КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации. Тема: Древнеиндийская философия
Исследования Учебники Источники Темы рефератов Тема: Древнеиндийская философия СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 1. Ведийская предфилософия. Особенности формирования индийской философской традиции: а) пантеон Ригведы; б) «Насадия-сукте». Поиск единой первоосновы бытия; в) предфилософия Упанишад. Концепция Атмана и Брахмана; г) связь «Бхагавадгиты» как одной из философских частей «Махабхараты» с Упанишадами. 2. Философия Индии классического периода: а) метафизическая и антропологическая концепция «Бхагавадгиты»; б) основные философские системы Древней Индии.
1. Чхандогья-упанишада. Учение Уддалаки «Тат твам аси!». 2. Основные даршаны древнеиндийской философии. Их отношение к «Бхагавадгите». 3. Сравнение идей раннего буддизма и идей «Бхагавадгиты». 4. Йога в философской традиции Индии. «Йога-сутра» Патанджали и «Бхагавадгита». 5. «Бхагавадгита» в современной мировой культуре.
1. Космогонія (Насадія-сукте) // Голоси стародавньої Індії. – К., 1982. – С. 112 – 113. 2. Ригведа. – М., 1972. 3. Семенцов В.С. Бхагавадгита в традиции и современной научной практике. – М., 1985. 4. Бхагавадгіта // Всесвіт. – 1991. – № 11. – С. 137 – 155; № 4. – С. 121 – 141. 5. Насадия-сукте // Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. – М., 1983. – С. 34. 1. Філософія. Курс лекцій. – К., 1991. – С. 32 – 34. 2. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981. – С. 69 – 73. 3. История философии в кратком изложении. – М., 1991. – С. 17 – 41. 4. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1983. – С. 174 – 234. 5. Буддизм. Словарь. – М., 1992. 1. Франкфорт Г., Франкфорт Г., Уилсон Дж., Якоби Г. В преддверии философии. – М., 1984. 2. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. – М., 1986. – С. 11 – 84. 3. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. – М., 1983. – С. 17 – 84. 4. Неру Дж. Открытие Индии. – М., 1989. – Кн. 1. – С. 116-167. 5. Островская Е.Д., Рудой В.И. Реконструкция системы // Классическая йога. – М., 1992. – С. 15 –83. 6. Радхакришнан С. Индийская философия // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии ХХ века. – М., 1987. – С. 455 – 522. 7. Семенцов В.С. Проблема трансляции традиционной культуры на примере судьбы Бхагавадгиты // Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. – М., 1988. – С. 5 – 32. 8. Классическая йога. – М., 1992. 9. Шохин В.К. С чего началась индийская философия? // ВДИ. – 1996. – № 2. 10. Шохин В.К. Брахманистская философия. – М., 1994. 11. Рахманкулова Н.Ф. Ценности и возникновение национальной философской традиции (Индия и Китай) // Вестник МГУ. – Сер. 7. – 2000. – № 1.
При изучении данной темы представляется необходимым обратить внимание на следующие аспекты: 1. Эволюция традиционного мировоззрения индоариев, отраженная в Ведической литературе. 2. Изменения в онтологической концепции при переходе от стадии предфилософии к протофилософии. Ведическая литература создавалась с середины II тыс. по VI в. до н.э. Ее можно разделить на 4 сборника: Ригведа (Веда гимнов), Самаведа (Веда напевов), Яджурведа (Веда жертвоприношений) и Атхарваведа (Веда заклинаний). Данные сборники составляют древнейшую часть Вед – Самхиты, за ней идут толкования гимнов, описания ритуалов – Брахманы. При этом каждая Брахмана относится к определенной Самхите. Далее располагаются Араньяки – наставления для отшельников, затем Упанишады – философские размышления безымянных авторов. Араньяки примыкают к соответствующим Брахманам, а Упанишады – к Араньякам или Брахманам. Схематически структуру Вед можно изобразить следующим образом.
К древнейшему уровню арийского мировоззрения относится богиня Адити-Притхиви (мать-Земля), имеющая 12 сыновей: Варуна (ночное звездное небо), Митра, Сурья, Пушан и прочие олицетворения Солнца. Позднее добавились божества Индра (бог грома), Агни (бог огня), Сома и другие. После арийского вторжения в Индию на первый план выдвинулись Индра, Сурья-Савитар и Агни, распределившие между собой три сферы: Агни – землю, Индра – воздух, Сурья – небо. В позднейших гимнах Ригведы формируются представления о Пуруше – космическом человеке, из частей тела которого возникла Вселенная; о сущем и не сущем, при этом предполагалось «происхождение сущего в не сущем». Третий слой арийского мифологического мировоззрения составляет брахманизм с его триадой: Брахма (бог-творец), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель). В качестве воплощения Вишну выступает бог Кришна. По мере систематизации Вед, переосмысления архетипов традиционного мировоззрения при помощи письменного знания мифология сменяется предфилософией – промежуточной ступенью между мифом и философией. К этой стадии обычно относят Упанишады, где сформировались абстрактные понятия «брахман» и «атман». Под первым понимается все общее, что лежит в основе однородных явлений и предметов, первооснова и первопричина сущего, абсолютная субстанция. Понятие «атман» имеет несколько значений: тело или дыхание, индивидуальная человеческая душа или всеобщая душа, тождественная брахману. Брахман и атман отдельно и вместе отождествляются со всем сущим. Отсюда «все есть брахман, а брахман есть атман». Субъект растворен в объекте, а мироздание понимается антропоморфно. Следующий этап в развитии древнеиндийской мысли связывается с Бхагавадгитой (песнь Бхагавата – то есть Кришны), которая входит в состав 6-й книги 18-книжной Махабхараты, датируемой VI – V вв. до н.э. Бхагавадгита, таким образом, относится к периоду протофилософии – то есть ранней философии, характеризующейся нерасчлененностью субъекта и объекта, отсутствием четкого деления на материальное и идеальное. В отличие от Упанишад, в Бхагавадгите усилена этическая проблематика, стержнем которой стало учение о должном действии. Кришна объясняет Арджуне, что все в мире определено в соответствии с космическим законом – дхармой, восходящим к первичной духовной субстанции брахмо-атман. Чувственный мир изменчив и не обладает истинным бытием. Каждый его элемент содержится в брахмане. Поскольку брахмо-атман вечен, то никто не убивает и не бывает убитым. Существование и несуществование едины. Так как долг кшатрия – война, то Арджуна должен выполнять его, но должное дело нужно совершать без привязанности. Он не совершит греха, если будет сражаться отрешенно. Философская проблематика Бхагавадгиты в целом генетически связана с Упанишадами, развивая уже обозначившиеся тенденции. Одной из наиболее значимых представляется проблема соотношения между пракрити-пуруша с одной стороны и брахмо-атманом – с другой. В философском плане пракрити может пониматься как природа, пуруша – как мировой дух. Состояние пракрити (проявленное, непроявленное) связано с деятельностью безличных качеств (гун). Когда пракрити находится в непроявленном состоянии, то гуны уравновешены, процесс проявления связан с нарушением равновесия гун. Понятие «материя» не может быть в полной мере отождествлено с понятием «пракрити», поскольку наряду с вещественными элементами к ней же отнесены органы восприятия и действия, субъективные состояния (влечение, отвращение, неприятное, приятное и т.д.). На долю пуруши, то есть знания, остается ряд свойств (смирение, честность, самообладание и др.), направленные на познание брахмо-атмана. Таким образом, отсутствует деление на субъект и объект, материальное и идеальное. Дуализм пракрити-пуруша не есть дуализм материального и идеального. Высшее знание предполагает сведение дуализма пракрити-пуруша к брахмо-атману. Онтологические и гносеологические идеи Бхагавадгиты нашли свое продолжение в философских школах (даршанах), особенно ортодоксального толка (веданта, миманса, йога, санхья, ньяя, вайшешика). Однако даже в тех учениях, что отвергают авторитет Вед (чарвака-локаята, буддизм, джайнизм), можно усмотреть ряд параллелей с Бхагавадгитой, что, бесспорно, свидетельствует о ее огромном влиянии на развитие индийской философии.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |