КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О задатках, о наследственности. 7 страница
Ранее Д. Б. Эльконин в своей работе “Психология игры” уточняет, что “предметная игра позволяет ребенку усваивать главным образом значения предмета, возникает ориентация на их общественную функцию, их общественное использование Проблема “символизма” или роль игрушки нельзя не недооценивать. Если погремушка развивает зрительно-двигательную координацию, то кукла играет роль партнера в воображаемых ситуациях. Кукла со своим кукольным лицом вызывает чувство уважения- партнерства и даже заботы. Поэтому не может не беспокоить игрушки типа “кукла Барби”, которая по внешнему виду не вызывает у ребенка сочувствия, а даже вызывает дискомфорт из-за менее выигрышного у ребенка облика. Игрушка “Томогочи”, вводит в сложную эмоциональную зависимость, так как дитя несет ответственность за “жизнь” игрушки, но в силу своей любознательности ускоряет процесс гибели, от чего страдает и принимает кукольного героя очень близко к сердцу. Как и компьютерные герои, сначала их гибель вызывает у детей растеренность, а затем постепенное равнодушие. В период ролевой игры ребенок с удивительной легкостью присваивает различные известные роли, как предметам, так и взрослым. Наблюдая за игрой своей младшей дочери, я видела, что папа в роли “паровоза” постоянно под руководством 3 летней дочери изменялся. “Ты паровоз - ты дуди”,- и дочь учила отца громко пыхтеть, присоединившись к нему за пояс, она объявила себя вагончиком, приглашая старших сестер “проехать на поезде”, она быстро взяла на себя роль проводника, и уже “поезд “ превратился в “ купе”. И уже сюжетно- ролевая игра ожила и дополнилась всеми красками пережитых ощущений моей дочери поездки наяву, не ранее как за месяц до игры. Вы помните, как легко превращается кусок жирной блестящей грязи в сливочное масло в игрушечном магазине. Простой песок может быть и сахаром и солью, и манкой и киселем. Щепочки разной длины и разной толщины удивительно быстро превращаются в разные сорта рыб. Я наблюдала за игрой дочери и ее подруг как раз в тот момент, когда они формировали прилавок рыбного магазина. Обсуждался ассортимент рыб магазина “Океан”. Пятилетняя Ксюша из более обеспеченной семьи назвала четыре вида рыб. Это будет кета, рассматривая щепку потолще, решила она. А это горбуша, она красная рыба, девочка перебирала щепки лиственные, они действительно были красноватые по цвету. Это камбала - она плоская. Для подтверждения Ксюша выбрала щепку пошире. Это карасики, они маленькие рыбки, собирая мелкие щепочки заявила Ксюша. Другие девочки стали выбирать кучки “рыбин”, помогая Ксюше сортировать. Леночка нашла длиннющую щепку и радостно закричала -это щука, она страшная. Моя дочь вспомнила названия рыб, так как ее дядя -рыбак частенько приносил гостинцы. Это хариус, это окунь, а это соленый омуль, дочь еще и обернула щепки в бумагу. Другие девочки вспомнили терпуг, селедку, сазана. Я была поражена, как легко и быстро пятилетние дети вспомнили немалое количество рыб. Девочка постарше объяснила еще и про кальмары, шпроты в банках. И магазин дополнился камешками - якобы консервами. Играя со своим другом - соседским ребенком, дочь выполняет и берет на себя охотно в том случае, когда правила игры ее устраивают или она начинает сама участвует в разработке новых правил. Но если кто-то не соглашается с условиями, то дети вместе нарабатывают новые правила, которые устраивают всех. Именно эти совместные действия и есть элементы сотрудничества которые несомненно помогут ребенку более успешно договариваться с другими детьми, более успешно учиться в школе, и это отношение к правилу, как к условному, есть один из симптомов готовности ребенка к школе. Занимаясь формой круга, я заинтересовалась формой юрты. Интересно то, как располагается в юрте так называемая женская и мужская сторона. Ровно посередине проходит граница. Связаны же эти стороны, кроватью, которая чаще стоит именно слева от входа, но не в центре. Если нанести макет юрты на макет нашего “Колеса жизни” мы увидим, что начало есть связь мужчины и женщины, место родин ребенка. У бурят существовал обряд захоронения последа тоонтолхо или (тоонто мантаха). Послед это место или оболочка, в которой находился младенец при рождении. Далеко не все рождаются в этой оболочке или “рубашке”, чаще послед выходит после рождения дитя. По верованиям бурят-шаманистов этот обряд проводился, чтобы уберечь ребенка от злых духов, так как послед считался частью, душой ребенка. Буряты-ламаисты связывали послед с будущей жизнью ребенка. В некоторых районах на месте захоронения последа под кроватью, в трудные периоды жизни человека совершается обряд для улучшения его жизненной ситуации. Таким образом исходной точкой начала жизни принято считать место рождения, по нашему “Колесу жизни” точкой отсчета является момент рождения. У бурят есть еще одна традиция засчитывать за год жизни девять месяцев внутриутробного развития. Я думаю имеет смысл остановиться на этом важном периоде. На периоде беременности женщины, на начале ее беременности. Важно каково ее состояние души, ее желание иметь ребенка. Как к этому относится отец ребенка, хотел ли он стать отцом ребенка. Этот период мы с Вами обозначим на горизонтальной линии, то есть до начала точки новорожденности. Это девять месяцев внутриутробного развития. Что происходило с нами в этот период важно с той позиции, как к этому относилась мать ребенка. Берегла ли она меня, или мучилась проблемой, сделать оборт, убить меня. Как к этому относился мой отец, был ли он рядом, хотел ли он, чтобы я появился на свет божий, помогал ли он матери в эти непростые для нее и для меня дни. Известно, что есть понятие карма, судьба. Я думаю, что карма это есть философия жизни, есть отношение к жизни, которое в нас формируется от далеких наших предков. Если в роду принято радоваться детям, ждать их, беречь их, то берегут мать, берегут друг друга, берегут достоинство рода. И женщины и мужчины ищут партнеров с близким к их взглядам отношением к жизни мужчин. Этот период поиска партнеров принято называть период ухаживания, жениховства. Известно, что чем более длительное время ухаживания, тем больше возможности понять партнерам взгляды друг друга на брак, на воспитание детей. Этот график для наглядности можно построить следующим образом. На точке, где начинается момент зачатия ребенка, мы с Вами может провести линию вверх. За основу можно взять месяцы знакомство, можно годы. Соединив с точкой зачатия, появляется треугольник. У кого-то он побольше, у другого совсем небольшой. Этот треугольник длительности знакомства определяет осознанность решения зачатия ребенка будущими родителями. Специалисты по статистике связывают сроки знакомства будущих партнеров, женихов и невест с количеством разводов в последствии. Чем выше срок знакомства, тем больше времени понять, уточнить, принять позицию партнера. И увы, если этого времени нет, то и разочарования более болезненно воспринимаются, когда уже есть ребенок. ЗАДАНИЕ ДЛЯ МОЛОДЫХ дает возможность подумать читателю, “что мне как будущему отцу, матери дает длительность знакомства с ним, ухаживание за ней.” Какие я могу решить важные вопросы для себя, встречаясь с ним, с ней. Я обращаю внимание читателя на необходимость акцента Я. Рассматривая подготовку к браку как возможность решения собственных проблем, вы облегчаете этот процесс, так как это делается для самого себя. Не позволяя попасть в паутину ложных утверждений - она дескать хорошая, или он молодец, ей, ему будет хорошо, то и мне будет хорошо. Все необходимо строить только от себя, как мне может быть, как я себя чувствую сегодня с ней, с ним, понимаю ли я ее, его, могу ли я ее, его понять. Перекладывая ответственность на нее, него, мы тем самым лишаем себя быть ответственными за свою счастливую жизнь. А ты хочешь быть орудием в чужих руках, а ты хотел быть ответственным за другого человека, лишая его прав, ведь непросто быть ответственным и за самого себя... Биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для психического развития. Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр. Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так к ним относится тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга. Меня всегда радовало то обстоятельство, что в маленьких поселках, где все знали друг друга, старшие говорили о детях: “ Леночка хорошо поет, вся в певунью бабку свою Наталью”. Отмечались достоинства целого рода: “ У Будаевых все в роду сообразительные, внуки все отлично учатся”, “Григорьевы все хорошо рисовали, дома у их детей как игрушки выстроены”. и т. д. Часто связывали достоинства дедов, бабушек и внуков. Ребенок прекрасен своей непосредственностью, открытостью. Он еще, извините за выражение, не “замордован” всеми условностями и правилами взрослых. Ребенок более мудрый, так как самостоятельный, творческий, так как иначе ему не выжить. А взрослый период опасен тем, что более всего происходит процесс “удобствования”, то есть взрослый человек все время корректирует свое поведение с такими критериями: “а что скажут другие”, “а удобно ли это”, “ а разве так можно”. Пожилые люди - дедушки и бабушки за свою жизнь уже приспособились к этим критериям и выработали свои, более удобные для их существования. Малыши и старики все чаще игнорируют условности, и живут намного легче, чем многие взрослые. Но обязательно есть и другие взрослые, и которые вам встречались в жизни, дорогой читатель. Эти другие взрослые похожи на детей своим творческим подходом к жизни и старческим мудрым лозунгом: “У меня есть свои правила, по которым я хочу, я могу жить”. ЗАДАНИЕ. Пришло время нам с вами, дорогой читатель, вновь немного потрудится. Подумай, а ты часто оглядываешься на других, а не часто ли ты свое мнение пристраиваешь к мнению других, а не стало ли это мешать тебе, а не проходит ли твоя в жизнь в угоду каким-то условностям каких-то других людей, которых ты даже и не знаешь... Напиши на свободном листке об этих отрицательных правилах, что ты до сих пор не сделал, так как тебе неудобно перед родителями. Какие слова предупреждения всплыли у тебя от мамы, от папы, от бабушки. Что это нельзя, Что это нехорошо, Что это не принято, Что ты должен, Что ты обязан... Что это такое. Но это же слова предупреждения твоей мамы, папы, которые чем-то были напуганы, у них были в то время свои проблемы. Время прошло, ты живешь самостоятельно. И ты с какой стати, до сих пор выполняешь эти инструкции страха твоих родителей... Ты вырос, ты сам не часто ли пугаешь своих детей эти утверждениями страха: так надо, так нельзя, ты обязан…
Интересные выводы в результате исследований достигла французская исследовательница Э. Бандиер. По ее мнению материнская любовь до конца 18 века в истории Франции была социально случайным явлением. ”Материнский инстинкт - миф. Мы не обнаружили никакого всеобщего необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от матери, от ее истории и от Истории...” Известный французский историк и демограф Ф. Ариес, занимаясь исследованием детства по изображениям детей на полотнах художников отмечает, что открытие роли детства началось с 13 века, и только после 15 века появляются свидетельства выделения детства - детский костюм. Представления о периодах человеческой жизни нашли отражение в росписи колонн Дворца Дожей в Венеции, в гравюрах, в живописи и скульптуре. Возраст человека, считает Ариес соответствует не столько биологическим стадиям, сколько социальным функциям детей. Играющий с куклой ребенок - дошкольник, читающий книгу - ученик, девушка и юноша гуляют на празднике - период юношества. Возраст войны - воин, зрелость - судья или ученый. ЗАДАНИЕ Мы можем с Вами подумать о современной роли ребенка в нашем обществе. Стал ли он цветком жизни, или может чем то иным в нашем восприятии его роли в обществе. Трудно ли ребенку в нашем обществе, есть ли возможность понимания роли детей. И какие возможности у вашего ребенка. Вы ему даете готовое, или он получает что-то самостоятельно. Каким образом формируется его ответственность, самостоятельность. А как формировалась ваша ответственность. КОММЕНТАРИЙ. Я-сообщение. Умение говорить о своем отношении к каким-то поступкам своих детей. Обращение к детям через сообщение: «Я вижу, заметил, обратил внимание, я наблюдаю, вижу, гляжу» и т.д. дает возможность посмотреть и ребенку на ситуацию. Родитель как бы включает ребенка в действие. О процентах воспритяния.
Кризис проходит болезненно у тех детей, которые не дополучили в семье знаний о собственных возможностях, семья не создала ситуацию развития природных задатков. Каждый ребенок в семье может рассчитывать на заинтересованность со стороны близких в реализации индивидуальных задатков. Адекватность самооценки дошкольника проявляется в “принятии самого себя на физическом уровне”. “Физический уровень” означает принятие своего тела, как его отдельных частей, так и всего физического облика. Принятие заключается в том, ребенок считает себя самым неповторимым, единственным, уникальным. Что является на самом деле таковым. Не признаки красоты тела, а отношение близких людей к физическому облику ребенка вырабатывает у него уверенность в собственной неповторимости. Ребенку нравится ловкость его рук, ног, он ценит то, что как он управляет своим телом. Его радует физическое сходство с близкими родственниками. Он гордится тем, что его “физический уровень” как статус среди других детей достаточно высокий. ЗАДАНИЕ для нас с Вами, дорогой читатель, а ты гордишься своим физическим уровнем? Ты любишь свое тело? А ты знаешь, что ты самый неповторимый индивид, другого такого просто нет в мире. Ты самый красивый своей уникальностью, непохожестью на других. Полюбуйся сам на себя, кроме тебя, этого никто не замечает. И только когда ты подчеркнешь свои индивидуальные, особенные черты, их увидят другие. Они заметят твое особенное отношение тебя самого к себе самому. И я уверенна, они заинтересуются тобой. А кто лучше тебя знает сильные возможности твоего тела. Никто. Грустно, но только не любящие свое тело субъекты наносят ущерб своему телу: выпивкой, курением, наркотой, и другой отравой. У самоубийцы нет любви к своему телу, он давно не любит себя, а может просто не умеет любить себя. Хочешь проверить, а любишь ли ты свое тело. Придется поработать. Напиши на этом свободном листке. Какая ты, какой ты красавец. Не стесняйся, оттянись хотя бы раз в жизни.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |