Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации. (философская пропедевтика)




Исследования

Учебники

Источники

Темы рефератов

Тема. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

МОДУЛЬ І

(философская пропедевтика)

1. Понятие философии. Содержание, метод, внутреннее строение и цель философии.

2. Функции философии: интегративная, просветительская, мировоззренческая, методологическая, критическая и др.

3. Философия и наука, философия и искусство, философия и религия. Специфика философского знания.

4. Природа философских проблем. Их связь с фундаментальными вопросами человеческого бытия.

 

Ключевые слова: философия, рациональность, мировоззрение, мифология, культура, познание, онтология, гносеология, бытие, сознание, субъект, объект, категории, фундаментальные принципы, универсалии культуры.

 

1. Философия как ядро и «самосознание культуры».

2. Предназначение и смысл философии.

3. М. Хайдеггер об определении философии.

 

 

  1. Аристотель. Метафизика // Соч. в 4-х т. – М., 1976. – Т. 1. – С. 63 – 94.
  2. Кант И. Критика чистого разума // Соч. в 6 т. – М., 1964. – Т. 3.
  3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Предварительное понятие. – М, 1970. – Ч. 1.
  4. Мир философии:. В 2 ч. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 10 – 129.
  5. Хайдеггер М. Разговоры на проселочной дороге. – М., 1991.
  6. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8.
  7. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.

8. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

9. Ортега-и-Гассет Хосе. Что такое философия? – М., 1992.

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2001.

2. Основы философии в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1997.

4. Спиркин А.Г. Философия. – М., 1997.

4. Філософія / За ред. І.Ф.Надольного. – К., 2002.

5. Філософія: Підручник / Бичко І.В., Бойченко І.В. та ін. – К., 2002.

6. Философия // Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1999.

 

1. Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988. – № 8.

2. Франк С. Духовные основы общества. – М., 1992. – С. 10 – 23.

3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – С. 16 – 22.

4. Ильенков Э.В. Диалектика и мировоззрение // Философия и культура. – М., 1991.

5. Крымский С.Б. Философия как путь человечности и надежды. – К., 2000.

6. Ойзерман Т.И. Главные философские направления. – М., 1971. – С. 20 – 25.

7. Драч Г.В. Культура и разум: конвергенция или дивергенция? // Вопросы философии. – № 8. – С. 37 – 48.

8. Толстоухов А., Парапан І. Науковий розум і гуманістичні цінності: глобалістський контекст // Філос. думка. – 2001. – № 6.

9. Копнин П.В. Логические основы науки. – К., 1968.

10. Копнин П.В. Логика научного познания // Вопросы философии. – 1966. – № 10.

11. Кульчицький О. Основи філософії та філософічних наук. – Мюнхен – Львів, 1995.

12. Попович М. Нарис історії культури України. – К., 1999.

 

Философия (от греческого phileo – люблю, sophia – мудрость) – это особая форма рационального познания мира. Она вырабатывает и представляет систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих, сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни человека в основных ее проявлениях. Не мир сам по себе, а мир как обитель человеческой жизни – исходная точка философского сознания.

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Именно в этих вопросах, по мнению выдающегося философа XVIII века И. Канта, заключены интересы человеческого разума. Эти вопросы не выдуманы философами. Их ставит перед человеком сама жизнь. Это вечные смысложизненные философские вопросы, на которые однозначного и окончательного ответа нет и быть не может.

Необходимость философского познания мира определяется потребностями поиска новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую жизнь. В развитии общества возникают особые периоды, когда ранее сложившиеся ориентиры (представления о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т. д.), то есть система универсалий культуры, перестают обеспечивать воспроизводство необходимых видов деятельности. Появляется потребность в поиске новых мировоззренческих смыслов, ориентиров, ценностей.

В отличие от мифологического и религиозного мировоззрений, опирающихся на веру и образно-символические представления о мире, философия базируется на теоретических методах постижения действительности и опирается на специфический категориальный аппарат. Философские категории – это предельно общие понятия, которые образуются как конечный результат отвлечения (абстрагирования) от предметов и их особенных признаков. Для категории не существует более общего родового понятия, и, вместе с тем, она обладает минимальным содержанием, которое отображает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения объективной действительности и познания.

Вначале философия выступала единым и нерасчлененным теоретическим знанием о мире. Затем, по мере развития, от нее стали отпочковываться отдельные науки. Одновременно уточнялась собственно философская проблематика. Внутри философии формировались ее относительно самостоятельные области знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология), этика, эстетика, социальная философия и философия истории, философия права, философия науки и техники, философия религии, философская антропология и др. Дифференциация и интеграция философского знания обеспечивают все более глубокое постижение оснований человеческого бытия. Уже древние философы указывали на два взаимно дополняющих друг друга источника философии. Один – это человеческая любознательность, способность к удивлению при встрече с непознанным, неразгаданным явлением. Выдающийся ученый XX в. А. Эйнштейн считал, что самой удивительной загадкой мира является его постижимость для разума. Этот интеллектуальный источник философской мудрости составляет научно-теоретическую компоненту философского знания. Однако человек не только познает мир, но и живет в нем. Человеческое отношение к миру и самому себе выражается в переживании. Самое глубокое из переживаний связано с осознанием человеком конечности собственного бытия. Именно смерть называл Сократ (другой древнегреческий мыслитель) вдохновляющим гением философии. Второй, эмоционально-ценностный, источник роднит философию с религией и искусством. Это принципиально иной, духовно-практический способ освоения человеком окружающей действительности. Теоретический вектор философии устремлен к более полному и всестороннему знанию. Духовно-практический вектор сосредоточивает в себе нравственный, социальный опыт культуры, народа, нации.

Философское познание всегда социально детерминировано. Проблемы мира и человека, субъекта и объекта познания, бытия и сознания являются центральными в философских учениях. Но каждая эпоха и каждая культура вкладывает в эти категории свои смыслы, по-своему проводит границы между объектом и субъектом, сознанием и бытием. Основные философские проблемы на каждом этапе развития воспроизводятся и по-новому формулируются. Это предполагает постоянную критику фундаментальных проблем и принципов, столкновение различных подходов. Разнообразие философских школ и осознание ими собственных предпосылок является обязательным условием развития философии.

Философское знание активно воздействует на культурно-историческое развитие общества. Вырабатывая теоретическое ядро нового мировоззрения, философия формирует представление о желательном образе жизни. Обосновывая его в качестве ценности, она функционирует как идеология (не в узком социально-классовом понимании). Но вместе с тем разработка новых проблем и установка на выработку новых категориальных смыслов роднит философию с научным способом мышления. Многие сформулированные философией идеи существуют в культуре подобно генам, которые в особых социальных условиях получают мировоззренческую актуализацию. На их основе могут создаваться религиозные, этические, политические учения, публицистика и эссеистика. Они наполняют эмоциональным содержанием понятийные философские конструкции, вносят в них конкретные жизненные смыслы, превращая их в новые мировоззренческие основания культуры.

Таким образом, одной из важнейших функций философии является мировоззренческая функция, которая связана с выработкой жизненных ориентиров, разработкой представлений о ценностях и формированием общественного идеала. Очень важную роль играет также методологическая функция, которую философия выполняет по отношению к науке. При этом особо следует указать на конструирующую роль философских представлений, воздействие философских принципов и понятий на формирование естественнонаучных теорий.

В основе интегрирующей функции философии лежит философский принцип единства мира. Поскольку мир един, его адекватное отражение тоже должно представлять единство. Осмысливая культуру в целом, философия берет на себя интегрирующую роль, очень значимую в жизни общества.

Сопоставляя философию с другими областями культуры, такими как наука, религия, идеология, искусство, важно подчеркнуть, что философия – это средоточие культуры, ее ядро. Именно через философию культура получает возможность обратить взор на саму себя, то есть философия играет роль самосознания культуры. Кроме того, философия может рефлексировать по поводу своего собственного пути, то есть быть «философией философии», или самосознанием философии. Как свое собственное самосознание она сама себя определяет и переопределяет. Так, в XVII в. в связи с возникновением науки, в особенности опытной и математической, встал вопрос о взаимоотношении двух форм рациональности. В самой философии выявилось две тенденции, два подхода. Один – сциентистский, стремящийся придать философии все признаки строго научного знания: доказательность, обязательность выводов, принципиальную возможность проверки (верифицируемость). Для Спинозы (XVII в.) в качестве идеала научной строгости выступала геометрия, поэтому он главный свой труд «Этика» построил, как «Начала» Эвклида. Противоположное понимание философии предлагает философия иррационализма. Мыслитель XIX в. Ф. Ницше считает науку признаком декаданса (упадка). Регулятивом человеческой жизни у него является не истина, а миф, из лона которого вышла философия. Русский религиозный философ второй половины XIX в. В. Соловьев предпринял попытку соединить, синтезировать веру и знание (опытную науку), умозрительную философию и религиозную веру. Однозначного понимания философии нет и сейчас. В своем большинстве философы говорят о том, что философия не противоположна науке, но и не сводима к ней. Философия опирается на совокупный духовный опыт человечества. Наука же – только часть этого опыта.

В заключение следует особо подчеркнуть умозрительный характер философского знания. Конечно, все наше знание имеет один универсальный источник – человеческий опыт. Однако опыт, на который опирается философия, – это опыт особого рода. Это не эмпирия, которая составляет материал для деятельности наших органов чувств. Никакая эмпирия не может служить основой для всеохватывающих философских обобщений. Скептиками этот аргумент нередко используется против самой возможности объективного философского знания, против важности и необходимости собственно философской проблематики. Но гипотетичность философских положений не может и не должна привести к отказу от философии.

Кризисные явления современной цивилизации (экологический, антропологический кризисы и др.) опять ставят перед человечеством вопросы и требуют новых подходов к решению фундаментальных философских проблем. Так, возникла необходимость поиска новых стратегий отношения человека к природе и человеческим коммуникациям, а это проблема новых мировоззренческих ориентиров. Большую роль в современном мире начинает играть диалог западной и восточной философских традиций, который выступает частью общего диалога культур. Особое значение приобретают развитые в восточных учениях идеи корреляции преобразующей деятельности человека с уровнем его самовоспитания и нравственного самоконтроля. Стремительное развитие научного знания также требует философской работы, интерпретации научных гипотез и идей, обобщения новейших достижений методологии, обоснования новых научных стратегий и парадигм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.