КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 2 страница. Весь этот период зависит от здоровья будущей матери, ее настроения, стабильности положения, количества и глубины потрясений
Весь этот период зависит от здоровья будущей матери, ее настроения, стабильности положения, количества и глубины потрясений, достатка или лишений. Надо помнить, что очень высока вероятность выкидыша или самопроизвольного аборта. Как уже отмечено, большое значение имеет внутриутробное развитие ребенка на формирование личностного потенциала ребенка. Благоприятность прохождения беременности сказывается на физическом состоянии ребенка. Недоношенность ребенка чаще связывают со стрессовыми ситуациями, в которых находилась мама во время беременности. 266 дней длится «пренатальный» (внутриутробный) период развития ребенка. Это время для молодой семьи может быть периодом активной подготовки к рождению ребенка. Женщина нуждается в особенном, чутком отношении. Она испытывает страх, что ее тело меняется, что внутри ее развивается новая жизнь. Появление этих беспокойств рассматривается как норма для ее нового состояния. Очень важно то обстоятельство, есть ли рядом с женщиной близкие люди, с которыми она может разделить свое беспокойство, успокоиться, взять ответственность за сохранение ребенка, и подготовку к моменту родин. Медицинские специалисты отмечают важность ранних сроков беременности, так как в этот период происходит активная дифференциация различных органов. Если развитие организма начинается с первого деления оплодотворенного яйца, то уже на пятый день, к моменту имплантации яйца в стенку матки, маленький организм состоит уже из 128 клеток, а к моменту рождения их будет 800 миллиардов. Нервная система, на основе нейрона, начиная с 3-й недели, сопровождается формированием спинного мозга, головного мозга и сети сенсорных и двигательных нервов. Многие молодые женщины страдают от токсикоза именно в этот период. Это обстоятельство может напугать женщину, она расстраивается, появляются мысли отказаться от беременности. В этот период беременная женщина особенно нуждается в психологической поддержке близких людей. «Неонатальный» период, когда с 3-х месяцев у плода начинается движения тела и глаз. Молодые будущие папы с замиранием сердца слушают пока еще редкие толчки своего будущего дитя. Медики утверждают, что в эти моменты ребенок также прислушивается, его личико расслабляется. Специалисты утверждают, что особо благоприятное влияние на развитие ребенка оказывает музыка, именно мелодичная, спокойная, чаще классическая. На 7-ом месяце появляются многочисленные рефлексы (сосание, реакции на громкие звуки, ребенок может слышать голос своей матери). В этот период прерывание беременности является опасным и в физическом и психологическом плане как для матери. Иногда специалисты девятимесячный период беременности подразделяют на три равные части по три месяца, которые называются триместрами. На протяжении первого триместра развиваются все основные органы и структура тела. На протяжении второго триместра развиваются губы, ногти на пальцах ног и сформированные зачатки зубов. В этот же период формируются такие важные органы как сердце, легкие, головной мозг. В этот период головной мозг увеличивается в 6 раз. В возрасте 7 месяцев, плод весит уже более 1,5 кг. Уже в возрасте 15 недель плод способен совершать хватательные движения, морщиться, двигать глазами и гримасничать. К 20-й неделе развиваются органы вкуса и обоняния, к 24-й неделе более полно развивается кожная чувствительность, плод начинает реагировать на звук. В это время существует вероятность критического периода. Критический период - это то время, в течение которого тот или иной орган наиболее чувствителен к определенному воздействию. Таким образом, например, от третей недели до пятой, может быть нанесен особый вред сердцу, глазам, рукам или ногам, так как именно в эти недели идет активное развитие именно этих органов. Ученые выделяют немалое количество факторов, влияющих на ход «пренатального» развития. Это организация питания, болезни, гормоны, факторы крови, радиация, возраст матери на момент зачатия, стрессы, дородовая подготовка. Лекарства, принимаемые матерью, вполне могут быть безвредными для матери, но, сомнительно что, полезными для развивающего ребенка. Общеизвестна вредность влияния наркотиков на развитие плода. Особенно опасен героин, морфин. Они влияют на ребенка таким образом, что в зависимости от пристрастия матери к наркотикам, может привести к “ломке” у только что родившегося ребенка, то есть повышенной возбудимости, рвоте, дрожи, изменению температуры, и все это сопровождается пронзительным плачем ребенка. Ребенок матери, принимающей наркотики, отстает в развитии… Отстает в росте, весе, у него плохой сон, плохо сосет грудь, движения менее скоординированы, серьезные проблемы с вниманием. Общеизвестно, что алкоголь и его воздействие на развитие