Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О задатках, о наследственности. 6 страница




Если родители не научились принимать информацию от своего малыша-школьника, то он обязательно будет искать того, кто готов его выслушивать часами, терпеть все глупости. Улица принимает всяких, терпима ко всем. Болезненность восприятия своего “Я” - это не прихоть, а обязательное условие личностного развития школьника-подростка. Написано множество книг, проведено огромное количество исследований по периоду подросткового возраста ребенка. Родители рядом, но всегда ли с ними можно объясниться, интересны ли родителям детские сомнения. Хорошо если на выручку может прийти друг, а если его нет? Многие подростки переживают настоящие муки одиночества, непонимания, недовольство своими физическими параметрами.

Критерий “готовность к самовыражению” - это параметры нравственного самовыражения, умения довести до других свои взгляды, защитить их, найти единомышленников. Период от 14 лет до 21 года связан с возможностью проявления нового доминирующего вида деятельности - труда. “Я” молодого человека имеет завышенную самооценку, но не всегда адекватную оценку со стороны общественности. Кризис 21 года связан с уровнем готовности к собственной семейной жизни, к признанию лицом противоположного пола, к принятию взрослыми его взглядов, убеждений.

Готовность к взрослой жизни определяется наличием собственной “модели мира”, которая накладывается на полученную в ходе личностного развития, прежде всего в семье - основу. Возникает необходимость поиска человека, разделяющего представления о роли человека, о роли секса, о роли в семье, о роли религии, о роли совести. Если же ребенок благодаря мудрому отношению родителей научился делиться своими чувствами до школы, затем интересами в подростковом возрасте и получать заинтересованное отношение от близких ему людей, то обязательно придет духовная близость. И взгляды на роль семьи, профессии, религии, секса, личности можно обсудить с близкими людьми. С родителями, которые являются настоящими друзьями, и отношения с которыми не вызывают негативизма, именно с ними можно будет обсудить все проблемы юности. Если нет духовной близости, то разрыв проходит очень болезненно и быстро. Теряются связи, которые с самого раннего детства были неустойчивыми. В этом возрасте - от 14 лет до 21 года идет активный поиск лиц противоположного пола, с похожими нравственными ценностями. И чем раньше происходит встреча, тем больше шансов для устойчивости личностного развития. Период от 14 лет до 21 года определяется наличием собственной модели мира и ролью “Я” в группе других. Этот период определяется категорией готовности к самоопределению. По “колесу жизни” педагог может провести диагностическую работу с учащимися в любом возрасте, и определить проблемные “кризисные” ситуации в разные периоды жизни. Качественность стадии детства определяет творческие возможности “молодого взрослого” в следующей стадии.

Очень важно, как можно раньше обсуждать с ребенком его будущее, и школу рассматривать как первую успешную ступеньку. Поэтому на вопрос, когда начинать готовить ребенка к школе, ответ прост, чем раньше, тем лучше. Таким образом, подготовка зависит от интеллектуального уровня родителей, членов семьи. Если в доме много книг, их регулярно читают взрослые, обсуждают прочитанное, ребенок легче будет осваивать знания в школе. Книга будет восприниматься учеником как необходимое и приятное условие для обучения. Если в другой семье, случайная газета используется только для того, чтобы завернуть что-то в нее... Увы, ребенок уже много проиграл как будущий ученик. Если у ребенка до 7 лет были постоянные партнеры для игр, ребенок учился сотрудничать с родителями, братьями, сестрами, ему легче будет адаптироваться в классе, договориться с педагогом, подружиться с другими детьми. Организованная игровая деятельность в семье до школы, поможет школьнику легче перейти к новому и достаточно сложному виду деятельности - учебе. Наигравшись с другими детьми, ребенок будет “играючи” учиться в школе. “Играючи” означает с удовольствием, без эмоционального напряжения, соперничая и радуясь за других детей в школе.

Проблема социально-психологической адаптации ребенка в школе сегодня стоит достаточно остро. Психологическая готовность имеет много вариантов. Но надо согласиться, что главную роль играет личностная готовность к обучению, т.е. у ребенка сформирована тенденция к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, тенденции к новой социальной позиции - позиции школьника. Интеллектуальная готовность -это устойчивые умственные способности ребенка, позволяющие ученику активно включаться в учебную деятельность. Эмоционально-волевая активность это основа быстрой адаптации его к новым условиям. У детей с сформированной волевой активностью мотив достижения целей имеет особое значение. К сожалению, в настоящее время в школе увеличивается количество учащихся, с неблагополучием в школьной жизни. У детей с устойчивым переживанием неблагополучия возникает личностная дезедаптация. Дезедаптация - это острейшая проблема современной школы. Понятие “психогенная школьная дезедаптация” введено В. В. Каганом и раскрывается как “психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, нарушающее его объективный и субъективный статус в школе и в семье и затрудняющее учебно-воспитательный процесс”.

Причины увеличения дезедаптации это ухудшение общественно-политической ситуации в регионе, слабое состояние здоровья, нестабильность в семье, травмирующая обстановка в школе. Классификация форм психогенной школьной дезедаптации 1. Несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Первичным следствием является снижение успеваемости. 2. Несформированность у первоклассников мотивации учения, направленность на другие, внешкольные виды деятельности. Ребенок предпочитает игровую деятельность учебной. Мотив учебной деятельности не стал для него доминирующим. 3. Неспособность произвольной регуляции поведения проявляется в неорганизованности, зависимости от взрослых. Причину недостаточного уровня развития произвольного поведения ребенка чаще следует искать в особенностях семейного воспитания; либо потворствующая гиперпротекция, либо доминирующая гиперпротекция родителей. 4. Неумение приспособиться к темпу школьной жизни. Причины темповой неприспособленности могут лежать либо в разных свойствах темперамента учителя и ученика, либо в нарушениях мозговой дисфункции, либо в особенностях семейного воспитания (“тепличные” условия жизни ребенка).

Практический опыт работы с детьми, позволяет сделать следующий вывод; между представлениями ребенка о самом себе и условиями его семейного воспитания существует прямая зависимость. В семьях, где любят ребенка, гордятся им, самооценка носит адекватный характер. Семья может и должна помочь ребенку поверить в уникальность своего “Я”. На первом этапе это принятие самого себя в физическом облике. Ребенок вырабатывает собственное мнение о самом себе, благодаря позитивному отношению родителей. Это мнение оформлено таким образом; “Я самый красивый - так как я единственный и неповторимый. Другого такого в мире нет. Моя красота это моя уникальность, индивидуальность.

У грузин есть прекрасный обычай. Заходя в дом, и увидев девочку, гость восклицает; “такую красавицу я встречаю впервые в жизни”. Было бы полезно как можно чаще любоваться своими детьми и гордиться их пусть даже незначительными успехами. Только приняв себя на физическом уровне, ребенок может гордиться тем, что он умеет. А умеет дошкольник немало: прыгать, играть, рисовать, петь, играть с другими детьми. Самооценка ребенка может быть чаще адекватной, если со стороны родителей, он видит, слышит и чувствует одобрение. Уверенный ребенок легче адаптируется и в трудные минуты, сумеет найти выход из ситуации. Он легче подружится с другими детьми, меньше будет беспокоится по поводу временных неудач, легче будет достигать свои цели.

Сектор на нашем “Колесе жизни” - период от 7 до 14 лет связан с освоением нового вида деятельности - учебой. Осваивается учебная деятельность малышом совсем не сразу. Одна из причин дезедаптации связана с педагогическими ошибками, отрицательным воспитательным воздействием. Есть в медицинской психологии понятие “дидактогения”. Дидактогения - неблагоприятные последствия педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия.

Известный специалист, психотерапевт Н. В. Жутикова подробно останавливается на причинах появления неблагоприятных последствий у ребенка. В первую очередь, это неумение взрослого объяснить доступно свои требования. “Выражение отрицательных эмоций старшего (читай, педагога или родителя) для детей является слишком сильным раздражителем, который не мобилизует, а блокирует активное внимание, подавляет способность воспринимать, соображать”. При окриках педагогом у ребенка проявляется заторможенность. А при неоднократном повторении окриков многими педагогами в школе у ребенка вырабатывается этот условнорефлекторный, привычный способ непроизвольного реагирования.

Совсем нецелесообразно создавать для ребенка ситуацию болезненную, критическую, которая выражалась бы в потере интереса к обучению на самых первых годах в школе. Личная практика показывает, что далеко не всегда школа готова к обучению первоклассника. Отдельно необходимо остановиться на вопросе перегрузки детей. Постоянная занятость ребенка (имеется в виду по инициативе взрослых) может иметь и положительный и отрицательный результат. Когда ребенок творит, переживает яркие положительные эмоции, его утомляемость быстро компенсируется положительными эмоциями. Если же учитель объясняет монотонно, однообразно, без живости, исключая игру, активное движение и чувство свободы, то такая продолжительная занятость вызывает очень быстрое истощение умственной работоспособности.

В начальной школе сплошь и рядом учителя добиваются усидчивости и трудолюбия, но все, более переутомляя учащихся. В школе сегодня дефицит терпимости к слабостям ребенка. У учащегося первого класса не могут быть высокими такие свойства внимания как концентрация, переключение, распределение. Эти свойства внимания необходимо терпеливо и без раздражения просто развивать. Так как, не развивая внимание, учитель не сумеет, развить у учащихся память, воображение. Интеллектуальные, познавательные способности можно развить более всего именно в начальной школе.

Но особо пагубно на личностном развитии ребенка сказывается авторитарность педагога. У ребенка развивается ретардация (отставание) уровня самозащиты. К сожалению, у детей длительное время, а у иных и на всю жизнь, проявляется повышенная эмоционально-личностная зависимость, дефицит самостоятельности, неуверенность в себе, нерешительность, чувство постоянной неудовлетворенности, неожиданные приступы упрямства, крайняя застенчивость, излишняя шумливость и т. д. Все это усиливает повышенную истощаемость нервно-психической энергии. Польский педагог, талантливый писатель Януш Корчак пишет “Школа создает ритм часов, дней и лет. Школьные работники могли бы удовлетворять сегодняшние нужды юных граждан. Ребенок - существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни. Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь.

Но педагогические средства, которыми пользуется авторитарная педагогика, строятся на принуждении детей. Стиль общения учителя с учениками носит авторитарный, безапелляционный характер. Для такого стиля типично преобладание системы наказаний и запретов над системой доверия. Л. М. Митина приходит к выводу: - “что основной причиной так называемого превосходства учителя над учеником является недоверие к самому учителю, который задавлен постоянным контролем, жесткой регламентацией его деятельности необходимостью пошаговой отчетности, отсутствием самостоятельности в работе. Школа, это осколок общества, в ней присутствуют те же отношения недоверия, подчинения, конфронтации, что и в обществе”.

Исходя из вышеизложенного, готовность к обучению целесообразно рассмотреть и с другой стороны; а перестроился ли учитель начальной школы. Готов ли он принять ребенка таким, какой он есть: учитывает ли его индивидуальные личностные качества, особенности характера, готов ли помочь личностному росту любого ребенка.

Учителя - профессионалы, как правило, обладают артистическими способностями. Ничего удивительного: в работе учителя и актера много общего. И та, и другая характеризуется тем, что орудиями их реализации являются физические, психические и социально-духовные качества исполнителя. Деятельность и актера, и учителя требует высокого уровня физической, психической и социальной культуры. Но есть проблема переигрывания, когда ребенок понимает, что учитель не искренен, а всего лишь играет. И это часто вызывает у школьников серьезное неприятие такого «артистичного» педагога.

Отсюда и возникает потребность индивидуального сотрудничества с каждым отдельным учеником. Потребность взаимопомощи между детьми и педагогом. Когда учитель обговаривает с детьми правила помощи, он вносит несомненно, элемент игровой деятельности, но он и перестает боятся помощи со стороны детей. А учитель в помощи со стороны детей нуждается в первую очередь. Умение ценить и принимать эту помощь и есть ситуация развития личностных качеств ученика, так как лозунги о доброте не дают результата. Малыш в первом классе готов к проявлению доброты. Традиционная педагогика торопиться уличить в неготовности ребенка к обучению в школе. Доказательством является неприлично большой список неудачников в начальной школе. И акцентуация на негативных параметрах в начале школьного пути, вырабатывает у ребенка стойкую неприязнь к дальнейшему обучению. Помощь со стороны взрослых, как учителей, так и родителей не так и трудна; не дайте ребенку отчаяться в своих временных трудностях. Оставляйте надежду, что ситуация временно усложнилась, но всегда есть варианты выхода из нее. Страх, поселившийся в душе ребенка, заставит его вести себя неадекватно. Сегодня уже мало говорить о учителе, как о педагоге, дающем знания. Сегодняшний педагог это и диагност и психотерапевт. О психогигиене детей школьного возраста приходится вести речь не по причине модности “психологизации” школьного процесса, а жизненной необходимости как самого педагога так и учащихся. Сегодня увеличивается количество семей с различными формами патологических отклонений в формировании личности под влиянием неправильного воспитания. Наиболее частые типы: гипоопека - то есть недостаточное воспитательное воздействие, полная безнадзорность, гиперпротекция - то есть повышенная требовательность и строгость.

В младшем дошкольном возрасте неправильность воспитания приводит к неподготовленности ребенка к школе. Недостаток навыков и сведений, приводит к неуспеваемости, чаще систематической. В подростковом возрасте наблюдаются трудности поведения, склонность к вредным привычкам (курение, употребление алкогольных напитков и другое). Нередко отмечается незрелость и недостаточность нравственных установок (чувство долга, ответственности, стремления к добру и т.п.), что может становиться источником асоциального поведения. Психогигиена детей - это система мер по охране и укреплению здоровья детей. Куда входит работа с родителями, психогигиена учебного процесса, организация режима, гигиена полового воспитания, психогигиеническое просвещение населения.

В первом классе для ребенка обстановка школы, большое количество необычных раздражителей, необходимость подчиняться непривычным для детей требованиям школьного режима - долго выполнять однообразные занятия, сидеть в одной позе, и др. - к этому дети привыкают не сразу и нередко психологически небезболезненно. Еще труднее протекает период первоначальной адаптации к школе у детей, имевших домашнее воспитание и не привыкших к детскому коллективу. Тяжело адаптируются к школе дети, инфантилизированные неправильным семейным воспитанием, избалованные, изнеженные, дети с нервно-психическими отклонениями, в частности с задержкой психического развития.

К педагогическим ошибкам относится подчеркивание недостатков ребенка, его школьных неудач, пренебрежительный тон замечаний, угрозы. Ошибочные педагогические приемы могут явиться причиной эмоциональных потрясений, возникновения у детей и подростков различных психогенных расстройств: невротических реакций, реактивной депрессии, патологических форм поведения в форме реакций протеста, уходов из школы, попыток самоубийств.

Новые вопросы возникают при переходе учащихся к предметному обучению разными преподавателями. Период кризиса, перехода в среднюю школу связан с адаптацией детей к множеству новых взрослых. И несогласованность в требованиях, стилях работы педагогов сказывается на состоянии здоровья учащихся. Трудности приспособляемости к новым преподавателям может проявляться в снижении успеваемости, отказах от ответов на уроке, прогулы отдельных уроков.

В подростковом возрасте педагогам целесообразно учитывать особенности психического развития (болезненное самолюбие, скептицизм к авторитетам, к окружающим взрослым, недостаточная самокритичность, ранимость, обоюдное восприятие несправедливости). Успешность обучения школьника зависит не только от взаимоотношений педагога с ребенком, но и гигиены умственного труда. Это расписание уроков, планы уроков, продолжительность однородной деятельности на уроке, активность чередования различных видов деятельности и т.п. Известна тревога специалистов о все увеличивающемся количестве заболеваний среди школьников. Причины связывают с длительным эмоциональным напряжением (страхами, тоской, ненавистью, обидой, отчаянием), возникающие в ответ на жизненные трудности и конфликты. Конфликты как межличностные (то есть между людьми), так и внутренние.

Именно внутренним конфликтам приписывают основную роль в возникновении неврозов и психосоматических заболеваний. Об этом необходимо знать педагогам, так как сегодня помолодели многие психосоматические заболевания. Внутренний конфликт возникает между двумя одинаково сильными потребностями, между двумя разнонаправленными тенденциями поведения. И если не удается удовлетворить актуальную потребность, у человека возникает состояние стресса.

Г. Селье определяет стресс как специфический ответ организма человека или животного на любое предъявленное ему требование; этот ответ представляет собой напряжение всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем, для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших жизненных задач. Психологи и врачи сходятся в одном мнении, что стрессоустойчивость можно формировать с раннего детства. Особую роль на успешность обучения влияет престижность школы в районе, среди общественности, родителей, других детей. Атмосфера школы проявляется, в первую очередь, отношением дирекции школы, администрации, педагогическим коллективом к потенциальным возможностям своих учеников. Взаимное уважение всех членов школьного коллектива - это главный залог психологического комфорта в школе. Умение разрешать возникающие проблемные ситуации, не позволять конфликтам расширяться, учитывать интересы и права любого члена школьного коллектива это еще один залог психологического комфорта участников образовательного процесса в школе. Внешний вид школы, расположение школы, связь школы с общественными организациями микрорайона, постоянная информация общественности о делах школы все это способствует повышению статуса школы.

ЗАДАНИЕ. Где расположена Ваша школа? Нравиться ли Вам ее внешний вид? Устраивает ли Вас внутреннее оформление школы? Гордитесь ли Вы историей своей школы? Считаете ли Вы директора школы лучшим педагогом, руководителем? Какие Ваши учителя могут быть лучшими учителями, Учителями года? Как часто Вы рассказываете о своей школе с восхищеньем? Как часто Вы отзываетесь о своей школе с пренебрежением? Ваша успешность в школе зависит от Вас самих или от педагогов школы?

 

КОММЕНТАРИЙ. Интересные выводы в результате исследований достигла французская исследовательница Э. Бандиер. По ее мнению материнская любовь до конца 18 века в истории Франции была социально случайным явлением. ”Материнский инстинкт - миф. Мы не обнаружили никакого всеобщего необходимого поведения матери. Напротив, мы констатировали чрезвычайную изменчивость ее чувств в зависимости от ее культуры, амбиций или фрустраций. Материнская любовь может существовать или не существовать, появляться или исчезать, быть сильной или слабой, избирательной или всеобщей. Все зависит от матери, от ее истории и от Истории...” Но с середины 18 века ситуация изменилась. И особую роль сыграла книга Руссо “Эмиль, или о воспитании” (1792). Книга показала истинную любовь к детству, глубокое уважение к личности ребенка, большой интерес к внутренним проблемным ситуациям. С этих пор ребенок становится центром семьи и мать берет на себя ответственность за его воспитание. Известный французский историк и демограф Ф. Ариес, занимаясь исследованием детства по изображениям детей на полотнах художников, отмечает, что открытие роли детства началось с 13 века, и только после 15 века появляются свидетельства выделения детства - детский костюм. Представления о периодах человеческой жизни нашли отражение в росписи колонн Дворца Дожей в Венеции, в гравюрах, в живописи и скульптуре. Возраст человека, считает Ариес, соответствует, не столько биологическим стадиям, сколько социальным функциям детей. Играющий с куклой ребенок - дошкольник, читающий книгу - ученик, девушка и юноша гуляют на празднике - период юношества. Возраст войны - воин, зрелость - судья или ученый.

Представляет интерес остановиться на особенностях народной педагогики в Бурятии, в вопросе воспитании детей в бурятских семьях. В воспитании детей у бурят существовали выработанные в течение столетий свои национальные традиции, сложившаяся система нравственного воспитания. Буряты, как и любой другой народ, в процессе исторического опыта выработали свои этнические принципы, нормы и правила поведения в семье и обществе, которые усваивались каждым поколением с раннего детства. Тем самым эти традиции воспитания выполняли определенную функцию в воспроизводстве из поколения в поколение одних и тех же нравственных, семейно-общественных норм, т.е. их социализацию. Одной из главных особенностей в воспитании было привитие детям с малолетства послушания и почтительного отношения к родителям, уважения, внимания и чуткости к старшим, особенно к старикам. Ослушаться, показывать пренебрежение, спорить, пререкаться со старшими и тем более грубить, считалось в высшей степени недостойным и непозволительным. «Эти правила поведения очень строго соблюдались в быту и в процессе воспитания становились нравственной привычкой, нормой общения. В присутствии старших, особенно посторонних, считалось неприличным громко разговаривать, кричать, прерывать или вмешиваться в разговор». В отношении к детям и их воспитанию в первые годы жизни никаких различий нет.

Еще Ф.И. Ланганс в 18 веке писал, что дети у бурят “имеют полную волю следовать во всем природным своим склонностям, не опасаясь за проступки строгого наказания”. После 5 - 6 лет дети активно привлекались к посильной работе. Мальчики, 6 - 7 лет могли самостоятельно пасти скот, а с 7 - 8 лет участвовали в полевых работах, возили копны сена, помогали в изготовлении различных деревянных изделий, сбруи. Обучались обращению с ружьем, а в 14 лет молодой человек становился самостоятельным работником. Девочки, играя с куклами, учились обрабатывать кожи, пришивать мех, вышивать. Матери активно обучали девочек вышивать бисером, подбирать кусочки кожи, меха, украшая элементы одежды. Шить кожаные изделия совсем непросто. Это требует сноровки, серьезных знаний. Начиная с 4 лет, то есть раньше, чем мальчики, девочки помогали матери по хозяйству. Уже к 6 годам они активно участвовали в домашних делах. К 12 годам могли доить, обрабатывать молоко, готовить пищу и многое другое. Но большую роль в воспитании детей отводили знакомству с фольклором, устному народному творчеству. Первая учеба начиналась с детских считалок, загадок, поговорок, пословиц, затем сказки, сказания, предания.

Главную роль в воспитании у детей духовных ценностей выполняли родители, особенно дедушки и бабушки, которые как можно раньше знакомили детей с родословной. Школ у бурят почти не было. Часть мальчиков отдавали в монастыри, русские школы. В русской школе могли учиться дети только богатых бурят. Поэтому основную учебную функцию брали на себя родители. Принято было, чтобы ребенок знал свое генеалогическое древо в 7 коленах обязательно, а 14 желательно. На разных празднествах в состязаниях были знатоки своего рода до 21 колена. Песни, предания рода, родовые легенды дети знали с малых лет. Поощрялось и высоко ценилось остроумие, умение импровизировать, знание шуток-прибауток, присловий, юроолов - благопожеланий. Все эти качества считались чрезвычайно ценными, так как ни одна вечеринка, свадьба, прием гостей не обходились без состязаний в словесных способностях. Способных детей отдавали в учебу к сказителям, улигершинам - певцам устного народного рассказа. Через прекрасные песни - рассказы дети - ученики и дети - слушатели осваивали историю своего народа, обычаи, поэтический склад языка, эпические традиции. Более осведомленные пожилые люди, знатоки собирали детей, молодежь и передавали им свои познания. Песни чередовались веселыми шутками, различными импровизациями, рассказами бывалых людей. Устраивались состязания между старшими и детьми. Чтобы стать искусным исполнителем песен, сказителем, необходимо было освоить музыкальный смычковый инструмент - хур, для звукового сопровождения рассказа и научиться использовать метафоры, эпитеты, сравнения, аллитерацию, ассонансы и другие средства словесного искусства. Овладевшие всем этим комплексом знаний и мастерством исполнения высоко почитались в народе, так как они защищали честь улуса, рода, племени.

 

Первый кризис в жизни ребенка определяет прохождение всех последующих. Мы с вами имеем половину круга - верхняя полусфера она полностью относится к периоду детства. Сектор от 0 до 7 лет - от рождения до школы. Этот сектор № 1. Зависит от наличия семьи. От членов семьи и в первую очередь от материнского отношения. Обеспечиваются ли первичные потребности ребенка в безопасности. Нервно-психическое развитие наиболее интенсивно и динамично в раннем возрасте (от 0 до 3 лет). Согласно данным наблюдений специалистов, для нормально развивающегося ребенка в первые 3 месяца жизни, характерны повышенное внимание к речи взрослых, появление улыбки в ответ на речевое обращение матери, фиксация взгляда на предметах и способность к зрительному слежению за движущимися предметами, возникновение “комплекса оживления”, т.е. интенсивных движений рук, ног, головы, туловища, сопровождающихся улыбкой и звуковой реакцией (громким гулением), когда к ребенку обращаются, берут его на руки, играют с ним. Приблизительно к 3-ему месяцу нормально развивающийся ребенок держит головку. Период с 3 до 6 мес. Ребенок начинает больше бодрствовать, “комплекс оживления” возникает чаще, появляется громкий смех при игре, он рассматривает, ощупывает и захватывает висящие перед ним игрушки. Главное условие успешности развития ребенка в этот период - это организация активной игры с ребенком. В организацию игры входит развитие речи у ребенка.

В народной педагогике наработан огромный арсенал приемов, которые активно, в первую очередь используют бабушки и дедушки. Разные распевные короткие игры на пальчиках ребенка помогают ему принять состав слова. Например, “Со-ро-ка, во-ро-на ка-шу ва-ри-ла, де-ток кор-ми-ла. Это-му да-ла.... и т. д. Игра Ладушки имеет удивительные свойства. Благодаря элементарному похлопыванию с ребенком в ладоши, благодаря ритмичности при хлопках, у ребенка активно развивается речь. Благодаря ритму, ребенок лучше понимает порядок слов. Любовь малыша к маршировке, танцам в раннем возрасте все это не только развивает его физические параметры, но и интеллектуальные возможности.

Колыбельная песня уникальна именно своей простотой, и не имеет равных в развитии у ребенка речевых способностей. Большую роль играет в этот период чтение сказок, в которых сосредоточены емко и доступно многие нормы и ценности человечества. Не меньшую роль играет сказка в развитии воображения. Роль сказки в снятии страхов у детей доказана психотерапевтами.

Не случайно родители упрощают слова, обозначения предметов, животных для малыша, так как именно короткое емкое обозначение легче воспринимается и запоминается ребенком. На кошку родители ребенку говорят “мяу”, на собачку “гав”. Предметная игра ребенка упрощена сознательно, и родители разговаривают с ребенком именно на детском упрощенном языке. Речь родителей лишена особых сложностей, сложного текста. Развивается автономная детская речь - необходимый период в развитии всякого нормального ребенка.

ЗАДАНИЕ. Какие Вы знаете игры для совсем маленьких. Часто ли Вы танцуете с сыном, дочерью, внуком. Есть ли у Вашего ребенка любимые сказки. Подумайте, чем вызвано желание ребенка слушать одну и ту же сказку. На что рассчитывает малыш, когда Вы читаете или рассказываете одну и ту же сказку.

Период новорожденности переходит в период грудничка. С двух месяцев ребенок начинает сотрудничать с взрослыми в силу того, что не в состоянии сам удовлетворить ни одной жизненной потребности. Наша соотечественница, психолог М.И. Лисина выделяет в первые 7 лет жизни 4 вида потребности в общении; 1) потребность в доброжелательном общении, 2) потребность в сотрудничестве, 3) потребность в уважительном отношении взрослого, 4) потребности во взаимопонимании и сопереживании.

Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности. И для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание на то влияние, которое игра оказывает на психическое ребенка, на становление его личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.