Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модельтаможенногодела




Базовыеопределенияиморфологическая

Вопросы

6.1. Базовые определения и морфологическая модель таможенного дела. Эво­
люция понятия «таможенное дело».

6.2. Иерархия таможенных систем.

6.3. Особенности описания таможенной службы как системы. Полимодельное
представление таможенной системы.

6.4. Структурно-организационное представление таможенной системы.

6.5. Функционально-технологическое представление таможенной системы.
Выводы.

Контрольные вопросы.

Рекомендуемаялитература

1. Макрусев В. В. Основы системного управления: учебник. Изд. 2-е, доп. - М.: РИО
РТА, 2006.

2. Ершов А. Д., Макрусев В. В., Калинина О. В., Сизова К А. Таможенные услуги
в международной цепи поставок товаров: монография. - М.: РИО РТА, 2007.

3. Барамзин С В. Теория и методология систем управления таможенными процесса­
ми: монография. - М.: РИО РТА, 1999.


Эволюцияпонятия«таможенноедело»

Таможенное дело как сложное системное социально-экономи-еское явление имеет различные толкования. Определим базовые понятия ашего курса: «таможенное дело», «таможенное регулирование» и «тамо­женное администрирование».

С позиций классической школы управления таможенное дело пред-

тавляет собой инструмент государственного администрирования - со-

окупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможен-

о-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных

соответствии с законодательством РФ о государственном регулирова-

ии внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров

транспортных средств через таможенную границу.

В зависимости от трактовки такой инструмент может представлять обой государственный институт, государственную организацию или >ТС России.

С позиций процессного подхода в это понятие вкладывается преиму-гественно процедурное содержание, и таможенное дело определяется ак порядок и условия перемещения через границу товаров и транспорт-ых средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, рганизации и осуществления таможенного контроля.

Это определение раскрывает функциональные аспекты деятельности аможенных органов России, позволяет представить таможенное дело как еленаправленную процедуру, бизнес-процесс.

Системный подход позволяет рассмотреть общий случай и дать широ-зе определение таможенного дела.

Таможенное дело - это сфера государственной политики, особая об-жтъ государственных интересов, специфическое направление деятель-ости системы государственной власти по регулированию и контролю <ономических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой еятелъности.

В данной интерпретации - это собирательный термин. Он охватывает есь спектр вопросов таможенного дела и при широком понимании объеда-

• таможенную политику государства - курс действии и систему мер - 1чоженного регулирования и контроля, проводимых государством в об-


.1. Базовыеопределенияиморфологическая модельтаможенногодела. Эволюцияпонятия«таможенноедело»

Таможенное дело как сложное системное социально-экономи- Кжое явление имеет различные толкования. Определим базовые понятия инего курса: «таможенное дело», «таможенное регулирование» и «тамо-енное администрирование».

С позиций классической школы управления таможенное дело пред-авляет собой инструмент государственного администрирования - со-жупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможен-з-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных соответствии с законодательством РФ о государственном регулирова­ли внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров транспортных средств через таможенную границу.

В зависимости от трактовки такой инструмент может представлять?оой государственный институт, государственную организацию или >ТС России.

С позиций процессного подхода в это понятие вкладывается преиму-[ественно процедурное содержание, и таможенное дело определяется як порядок и условия перемещения через границу товаров и транспорт-ых средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, рганизации и осуществления таможенного контроля.

Это определение раскрывает функциональные аспекты деятельности аможенных органов России, позволяет представить таможенное дело как еленаправленную процедуру, бизнес-процесс.

Системный подход позволяет рассмотреть общий случай и дать широ-К определение таможенного дела.

Таможенное дело - это сфера государственной политики, особая об-астъ государственных интересов, специфическое направление деятель-остисистемы государственной власти по регулированию и контролю кономических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой >елъности.

В данной интерпретации - это собирательный термин. Он охватывает есь спектр вопросов таможенного дела и при широком понимании объеди-[яет в целое следующие направления таможенной теории и практики:

• таможенную политику государства - курс действий и систему мер аможенного регулирования и контроля, проводимых государством в об-


ласти внешнеторговой деятельности, определяющую идеологию, цели и задачи таможенного дела на конкретном историческом этапе;

• общегосударственную функцию, реализуемую в целях обеспечения
эффективной политики - таможенное регулирование;

• форму реализации таможенного регулирования - таможенный конт­
роль в его широком понимании;

• законодательное и нормативное правовое обеспечение таможенного
регулирования и контроля;

• организацию таможенного регулирования и контроля в системе госу­
дарственных органов власти;

• вопросы технологического, кадрового, инфраструктурного и других
видов обеспечения таможенного регулирования и контроля.

В обобщенном виде морфологическая структура таможенного дела России представлена на рис. 30.


 


Рис. 30. МорфологическаямодельтаможенногоделаРоссии

На современном историческом этапе в соответствии с Конституцией РФ основное содержание таможенного дела раскрывается через понятие «таможенное регулирование»1'2.


1 Конституция РФ. Ст. 71.

2 Таможенный кодекс РФ // ФЗ от 28.05.2003 № 61-ФЗ.


Под таможенным регулированием будем понимать установление применение порядка и правил, при соблюдении которых юридические физические лица реализуют право на перемещение товаров и транспор-■ых средств через таможенную границу РФ1.

Таможенное регулирование в процессе таможенной деятельности ре-шзуется в форме таможенного контроля. И в этой связи целесообразно усматривать государственные функции регулирования и контроля вне­экономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

Представленный системный взгляд на таможенное дело, структуриза- \\я такого понятия позволяют сделать следующие важные обобщения.

Понятие «таможенное дело» является самым общим широким поняти-и и представляет собой в определенном отношении собирательный тер-нн, охватывающий весь спектр вопросов теории и практики таможен-эго строительства и деятельности таможенных органов в России. Этот фмин определяет конкретное направление деятельности государства по:пешному решению задач государственного управления экономикой Рос-ш. прежде всего в одном из основных ее секторов - внешней торговле.

По сути, в этом понятии содержится ответ на один из ключевых воп-эсов государственного строительства: что делать для достижения по­этических и социально-экономических целей в этом секторе, или еще ире - в сфере внешнеэкономической деятельности. Следовательно, это:обая сфера интересов, особая форма деятельности государства, особый >сударственный институт.

В практическом отношении ответ на вопрос: «Что делать?» превращается следующие два вопроса: как это делать и чем (какими инструментами) это мать. Поскольку наиболее явная форма воздействия государства на эконо-кческие процессы - это управление, а государственные институты - это ин-"итуты управления, то из всего этого вытекают два важных следствия2.

Процесс управленческого воздействия должен быть соотнесен с од-)й или несколькими функциями управления. В данном случае, как уже -мечалось, в качестве такой функции конституционно закреплена функ-1я таможенного регулирования. Другими словами, таможенное дело функционально-процедурном выражении напрямую соответствует одной \ функций государственного управления - таможенному регулированию.

См. там же.

Здесь же необходимо указать на наличие следующих терминологических конструкций: та­моженное дело - таможенная деятельность - деятельность таможенного органа (отдела,:пециалиста) - все это деятельный подход; институт таможенного администрирования,:истема таможенных органов, таможенный орган - все это организационный подход.


В процессе таможенной деятельности функция регулирования реали­зуется в форме таможенного контроля. И в этой связи, учитывая изе ный исторический опыт, целесообразно рассматривать функции регули­рования и контроля внешнеэкономической деятельности во взаимосвязи, как единое целое.

Для реализации функции таможенного регулирования необходимы адекватные инструменты. Учитывая то, что речь идет о государственном управлении, ответ на второй вопрос (какими инструментами реализовать функцию?) практически предопределен: инструментами администриро­вания или административными мерами и средствами.

В общем случае администрирование - это деятельность по руководств; порученным участком работы посредством административных методов уп­равления. Административные или административно-управленческие мето­ды - способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения од­нозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.

По аналогии введем следующие определения таможенного адмиш рирования. В широком понимании таможенное администрировав специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управ­ляемые с целью качественной реализации функций таможенного регули­рования и контроля, обеспечения социально-экономической эффектив­ности этого сектора экономики России.

Более простое, но не менее сущностное определение следующее: та­моженное администрирование представляет собой совокупность ере и методов обеспечения реализации функций таможенного регулирования и контроля.

Управленческая сущность таможенного администрирования заключа­ется в том, что оно представляет собой системное организационно-те логическое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с це­лью эффективного регулирования внешнеторговой деятельности.

В правовом и организационно-технологическом отношениях таможен­ное администрирование представляется соответствующими институтами.

Институт (от лат тзйШШт - установление, учреждение) - организация норм права, охватывающих определенный круг общественных установлений. В контексте данной: изложения институт рассматривается как определенное учреждение или организацр-е формируемые и действующие в рамках соответствующей совокупности норм права В этой связи в дальнейшем будем выделять два основных аспекта: институциональн -правовой и институционально-организационный - и два соответствующих инстит>~_ правовой институт и организацию.


в их системном выражении - системой таможенного администрирова-1Я. Для России в современных условиях организационное «ядро» такого [ститута - ФТС России.

Казуальная последовательность эволюции понятия «таможенное дело» ематично представлена на рис. 31.

Таможенное администрирование осуществляется на двух качественно зличимых организационных уровнях (уровнях администрирования).

На первом уровне администрирования формируется политика, опре-ляются идеи, цели, экономические механизмы и стратегия таможенного л а. На втором - создаются и функционируют организационно-техноло-[ческие инструменты и осуществляется практическая реализация тамо-*нного регулирования и контроля.

Правовую основу такого подхода составляют: Конституция РФ, ТК РФ, >\тие федеральные законы и нормативные правовые акты РФ, а также гждународные конвенции в области таможенного дела.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.