плода зависит от глубины злоупотребления матерью. Доказано, что у 32 % младенцев сильно пьющих мам обнаруживают врожденные аномалии. Настораживает тот факт, что многие молодые женщины, принимая алкоголь в небольшом количестве, ошибочно полагают, что это безвредно для плода. При этом не нужно забывать о том, что даже 50-ти грамм принимаемого алкоголя в первые месяцы беременности достаточно, что у ребенка многократно увеличивается шанс иметь лицевые уродства. О влиянии курения известно то, что при курении вдыхаемые продукты сгорания табака, проникают через плаценту. Каждый раз, когда мать курит, возрастает частота сердечных сокращений у плода. У курящих мам более высокий риск преждевременных родов. Недостаточный вес ребенка при рождении, выкидыши и количество детских смертей выше в группе курящих родительниц. Интересно то обстоятельство, что беременность является прекрасным поводом бросить курить навсегда. Влияние лекарственных средств на развитие плода зависит в первую очередь от их количества. Всякая чрезмерность несомненна вредна. Но есть препараты, такие как, например, тетрациклин, оказывает вредное воздействие на зубы и кости, а также способствует появлению других врожденных дефектов. Вещества, безвредные для животных и взрослых людей, могут оказаться очень опасными для быстро развивающегося человеческого плода. Многие химические вещества в составе среды, окружающей будущую мать, могут быть вредными для плода, однако беременная женщина практически не может контролировать эти условия. Тем более что у матери, так и у детей существуют существенные различия в уязвимости от химических, лекарственных препаратов. Но мать может проявлять осторожность при приеме лекарств. Влияние болезней матери на развитие ребенка зависит не всегда. Например, большинство видов бактерий не проникает сквозь плацентарный барьер, так что даже серьезное бактериальное заражение матери может не оказать на развитие ребенка никого влияния. Но такие вирусы, как краснуха, сифилис, грипп, полиомиелит могут вызвать слепоту, глухоту, пороки сердца, повреждения головного мозга. Наиболее опасным вирусом считается вирус иммунного дефицита (ВИЧ). Одним из главных условий успешного развития плода является стабильное здоровье матери и нормально сбалансированная диета. У плохо питающихся матерей чаще случаются преждевременные роды, выкидыши, и дети чаще умирают вскоре после рождения. Специалисты считают, что необходимо раннее наблюдение беременной матери. Обязательное посещение специалиста в первые недели беременности поможет будущей роженице предотвратить всякого рода осложнения. Будущим родителям лучше знать, что роды имеют 3 стадии: племинарную (предродовые схватки), собственно роды и изгнание последа. Первая стадия длится от 12 до 15 часов при первых родах и от 6 до 8 часов при последующих. Схватки начинаются с легких болезненных сокращений матки, обычно с интервалом 15-20 минут, затем усиливаются и наступают уже через 3-5 минут. Желательно отправить ЖЕНЩИНУ в родильный дом. Пытаться расслабляться в эти моменты роженице - это главная помощь самой себе в процессе подготовки к родам. Болезненность схватки объясняется тем, что происходит раскрытие шейки матки. Во-первых, слизистая пробка, закрывающая шеечный канал, выходит. Во-вторых, плодный пузырь разрывается и часть околоплодной жидкости, выходит наружу по родовому каналу. Вторая стадия это собственно сами роды. Эта стадия занимает от 10 до 40 минут, при условии, что роженица помогает ребенку родиться. Мать «тужится», то есть напрягает мышцы матки, активно помогает себе сама, так как мышечные сокращения матки дают возможность проталкиваться ребенку через родовой канал. Трудности при родах возникают тогда, когда ребенок рождается не головой вперед, а ягодицами вперед. Роженица нуждается в специальной помощи, чтобы не нанести травму себе и ребенку. Третья стадия - изгнание плаценты, практически безболезненный процесс и продолжается около 20 минут после родов. Женщина ожидает отделение плаценты, отдыхая от процесса родов. В период подготовки к рождению ребенка, желательно чтобы молодой отец, родственники роженицы оказали ей помощь пережить сложность предродового, родового и послеродового состояния, разделяя ее беспокойство, принимая ее состояние как новое, эмоционально насыщенное и понимая особенности ее поведения. Женщина, приложив немало усилий для появления ребенка на свет, нуждается в особо заботливом, внимательном отношении со стороны мужа, близких людей. Благоприятное эмоциональное состояние матери скажется на появлении и сохранении грудного молока. Грудное вскармливание повысит устойчивость ребенка к инфекциям, упростит процесс ухаживания, поможет при лечении детских заболеваний и обеспечить благоприятное общение матери с малышом с самого момента рождения. Таким образом, пройдут ли успешно роды, зависит от уровня готовности молодых родителей к браку, от готовности молодой женщины стать материю, родить ребенка. Сегодня специалисты говорят о важности налаживания душевных контактов между родителями и детьми уже в ранние периоды беременности. ТРЕНИНГ. Как Вы думаете, требуются особые знания для того, чтобы бы стать матерью? Какой для Вас сам благоприятный возраст для того, чтобы родить ребенка? Стать матерью или отцом, лучше в каком возрасте? Какова роль мужчины, когда его жена собирается родить ребенка? Как Вы относитесь к тому, что сегодня показатели рождаемости намного ниже, чем смертность в нашей стране? Как Вы это можете ощутить в своей жизни? Чем Вы объясняете тот факт, что молодая семья принимает решение иметь одного ребенка? Как Вы относитесь к такой поговорке: “один ребенок - нет ребенка, два ребенка - это половина дитя, а три ребенка - это один ребенок”? Что Вы думаете о Вашем здоровье? Что Вы делаете для улучшения Вашего здоровья? Выражение “здоровый образ жизни” - что это значит для Вас? Вы можете говорить о том, что Вы ведете здоровый образ жизни? Что мешает Вам вести здоровый образ жизни? Какое значение имеет Ваше здоровья для Вашей семьи: ее бюджета, благополучия? ПРИМЕР ИЗ КОНСУЛЬТАЦИИ. Молодая женщина – Елена, 22 года. У нее первая беременность. Нервничает, злится, что близкие не учитывают ее состояния. Все должны ее понимать, помогать ей. Не злить ее, потакать ее капризам. Капризы смешны для мужа, матери мужа. Они ее попрекают в глупостях. Женщина часто плачет, что никто ее не любит, и плохо любят... На мой вопрос: «А что и кто Вам мешает любить себя, своего ребенка», - смотрит на меня недоверчиво. «А как Вы любите ребенка, своего мужа, свекровь? Как им помогаете пережить Ваше состояние?» – смотрит заинтересованно. «От чего увлеклись перекладыванием ответственности за рождение вашего здорового ребенка на мужа, свекровь?», - у Елены потребовал времени на ответ. Разговор о готовности закончился принятием ответственности за рождение ребенка, за сохранение здоровья, формирование комфорта. Елене стало понятна выгодность собственной самостоятельности, а не опасной зависимости от «жалости» близких. Увидела основу слова «жалеть» - «жало». Посмеялась над своей позицией. Поняла, что мало говорить о себе, о своих чувствах, говорит же только о муже, свекрови, о их обязанностях. Ей стало ясно, что она сама в состоянии благополучно перенести беременность. Увидела, что ею выбранная методика - привлечь внимание к своему положению – капризами, смешна и наивна. Согласилась, что готовится к рождению ребенка можно только, договариваясь с близкими, а не упрекая их. Елена продолжила занятия на тренингах общения. Роды прошли нормально. Важнее другое, по мнению Елены, что она вспомнила о собственной силе, сняла зависимость от мнения других людей, даже таких близких, как мама, муж. Она поверила в силу своего «Я», она стала сильнее, потрудилась над самосознанием собственной персоны.
САМОСОЗНАНИЕ. Нередко самосознание рассматривается в контексте других образований, таких, как «Я», «Я-система», «Я-образ», «Я-Концепция» и не всегда имеют четкого терминологического определения. На первое место при определении самосознания выходит проблема взаимосвязи самосознания и сознания. Очевидно, что эти два феномена выступают в единстве, но не тождественны друг другу. Согласно концепции Л. С. Выготского, самосознание является более поздним продуктом развития сознания. Так, источниками развития самосознания ученый считает собственную практическую деятельность человека и общение. Индивидуальное развитие ребенка может рассматриваться только в социальном контексте, в процессе овладения подрастающим человеком орудиями и знаками, то есть в процессе обучения у членов семьи. В результате ребенок обретает умение управлять собой, что невозможно без умения познавать себя. Мнению Л. С. Выготского противоречит позиция В.М. Бехтерева, согласно которой самосознание в развитии человека предшествует сознанию внешнего мира. В онтогенезе возникает сначала ощущение себя, выделение себя из среды, представление о себе самом и лишь затем появляется представление о предметной действительности. Промежуточное решение этой проблемы представлено в трудах И.М. Сеченова. Согласно его концепции, самосознание возникает и развивается в непрерывном единстве с сознанием. С. Л. Рубинштейн предлагает искать источник самосознания «в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими». Наиболее важным для нас является то, что самосознание неразрывно связано с развитием личности, так как оно возникает в ходе этого развития. Это дает возможность рассматривать самосознание как важнейшее условие развития и совершенствования человека за счет его специфических функций, таких, как самопознание, самооценка, самоконтроль, саморегулирование, субъективность. О развитии самосознания в младенчестве Г.А. Урунтаева, Н.Н. Авдеев отмечают, что: «У младенца выделяются элементы самосознания, которые проявляются в ощущениях важности у младенца под влиянием личностно-адресного общения с взрослым, формируется эмоционально-положительное отношение к себе, интерес и инициативность к окружающим, формируется первое предличностное новообразование – активность». В дальнейшем отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Под влиянием оценки взрослого, ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает», материальную проекцию своего «Я» в достигнутом результате – он говорит о себе: «Я нарисовал, играл, оделся». Он начинает понимать, что действия совершает он сам. Каждый результат деятельности становится для ребенка утверждением своего «Я». Для него важно, чтобы его достижения кто-либо оценил. В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Имя для него - это его индивидуальность, отличие от других детей. Тогда же изменяется отношение ребенка к людям, предметам, самому себе. Возникает личное действие и сознание «Я сам». У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте проявляются в возникновении критического отношения к оценкам взрослых и сверстников, в оценивании других, происходит умение оценивать самого себя, возникает самокритичность, развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание. Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте является одним из главных показателей формирования личности. К 12 годам у подростков возникает интерес к собственному миру. Происходит постепенное усложнение и углубление самосознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит: «к относительной устойчивости представлений о себе как цельной личности к 16-17 годам». Л. И. Божович, Ю. Б. Гиппенрейтер выделили основные функции самопознания: 1. Познание себя (через развитие своих способностей к самопознанию, через накопление «материала» для самопознания и через постоянное изменение в ходе самопознания). Ребенок сначала учится отделять себя от физического мира, тогда и формируется «образ физического Я». Затем – отделять себя от других людей (формируется образ «социального Я»). Постепенно происходит осознание «духовного - Я», при этом выделяется «образ реального Я» и «образ идеального Я». Рассогласование этих образов часто переживается субъектом, создавая особую энергетическую основу для саморазвития. 2. Усовершенствование себя (через развитие представлений о смыслах и ценностях своей жизни). 3. Поиск смысла жизни (через «координацию всей своей личности в целом»). Но он замечает, что «этот вопрос встает не перед каждой личностью и не с равной силой». В результате самопознания у человека вырабатывается система представлений о самом себе или «образа Я». В. Г. Ананьев к вопросу о постановке проблемы развития детского самосознания указывает на осознание ребенком своих желаний только на второй стадии, в младенчестве он не обладает самосознанием. И в большей мере его самосознание зависит от роли взрослого. Начиная с раннего детства, ребенок старается вести себя "хорошо", стремясь к одобрению со стороны значимых для него лиц и к поддержанию определенного порядка. Эти внешние оценки своих поступков, действий, побуждений создают основы морального компонента самосознания. Известно, что представление ребенка о себе самом или концепция собственно «Я» будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями. Формируется на основе разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Выявление условий и механизмов формирования позиции «Я» ребенка в обществе представляет ключ к раскрытию психологических основ воспитания растущего человека как личности. Показательно, например, что уже для детей полутора лет, как было отмечено А. Валлоном, а затем Дж. Брунером, характерна социальная категоризация, разделение на группы «мы», на «я» и «другой». И. Кон напоминает, что усвоение местоимения "Я" дается ребенку с большим трудом: ему трудно понять, почему разные люди обозначают себя одним и тем же словом "Я", и он нередко пытается "монополизировать" это местоимение: пусть только я буду "Я", а ты будь только "ты". Что касается двухлетнего ребенка, то «это умудренное уже немалым опытом социальное существо», - выделяет Б. Уайт: «…обладающее системой «социальных навыков и позиций, которую потом, он использует в отношениях с людьми». В 2 года ребенок уже чередует роли - за себя и за другого, что позволяет ему более четко выделять границы собственного «Я» от «другого». То есть ситуация «пра - мы» постепенно дифференцируется, в ней выделяются разные позиции «Я» и «другой». Н.А. Менчинская отмечает, что привод трехлетнего ребенка к осознанию наличия своего «Я», создает новую позицию «я и общество». К 3 годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое «Я», осознавая свою «самость», ставя себя в позицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он, вычленив, (еще не осознав) свое «Я», начинает все более активно вступать в отношения с другими людьми и сверстниками. В период с 3 до 6 лет, осознав свое «Я» среди других, ребенок стремится примерить себя к другим, активно воздействовать на ситуацию; он овладевает социальным опытом, социальными действиями, их социальной сущностью, которая определяет развитие его социализации - индивидуализации. Подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания как осознания себя в системе общественных отношений, развитием социальной активности и социальной ответственности. Обостряется потребность подростка в общественном признании, в признании его значимыми взрослыми, ровесниками. При отсутствии реальных возможностей утверждения новой социальной позиции обуславливает в итоге развертывание предметно - практической деятельности. Поэтому в 15 лет вычленяется очередной промежуточный рубеж социального движения - «я в обществе». Наиболее крупными ступенями социального развития личности в период от рождения до зрелости выступают два блока, которые можно обозначить как фазы становления личности. На первой фазе (от 0 до 10 лет) - фазе собственно детства - происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания. На второй фазе (от 10 до 17 лет) - фазе подросткового возраста - наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта. При этом речь идет об особом понимании ответственности, не просто за себя. А ответственность за себя в общем деле. Ответственности за общее дело и за других людей, не в плане «самоактуализации» по А. Маслоу, а в смысле актуализации себя в других, «выхода за пределы самого себя», по С.Л. Рубинштейну, когда «Я» вовсе не растворяется в системе, а, напротив, обретает и проявляет в нем силы своего действия. Выделенные фазы охватывают определенные циклы развития личности. Фиксируя результат этой формы социального развития - становление позиции ребенка в системе общества и реализацию этой позиции. Изучение поуровневого развития растущего человека как личности имеет продуктивное значение, требуя углубленного исследования по многим линиям. Подростковый возраст, который наиболее сензитивен к усвоению социально значимых ценностей, выступает в этом плане как особое состояние социальной зрелости. По мере развития человека, перед ним постоянно возникает проблема, как воспринимать себя в системе взаимоотношений с другими людьми, с обществом и с самим собой. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев выделяют в связи с этим уровень личности (как «реальности для других»), индивидуальности (как «встречи с самим собой») и универсальности на полноту бытия и места в Мире. Когда реализуются результаты накопления, роста рефлексии, самооценки, самоконтроля, развития самосознания, проявляясь в определенной форме движения «Я» в сфере общества, это обеспечивает трансформацию самоопределения из определения: «что есть Я?» в самоопределение, имеющее основанием осознания подростком себя в обществе. Особенности стадиального развития личности подростка прослеживаются через изменения структуры самосознания, находящихся в неразрывном единстве трех сторон: когнитивной (самопознания), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной, интегральным продуктом которых выступает образ «Я». Поэтому показатель развития самосознания, его различные проявления: самооценка, личностная рефлексия, требования к себе и другим, мотивы деятельности, идеалы и др. становится предметом многих исследований. Другим механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком, как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Роджерс ввел уточнения в ходе разработки вопроса развития «Я-концепции в онтогенезе. Он пишет: «…если в детстве, Я-концепция ребенка формируется под влиянием оценивания другими людьми, сказывается на создании либо позитивного, либо негативного образа, то во взрослой жизни структура «Я» молодого человека формируется под воздействием значимого окружения и его «Я-концепция» все больше дифференцируется и усложняется». К 12 годам у подростков возникает интерес к собственному миру. Происходит постепенное усложнение и углубление самосознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит: «к относительной устойчивости представлений о себе как цельной личности к 16-17 годам», - приходит к заключению. Л.И. Божович. Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте является одним из главных показателей формирования личности. Самосознание - это переживание целостности и специфичности своего Я, наделенного собственными мыслями, чувствами и желаниями и существующего в окружении внешнего мира, но в то же время отдельно от него. «Познавая себя, человек», - как отмечает А.Г. Спиркин, - «…никогда не остается вполне таким, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека, а как ответ на зов общественных условий жизни». Известно, что представление ребенка о себе самом или концепция собственно «Я» будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями. Формируется на основе разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Таким образом, самосознания имеет свои конкретные показатели к определенному возрасту. Отставание показателей самосознания приводит к серьезнейшим проблемам, так как школьник с заниженной самооценкой теряет возможность рассматривать себя как источник улучшения развития. Установлено, что самооценка тесным образом связана с деятельностью, активностью личности, ее стремлением развиваться, самосовершенствоваться. В значимых ситуациях личность с более слабой самооценкой находится как бы в более невыгодном положении. Достоинство, ценность своего «Я» почти полностью поглощают внимание индивида, уровень активации излишне повышается, затрудняя выбор способа деятельности, поведение становится ригидным. Если же самооценка устойчива, человек имеет более хорошие предпосылки для деятельности, свободнее обдумывает ее альтернативы, склонен интерпретировать получаемую информацию как положительную для себя. Необходимо отметить тесную связь самооценки с уровнем притязания. Его можно охарактеризовать как установку человека на выбор личностно значимых целей, успешное достижение которых может удовлетворить его стремление занять желаемое место в шкале определенных ценностей. Он формируется на основе оценки личностью своих возможностей, успехов, неудач при выполнении задач определенной трудности и представляет важный механизм, корригирующий при определенных условиях самооценку. Чем выше уровень притязаний, тем труднее его удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности. Чем более значимым является оцениваемый аспект, тем большую роль играет самооценка. Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменить значение прежних. Необходимо отметить, что с возрастом влияние внешних оценок на самооценку личности снижается, а усиливается ориентация на уже сложившееся представление о себе. Таким образом, самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выражается в оценке личностью самой своих возможностей, качеств, своего места в окружающем мире. Самооценка является не только аффективной оценкой представления индивида о самом себе, но и выступает в качестве необходимого внутреннего условия регуляции поведения и деятельности. Качество самооценки, ее адекватность, устойчивость, глубина оказывают существенное влияние на результаты процесса саморегулирования. ПРИМЕР ИЗ КОНСУЛЬТАЦИИ. Мама Софья, 28 лет, ее сын, 4-х лет, зовут Игорь. Маме рекомендовали обратиться к психологу по поводу жалоб на поведение сына в детском саду. Ребенок в детском саду часто дерется, кусается, играет в одиночестве. Пока сын обживался в кабинете, мама дала ему порядка 20 указаний. Они были следующего типа: «поздоровайся с тетей», «встань сюда», «раздевайся», «дай одежду», «складывай одежду», «сиди», «не вертись». Ребенок был похож на робота. И самое грустное, он все эти, казалось бы, немыслимые для малыша приказы, он хотел выполнять. Правда, он все снова и снова возвращался к своей возможности поиграть, но мама не давала ему пощады. Она хотела контролировать все его действия. Создавалось впечатление, что этот малыш вел себя как маленький старичок, уставший и злой. Мама нескоро стала понимать, что такой ситуации, какую она создает дома, в детском саду у сына быть не может. Мальчик привык выполнять ее инструкции, но в детском саду не собираются контролировать его ежеминутно все действия. Ребенок страшно напуган якобы «безразличием» детей и взрослых в детском саду и защитной реакцией выступает агрессивность. К сожалению, у мальчика почти не сформирована самостоятельность, он не верит в свои силы, он этой возможности и никогда и не имел – поверить в себя. Мама, желая, как она думала, хорошо воспитать сына, решила, что ей лучше знать, что надо делать ее ребенку. Все это могло бы и быть полезным для сына, если бы мама любовно договаривалась с сыном, давала возможность ему самому что-то решать. Но при таком обращении – командном, и я бы сказала бездушном, не удивительно, что у ребенка была такая агрессивная реакция. На мое выяснение причин, непонятного поведения мамы и ее не совсем тактичного отношения к сыну, мама удивленно восклицала, но дома-то он все ее указания выполняет. Мама даже считала, что это дети плохие, и воспитатели все плохие, а ее ребенок прав. Было больно и грустно за ребенка. Его, родная мама, лишила главной привилегии детства - это самостоятельности изучения мира, познания своих возможностей. Конечно, не все сразу бы и получалось у малыша хорошо, но он бы научился различать плохое и хорошее в собственном поведении. А не по указке мамы – как дышать, как ходить, как думать. Мама по ходу консультации стала думать, а как же будет жить она с сыном, который привыкнет только выполнять ее указания. Как ей не выгодна несамостоятельность сына, как ей не будет совсем полезно, если у ее ребенка не будет осознания собственной значимости, и он останется только исполнителем чужих приказаний…
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |