КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О задатках, о наследственности. 3 страница
КОММЕНТАРИЙ. Взрослым, родителям, педагогам необходимы современные знания по особенностям детской психологии, чтобы помочь собственным детям поверить в свою уникальность, исключительность, найти способы проявления своего “Я”. Родителям нужна информация о представлении хода личностного развития, о проблемах, которые встают перед каждым ребенком на каждом возрастном этапе. Педагогам нужны знания индивидуальных особенностей учащихся, особенностей его познавательной сферы. Как педагогам, так и родителям учащихся нужны умения и навыки диагностирования, коррекции развития для создания индивидуальной образовательной программы каждому ученику. Мы рассмотрим периоды детства еще с одной стороны. Разделив детство на три равные части, отметим временные параметры. Первый этап - период дошкольного развития. Когда дети выступают в роли получателя информации, исследователя ее. Дети пребывают в этой роли от рождения и до школьного возраста, 6-7-ми лет. Второй период. Школьник в период учебной деятельности от 7 до 14 лет активно занят переработкой информации на всех уровнях. Он учится использовать полученную информацию во взаимоотношениях с другими людьми. Говорливость детей начальной школы необходимо не только поддерживать, но и развивать. Третий период от 14 до 21 года связан с умением переосмысливать информацию, добавлять новое, творческое, и в конце концов создавать свое собственное мнение по большинству вопросов. Именно формирование своего взгляда на жизнь и есть признак окончания детства, этап вступления во взрослую жизнь. Переходы из одного периода в другой знаменуются кризисом. Кризис готовности к обучению в школе - 7 лет, кризис перерабатывать информацию, готовность защиты самостоятельного мнения, кризис подростка -14 лет, кризис готовности к взрослой жизни, кризис ответственности перед миром, а затем и ответственности перед собственными детьми. Конечно, биологически мы подготовлены к самостоятельной жизни значительно ранее (что и отмечается в законодательстве разрешением вступить в брак), - но мы живем не только биологически, мы живем социальной жизнью. Стать социально самостоятельным, это значит не только понимать то, что делается вокруг, но и двигать жизнь дальше, быть способным к социальному творчеству. Человеческую жизнь чаще условно разделяют на три периода: детство, зрелость, старость. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА. В психологии существуют разнообразные периодические системы. С обоснования определения “жизненный путь” личности в психологической науке одним из первых занялся Гальтон (1875), разобравший биографии известных деятелей науки и искусства с точки зрения наследственной обусловленности в человеке таланта, гения, выдающихся способностей. Границы, отделяющие один возраст от другого, условны, и сам возраст, как отмечает Л.С. Выготский -“объективная категория, а не условная, произвольно выбранная и фиктивная величина. Поэтому вехи, разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст”. Исследователь возраста, психолог Л.И. Божович выделяет, что “возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными, присущими ему психологическими особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строения его личности - сферы его потребностей, структуры сознания - и особым характером его отношения к действительности. И как бы не сдвигались в своем развитии отдельные психические процессы и функции, если эти сдвиги не связаны с изменением личности ребенка в целом, они не могут характеризовать его возрастного развития”. Проблема возрастной периодизации считается в науках о человеке одной из самых трудных, но и интересных. В последние годы заметно возросло внимание в психологии к проблеме возрастных особенностей, возрастной периодизации. Определению возрастного развития присущи два свойства - метрическое и топологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психических процессов и состояний на протяжении всей жизни человека. Топологическое свойство возрастного развития - определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. В современных периодизациях возрастного развития используются метрическая и топологическая характеристики в единой квалификационной схеме. Отмечаемые расхождения различных периодизаций, несовпадения их связаны с противоречивостью психического развития, которое обуславливается действием временных закономерностей, сложностью различных фаз. Мы обращаемся как к метрическим, так и топологическим свойствам периодизации. Объясняется это тем, что жизненный путь человека изменяется в ходе исторического развития отдельного поколения людей. Выделяемое развитие человека в историческом плане - филогенезе - то есть процесс исторического развития психики и поведения человека, и онтогенез - развитие конкретного человека, - то есть процесс развития психики или более широко личности человека от рождения до смерти. Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн “жизненный путь” личности представляет в виде ступеней. Первый этап он связывает со способностью владеть собственным телом, с возникновением произвольных движений. Дальнейшая ступенька - начало ходьбы, передвижение. Следующая ступень - овладение речью, развитие речи. Благодаря этим внешним изменениям, происходят изменения в сознании ребенка. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, для осмысления жизни в большом плане и понимания того, что в ней подлинно значимо. Уметь не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определять самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, - это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство - мудрость. Перечислим основные человеческие общности, через которые происходит развитие человека как субъекта - участника, хозяина, творца этих общностей. Эту схему, предложил В.И. Слободчиков. Он выделяет пять базисных общностей или ступеней развития человеческой субъектности. На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым - мамой или взрослым, выполняющим материнские функции, строит общение, не опосредованное орудиями, предметами, знаками культуры. Эту уникальную, в силу своей непосредственности, форму общности, выстраиваемую в живой телесности партнеров общения, ученый назвал ступенью «Оживления». Имея в виду как знаменитый «комплекс оживления» - главное эмоциональное событие этой ступени, так и то, что ребенок вместе с его родным взрослым осваивает собственную телесную, психосоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредованные формы общения и в плане совместных имитационных предметных действий с реальным партнером, и в плане изобразительных игровых действий с воображаемым партнером. Эту ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями В. И. Слободчиков назвал ступенью Одушевления, вовсе не имея в виду отсутствие душевной жизни на первой ступени, но подчеркивая, что именно здесь ребенок впервые осознает себя субъектом собственной душевной жизни, собственных хотений и умений. На третей ступени партнером ребенка - отрока, юноши становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым растущий человек осваивает правил, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания - в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Эта ступень развития субъекта человеческих общностей стала называться Персонализация, Когда акцентируется момент принятия персональной ответственности за свое будущее. На четвертой ступени партнером молодого человека становится (в пределе развития) все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных идеалов и ценностей. «Общественными» эти идеалы и ценности являются по материалу, из которого они созданы, как стихи создаются из наличного языкового материала, но не сводятся к нему. Индивидуализация общественного инвентаря ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений.
Все, что ребенок усвоил в процессе развития за стадию детства, пришло время претворить в стадии творчества. Претворить можно только то, чем жил, что составляло основу личностного развития. Если провести линию от периода детства, то мы попадаем в период “детства - 2.”, в возрасте от 21 года до 28 лет, затем от 28 до 35, и от 35 до 42 лет. Только в отличие от периода от 0 до 7 лет, ребенок теперь находится в позиции своей “семьи - 2”. Готовность к семейной жизни определяется - осознанием роли родителей. Отсутствие готовности к семейной жизни толкает молодых людей к «браку» в семейных отношениях, так как ранее создание семьи есть средство ухода из большой семьи, где не все ладно, с надеждой устроить более лучшую собственную модель семьи. Весь опыт раннего детства молодые люди теперь претворяют в жизни с собственными детьми. Если была в жизни молодой матери активная игра ее родителей с ней, когда ей было до 7 лет, то это опыт как играть она сможет воспроизвести с собственными детьми. Была терпимость по отношению к ней в раннем детстве, именно эту терпимость будет демонстрировать молодая мать своим детям. Этот период от 14 до 21 года период активных физических потерь молодых людей. Как в физическом плане, так и интеллектуальном. Количество суицидов среди подростков не может не беспокоить педагогов, родителей, а значит и государство. В чем же причина самоубийств молодых людей? В первую очередь, это связано с отсутствием веры в собственный успех, отсутствием веры в самого себя. Во-вторых, ни близкие, ни друзья не разделяют его страхов бесперспективности будущего. В-третьих, отсутствие наклонностей и интересов, отсюда и отсутствие трудности в выборе профессии. Не сформированная любовь к собственному телу “ физический уровень”, в период раннего возраста, “непринятие самого себя”, именно сейчас дает сбой. “Нелюбящий” свое тело подросток, которому семья не привила чувства любви, гордости за свое физическое тело, спокойно наносит ему (телу) раны, увечья (режут вены, пьют таблетки, принимают алкоголь, принимают наркотики и т.