КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О задатках, о наследственности. 2 страница
Многие молодые клиенты, приходя на прием по семейным вопросам, возмущены тем, что он или она делают что-то не так, как хотелось бы им. Когда им в ответ на их возмущение, задаешь вопрос “А знает ли Ваш партнер, что Вы хотели бы от него? Вы объяснили ему, как это можно сделать, по-вашему? Или Вы его только обвиняете в том, что он делает что-то не так? Чтобы делать что-то иное, по вашему, имеет смысл объяснить. Клиенты в замешательстве от того, что они неоднократно обвиняли другого, но ни разу ему не объяснили, чего они хотят. Многие в растерянности заявляют: “А разве он или она не знает, как это надо делать?” Да, в большинстве случаев другие люди действительно не знают, и это делают совсем по-иному. Как, впрочем, привыкли и Вы за двадцать лет это делать по-своему... Клиент удивлен тому, что он сам не должен менять свои привычки, пусть это сделает другой. Он уверен, что его партнеру этот процесс изменений по принуждению должен быть приятным. Компромисс в семейных отношениях у россиян редко рассматривается как успех. Привычное советское мышление заключалось в том, что страна Советов - страна постоянных “победителей” на всех уровнях. Первые в спорте, в космосе, в балете, вооружении, медицине. Победители первой революции, первого социалистического государства, победители в мировой войне, завоеваниях разного рода на уровне идеологии отложила отпечаток на убеждения, мысли граждан. Только победа, любой ценой! ПРИМЕР ИЗ КОНСУЛЬТАЦИИ. На консультацию обратился мужчина 40 лет, назвался Владимиром Александровичем. Предприниматель, бизнес весомый. Имя, отчество, должность произнес со значением. Жалобы на непонимание в семье высказал как краткий доклад. Уточнил, что женился по любви, прожили в браке 14 лет, два сына. Жена у него добрая, красивая, хозяйственная. У него вызывает беспокойство тот факт, что с детьми ему трудно договорится. Они его побаиваются, не особо дружны, не знают, какую выбрать профессию. Ребята в школе учатся хорошо, занимаются спортом, воспитанные дети. На работе проблемы в том, что его мало кто понимает, хотя он считает, что он очень хороший руководитель. Сотрудники боятся потерять место, так как он может уволить за нарушения трудовой дисциплины: опоздания, курение, болтовню, но он хорошо оплачивает труд. Плохих работников он не держит, у него только отличные специалисты. Перечислил всех своих работников, назвал их должности, дал краткие характеристики. Общее впечатление о клиенте: держится очень уверенно, но напряженная, прямая спина. Сел на стул как хозяин кабинета, поближе к столу, папку с документами уложил на середину стола. Говорит четко, слова произносит со значением. Слушает консультанта, смотрит в лицо, несколько свысока. Речь грамотная, интеллект высокий - анализирует факты, сопоставляет данные. Конкретно ни на кого не жалуется. Все у меня хорошо. Хочу, чтобы, мне не помогали, а объяснили, почему я плохо сплю, почему я не могу радоваться, у меня же все отлично. Затруднения объясняет тем, что «радоваться» пробовал по-разному, но ничего не помогает. Приятели предлагали: «выпей, расслабься - будет легче». «Да, вроде легче, но не хочу терять должность». «Мне не нравится то, что когда я пьяный - я смешно выгляжу». Дарил дорогие подарки жене, пробовал найти другую женщину. Но считает это не совсем порядочным, жить в обмане, так как детей он оставлять не собирается и знает, что отец, бросивший детей - это неуважаемый человек. Запрос клиент формировал долго. Самостоятельно рассматривал варианты. Даже взялся, было поучать консультанта. Остался, крайне недоволен тем, что не знает, что же он конкретно хочет изменить, получить, чему научится. При обращению к нему по имени отчеству сразу напрягался. На вопрос, как его называли в детстве, ответил не сразу. Мышцы лица расслабились, воспоминания доставили удовольствие. Уточнил, что мама называла «сынок». А отец только по фамилии - по имени отчеству, так как отец очень хотел, чтобы сын стал начальником. «И я стал им», - гордо заявил мне и стал объяснять, что отец ему говорил по поводу его имени: - «Владимир владеет миром, а Александр победитель, я этим именем всегда горжусь». (Клиент дал разрешение на публикацию этих материалов и попросил имя и отчество не изменять). На вопрос: «А как вас называет дома жена?» Владимир Александрович прежде удивился, затем смутился и сказал, что жена его зовет дома по фамилии. А ваши дети? Клиент смутился еще больше, опустив голову, промолвил - они мне ни «отец», ни «папа» почти не говорят. С тех пор как подросли. А как обращаются к вашей жене? Как Вы называете своих детей? Старшего Александром. А младшего - Владимиром. А когда они были поменьше? Клиент растерянно стал объяснять, что он их всегда зовет именно так. Он был убежден, что это очень важно. Задаю вопрос: какое вам больше нравилось обращение к вам в детстве? Клиент замолчал. Как вы обращаетесь к жене? Как ее зовут? Лариса Андреевна. И совсем растерянно добавил: Звал ее Ларочка, когда-то давным-давно. Дальнейшая работа заняла не так много времени, клиент менял собственное убеждение о разных вариантах обращения к близким людям. Он понял, что он нашел то радостное состояние, которое искал. Он увидел, как и что он может изменить в своем отношении к близким и первым шагом может быть обращение к ним не как к сотрудникам на работе. Он высказал мысль, что делал большую глупость, что чужим людям уделяет больше внимания и энергии, чем жене и детям. Стал искать и находить варианты, получил огромное удовольствие от обсуждения «собственных» вариантов нового отношения. Это был совсем иной Владимир Александрович. Он решил прийти с женой на семейное консультирование. Затем добавил: “Я договорюсь с Ларой, я думаю, она меня поймет”. Семейная консультация может иметь продолжение, когда возникает необходимость, для встречи с женой или мужем обратившегося ранее клиента. Не всегда они принимают это с пониманием. Многие заявляют, что им консультация не нужна, и они частично правы. Принять решение об обращении за помощью не для всех людей простое дело. Кому то стыдно, другим страшно показать перед другими людьми, что в семье проблемы. Лариса Андреевна, жена Владимира Александровича об этом и сказала на приеме, когда я спросила ее о том, что значит для нее консультация у психолога. Лариса Андреевна надеялась, что сам Владимир Александрович, как и раньше и всегда было в их семье, решит эту проблему. Но она поддержала его желание, обратится к психологу, понимая, что для него это первейшая необходимость. Она согласилась на то, что одному ему будет трудно решить эту ситуацию, и он нуждается в поддержке. Но вела себя на консультации официально, и всю ответственность перекладывала на мужа. Но четко пояснила ситуацию с детьми. Да, надо менять отношения в доме. Следующая встреча с Владимиром Александровичем и Ларисой Андреевной произошла через неделю после первой консультации. Лариса Андреевна с большим беспокойством рассказывала о своих отношениях с мужем. «Он стал пугать меня с тех пор, как стал руководителем», - начала она свой рассказ. «Он прекрасный организатор, но и дома он пытается командовать мною и детьми, как и на работе», - продолжала она. Лицо Ларисы Алексеевны напряглось, в глазах заблестели слезинки. Она долго молчала. С облегчением заметила: «Хорошо, что муж взялся разрешить нашу трудную семейную ситуацию, так как отец с сыновьями явно не ладит». Лариса Алексеевна с болью отметила, что сыновья боятся отца. Ее смущает его холодность по отношению к ним. Но они любят его, объясняют суровое отношение к ним тем, что он просто заработался, так как очень ответственный человек. Они ему благодарны за то, что он обеспечивает семью в финансовом плане. Она горько плакала. Ей хотелось других отношений. Лариса Андреевна говорила о проблемах своей семьи, и было видно, что ей стыдно, что в ее семье не все нормально. Она надеялась на чудо, дескать, все пройдет само собой, хотя говорила с большой тревогой, что сыновья все больше отдаляются от мужа. О себе она умалчивала. Когда я попросила ее рассказать о своем видении проблем семьи, она смутилась. Вспоминая домашние ситуации, рассказала, что вечерами, когда возвращается муж домой, она старается заискивать перед ним. Чего боится она? Боится, что муж рассердится еще больше. Когда я предложила ей побыть в роли мужа, когда перед ним заискивают, она удивленно заметила, что ей это совсем не нравится. Хочет ли она дальше заискивать? Твердо сказала: «Нет, так как от этого нет толку, это только еще больше злит, до и очень я глупо выгляжу». Лариса Андреевна пришла к выводу, что она провоцирует мужа на холодные деловые отношения, когда заискивает перед ним. Каким образом получилось, что она называет его по фамилии? Она думает, что он так лучше ее услышит. Он при обращении к нему по фамилии быстрее реагирует на ее обращение к нему. На вопрос: «Что вы хотели бы изменить в своих отношениях к мужу?» - Лариса Алексеевна ответила далеко не сразу. Ей нравится, что муж обеспечивает семью, что у них в доме достаток, но она думает, что она не очень счастливая жена и тем более мать. Размышляя вслух, она рассматривала различные варианты своего поведения. Она согласилась, что позитивные изменения возможны, только при условии, если она сама начнет относиться несколько иначе, чем прежде, к своему мужу. Владимир Александрович все внимательно слушал. Он то откидывался назад, занимая позу ответственного работника, смотрящего сверху на жену, то наклонял голову вниз, мял лицо руками. Внезапно встал, попросил прощения у жены за свою черствость. Он взял руки жены в свои руки и молчал, наклонив голову. Лариса Алексеевна сочувственно смотрела на него, как бы оправдываясь передо мной. Но здесь сказалась привычка Ларисы Андреевны, что кто-то будет решать ее ситуацию. Она продолжала говорить о муже, о сыновьях, о проблемах, но очень отстранено, холодно. Я видела, что нужно эмоциональное реагирование. На следующей консультации, я попросила клиента в нашем дальнейшем диалоге обращаться к Ларисе Андреевне по фамилии. Владимир Александрович и я должны были обращаться друг другу только по имени. Когда я обратилась к В. А.: «Володя, а как ты познакомился с будущей женой?» (Я назвала ее по девичьей фамилии - Васильевой) Л.А. заулыбалась, Но когда клиент Володя стал объяснять консультанту Тане, как он ухаживал за Васильевой, лицо Ларисы Алексеевны менялось. При последующих обращениях Володи к консультанту по имени Танюша, она просто возмутилась: «Володя, что это такое?». «Володя, мне не нравится, как ты разговариваешь с ней». На что В.А. мгновенно отреагировал: «Ларочка, спасибо, меня радует, что я вновь стал для тебя Володей». Лариса Алексеевна облегченно вздохнула: «Володя я только сейчас заметила, что вновь называю тебя по имени». Они стали вспоминать, как познакомились, дружили в юности, поженились. Стали мне рассказывать о себе. Обсудили причины, когда она стала заискивать, а он командовать в семье. Он согласился с нею, что в своем желании все делать очень хорошо, он не учитывает ее интересы, возможности детей. Он рассчитывает на ее помощь в улаживании отношений с сыновьями. Был заключен своеобразный контракт по поводу согласованности отношений с детьми. Они стали увлеченно говорить о себе самих, о всевозможных вариантах, уже не обращая внимания на меня. Я понимала, что моя роль консультанта была выполнена. Лариса Алексеевна смеялась, Владимир Александрович с любовью смотрел на нее. Эти люди совсем были не теми, настороженными, сомневающимися людьми, которые пришли на консультацию. Они сделали, все что могли и хотели и они знали, что они могут делать дальше, чтобы быть довольными своими взаимоотношениями. Хотя их ждала непростая полоса новых отношений, так как они подзабыли эффективные способы и чтобы их восстановить, потребуется время. Но осилит дорогу идущий. Моя практика консультанта показывает, что при возникновении конфликтной ситуации, как и в семье, так и на работе, чаще россияне склонны, решать ее через соперничество. Каждый второй россиянин жаждет быть правым. Готов обвинять жену, детей, мужа, находить у них массу недостатков. Многие семейные пары не управляют конфликтом, а попадают в сети эмоционального дискомфортного состояния. Конфликт, управляемый совместными обидами, агрессией не дает шансов партнерам разрешить ситуацию, а напротив все более усугубляется, драматизируется. Менее используемые россиянами варианты разрешения конфликтных ситуаций - это способ: “уход от конфликта”. Он приемлем, когда нет смысла тратить огромное количество энергии, понимая, что тебе это явно во вред, у тебя не хватит сил и лучше всего отказаться временно от разрешения конфликта, и использовать отсроченное время для постепенного изменения ситуации. Уже известный “компромисс”, когда можно, учитывая интересы другого, попытаться договориться, частично теряя свое, но не теряя все. “Сотрудничество”, когда разрешение конфликта позволит получить двум сторонам даже больше, чем они рассчитывали на первом этапе. ЗАДАНИЕ. Что Вы называете конфликтом? Как Вы думаете, от чего возникают конфликты? Какие чувства провоцируют конфликты? Какие Вы выбираете способы разрешения конфликтов? Какие варианты чаще Вы используете? Как ведет себя в конфликте Ваш партнер? Чему можно поучиться у Вашего партнера? Что можно обсудить с ним, с ними? Имеет ли смысл обсуждать Ваше поведение или поведение Ваших партнеров? Из-за чего чаще возникают конфликты в семье? Как можно предотвратить конфликты в семье? Чем объясняется преимущество для Вас не связываться с агрессивным? Чем вредно для Вас конфликтное поведение? В чем полезность конфликта для Вас? Счастливое супружество далеко не простое дело, так как требует сочетания самоуважения и уважения к другому супругу, к его родителям, к старшим и младшим членам новой семьи. Первостепенное значение имеют такие нравственные качества, как ответственность, верность, честность, сдержанность, доброта, человечность, чувство долга друг перед другом. Счастлива семья, может быть тогда, когда он и она объединяют усилия для достижения совместной цели. Прежде всего, молодоженам, необходимо научиться договариваться о параметрах “совместная цель”. ЗАДАНИЕ. Какие совместные цели могут быть у Вашей семьи? Какая совместная цель на 50 лет семейной жизни реальна для Вас? Какие маленькие цели Вы можете ставить для достижения этой глобальной цели? Ваша совместная цель требует каких-то усилий от Вас? Что можете делать конкретно Вы для достижения совместной цели? Что хочет сделать Ваш партнер? Вы готовы вносить какие-то изменения в картину Вашей цели? Как Вы это можете обсуждать? Какую цель Вы выделяете в воспитании детей? Какие воспитательные цели у членов Вашей семьи? Является ли она совместной целью для членов семьи? Можно ли уточнить у Ваших близких, что они думают о семейных совместных целях? Часто ли Вы обсуждаете эти цели? “КОЛЕСО ЖИЗНИ”. Мы с Вами продолжим работу по “Колесу жизни”, с тем, чтобы посмотреть, оценить свой жизненный путь, выяснить собственные болевые точки. Таким образом, после 21 года до 42 лет период творчества, то есть, всему тому, чему научились в детстве, мы начинает претворять в своей жизни. До 21 года, я напоминаю, период детства. Мы попробуем строить успешную перспективу развития дальнейшей жизни и тем самым можем помочь детям, которые, являясь свидетелями наших попыток улучшения собственной жизни, получат жизненный опыт. Для дальнейшей работы имеет смысл выяснить изначальную точку жизненного пути. ЗАДАНИЕ. На чистом листе нашей книги мы с вами рисуем “Колесо жизни”. Рисуем окружность, круг. Нарисовать круг, я не сомневаюсь, смогут все читатели. Круг, это условно, наша с вами жизнь, линия жизни, которая в окружности, дает возможность увидеть, как влияет на нас с Вами, на нашу продолжительность жизни, на наше здоровье, наше детство, отношение наших родителей к нам, их отношение к жизни. Обратите внимание, как Вы рисовали свой круг. Я видела то, как по-разному рисуют люди окружность. У одного она больше похожа на яйцо, у другого на какой-то овощ. Третий рисует его дольше, чем другие, неоднократно поправляя, используя ластик для более точного, на их взгляд, обозначения круга. А иной одним взмахом определяет круг, в нетерпении поглядывая вокруг. Вероятно, это связано с чертами характера как уверенность или неуверенность, настроением, состоянием души, здоровьем, аккуратностью... Но Ваша рука уже вывела свой круг. И первый вариант круга это и есть Вы, Ваше сегодняшнее отношение к жизни, Ваше настроение. Что значит в жизни человека, круг знает каждый из нас. Эта форма удивительно удобна, гармонична. Психологами в диагностической деятельности используется тест геометрических фигур. Те лица, что используют большее количество овальных форм, диагностируются как более гармоничные, уживчивые личности. Форма окружности, круга, колеса издавна сопровождает человека. Применение колеса повлияло на жизнь человечества, так как оно значительно облегчало и облегчает жизнь человеку. В языке большинства народов мира используется значение слов “колесо”, “круг” как обозначение всей жизни человека. ”Колесо истории”, “круг жизни”, “крутиться как белка в колесе”. Танцы как особая форма круга, оказывающая особое психотерапевтическое воздействие известно давно. У всех народов имеется танцы в круге (хоровод, ехор, сиртаки и т.д.). Отмечается почитание с древних времен формы круга - как символ солнца, луны. Использование как логико-геометрическую модель - компас, глобус, звездная карта. Жилища древнего человека - шалаш, чум, юрта. В буддизме это круг сансары - колесо жизни. Сансары это круг, по которому двигается человек, задавленный низменными желаниями, не умея выйти из него. Мы нарисовали круг. Круг - это ваше “Колесо жизни”. Разделите его по горизонтали, вы получили две полусферы. Верхняя полусфера - это период детства. Он начинается с момента рождения и длится по нашему колесу - 21 год. Верхнюю полусферу делим на три части, получает три сектора. Первый от рождения до 7 лет, второй от 7до 14 лет и третий от 14 до 21года. Если Вам еще нет 21 года, вы переживаете удивительный период - период детства. Если Вам, уважаемый читатель, более 21 года, вы можете вспомнить в своем детстве некие этапы. В период Вашего детства произошли следующие события: Это первый и главный момент - Ваше рождение, Ваше интеллектуальное развитие через игры до школы, Ваше эмоциональное развитие через общение с членами Вашей семьи: мамой, папой, братьями, сестрами, дедушками и бабушками; От рождения до 6-7 лет Вы готовились к поступлению в школу. ТРЕНИНГ. Какую роль сыграла в моем раннем детстве моя мама? Я обижаюсь на нее сегодня? Что я вспоминаю из детства связанное с ее отношением ко мне? Ее любовь ко мне была для меня важной, необходимой частью моей жизни? Что было главным в отношениях моего отца ко мне? Что я могу сегодня сказать себе о любви моего отца ко мне? Как я дружил и жил со своими братьями, сестрами? Я могу говорить о радости в моем детстве, о какой-то грусти? О чем из детства мне вспоминать грустно или больно? Какую ситуацию из детства я вспоминаю чаще всего? Вы пережили кризис 7 лет - готовность к обучению в школе - адаптации к ней. До семи лет Вы активно развивали свой умственный интеллект. Школа, Ваша учеба, Ваша друзья. От момента поступления в школу и до 14 лет Вы активно учились заявлять о своих возможностях другим людям. Родителям о себе Вы активно заявили с рождения и продолжали заявлять о своем праве на самостоятельное восприятие мира как до школы, так и иногда до конца жизни не только родителей, но и нас самих.. Кризис 14 лет заключается в том, что все знают что Вы подросток, и у Вас есть разные проблемы, а главная как - готов ли Вы к выбору профессии? Именно в это время помимо умственного интеллекта активно формируется социальный интеллект. После 14 у подростка школа или другое учебное заведение. Учеба или работа. Ожидание встречи с ним или с ней. От 14 лет Вы готовились к вступлению к новым отношениям - интимным. Кризис 21 года - готовность вступления в брачные отношения. Уровень ваших возможностей это Ваша самостоятельность. Как мы с Вами уже выяснили, “Колесо жизни” - это графическая модель периодизации жизни человека. У человечества есть периоды, которые оно переживает примерно в одни сроки. Детство, отрочество, юность приходится на первое двадцатилетие. И эти 21 год начала жизни чаще определяют “качественность”, жизненный успех или проблемы последующей жизни человека. Известно, что большинство людей беспокоится о том, достигли ли они в жизни того, о чем мечтали в своей молодости. В этом нам поможет тренинг по линии жизни. ТРЕНИНГ. Мы с Вами нарисуем каждый свою линию жизни, или жизненное пространство личности одной горизонтальной линией. Точка А. Это время Вашего рождения. От этой точки рождения Вы продолжите линию как отрезок прожитой Вами жизни, и обозначьте окончание линии точкой С. В отрезке АС обозначьте собственные точки - так называемые промежуточные точки, временные этапы жизни в прожитом периоде. Это могут быть важные жизненные события. Это могут и быть критические ситуации. У каждого человека количество их определяется самостоятельно. Посмотрите, сколько вы прожили, что стоит за точками, какие жизненные ситуации Вам вспомнились. Обозначьте, если были в Вашей жизни события, связанные с потерей близких. Как Вы пережили это событие? С каким опытом Вы пришли к сегодняшней точке С? От сегодняшнего дня и до точки В. - время смерти. В Вашем будущем Вас ожидает и произойдет множество событий. Попробуйте спрогнозировать те успешные жизненные события, которые обязательно будут в Вашей жизни, просчитать возможные кризисные ситуации в дальнейшей жизни, чтобы достойно их пережить. Кто умрет раньше Вас, так