Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы развития инновационной деятельности в России




На сегодняшний день снижение уровня научно-технического потенциала страны явилось следствием разрушения технического единства научных исследований и разработок, распада сложившихся научных коллективов, оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из России. В результате произошел рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники.

В сложившейся ситуации для создания условий экономического роста необходимо инновационное обновление капитала на принципиально новой конкурентоспособной основе. Однако это затруднено в связи с тем, что из-за резкого сокращения государственного финансирования и падения производственного заказа наука почти полностью исчерпала внутренние ресурсы развития. За последние 10 лет затраты на научные исследования и разработки резко сократились. В результате доля затрат на науку в ВВП в 1999г. стала равной 0,97%, что более чем в два раза меньше показателя 1990г., тогда он составлял 2,03%. Расходы же бюджета на НИОКР уменьшаются по абсолютным объемам и имеют четкую тенденцию снижения по отношению к ВВП расходной части госбюджета. О деградации научно-производственного потенциала свидетельствует абсолютное сокращение расходов на НИОКР и прогрессирующее отставание в этой области от развитых стран. Внутренние затраты на исследования и разработки в расчете на душу населения в России составляли в 1998г. 61 доллар, тогда как в США - 794 доллара. Резкое сокращение финансирования привело к значительному затруднению обновления научного оборудования и снижению заработной платы в науке. Объем основных исследований и разработок за 1990-1999г.г. снизился более чем в 6 раз. Коэффициент обновления основных фондов научно-технической сферы в 1998г. составил лишь 1,7% по сравнению с 10,5% в 1991г. Большую остроту приобрела проблема поддержания и развития опытной базы фундаментальной и прикладной науки. Если в конце 60-х г. советская наука давала 20% мировой научной продукции, то сейчас доля России на мировом рынке наукоемкости продукции составляет лишь 0,3%.

Таким образом, России для достижения экономического роста в настоящее время необходимо развитие базисных нововведений, формирующих новые, а не дополняющие направления развития техники. Волна базисных нововведений обуславливает действие так называемого инновационного мультипликатора, связывающего инвестиции с увеличением совокупности спроса. Инвестиции в базисные нововведения вызывают рост производства, который индуцирует появление вторичных, улучшающих нововведений, замещающих устаревшие технологии. Внедрение вторичных нововведений сопровождается новыми инвестициями, стимулирующими дальнейший рост производства. Следовательно, инновационный мультипликатор оказывает мощное воздействие на рост производства, выводя экономику из состояния депрессии в стадию долговременного подъема.

Для экономики развитых стран наиболее типичным является равно-мерное распределение инвестиций в научно-исследовательские разработки между частными и государственными капиталами. Так, в США доля негосударственных инвестиций в инновационный рынок составляет 50%, причем в результате государственной экспертизы до 10% инноваций получают статус стратегически важных и в последствии финансируются за счет государства. Япония финансирует 33% совокупных расходов на НИОКР. Доля самофинансирования в общих расходах промышленности на НИОКР составляет в США - 73%, в ФРГ - 70%, в Японии и Великобритании - 62%. В связи с этим возможный механизм социально-экономического подъема в России - техническое перевооружение промышленности с последующим переходом на инновационный путь развития. Технико-технологическая модернизация и реконструкция производственного аппарата в промышленности потребует привлечения значительного объема инвестиций в инновации.

Для достижения этой цели необходимы активизация государственной политики в научно-технической сфере и разработка важнейших направлений научно-промышленного развития экономики. Причем государство, играя ключевую роль в технологическом перевооружении реального сектора экономики, должно взять на себя функции финансирования фундаментальной науки и организации высоко рискованных прикладных исследований, восстановление достойной бюджетной поддержки науки, развитие научно-исследовательской инфраструктуры. При этом для определения пропорций распределения инвестиций необходимо опираться на общие закономерности циклического развития экономики по интенсивному типу воспроизводства и выражаемые в статистическом законе деления затрат по структуре научно-производственного цикла. Так, пропорции затрат между фундаментальными исследованиями, прикладными поисковыми работами, разработками и капитальными вложениями на освоение научно-технических новшеств составляют 1:3:9:27.

Фактическое сокращение научного потенциала отечественной экономики связано с тем, что приватизация большинства бывших отраслевых НИИ не дала ожидаемого эффекта, поскольку заказ от промышленности практически свелся к нулю. Одновременно произошло резкое старение научных кадров. Остается актуальной и проблема «утечки умов» в течение более чем 10 лет.

Формируя ресурсы внебюджетного финансирования инноваций, необходимо использовать средства амортизационных отчислений на реновацию в той их части, в которой в неявном виде учтены производственные затраты в стоимости основных производственных фондов, включая затраты на НИОКР и инновации; средства износа нематериальных активов, включаемые в себестоимость продукции, которые отражают перенос стоимости НИОКР и научно-технических новшеств на стоимость продукции; доходы от продажи научно-технической продукции, имущественных прав на объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также доходы от продажи объектов материально-технической инфраструктуры науки и прав пользования ими; доходы по прямым и портфельным инвестициям в НИОКР и техническое развитие, получаемые в виде дивидендов и отчислений от прибыли (роялти); компенсации за несанкционированное (безлицензионное) использование научно-технических новшеств как объектов интеллектуальной и промышленной собственности.

Для этих целей наряду со средствами федерального бюджета необходимо использование рынка механизмов привлечения инвестиций.

На сегодняшний день механизм инвестирования в инновации будет действенным только тогда, когда в нем будет предусмотрено участие банковских структур, мобилизирующих денежные ресурсы и регулирующих их движение по ходу использования научно-технических и инновационных программ.

Большие возможности привлечения инвестиций в инновационную сферу заложены и в эффективном использовании инструментов фондового рынка, основная задача которого состоит в межотраслевом перераспределении инвестиционных ресурсов и обеспечении притоков внутренних и иностранных инвестиций в наиболее перспективные секторы отечественной экономики. В настоящее время в России нет механизма, обеспечивающего трансформацию сбережений населения в инновационные инвестиции, способствующие экономическому росту. Практически денежный потенциал, накапливаемый в стране, не используется. Доля привлечения данного инвестиционного ресурса в реальный сектор отечественной экономики крайне низка. Необходимо совершенствование форм коллективного инвестирования - паевых инвестиционных фондов, кредитных союзов, акционерных инвестиционных фондов, коммерческих инвестиционных фондов, обеспечивая усиленный контроль за их деятельностью со стороны государства. Внимание государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной и инвестиционной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.