Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О задатках, о наследственности. 5 страница




Основной вид деятельности дошкольного периода - игра. Игра от простой, предметной переходит к ролевой, затем к более сложной - сюжетно-ролевой. Окружение ребенка составляет семья. Семья поможет ребенку пережить подкризисы - освоение речи, прямохождение, игру, а может и наоборот, семья, т. е. взрослые виновны в том, что ребенок может отставать в психическом развитии. Этот период активного интеллектуального развития ребенка.

Начиная передвигаться сначала ползком, а затем вставая на ножки, ребенок к 3 годам достигает период развития функциональной независимости. Период активного получения информации о мире через развитие высших психических функций. В раннем возрасте все благоприятствует для развития восприятия, ощущения, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. От 3 до 6 - 7 лет у ребенка активно развиваются когнитивные процессы. От момента рождения до 2 лет проходит первая стадия интеллектуального развития ребенка - сенсомоторное развитие. С 2 лет до 7 лет и далее до 11-12 лет стадия конкретных операций. (Ж. Пиаже). По заключениям А. Валлона ребенок до 6 лет переживает периоды: импульсивный (до 6 месяцев), эмоциональный (от 6 до 10 месяцев), сенсомоторный (10 до 14 месяцев) - начало практического мышления, проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет), и период персоналистской стадии (от 3 лет до 6 лет), куда входит период противопоставления (3 года), а затем период нарциссизма (4 года), период подражания (5 лет). В период персоналистской стадии мышление ребенка отмечено синкретизмом, т.е. он умеет расшифровывать ту или иную ситуацию.

Исследование периодов жизни человека показывает что, грань между периодами очень подвижная. Например исследования по методу Бине интеллектуальной сферы детей показывает, что 50% детей развиваются нормально, 25% - “запаздывают”, и 25% опережают, т. е. переходят в новый период либо позже, либо раньше. И это не является нарушением, а объясняется индивидуальными особенностями личностного развития. Но личностное развитие обеспечивается бережным, вдумчивым отношением близких людей ребенка. Известно, что психотравмирующие ситуации часто возникающие в детстве “съедают” энергию, которая должна бы затрачиваться на интеллектуальное развитие ребенка.

Ребенок в семье через воспитательные системы осваивает традиции своей семьи. Он становится носителем определенной мировоззренческой концепции. У ребенка формируется определения добра и зла. Психолог Зонди считает что добро и зло может проявляться у ребенка как бы кстати, при условии раннего опыта доброжелательного и агрессивного опыта. Вспоминается детство. У Вас, уважаемый читатель, есть в данный момент прекрасная возможность, вспомнить свои детские проделки, вернуться в детство, набраться у самого себя - ребенка энергии или помочь своему ребенку внутри себя.

ЗАДАНИЕ. Прочитайте этот абзац до конца. Удобнее устройтесь, расслабьте мышцы и закройте глаза. Вспомните Ваш дом, где проходило Ваше детство. Вам лет 5. Вспомните, что Вы чаще всего делали, будучи маленьким. Представьте место, где Вы чаще всего проводили свое время. Представьте самого себя в детстве и когда Вам было особенно хорошо. Вы в этот момент счастливы. Ваши лицо, руки, ноги, одежда. Что делает этот ребенок? Как он это делает? Понаблюдайте за этим. Он что-то говорит? Послушайте, что именно он говорит другим людям? Как он себя чувствует? Порадуйтесь ему. Хорошо ли ему? Спокоен ли он? Есть ли у Вас желание попросить у него помощи? Если да, подойдите к нему, подбодритесь от его действий. Он все делает верно, он смелый, сильный, уверенный, он доверяет сам себе. Сохраните это чувство спокойствия. Получите удовольствие от того, что Вы можете помогать сами себе. Посидите. Теперь хорошенько потянитесь, подняв руки над головой.

Это обращение к Вашему ребенку поможет Вам восстановить творческое отношение к. жизни. Вы можете быть сильнее, увереннее, как были когда-то в детстве. Если Вы не увидели картину детства, но знаете, что Вы поговорили с ребенком, это означает, что Вы чаще Мир воспринимаете через речь. Если Вы не поговорили, не увидели, но переживали за ребенка или радовались ему, это означает, что чаще мир воспринимаете через чувства. Это не может плохо или хорошо, это называется индивидуальное восприятие. Важно то, что Вы пытаетесь вернуть себе доброго, сильного, счастливого ребенка.

Существует интересный, используемый метод - работа с фотографиями, как один из способов повышения самооценки у детей. Например, американские школьники с гордостью показывают свои звездные альбомы. На фотографиях этого альбома юный житель США в момент побед демонстрирует себе и другим свой триумф. Успешный вид на фотографиях восстанавливает все этапы успешной школьной жизни. Победные мгновения на соревнованиях, играх, занятиях, мероприятиях, путешествиях в компании с друзьями создают картину успешной жизни. Это как своеобразная успешная визитная карточка способностей школьника. Даже если школьник в учебных делах не отличник, у него обязательно есть звездный альбом. Для поддержки веры в самого себя. Эта потребность засвидетельствовать лучшие мгновения прожитых лет есть у большинства людей. Всем известно, что в младшем подростковом возрасте дети стремятся завести свой личный альбом с фотографиями. Начинается он, как правило, с фотографий старших родственников. А затем от года к году - это малыш, дошкольник, подросток. Составляется своеобразная панорама жизни. Фотографии отбираются по принципу: “Я и другие”. “На этой фотографии я красивый, тут я занимаюсь тем-то и тем-то, здесь я с папой, с мамой, я отдыхаю, я играю”, - только от первого лица объясняет ребенок события на фотографиях. Если на фотографии нет главного героя, ребенок спешит дальше.

ТРЕНИНГ. “Составление” успешного жизненного сценария по фотографиям. Для этого тренинга желательно собраться всем членам семьи. Просматриваются фотографии семьи. Начиная с раннего детства, вспоминаются все счастливые моменты. Рассказать о своем детстве вы можете, прежде всего, своим детям. Их интересуют разные нюансы, мелочи, из которых складывается общая картина детства родителей. Необходимо вспоминать приятные ситуации, в которых вы были довольны собой. Не спеша, рассматривая фотографию, вспоминать детали, тот день, то событие. Восстанавливая предысторию фотографии, тех людей, что были в тот момент. Что они и вы об этом говорили. Каким было ваше настроение. Поделитесь этим настроением с теми, кому вы показываете фото. Особенно важно рассказывать своим детям о приятном настроении, счастливом состоянии детства. Ребенок не был свидетелем ваших жизненных ситуаций. Отчасти благодаря фотографиям ваше чадо может составить своеобразный жизненный путь своих родителей. И если этот путь родители показывают в более позитивном, более успешном варианте, то для ребенка приобретает важное значение формирование собственного успешного жизненного сценария. При работе с детскими альбомами необходимо задавать следующие вопросы: Кто на кого похож из близких? Только ли чертами лица. Чем еще похожи родственники? Что объединяет нашу семью? Какие дела, мероприятия семьи нравятся Вам? А какой видит свою будущую семью молодой человек? Какие традиции семьи он обязательно сохранит? От каких он бы хотел отказаться. Часто ли Вы вспоминаете, какие Вы были в детстве? В какие игры играли? Как Вы ловко бегали, догонялись. Пели, а может просто громко орали? Сидели с друзьями на скамейке вечером. Рассказывали страшные истории. Пробовали первый раз покурить, кто-то выпить алкоголь. Вы творили детство. Его изменить нельзя. Детство сильно желанием творить, свободой выбора способов творчества. Что вытворяется в детстве, чаще всего вспоминается с удовольствием. Обратите внимание, слово “вытворяется” имеет прямое отношение к слову “творчество”. Только в детстве можно “творить что-то” с удивительной легкостью. Родители при этом думают несколько иначе, сразу обеспокоено кричат: “что ты натворил?” Я однажды видела, как дочери со своими друзьями прыгали с моим зонтиком с сарая. И вспомнилось, как наша с сестренкой проверка на прочность зонта закончилась шумным падением в кусты очередного парашютиста - толстого соседского Витьки. Я до сих пор уверена, что если б не толстый Витька, то папин большущий черный немецкий зонт выдержал бы еще немало прыжков. Другое дело, что было с мамой, когда она нашла в сарае останки парашюта-зонтика... Но это уже другая история детства. Это событие научило меня в моменты возмущения, громко вопрошать у своих детей: “как Вы могли? Кто Вам разрешил?” точно так, как это умела делать моя мама в детстве. Мой отец в детстве предлагал маме записывать на магнитофон свое ворчание на детей, чтобы после послушать и кое-что понять. Мама сопротивлялась, зная заранее, как неприятно слушать записанное ворчание. Существует подобная техника работы с помощью магнитофона. Вы можете попробовать эту технику и получить интересный результат. Вы с трудом узнаете свой собственный голос. Вам трудно поверить в то, что именно Вы говорите эти слова. Благодаря магнитофону, появилась прекрасная возможность извиниться за подобные вещи перед близкими людьми. Мы предлагаем следующий вариант работы с магнитофоном. На магнитофон наговаривается текст обращение к мужу, к жене, к детям, друзьям, невестке, зятю. Темы самые разнообразные. Особенно удачно получаются тексты с просьбой о прощении, извинениями перед близкими людьми. Как известно легко обидеть, но страшно трудно в этом признаться. Наговорив определенный текст, Вы вновь прослушиваете его сами. Можно начать со следующих слов: “Я давно хотел тебе сказать следующее...”, “Мне давно хотелось тебе признаться, но я испытывал неудобство сказать тебе об этом...”, “Я хотел бы, чтобы ты знал следующее...” И даже если Вы не отдали своим близким Ваш текст, состоялось главное, Вы это пытались сделать сегодня, мы за Вас рады.

Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и пр. Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации. Так к ним относится тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга. Психолог Лурия А. Р. выделяет стадии культурного развития ребенка: “В процессе своего развития ребенок “перевооружается”, изменяет свои самые основные формы приспособления к внешнему миру. Этот процесс выражается в том, что непосредственное приспособление к миру с помощью заложенных от природы “натуральных” возможностей сменяется другой, более сложной стадией; ребенок вступает в контакт с миром, не сразу, а вырабатывает сначала некоторые приемы, приобретает некоторые культурные навыки, он начинает употреблять всякого рода орудия и знаки и уже через их посредство осуществляет их значительно успешнее, чем делал это раньше”.

ХАРАКТЕР РЕБЕНКА.

Показателем эмоционального благополучия ребенка является его позитивный опыт в разрешении внутренних конфликтов этого периода. Внутренние конфликты ребенка связаны с чрезмерной акцентуацией характера. Акцент это своеобразное выпячивание каких-то особенностей характера. У нас с Вами, уважаемый читатель все ниже перечисленные акценты в характере имеются. Но бывает часто так, что какой-то акцент характера проявлен особо. Это и является нашей акцентуацией характера, нашей отличительной особенностью.

У нас с Вами, уважаемый читатель все ниже перечисленные акценты в характере имеются. Но бывает часто так, что какой-то акцент или два акцента особенно проявлены. Это и является нашей особенностью характера.

Дети гипертимного типа - отличаются сообразительностью, цепкой памятью, благодаря хорошей наследственности. В раннем детстве они поражают родственников тем, что все сразу схватывают, рано начинают говорить. Учатся они в школе играючи. Не готовясь дома, могут воспроизвести весь материал, полученный на уроке. Как правило, лидеры в школе. Если учителя не повышают планку требований к ним, быстро теряют интерес к учебе, но учатся хорошо, начинают интересоваться другими делами. Эти дети нуждаются в том, чтобы они научились получать удовольствие от того, что сами с дополнительными усилиями достигали большего. Среди таких детей немало талантливых. Склонны к переоценке своих возможностей. Плохо переносят одиночество, размеренный режим, строго регламентируемую дисциплину, монотонный труд. В будущем, если их научить работать, а не только использовать наследственные задатки, из них получаются известные ранние ученые, крупные руководители. Они умеют организовать деятельность других людей. Если же они с детства не научаться трудиться самостоятельно, то к началу своей профессиональной деятельности, к сожалению, уже ничего не хотят делать. После 25 лет, не наученные работать, трудиться самостоятельно, многие умные ребятки в школе и в институте - спиваются, бичуют. Гипертимный тип чаще проявляется у тех детей, родители которых не самоуспокаиваться на ранних достижениях детей, а все больше повышают планку возможностей ребенка. Только ни в коем случае нельзя подобным детям навязывать жесткую дисциплину, навязчивую опеку и мелочный контроль. Иначе очень высок риск поссориться, серьезно с собственным ребенком, который в силу высокого уровня активности может проявить недисциплинированность и даже пойти на конфликт. Предпочитаемые профессии при условии наличия четких жизненных целей это - специалисты науки, управления.

Встречаемая возбудимость у детей - это бесконтрольность поведения, импульсивность, инстинктивность, нетерпимость. Обуславливается это тем, что дети в раннем детстве подвергаются агрессии со стороны взрослых. У таких избиваемых детей интеллектуальная сфера начинает отставать. Компенсируют эти дети свое отставание повышенной агрессивностью к сверстникам. Свою агрессивную энергию они могли бы сбрасывать в командных видах спорта, так как у них могут быть высокие результаты в спортивных единоборствах При условии не вовлечения в спортивную деятельность, без физического трудолюбия эти дети могут входить в криминальные группировки. В момент драки не могут контролировать свое поведение, опасны своей агрессией. Предпочитаемые профессии - специальности, связанные с сильными физическими перегрузками (спорт, рабочие специальности).

Тревожный тип акцентуации проявляется повышенной тревожностью, беспокойством за собственную судьбу и судьбу близких. Это дети с заниженной самооценкой. Неуверенность в собственных силах проявляется в неудовлетворенности в своем физическом “Я”. Эти дети в среде знакомых достаточно общительны, но совершенно теряются среди незнакомых. В момент несправедливого обвинения, негативного оценивания склонны к суицидальным настроениям. Актуальны профессии, связанные с четкостью, множеством проверок - бухгалтер, фармацевт.

Дистимичный тип - это противоположность гипертимной акцентуации. Они жизнь воспринимают без радостно. Дети эти жертвы авторитарного воспитания, “доброжелательного насилия” со стороны близких. Этим детям определяются ритм, обязанности собственными родителями, которые якобы хотят, чтоб их ребенок был лучше других. Очень серьезные, ответственные, аккуратные дети, выполняют множество заданий, затрачивая массу энергии, не отличаются особым здоровьем, хорошим настроением. В школе учатся хорошо, так как большую часть материалов просто заучивают, чтобы не быть плохим ребенком. Этические, нравственные нормы ими не подлежат обсуждению, принимаются от родителей как закон. Но если этот ребенок после школы уезжает от родителей, то как правило, быстро теряет с ними всякую связь, видимо устав в детстве от излишней опеки. Актуальны профессии, где требуется неподкупность, преданность, точность.

Педантичный тип отличается излишним желанием навести порядок, аккуратностью во всем и всегда. Очень нерешительные, осторожные, не любят и боятся перемены, очень добросовестные. Чаще причиной педантичности выступает насилие со стороны матери. Насильно навязанные, беспрекословные указания не оставляли за ребенком права на размышления. Отсюда ребенок травмирующие ситуации насилия затирает аккуратностью, постоянством, исполнительностью. Профессии, выбираемые этими людьми, чаще связаны с высокой исполнительностью, аккуратностью.

Циклотимический тип отличается сменой состояний, настроений. То излишне словоохотлив, активен, то мрачен и подавлен. Фантазии, наигранная радость возникают в определенные периоды и вдруг резко меняются на пассивность, печальное настроение. Эти перепады объясняются пережитой ребенком резкой травмирующей ситуацией - неожиданной смертью близкого человека, резким разводом родителей. Чаще это дети - жертвы агрессивных разводов. Когда помимо того, что родители расстались - это уже травмирующая ситуация, но еще и ребенку внушается матерью чаще мысль, что его не любит отец, бросил его, не платит алименты, не приходит к нему. В моменты радостного настроения эти дети мечтают о неосуществимых делах, несоразмерных с его возможностями, в период печали могут принять решение о самоубийстве в связи с ненужностью, нелюбовью близких.

Экзальтированный тип достаточно редко встречаемый. Отличаются бурной, повышенной реакцией, как на радостные, так и печальные факты в жизни собственной так и жизни других людей. Особенно крайне впечатлительны. Длительно переживают по поводу печальных событий и фактов в жизни других людей. Связано это в связи с потерей близких людей, которые горячо любили их. Страдания, пережитые ими в раннем детстве, переносятся в искусство - музыку, живопись, природу. Именно в музыке, живописи умеют сотворить произведения, наполненные драмой. Они умеют слышать, замечать драматические события в окружающем их мире. Живут меньше, чем среднестатистический житель Земли. Акцентуации встречаются у поэтов, музыкантов, живописцев.

Демонстративный тип выделяется потребностью произвести впечатление на других людей, быть постоянно в центре внимания. Любит говорить о себе, приукрашать события в собственную пользу. Растет, как правило, в семье, где родители живут по принципу двойной морали. В семье одни принципы, в отношениях с обществом - другие. Где часто скрывается порок, например отца, пьющего. Делается вид, что все нормально. Ребенок научается исполнять роль удачливого человека. Демонстративность, игривость проявляется в артистических, педагогических профессиях.

Застревающий тип легко узнаваем тем, что всегда находит виноватого в его бедах. Переживающий тип, долго вынашивающий обиды и мечтающий о мести. Ревнивый, легко уязвимый, болезненно обидчивый. Это дети с дефицитом внимания, любви со стороны родителей. У них вырабатывается четкая норма понимания, что такое хорошо, что такое плохо и все нарушители норм сразу узнаваемы. Занятые родители на работе, или матери, отдающие своего ребенка в круглосуточный детский сад, в интернат, к родственникам, развивают у собственных детей подобное застревание. Дети, недополучившие любовь у близких, завоевывают ее иными способами у других людей. Особенно ябедничеством, приписыванием себе лучших качеств, уменьшением качеств у других людей. Ревностное отношение к тем людям, которые якобы больше любимы. Профессии предпочтительно - это профессии правоохранительной системы - адвокатура, прокуратура, судейство.

Эмотивный тип проявляется в высокой чувствительности. Мягкосердечные, излишне добрые, задушевные, сопереживающие другим людям (слезливые). Очень привязаны к тем, кто уже проявил к ним внимание и заботу. Работоспособные, общительные, если у них все в порядке. Но если, их кто-то обидел, то апатичны, болезненно раздражительны. Это возникает в связи с излишне крайними эмоциональными переживаниями. Резко контрастные эмоциональные переживания в семье могут быть связаны с тем, что у родителей разные воспитательные взгляды, разные формы проявления радости. Эти дети, задерганные родителями нестабильностью отношений между членами в семье. Предпочитаемые профессии - это врачи, социальные работники.

Как мы уже уточнили, акцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы. В подростковом возрасте они могут проявляться как заостренные, но со временем происходит их сглаживание. То есть ребенок научается использовать свою акцентуацию в деятельности, в общении с другими людьми.

 

ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ. Период учебной деятельности активно насыщен новым опытом взаимоотношений. Школьник переживает сложный период - адаптация к новому окружению: учителю, многочисленным одноклассникам, их родителям, ученикам других классов, педагогам из других классов, техническому персоналу, родителям других детей.

Более всего в первом классе ребенок занят поиском партнера по адаптации к новой ситуации. Дети активно общаются, их отношения нельзя назвать дружескими, связи легко устанавливаются и также легко разрушаются. Ребенок занимается активной диагностической работой: он определяет по многим параметрам характеры других, он ищет известные ему ранее в семейных отношениях, проверенные им особенности отношений между людьми. Его новый школьный друг несколько даже похож характером на него самого, так как ребенку легче приспособиться к другу, легче дружить.

Если в домашних условиях ребенок научился договариваться со своими близкими, несомненно, он легче находит партнера, у которого есть подобный опыт. Они быстрее могут договориться между собой. Те дети, которые не имеют опыта считаться с мнениями других людей, учитывать чужие желания, подчиняться требованиям других, в своих попытках найти друга испытывают массу проблем. Не многие хотели бы быть другом такого ребенка. Этот ребенок, не готовый к дружеским отношениям, чаще всего силой пытается утвердить свой статус. Другой, остается одиноким, увеличивая свои проблемы общения.

Многие учителя начальной школы забывают о том, что основная задача учителя - научить “учиться” младшего школьника. Чтобы научиться учиться, необходимо учиться вместе с ним, организуя сотрудничество взрослого и ребенка. Для этого необходимо формирование познавательной мотивации. Но далеко не все дети понимают, что от них хотел бы учитель. Мотивация детей и педагога на успешное обучение в некоторых случаях так и не совпадает. В школе это более 50% учеников так и не договорились с педагогом, их учеба превращается в муку, как ученика, так и педагога. Трудности большинства родителей связаны с тем, что они не своевременно переходят на более высокий, новый уровень взаимоотношений со своим ребенком первоклассником. В период адаптации к школе, школьнику нужны именно дружеские, понимающие отношения с взрослыми. Такие отношения или уровень таких отношений, на котором к ребенку относятся как к равной личности.

Как показывает практика, семейные проблемы и школьные трудности связаны чаще всего с тем, что первокласснику не всегда объясняют цели обучения. Он радуется оценке “5” в своей тетради, подсчитывает их каждодневно, а в последствии выясняется, что не это главный критерий успешности ребенка. Главное это оценки в журнале. Ребенок в страшном недоумении, у него уменьшается желание трудиться.

Успешность обучения в школе можно связать только со сформированной мотивацией на обучение. На знание ребенком и их родителями, педагогом реальной успешной перспективы ребенка. Но начинать эту совместную работу необходимо с момента рождения ребенка. Родителям самостоятельно и того раньше. Дети рождаются разными, не только по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем. Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития. Но биологический фактор, включающий наследственные и врожденные особенности, составляет лишь предпосылку для психического развития.

Каждый ребенок в семье может рассчитывать на заинтересованность со стороны близких в реализации индивидуальных задатков. Адекватность самооценки дошкольника проявляется в “принятии самого себя на физическом уровне”. “Физический уровень” означает принятие своего тела, как его отдельных частей, так и всего физического облика. Принятие заключается в том, ребенок считает себя самым неповторимым, единственным, уникальным. Что является на самом деле таковым. Не признаки красоты тела, а отношение близких людей к физическому облику ребенка вырабатывает у него веру в собственную неповторимость. Ребенку нравится ловкость его рук, ног, он ценит то, что как он управляет своим телом. Его радует физическое сходство с близкими родственниками. Он гордится тем, что его “физический уровень” как статус среди других детей достаточно высокий.

При работе с людьми разных национальностей стало понятно, что у бурят не принято поддерживать другого человека ласкательными словами на русский манер. Основная роль в бурятском языке отводиться интонированию. В русском языке использование ласкательно-уменьшительных суффиксов позволяют имена, слова сын, дочь изменить на сыночка, доченьку, сынулю, дочуру, Свету на Светланку, Светочку, Андрея в Андрюшу и так далее. Но очень забавно и смешно звучит при использовании этого приема в бурятском языке: Бато - Батошечка, Батоша. Это даже не смешно, а оскорбительно. В бурятском языке используется другой прием, когда доброжелательность, ласковость передается за счет интонации. Используется дополнение к имени при обращении к родным.

ЗАДАНИЕ. Показателем интеллектуального благополучия дошкольника является - уровень его “готовности” к обучению в школе. Рассматривая готовность как основной параметр движения по “Колесу жизни”, мы отмечаем, что та семья, которая активно помогала в развитии личности ребенка, достигает результаты по критерию “готовность к обучению в школе”.

К 7 годам наигравшийся ребенок готов к освоению нового вида деятельности - учебе. Термин “недоигравший ребенок” означает, что в раннем детстве он не дополучил через игровую деятельность достаточного опыта в получении навыков, умений. Известно, что игра у дошкольника является обязательной, благоприятной формой личностного развития ребенка в раннем возрасте. В этом периоде ребенок больше доверяет чувствам. Его эмоциональная сфера может быть насыщена позитивным опытом, либо негативным. Подсознательно происходит условное разделение окружающей информации о мире на “добро” и “зло”. В этом возрасте ребенок не знает полутонов. Его отношение к миру - либо доверие, либо недоверие. ”Я - ребенок” - эгоистично и целенаправленно навязывает малыш свою позицию. “Я” - центр галактики “7-“Я”.

В связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. “То есть всякое внешнее воздействие действует через внутренние психические условия”. Именно с этим багажом приходит малыш в новый социальный институт - школу. Школа - специально организованный обществом социум для передачи общественно-исторического опыта через организованную, воспитательную, образовательную системы. Ребенок не созревает с начала, и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается.

Критерии готовности к обучению в школе легко определяются самими родителями, педагогами, психологами. Всегда есть шанс исправить ситуацию готовности к обучению. С этим могут справиться родители, педагоги, специалисты - логопеды, психологи. Таким образом, мы переходим по “колесу Жизни” к периоду от 7 лет до 14 лет. Этот период - активного развития социального интеллекта. Школа может помочь ребенку развить способности, если семья на предыдущем этапе помогла ребенку поверить в “уникальность его “Я”. Ребенок не согласен на сохранение прежних отношений с родителями. Его больше устраивает позиция дружеского общения, понимания. “Я не ребенок и требую к себе уважения”, - чаще всего именно это хотел бы сказать школьник всем, кто рядом с ним. Далее он продолжает: “Если вы хотели бы договориться со мной, я хотел бы, чтобы это было на равных, уважая интересы друг друга…” И именно это противоречие, когда родители не принимают ребенка на равных, составляет трудность воспитательного, педагогического взаимодействия. Не все родителя переходят на новый уровень общения с ребенком. Имеющийся эмоциональный опыт предшествующего периода раннего детства либо помогает ребенку, либо мешает. От принятия своего “физического “Я” ребенок переходит к принятию своего деятельностного “Я”, повышается уровень независимости. В этот период развиваются у школьника коммуникативные способности. Ребенок ко всему прислушивается, активно старается выразить свои мысли, свое отношение ко всему. Идет активный процесс принятия, уточнения, передачи всех уровней информации другим людям.

Многие специалисты отмечают кризис, связанный с переходом в среднюю школу. Кризис объясняется тем, что у ребенка возникает необходимость адаптации к новым взрослым - педагогам разных предметов. Не все дети готовы к сотрудничеству, к активному взаимодействию. Кризис у некоторых 14 летних молодых людей заключается в неумении, неготовности передать другим свои мировоззренческие взгляды. Подросток ориентирован на дружеские связи. Кризис подростка связан со страхами личной несостоятельности, отсутствием жизненного сценария, веры в собственный успех. Ребенок - подросток не может быть вне группы, либо это группа в семье - родители, братья, сестры, как родные так и двоюродные, либо друзья по школе, либо по месту жительства.

Очень важно родителям грамотно перейти на новый уровень отношений с ребенком школьником. Если дошкольник нормально, то есть терпимо воспринимает указания своих родителей, то подросток уже не желает мириться с позицией “малыша”, которую еще продолжает демонстрировать его родители. Ребенку - школьнику приятны переживания своих родителей, но он хотел бы подружиться с ними. И здесь многие родители совершают ошибку, когда отмахиваются от различных объяснений, рассказов своих детей начальной школы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.