как старше Вас по возрасту? Какие цели Вы ставите перед собой? Какие счастливые события произойдут в Вашей дальней жизни? В какой мере они могут контролироваться Вами? В продолжительность периода «Детство» у человека входят те годы, когда человек еще не подготовлен к самостоятельной жизни, к самостоятельной борьбе за существование. Детство это период, когда происходит процесс передачи одним поколением другому всего того человеческого опыта и знаний, что было получено от предыдущего поколения и что было вновь им создано. Это неизбежно ведет к тому, что средний минимум знаний, обязательный для усвоения, становится все значительнее и значительнее. Детство, как исторический процесс, в разные исторические периоды отличается разной продолжительностью. В начале 19 века тринадцатилетние мальчики нередко поступали в университет. В наше время это происходит намного реже. Хотя в 1987 году весь мир обсуждал сенсацию: девятилетний Артур получил аттестат, который обычно вручают в 15 лет. Артур был учеником особой школы для талантливых детей в Ницце. Конечно, это особый случай, не характерный для современной школы. Когда ученик учится в обычной школе, дополнительно не занимается, нет никаких гарантий, поступить в 13 лет в университет. Но нельзя исключать случаи особой ранней одаренности ребенка. Если сто лет назад в 15 - 16 лет подростки нередко выходили на путь самостоятельной жизни, то в наше время только тяжелые социальные условия могут вынудить юношу перейти в это время к полной самостоятельности. Обыкновенно, в нормальных условиях культурной жизни, самостоятельная (в экономическом и социальном отношении) жизнь, самостоятельное творчество начинается после 20 лет, после получения профессионального, специального образования. В настоящее время, современный ребенок все дольше и дольше “взрослеет”, то есть ребенку необходимо все больше и больше времени для освоения накопленного общечеловеческого опыта. И это объяснятся тем, что все более увеличивается информация, нарабатываемая человечеством. Понятно, что современное общество вынуждено все дольше задерживать молодого человека в системе образования для усвоения огромной информации. Нынешнее время существенно отличается количеством информации по всем наукам. Читатель может вспомнить объем школьного курса физики, химии десятилетней лет давности и сравнив с материалами школьного учебника 90-х годов, обнаружит много новой дополнительной информации, которая открыта учеными буквально в течение пятидесяти лет. Многие страны мира обучают детей в 12-ти летней, и уже 13- летней школе. И это не капризы педагогов, а современная неизбежность. Ребенок в школе за 10 лет просто не в состоянии качественно проработать столько новой информации, предлагаемой программой. А если и осваивает, то в ущерб собственному здоровью. Известно, что средняя продолжительность жизни человека в мире продолжает расти. Может быть, поэтому все большее количество лет отводится на период детства, на период формирования личности? Сегодня молодой человек обучается уже не пятнадцать лет, а в некоторых странах восемнадцать лет в общей сложности с высшим образованием. Придя в школу в шесть лет, и только к 25-ти годам он получит возможность стать специалистом. Ситуация в России вызывает особую тревогу в связи с тем, что многие молодые люди не видят собственной перспективы в получении специальности, хорошей профессии для будущей жизни. На сегодня смертность среди молодежи связана с тем, что многие молодые люди не имеют “успешного жизненного сценария”, а взрослые люди не всегда умеют помочь им в создании успешного образа на перспективу, так как сами оказались в сложнейшей ситуации переходного периода смены социалистического строя к капиталистическому. Взрослые оказались не готовыми передать навыки самоутверждения, характерные для капиталистического общества, так как фактически их не узнали. В школьном возрасте многие подростки теряют веру в себя, так как видят, что большинство взрослых не совсем благополучно осваивают новые условия отношений. Они находят варианты уходить от действительности. Алкогольная, наркотическая зависимость чаще начинается тогда, когда у молодого человека нет конкретных целей. За период с 1992 года по 1996 год в России ушло из жизни более 3 млн. мужчин репродуктивного возраста, в первую очередь от 23 до 40 лет (550 тысяч ежегодно). Это не жертвы боевых действий, а мужчины, которые умерли в результате различных заболеваний, прежде не свойственных молодым людям, а теперь приобретающих все большее распространение среди молодых, из-за ранних пристрастий к алкоголю, наркотикам. Демографическая ситуация в России осложняется новым явлением - отказ от жизни именно молодыми людьми. Если, в 1990 году было убито 21,1 тысяч человек, то количество самоубийств составило 39,2 тысяч человек. В 1993 году цифры составили - 45,1 и 56,1 тысяч человек. Продолжает наблюдаться рост этих показателей в 1994 году, если убийств - 47,8 тысяч человек, то самоубийств - 61,9 тысяч человек, и в 1995 году наблюдается незначительное снижение: - 45,1 тысяч убийств и 60,9 тысяч самоубийств. Демографическая ситуация в России удручает показателями ухудшения здоровья детей и подростков, увеличением количества убийств и самоубийств молодежи. Не могут не вызывать беспокойство цифры такого плана: - 24% из числа опрошенных молодых людей в России, отметили, что один или несколько раз были близки к самоубийству (среди 18 - 19-летних - 37, 5% опрошенных). Причина - возникновение сложных личных или жизненных ситуаций. Молодое поколение наиболее, уязвимо, именно в силу его молодости и отсутствия жизненного опыта, неустойчивости внутренних критериев для вырабатывания собственной «социальной нормы». И надо признать, что современная школа не всегда способна и не всегда готова что-то сделать, чтобы помочь молодым людям развить адекватную самооценку, поверить им в индивидуальные способности, которые могут помочь молодому человеку в трудные, кризисные ситуации найти более удачный выход, чем способ самоубийства. Молодые люди, не полюбив свое физическое тело, не оценивают, не принимают, замаливают свои способности. В трудные критические ситуации, иногда просто утратив веру в себя, наносят ущерб своему телу. Физическое тело - это главная часть нашего “Я”. Любовное, заботливое отношение к своему физическому телу проявляется не только в том, чтобы вовремя покушать, помыться. Главное - это сформировать чувство гордости за уникальность своего тела, своего внешнего вида. Сохранив веру в неповторимость, исключительность своего “Я”, молодой человек, доверяя своему телу, верит в свои способности. Человек с двигательными задатками верит в свои мышцы, связки, скорость реагирования. Он развивает тренировками способности бега, прыжков, выносливости, скорости. Рисующий верит в особые возможности своих глаз, он видит то, что не видит другой, он верит в свои чуткие руки. Он развивает свои художественно-изобразительные способности. Как и умеющий выражать свои мысли, ценит свою речь, развивает способности образной речи, развивает аналитические способности. ТРЕНИНГ. Я сегодня имею возможность подумать о самом себе. Я могу начать с того, чтобы уточнить: не уменьшилась ли у меня Вера в самого себя? Я люблю самого себя, я горжусь своим телом. Я знаю самого себя лучше других, это факт. Я знаю, что если захочу, то я могу заявить о себе другим, так как только Я сам знаю свои лучшие качества. У других людей нет просто времени, чтобы выяснять, какой я хороший. Я слишком долго буду ждать, когда мне об этих моих лучших качествах скажут другие. Я могу им помочь и рассказать о своих преимуществах. Я догадываюсь, и это совершенно справедливо, другим людям нет до меня дела. Как и я не очень-то часто думаю о других, а больше о себе любимом, то вероятно и другие думают о самих себе большую часть времени. Я не помню конкретно, что я вчера говорил друзьям, с чего же я взял, что они помнят все то, что я им говорю. Можно успокоиться той мыслью, что я переоцениваю свою роль в жизни других. Моя скромная персона не может быть в центре внимания всего человечества только по одной причине - у каждого есть он сам, и каждый более всего занят сам собой. Я верю в то, что у меня есть особые от рождения задатки и их несколько. Я бегаю, рисую, умею анализировать, умею поговорить, пою. Я знаю, что для развития моих способностей я могу попробовать различные способы. И обязательно какие-то способы окажутся мне наиболее удачными для меня, и я смогу проявить себя в своей жизни через эти способности. Я могу заявить миру о своих способностях. Я могу быть талантлив, выполняя и развивая свои способности с терпеньем и постоянством.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |