целостное представление системы есть представление ее как вложенной системы, выделенной из макро- и метасистем по целям, функциям, элементам, связям и параметрам динамики эволюции. Когнитивная технология — это технология формирования, накопления и использования знаний о системе в условиях ее эволюции. Содержание подхода определяется следующими положениями: • любая сложная система представляет собой вложенную систему, вы • процессы в структурированной макросистеме отображаются согла • система знаний формируется в процессе познания изменений и пре На базе такого подхода формируется иерархическая система знаний о таможенной системе и ее окружении как о макросистеме в виде комплекса моделей; создаются методическое обеспечение и технологическая платформа для эффективного решения задач управления. Центральное место в целостно-эволюционном представлении занимает идея «вложенных» систем. Рассмотрим ее на примере решения проблемы информатизации макросистемы. В таком примере «вложенность» систем следующая (рис. 27): макросистема (М) - объект информатизации, метасистема (8) - лицо, принимающее решение (ЛПР), система (Т) - информационные технологии и средства (ИТиС), интегрированная база знаний (ИБЗ). 1См.: Букатова И. Л., Макрусев В. В. Когнитивные процессы эволюционирующих систем. - М: ИРЭ РАН. Препринт № 10 (598), 1994; Букатова И. Л., Макрусев В. В. Современные информационные технологии управления. - М.: РИО РТА, 2004.
взаимодействие Рис. 27. Структуравложенныхсистемипроцессовприобретениязнаний вобщемК-канале Основная цель информатизации - сохранить целостность процесса риобретения знаний в условиях эволюции макросистемы. При этом эле-[ентарной ячейкой приобретения знаний является когнитивный канал К-канал) - система, состоящая из интегрированной базы знаний и про-раммно-технических средств, которые обеспечивают формирование но-ого знания и продуктивные действия в соответствии с проблемной ситу-цией. Структуре «вложенных» К-каналов (макро-, метасистемного и сис-емного) соответствует структура реализуемых в них процессов приобретения знаний - когнитивных процессов (К-процессов). В свою очередь, рамках каждого К-процесса реализуются одна или несколько интел-ектуальных функций. Их место и роль в процессе приобретения знаний [редставлены на рис. 28. Структура К-процессов в макросистемном К-канале отражена нане. 27. Формирование нового знания (в пределах К-канала) осуществля-тся на основе процессов интеллектуальной интеграции и интеллектуа-нзации. В первом случае канал под воздействием К-канала более высо-юго уровня настраивается на выполнение того или иного К-процесса. Вотором - выполняется конкретный К-процесс, и результаты передаются интегрированную базу знаний данного К-канала. Рис. 28. Интеллектуальныефункциивкогнитивныхканалах Эффективная конфигурация моделей, методического обеспечения и технологической платформы информатизации для различных вложенных систем и условий их совместной эволюции в целом определяется ме-татехнологией информатизации, называемой когнитивно-продуктивной. Базовый алгоритм когнитивно-продуктивной метатехнологии представлен на рис. 29. Он включает три уровня реализации: V, I, Б. На информационном уровне (V) осуществляются идентификация и формулирование проблемной ситуации (проблемы). На когнитивном уровне (I) реализуются интеллектуальные функции в зависимости от характера проблемной ситуации и формируются знания, а на продуктивном (Б) - актуализируется адекватная парадигма продуктивной технологии. Такая процедура предполагает: коррекцию продуктивной технологии, адаптацию продуктивной технологии или смену ансамбля продуктивных технологий. Нетрудно заметить, что реализация как когнитивной, так и продуктивной технологий предполагает всеобъемлющую системную интеграцию методического и информационного обеспечения и программно-технических средств в целях решения широкого спектра задач анализа или синтеза. Предполагается, что такая интеграция осуществляется с учетом эволюции структуры макросистемы, т. е. является целостно-эволюционной. Основным инструментальным средством когнитивно-продуктивной метатехнологии является автоматизированное слежение (мониторинг) за эволюцией макросистемы, имитация дерева эволюции информационных потоков и выбор его прогрессивных ветвей, имитация и поиск приемлемого варианта архитектуры ИТиС в пределах выбранной ветви, коррекция когнитивного и продуктивного ресурсов ИТиС.
Рис. 29. Алгоритмфункционирования когнитивно-продуктивнойметатехнологии Таким образом, целостно-эволюционный подход предлагает следую-цие возможности по информатизации макросистемы: • работать со знанием в каждой конкретной системе; • в соответствии со спектром выполняемых интеллектуальных функ- • опираясь на свойства метатехнологии как открытой системы, обеспе- По сути, целостно-эволюционный подход является интегрирующим, объединяя в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом в условиях происходящих изменений. Выводы Таможенная система во всех ее проявлениях: институт, организация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал - представляет собой сложный объект управления. Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для таможенных органов России следующий: таможенную систему необходимо рассматривать как целое, как систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих у организации, и их возможные последствия. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен. Известен достаточно широкий спектр подходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Таможенный менеджмент в полном объеме опирается на принятую методологию, вариативно используя ее в зависимости от особенностей таможенной системы и характера решаемых проблем. Применительно к таможенной практике в последние годы все более широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и активно развивающийся в настоящее время целостно-эволюционный (когнитивный) подходы. Процессный подход рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций - бизнес-процессов. Системный подход характеризует таможенную систему как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |