Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 1 страница. Читая лекции педагогам республики в Бурятском институте повышения квалификации работников образования




Читая лекции педагогам республики в Бурятском институте повышения квалификации работников образования, я вместе с ними анализировала возрастные особенности учащихся. С воспитателями детских садов думали о том, как помочь будущим первоклассникам продуктивно подготовиться к обучению в школе. Рассматривая особенности младшего школьника, разбиралась с причинами трудностей первоклассника по их адаптации к обучению в школе. Останавливаясь на работе с подростками в школе, я понимала, что нуждаюсь в новейших знаниях по особенностям личностного развития молодого человека. Мне хотелось выяснить, чем объясняется то, что подростка педагоги часто не понимают, да и он сам не всегда понимает самого себя. С педагогами, работающими в старших классах, просматривала оптимальные варианты по оказанию помощи в сознательном выборе профессии выпускниками школ..

Понимая, что педагогам нужны не только знания о психологических особенностях личностного развития, я провожу тренинги - занятия по развитию специальных, творческих способностей учителя. Особо уделяю внимание формированию профессионального самосознания педагогов. Благодаря тренингам, где активно используются такие методы, как метод мозгового штурма, активная дискуссия, происходит продуктивный обмен мнениями. Я наблюдала на занятиях тренингов как учителя, активно развиваясь сами, начинают искать новые формы сотрудничества с детьми. Мне кажется, после занятий в тренингах, возвращаясь в школу, учитель выступал в роли не только обучающего, но и развивающего и развивающегося педагога. Я думаю, учитель как личность и профессионал продолжает развиваться тогда, когда начинает понимать, что научится творчески сотрудничать, можно только в активном взаимодействии с детьми. Начиная это развитие с самого себя.

Для понимания общей картины развития педагога и учащихся, мне нужен был тот образ, или тот идеал, к которому могли бы стремиться и педагог и ученик. Картинки достижений в психическом развитии разного возраста хотелось выстроить в общую схему. Схема, в которой бы наглядно каждый человек мог бы увидеть свое течение жизни. Схематическое «Колесо жизни» в виде круга показалось самой удобной, гармоничной формой. Некоторое время ушло на заполнение схемы «Колеса жизни» деталями, особенностями отдельных возрастов. Уточнялась роль кризисов в жизни человека, рассматривала варианты разрешения проблемных ситуаций в отдельные периоды их жизни. Особенно мне помог в этом разобраться опыт работы консультантом на телефоне Доверия при Государственном комитете по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту. Анализ звонков подтвердил мою мысль, что большинство людей имеет так называемые возрастные проблемы. Например, распространенной причиной проблемного поведения маленьких детей является длительный, негативный эмоциональный стресс у детей, связанный с нарушениями родительских отношений (до 5 - 6 лет). Отмечаются страхи (фобии) у маленьких детей. Молодые родители обеспокоены в связи с неготовностью к обучению дошкольников, или из-за сложностей адаптации к школе (6 - 7 лет). Выделяется беспокойный первоклассник, непонимающий педагога, и неподержанный родителями, в кризисный момент - начале обучения в школе. В результате дети либо серьезно начинают болеть, либо стойко сопротивляются учителю. Доказано, что тревожность младшего школьника имеет конкретные причины: - непонимание взрослым и неприятие детской индивидуальности.

Общеизвестны проблемы самовыражения у подростков (13-14 лет), жалобы на одиночество и непонимание их взрослыми. Замечено, что кризисные ситуации у подростов чаще всего возникают из-за страха перед собственным будущим. Отмечаются повсеместно трудности в выборе профессии у старшеклассников (16 лет). В результате нерешенные своевременно детские проблемы проявляются во взрослой жизни людей после 20 лет.

Трения из-за непонимания молодых супругов семьи, связанные с неумением договариваться друг с другом, малым опытом сотрудничества, неготовность к вступлению в брак, неготовностью к рождению и воспитанию ребенка. После 28 лет видны проблемы взаимоотношений, связанные с внутрисемейными проблемами, неумением сохранить друзей, создав семью, неумением договариваться с родителями. В период от 35 до 42 лет отмечается неудовлетворенность профессиональным статусом, отсюда появляются конфликты, люди теряют работу. Отмечается страх у молодых женщин в возрасте за 35 лет, что могут остаться в одиночестве, не выйти замуж, не создать семью. К 42 и до 49 лет известен «комплекс компенсации», когда бабушки и дедушки, не очень много времени уделяя воспитанию своих детей, переключаются с душой на внуков. Общеизвестен дефицит общения у людей старшего поколения. Мысли о неизбежности смерти присущи всем возрастам. Но у одних они носят позитивный характер, когда человек ценит жизнь, бережет себя и готов умереть лет в 90. Другие же не очень ценят свою жизнь, легкомысленно пренебрегают жизненными радостями и зависят они от неумения решать проблемные ситуации, которые и создают для себя сами.

Я увидела картинки этого перечня, которые двигаются и становятся более насыщенными по нарастающей спирали в круге жизни человека. Одни условно останавливаются в какие-то определенные периоды возраста, накапливают знания и энергию и вновь продвигаются вперед. Другие в трудные периоды застревают, не хотят признавать, что причина проблемы в них самих, затрачивают массу энергии, ослабевают, дальнейшее продвижение опаздывает. Эта информация помогла мне сложить ход развития личности в одну гармоничную форму - круг, с динамичной, воронкообразной, спиралевидной формой. Обращаясь к кругу вновь и вновь, я поняла, что он помогает человеку просмотреть свое прошлое с целью выявления позитивного опыта и составления жизненных целей на будущее.

Занимаясь повышением квалификации школьных психологов в Бурятском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, я консультирую педагогов, учащихся, их родителей. Консультационная работа позволила расставить многие точки по «Колесу жизни». Сегодня в своей консультационной работе я использую логико-метрическую модель круга «Колесо жизни» для диагностирования, коррекции жизненных целей и вижу, что клиентам это удобно, помогает им наглядно увидеть свои проблемы, и находить выходы из критических ситуаций.

Я вижу, что педагоги заинтересованно относятся к этой модели. Высказывают мысли о том, что логико-метрическая модель дает возможность остановиться, задуматься о завтрашнем дне, как педагогу, так и школьнику. Многие учителя используют материалы из книги. Применяют схему «Колесо жизни» в своей воспитательной работе. Проводят классные часы, используют тренинги, обсуждают прочитанное. Педагоги имеют возможность обсудить с учащимися логико-метрическую модель “Колесо жизни”. Провести совместные занятия - классные часы по выполнению заданий тренинга, проанализировать полученные результаты, уточнить причины кризисов у отдельного ученика. Книга предназначается не только для педагогов и родителей. Я уверенна, что она будет интересна молодежи. Многие молодые люди, познакомившись с материалами по «Колесу жизни», отмечали: «Это интересно, и с этим есть смысл разобраться, и чем раньше, тем лучше». Я думаю, что, занимаясь содержанием «Колеса жизни», уважаемый читатель имеет прекрасную возможность проанализировать некоторые жизненные позиции. Благодаря чему, определить перспективы жизни, рассмотреть возможные варианты. И взять ответственность за перспективу своей жизни.

 

ОТ АВТОРА. Мы все имеем опыт чтения. И знаем, книги читать можно при одном условии, если это интересно. В моей книге имеются практические задания. Я думаю, что читатель сам определит, нужно ли ему выполнять эти задания. Задания в книге - это вопросы к читателю, на которые он может ответить тут же в книге, на свободном листе для замечаний. Книгу дополняют тренинги - упражнения, различные игры, которые читатель может выполнить в одиночестве, а можно и с кем-то из своих друзей. Насколько это необходимо, определит сам читатель. Тренинг хорош тем, что его можно выполняться многократно. Он напоминает игру с правилами из детских игр. Если не получилось с первого раза, можно переигрывать вновь и вновь, и находить все новые и новые оттенки в привычном, известном происходящем действии. Играючи, легко тренируясь, читатель можно проверить свои старые и найти новые варианты решения жизненных ситуаций. Также в книге приведены некоторые примеры из консультаций. Мне кажется, кто-то может увидеть похожие ситуации. Я думаю, им будет интересно, как решают другие люди свои проблемы. Вниманию читателей я предлагаю несколько притчей. Я уверенна, что они помогают увидеть некоторые трудные ситуации более просто.

Читателю предлагается возможность составить свое «Колесо жизни», проанализировать по нему свои кризисы, свой опыт прохождения их. Имеет смысл обсудить с близкими людьми, особенности их прохождения кризисных моментов «Колеса жизни». Выяснить, что в жизни, в знаках успеха, кризисных ситуациях имело или имеет схожесть, отличие. Я надеюсь, что это даст прекрасный повод для обсуждения, разговора с детьми о смысле жизни, о целях жизни, о жизненном успехе, о критериях жизненного успеха. Обсуждая прочитанное, Вы, уважаемый читатель, имеете возможность составить разговор с Вашими детьми, которые могут нарисовать собственное «Колесо жизни» и обсудить с Вами свои жизненные цели лет на двадцать вперед. Я думаю, это был бы лучший вариант общения с Вашим ребенком, сколько бы лет ему не было. Но я уверенна, читатель решит сам, каким образом он будет работать с материалами книги.

Те читатели, которые претворили в жизнь свои цели, имея свои параметры жизненного успеха, читая эту книгу, могут соразмерить свои взгляды с предлагаемыми автором вариантами успешного жизненного сценария. Я надеюсь, что они могут поспорить, предложить автору, друзьям свой вариант показателей жизненного успеха. Я жду от них замечаний, предложений. Мне интересно мнение такого вдумчивого читателя. Есть люди, которые активно работают над достижением жизненных успехов в жизни. Я рада за это умение. Они могут не читать эту книгу вообще. Но я уверенна, она им уже интересна, так как они, как никто другие, умеют интересоваться всегда и всем. Им, надеюсь, будет интересно выяснить: «а не сплоховал ли я в размерах жизненного успеха, может быть, не все слагаемые параметры жизненного успеха знаю, хватит ли сил, хватит ли жизни для осуществления всех задумок?». Могу разочаровать тех читателей, которые предполагают получить готовые варианты, советы на все случаи жизни - как жить, как поступать. Увы, или к счастью, период страны Советов канул в вечность. Мягко сказать, «насоветовались» советские люди, за семьдесят с лихвой лет, от души. А стали ли они счастливее, богаче? Читатель, что постарше помнит «бесцеремонные советы» парткома, профкома по семейным, «аморальным» проблемам семьи. Я думаю, что наилучшие советы, даже полученные от авторитетного, уважаемого лица, если и претворяются в жизнь, то не дают того эффекта разрешения проблемы. Чужой «совет» невозможно качественно осуществить. Совет даже вреден, и вреден именно тем, что заковывает человека чужими законами, чужими правилами, и не дает возможности искать свои варианты, да и время затрачивается напрасно на выполнение чужих советов. Правда, есть одно преимущество при выполнении чужих советов. Исполнив что-то по чужому совету, легче свалить все беды на советчика.

Я уверенна, что у каждого из нас имеется свое представление о собственных возможностях, и никто другой лучше меня не знает, что мне лучше сделать, решая свою проблему. Мы не забываем, что ждать чудес сегодня нет смысла, об этом свидетельствует вся история советского государства. Ожидание счастливого будущего – коммунизма - приучило граждан СССР, надеясь на чудо в будущем, жить «кое-как» в настоящем времени. А те, кто не ждал, жили неплохо (известная номенклатура), так как хотели и умели брать от жизни, конкретно для себя, не откладывая на завтра получение изобилия и льгот светлого будущего. Обвинять их в том, что они жили лучше всех - это сделать не трудно, но вот вопрос: «что же мешало мне жить лучше»? Может быть это «совестливость» в кавычках, советская застенчивость, которая наяву являлась лицемерием, и озвучивалась следующим образом: «чтоб всем было одинаково серо». Была еще и просто леность души, привычная идейка: «а нам и так хорошо». Другие ждали чудес с небес, они уверовали, что кого-то должен свалить им их счастье в распростертые руки. Они и сегодня продолжают всюду громко кричать: «они нам должны нашу жизнь сделать лучше». Вариации кто «они» исчисляются, начиная от президента, директора школы, заканчивая маломальской шишкой - начальником местного значения. Но смешно ждать кого-то, кто готов ринуться улучшать чью-то чужую жизнь, в данном случае, Вашу жизнь, уважаемый читатель.

Я думаю, что лозунги типа: «не спеши», «погоди», а то «как бы хуже не вышло» - утвердились в сознании советских людей. Стали убеждением большинства, так как все знали, «тот, кто спешил выделиться, хотел быть умнее, чем остальные, мог попасть, туда, где раки зимуют». Советское государство не нуждалось в умниках. Но особая трагедия советского времени заключается в том, что у людей полностью было выбито из сознания возможность заявлять о себе. Я была последняя буква в алфавите. За фразой «Мы советские люди» можно было спрятаться, и ни за что не отвечать. Можно вспомнить, как хлебом кормили поросят, как дорогостоящая техника ржавела под открытым небом. А советские люди прятались за фразами: это кто-то другой должен делать. Он даже не мог сказать: «я не хочу», «я не могу», - он просто это не умел делать. Практика такая была запрещена. «Умение пережидать», на мой взгляд – это было состояние души россиян. Но сегодня уже явно не большинства. Хотя все еще частенько мешает родителям воспитывать детей, бессознательно навязывая им эту доктрину: «Не высовывайтесь, живите тихо».

Нет, если нынешний молодой человек будет жить тихонько и ждать, когда кто-то сделает его жизнь лучше, он так просидит, ожидая вечность. Пробовать найти собственный вариант успешного разрешения жизненных ситуаций, получать еще и удовольствие от этих проб, не совсем привычно для постсоветских граждан, да и страшновато это пробовать. Когда ты, тем более, постарше, и хорошо помнишь родительский страх, беспокойство, и только «смелые» анекдоты о руководстве и самих себе на кухне... Бездействие вызывает агрессивность к тем, кто что-то пытается делать, чтобы жить иначе, лучше. Приятно слушать обещания кандидатов в предвыборной гонке, но ждать помощи смешно. Молодые от того и не верят обещаниям, не хотят попадаться на удочку обещаний. Они сегодня настроены по-иному. Понимая, что собственное счастье можно ковать только собственными руками, они иногда и жестко, но самостоятельно пробуют разные варианты изменить жизнь, сделать ее более успешной в собственном понимании.

Другие молодые, приученные к ожиданию чуда, что кто-то ему должен помочь, как будто он инвалид, и не может начать делать свою жизнь иной, спиваются и сваливают все свои беды на других. Меня интересует тот читатель, который начнет раздражаться, читая эту книгу. Материалы книги, я предполагаю, его начнут раздражать по привычке, так как он давненько почти всем, почти всегда раздражается, из-за того, что у него что-то не ладиться. Это «что-то» имеет, чаще всего, известное название «жизнь». Этот читатель не верит своим возможностям. Он, утратив веру в свой успех, наслаждается собственным неуспехом, смакует его, так как уже не хочет, а может и не умеет выйти из этой ситуации «несчастья». Эта ситуация «несчастья» эму необходима, может быть, как раз потому, что его кто-то может немного пожалеть, посочувствовать. Вполне вероятно, ему так легче, будучи «несчастным» критиковать всех и вся, бездействовать и ожидать внимания. Но жалость, известно, оскорбительна. Тем более, если ты здоров, с руками, ногами и головой. Одним словом, не юродивый. Раздражаясь на эти замечания, раздражительный читатель уже получил свое, так как на него обратили особое внимание в данный момент. Раздражительный читатель умеет, как никто другой, много думать. К сожалению, думать, чаще об одном и том же и одно и тоже. Затрачивая колоссальное количество энергии на бесконечные раздумья, обессилев, уже и не пытается что-то менять в жизни. А жизнь проходит. Я надеюсь вместе с этими многочисленными читателями вспомнить те времена, когда у него не только что-то, а много что получалось. Когда он умел найти решение, так как он знал и помнил одну главную истину – «Я сам, и только Я способен на поиск и всегда смогу найти решение, так как я его хочу найти». Рассердившись на меня, на себя, он может нарисовать свое «Колесо жизни», и получить шанс иначе осмыслить свои жизненные возможности, увидеть иные способы решения проблем. Для этого можно, уважаемый читатель, вспомнить свое детство, и все то, что связано с нашим рождением, вспомнить о той легкости в решении своих целей, когда вы были ребенком. Когда все казалось реальным, и все, за что вы брались, у вас получалось отлично. Мне кажется, секрет счастливого детства в том, что ребенок больше верит себе. Он еще самонадеян – то есть, сам надеется на себя и верит, что у него все замечательно получится.

Я понимаю, что логико-метрическая схема «Колесо жизни», это всего лишь мое видение периодизации жизни человека. Мне хотелось поделиться с Вами этой идеей или проектом, как принято говорить сегодня, с одной надеждой, что будет чуть больше людей, которые думают о себе, о своем прошлом, выбирают из него лучшие свои качества, используют их сегодня и точно знают, что они могут делать и завтра. Эту способность я называю умение любить себя. Так как любой человек, как только берет на себя ответственность за свои дела, за свои планы, он не мешает другим делать то же самое.

Книга начиналась во время моей работы в комитете по делам молодежи, на телефоне Доверия. Я благодарна Мантурову С. В., Ангурову Б.Х., Бамбаевой Д. В. Особо благодарю Санданову Л., Банникову З., Каленых Н., Гыпылову Ю., Аникьеву М., Дельбееву Н., Трофимову Н., Тимофеева П., Черных О., Нечаеву Л., Хамнаева П. и многих-многих других, с кем довелось продуктивно потрудиться. Особо я признательна своей семье. Родителям: папе – Гармаеву Николаю Шараповичу, маме - Ольге Дмитриевне, своим братьям и сестрам – Наде, Славе, Марине, Пете и моим любимым дочерям - Оле, Оюне, Оксане.

 

 

НАЧАЛО ЖИЗНИ. Я предлагаю читателям нарисовать овал, круг. Провести посередине овала горизонтальную линию, разделив его на две полусферы. Верхняя полусфера начинается от рождения, с нулевого числа и до 21 года – это период детства. С левой стороны «Колеса жизни», где начинается горизонтальная ось, обозначьте точку - это время вашего рождения. Момент вашего появления, уважаемый читатель, на свет - есть начало движения по кругу. Специалисты утверждают, что один день младенца по получению всякой информации приравнивается к нескольким годам жизни взрослого человека. Может быть, поэтому мы столько внимания проявляем к жизни малыша. Взрослым интересно наблюдать процесс изменений ребенка: недавно лопотал, ан уже пытается разговаривать с родственниками. Вскоре отказывается от ползания, пробует первые шаги, уже и не хочет ходить, норовит бегать. Огромную роль, на мой взгляд, в это время, оказывает системность, последовательность в родительском уходе за детьми. Ритуал в жизни малыша - это гарантия безопасности. Позитивные ритуалы в семье это гарантия благополучного личностного развития ребенка. Мы с Вами, читатель, будучи детьми, несомненно, радовали своих близких стремительным ростом наших изменений в начале жизни. Я считаю, что возвращаться к моменту своего рождения человеку необходимо хотя бы один - два раза в год, чтобы помнить, что растущий организм когда-то начинается. От признания начала жизненного пути успешным, радостным событием мы можем быть более счастливыми в будущем.

ЗАДАНИЕ. Для того чтобы уточнить все детали нашего рождения, Вы читатель можете ответить на вопросы, расспросив маму, папу: Когда Вы родились, утром, вечером, днем или ночью? Как узнали родственники о Вашем рождении, когда вспоминают об этом значительном для Вас дне? Какие чувства переживали они? Что Вы знаете об этом дне из рассказов Ваших родственников? Какой это был день, погода? Что происходило значительное в это время в мире? Как вспоминают о вашем рождении мама, папа, братья, сестры? Как Вы думаете, этот день для Ваших родителей что-то значит? Может быть, это какое-то важное начало нового этапа, или определенный итог в их жизни? Кто выбрал для Вас Ваше имя? Нравиться Вам Ваше имя? Как Вы думаете, люди с именем как у Вас, похожи на Вас характером? Вы долгожданный ребенок, Вы желанное дитя, Вы запланированное родителями чадо? О чем размышляли Ваши родители, когда представляли Ваше будущее? Они верят в ваш успех? Они часто говорили своим родственникам и друзьям, какой Вы особенный, молодец, как Вы ловко умеете что-то делать? Вам этой веры родителей было достаточно, чтобы поверить в себя? Если Вы сами родитель, Вы сегодня часто своему ребенку дает шанс веры? Да? Нет? Почему я это делаю? Каждый прожитый год после Вашего дня рождения научил Вас любить себя еще больше? Чему Вас научила Ваша семья? Близкие гордятся Вашими жизненными успехами? Какие дела, запланированные Вами, Вы обязательно выполните? Что из запланированного Вами, Вы уже выполнили?

КОММЕНТАРИЙ. Уделяя особое внимание периоду детства, мы выделяем значимость роли детского опыта, так как от него, в большей мере, зависит успешность дальнейшей жизни. Получил ли ребенок в детстве от своих родителей веру в успех, веру в свои возможности. Или наоборот родители были заняты только тем, навязывали ребенку правила, законы жизни. В своей консультационной практике часто обращаюсь вместе с клиентом к периоду его детства. Именно там находим сформированные под влиянием родительского воспитания убеждения. Убеждения или лозунги, которыми руководствовались родители, часто повторяя их, навязали детям. И если эти убеждения мешают клиенту жить, он мучается тем, что в своей жизни пытается исполнять навязанные инструкции, так как по-другому не умеет. Со временем человек понимает, что ложные убеждения из детства доставляют ему массу проблем, и он начинает менять их. Можно изменить отношения уже взрослого человека к раннему детскому опыту и сделать это никогда не поздно. Чаще всего, когда человек не меняет своих убеждений или не умеет этого делать, он затрачивает вхолостую массу энергии, его физическое состояние ухудшается, не выдерживает нервная система, человек заболевает.

ПРИМЕР ИЗ КОНСУЛЬТАЦИИ. Ольга Владимировна, мама троих детей – Саши -16 лет, Юли - 14 лет, Алены - 6 лет. Жалуется на агрессивность, на неумение детей-подростков договариваться между собой. Часто слышит крики, оскорбления в адрес друг друга. Начинает якобы «помогать» детям, выговаривая им о их непутевости, невоспитанности. В ответ на нотации - детские слезы. Мама в замешательстве, она говорит о том, что она устала, эти дети ничего не понимают, никогда не просят прощения. На мой вопрос: а когда она сама просила прощение у детей, за то, что доводит их до слез, сначала удивленно, затем агрессивно восклицает: «а почему я должна извиняться?». На мой вопрос: «Кто же научит ваших детей, кроме Вас, извиняться?». Стала вспоминать, что ее мама именно так себя и вела, постоянно выговаривала детям правила жизни, иногда прикладывала руки и не извинялась, и даже добавляла: «не дождетесь…» Клиентка стала плакать, жаловаться на свое плохое самочувствие. Она сопротивлялась, ее гордыня не давала ей признать свои просчеты.. Слово «гордыня2 буквально звучит как «гора дынь». Она создала ее сама между собой и детьми. А как перелезть? Когда она увидела, благодаря проделанной работе со своими образами, что она может иначе вести себя, а главное говорить с детьми о себе и начать извиняться, просить прощение, ей стало значительно легче. Анализ своего детского поведения, отношения к ней матери, понимания собственной боли и страдания детей, ей стало ясно, что она копирует модель не очень удачного, жесткого поведения своей матери. Она настроилась на серьезную работу над собой. Она стала понимать, что ей учится не поздно, а особенно ей - это выгодно, так как дети могут научиться говорить о себе, о своих чувствах именно у нее.

Я напоминаю читателям простую истину, все мы родом из детства. Именно в детстве мы накапливали то отношение к будущей жизни, с которой сталкивались в семье. В жизни каждого из нас сопровождают возрастные кризисы. Первым кризисом можно выделить момент нашего рождения. Он действительно имеет множество знаков критического действа. Кризис трех лет известен как отход от мнения взрослых, отстранение от них. Ребенок жаждет все делать сам, он хочет проявить самостоятельность, хочет попробовать себя и взять ответственность за это. Большая беда, когда родители, проявляя гиперопеку, лишают его этих проб. Потрясение ребенка связано с тем, что он не является центром мироздания.

ТРЕНИНГ. Представьте себе, что Ваша жизнь - это книга. Сегодняшний день - это сегодняшняя страница. Подумайте, что особенное происходит с Вами в этот день. Взгляните на себя самого. Как Вы выглядите сегодня? Как Вы одеты? Как выглядит Ваша прическа? Какой цвет лица? Какая у Вас в данный момент поза? Вы расслаблены или напряжены? Что Вы сегодня говорили другим? Что Вы можете сказать себе сейчас сами по поводу Вашего внешнего вида? Какие чувства испытываете Вы сегодня? Вы очень довольны или менее довольны сегодняшним днем? Помня, что сегодняшний день это и есть моя жизнь, проведите анализ: “я занимаюсь тем сегодня, чем мечтал заниматься”? Переверните страницу жизни назад. А что с вами было вчера? Чему новому научил Вас вчерашний день? Позавчерашний? В этом году у Вас были особые, необычные события? Что вспоминается из прошлого года? Что отличает прошлый год от нынешнего года? А именно чем и с какими чувствами вспоминается позапрошлый год? Вы проворачиваете страницы жизни назад, анализируя картинки Вашей жизни, важные слова, сказанные Вами, вспоминая пережитые чувства. Вы обязательно вспомните что-то особое из Вашего детства. Каким Вы были ребенком? Вспомните о том малыше, которым Вы были. Что Вы бы могли сказать ему сегодня, какие слова поддержки? Порадуйтесь за себя, тогдашнего малыша... Вспомните, что, будучи малышом, мы были свободны, спокойны от незнания сложностей взрослой жизни. У Вас тогда все было впереди, как и сегодня Вас ждет дальнейшая жизнь... Ваши детские мечты сегодня Вам не кажутся смешными?

ПРИМЕР ИЗ КОНСУЛЬТАЦИИ. Подросток Саша, 14 лет. Частенько витает в облаках. Ему нравится мечтать о другой жизни, о других отношениях, о завтрашнем дне. В речи чаще звучат слова: «когда буду большим…, потом, когда-то…, это сделаю завтра…, завтра меня ждет…, вот, когда вырасту…». Воодушевлен собственными перспективами. Но о сегодняшнем дне говорит вяло, с трудом. Лицо мрачнеет, глаза влажнеют, когда отвечает на вопрос: «А сегодняшний день – он реализовался таким, как ты его представлял вчера, позавчера?». Ему трудно было ответить на вопрос: «Чему я научился у самого себя». Отвечал совсем неохотно, ему непросто было признать то, что его прошлые фантазии, оказались совсем не реализованы сегодня. Озадачен был обозначенной ситуацией: отчего я фантазирую, отчего мои фантазии совсем оторваны от реальности, отчего я это делаю… Саша стал строить перспективу, он это умеет блестяще делать, но стал вносить туда реальные действия. Картина завтрашнего дня стала выглядеть более реальной. Он выяснил для себя, что что-то надо учиться делать заново. Особое понимание пришло от той мысли, что стал понимать причины фантазий. Он увидел, что они связаны с нежеланием, принять горькую правду – это проблемы общения с другими людьми. Саша признал причины проблем, принял их. Начал пробовать жить, а не убегать в мир фантазий, захотелось видеть страницы своей реальной жизни. Но главное - он увидел себя, свои возможности, гарантии тех изменений, к которым он идет. В заключении сказал: «Мне сегодня стало очень интересно думать о себе сегодняшнем. Оказывается, у меня есть, что делать сегодня. Попробую договориться с мамой, ребятами в школе». Консультация с мамой объяснила привычку фантазий Саши – мама много работает, поговорить с сыном некогда… Осталась без мужа, нет братьев, сестер, как и нет особых друзей. У мамы очень похожая ситуация с сыном. Она начинает понимать необходимость дружбы с собственным ребенком. Для детей дружба с родителями - это труд, это учеба. Благодаря дружбе с близкими становится понятно – как лучше дружить с другими людьми. Друг от слова «другой». Другой мир, другие отношения, другие понятия жизни. Пришло время, хоть и поздновато, открыть мир сына, свой сегодняшний мир для сына. Это интересно и непросто. Но это уже другая консультация.

 

 

НАЧАЛО НАЧАЛ. Период пренатального развития как бы скрыт. У нас на схеме модели «Колесо жизни» этот важный момент обозначен внутри нашего круга. Рис. №1. Этот период находится на горизонтальной линии и является фактическим началом движения по кругу, по колесу. Вся энергетика будущего ребенка зависит от нормального развития плода. Это в большей мере зависит от состояния матери, ее желания иметь ребенка, психологической готовности женщины стать матерью, бережно относиться к развитию ребенка. Сегодня общеизвестно, что плод чутко реагирует на все то, что происходит с матерью. Особенно опасны негативные, стрессовые, психотравмирующие ситуации матери, которые отражаются на развитии ребенка. Оплодотворенная яйцеклетка - одна единственная клеточка, невидимая невооруженным глазом, несет в себе всю «генетическую информацию», необходимую для создания нового организма. Беременность начинается с того момента, когда во влагалище женщины попадает около 500 миллионов сперматозоидов, но лишь один из них оплодотворяет яйцеклетку. Проникая в нее через мембрану, сперматозоид приносит свой генетический код к генетическому коду яйцеклетки и появляется новый вариант развития нового организма. Называется это соединение «зигота». В течение 2-х недель идет активное дробление зиготы - это «герминальный» период, или «предзародышевая» стадия. В «эмбриональный» период происходит развитие зародыша в течение 6 недель. С 3 -го месяца и до родов проходит «фетальный» период - созревание плода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.