КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные типы моделей по базовому аспекту представления и особенности их применения
Если задаться целью построить модель существования какого-либо коллектива людей, то за её основу можно взять три варианта подходов – структурный, функциональный или событийный. Разница заключается в том, что структурный подход (в современной трактовке - объектный) в большей степени ориентирован на изучение элементов и связей между ними внутри системы, а функциональный, описывающий деятельность, более тесно связан с целями существования системы и её местом и ролью в окружающей систему среде. Соответственно, событийный подход направлен на выявление, фиксацию и изучение событий, управляющих изменениями процессов и объектов или свидетельствующих об этих изменениях (от простой историографии до сетевых моделей взаимосвязи событий). При структурном подходе основу, базовый аспект модели системы составляют её структурные единицы, субъекты и объекты, которые связаны друг с другом дугами, обозначающими определённые отношения, взаимодействия, движение предметов труда и информации. Такая модель удобна, например, для представления логистических цепочек. Однако в том случае, когда надо понять и оценить вклад различных подразделений в определённый конкретный результат деятельности системы в целом, и соотнести его с затрачиваемыми ресурсами, эта модель мало, чем может помочь исследователю. Событийные модели также нашли достаточно широкое применение в анализе и описании деятельности систем – достаточно указать на методологию такой науки, как история. Событийные модели состоят из узлов - событий и связей между ними, определяющих направление развития по логике и времени, основные характеристики правил, параметров и условий переходов, позволяют прекрасно учесть и представить фактор времени, провести формальный логический анализ причинно-следственных связей, рассчитать варианты развития ситуации во времени. Сетевые графики производства работ, модели логических схем и таблицы автоматов – также примеры событийных моделей. Недостаток – сложно отразить мотивы и цели, механизмы и причины превращения ресурса в результат. Длительное время в науке и практике управления господствовал функциональный подход, то есть, считалось, что организационная система - это некий механизм, который обладает определённым набором функций. Функции распределяются среди подразделений, где их исполняют конкретные сотрудники в зависимости от своей специализации. Прекрасный пример функционального подхода – организация системы советского здравоохранения. Однако, функциональным моделям также присущи недостатки: они не позволяют выявить взаимосвязь между отдельными действиями и их мотивами и целями, показать временн у ю взаимосвязь и синхронизацию процессов. Выход из ситуации, широко практикуемый в последние полтора-два десятка лет – строить модели процессов выпуска продукции, услуг, внутренней организации и проч., протекающих на предприятии, так как они проходят через все подразделения, задействуют все службы и ориентированы на конечный результат. Каждый процесс при этом имеет своего владельца – субъекта, управляющего процессом и отвечающего за результат. Владелец процесса (как роль, а не как личность), в свою очередь, имеет свою цель, которая для него является и критерием эффективности процесса - насколько оптимально данный процесс ведет к ее достижению. Цели владельцев процессов являются целями нижнего уровня, через реализацию которых достигаются цели верхнего уровня – цели всей системы. Существенным в модели процесса будет отражение внутренней логики и последовательности составляющих его операций — и в этом заключается сложность процессного моделирования. Процессы в свёрнутом виде, без раскрытия их внутренней «кухни», но с чётким определением поставщика и получателя результата (как правило, нематериального), правил и интерфейсов их взаимодействия, включая условия «запуска» процесса, со спецификацией значений характеристик используемых ресурсов и предоставляемого результата называются сервисами. Сервисная модель может получиться проще и понятнее участникам процессов, однако недостатком её является сложность увязки с иерархией целей организации и конечными результатами её деятельности (один и тот же сервис может быть включен в различные процессы, имеющие разные цели и результаты). В соответствии с моделью процессов можно построить процессно-ориентированную систему, результатом деятельности которой будет достижение целей системы, увязанное с удовлетворением реальных потребностей внешней среды. Так, идеология современных рыночных систем – ориентация на клиента, позволяет в принципе смоделировать сквозной процесс, результатом которого будет действительное удовлетворение потребностей заказчика и исполнителя, другое дело, что у каждой стадии этого процесса есть свои владельцы - разные субъекты с разными целями, особенно, если некоторые стадии процесса передаются на аутсорсинг. Современные средства моделирования, как правило, дают возможность построения и взаимной верификации всех рассмотренных типов моделей, причём господствует мнение, что в рамках только одного типа модели сложная организационная система в принципе не может быть представлена обозримо и адекватно (принцип полимодельности). Проще всего строятся структурные модели – только очень посредственный управленец не сможет нарисовать структуру подчиненного ему подразделения, конечно, если не обременять его детальной спецификацией связей. Внешне просты для представления модели событийные, и снова – пока не потребуется объяснять причинно-следственные связи между событиями. Сложнее с моделированием деятельности. Применительно к процессным моделям можно сказать, что описание В процесса А является адекватной моделью А в том случае, если по этому описанию возможно воспроизвести А с повторяющимся в известном диапазоне допуска результатом. Как уже отмечалось выше, феномен деятельности человека нельзя рассматривать вне связи с целями, которые он перед собой ставит (или ему ставят), со смежной деятельностью других людей (субъектов процесса), с теми объектами, на которые эта деятельность направлена (предметы труда), со средствами, при помощи которых эта деятельность осуществляется (средства труда), с объективными результатами этой деятельности и её временными характеристиками, а также с тем, какие технологические, нормативные, правовые, этические и прочие рамки и правила эту деятельность регулируют. Эти основные аспекты в разных формах присутствуют во всех представленных на рынке методологиях моделирования бизнеса. Так, упоминавшийся выше ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005 содержит рекомендации по целям, результатам и конкретным видам деятельности в рамках каждого регламентированного им процесса. Например, цель процесса планирования проекта состоит в составлении эффективного и выполнимого плана, а цель процесса управления рисками заключается в снижении последствий воздействия вероятных событий, которые могут явиться причиной нежелательных изменений качества, затрат, сроков или технических характеристик. Взаимосвязь основных компонент модели деятельности приведена на рис.1.1.
Рис. 1.1. Взаимосвязь основных компонент модели деятельности
Приведённую на рис. 1 схему считать моделью можно лишь очень упрощённо, поскольку здесь строго не определены основные компоненты и не специфицированы связи. Но даже если скрупулёзно определить все объекты, соблюсти спецификации и отношения между различными факторами, «повторяющийся в пределах допуска результат» достижим далеко не всегда. Есть, видимо, ещё один компонент, не учитываемый в моделях, но неявно присутствующий в деятельности представителей того или иного социума, в последние годы получивший название «менталитет» - общий смысл и стиль существования, как он понимается участниками делового процесса. Этот трудно формализуемый компонент присутствует и в характеристиках людских ресурсов, и в правилах и ограничениях деятельности, и в целях, которые ставят перед собой люди, участвуя в деловых процессах. Видение людьми смысла своей деятельности и объединения в коллектив для себя и окружающей среды на определённом историческом отрезке времени называется миссией организационной системы. Вопросы для самоконтроля 1. Прокомментируйте основные аспекты понятия «система». 2. Какие категории элементов и параметров организационной системы должны учитываться при моделировании и почему? 3. Какие требования предъявляются к модели системы при её построении? 4. Перечислите основные базисы декомпозиции, используемые при моделировании организационной системы. 5. Что можно взять за основу декомпозиции организационной системы по видам деятельности? 6. Перечислите основные типы моделей по базовому аспекту представления, поясните, для каких целей предпочтительнее тот или иной тип. 7. В чём заключается отличие между сервисно-ориентированной и процессно-ориентированной моделями деятельности? 8. Назовите основные аспекты, которые следует отразить при разработке модели делового процесса.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |