Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархиятаможенныхсистем




ГОСУДАРСТВО


С позиций системного подхода таможенное дело можно пред­ставить как целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты:

• таможенная политика - идеологический аспект;

• условия и порядок таможенного регулирования и контроля - функ­
ционально-технологический аспект;

• федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в об­
ласти таможенного дела1 (ФТС России) - институциональный и организа­
ционный аспекты.

В данной конструкции все компоненты находятся во взаимосвязи друг с другом и составляют органически целостную совокупность разноуровне­вых элементов, называемую таможенным делом. В зависимости от целей управления и принятия управленческих решений любой из компонентов таможенного дела, и таможенное дело в целом, могут быть представлены таможенной системой.

Представление таможенного дела как системы в виде иерархии тамо­женных систем отображено на рис. 32.

В дальнейшем будем также считать, что функция таможенного регу­лирования раскрывается в процессе таможенной деятельности. При этом таможенная система, осуществляя таможенное регулирование, ре­ализует конкретные таможенные процедуры (в частности, таможенные операции): процедуры таможенного оформления, процедуры исчисления, контроля и взыскания таможенных платежей, процедуры таможенного контроля и др.

1Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в облас­ти таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства РФ всеми таможенными органами на территории РФ. Таможенное законодательство - со­вокупность законов и подзаконных актов, касающихся ввоза, вывоза, перемещения или хранения товаров, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенную службу, а также любых нормативных предписаний, издаваемых таможенной службой в пределах ее компетенции.



 


Управление таможенным делом наиболее эффективно при соб-ении ряда предпосылок, в составе которых:

• целенаправленность, функциональная целостность и структурируе-
: сть таможенной системы (ТС);

• вариативный характер функционирования и развития ТС;

• наличие механизмов эффективного оперативного и стратегического
[равления для достижения целей таможенной деятельности;

• познаваемость таможенной системы как объекта управления.
Целенаправленность. Определение цели или набора целей таможен-

>го дела, таможенной службы во всех их проявлениях является одной из рвоочередных задач управления. В свою очередь, из целевой функции емы непосредственно вытекают ее системные функции, критерии эф-жтивности функционирования, процессы функционирования и их пара-ггры на каждом уровне иерархии.

Функциональная целостность характерна как для любого таможен-то органа (таможенного поста, таможни), так и для их совокупности


в рамках региона или страны. Целостность проявляется в том, что совре­менная таможенная система, наряду с другими государственными струк­турами, включена в реализацию общегосударственных политических и социально-экономических целей России, обеспечивая их достижение в процессе реализации системных таможенных функций (таможенного контроля, экономической (фискальной), правоохранительной, регулирую­щей, информационной, исследовательской).

Структурируемое^ - это возможность организационно-функцио­нальной и пространственно-временной декомпозиции целей таможенной системы.

Кроме того, иерархичность системы требует, чтобы описание функци­онирования ее более высокого уровня зависело от агрегирования характе­ристик нижнего уровня. При этом целевая функция, определенная мате­матически, выражает зависимость всех параметров системы от состояния параметров окружающей или внешней среды.

Наиболее важными и сложными этапами в процессе управления явля­ются вербальное или формализованное описание таможенной системы. Описание системы должно быть:

• целенаправленным (необходимо учитывать, что цель управления во
многом определяет способы и форму описания управляемого объекта);

• многоуровневым и представляющим таможенную службу вее целост­
ности;

• структурированным (с раскрытием внутренней структуры, с детали­
зацией, достаточной для целей управления);

• построено на принципе информационного единства в иерархии по­
нятий и параметров описания;

• представлено с учетом динамики ее эволюции.

Необходимо четко представлять, что выделение (определение) тамо­женной системы в качестве объекта управления связано с его спецификой, с целями управления и профессиональным качеством лица, принимающе­го решения (ЛПР), или коллектива руководителей (управленческой коман­ды), их личностными свойствами.

Особенности, характерные для описания таможенных систем как объектов управления (рис. 33):

• большая размерность регулируемых, контролируемых и измеряе­
мых величин;

• наличие как непрерывных, так и дискретных параметров;

• существенная нелинейность, включая случай изменения вида функ­
циональных зависимостей;


• значительное влияние стохастических факторов не только на отде-
1ьные параметры, но и на типы функциональных зависимостей (модели);

• большое разнообразие математических описаний (моделей) - поли-
>юдельность;

• трудности теоретического анализа и создания адекватных аналити-
1еских моделей;

• недоступность прямых измерений, наличие большого числа нефор-
>1ализуемых факторов;

• ограниченная воспроизводимость в эксперименте;

• динамика как функциональных характеристик, так и структурных
сомпонент;

• априорная информативная неопределенность нередко неустранимо-
о характера.

Рис. 33. Особенностипроцессовтаможеннойдеятельности каксистемныхпроцессов

Исходная позиция в представлении таможенной службы двойственна рис. 34).

С одной стороны, выделяя структурный аспект, систему характери-уют организационной структурой. В таком представлении системные та-юженные функции реализуются в единой системе таможенных органов ЕС ТО) России. Такой подход к структуризации принято называть орга-изационно-функционалъным.


 


 


С другой стороны, выделяют деятельный или технологический ас­пект: таможенная служба России представляется в виде единой техно-огии реализации системы таможенных функций. При этом выполнение)\ нкций таможенных органов по направлениям деятельности обеспечи-ается соответствующими таможенными технологиями - технологиями еятельности таможенных органов. Структуризацию по направлениям еятельности принято называть функционально-технологической, а соот-етствующий подход — деятельным.

Представленные особенности структуризации позволяют рассматри-ать таможенную службу в виде организационной, технологической или рганизационно-технологической системы.

В последнем случае речь идет о таможенной службе как о едином нор-[ативном правовом и информационно-технологическом комплексе, о це-остной организации. Этот вариант является наиболее полным представ-ением системы, но и наиболее сложным.

Заметим также, что в зависимости от целей управления и при соблю-ении определенных условий любой из объектов организационной иерар-ии или любое технологическое направление также могут рассматривать-я как система.

Рассматривая таможенную службу как систему, необходимо учиты-ать, что в пространственно-функциональном отношении она принадле-:ит классу открытых распределенных систем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.