Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование необходимости использования и определение архитектурных представлений




ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

2.1. Архитектура организационной системы: от учредительного документа до 3Д-модели

Как уже отмечалось ранее, организационная система – это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель, и действующих на основе определённых процедур и правил, используя и преобразовывая различные виды ресурсов. Пока объединение относительно невелико, а правила и процедуры понимаются участниками системы единообразно, необходимости в документировании отношений внутри системы не возникает – но это только на относительно короткое системное время и для достаточно простых систем. По мере роста числа субъектов системы, разделения ролей, усложнения правил взаимодействия между ними, да и просто вследствие развития отношений во времени, разном для разных субъектов, при неизбежном расхождении их целей, единообразие понимания системы различными субъектами утрачивается.

Представителям других систем, взаимодействующих с рассматриваемой в модели (например, представителям государства или партнёрам по бизнесу), также важно иметь о ней определённое и документально зафиксированное представление. Поэтому, например, непременное условие регистрации любой организации – наличие учредительных документов: устава, положения, договора и т.п. Такого рода документы дают самое общее представление о правовой форме организации, сферах её деятельности, основных принципах управления, активах и проч. Конкретизацию ролей и отношений внутри системы содержат положения о её структурных подразделениях, должностные регламенты сотрудников, прочие организационно-распорядительные документы.

Наряду с чисто организационным взглядом на систему для успешной деятельности её субъектов важно подробно оговорить технологические, финансовые, материально-технические и прочие аспекты взаимодействия – это уже удел специалистов различных профессий, часто говорящих на разных, специфичных для сферы их деятельности языках. В то же время, разные взгляды на систему до определённого уровня детализации (и специализации) должны оставаться понятными всем членам коллектива, и прежде всего – менеджерам организации. Решить задачу цельного, структурированного, и в то же время понятного основным наблюдателям представления системы на всех этапах её жизненного цикла и призвана архитектура организационной системы.

Архитектура организационной системы - наглядное отображение наиболее существенных для разных участников построения, функционирования и последующего демонтажа системы свойств и связей между относительно независимыми её сущностями: субъектами и объектами внутри системы и с внешней средой, а также протекающих в системе процессов. В зависимости от целей системы в архитектуре отображаются наиболее значимые для внутрисистемного взаимодействия и связей с внешней средой с точки зрения тех или иных наблюдателей свойства субъектов и объектов и характеристики процессов.

Существуют различные определения понятия архитектуры организационной системы, например:

архитектура - это концептуальное описание структуры системы, включающее описание элементов системы, их взаимодействия и внешних свойств [39].

Многие авторы отмечают, что комплексная архитектурная модель системы по аналогии с архитектурой программного обеспечения должна включать как логические, так и технические компоненты.

Логическая архитектура предоставляет собой высокоуровневое описание миссии организации, ее целей, стратегий их достижения и основных видов деятельности, обеспечивающих реализацию этих стратегий. При этом важны, как минимум, два измерения: распределение указанных компонент между субъектами системы и развитие их во времени на протяжении жизненного цикла системы с отображением событий, происходящих в системе.

Техническая архитектура раскрывает конкретные решения, которые будут воплощать логическую архитектуру в жизнь, и представляет модель материальных компонентов системы в целостном и обозримом виде. Техническая архитектура системы дает структурированное представление о следующих аспектах:

— функционирование системы и его результаты;

— структура и составные части системы;

— взаимодействие элементов системы;

— размещение элементов в пространстве.

2.1.2. Система архитектурных «взглядов»

Если попытаться получить описание системы от тех или иных связанных с нею лиц, то разные наблюдатели в общем случае могут дать по приведённым выше аспектам разные ответы в зависимости от своего профессионального взгляда и роли в жизненном цикле системы, в совокупности составляющие видение наблюдателем важных и понятных ему аспектов, характеризующих рассматриваемую систему, или архитектурный «взгляд».Архитектурные «взгляды» должны быть в наибольшей степени адаптированы к системе восприятия соответствующих групп наблюдателей, и в то же время быть связаны между собой единой структурой онтологии предметной области системы.

Отдельной проблемой является степень специализации архитектурных представлений, границы использования профессионального жаргона (специфического языка предметной области, понятного лишь узким специалистам). Поскольку архитектура разрабатывается для обеспечения целостного и единообразного восприятия системы представителями различных профессиональных групп, степень сложности используемых в ней онтологических понятий не должна превышать уровень,обязательный для освоения всеми группами наблюдателей.

Несмотря на наличие высшего или среднего специального образования практически у всех участников жизненного цикла современной системы организационного управления, за исключением категории «пользователи», онтологии систем могут содержать понятия различных предметных областей на уровне, как правило, не превышающем определённый программами полного среднего образования, поскольку специализация различных наблюдателей лежит в существенно разных областях. Глубина декомпозиции моделей отдельных «взглядов» также определяется возможностью восприятия архитектурных конструкций наименее «продвинутыми» представителями соответствующей предметной области (заказчики, владельцы, пользователи).

Как уже было установлено в первой главе относительно основных категорий элементов организационной системы, главными составными частями представления архитектурных взглядов на систему должны являться субъектный, объектный и процессный аспекты. Обозначим основные свойства, которые должны отображаться системной архитектурой по этим аспектам рассмотрения.

Для субъектов: миссия, цели(мотивация) в системе, интересы (возможно, не сформулированные в виде целей), которые могут быть, в свою очередь, объективными и субъективными. Например, у наркомана субъективный интерес вступает в явное противоречие с объективным. К свойствам субъектов относятся также их способности к выполнению той или иной роли и квалификация, статус в системе (условия привлечения, обязательства, полномочия в отношениях с другими субъектами и роли для различных процессов), расходы на содержание (не только финансовые, но и по другим ресурсам, например, репутационным) и проч.

Для объектов: показатели назначения в системе (например, персональный компьютер как средство коммуникации или объект ремонта), стандарты их исполнения и функционирования, текущее состояние сообразно применению, характеристики применения (в т.ч. ресурсоёмкость и производительность), параметры для налогообложения, принадлежность субъекту (статус в системе), стоимость владения и проч.

Для процессов взаимодействия: события; роли объектов; роли субъектов, включая обязанности и полномочия (статус в процессе); нормативные, моральные и этические, технологические и прочие предписания и ограничения, имеющие отношение к аспекту рассмотрения; функции объектов и субъектов с характеристиками производительности и стоимости; связи внутренние и внешние, ресурсы и выходы процесса (с характеристиками объёма, стоимости и проч.), иные результаты в связи с достижением целей системы или её отдельных элементов, этапы и логика внутреннего развития процессов и их внешних взаимодействий. Процессное описание даёт привязку ко времени (относительному или историческому) через длительность составляющих их работ и события.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.