Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации. Тема: классическая философия




Исследования

Учебники

Источники

Темы рефератов

Древней Греции

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема: Классическая философия

I. Философия Платона.

1. Философские предпосылки платонизма и формирование системы объективного идеализма (натурфилософия, пифагорейская и элейская школы, Сократ).

2. Учение об идеях как самобытных родах сущего.

3. Космология Платона: учение о происхождении мироздания.

II. Философия Аристотеля

1. Учение о бытии:

а) бытие и небытие: проблема соотношения;

б) понятие сущности и ее критерии;

в) учение о категориях как основных разрядах бытия.

2. Учение о материи и форме.

3. Гносеология Аристотеля.

4. Учение о сущности души.

 

1. «Федр»: путь души по мирозданию.

2. «Пир»: философия эроса.

3. «Парменид»: диалектика единого и многого.

4. Аристотель о предмете философии.

5. Наукоучение у Аристотеля.

6. Сенсуализм и эмпиризм Аристотеля.

7. Антропологические учения Аристотеля.

8. Философия Платона и Аристотеля: сравнительный анализ.

 

1. Платон. Сочинения. – М., 1971. – Т. 3. – Ч. 1.– С. 457 – 541, 647 – 676.

2. Антология мировой философии. – М., 1969. –Т. 1. – Ч. 1. – С. 391 – 392, 407 – 458.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. – С. 150 – 181, 445 – 448.

4. Читанка з історії філософії. – К., 1992. – Кн. 1. – С. 143 – 149.

5. Аристотель. Сочинения. – М., 1976. – Т. 1. – С. 65 – 67, 86 – 92, 124 – 125, 146 – 48, 157, 187 – 194, 220 – 230, 241 – 244, 309 – 316, 388 – 89, 421 – 423, 433 – 442.

6. Мир философии. – М., 1991. – Ч. 1. – С. 12 – 13, 184 – 189, 282 – 283, 363 – 366, 478 – 482, 609 –611.

 

1. Введение в философию. – М., 1990. – Ч. 1. – С. 93 – 95, 102 – 104, 107 – 109, 110 – 112.

2. История философии в кратком изложении. – М., 1991. – С. 133 – 162.

3. Філософія. Курс лекцій. – К., 1991. – С. 64 - 72.

4. Краткий очерк истории философии. – М., 1969. – С. 64 – 72.

 

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976. – С. 174 – 257, 263 – 288, 308 – 316, 30 – 39, 352 –360.

2. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1969. – С. 126 – 135.

3. Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля // Аристотель. Сочинения. М., 1976. – Т. 1.

4. Асмус В.Ф. Трактат о душе // Аристотель. Сочинения. – М., 1976. – Т. 1.

5. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. – С. 164 – 195.

6. История античной диалектики. – М., 1972. – С. 178 – 200.

7. Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989. – С. 17 – 27, 62 – 68.

8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. – М., 1977.

9. Нерсесянц В.С. Платон. – М., 1984.

10. Платон и его эпоха. – М., 1979. – С. 9 – 82, 144 – 171.

11. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. – С. 164 – 169.

12. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – С. 244 – 347.

13. Соловьев В.С. Из заметок о диалогах Платона. Об авторе диалога «Протагор» // ФСМ. – 1992. – № 7.

14. Аристотель // Философская энциклопедия. – М., 1960. – Т. 1. – Ст.

15. Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» // Вопросы философии. – 1997. – № 2.

16. Зубов В.П. Аристотель. – М., 1963.

17. Кессиди Ф.Х. Сократ. – М., 1988.

18. Васильева Т.В. Афинская школа философии. – М., 1985.

 

Система объективного идеализма Платона возникла как логическое завершение предшествующего периода протофилософии. Объективный идеализм предполагает существование идеального начала до и независимо от сознания человека. В качестве источников платонизма можно назвать разработки ионийской, элейской и пифагорейской школ, идеи Анаксагора и Сократа. Влияние натурфилософов ощущается в учении о четырех стихиях, кроме того, Платон использовал воззрения элеатов о подлинном умопостигаемом бытии, мистико-пифагорейские представления о числах как субстанциональной основе мироздания, их учение о переселенияи душ. Помимо всего этого он переосмыслил и понятие о космическом Уме, известное в трудах Анаксагора. Однако наибольшее влияние на формирование философской системы Платона оказали взгляды его учителя Сократа (469 – 399 гг. до н.э.). Именно Сократ совершил переворот в развитии греческой философии, переориентировав ее с натурфилософской проблематики на проблемы этики, самопознания и внутреннего мира человека, усилив этическую направленность греческой философии. Он поставил проблему сущности знания, соотношения общего и единичного, им разработан так называемый сократический (диалектический) метод, основанный на вскрытии противоречий в рассуждениях собеседника и в самой действительности. Тем самым противоречие оказалось стимулом для постижения истины. Сократ рассуждал о красоте вообще, мудрости, мужестве и т.п., однако вряд ли приписывал общему обособленное существование.

Платон сделал следующий шаг, предположив, что единичное порождается общим, существующим до и независимо от него. Таким образом, он предполагает существование двух начал: мира идей и мира вещей. Идеи определяются как бестелесные сущности, не выразимые в категориях числа, пространства, времени, располагающиеся в неких «занебесных сферах», под которыми следует понимать сверхчувственный уровень бытия. При этом вещи являются только несовершенными копиями идей, а подлинное бытие связывается именно с миром идей. Чувственный мир рассматривается как инобытие мира идей. Однако эти два мира не следует трактовать дуалистически, это две стороны Единого, под которым Платон понимал все сущее. Совечная идеям материя трактуется как беспредельное начало, условие пространственного обособления вещей. Она есть небытие или чистое становление. Чувственный мир соединяет противоположности бытия и небытия, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося.

Идеи отличаются друг от друга по своему статусу, и Платон в своих произведениях дает определенную иерархию идей. 1-й высший класс составляют идеи высших ценностей. Высшая идея – идея «блага», затем идут идеи «истины», «прекрасного», «справедливого». 2-й класс – идеи физических явлений и процессов (идеи «огня», «покоя», «движения» и т.д.); 3-й – разряды существ (идея «животного», «человека»); 4-й – идеи предметов (идея «стола», «кровати» и т.п.); 5-й – идеи отношений (например, идея «равенства»).

По Платону, соотношения между идеей и вещью определяются следующим образом: 1) идея – это причина или источник бытия, свойств вещей и их отношений; 2) образец для вещей; 3) цель. Однако идея может рассматриваться и как понятие, мысль о предмете, хотя этот тезис четко не сформулирован.

В целом для философии Платона характерно усиление трансцендентальных ориентаций (мир идей вечен, непостижим чувственным путем, находится в «занебесных сферах»), однако вещественность как архетип античного мышления присутствует и здесь, особенно заметная в космологии.

Свои философские воззрения Платон изложил в нескольких десятках диалогов, каждый из которых посвящен какой-либо проблеме. Так, учение об идеях, о душе излагается им в диалогах «Гиппий Больший», «Федон», «Пир», «Филеб»; теология и космогония – в «Тимее», теория познания – в «Теэтете»; диалектика – в «Софисте», «Пармениде»; проблемам общественного устройства посвящены диалоги «Государство», «Законы» и т.д. Таким образом, целостного изложения своих взглядов Платон не дает.

Хотя Платон неоднократно заявляет о своей приверженности традиционным религиозным представлениям, в его философии, по сравнению с предшественниками, миф занимает еще более периферийное положение, причем в качестве иллюстраций своих взглядов он зачастую применяет не традиционный миф, а новый, литературный, им же выдуманный (например, в «Пире»). Формируется система понятий и категорий (бытие, материя, единичное и т.д.), важнейшее из которых – «идея».

Диалог «Тимей» является одним из наиболее значимых и содержательных в философии Платона. Посвященный вопросам космологии и космогонии, он в концентрированной форме содержит извлечения и ссылки на основные философские разработки автора, приобретая тем самым сводный и обобщающий характер.

Исходное понятие, с которого Платон начинает развертывать свою космогоническую систему, – это Ум-демиург или Бог, пожелавший создать свое подобие. Поэтому отождествляются первообраз, демиург, взирающий на первообраз, и идеи, продуцируемые Умом. Идеи образуются в результате синтеза двух начал: тождественного и неделимого с одной стороны, и телесной делимости – с другой. Идеи прилагаются к первичной, бесформенной, иррациональной сущности – материи, представляющее неупорядоченное воспринимающее пространство, в качестве целесообразующих причин. Сначала создаются Душа и Ум Космоса, затем его тело. Космос представляет собой овеществление Бога. Мировая душа пронизывает тело Космоса и объемлет его. Мировая душа обладает двумя функциями: движением и познанием. Она обладает числовой структурой. Идеи, при помощи которых создаются основы мироздания, объявляются Платоном высшими божествами. Главная из них – это идея блага (Ум-демиург и есть Благо). Звезды и планеты являются божественными существами более низшего порядка. Земля по Платону, – старейшее и почтеннейшее из божеств.

Тело Космоса творится из материи, в которую «внедряются» идеи, преобразующие ее. Оно существует в виде четырех стихий, отличающихся друг от друга геометрической формой частиц. Так, треугольники составляют шестигранники земли, частицы огня – четырехгранные пирамиды и т.д. Числа задают пропорции мирозданию в качестве высшего закона. Таким образом, надо различать первичную материю, совечную Уму-демиургу, и вторичную, существующую в виде четырех стихий. Из идей и вторичной материи создаются вещи. Мир вещей – второй промежуточный вид сущего. В нем, в отличие от мира идей, все изменчиво, преходяще, смертно. Идея есть цель для вещи («лошадность» – цель лошади). Наличие высших целей объясняет разнообразие мира, тем самым учение Платона телеологично, его космизм носит этический характер. В итоге получается триада чистой идеи, чистой материи и материи вторичной. Мироздание, по Платону, единственно, так как единственный первообраз не допускает иного, иначе бы потребовался еще один первообраз.

Существование отдельных душ возможно лишь в силу существования мировой души. Согласно Платону есть три вида души, каждый из которых соотносится с определенной способностью. Так, разумная душа обладает способностью к размышлению и локализуется Платоном в верхней части туловища, вторая – страстная, обладая способностью к ощущениям, находится в средней части туловища, третья – вожделеющая – есть ощущение приятного и мучительного. Первая душа бессмертна, она присуща только человеку, вторая и третья – смертны, они даны животным и растениям. Бессмертная душа сделана низшими богами под руководством Демиурга из остатка той смеси, из которой сделана мировая душа. Она находится в постоянном круговращении между миром идей и чувственным миром. В случае неправильного поведения людей их души переселяются в животных. Количество душ велико, но, конечно, сотворенные до тела, они больше не творятся. Вступив в смертное тело, душа забывает то, что знала, пребывая в занебесных сферах, однако впоследствии это знание частично восстанавливается. Все три способности души, по Платону, в идеале гармонично упорядочены, подобная соразмерность (калокагатия) должна характеризовать и соотношение между душой и телом.

При изучении философии Аристотеля определяющим моментом, на наш взгляд, должно стать сопоставление преемственности и различий в учениях Платона и Аристотеля. Выходец из платоновского направления, Аристотель еще при жизни Платона заявил о своем несогласии с важнейшими постулатами платоновской системы. В дальнейшем свою систему Аристотель развивает как ответ на платоновские воззрения.

По сравнению с трудами Платона философия Аристотеля вполне систематизирована (характер компоновки, однако, дает основания предположить, что некоторые произведения философа не были при его жизни окончательно завершены, а сама компоновка его трудов была осуществлена значительно позже). Каждому разделу учения соответствует обобщающее произведение Так, «Органон» представляет собой сборник логических трактатов, «Метафизика» (само название позднего происхождения) посвящена философским проблемам, «Физика» – сборник естественнонаучных произведений, вопросы этики рассматриваются в «Никомаховой» и "Большой» этиках, социальные проблемы – в «Политике».

Если Платон, применяя то или иное понятие, как правило, строго не обосновывает их эвристическую значимость, в результате чего они во многом остаются образами, метафорами, то Аристотель начинает излагать свои философские взгляды, опираясь на строгую систему категорий. Так, понятие «форма» у Платона носит иллюстративный характер, а Аристотель обосновывает ее как одну из важнейших философских категорий. Поэтому не лишено смысла сравнение О Шпенглера учений Платона и Аристотеля как философии становления и философии ставшего, где интуиции противопоставлен анализ.

Основной закон бытия, по Аристотелю, – несовместимость существования и не существования одновременно, тем самым небытие существует не само по себе, а относительно некоторых категорий как их отрицание. Реальность чувственного мира предполагает и существование сверхчувственного уровня бытия. Это уровень не потусторонних идей Платона, а уровень сущностей явлений природы. В качестве исходных сущностей Аристотель рассматривает шесть понятий: 1) субстрат; 2) суть бытия; 3) то, что состоит из сути бытия и субстрата; 4) всеобщее; 5) общее; 6) род.

Подлинная сущность должна, по Аристотелю, удовлетворять двум критериям: 1) мыслимости в понятии и 2) способности к отдельному существованию. На основе этих требований Аристотель рассматривает все шесть сущностей. Субстрат, по Аристотелю, – то «в чем сказывается все остальное, тогда как он сам не сказывается в другом». Субстратом является или материя, или отдельная вещь. Единичное бытие является субстанцией (то, что существует в самом себе – самобытное бытие). Ни вещь, так как она не выразима в понятиях, ни род, поскольку он не способен к единичному существованию, не могут быть подлинной сущностью. Сущность вещи, с одной стороны, сливается с единичным, а с другой – выразима в понятии. Поскольку реально существует единичное, то подлинной сущностью является сущность любой вещи. Вещь же состоит их двух компонентов: материи и формы (медный шар: медь – материя, шаровидность – форма). Форма и является сущностью вещи (суть бытия вещи). Она идеальна и не может существовать вне единичного. Материя есть возможность принятия формы, а сама форма есть действительность, то есть вещь как субстанция, возникнет, когда в материю будет привнесена форма. Таким образом, материя пассивна, аморфна, а форма деятельна, активна.

Тезис о реальности единичного как единства материи и формы, материального и идеального требовал опровергнуть концепцию Платона об идеях как самобытных сущностях, отделенных от мира чувственных вещей. Для этого он выдвигает четыре известных аргумента, построенных на основе закона непротиворечия (противоречащие друг другу утверждения не могут быть одновременно истинными). Аристотель пытается показать, что существование идей вне вещей противоречит данному закону. Таким образом, основной смысл разногласий между Платоном и Аристотелем заключается в проблеме локализации идеального либо вне вещи, либо в ней самой.

Определяя основные параметры бытия, Аристотель выводит четыре причины: 1) материя; 2) форма; 3) начало движения% 4) цель движения. Целевая и движимая причины могут быть сведены к формальной, а материальная – нет. Форма порождает движение, изменение, при этом материя переходит в форму (глиняный кирпич и дом из глиняных кирпичей). Если рассматривается вся природа в целом, то для объяснения движения надо допустить существование: 1) формы мира, пребывающей вне мира и 2) материи мира.

Вечность мира и движения ведет Аристотеля к предположению о вечной причине мира и вечном двигателе (перводвигателе). Перводвигатель неподвижен, поскольку если он будет самодвижущимся, то перводвигателем будет его движущий элемент и т.д. Он бестелесен, так как если бы он был материален, то существовала бы возможность его перехода в иное, а всякий переход есть движение. Отсюда Аристотель выводит понятие "форма форм" или Бог, Ум. Бог есть цель мира, первопричина и перводвигатель. Аристотелевский бог, как и платоновский, понятен. Это мышление о мышлении, предельно абстрактное понятие, чистая форма без материи. Тем самым онтология и космогония Аристотеля сливаются с теологией. Сущность Бога он выводит не из догматов как в христианстве (религия древних греков их не знала), а логическим путем. Как и философия Платона, это объективный идеализм, поскольку форма форм (Бог) существует независимо от сознания.

Процесс познания рассматривается Аристотелем как ступенчатое восхождение от чувственного восприятия к теоретическому мышлению. При этом существование предмета предшествует знанию о нем. Познание начинается с чувственного восприятия. Чувственные образы закрепляются при помощи памяти, после чего осуществляется переход ко второй стадии чувственного познания, именуемой опытом. Опыт – это "ряд воспоминаний об одном и том же предмете". Первая и вторая ступень дают знание индивидуальных вещей. Затем идет интеллектуальная ступень познания, также разделяющаяся на две стадии. Первая из них (по общему счету третья) – искусство – есть знание общего и причин на основе опыта. Здесь происходит обработка чувственных данных. Эта стадия именуется искусством, так как искусство имеет дело с чувственными образами. Наконец завершающая четвертая стадия – наука, на которой осуществляется познание вечных истин. Знание общего по Аристотелю не появляется из знания единичного, а заложена в разумной душе изначально. Двум стадиям интеллектуальной фазы соответствует два вида ума: пассивный и активный. Пассивный включается в действие на третьей стадии, обрабатывая данные органов чувств, а активный – на четвертой и дает знание вечных истин в результате самой способности разума как формы форм. Тем самым перехода от представлений к понятиям у Аристотеля не происходит, а чувственное и рациональное знание противопоставляются друг другу как низшее и высшее.

С теорией познания Аристотеля тесно связано и его учение о душе. В его основе лежат воззрения Платона. Согласно Аристотелю душой обладает только естественное, а не искусственное тело. Душа – это форма живого тела. Есть три вида души: растительная, животная и разумная. Основной критерий растительной души – способность к питанию, росту и гибели. Животная душа включает в себя эти способности, к которым добавляется способность к ощущениям как основной критерий животной души. Способность к мышлению – основной критерий разумной души. Душа человека обладает уже троякой способностью, так как первые две включаются в состав разумной. Две первые души смертны, разумная – бессмертна. Боги обладают только разумной душой. Учение Аристотеля о душе, в основном повторяя платоновскую концепцию, однако, четко разграничивает животную и растительную души с их способностями, чего не было у Платона, который делил область ощущений на две сферы: страстную и вожделеющую. Аристотель же свел все ощущения воедино в состав животной души.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.