д.) в трудные проблемные ситуации. Готовность к переходу в новый период от 21 года до 42 лет определяется способностью разрешать различные кризисные ситуации. Разрешение кризисных, проблемных моментов, ситуаций будет эффективным, если молодой человек не ищет виноватых, не обвиняет других, проявляя агрессивность, не прячется в алкогольный, наркотический дурман, закрывая глаза на собственные трудности, не старается свести счеты с личной жизнью. Готовность к взрослой жизни проявляется в способности адекватно оценивать ситуации, искать варианты выходов из ситуации в собственном арсенале практического опыта, в способности в любой жизненной ситуации находить не только минусы, но и плюсы. За период от 0 до 21 года, сначала ребенок, затем подросток и далее юноша переживает опыт развития своего “Я”, затем “Я и Другие” и далее “Я и ОН“ или ”Я и ОНА”. Если подытожить стадию детства, то можно выделить особенности каждого периода. В период от 7 лет до 14 лет социальный комфорт определяется дружескими связями с другими. Этим другим может быть и близкий человек - родственник и друг. Традиции семьи юноши и девушки начинают претворяться в семейной совместной жизни. Традиции двух семей всегда имеют шанс усилить позитивный опыт, уменьшить негативный. Именно в этом, на наш взгляд сосредоточена позитивная сила круга. Целесообразно вспомнить, что браки молодых людей из одного социального слоя более устойчивы. Объясняется это тем, что мировоззренческие ценности одного социального слоя созвучны, близки и понятны. ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА. Стадия творчества начинается от 21 года и продолжается до 42 лет. Таким образом, “Колесо жизни” замкнулось. Анализ слова «творчество» показывает, что это слово близко к словам - творец, сотворенье. В. Даль слово «творчество» рассматривает от слова «творить» - что значит сотворить, созидать, создавать, производить, делать, исполнять, чинить. Период от 21 года до 42 лет разделяется аналогично верхней полусфере. Если условно опустить линии от секторов № 1от 0 до 7 лет, когда главными функциями семьи являются воспитание детей, то и в секторе № 4 от 21 года до 28 лет также основной упор в этот период отводится воспитанию детей. Это тот возраст, когда родители определились в своих взаимоотношениях. Тот накопленный опыт семейных взаимоотношений находит творческое проявление в период от 21 года до 28 лет. То есть это период, связанный с воспитанием детей до школы. Особенностью этого периода является готовность к семейным отношениям. Если мы с Вами опускаем линию от сектора № 2, период от 7 лет до 14 лет, главный акцент делается на дружеские отношения. Когда главным критерием развития были информационные возможности и развитие учебной совместной деятельности, то и в секторе № 5, в возрасте от 28 лет до 35 лет главными критериями успешности в жизни являются дружеские отношения. Творческие способности проявляются в укреплении дружеских связей с родственниками жены, мужа, детей, коллегами. Опускаем линию от сектора №3, возраст от 14 лет до 21 года, к сектору № 6 мы эти периоды связываем с профессиональной деятельностью. Если молодой человек выбрал профессию в период от 14 лет до 21 года, он многое успел к 35 годам, и к 42 годам достигает определенный профессиональный статус. Если его выбор профессии не был связан с его задатками, без определенных целей, то чаще наблюдается картина профессиональной деградации. Критический период в жизни мальчиков, к сожалению, имеет тенденцию к сохранению и в секторе № 6. Период творческого развития от 21 года до 42 лет определяется качественными показателями. Успешность семейного благополучия, успешность дружеских связей, успешность профессионального выбора и достижений. Период от 42 лет до 63 лет наглядно демонстрирует обществу результаты вложенных усилий личностного развития. Период от 42 лет до 49лет вновь связан с семьей, с воспитательными функциями, только теперь они направлены на внуков, историко-культурное влияние передается через модель деды - внуки. Период от 49 лет до 56 лет определяется демонстрацией обществу своих дружеских связей, коммуникативных способностей. Два юбилея 50 лет и 55 лет являются показателями успешности сохранения дружеских связей. Период от 56 лет до 63 лет вновь связан, как и период от 14 лет до 21года и от 35 лет до 42 лет профессиональными результатами. Выход на пенсию для мужчин связан с критическим болезненным состоянием. И вновь мы здесь теряем мужское население. Следующий виток от 63 лет до 84 лет более всего связан с мировыми проблемами человечества. В этом возрасте характерно глобальность, некий планетарный подход к жизни.
КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ. Переход из одного периода детства в другой, иными словами из одного сектора в другой - кризисные периоды. Кризисы являются критериями готовности перехода из одного сектора в следующий. Любая кризисная ситуация учит многому, она развивает, расширяет кругозор человека. Отмечаются кризисные ситуации: как поступление в школу, опыт первых дружеских отношений, необходимость и трудности выбора профессии, вступление в брак, начало трудовой деятельности, появление внуков, юбилеи, уход на пенсию, слабости, болезни старости, смерть. Переживая эти критические стрессовые ситуации, мы становимся сильнее. Преодолевая их, мы проходим по колесу нашей жизни, расходуя все меньше энергии на их преодоление. Но если мы застряли в критической ситуации, не нашли выхода, то это негативно сказывается на нашем здоровье, так как именно тело в первую очередь не выдерживает напряжения. В большей мере разобраться с проблемами человеку помогают определенные знания, его практический опыт. У каждого человека свой опыт, свой путь разрешения критических моментов. И именно критические ситуации более всего научают человека новым способам реагирования на жизненные проблемы. ЗАДАНИЕ. Разделив круг горизонтальной линией, Вы имеете две равные полусферы. Обозначив изначальную точку слева как - точку рождения на нашем “Колесе жизни”, мы с Вами ставим дату Вашего дня рождения. Наша жизнь идет как бы вверх, на подъем. Приятно осознавать, что жизнь идет на подъем. Но мы знаем из собственного опыта, что подъем дело совсем не простое, чаще трудное. Назвать легким подъемом начало жизни младенца язык не поворачивается. Известно, что в первые месяцы рождения ребенок более всего уязвим. Разделив весь круг на равные части двумя линиями, мы имеем первый сектор. От 0 до 7 лет - от рождения до школы. Этот сектор № 1. Условно мы его называем “Семья - 1” Ведущая роль в психическом развитии ребенка раннего возраста принадлежит взрослому. Мать, или заменяющая его женщина стимулирует становление у ребенка новых эмоций. И чем больше ребенок переживает положительных эмоций, тем выше его социальная опосредованность жизни. Нервно-психическое развитие наиболее интенсивно и динамично в раннем возрасте ЗАДАНИЕ. Нарисовать планету семья, в центре планета «ребенок». Выделить как центр вселенной, как солнце - младшего ребенка в семье. Вокруг него вращающиеся малые планеты их шесть - мама, папа, братья, сестры, дедушки, бабушки. Семь - отдельных “Я” оказывают самое непосредственное влияние на личностное развитие ребенка и на друг друга. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на протяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуацию психического развития в младенчестве называют “Мы”. От членов семьи и в первую очередь, от материнского отношения зависит, обеспечиваются ли первичные потребности ребенка в безопасности. В этот период жизни характерны повышенное внимание к речи взрослых. Появление улыбки в ответ на речевое обращение матери, фиксация взгляда на предметах и способность к зрительному слежению за движущимися предметами, возникновение “комплекса оживления”, то есть интенсивных движений рук, ног, головы, туловища, сопровождающихся улыбкой и звуковой реакцией (громким гулением), когда к ребенку обращаются, берут его на руки, играют с ним. КОММЕНТАРИЙ, Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление. Приблизительно к 3-ему месяцу нормально развивающийся ребенок держит головку. С 3 до 6 мес. ребенок начинает больше бодрствовать, “комплекс оживления” возникает чаще, появляется громкий смех при игре, он рассматривает, ощупывает и захватывает висящие перед ним игрушки. Главное условие этого периода - это организация активной предметной игры с ребенком. В организацию игры входит развитие речи у ребенка. В народной педагогике наработан огромный арсенал приемов, которые активно, в первую очередь, используют бабушки и дедушки. Разные игры на пальчиках ребенка, помогают ему понять и принять состав слова. Малыш на слух принимает, что слово легко и просто запомнить, так как оно состоит из отдельных частей - слогов. Например, “Со-ро-ка, во-ро-на ка-шу ва-ри-ла, де-ток кор-ми-ла. Это-му да-ла, дру-го-му да-ла.... и т. д. Текс произносится напевно, медленно. Колыбельная песня уникальна именно своей простотой, многократной повторяемостью, что удобно для запоминания. Она не имеет равных в развитии у ребенка вербальных способностей. Как и не случайно родители упрощают слова, когда знакомят ребенка с кошкой, на кошку говорят “мяу”, на собачку “гав”. Обозначая предметы, животных для малыша, коротким, почти слоговым методом, помогают малышу слышать слова. Таким образом, достигается более легкое запоминание ребенком слов и связывание этих слов с предметами. “Предметно наглядное запоминание” и есть первый шаг развития интеллектуальных способностей малыша. Предметная игра ребенка упрощена сознательно, и родители разговаривают с ребенком именно на детском упрощенном языке. Речь родителей лишена особых сложностей, сложного текста и чем младше ребенок, тем проще речь родителей. Развивается автономная детская речь - необходимый период в развитии всякого нормального ребенка. Познавательные способности малыша начинают развиваться через систему ощущений иначе «инстинктивно-витальные внутренние ощущения организма». Это самые первичные, большей частью совершенно неосознаваемые ощущения в процессах, происходящих в нашем теле, которые фиксируют, контролируют и организуют двигательно-моторные и физиологические реакции, как в самом организме, так и при его непосредственном взаимодействии с окружающими предметами. С двух месяцев ребенок начинает сотрудничать с взрослыми в силу того, что не в состоянии сам, без помощи взрослых, удовлетворить ни одной жизненной потребности. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Значение ранней эмоциональной связи матери и ребенка для его дальнейшего развития показал опытами с животными американский ученый Харлоу. Обезьянки, оторванные от матери, взамен получили мягкую игрушку. Они ее отожествляли с матерью. “Мягкая мама” своим наличием, помогала маленьким обезьянкам осваивать мир, они искали защиту у нее в трудные минуты, прячась за спиной “мягкой мамы”. Наблюдая за детьми, ученые отмечают, что все десятимесячные дети, отползая от матери, изучают все вокруг, но все всегда возвращаются к ней. “База уверенности” - это мать, рядом с которой, новое, неизвестное не пугает, а вызывает интерес у малыша. Базовое доверие к миру, основывается на внутренней уверенности ребенка, что рядом мать или заменяющая ее женщина. Отсутствие базового доверия к миру рассматривается как первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Депривация - означает “лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей”. Слова - “лишение, “ограничение” и “отдаление” означают неудовлетворение потребностей от необходимых источников их удовлетворения. Опасны именно последствия неудовлетворенности. Ребенок, лишенный с раннего детства материнской любви, переживает черты так называемого депривационного синдрома. Это - страх, тревожность, депрессия, интеллектуальные расстройства, агрессивность, недоверие к другим людям и к самому себе, нежелание познавать новое, учиться. Американский психолог М. Райбл провел наблюдение над 600 младенцами, лишенными материнской заботы, и пришел к выводу, что отсутствие материнской заботы может привести к очень тяжелым соматическим расстройствам уже у двухмесячных детей. Но не менее важно, чтобы тепло и забота для малыша сосредотачивались в одном человеке. И не обязательно это мать ребенка, а важно, чтобы оказавшийся на ее месте взрослый был действительно неизменно любящим, эмоционально теплым человеком. Ребенок привязывается к другому человеку, если ощущает достаточное количество внимания. Привязанность детей рассматривается как эмоциональный вид общения, обеспечивающий потребность ребенка в безопасности и любви. Понятия “эмоциональная теплота” и “сенсорный голод” - находятся на противоположных полюсах. Потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом развитии ребенка, возникая примерно на третьей - пятой неделе в жизни ребенка и является базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Но оказывается, ребенок страдает и от множественных (излишних) контактов. Американский исследователь Д. Пруг обнаружил, что в ситуации с постоянно меняющимися взрослыми (в больницах, детских домах, яслях) ребенок в состоянии установить прерванный эмоциональный контакт со взрослыми не более четырех раз, после чего он перестает стремиться к такого рода контактам и становится к ним равнодушным. Ученые М. Прингл и В. Бейслоу выяснили, что не все дети страдают от изоляции матери, если знают, что они любимы, их ценят близкие люди. Результаты исследований М. Мид показали, что в первобытных племенах Самоа мать кормит ребенка обычно до 2-3 лет грудью, но воспитанием совершенно не занимается. Воспитанием занимается старшая дочь. «Младшее поколение, в свою очередь, изливает свое материнское тепло на тех, кто еще младше, не обнаруживая при этом особой привязанности к воспитателям и взрослым». Таким образом, социальные и эмоциональные контакты реализуются через связи старших и младших детей. В отличие от европейской системы, когда ребенок и мать соединены более прочными связями другой пример воспитания наблюдала М. Мид в племени манус на Новой Гвинее. “В семье главную роль играет отец - нежный, заботливый, терпеливый защитник. Привязанности матери к ребенку отводится меньше места... Отсюда напрашивается вывод, что разрешение семейных проблем кроется, может быть, не в отказе отца и матери от своих ролей, как считают некоторые энтузиасты, а в том, чтобы они дополняли друг друга. ЗАДАНИЕ. Уважаемый читатель, Вы имеете возможность проанализировать роль отца или матери в Вашем воспитании или Вашу роль в воспитании Ваших детей. Не часто ли мы отвергаем ребенка от себя? Это может возникать, когда нам с ним скучно, когда мы обижаем его, кричим на него, упрекаем его. Делая это иногда, мы не можем нанести серьезную травму. Но если это происходит часто, то последствия могут быть печальными. Вспомните, как выглядят Ваши взаимоотношения? Что чаще Вы слышите от других членов семьи? Какие чаще Вы произносите слова? Это слова одобрения или раздражения? Какие чувства чаще всего Вы испытываете, когда находитесь дома? Мы знаем, что самое болезненное, это когда мы говорим другим, что мы их не любим или когда родные не любят нас. А не многовато ли времени Вы отдаете работе, забывая о том, что именно дети больше всего нуждаются в нашем внимании, в нашей любви? Известно, что разнообразные физические и психические функции развиваются не параллельно и не равномерно. Комплекс признаков деления на периоды жизни еще требует дальнейшего исследования. Мы в “Колесе жизни” рассматриваем возможность перехода от одного периода по уровню “готовности” к исполнению лежащих в основе следующего периода - возрастных задач. Имеет смысл делить жизненный путь человека для обозначения кризисных ситуаций, чтобы учитывать особенности прохождения этих кризисов. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Известный специалист по психическому развитию детей Д.Б. Эльконин писал о необходимости общения для ребенка в раннем детстве. “Положительное эмоциональное реагирование на взрослого, проявляющееся в улыбке и общих оживленных движениях, а позднее в гулении и смехе, с самого начала связано не с удовлетворением органических потребностей, а является показателем становления новой социальной потребности - потребности в общении”. Практика показывает, что именно эта потребность в общении является основным условием личностного развития ребенка. Каковы основные воспитательные принципы у родителей, то и получает ребенок от общения с близкими. Если мать считает, что ее ребенок нуждается в любви, и она ее дает ему, то это дитя более положительно, более доброжелательно воспринимает мир. Если матери некогда, и она не получала любовь в детстве сама, то и ее ребенок чаще не видит этой любви, то и к миру, то есть к другим людям относится более агрессивно. Заболевание, возникающее из-за дефицита общения с родителями, специалисты назвали “госпитализмом”. Известно, что общение приносит ребенку массу разных, необходимых, положительных, радостных переживаний. Лишенный общения, маленький ребенок впадает в тоску, личность его травмируется. Замедляется и искажается все психическое развитие. Французский психолог Рене Спиц изучал детей в домах ребенка и в хороших ясельных учреждениях с большим количеством персонала. Дети из домов ребенка сильно отставали в психическом развитии. К двум годам многие из них умерли именно от госпитализма. Большинство же уцелевших в четырехлетнем возрасте не умели ходить, одеваться, есть ложкой, самостоятельно справлять нужду, говорить, отставали в росте и весе. “Ясельные дети” же развивались нормально. Специалисты по детскому развитию предупреждают, что опасным периодом является возраст ребенка от 6 до 12 месяцев. В это время нельзя лишать ребенка общения с матерью. А если это невозможно (в связи со смертью матери), надо обязательно дать ребенку иметь возможность быть любимым другим человеком. Не обязательно родственником, главное, человеком, не безразличным к судьбе ребенка, так как, к сожалению, ребенка, заболевшего тяжелой формой госпитализма, невозможно вылечить окончательно. Американский психолог Берес исследовал личность 38 взрослых людей, которые в детстве болели госпитализмом. Только семеро из них смогли приспособиться к нормальной жизни, и были нормальными людьми, остальные обладали разными психическими дефектами. Рана, нанесенная личности, заживает, но оставляет след на всю жизнь. Результаты обследований показывают, что дети без семьи отличаются от своих сверстников, многие из них имеют отклонения в личностном развитии, а иногда и не готовы приспособиться к жизни. По данным Генеральной прокуратуры РФ, 10% выпускников государственных учреждений для детей сирот кончают жизнь самоубийством, так как у большинства этих детей отсутствует сценарий дальнейшей жизни, либо он “неуспешный”, так как не совпадает с общественными нормами.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |