КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модуль I. Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека
Тема 4. Развитие личности как педагогическая проблема. Личность: сущностная характеристика. Личность в системе понятий «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность». Сущность развития личности. Движущие силы, основные закономерности развития личности. Понятие саморазвития. Источники и факторы развития личности. Биологическое и социальное в развитии личности. Детство — уникальный этап развития человека и личности. Социальная, психологическая, педагогическая ценность детства. Анализ концепций детства. Ребенок как субъект воспитания и обучения, как априорный центр, главная ценность педагогической системы. Личность ребенка в педагогике формирования и личностно ориентированной педагогике. Ребенок как представитель определенного возрастного периода. Ценность игры, познания, труда, общения как ведущих видов деятельности на разных этапах онтогенеза.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Задание 1. В учебниках и учебных пособиях по педагогике представлены различные позиции в определении предмета педагогики. Составьте таблицу, отражающую точки зрения исследователей на предмет педагогической науки. Например:
Обозначьте свою позицию по этому вопросу, свой ответ обоснуйте.
Задание 2. На основе сравнительного анализа текстов (фрагмента из работы ученого прошлого В.П.Вахтерова «Основы новой педагогики» и статьи академика РАО, директора Федерального института планирования образования Э.Д.Днепрова «Школа и общество») и своего представления о проблемах современного образования и педагогической науки выделите ключевые ценностные идеи (позиции), объединяющие авторов в их оценках состояния и развития образовательной практики и педагогической теории; постройте таблицу, каждый раздел которой должен включать ключевую идею и суждения авторов. Актуальны ли эти идеи сегодня для современной педагогической теории и образовательной практики?
Вахтеров В.П. (1853-1924), педагог, методист, деятель народного образования
Основы новой педагогики (1913 г.)
«Новая педагогика не станет требовать одного шаблона и одной программы для всех детей. Она будет исходить из того положения, что способности детей различны и что стремления их к развитию также нетождественны. Ввиду этого новая педагогика требует, чтобы школьное образование было достаточно эластично, чтобы оно давало простор здоровым, ясно выраженным индивидуальным особенностям каждого ученика. (...) Воспитание – это самое трудное из искусств, и притом требующее беззаветной любви к ребенку. И сейчас на этом пути стоят непреодолимые преграды в виде шаблонных программ, экзаменов, всевозможных формальностей, господствующих в школе и идущих в школу извне, а школьные требования не могут не отразиться и на семейном воспитании. Но когда-нибудь эти преграды будут снесены, и тогда педагог будет художником своего дела и, как художник, проникнет в основное, господствующее индивидуальное стремление ребенка и положит его в основу своей работы. Действуя таким образом, школа будущего станет служить во благо и самого ученика, и общества, в котором ему придется жить, когда он вырастет. (...) Большое благо работать там, куда влекут нас и наши преобладающие стремления, и наши индивидуальные способности. Хорошо и тому обществу, где на каждом общественном и трудовом посту стоят люди, любящие свое дело, считающие его своим призванием. Там не пропадают самые ценные богатства, какие только есть в мире, – людские дарования. Там наилучшие условия поступательного движения вперед. Старая педагогика, рассматривающая ребенка лишь как материал для развития, заботилась только об одном: научить; новая педагогика должна заботиться о том, чтобы ребенок хотел научиться. (...) Если старая школьная педагогика отвечала только на один вопрос: что должен знать и уметь ученик.., то новая педагогика постарается ответить на другой вопрос: что в данный момент лучше всего отвечает естественному и нормальному стремлению ребенка к развитию? Если официальная школьная педагогика основывает все обучение на послушании, то новая педагогика - на естественном стремлении ребенка к прогрессивному развитию и на его интересах как выразителях этого стремления. (...) Новая педагогика сбросит с плеч ученика весь ненужный багаж устарелых требований, весь балласт знаний, потерявших в наш век всякий педагогический интерес и всякое значение; она пойдет за современной жизнью и естественными, здоровыми стремлениями самого ученика, будет развивать в нем жажду все новых и новых знаний, соответствующих потребностям и идеалам века. Она не даст ему полных, исчерпывающих современную науку знаний, но она приоткроет завесу, скрывающую знания, укажет путь, а главное - возбудит умственный голод в ребенке. Ее лозунгом будет: все для гармонического развития нормальных природных задатков ребенка, соответственно со стремлениями ребенка к прогрессивному развитию, все добровольными усилиями самого ребенка, и ничего насилием. (...) Этой идее принадлежит будущее, потому что она толкает людской род все вперед и вперед по пути прогрессивного развития, а современная жизнь показала, что народы, выступающие на дорогу прогресса, богаче, умнее, просвещеннее, здоровее, нежели остальные народы» (Основы новой педагогики// Антология педагогической мысли России второй половины ХIХ – начала ХХв. – М., 1990).
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |