Определение понятия «воспитание»
| Признаки понятия
| Совпадающие
| Несовпадающие
| |
«Воспитание… это есть преднамеренное воздействие взрослого человека на ребенка или юношу, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима человеку для исполнения своего назначения на земле» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1892. – Т.8)
|
|
|
| |
«Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют В.в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом и в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и «наблюдений» (Российская педагогическая энциклопедия. – М.,1993. – Т.1)
|
|
| |
«Воспитание – это деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании нравственного образа» (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич Педагогика. – Ростов н/Д, 1999).
|
|
| |
«Воспитание – это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры...» (Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1996).
|
|
| |
| |
«Воспитание – это целенаправленное порождение в педагогическом взаимодействии динамических смыслов и способов бытия ребенка, актуализирующих его человеческое качество» (И.А.Колесникова Воспитание человеческих качеств. // Педагогика. – 1998. – №8).
|
| |
Определение понятия «обучение»
| Признаки понятия
| Совпадающие
| Несовпадающие
| |
«Обучение – процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества» (Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1996).
|
|
|
| |
| |
«Обучение – специфический процесс познания, управляемый педагогом» (Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 1998).
|
| |
| |
«Обучение – процесс передачи педагогом и освоения учащимися знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования ее готовности к деятельности» (Г.Н.Жуков, П.Г.Матросов, С.Л.Каплан. Основы общей и профессиональной педагогики – М., 2005).
|
| |
| |
«Обучение (передача знаний, опыта познания) – диалог между деятельностями научения (осуществляемой учителем) и учения (осуществляемой учеником), направленный на формирование опыта понимания научных и человеческих (гуманных) ценностей и явлений окружающего мира» (Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич Педагогика. – Ростов н/Д, 1999).
|
| |
Определение понятия «образование»
| Признаки понятия
| Совпадающие
| Несовпадающие
| |
Образование рассматривается как общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой ‹…› становление личности в соответствии с генетической программой и социализацией личности (Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1996).
|
|
|
| |
| |
«Образование – процесс и результат овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками, развития мировоззрения ‹…›» (Харламов И.Ф. Педагогика. Курс лекций. – Минск, 1979).
|
| |
| |
Образование – целостное единство обучения, воспитания, развития и саморазвития личности; сохранение культурных норм с ориентацией на будущее состояние культуры; создание условий для полноценной реализации внутреннего потенциала и его становления в качестве интегрированного члена общества, выполняя функцию соединения поколений в общем со-бытийном пространстве (В.А.Ситаров. Дидактика. – М., 2002).
|
| |
Образование – единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М., 1998).
|
|
|
| |